Полномочия поселения по водоотведению

Оглавление:

Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Действующим федеральным законодательством определены полномочия органов местного в сфере организации водоснабжения

1)14.08.2013 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 №642 «Об утверждении Правил горячего водоснабжения и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 года №83».

Данным постановлением Правительства РФ утверждены Правила горячего водоснабжения (далее – Правила), регулирующие отношения в сфере горячего водоснабжения между местными, региональными и федеральными органами власти, организациями, осуществляющими водоснабжение, абонентами и заявителями, желающими подключить свои объекты к централизованной системе горячего водоснабжения.

Правила не распространяются на отношения между собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и исполнителями коммунальных услуг по горячему водоснабжению (товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями).

Орган местного самоуправления направляет до 7 ноября года, предшествующего планируемому, проект сводного плана подавшим заявки на вывод собственникам или иным законным владельцам объектов централизованных систем горячего водоснабжения, в том числе водопроводных сетей, которые вправе представить предложения по проекту сводного плана. Рассмотрение предложений при их наличии и утверждение сводного плана органом местного самоуправления осуществляется до 30 ноября года, предшествующего году, в котором запланирован вывод в ремонт и (или) из эксплуатации объектов централизованных систем горячего водоснабжения.

Утвержденный сводный план направляется органом местного самоуправления собственникам и иным законным владельцам объектов централизованных систем горячего водоснабжения, в том числе водопроводных сетей, в течение 5 рабочих дней со дня его утверждения.

Также рассматриваемым постановлением Правительства РФ на органы местного самоуправления возложены полномочия по принятию решения о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, подключенных (присоединенных) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в отношении организации, осуществляющей горячее водоснабжение с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) (пункт 117 Правил).

2)29.07.2013 принято постановление Правительства Российской Федерации №644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (вступило в силу 14.08.2013, за исключением отдельных положений).

Данным постановлением определены Правила, регулирующие отношения в сфере предоставления холодной (питьевой или технической) воды из систем холодного водоснабжения и отвода сточных вод в централизованную систему водоотведения между организациями водопроводно-канализационного хозяйства и их абонентами, а также местными, региональными и федеральными органами власти.

В части, не урегулированной жилищным законодательством, положения данного документа применяются также к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению, возникающим между организациями водопроводно-канализационного хозяйства и собственниками помещений в многоквартирных домах (товариществами собственников жилья, управляющими организациями).

На органы местного самоуправления указанным постановлением Правительства РФ возложены следующие полномочия:

— Определение зоны централизованного водоотведения поверхностных сточных вод в схеме водоснабжения и водоотведения в отношении каждой организации водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей отведение (прием) поверхностных сточных вод (пункт 40 Правил).

— В случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников. При определении источников водоснабжения преимущество должно быть отдано подземным источникам водоснабжения, содержащим природные примеси, удаляемые с помощью существующих технологий и методов обезжелезивания, обесфторивания, умягчения, удаления сероводорода, метана и микрофлоры.

При отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории согласно минимальным нормам, предусмотренным приложением № 1 к Правилам (пункты 71, 72, 74).

Согласно пункту 75 Правил, органы местного самоуправления информируют население соответствующих территорий о функционировании нецентрализованных систем водоснабжения, размещая следующую информацию на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при отсутствии у органа местного самоуправления официального сайта такая информация размещается на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации):

а) места расположения источников водоснабжения, места разбора воды;

б) качество воды в источниках водоснабжения, в том числе подтверждение соответствия качества воды установленным требованиям;

в) сведения об организации, осуществляющей водоснабжение с использованием нецентрализованных систем водоснабжения и (или) подвоз воды.

3) Постановлением Правительства РФ от 5.09.2013 № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения» утверждены Правила определяющие порядок разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов.

Схемы принимаются органами местного самоуправления.

Проекты схем разрабатываются уполномоченными органами в соответствии с документами территориального планирования. Для этого могут привлекаться юридические лица, в т. ч. иностранные, индивидуальные предприниматели и граждане.

