Полномочия главы государства великобритании

Глава государства Великобритании. Функции, полномочия, роль в политической системе

Монархическая форма правления в Великобритании существует столько же, сколько и само это государство. Был, правда, 11-летний перерыв республиканского правления О. Кромвеля с 1649 по 1660 г., но этот период скорее развенчал республиканские идеалы в сознании народа, чем отвратил от монархии.

Монарх в Великобритании больше, чем монарх. Это и символ нации, и защитник веры, и гарант стабильности.

В Великобритании действует кастильская система престолонаследия, в соответствии с которой королевский трон передается по наследству старшему из сыновей бывшего монарха, а если сыновей нет, то старшей дочери.

В силу специфики источников права Великобритании статус монарха определяется в основном правовыми обычаями, судебными прецедентами и отдельными парламентскими статутами. Полномочия монарха существуют в форме королевских прерогатив, т.е. исключительных прав, не исходящих от парламента. Прерогативы монарха Великобритании можно подразделить на личные и политические.

• К числу личных относятся: право на атрибуты монаршей власти (корона, мантия, трон, скипетр, титул); право на содержание по цивильному листу; право иметь королевский двор.

• Политические прерогативы монарха формально являются весьма обширными и серьезными, но на практике в настоящее время самостоятельно им не используются. В большинстве случаев они действуют лишь номинально. Поэтому их принято именовать спящими прерогативами.

Во взаимоотношениях с парламентом полномочия монарха характеризуются прежде всего тем, что он является составной частью этого органа. Однако монарх не может посещать заседания парламента без специального приглашения. Из этого правила установлено единственное исключение, связанное с еще одной королевской прерогативой.

• Каждый год королева открывает очередную сессию парламента, выступая на совместном заседании палат с тронной речью, текст которой готовится для нее Премьер-министром. Юридически только в это время парламент заседает в полном составе, что считается крупным политическим событием, поскольку устами королевы излагается программа, с которой правительство выходит на очередную парламентскую сессию.

• Следующая прерогатива монарха во взаимоотношениях с парламентом – промульгация принятых им законов. С этой прерогативой связана еще одна – право королевского вето, которое формально имеет абсолютный характер, но с 1707 г. не используется.

• Наконец, именно монарху в Великобритании принадлежит право роспуска нижней палаты парламента – Палаты общин.

Во взаимоотношениях с правительством статус монарха характеризуется тем, что королева назначает Премьер-министра. Однако фактически им становится лидер партии, победившей на выборах в Палату общин. Поэтому в большинстве случаев акт назначения является формальностью. Тем не менее порой возникают достаточно сложные ситуации, когда слово монарха может стать решающим.

Судебные полномочия монарха состоят в том, что монарх назначает судей высших судов; от имени короны осуществляется правосудие, объявляются амнистия и помилование.

Британский монарх осуществляет функции главнокомандующего Вооруженными силами Великобритании. Королева назначает высших должностных лиц в армии, присваивает воинские звания (воинское звание самой королевы – полковник), награждает знаками отличия.

В сфере внешней политики королева является главой Содружества, в состав которого входит в настоящее время 51 государство, причем 18 из них, включая Канаду, Австралию и Новую Зеландию, признают Елизавету II в качестве главы своего государства. Именно королева промульгирует конституции государств, входящих в состав Содружества.

Согласно распространенному мнению монарх в Великобритании “царствует, но не правит”. Вряд ли это можно в полной мере отнести к Елизавете II, которая активно занимается государственными делами. Она стремится лично просмотреть все государственные бумаги, доставляемые ежедневно в Букингемский дворец (резиденцию королевы). Традиционно каждый вторник королева принимает в Букингемском дворце Премьер-министра и обсуждает с ним наиболее важные вопросы внутренней и внешней политики.

В СМИ отмечается, что Елизавета II принимает участие примерно в 450 публичных мероприятиях в год, проводя четыре дня в неделю в Букингемском дворце, который особы королевской крови считают своим офисом, и лишь три дня – дома, в Виндзорском замке.

Как наследственный глава государства Великобритании и Северной Ирландии, королева выполняет не прямые обязанности, а формальные функции, символизирующие историческую преемственность и национальное единство. Все акты, исходящие от королевы, подлежат контрасигнации Премьер-министром. В соответствии с конституционным обычаем монарх не может издать ни одного акта без его согласия.

Традиционность британской системы власти проявляется и в том, что здесь сохраняется сугубо монархический институт – Тайный совет при короне (монархе). Возник в конце XVII в. как комитет Тайного совета; последний состоит из членов королевской семьи, архиепископов, министров и почетных членов совета (всего около 300 чел.). В полном составе собирается в особо торжественных случаях. Кворум для принятия решений составляет три человека.

