Понятие налогов и сборов виды налогов

48. Понятие налога, сбора, элементы налогообложения. Классификация налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом РФ

Роль налогов в современной экономической системе очень велика. Налоги не только являются основой доходной части государственного бюджета. Налоговая система сегодня выступает как один из основных инструментов регулирования экономики и социальной сферы, поскольку с ее помощью государство может оказывать влияние на распределение национального дохода.

Налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. (Налоговый кодекс РФ, ст. 8.)

Основные характеристики Налога: Безвозмездность налога означает, что его уплата не сопровождается ответным индивидуальным обязательством со стороны государственных налоговых органов.

В российском налоговом законодательстве различаются такие понятия, как “налог” и “сбор”. Под сбором понимается обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщика государственными органами, органами местного самоуправления или иными уполномоченными учреждениями определенных юридических действий. (Налоговый кодекс РФ, ст. 8.) Особенностью сборов является то, что они носят целевой характер и служат для формирования целевых денежных фондов (например, сбор на нужды образовательных учреждений, на содержание правоохранительных органов и т.п.). Поэтому сборы также называются маркированными, или целевыми обязательными отчислениями. Налоги, напротив, не являются целевыми отношениями, и поступают в централизованный бюджетный фонд.В развитых странах от 30 до 50% валового внутреннего продукта перераспределяется в форме налоговых и других обязательных отчислений (в частности, взносов на социальное страхование), что свидетельствует о высоком уровне государственного регулирования. В России доля налоговых поступлений в консолидированный бюджет составляет около 20% от ВВП (см. таблицу 1). Примерно половину от этой величины образуют налоговые доходы федерального бюджета.

Пошлина — денежный сбор, взимаемый уполномоченными официальными органами при выполнении ими определённых функций в размерах, предусмотренных законодательством государства.

Сходство и различия налога, сбора и пошлины. Налоги, пошлины и сборы являются обязательными платежами (изъятиями), установленными государством. Отличия: 1) Налог, в отличие от сбора или пошлины, является платежом, взимаемым не единовременно, а периодически. 2) В определении налога употребляется слово «платеж», «денежные средства», тогда как сбор и пошлина – «взнос», а значит, не требует обязательной денежной формы. 3) Сбор (и пошлина, как вид сбора)- это особый вид налога, взымаемый за предоставление каких-либо государственных услуг. То есть, в отличие от налога, сбор и пошлина являются возмездными платежами, то есть государство в качестве встречного предоставления обеспечивает плательщику сбора или пошлины какую-то услугу или право: предоставление разрешения, лицензии, осуществление регистрационных действий и т.д. 4) (примерно)сбор — платеж за обладание особым правом (право на осуществление определенной деятельности, лицензия, право пользования объектами животного мира и т.д.); пошлина — плата за совершение в пользу плательщиков юридически значимых действий (государственная регистрация права на недвижимость, совершение нотариальных действий и т.д.).

Каждый вид размера — юридически обоснован.Определенные по размерам и срокам платежа.Общественное принуждение к уплате.

Основные элементы налога (налогооблажения). Субъект налога — лицо (юр.,физ.),кот. По закону явл.его плательщиком. Объект налога — эконом.феномен,подлежащий налогооблажению,т.е доходы,пользование природными ресурсами,передача имущества,доб.стоимость,(работ,услуг),и нек. Др объекты ,установл. Законодательными актами. Источник налога- доход(общественный продукт) ,за счёт кот.уплачивается налог. Налогавая ставка — размер налога на ед.обложения. Подразделяются на регрессивные ,пропорциональные и прогрессивные. Налоговые льготы — полное и частичное освобождение плательщика от налога,в том числе необлагаемый налогом минимум доход. Налогооблагаемая база- часть объекта налогооблажения(за вычитом налог.льгот),на кот.практически начисляются налоги. Налоговое бремя — доля всех уплачиваемых налогов в годовых доходах групп налогоплательщиков. Налогоплательщики — это хоз.субъекты и избиратели.Они оценивают не преимущества и недостатки формализованной в юр.фактах налоговой системы,а конкретный механизм обложения и размеры взимаемых налогов.

Налоговый кодекс РФ предусматривает одну классификацию налогов и сборов: все налоги и сборы ,взимаемые в РФ ,делятся на федеальные,региональные и местные(для органов муниципального образования(м п.1 ст.12).В ст.13-15 Налогового кодекса РФ закрепляется следующая система налогов и сборов.