Электронная модель систем водоснабжения и (или) водоотведения разрабатывается для поселений, городских округов с населением 150 тыс. человек и более.

Схемы составляются на срок не менее 10 лет. При этом они должны соответствовать схемам энерго-, тепло- и газоснабжения.

Установлено, в каких случаях схемы актуализируются (корректируются). Например, если изменились природные условия, которые повлияли на процесс водоснабжения.

Для поселений, городских округов с населением более 150 тыс. человек разрабатывается электронная модель систем водоснабжения и (или) водоотведения.

Схемы водоснабжения и водоотведения в течение 15 дней со дня их утверждения или актуализации (корректировки) подлежат официальному опубликованию в порядке, предусмотренном для опубликования актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации или актов органов местного самоуправления.

prokhmao.ru

Табачненское сельское поселение

РЕШЕНИЕ № 1/46-1 от 30 ноября 2017 год О передаче части полномочий по вопросам местного значения муниципального образования Табачненское сельское поселение Джанкойского района Республики Крым в сфере водоснабжения и водоотведения Администрации Джанкойского района Республики Крым

РЕСПУБЛИКА КРЫМ

ТАБАЧНЕНСКИЙ СЕЛЬСКИЙ СОВЕТ

46 заседание 1 созыва

РЕШЕНИЕ 1/46-1

30 ноября 2017 год

О передаче части полномочий по вопросам

местного значения муниципального

образования Табачненское сельское поселение

Джанкойского района Республики Крым

в сфере водоснабжения и водоотведения

Администрации Джанкойского района

Руководствуясь частью 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Бюджетным кодексом Российской Федерации, Поручением Главы Республики Крым от 19.09.2016 № 01-62/270, поручением главы администрации Джанкойского района от 03.11.2017 года № 51, Уставом муниципального образования Табачненское сельское поселение Джанкойского района Республики Крым»,

СЕЛЬСКИЙ СОВЕТ решил:

  • Передать часть полномочий по вопросам местного значения муниципального образования Табачненское сельское поселение Джанкойского района Республики Крым Администрации Джанкойского района Республики Крым:
  • — организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения, в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;

    — определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения гарантирующей организации;

    — согласование вывода объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации.

  • Председателю Табачненского сельского совета — главе администрации Табачненского сельского поселения заключить соглашение с Администрацией Джанкойского района Республики Крым о передачи части полномочий в сфере организации в границах поселения водоснабжения и водоотведения согласно пункту 1 настоящего решения.
  • Направить настоящее решение и подписанное соглашение в 2-х экземплярах в Администрацию Джанкойского района Республики Крым.
  • Обнародовать настоящее решение на информационном стенде в здании Табачненского сельского совета Джанкойского района Республики Крым по адресу: с.Табачное, ул.Гагарина, 23 и на официальном сайте муниципального образования Табачненское сельское поселение Джанкойского района Республики Крым http://Табачненское.рф.
  • Настоящее решение вступает в силу с момента его принятия.
  • Председатель Табачненского сельского совета —

    xn--80aacra3atbk2ae7d.xn--p1ai

    Рощинское сельское поселение

    РЕШЕНИЕ № 1/33-7 от 08 ноября 2017 г. О передаче части полномочий по решению вопросов местного значения в сфере водоснабжения и водоотведения от Рощинского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым в Администрацию Джанкойского района Республики Крым

    РЕСПУБЛИКА КРЫМ

    ДЖАНКОЙСКИЙ РАЙОН

    РОЩИНСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ

    РОЩИНСКИЙ СЕЛЬСКИЙ СОВЕТ

    заседание

    33 сессии первого созыва

    РЕШЕНИЕ 1/33-7

    08 ноября 2017 г.