Наконец, специфическая черта статуса монарха Великобритании состоит в том, что он является главой англиканской и пресвитерианской церквей.

Институт монархии сохраняется в Великобритании как символ единства нации, преемственности в ее развитии, гарант стабильности общества. Монархия имеет некоторые преимущества, отсутствующие у республиканской формы правления. К ним можно отнести политический нейтралитет монарха (поддерживаемый недопустимостью его членства ни в одной политической партии), его компетентность и информированность в вопросах управления, обеспечиваемые многолетним опытом, подготовкой к достойному исполнению своих задач с детства, возможность сохранения монархом своего статуса независимо от соотношения политических сил.

Вместе с тем данный институт защищен законом. Так, согласно Закону “О государственной измене” (1848) любая критика монархии может рассматриваться как тяжкое преступление, за которое грозит наказание в виде пожизненного заключения.

С 6 февраля 1952 г. британский престол занимает королева Елизавета II из династии Виндзоров. Елизавета II – 42-й монарх Великобритании (по другим источникам – 56-й монарх) и шестая по счету королева на престоле. Полный титул монарха – Елизавета Вторая, Божьей милостью королева Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и других подвластных ей государств и территорий, глава Содружества наций, защитница веры, суверен британских рыцарских орденов.

Виндзоры являются правящей династией с 1901 г. после смерти королевы Виктории (Ганноверской династии), с которой завершилась Викторианская эпоха в истории королевства (с 1837 по 1901 г.).

Елизавета (ее полное имя – Елизавета Александра Мэри) родилась 21 апреля 1926 г. Однако официально день рождения королевы отмечается во вторую субботу июня. В этот день королева награждает своих подданных орденами и медалями, а наиболее отличившимся жалует титулы. Перед Букингемским дворцом проходит торжественный церемониал выноса знамени гвардейского полка, несущего караульную службу во дворце Ее Величества. На праздник собирается королевская семья: супруг – принц Филипп; дети – Чарльз (принц Уэльский), Анна, Эндрю и Эдвард (с супругой – принцессой Кембриджской) и внуки – Уильям, Генри, Питер, Сара, Беатрис и Евгения.

Традицию отмечать день рождения летом установил Эдуард VII (первый король из династии Виндзоров, правивший с 1901 по 1910 г.). Он родился в ноябре 1841 г. и, будучи по природе жизнерадостным, не выносил отмечать свой день рождения в тоскливую ненастную погоду, поэтому и перенес официальные торжества на летний период. Эта традиция была поддержана его преемниками и соблюдается до сих пор.

Муж Елизаветы II – принц Филипп (Маунтбаттен) – не является королем, он только супруг королевы – принц-консорт. Согласно протоколу на официальных приемах муж следует в нескольких шагах позади королевы, если королева сама не пожелает опереться на его руку, что, как правило, и имеет место. Еще одна деталь. Супруг королевы имеет титул герцога Эдинбургского. Он датчанин, но официально принадлежит к греческому королевскому роду. В то же время имеет родственное отношение к царской семье Романовых (его дед – Георг I был женат на великой княжне Ольге, племяннице Александра II), и когда проводилась идентификация останков Романовых, исследовалась и ДНК супруга британской королевы.

Первым ребенком королевской семьи и наследником престола является принц Чарльз, родившийся 14 ноября 1948 г. Он носит титул принца Уэльского. Чарльз был женат на принцессе Диане Спенсер. У них родились два сына – принц Уильям (родился 21 июня 1982 г.) и принц Генри (15 сентября 1984 г.).

Как и все члены королевской семьи, принц Чарльз даже в мирное время состоит на военной службе. Начав военную карьеру в Королевском колледже военно-воздушных сил в 1971 г., он перешел во флот, где дослужился до должности капитана минного тральщика. А по случаю достижения 58 лет (с учетом выслуги) ему были присвоены звания генерала сухопутных войск, адмирала королевских ВМС и главного маршала ВВС Великобритании.

В 2008 г. Елизавета II объявила о том, что передаст трон своему сыну через пять лет, т.е. в 2013 г., и принц Уэльский Чарльз станет королем (предположительно Карлом III).

Изображение королевы появляется на печатях, бумаге, монетах.

Хобби королевы – скаковые лошади, бабочки, кроссворды и фотография.