К фереральным:-налог на доб.стоимость (гл.21)-акцизы (гл.22)-налог на доходы физ.лиц(гл.23)-налог на прибыль организаций (гл. 25)

-налог на добычу полезных ископаемых (гл.26)-водный налог (гл25.2)-гос.пошлина (гл.25.3)

К региональным : -налог на имущество организаций(гл.30)-на игорный бизнес, транспортный налог

К местному:-земельный,налог на имущество физ.лиц.

Налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые — личные и реальные.Размер личных налогов определяется полученными доходами,реальные налоги взимаются с отдельных видов имущества плательщика.При реальном обложении учитываются внешние признаки объектов(размер участка,а не факт.доход). Косвенные — универсальные и специальные .Универсальный-облагается практически любой товар.

По виду ставки налоги могут быть — твердые (специфические) -устан. В фиксированном размере на ед. налогооблажения. Процентные — устан. В процентах к единице налогооблажения.,комбинированные — твердая+ процентная. МРОТ- устан.в размере ,кратном минимальноку размеру оплаты труда.

По методу обложения : равные -Для каждого налогоплательщика устан.равная сумма налога, Пропорциональныя- устанавливается равная ставка налога.Регрессивная- с ростом налоговой базы уменьшается ставка налога. Прогрессивная — с ростом налоговой базы возрастает ставка налога.

Основные способы уплаты налога:

1.Способ начисления -предоставление налогоплательщиком в сутан.срок в налоговы орган налоговой декларации -официал.заявление о своих налоговых обязательствах.

2. Способ удержания- обязанность по исчеслению налога возложена на третье лицо,кот.которое в силу Закона обязано выступить налоговым агентом.

3. Кадастровый способ — имущество облагается на основе внешних признаков ,его предполагаемой доходности ,а момент уплаты налога не связан с моментом получения дохода.

Целевые и общие налоги. -стандартизированные,они обеспечивают общую совакупность всех расходов государства.

Ординарные и чрезвычайные -вводятся в особых условиях(блокады,техногенные аварии,катастрофы).

По объекту обложения : налоги на имущество,налоги на доходы(прибыль),на опред.виды деятельности.

pravo.studio

§ 2. Понятие налога, его признаки и функции. Виды налогов

отчуждение при уплате налога части собственности физических и юридических лиц (денежных средств, принадлежащих им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) в пользу публично-правового образования;

законность установления и введения налога;

обязательность уплаты налога при наличии определенных в законе условий, обеспечиваемая силой государства;

внесение налога в бюджет публичного образования либо во внебюджетный фонд;

отсутствие целевого назначения.

Законодательное определение налога дано в ст. 8 части первой НК РФ. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоговый кодекс РФ устанавливает, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать взносы и платежи, обладающие установленными Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные Кодексом, либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом (п. 5 ст. 3 части первой НК РФ). Смысл этой нормы состоит в том, что платеж независимо от данного ему названия должен оцениваться по существу, с учетом характеристик налога, указанных в законе.

В определении понятия «налог» законодателя опередил Конституционный Суд Российской Федерации. Он указал, что налоговый платеж — это основанная на законе денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемого в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности17.

§ 2. Понятие налога, его признаки и функции. Виды налогов 29

В отличие от налога пошлины и сборы не имеют финансового значения. При уплате пошлины или сбора всегда присутствуют специальная цель и специальные интересы. В этом смысле сборы и пошлины являются индивидуальными платежами. Цель взыскания пошлины или сбора состоит лишь в покрытии без убытка, но и без чистого дохода издержек учреждения, в связи с деятельностью которого взимается пошлина. Следует особо подчеркнуть, что пошлина или сбор выплачиваются не за услугу, а в связи с услугой, причем с той, которую оказывает государственный орган, действуя в общих интересах, реализуя свои государственно-властные функции. Так, уплата пошлины при подаче искового заявления в суд сопряжена с правом конкретного лица на судебную защиту, однако определяется общественно полезной функцией суда — поддержанием режима законности.

В НК РФ понятием «сбор» охватываются как собственно сборы (платежи за обладание специальным правом), так и пошлины. Это объясняется тем, что в таком же значении понятие «сборы» употреблено в ст. 57 Конституции РФ, согласно которой «каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы».