    О передаче части полномочий по решению вопросов

    местного значения в сфере водоснабжения и водоотведения

    от Рощинского сельского поселения Джанкойского района

    Республики Крым в Администрацию Джанкойского района

    Республики Крым

    Руководствуясь частью 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Бюджетным кодексом Российской Федерации, Поручением Главы Республики Крым от 19.09.2016 № 01-62/270, поручением главы администрации Джанкойского района от 03.11.2017 г. № 51, Уставом муниципального образования Рощинское сельское поселение Джанкойского района Республики Крым»,

    РОЩИНСКИЙ СЕЛЬСКИЙ СОВЕТ РЕШИЛ:

  • Передать часть полномочий по вопросам местного значения муниципального образования Рощинское сельское поселение Джанкойского района Республики Крым в Администрацию Джанкойского района Республики Крым:
  • 1) Организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения, в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

    2) Определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения гарантирующей организации путем проведения собраний граждан муниципального образования Рощинское сельское поселение по месту жительства.

    3) Согласование вывода объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации.

  • Председателю Рощинского сельского совета — главе администрации Рощинского сельского поселения Семеновой В.Н.:
  • 2.1. заключить соглашение с Администрацией Джанкойского района Республики Крым о передачи части полномочий в сфере организации в границах поселения водоснабжения и водоотведения согласно пункту 1 настоящего решения.

    2.2. направить настоящее решение и подписанное соглашение в 2-х экземплярах в Администрацию Джанкойского района Республики Крым.

  • Обнародовать данное решение на официальном сайте муниципального образования Рощинское сельское поселение Джанкойского района Республики Крым — рощинское.рф.
  • Решение вступает в силу с момента его принятия.
  • Контроль за исполнением настоящего решения оставляю за собой.
  • Председатель Рощинского сельского совета-

    глава администрации Рощинского

    сельского поселения В.Н. Семенова

    СОГЛАШЕНИЕ

    о передаче части полномочий

    № ___________________/___________________

    (регистрационные номера соглашения)

    «___»__________ 2017 года г. Джанкой

    Председатель Рощинского сельского совета – глава администрации Рощинского сельского поселения Семенова Валентина Николаевна, действующая на основании Устава муниципального образования Рощинское сельское поселение Джанкойского района Республики Крым от имени муниципального образования Рощинское сельское поселение Джанкойского района Республики Крым, именуемое далее Сторона -1, с одной стороны, председатель Джанкойского районного совета Республики Крым Куприянов Игорь Анатольевич, действующий на основании Устава муниципального образования Джанкойский район Республики Крым от имени муниципального образования Джанкойский район Республики Крым, именуемое далее Сторона – 2, с другой стороны, глава администрации Джанкойского района Республики Крым Федоренко Инна Сергеевна, действующая на основании Устава муниципального образования Джанкойский район Республики Крым и Положения об администрации Джанкойского района Республики Крым от имени администрации Джанкойского района Республики Крым, именуемое далее Сторона -3, с третьей стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», в целях реализации в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» части полномочий, на основании решения Рощинского сельского совета Джанкойского района Республики Крым от 08 ноября 2017 № 1/33-7 «О передаче части полномочий по решению вопросов местного значения в сфере водоснабжения и водоотведения от Рощинского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым в администрацию Джанкойского района Республики Крым», решения Джанкойского районного совета Республики Крым от ____________2017 № ______ «О принятии полномочий по решению вопросов местного значения от сельских поселений муниципального образования Джанкойский район Республики Крым в сфере водоснабжения и водоотведения», заключили настоящее Соглашение о нижеследующем.

  • Предмет Соглашения
  • 1.1. Настоящее Соглашение в рамках вопроса местного значения закрепляет передачу от администрации Рощинского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым (далее – поселение) администрации Джанкойского района Республики Крым (далее — район) части полномочий:

    1.1.1. Организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения, в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

    1.1.2. Определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения гарантирующей организации путем проведения собраний граждан муниципального образования Рощинское сельское поселение по месту жительства.

    1.1.3. Согласование вывода объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации.

  • Права и обязанности сторон
  • 2.1. Орган местного самоуправления передающей стороны (администрация поселения):

    2.1.1. Осуществляет контроль за исполнением органом местного самоуправления принимающей стороны (администрацией района) переданных полномочий в соответствии с разделом 1 настоящего Соглашения.