Королева считается одной из самых богатых женщин королевства. Ее состояние оценивается в 20 млрд долл. США. Королева имеет пять замков, в том числе Букингемский дворец, поезд, три реактивных лайнера, два вертолета и яхту.

Кризис не мог не сказаться на финансовом состоянии и королевской семьи. Сама королева потеряла треть своих вложений в ценные бумаги. В 2009 г. ее лишили государственного самолета, предложив приобрести для официальных визитов частный самолет. Сокращены средства, выделяемые на ремонт ее резиденций.

В последнее время Елизаветой II предпринято несколько важных шагов по реформированию традиционных институтов монархической формы правления. Прежде всего, это связано с реформированием верхней палаты парламента. Внесены изменения и в систему престолонаследия. Королева уже утвердила принцип равенства в престолонаследии между мужской и женской линиями.

Происходят изменения и в придворном этикете. Так, обращение “Ваше Высочество” теперь применяется только к наследному принцу, отменен реверанс придворных дам. Несколько лет назад Букингемский дворец (резиденция Елизаветы II) был открыт для доступа публики, и теперь, в то время как королевская семья находится в Виндзорском замке или другой королевской резиденции, британцы и многочисленные туристы бродят по королевским покоям, дышат тем же воздухом, что и члены королевской семьи. Это согласуется с общим демократическим направлением проводимых реформ.

Совсем недавно, в августе 2009 г., было отменено еще одно из старейших протокольных правил, согласно которому подданные, дипломаты, гости и прислуга должны выходить из помещения, в котором находится британский монарх, пятясь к выходу. При этом необходимо продолжать смотреть на королеву до тех пор, пока двери комнаты не закроются.

Эта норма этикета зародилась еще в Средневековье, когда отворачиваться от правителя считалось очень неприличным. Решение об отмене этой нормы этикета было принято из соображений безопасности. Эксперты сочли, что выход из комнаты спиной вперед может стать причиной травмы посетителя Елизаветы II. После долгих дебатов королева с этой реформой смирилась, но настояла на том, чтобы этому правилу следовали старший королевский конюшенный и церемониймейстер дипломатического корпуса. А лорд-канцлер Дж. Стро пообещал королеве сохранить этот обычай во время открытия новой сессии парламента. На этой торжественной церемонии лорд-канцлер подает монарху текст тронного выступления, после чего медленно отходит, двигаясь назад по высоким ступеням.

В британской литературе отмечается, что королевская семья показала свое желание осуществить постепенное обновление и обеспечить вхождение древней Короны Британии в XXI столетие в обновленном виде и с новыми успехами.

Правда, авторитет монархии снижают некоторые поступки отдельных членов королевской семьи, которые подают не всегда хороший пример. Речь идет о разводах двух сыновей королевы – принца Чарльза (с принцессой Дианой) и принца Эндрю (с Сарой Фергюссон). Еще раньше развелись со своими мужьями сестра королевы Маргарет (умерла в феврале 2002 г.), дочь Анна.

Еще одно новшество. Начиная с 2002 г. ежегодно публикуется цивильный лист, что прежде делалось раз в 10 лет.

Вместе с тем некоторые традиции сохраняются. Так, в течение года королева принимает официальные визиты только двух глав государств, в числе которых в 2003 г. оказался глава Российского государства. Модернизация монархического правления в стране мало затронула членов королевской семьи, на которых в полной мере распространяется дворцовый протокол. Если кто-либо из детей королевы желает повидаться с матерью, он обращается к служащему королевы, который созванивается с Ее Величеством и спрашивает, сможет ли она принять сына или дочь и в какое именно время.

Приверженность британцев монархии выразилась в проявлении уважения и почитания королеве-матери в дни празднования ее 100-летнего юбилея, и особенно в траурные дни 2002 г., когда королева-мать ушла из жизни.

Сами члены королевской семьи нередко демонстрируют примеры служения отечеству. Принцесса Анна – дочь Елизаветы II – ведет активную социальную деятельность, патронируя 222 организации. В знак признания ее заслуг принцесса в 1994 г. была удостоена высшего рыцарского звания и Ордена Подвязки – старейшей британской награды, учрежденной в 1348 г.

Согласно последним опросам общественного мнения 65% британцев полагают, что Елизавета II прекрасно справляется со своими обязанностями. В целом больше половины подданных хотели бы сохранить институт конституционной монархии, правда, несколько модернизировав его на голландский лад.

В связи с 80-летним юбилеем королевы Букингемский дворец обнародовал список 80 любопытных фактов из ее жизни. За годы своего пребывания на троне королева открыла 15 мостов, пустила в плавание 23 корабля и позировала для 139 официальных портретов.

