Понятие и закон спроса

Спрос. Закон спроса. Кривая спроса. Изменения в спросе

СПРОС – отношение между ценой блага и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии купить.

В экономическом смысле в основе спроса лежит не просто потребность или нужда в том или ином благе, а готовность и способность платить за него. Общий спрос покупателей на благо находит свое отражение на кривой спроса.

Спрос проявляется в объеме спроса, означающем то количество блага, которое было бы куплено по некоторой цене при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.

Выделяют следующие факторы, влияющие на объем спроса:

  • цена блага;
  • цены других благ;
  • доходы покупателей;
  • общее количество покупателей данного блага;
  • предпочтительные вкусы покупателей;
  • инфляционные ожидания;
  • экономическая политика государства.

    Связь между ценой блага и объемом спроса на него выражается в законе спроса.

    ЗАКОН СПРОСА гласит, что количество товара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при ее повышении. При этом нет строго одинакового соотношения между снижением цены и повышением спроса.

    Такое определение закона спроса дал английский экономист А. Маршалл.

    В современной западной экономической литературе под законом спроса понимается обратная зависимость между ценой и величиной спроса на блага в течение определенного периода.

    Зависимость между ценой блага и объемом спроса называется шкалой спроса, или кривой спроса.

    КРИВАЯ СПРОСА отражает обратно пропорциональную зависимость между ценой и количеством блага, которое покупатели хотят и могут приобрести в единицу времени.

    На рис. 2.1 показана кривая спроса, в которой по горизонтальной оси отложены величины спроса на яблоки, а по вертикальной – цена на них. Из рис. 2.1 видно: чем выше цена яблок, тем на меньшее их количество предъявляется спрос. Эта зависимость называется законом отрицательного наклона кривой спроса.

    Рис. 2.1. Кривая спроса на яблоки

    С повышением цены объем спроса снижается по двум причинам. Первая причина – эффект замены (замещения). Когда цена блага растет, то покупатель постарается заменить его схожим благом. Например, если цена на масло поднимается, то потребитель будет покупать маргарин. Вторая причина эффекта сокращения количества спроса при повышении цены заключается в эффекте дохода. Когда цена на благо увеличивается, потребитель начинает чувствовать, что стал несколько беднее, чем прежде. Так, если цена на мясо повысится вдвое, то потребитель будет иметь меньше реального дохода, в результате чего сократится потребление мяса, да и других благ.

    ИЗМЕНЕНИЯ В СПРОСЕ. Поскольку экономическая жизнь находится в постоянном движении, то и спрос также непрерывно изменяется. Правильно говорят, что кривые спроса остаются неизменными только в учебниках.

    Почему же сдвигается кривая спроса? Потому, что меняется не только цена блага, но и другие факторы. Увеличивается средний реальный доход населения, возрастает численность взрослого населения, что может вызвать, например, сдвиг вправо кривой спроса на машины.

    Но кривая спроса сдвигается по-разному. Выделяют два типа сдвига. В первом случае большее количество блага будет покупаться при каждой цене и кривая спроса сместится вправо таким образом, что спрос будет выше, чем он был до сдвига (рис. 2.2). Другой тип сдвига – при каждой цене спрос будет ниже, чем он был до сдвига.

    Рис. 2.2. Сдвиги кривой спроса

    Как видно из рис. 2.2, при увеличении спроса кривая спроса смещается вправо, при уменьшении – влево.

    Особо следует выделить изменение спроса, означающего перемещение по кривой спроса (рис. 2.3).

    Изменение спроса происходит тогда, когда изменяется один из элементов, лежащих в основе кривой спроса. Например, увеличились доходы потребителей, что вызывает увеличение спроса, даже если цены на блага не изменились. В результате кривая спроса сдвигается вправо.

    Когда цена на благо снизится при прочих равных условиях, потребители также будут больше покупать это благо. Но количество покупок увеличится не благодаря увеличению спроса, а благодаря снижению цены. Это изменение показывает перемещение вдоль кривой спроса.

    Рис. 2.3. Перемещение по кривой спроса

    МАРШАЛЛ Альфред (1842–1924), английский экономист, основатель Кембриджской школы политической экономии. Образование получил в Кембриджском университете, в 1885–1908 гг. возглавлял кафедру политической экономии того же университета.