    2.2. Орган местного самоуправления принимающей стороны (администрация района):

    2.2.1. Осуществляет переданные органом местного самоуправления передающей стороны (администрацией поселения) поселения полномочия в соответствии с пунктом 1.1 настоящего Соглашения и действующим законодательством.

    2.2.2. Рассматривает представленные органом местного самоуправления передающей стороны (администрацией поселения) требования об устранении выявленных нарушений со стороны органа местного самоуправления принимающей стороны (администрации района) по реализации переданных органом местного самоуправления передающей стороны полномочий, не позднее чем в месячный срок (если в требовании не указан иной срок), принимает меры по устранению нарушений и незамедлительно сообщает об этом органу местного самоуправления передающей стороны (администрации поселения).

    2.2.3. В случае невозможности надлежащего исполнения переданных полномочий орган местного самоуправления принимающей стороны (администрация района) сообщает об этом в письменной форме органу местного самоуправления передающей стороны (администрация поселения) в 10-ти дневный срок. Орган местного самоуправления передающей стороны (администрация поселения) рассматривает такое сообщение в течение 10-ти дней с момента его поступления.

    1. Контроль за исполнением полномочий
    2. 3.1. Контроль за исполнением органом местного самоуправления принимающей стороны (администрацией района) полномочий, предусмотренных в разделе 1 настоящего Соглашения, осуществляется путем предоставления органу местного самоуправления передающей стороны (администрации поселения) квартальных и годовых отчетов об осуществлении полномочий.

      3.2. Форма отчетов и порядок их предоставления устанавливаются правовыми актами органа местного самоуправления передающей стороны (администрации поселения) и согласовываются с органом местного самоуправления принимающей стороны (администрацией района).

      3.3. Орган местного самоуправления передающей стороны (администрация поселения) вправе осуществлять проверки исполнения переданных полномочий, запрашивать у органа местного самоуправления принимающей стороны (администрации района) необходимую дополнительную информацию. Орган местного самоуправления принимающей стороны (администрация района) по мотивированному запросу органа местного самоуправления передающей стороны (администрации поселения) обязана предоставить запрашиваемую информацию.

    3. Срок действия Соглашения
    4. 4.1. Настоящее Соглашение вступает в силу с момента его подписания всеми Сторонами и действует до 31 декабря 2018 года.

      4.2. Если стороны по истечении срока, указанного в пункте 4.1 настоящего Соглашения, в течение тридцати дней не заявят о своем намерении расторгнуть Соглашение, то оно пролонгируется на прежних условиях.

    5. Ответственность сторон
    6. 5.1. Стороны несут ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) предусмотренных настоящим Соглашением обязанностей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Соглашением.

    7. Заключительные положения
    8. 6.1. Изменения и дополнения в настоящее Соглашение могут быть внесены по взаимному согласию Сторон путем составления дополнительного соглашения в письменной форме, являющегося неотъемлемой частью настоящего Соглашения.

      6.2. Действие настоящего Соглашения может быть прекращено досрочно по соглашению Сторон либо, в случае направления представительным органом передающей/принимающей стороны другим Сторонам уведомления о расторжении Соглашения, направленного не позднее чем за 1 (один) месяц до дня расторжения.

      6.3. При расторжении соглашения муниципальное образование, взявшее на себя обязательства по осуществлению части полномочий, обеспечивает возврат части полномочий органу местного самоуправления передающей стороны (администрации поселения).

      6.4. Неурегулированные Сторонами споры и разногласия, возникшие при исполнении настоящего Соглашения, разрешаются путём переговоров, а в случае не достижения согласия между Сторонами спор подлежит рассмотрению в судебном порядке, установленном действующими законодательством.

      6.5. Настоящее Соглашение составлено в трех экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из Сторон.

    9. Реквизиты и подписи Сторон
    10. xn--e1afglddjl3e.xn--p1ai

      Полномочия поселения по водоотведению

      Вопросы местного значения — это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органам и местного самоуправления и затрагивает интересы каждого гражданина.