В соответствии с Налоговым кодексом РФ «под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)» (п. 2 ст. 8).

К категории «сборы» можно отнести предусмотренные НК РФ (ст. 13) государственную пошлину, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами.

Возможна различная классификация налогов по видам в зависимости от основания.

Выделяют налоги подоходно-поимущественные (прямые) и налоги на потребление (косвенные). Первые взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ, вторые — в процессе их расходования. Так, подоходный налог взимается при получении дохода; налог на имущество уплачивают собственники определенных видов имущества (сбережений). Это — примеры прямых налогов. Акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, хотя и по-разному поступают в бюджет, в конечном итоге оплачиваются потребителем товаров, в стоимость которых включаются эти налоги.

Это — примеры косвенных налогов. В научной литературе принято считать, что прямой налог — это налог, где налогоплательщик выступает фактическим носителем налогового бремени, при уплате косвенного налога налогоплательщик перекладывает его бремя на другое лицо, выступающее носителем данного налога.

Подоходно-поимущественные налоги в свою очередь делятся на личные и реальные.

Личные налоги уплачиваются с действительно полученного налогоплательщиком дохода (прибыли). Так, предприятия уплачивают налог с суммы прибыли, подсчитанной на основе полученной выручки и произведенных расходов. Эти налоги учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика, они рассчитываются как часть его дохода, позволяют организовывать налогообложение с учетом требований экономических законов.

Реальными налогами облагается не действительный, а предполагаемый средний доход налогоплательщика, получаемый в данных экономических условиях от того или иного предмета налогообложения (недвижимой собственности, денежного капитала и т.п.).

Примером реального налога является и единый налог на вмененный доход (гл. 263 НК РФ). Этим налогом облагается потенциально возможный валовой доход плательщика за вычетом потенциально необходимых затрат, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода, на основе данных статистических и иных исследований, независимых оценок и т.п.

Большинство реальных налогов не увязано с доходами налогоплательщика. Вещь, обозначенная в качестве предмета реального налога, легко поддается налоговому учету и контролю, она должна иметь материальный характер, существовать длительное время, чтобы обеспечить стабильность налоговых поступлений. Поэтому чаще всего предметами реальных налогов выступают недвижимость и транспортные средства.

Раскладочные (репартиционные, контингентированные) налоги широко применялись на ранней стадии развития налогообложения. Их размер определяли исходя из потребности совершить конкретный расход: выкупить короля из плена, построить крепостную стену § 2. Понятие налога, его признаки и функции. Виды налогов 31

и т.п. Суммы расхода распределялись между налогоплательщиками — на каждого из них приходилась определенная сумма налога.

В настоящее время раскладочные налоги используются редко, в основном в местном налогообложении.

При установлении количественных (долевых, квотативных) налогов, в противоположность раскладочным, исходят не из потребности покрытия расхода, а из возможности налогоплательщика заплатить налог. Эти налоги непосредственно или косвенно учитывают имущественное состояние (доходность) налогоплательщика.

По степени компетенции органов власти различных уровней по установлению и введению налогов необходимо выделить государственные (федеральные и региональные) и местные налоги.

Установление и введение федеральных налогов осуществляется решением высшего представительного органа государства. Они обязательны к уплате на всей территории РФ. Эти налоги поступают не только в федеральный бюджет — они могут зачисляться в бюджеты различных уровней.

Региональными признаются налоги, которые вводятся на территории соответствующего субъекта Федерации в соответствии с НК законом субъекта. Местные налоги устанавливаются в соответствии с НК и вводятся нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

Поступления от региональных налогов могут распределяться между бюджетом субъекта Федерации и местными бюджетами. Местные налоги зачисляются в соответствующие местные бюджеты.

Как правило, налог не имеет цели покрыть какой-нибудь конкретный расход. Но в ряде случаев представляется целесообразным установление и введение целевых налогов, собираемых для финансирования конкретных расходов. К таким целевым налогам, за счет поступлений от которых формируются государственные целевые внебюджетные фонды, относится взимаемый в соответствии с гл. 24 НК РФ единый социальный налог (взнос).