    Основы его теории изложены в «Принципах политической экономии» (1890) (рус. пер. 1983 г.), который на протяжении многих десятилетий служил основным учебником по экономической теории в ряде капиталистических стран. В этом труде были обобщены достижения раннего маржинализма и заложено начало неоклассической политической экономии. Маршалл ввел понятие эластичности спроса, характеризующее количественную зависимость спроса от трех факторов: предельной полезности, рыночной цены и денежного дохода, используемого на потребление. Его идеи легли в основу микроэкономики. Как основатель микроэкономики Маршалл сыграл роль, аналогичную роли Дж. М. Кейнса – основателя макроэкономики. Маршалл выдвинул на первый план теорию цены вместо трудовой теории стоимости.

    be5.biz

    О значении спроса и предложения для жизни современного человека говорит фраза » Научите попугая произносить слова » спрос» и » предложение» — иперед вами экономист!» Вэтой язвительной шутке есть большая доля правды, так как, по существу, эти простейшие экономические рычаги — спрос и предложение- способны дать глубокое представление не только об отдельных экономических проблемах, но также и о функционировании всей экономической системы в целом.» Макконнел К., Брю С. Экономикс.1992.

    Спрос и предложение лишь на первый взгляд кажутся простыми и понятными категориями рыночной экономики. На практике же они представляют огромную сложность как для производителей (неизвестен точный спрос на товар), так и для потребителей (неизвестно предложение и изменение цен).

    В частности, предпринимателей интересуют не идеальные желания потребителей, не их фантазии и мечты. Для предпринимателей важны те потребности, которые покупатели в состоянии оплатить.

    Спрос — Количество продукта, которое потребители желают и в состоянии купить по определенной цене в течение определенного времени при прочих равных условиях.

    Основным свойством спроса является то, что при неизменных прочих условиях снижение цены товара ведет к возрастанию величины спроса, и наоборот, повышение цены ведет к уменьшению величины спроса. Обратную связь между ценой и величиной спроса называют законом спроса.

    Закон спроса – есть гипотеза о том, что при прочих равных условиях,

    по низким ценам удастся продать товаров больше, чем по высоким.

    Информацию о возможных величинах спроса легко представить графически в виде кривой,которая называется кривой спроса. Она позволяет ответить на два вопроса:

    1). Какова будет величина спроса при различных уровнях цен?

    2). Как изменится величина спроса при некотором изменении цены?

    В первую очередь цена товара препятствует потребителю с ограниченными средствами совершить покупку. Вместе с тем, снижение цены делает покупку доступнее. Кривая показывает, какое количество товара будет продано в течение конкретного промежутка времени по разным ценам.

    Каждая точка на кривой — величина спрса на данный товар при определенном уровне его цены

    Различие между понятиями «величина спроса» и «спрос» легче уяснить, если знать, что каждое из них — ответ на определенный вопрос. На вопрос владельца магазина:»Сколько товаров покупатели готовы будут у меня приобрести за месяц при цене, равной Х крон?»- ответом будет информация о ВЕЛИЧИНЕ СПРОСА. Если же он поставит вопрос по иному:»Сколько товаров покупатели готовы будут у меня приобрести за месяц при различных уровнях цен на данный товар?», то ответом будет характеристика СПРОСА покупателей на данном рынке.

    www.nvtc.ee

    Понятие и закон спроса

    5. СПРОС. ЗАКОН СПРОСА

    Спрос – это форма выражения потребности. Это платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужный товар.

    Различают индивидуальный и совокупный спрос.

    Индивидуальный спрос представляет потребности покупателя, выраженные в денежной форме. Совокупный спрос – это платежеспособная потребность общества в целом, т.е. государства, предприятий и населения.

    Рыночный спрос определяется путем суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных ценах. Он обозначается буквой D.

    Таким образом, спрос – это желание и способность покупателей приобретать товары и услуги по определенным ценам, что можно записать в виде формулы:

    Q – количество товаров и услуг.

    На графике размещено семь вариантов спроса на товар в зависимости от его цены. В результате получим семь точек, каждая из которых выражает количество товара, которое потребитель решает купить по соответствующей цене. Соединив эти точки, мы получаем график спроса или кривую спроса (DD). Кривая имеет отрицательный наклон вниз вправо, что говорят об обратно пропорциональной связи между двумя переменными – ценой и величиной спроса. Таким образом, кривая спроса показывает, что при прочих равных условиях, т.е. при неизменности других факторов, снижение цены ведет к возрастанию величины спроса, и наоборот. Повышение цены влечет уменьшение спроса. Эту связь называют законом спроса, который гласит, что при прочих равных условиях величина спроса находится в обратной зависимости от изменений цены единицы товара.