      На уровне поселения к числу вопросов местного значения относятся вопросы формирования, утверждения, исполнения и контроля за исполнением местного бюджета, распоряжение муниципальным имуществом, содержание и строительство автомобильных дорог, обеспечение малоимущих граждан жильем, предоставление жителям муниципального образования услуг связи, транспорта, общественного питания и бытового обслуживания, организация досуга населения, вопросы благоустройства и озеленения поселения, вывоза твердых бытовых отходов и ряд других вопросов (статья 14 Федерального закона).

      При этом часть вопросов, таких как, например, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом, решается жителями муниципального образования и органами местного самоуправления совместно, поскольку требует привлечения к работе специализированных организаций.

      Вопросы организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения в населенных пунктах, организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора население вправе и может решить самостоятельно.

      Формы непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления рассмотрены в главе 3 данного пособия.

      Активное участие в решении вопросов местного значения поселений принимает муниципальный район. В исключительных случаях вопросы местного значения вправе решать органы государственной власти. К таким случаям относятся: отсутствие органов местного самоуправления и невозможность их формирования в связи со стихийным бедствием, катастрофой или иной чрезвычайной ситуацией, неудовлетворительное финансовое состояние муниципального образования или в случае нецелевого использования бюджетных средств муниципальным образованием. Кроме того, поводом для государственного вмешательства в дела муниципального образования могут стать установленные в судебном порядке случаи нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, законов субъекта Российской Федерации, иных нормативных актов, допущенные со стороны органов местного самоуправления.

      2. В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 16 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится «организация оказания на территории городского округа скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов». Просим разъяснить, какие виды медицинской помощи подразумеваются под термином «первичная медико-санитарная помощь в стационарно-поликлинических и больничных учреждениях».

      В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-I, первичная медико-санитарная помощь включает: лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; проведение медицинской профилактики важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое образование; проведение других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства (статья 38). Порядок оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг, утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 года № 255. В настоящее время в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации идет подготовка нормативно-правовых актов, определяющих порядок оказания первичной медико-санитарной помощи и для других категорий граждан.

      3. Как могут передаваться государственные полномочия органам местного самоуправления?

      Органы местного самоуправления могут быть наделены отдельными государственными полномочиями субъекта Федерации или федерального центра. Решение о передаче полномочий и порядок их финансирования закрепляются законом.

      Чаще всего государственные полномочия передаются органам местного самоуправления с целью экономии денежных средств и более эффективной реализацией переданных полномочий.

      В пример можно привести организацию тушения пожаров. Как свидетельствует мировая практика, эта функция государства более эффективно может быть реализована на муниципальном уровне. С учетом современного перехода пожарной службы в ведение субъектов Российской Федерации и демилитаризации пожарных частей, с 2008 года их можно было бы передать органам местного самоуправления.

      На исполнение государственных полномочий муниципалитет должен получать субвенции из бюджета субъекта Федерации или федерального бюджета, в зависимости от уровня переданных ему государственных полномочий. Кроме того, муниципалитет может использовать и свои средства на исполнение переданных функций, но только в том случае, если это предусмотрено уставом муниципального образования. Помимо финансовых средств органам местного самоуправления должны передаваться в пользование, управление или в собственность необходимые материальные средства.

      Муниципальное образование, в свою очередь, обязано обеспечить надлежащую реализацию делегированных ему полномочий, для этого оно вправе издавать общеобязательные нормативные правовые акты и контролировать их исполнение.

      Органы государственной власти со своей стороны обязаны следить за исполнением переданных государственных полномочий, использованием органами местного самоуправления предоставленных материальных и финансовых средств. В случае нарушений со стороны органов местного самоуправления государственная власть вправе вынести предписание с требованием устранить допущенное нарушение.

      В случае дальнейшего ненадлежащего исполнения органами местного самоуправления переданных государственных полномочий органы государственной власти вправе осуществлять эти полномочия самостоятельно.

      4. По каким вопросам местного значения необходимо принимать нормативные правовые акты?