В соответствии с принятым в 1324 г. и действующим до сих пор законом ей принадлежат все осетры, киты, морские свиньи и дельфины, обитающие в водах, омывающих Соединенное Королевство.

studopedia.ru

Полномочия главы государства

Полномочия главы государства — раздел Образование, Система открытого образования Поскольку Мы Полагаем, Что Глава Государства – Это Такая Государственно-Право.

Поскольку мы полагаем, что глава государства – это такая государственно-правовая и политическая фигура, которая имеет присущую только ей специфику и характерные черты, поскольку можно выделить общие полномочия главы государства, мы и будем рассказывать об этих полномочиях в общем плане, не привязывая их к конкретным формам республики или монархии. Однако при освещении этих общих или, иначе говоря, универсальных полномочий главы государства, мы будем их комментировать и уточнять, являются ли эти полномочия действительно универсальными и характерными как для монарха, так и для президента, или же они у некоторых глав государств отсутствуют.

В разных источниках приводятся разные варианты полномочий (компетенции) главы государства, но при изучении этих источников, можно выделить наиболее характерные и специфические полномочия главы государства.

По нашему мнению, наиболее универсальными и характерными полномочиями являются представительские функции (функции представительства). Обычаи, правила и законодательные нормы, согласно которым глава государства представляет свою страну при внутренних и внешних сношениях, коренятся в далекой древности, поскольку еще в давние времена в лице главы государства (когда-то в абсолютной монархии) воплощались основные права и полномочия государства. Монарх: Король, Царь, Эмир, Великий князь и т.д. олицетворял свое государство и представлял его при контактах с другими представителями зарубежных государств.

Представительские функции осуществляются в соответствии с правилами, которые складывались и насчитывают много веков. Глава государства, например, председательствует на различных торжественных церемониях, на празднованиях национальных праздников. Он обращается с приветствием и посланием к народу по поводу знаменательных дат или важных событий. Глава государства может выступать с официальными обращениями к парламенту. Эти послания могут носить ритуальный, рутинный характер, а могут связываться с какими-то событиями в жизни страны. По той же многовековой традиции глава государства аккредитует своих дипломатических представителей в иностранных государствах (подписывает и выдает специальные верительные грамоты), он принимает иностранных представителей, и они вручают ему верительные или отзывные грамоты. Иностранные послы считаются аккредитованными в стране пребывания при главе государства (президенте или монархе).

Глава государства совершает официальные визиты, встречи с другими главами государств, посещает различные международные форумы, где присутствуют его коллеги – главы других государств, представляющие страны мира. При официальных визитах главы государств имеют право на почетную встречу: выстраивается почетный караул, исполняется салют, играется гимн страны. Такие визиты олицетворяют международные контакты, а торжественная встреча подчеркивает уважение страны, которая принимает гостя, к стране, которую представляет визитер – глава государства.

Глава государства обладает правом проводить переговоры, подписывать международные договоры и соглашения. Для этого ему не требуется специальных поручений со стороны правительства: он имеет право по должности (ex offitio).

Американские ученые именуют эти полномочия главы государства (в частности своего президента), называя их полномочиями главы государства, как главного дипломата. На наш взгляд, хотя такое определение достаточно удачно, все-таки точнее говорить о функциях представительства. Глава государства во время выполнения своих полномочий всегда представитель государства, нации, народа при различных контактах в самом широком смысле – как внутри страны, так и за рубежом. Поэтому функции представительства предполагают и включают функции главного дипломата страны (ведь дипломат это представитель своей страны).

Иногда при перечислении полномочий главы государства некоторые из них обозначаются, как полномочия в сфере международных отношений или в области внешней политики. На наш взгляд, это вполне правильное определение. Действительно, глава государства имеет полномочия в сфере международных отношений и внешней политики.

Если это «сильный» президент или абсолютный монарх, то его полномочия в международных отношениях, в сфере внешней политики очень весомы и конкретны. Он действительно по своей инициативе проводит встречи, переговоры, подписывает договоры и т.д., и это будет представительство «первого порядка».

Если это, так называемый, «слабый» президент парламентской республики либо монарх в конституционной монархии, то все эти действия он проводит по поручению исполнительной и законодательной власти, т.е. более сильных ветвей власти. В этом случае у главы государства будет как бы представительская функция «второго порядка».

Вторую группу полномочий можно обозначить в самом широком плане, как полномочия главы государства в области государственного управления. Эти полномочия можно расшифровать следующим образом: глава государства, так или иначе, принимает участие в назначении правительства и в его отставке, т.е. в формировании исполнительной власти. Это право может быть реальным или номинальным.