    Обратная зависимость динамики спроса от уровня цен определяется тремя причинами:

    1) снижение цен увеличивает число покупателей;

    2) снижение цен расширяет покупательную способность потребителей;

    3) насыщение рынка приводит к снижению полезности дополнительной единицы продукта (закон убывающей предельной полезности), поэтому покупатели готовы приобретать дополнительную единицу товара только по более низкой цене.

    Итак, кривая спроса идет вниз, поскольку потребитель обычно предпочитает покупать больше, если ниже цена. Более низкая цена позволяет покупателям приобретать еще большее количество товара и дает возможность тем, кто раньше не мог себе позволить приобрести товар. Выяснив характер закономерности, необходимо понять факторы, влияющие на спрос.

    Их условно принято делить на ценовые и неценовые.

    Это цена на данный товар, которая, как было сказано, влияет на спрос обратно пропорционально. Таким образом, действие ценового фактора приводит к изменению величины спроса, что видно на кривой спроса.

    Действие неценовых факторов приводит к изменению в спросе, но выражается смещением кривой спроса вправо (если растет спрос) и влево (если спрос падает).

    www.e-reading.club

    Вопрос 40 Спрос. Закон спроса. Кривая спроса. Изменения в спросе

    Рис. 40.1. Кривая спроса

    Кривая спроса отражает обратно пропорциональную зависимость между ценой и количеством блага, которое покупатели хотят и могут приобрести в единицу времени. Чем выше цена, тем меньше спрос. Эта зависимость называется законом отрицательного наклона кривой спроса. С повышением цены объем спроса снижается по двум причинам. Первая причина – эффект замены (замещения). Когда цена блага растет, то покупатель постарается заменить его схожим благом. Вторая причина эффекта сокращения количества спроса при повышении цены заключается в эффекте дохода. Необходимо различать изменение спроса и изменение объема спроса. Изменение спроса – сдвиг линии спроса при изменении дохода потребителя, его предпочтений, цен на другие блага, кроме изменения цены самого блага. Изменение объема спроса – движение вдоль линии спроса под воздействием изменения цены самого блага. Из закона спроса имеется одно исключение, названное парадоксом Гиффена. Роберт Гиффен обнаружил, что в период голода в Ирландии в конце XIX в. объем спроса на картофель, цена которого повысилась, значительно возрос. Это объяснялось тем, что картофель был основным продуктом питания ирландских бедняков и в сравнении с более качественными продуктами был относительно дешевым. Эффект Веблена. Он ассоциируется с престижным спросом на покупку дорогостоящих благ, имеющих высокий социальный статус. Под эффектом Веблена понимается такое явление в теории потребления, когда имеется кривая спроса с положительным (вниз и влево) наклоном, поскольку для покупателей характерно демонстративное потребление благ. Действие эффекта Веблена приводит к тому, что объем спроса на определенное благо оказывается в прямой зависимости от его цены.

    economylit.online

    4.2. ПОНЯТИЕ СПРОСА. ЗАКОН СПРОСА. КРИВАЯ СПРОСА

    Спрос означает желание потребителей приобрести определенные товары и услуги за определенную цену.

    Потребители будут покупать товары и услуги за определенную цену только в том случае, если они в них нуждаются.

    Величина спроса ? количество продукта, которое потребители готовы купить по определенной цене в течение определенного периода времени.

    Например, можно сказать, что спрос на товар X по цене Y составляет 1000 ед.

    данного продукта в неделю.

    Закон спроса гласит: при прочих равных условиях величина спроса будет больше при низких ценах и меньше при высоких.

    «При прочих равных условиях» ? это очень важная часть формулировки. Мы можем с некоторой уверенностью утверждать, что спрос на товар будет больше, когда его цена упадет, если (и только если) мы допустим, что другие факторы не изменятся.

    Между ценой и величиной спроса существует отрицательная, или обратная, связь.

    Обратную связь между ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде графика, показывающего величину спроса на горизонтальной (Q), а цену на вертикальной оси (Р) (рис. 4.1). Нисходящее направление кривой спроса означает: люди покупают большее количество продукта при низкой цене, чем при высокой.

    Рис. 4.1. Кривая индивидуального спроса

    Кривая спроса D показывает, какое количество продукции потребители готовы приобретать по каждой цене. Кривая идет вниз, потому что потребитель обычно предпочитает приобретать больше, если цена ниже. Например, более низкая цена позволит покупателям, приобретающим товар, покупать еще большее количество и даст возможность потребителям, которые ранее не могли позволить себе покупку, начать приобретать этот товар.

    Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу

    textbooks.studio