      В Федеральном законе утвержден перечень вопросов, которые требуют принятия на уровне поселений нормативно-правовых актов. К их числу относятся:

      1) утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета;

      2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;

      3) определение порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения:

      4) определение порядка обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;

      5) определение правил транспортного обслуживания населения в границах поселения;

      6) определение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;

      7) определение порядка охраны и сохранения объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах поселения;

      8) создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения;

      9) установление правил сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

      10) установление правил благоустройства и озеленения территории поселения, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения;

      11) утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, организация земельного контроля за использованием земель поселения;

      12) установление правил оказания ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

      13) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

      На уровне муниципального района к перечисленным вопросам можно добавить еще несколько, требующих принятия нормативных правовых актов: организацию предоставления общедоступного и бесплатного общего и среднего образования, организацию оказания скорой медицинской помощи, утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение местных нормативов градостроительного планирования межселенных территорий и др.

      Принятые по перечисленным вопросам нормативные правовые акты устанавливают правила поведения для населения муниципального образования и организаций, действующих на его территории. Отсутствие нормативного акта по любому из перечисленных вопросов свидетельствует о ненадлежащей работе депутатов и главы муниципального образования и может стать основанием для применения санкций по отношению к органам местного самоуправления.

      Непринятие на муниципальном уровне нормативных актов об утверждении и исполнении местного бюджета, установлении местных налогов, порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, генеральном плане поселения, о правилах землепользования и застройки, нормативно-правового акта об утверждении местных нормативов градостроительного планирования поселений, организации благоустройства и озеленения территории поселения может вообще поставить под вопрос само существование муниципального образования.

      Важным вопросом для муниципального образования является и то, какой из органов местного самоуправления должен принимать тот или иной нормативный правовой акт глава муниципального образования или представительный орган местного самоуправления. Указанное разграничение должно устанавливаться уставом муниципального образования, хотя часть функций уже распределена существующим законом. Однако стоит обращать внимание и на то обстоятельство, что большинство вопросов местного значения регулируются федеральным законодательством, и оно в правоприменительной практике играет определяющую роль.

      Например, исполнение бюджета поселения должно осуществляться в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, осуществляется на основе норм Гражданского кодекса Российской Федерации, Водного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» (в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 года № 27-ФЗ) и иных законов, определяющих правовое положение муниципальной собственности. Вопросы организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом регулируются федеральными законами от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», от 14 апреля 1995 года № 41 -ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».

      Порядок содержания и строительства автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения устанавливается Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-Ф3 «О безопасности дорожного движения», нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и иных федеральных органов исполнительной власти, а также правовыми актами субъектов Российской Федерации.

      5. По каким вопросам местного значения необходимо принимать правовые акты, не имеющие нормативного содержания?

      Очень часто для решения вопросов местного значения необходимо принимать правоприменительные акты. К таким случаям можно отнести практически все вопросы местного значения, за исключением моментов утверждения муниципального бюджета и контроля за его исполнением или установления, изменения и отмены местных налогов и сборов поселения и некоторых других отдельных случаев.

      В большинстве своем вопросы местного значения, по которым требуется принятие правоприменительных актов, совпадают с теми вопросами местного значения, по которым необходимо принимать нормативные правовые акты. И это не случайно. Необходим механизм реализации того или иного нормативно- правового акта, в качестве такого механизма и выступает правоприменительный акт.

      6. Просим дать разъяснение, входит ли в обязанности органов местного самоуправления создание муниципальной пожарной охраны, а также раскрыть содержание первичных мер пожарной безопасности.

      В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – ФЗ № 69-ФЗ), к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится только обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений. Анализ текста ФЗ № 69-ФЗ (статьи 10, 11.1, 12.1, 13 и 19) не дает оснований считать создание муниципальной пожарной охраны обязательным для муниципальных образований. Муниципальная пожарная охрана может быть создана в качестве добровольной в порядке, предусмотренном статьей 13 ФЗ № 131-ФЗ.

      Содержание понятия «первичные меры пожарной безопасности» раскрывается в статье 1 ФЗ № 69-ФЗ, в соответствии с которой под таковыми понимается «реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения». Согласно статье 19 ФЗ № 69-ФЗ, вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. Одной из таких первичных мер пожарной безопасности может являться упомянутое выше создание в муниципальном образовании добровольной пожарной охраны. Как следует из статьи 13 ФЗ № 69-ФЗ, участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов. Решение о привлечении граждан к выполнению социально значимых работ принимаются органами местного самоуправления в соответствии с частью 2 статьи 17 ФЗ № 131-ФЗ.