В парламентарных республиках и монархиях глава государства обязан и по закону, и по обычаю, и по судебным прецедентам – по всей совокупности писаного и неписаного права – назначить премьер–министром, главой правительства лицо, пользующееся доверием парламента. Как правило, это лидер партии, победившей на выборах. Классическим примером здесь является Великобритания. Королева Великобритании назначает Премьер-министром лидера партии, победившей на выборах в нижнюю палату парламента – Палату Общин. Монарх связан результатами выборов, и собственного выбора он не имеет.

В тех странах, где глава государства обладает исполнительной властью, где существует модель «сильного» президента, такие полномочия более весомы и широки. В президентских республиках президент олицетворяет исполнительную власть, назначает всех министров – членов кабинета и, как правило, сам этот кабинет возглавляет. Там правило «парламентского большинства» не действует и президент, в любом случае, возглавит правительство, и для этого ему не нужно опираться на большинство в парламенте. Конечно, имеются или могут закрепляться дополнительные условия и правила назначения или смещения министров, но они существенно не влияют на полномочия главы государства. Например, в США министры (там они называются государственными секретарями), назначаются президентом «с совета и согласия» Сената. В 90% случаев Сенат не находит возражений против президентских назначений. В Италии, где парламентская республика, президент утверждает и утвердит любой список правительства, если он поддержан большинством парламента. Там действует другая модель отношений между президентом и парламентом.

К полномочиям главы государства в области государственного управления можно отнести также право главы государства назначать иных должностных лиц, не обязательно высшего уровня. К числу таких должностных лиц можно отнести представителей судебной власти. В ряде стран назначение судей оформляется актами, издаваемыми главой государства или от имени главы государства.

В ряде стран важнейшие акты исполнительной власти могут издаваться от имени главы государства. Единственное, как правило, – требуется процедура контрассигнации.

Следующая важнейшая группа полномочий может быть обозначена, как полномочия главы государства, связанные с деятельностью парламента и в законодательной сфере. Иногда эти полномочия разделяют, но, на наш взгляд, это очень близкие понятия, потому что, если это полномочия в области парламента, то это всегда сфера контактов с законодательным органом.

Глава государства в ряде стран имеет право созывать парламент на очередные или внеочередные сессии, имеет право открывать или закрывать сессию, в ряде случаев имеет право роспуска палаты или обеих палат и назначать новые парламентские выборы и т.д.

Практически во всех странах мира глава государства имеет определенные (достаточно существенные, с правовой точки зрения) непосредственные права в сфере законодательства: право законодательной инициативы, право утверждения законов, их подписи или, как, чаще всего, говорят, право промульгации законов. Право законодательной инициативы принадлежит не всем главам государств, но в большинстве стран мира оно присутствует, и есть даже термин, о котором мы уже говорили – «президентская инициатива». (Хотя чаще бывает правительственная законодательная инициатива.)

Иногда правительство пользуется тем, что глава государства имеет право законодательной инициативы, и свои законы (точнее говоря, проекты законов) проводит через главу государства: глава государства от своего имени в парламент вносит законопроекты, которые, как правило, являются законопроектами правительства.

Вообще, права главы государства в сфере законодательства сосредоточены в начале и в конце законодательного процесса. Кроме законодательной инициативы мы обращаем внимание на последний этап законодательного процесса – это реализация прав главы государства в стадии промульгации. Во многих странах у главы государства есть право отказаться от подписи законопроекта, от утверждения законопроекта, и тем самым отклонить его. Это право называется правом вето. Различают две главные разновидности вето – абсолютное и отлагательное (относительное).

Абсолютное вето означает, что закон или законопроект после наложения вето (после отказа от подписи) больше уже не рассматривается. Но абсолютное вето – это элемент прошлого, элемент дуалистической или абсолютной монархии. В современном мире абсолютного вето практически не осталось. Формально правом абсолютного вето обладает монарх в Великобритании, генерал-губернаторы в странах, входящих в сообщество, но на практике оно не реализуется. Как отметил А.А.Мишин, юридически такое право существует, но фактически оно состоит в состоянии летаргического сна.

Отлагательное вето означает, что неподписанный главой государства закон возвращается для повторного рассмотрения парламента. Есть два варианта отлагательного вето. Это простое отлагательное вето и усложненное.