Однако необходимо учитывать, что одним из конституционных принципов установления налогов и сборов является принцип ограничения их специализации. По общему правилу налог не предназначен для определенного расхода. Это — одно из обязательных условий стабильности государственного бюджета и гарантия выполнения государством своих социальных и иных функций. Целевые налоги предназначаются непосредственно для покрытия определенных расходов. Поэтому установление целевого налога тре- бует особого механизма обособления поступающих средств. Для этого учреждаются дополнительный фонд и специальные счета учета сумм налога.

Регулярные (систематические, текущие) налоги взимаются с определенной периодичностью в течение всего времени владения имуществом либо занятия плательщиком каким-либо видом деятельности, приносящей доход. Например, подоходный налог с физических лиц и земельный налог взимаются ежегодно, налог на добавленную стоимость — помесячно или поквартально.

Уплата разовых налогов связывается с событиями, не образующими системы. Например, уплата государственной пошлины зависит от различных фактов. Для конкретного плательщика подача иска в суд может иметь непостоянный, случайный характер. К разовым относится также налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.

Существуют и другие основания деления налогов на виды, которые не столь значимы для выявления видовых особенностей налогов.

lawbook.online

Система налогов и сборов в РФ, определение данных понятий и их признаки

В законодательстве Российской Федерации имеются такие понятия, как налог, сбор и пошлина.

Что собой представляют данные платежи, в чём заключаются их особенности, каковы их функции и чем они отличаются друг от друга?

Понятие и сущность

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, который должны уплачивать в денежной форме организации и физические лица для обеспечения нормального функционирования государства. Его основные функции:

  • Фискальная. Она заключается в формировании бюджета государства и государственных образований. Налоги являются финансовой основой деятельности практически любой страны, обеспечивая работу всех государственных организаций: от органов управления и армии до музеев и школ.
  • Регулирующая. Данные взносы дают возможность государству влиять на уровень производства и потребления самых разных видов товаров и услуг. Как это работает? Например, в стране в силу разных причин пришло в упадок сельское хозяйство, и продуктов его производства стало не хватать для удовлетворения нужд населения. Для исправления положения правительство наряду с другими мероприятиями принимает закон о льготном налогообложении для предпринимателей данной сферы. В результате доходность этого вида деятельности повышается, появляется больше производителей, и, как следствие, увеличиваются объёмы конечного продукта.
  • Контрольная. Её сущность – в осуществлении проверки финансовой деятельности граждан и предприятий на предмет её законности, прозрачности, количественных и качественных показателей. Это необходимо для оценки эффективности налоговой и бюджетной политики государства.
  • Социальная выражается в перераспределении денежных потоков из сферы производства в социальную сферу. За счёт поступающих средств финансируются различные программы по поддержке наименее защищённых слоёв населения.
  • Главные признаки налогообложения – обязательность и определённость. Все граждане должны уплачивать установленные законом налоги, причём о порядке, размере и сроке этих выплат они должны быть оповещены заблаговременно. Кроме того, одним из признаков можно назвать денежный характер платежей.

    Сбор же – это обязательный взнос, уплачиваемый юридическими и физическими лицами в качестве условия для совершения государством в отношении их каких-либо юридических действий, например, предоставление особых прав и выдача лицензий.

    Его основная функция – это компенсация затрат, понесённых государственными органами и учреждениями, которые возникли в результате совершения каких-либо действий для юридического или физического лица.

    Подробнее о сущности налогов и сборов вы можете узнать из следующего видео:

    Их сходства и различия

    Внимательно изучив налоговое законодательство, можно обозначить разницу между налогами и сборами:

  • Регулярность. После того, как какой-либо гражданин или организация попадают под действие норм налогового законодательства, они обязаны регулярно уплачивать налоговые платежи. Сбор же оплачивается только один раз по факту выполнения определённого действия государством в пользу плательщика.
  • Обязательность. Налоги взимаются с физических и юридических лиц на основании закона, в котором также прописана ответственность за неуплату либо уклонение от выплаты. Сбор же уплачивается по собственному решению за предоставление определенных прав и разрешений. Если гражданину не нужны эти права, то, соответственно, никто не сможет принудить его к оплате платежа.
  • Возмездность. Один из признаков налогов – их безвозмездный характер. Это значит, что их уплата не предусматривает каких-то определённых обязательств со стороны государства. Сбор же, наоборот, уплачивается с конкретной целью, ведь взамен плательщик получает со стороны государства какие-либо права.
  • Сумма выплаты. Размер налоговых платежей рассчитывается на основе множества параметров, таких как ставка, применяемый вид налогообложения, наличие льгот, и индивидуален для каждого. Для сборов устанавливается фиксированный размер выплаты.
  • Таким образом, налоги представляют собой обязательные платежи, из которых впоследствии формируется бюджет государства, тогда как сборы платятся как возмещение средств за услугу, оказанную по личному желанию плательщика.