      7. Какие полномочия даны органам местного самоуправления для решения вопросов местного значения?

      Органам местного самоуправления для решения вопросов местного значения предоставлен ряд полномочий. Основные из них:

      1) принятие устава муниципального образования, издание муниципальных правовых актов;

      2) создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;

      3) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями учреждениями;

      4) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования:

      5) осуществление международных и внешнеэкономических связей.

      Кроме того, органы местного самоуправления поселений и городских округов имеют право на добровольной основе привлекать граждан к выполнению социально значимых работ. Например, в случае предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения первичных мер пожарной безопасности или создания условий для массового отдыха жителей поселения и организации обустройства мест массового отдыха населения. В добровольном порядке население может заняться благоустройством и озеленением территории поселения.

      Федеральный закон специально отмечает, что полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются самостоятельно.

      8. Как разрешаются споры о компетенции между органами местного самоуправления?

      Между поселениями и муниципальными районами могут возникать споры о компетенции органов местной власти того или иного уровня в решении некоторых вопросов. Поскольку в федеральном законодательстве нет механизма рассмотрения таких ситуаций, он должен быть прописан в законодательстве субъекта Российской Федерации. А задача по разрешению споров должна возлагаться на судебные органы, в частности, на Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации. Другим вариантом могут стать согласительные процедуры, организованные высшим должностным лицом субъекта Федерации или проводимые органами местного самоуправления самостоятельно. Формами согласительных процедур могут выступать постоянно действующие совещания и рабочие группы.

      9. Что должны делать органы местного самоуправления, в случае если они не могут решить вопрос самостоятельно?

      На практике довольно часто бывают ситуации, когда органы местного самоуправления поселений в силу тех или иных причин не могут самостоятельно решать стоящие перед ними задачи.

      В этом случае они вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче части своих полномочий, При этом поселение должно гарантировать муниципальному району субвенции из своего бюджета на выполнение этих полномочий.

      В соглашении между поселением и районом должны быть оговорены сроки передачи полномочия (срок действия соглашения), основания и порядок прекращения действия соглашения, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема субвенций, финансовые санкции за неисполнение соглашения.

      Кроме того, в соглашении должно четко и понятно указываться, какое именно полномочие передается от одного муниципального образования другому.

      С другой стороны, часть вопросов местного значения, отнесенных к ведению поселений, более успешно может решаться на уровне муниципального района. Таким полномочием, например, может выступать организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора или создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугам и организаций культуры.

      В этом случае заключается аналогичное соглашение между поселением и муниципальным районом.

      10. Каким образом устанавливается ответственность органов местного самоуправления за неисполнение или ненадлежащее исполнение собственных правовых актов?

      Право на установление административной ответственности за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления закреплено за органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

      Такие законы приняты практически во всех субъектах Российской Федерации. При этом, как правило, значительная часть норм, содержащих административную ответственность, имеет ссылку на правила или порядок, установленный органами местного самоуправления. Так что реализация региональных законов об административных правонарушениях напрямую зависит от деятельности органов местного самоуправления. К ответственности муниципалитет привлекают административные комиссии, формируемые органами местного самоуправления, а протоколы о совершении административного правонарушения составляют должностные лица органов местного самоуправления, определенные муниципальным правовым актом.

      Органы местного самоуправления обязаны самостоятельно определить, каким образом назначаются лица, уполномоченные составлять протоколы о совершении административных правонарушений, а также вопрос о том, кто формирует состав административной комиссии. На этот счет должен приниматься соответствующий муниципальный правовой акт. Кроме этого на уровне поселения могут создаваться административные инспекции, которые также имеют право составлять протоколы о совершении административного правонарушения. Особенно актуален этот вопрос в поселениях, где недостаточно муниципальных служащих для проведения такой объемной работы.

      msu-russia.ru