Простое отлагательное вето означает, что для того, чтобы закон вступил в действие без подписи главы государства, требуется повторное принятие его парламентом, причем посредством той же процедуры, какой он был принят в первый раз. Допустим, если первый раз этот закон был принят обычным большинством голосов (или абсолютным большинством голосов), то точно таким же большинством голосов он должен быть принят заново, т.е. происходит как бы повторная процедура принятия. Такой вариант вето применяется во Франции.

Усложненное отлагательное вето означает более сложную процедуру, которую необходимо провести парламенту, чтобы преодолеть вето главы государства. Как правило, для преодоления усложненного вето требуется квалифицированное большинство голосов. Например, в США, если президент применил вето к принятому закону, требуется повторное одобрение отвергнутого закона двумя третями голосов обеими палатами Конгресса – Палатой Представителей и Сенатом.

Кроме вышеназванных разновидностей вето применяют еще два термина. Используется термин «выборочное вето», означающий, что президент не согласен не со всем законом как полным документом, а с какой-то его частью. Выборочное вето означает, что для того чтобы президент подписал закон, требуется изменить какую-то статью или часть закона.

Есть американский термин – «карманное вето». Понятие «карманного вето» не записано в законе. Речь идет об использовании правил регламента. Суть этого явления в том, что на подписание закона, принятого Конгрессом, президенту дается 10 дней. Если Конгресс предоставил президенту закон менее, чем за 10 дней до конца сессии, а президент его не подписал, то этот закон погибает, потому что уже нет времени для его повторного рассмотрения. «Карманное вето» применяется довольно часто. Некоторые сенаторы пользуются такой возможностью, чтобы затянуть время, (чтобы Президенту не осталось полных десяти дней для процедурного «обдумывания»), зная, что президент «на их стороне» и не подпишет закон.

Некоторые авторы относят к полномочиям главы государства в законодательной сфере право некоторых глав государств (президентов или монархов) назначать членов верхних и нижних палат парламента. Например, как мы знаем, существует право монарха Великобритании – назначать членов Палаты Лордов. Генерал-губернатор, представляющий британского монарха в Канаде, фактически являющийся главой государства, назначает от имени монарха всех членов верхней палаты парламента – Сената. Похожее право (только в уменьшенном размере) принадлежит президентам Индии и Италии, они назначают нескольких членов верхней палаты.

Следует отметить полномочия главы государства, которые имеются практически у любого главы государства – это право издания различных нормативных и ненормативных (носящих персональный характер) актов. Эти акты могут называться декретами, прокламациями, исполнительными приказами и т.д. На наш взгляд, не следует путать право издания актов с законодательными полномочиями главы государства или с участием в законодательной деятельности, потому что законы издаются парламентом, и он участвует в этом процессе. А право издания актов – самостоятельная деятельность (функция) глав государства, потому что их акты по своей природе носят подзаконный характер. В главе I, рассказывая об источниках права, мы отмечали, что в ряде случаев акты исполнительной власти, в том числе акты главы государства, могут носить законодательный характер. Но это особый случай, так сказать, особый жанр.

В парламентарных республиках и монархиях, акты, издающиеся от имени главы государства, практически всегда являются актами правительства, которое как бы использует главу государства, чтобы оформить свои акты его именем.

В президентских республиках и дуалистических монархиях акты главы государства носят вполне самостоятельный характер, и глава государства, наделенный правительственной властью – это важный создатель права. В некоторых случаях он имеет свою сферу правового регулирования, и эта сфера (может быть менее важная, чем та, которая охватывается деятельностью парламента) занимает свое место в жизни страны.

Важную часть полномочий главы государства занимает военная сфера. В большинстве стран мира формально (юридически) глава государства провозглашается верховным главнокомандующим. Это означает, что в случае кризисной ситуации и военных действий за подписью главы государства будут издаваться специальные военные акты, законы, директивы, которые будут определять стратегию деятельности страны. Верховный главнокомандующий, по западным традициям, – это не профессиональный военный, который стоит над картой военных действий. Это человек, который определяет приоритеты для своей страны в военной сфере, определяет союзников, вероятных противников и т.д.

В странах с «сильным» президентом и монархом решение ряда военных вопросов это реальное право главы государства. Например, американцы четко выделяют эту сферу прав президента, называя его верховным главнокомандующим. Президент принимает парады, поздравляет ветеранов, инспектирует войска и т.д. Повседневные же полномочия в данной сфере осуществляются профессиональными военными – генеральным штабом, министерством обороны, различными штабами родов войск и т.д. Глава государства осуществляет координацию этих профессиональных служб.