    Отличие от пошлины

    Пошлина – один из видов сбора, являющийся разовым платежом физического либо юридического лица за услугу, которую оказывает какой-либо государственный орган. Например, это может быть плата за регистрацию права собственности на недвижимое имущество.

    Если сбор взимается государственным учреждением, то, как правило, это плата за особые права и привилегии (например, лицензия на осуществление определённого вида деятельности). Пошлина, в свою очередь, платится за совершение юридически значимых действий (например, регистрация собственности в госреестре).

    Пошлина также имеет фиксированный размер выплаты, однако если сумму сбора может устанавливать сама организация, предоставляющая права и привилегии, размер пошлин в подавляющем большинстве случаев закреплён законодательно. Данный пункт также касается и льгот для некоторых категорий граждан – льготы по уплате сборов могут определять сами организации, оказывающие услуги, тогда как льготы по уплате пошлин зафиксированы законодательно.

    znaybiz.ru

    Сущность, функции и виды налогов

    Налоги и сборы

    Налог в соответствии со ст. 8 Налогового кодекса — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

    Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

    Характерные черты налога как платежа исходя из положений п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ следующие:

  • индивидуальная безвозмездность;
  • отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;
  • направленность на финансирование деятельности государства или муниципальных образований.
  • Характерными чертами сбора как взноса являются:

    • обязательность;
    • одно из условий совершения государственными и иными органами в интересах плательщиков сборов юридически значимых действий.
    • Налоговый кодекс РФ называет следующие сборы, действующие в РФ: таможенные сборы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, федеральные лицензионные сборы, региональные лицензионные сборы и местные лицензионные сборы.

      Сущность налогов

      Налоги используются для регулирования поведения экономических агентов побуждая (снижение налогов) или припятствуя (повышение налогов) в осуществлении определенной деятельности.

      Обладая законным правом принуждения, государство имеет возможность получать в свое распоряжение значительные денежные средства, собираемые в виде налогов.

      Налоги можно определить как доходы государства, собираемые на регулярной основе с помощью принадлежащего ему права принуждения. Также, налоги можно определить как обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах.

      Как следует из определения, под налогами следует понимать не только те платежи, в названии которых присутствует слово «налог», например, налог на добавленную стоимость, подоходный налог и т.д. Налоговый характер носят также таможенные пошлины, обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды, например, в пенсионный фонд, и т.д. Все эти платежи в совокупности образуют налоговую систему.

      Функции налогов

      Функция налога — это проявление его социально-экономической сущности в действии. Функции свидетельствуют, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории.

      В современных условиях налоги выполняют две основные функции:

      • фискальная функция, которая заключается в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности (источник доходов государства);
      • регулирующая функция, благодаря которой налоги либо стимулируют, либо сдерживают ту или иную хозяйственную деятельность (регулятор экономической системы).
      • Степень реализации функций налогов зависит от того, каким набором экономических инструментов пользуется государство. В совокупности они представляют собой налоговый механизм, посредством которого реализуется налоговая политика государства.

        Используя налоги как инструмент регулирования государство побуждает экономических агентов что-либо делать (налоги снижаются) или, наоборот, препятствует в осуществлении их деятельности (налоги повышаются).

        Последствия повышения налогов

        Следует помнить, что налоги оказывают сильное воздействие на мотивацию экономических агентов. С одной стороны, введение налога вызывает желание его не платить, т.е. уклониться. Это желание может быть реализовано либо в виде ухода плательщика в теневой сектор экономики, либо в попытке переложить налоговое бремя. Так, продавец, повышая цену предлагаемой продукции, перекладывает часть налогового бремени на покупателя (на рис. 5.1 это показано как повышение цены с до ).