В парламентских республиках и монархиях такую реальную координацию осуществляет глава исполнительной власти – премьер-министр. Но нужные подписи ставятся главой государства, и директивы издаются, если это необходимо, от имени главы государства.

Стоит выделить такую группу полномочий, которые касаются главы государства, как главнокомандующего, – это права главы государства в сфере вопросов войны и мира. Это объявление войны, заключение мира. В большинстве случаев на такие действия требуется санкция парламента, но персонифицируются эти действия именно в лице главы государства. Он выступает в самых кризисных ситуациях, сообщает народу решение о том, что объявляется военное положение, что вводятся войска на какой-то фронт военных действий, либо прекращаются военные действия и т.д. То есть, он реализует эту важную, хотя и очень опасную сторону жизни государства.

Так называемые «сильные» президенты США несколько раз использовали такое право, даже превышая свои полномочия. По инициативе президента Полка в 1845 году США начали войну против Мексики, в 1898 году по инициативе президента Мак-Кинли – войну с Испанией, а санкцию на эту войну Конгресс дал уже после ее окончания. Это была короткая война. Точно также начинались войны против Кореи в 50-е годы и в 70-е годы против Вьетнама.

Важная группа полномочий принадлежит главе государства в области правосудия или в судебной сфере. К ним относят, скажем, назначение на высшие судебные должности, хотя это может быть отнесено также и к сфере государственного управления. Далее – это председательствование в различных советах и консультативных органах, которые решают вопросы из сферы осуществления правосудия. Глава государства практически во всех странах имеет право помилования и иногда – отсрочки исполнения приговора. Право помилования и право отсрочки приговоров реально рассматриваются и готовятся специальными органами и лицами – профессиональными юристами, которые принимают решения по этим вопросам. А оформляются эти решения актами главы государства.

В некоторых странах президент имеет право смягчения наказания, замены наказания и даже изменения приговора.

Существует важная группа отношений, которые именуют полномочиями главы государства в сфере личного статуса. Речь идет о полномочиях, касающихся отдельных граждан. Это награждение орденами и медалями, присвоение различных званий, предоставление гражданства.

Глава государства во многих странах мира решает вопросы о предоставлении гражданства иностранцам. Во всяком случае, в ряде стран мира от имени главы государства оно жалуется подающим просьбы о приеме. От имени главы государства лицо может быть напротив лишено гражданства. Актом главы государства или от его имени гражданство может быть восстановлено. Аналогичным способом может быть предоставлено политическое убежище.

Главе государства в большинстве случаев принадлежат определенные права и в сфере государственной безопасности – это проявляется в координации вопросов, связанных с разведкой, контрразведкой, борьбой с подрывными проявлениями и т.д. Главы государств часто возглавляют специальные межведомственные органы, занимающиеся этой сферой (советы национальной безопасности и т.д.). При главах государств есть специальные органы, которые занимаются этими делами, помощники по национальной безопасности и т.д. Это также одна из сфер деятельности главы государства.

В ряде стран законодательство предоставляет главе государства право введения или назначения чрезвычайного положения. Таким образом, можно выделить группу полномочий, которые можно назвать полномочиями в сфере чрезвычайных ситуаций или чрезвычайными полномочиями главы государства. В большинстве стран эти полномочия предусмотрены либо соответствующими статьями конституции (так, например, во Франции это ст.16 конституции), а в некоторых странах есть специальное законодательство. В ФРГ есть целый пакет законов, посвященных чрезвычайному законодательству. (Однако следует отметить, что если наступят предусмотренные этим законодательством события и в стране будет объявлено чрезвычайное положение, то во главе страны, по немецким законам, становится не Президент, а Канцлер – глава правительства, потому что ФРГ – парламентская республика).

Следует назвать еще одну специфическую группу полномочий, которая, как правило, не называется и не выделяется среди других. Но это очень реальная группа полномочий. Ее можно назвать полномочиями главы государства в сфере определения экономического курса страны, в сфере выбора экономических приоритетов. Это очень важные полномочия, особенно для современного мира. Выбор экономических направлений, экономической стратегии иной раз является главным стержнем предвыборной программы, главным приоритетом в деятельности того или иного кандидата на должности президента. В качестве примера приведем Рональда Рейгана. Будучи кандидатом в президенты, он выдвинул тезис «рейганомики», т.е. перераспределения налогового бремени, освобождения крупного бизнеса от слишком тяжких налогов и уменьшения государственных расходов на социальную помощь. Эти идеи действительно были экономической стратегией, и экономика США отозвалась на принятые президентом Рональдом Рейганом меры, отозвалась повышением экономической активности, ростом всех направлений и сфер экономики. Выбор вектора экономической стратегии часто определяет судьбу страны и его граждан на длительное время. Поэтому полномочия президента в сфере экономической стратегии следует выделить в отдельную группу. Это те полномочия, которые в примитивном переводе с английского можно назвать полномочиями главы государства, как главного экономиста. Американцы, говоря о своем президенте, говорят, что он главный дипломат, законодатель, командующий, а в данном случае, он еще и главный экономист страны.

Естественно, такие полномочия принадлежат главе государства, наделенному сильными полномочиями: это президент президентской республики или монарх абсолютной или дуалистической монархии. При парламентских формах правления президент «главным экономистом» не является.

В некоторых источниках называют еще дискреционные полномочия главы государства. В переводе это означает выборочные полномочия, или те полномочия, которые глава государства применяет по собственной инициативе. Их сфера очень редкая и незначительная. Чаще всего, приводят пример «спящих полномочий» монарха, т.е. таких полномочий, которые не действуют и не возникают в обычной ситуации, а появляются лишь в какие-то кризисные моменты. Так, например, известно, что премьер-министром Великобритании, по обычаю, становится лидер партии, победившей на выборах. Но, если ни одна из партий не одержала победу, если произошла такая ситуация, когда голоса разделились пополам и число консерваторов в Палате Общин равно числу лейбористов, то в таких случаях в Великобритании «просыпаются спящие полномочия» монарха, и монарх может назначить премьер-министра.

В главе девятой мы упоминали случай применения «спящих полномочий» монарха. Добавим к этому, что после отставки премьер-министра Антони Идена в консервативной партии оказалось два претендента на пост премьер-министра – Макмиллан и Батлер. За королевой оказался выбор, но королева обратилась за советом к самым опытным политическим деятелям Британии Уинстону Черчиллю и лорду Солсбери. Они посоветовали выбрать Гарольда Макмиллана, который и стал премьер-министром.

В заключение следует остановиться на вопросе об отстранении главы государства от должности. Поскольку монарх – это пожизненная должность, то отстранение его практически невозможно, за исключением тех случаев, когда монарх в силу душевной болезни или физического нездоровья не может выполнять свои функции. В этих случаях есть институт регентства, когда назначают кого-нибудь из ведущих политических деятелей регентом (т.е. как бы опекуном), и он выполняет функции главы государства либо при больном и недееспособном монархе, либо при малолетнем. В некоторых случаях парламент может принять решение об отстранении монарха от власти, либо этот вопрос решает династия, королевская семья, по предложению законодательных органов либо по совместному решению законодательной и исполнительной власти.

Что касается главы государства президента, то, чаще всего, в отношении президентов упоминают процедуру импичмента. Импичментэто отстранение главы государства президента от власти за допущенные нарушения конституции, закона, какие–либо правонарушения, т.е. за совершение действий, не совместимых с высокой должностью главы государства. Слово «импичмент» – это английский термин, появившийся еще в конце XIV века и применявшийся для осуждения высших должностных лиц британской монархии. Термин был заимствован американцами, и они включили эту процедуру в конституцию. Президент США, к примеру, может быть подвергнут процедуре импичмента в случае совершения измены, взяточничества либо другого тяжкого преступления. Процедуру импичмента там совершает парламент – Конгресс США. Нижняя палата – Палата Представителей – возбуждает дело и рассматривает конкретные обстоятельства, а затем принимает решение о виновности, выступая в качестве суда присяжных. Конгрессмены как бы решают голосованием: виновен или не виновен Президент. Если виновность Президента будет подтверждена нижней палатой, то дело по существу будет рассмотрено Сенатом под председательством главы Верховного Суда.

Для того, чтобы «утвердить статьи импичмента», необходимо простое большинство голосов палаты Представителей, а решение об осуждении принимается 2/3 голосов членов Сената, только в этом случае он отстраняется от власти. Если сенаторы не наберут 2/3 голосов, президент остается на должности.

Другие конституции также предусматривают варианты привлечения главы государства к ответственности. Так, например, есть такой порядок в конституции Франции. Дело о правонарушении, совершенном главой государства, рассматривается в обеих палатах парламента, обе палаты должны подтвердить обвинение 2/3–ми голосов. Затем формула обвинения будет рассматриваться Верховным Судом.

Аналогичные процедуры установлены конституциями других стран. Процедура импичмента, например, недавно была реализована в Бразилии. В результате импичмента за допущенные правонарушения парламентом был отстранен от власти президент Фернандо Коллор де Мелло.

allrefs.net