        Рис. 5.1 Введение налога на товарном рынке

        С другой стороны, экономические агенты изменяют свое поведение. Под воздействием налога фирма сокращает объем производства, так как уменьшается ее прибыль, а следовательно и заинтересованность в производстве данного количества продукции. Эта ситуация проиллюстрирована на рис. 5.1. Если вводится налог на единицу продукции, например, акцизный сбор, то предложение товара сократится, кривая сдвинется в положение . Вертикальное расстояние между кривыми и равно величине налога на единицу продукции . Как видно из рисунка, цена на товар вырастет, а равновесное количество уменьшится.

        Если повышается налог на заработную плату, то работники могут сократить предложение труда, предпочитая иметь больше свободного времени, либо же, наоборот, увеличат предложение труда, почувствовав себя беднее и решив компенсировать снижение дохода большей зарплатой за больший период рабочего времени. Если же рассматривать рынок капитала, то налог на капитал в какой-либо отрасли экономики вызовет его отток из-за уменьшения прибыльности вложений.

        Из всего сказанного видно, что введение налога на каком-либо из рынков (на рынке товара, труда или капитала) изменит равновесную ситуацию как правило в сторону ухудшения. А это, в свою очередь означает, что возможны потери в эффективности размещения ресурсов.

        Налогообложение может привести и к положительному результату, если, например, налогом облагаются создатели негативных внешних эффектов.

        Классификация налогов

        Различные налоги неодинаково действуют на отдельные группы экономических агентов, кроме того, они по-разному взимаются. Существует несколько классификаций видов налогов:

        Виды налогов по объекту:

        • прямые;
        • косвенные.
        • Прямые налоги взимаются непосредственно с физических и юридических лиц, а также с их доходов. К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество. Косвенными налогами облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Среди косвенных налогов основными являются налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, импортные пошлины, налог с продаж и др.

          Классическое требование к соотношению систем косвенного и прямого налогообложения таково: фискальную функцию выполняют преимущественно косвенные налоги, а на прямые налоги возложена в основном регулирующая функция. В данном случае фискальная функция — это, в первую очередь, формирование доходов бюджета. Регулирующая функция направлена на регулирование посредством налоговых механизмов воспроизводственного процесса, темпов накопления капитала, уровня платежеспособного спроса населения. Регулирующий эффект прямых налогов проявляется в дифференциации налоговых ставок, льготах. Посредством налогового регулирования государство обеспечивает баланс корпоративных и общегосударственных интересов, создает условия для ускоренного развития определенных отраслей, стимулирует увеличение рабочих мест и инвестиционно-инновационные процессы. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса и посредством этого влияния могут содействовать или препятствовать производству. От налогов зависит соотношение издержек производства и цены товаров.

          Виды налогов по субъекту:

        • центральные;
        • местные.
        • В России существует трехуровневая система:

          • федеральные налоги, устанавливаются федеральным правительством и зачисляются в федеральный бюджет;
          • региональные налоги, находятся в компетенции субъектов федерации;
          • местные налоги, устанавливаются и собираются местными органами власти.
          • Виды налогов по принципу целевого использования:

          • маркированные;
          • немаркированные.
          • Маркировкой называют увязку налога с конкретным направлением расходования средств. Если налог имеет целевой характер и соответствующие поступления ни на какие иные цели, кроме той, ради которой он введен не используются, то такой налог называется маркированным. Примерами маркированных налогов могут быть платежи в пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, в дорожный фонд и др. Все прочие налоги считаются немаркированными. Преимущество немаркированных налогов заключается в том, что они обеспечивают гибкость бюджетной политики — они могут расходоваться по усмотрению государственного органа по тем направлениям, которые он считает необходимым.

            Виды налогов по характеру налогообложения:

          • пропорциональные (доля налога в доходе, или средняя ставка налога с ростом дохода);
          • прогрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода увеличивается);
          • регрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода падает).
          • Прогрессивными, как правило, бывают подоходные налоги. Чем больше доход индивида, тем большую его часть он вынужден отдавать государству. Как правило, для взимания подоходного налога устанавливается прогрессивная шкала. Например, при доходе до 30 тыс руб. индивид платит налог по ставке 12%, если его доход превышает указанную сумму, то — 20%. Регрессивные налоги означают, что их доля выше в доходе более бедной части населения. Регрессивный характер налога проявляется в том случае, если налог установлен в фиксированном размере на единицу товара. Тогда доля взимаемого налога в доходе будет выше у того покупателя, чей доход меньше.

            www.grandars.ru