Пособия по физре

Список литературы по физической культуре 2015

Список литературы для тестов:

Давиденко Д.Н. Здоровый образ жизни и здоровье студентов: Учебное пособие / Д.Н. Давиденко, В.Ю. Карпов.- Самара: СГПУ, 2004. – 112с.

Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильина. – М.: Гардарики, 2004. – 448с.

Петленко В.П., Давиденко Д.Н. Этюды валеологии: Здоровье как человеческая ценность. – СПб.: Балтийская педагогическая академия, 1998. – 120 с.

Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студ.высш. учеб.заведений / И.С. Барчуков, А.А. Нестеров; под общ. ред. Н.Н. Маликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. -528с.

Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш.учеб.заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 480с.

Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учеб. для ин-тов физ. культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991. -543с.

Тимушкин А.В. Физическая культура и здоровье: учеб.пособие / А.В. Тимушкин, Н.Н. Чесноков, С.С. Чернов – М.: СпортАкадемПресс, 2003. – 139с.

Ананьев В.А. Биосоциальные основы физической культуры: учеб-методическое пособие /В.А. Ананьев, Д.Н. Давиденко, В.Ю.Карпов и др. — Самара: СГПУ, 2004. — 400с.

Физическое воспитание студентов: учеб. пособие /Л.С. Дворкин, К.Д. Чермит, О.Ю. Давыдов / Под общ. ред. Л.С. Дворкина. – Ростов н/Д: Феникс; Краснодар: Неоглория, 2008. – 700с.

Евсеев Ю.И. Физическая культура. Серия «Учебники, учебные пособия». / Ю.И. Евсеев — Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 384с.

Максименко A.M. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. пособие для студ. вузов.- М.: 4-й филиал Воениздата, 2001. -319с.

Теория и методика физической культуры (курс лекций): Учеб. пособие / Под ред. Ю.Ф. Курамшина и В.И. Попова: СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. — СПб., 1999.-324с.

Теория и методика физического воспитания: Учеб. для студ. фак. физ. культуры псд. ин-тов по специальности 0303 «Физическая культура» / Под ред. Б.А. Ашмарина. — М.: Просвещение, 1990. — 36с.

studfiles.net

Книги по физкультуре

Книги и учебники по физкультуре разных годов

Содержание раздела Книги и учебники по физкультуре

Описание раздела «Книги по физкультуре»

В данном разделе к вашему вниманию предоставлены Книги по физкультуре. Да, да. Книги по физкультуре пишутся, печатаются, издаются. Их можно купить и скачать. И ничего удивительного в этом нет. Физкультура это спорт. А спортом нужно заниматься правильно. А чтобы заниматься спортом правильно нужно читать книжки, в которых написано как это сделать правильно.

В разделе вы можете найти книги по любому направлению. Читайте книги авторов: Яковлев Н., Костров В., Брунгардт К., Борькин Д.А., Жижин К.С., Андерсон Б., Майклз Д., Летфуллин И.С., Коннорс Э., Ингерлейб М.Б., Нельсон А., Кокконен Ю., Делавье Ф., Тесч П., Жалпанова Л.Ж., Сидорцов С., Фохтин В.Г., Луба Е.С., Чун Г.Е., Эберт Д., Попенко В.Н., Плехов В.Н., Хейденштам О., Дмитриев А., Фотхин В.Г..

Физкультура помогает убрать живот. Так что, все кто недоволен, что у него большой живот, могут прочитать книги, где написано как от него избавиться. Книги предназначены для тех, кто не потерял интереса к своему внешнему виду и безуспешно борется с самой «проблемной» частью тела — животом. Избавиться от раздражающих складок на талии и приводящего в отчаяние «брюшка» поможет комплексная программа, составленная одним из лучших экспертов по этому вопросу. Оказывается, что без использования дорогих и громоздких тренажеров, изнуряющих диет и продолжительных занятий всего за 3 минуты в день вы сможете добиться стройной фигуры, пользуясь идеальным средством для тренировки брюшного пресса — собственным телом.

Те кто хочет нарастить себе мышцы, могут почитать книги про бодибилдинг. В книгах приведены рекомендации о времени и месте занятий, описаны личные режимы тренировок и питания, даны врачебные рекомендации по оценке признаков утомления и переутомления организма при занятии с утяжелителями. Приведены рекомендации опытных профессиональных бодибилдеров мирового класса. Помимо этого описаны простые, реализуемые в домашних условиях, приемы тестирования физической подготовленности и ее динамики в процессе тренировок.

nashol.com

Нестандартное пособие по физкультуре «Звонкая веревочка»».

Ирина Минина
Нестандартное пособие по физкультуре «Звонкая веревочка»».

Уважаемые коллеги, данное пособие является многофункциональным, благодаря чему может использоваться для решения задач в разных видах основных движений. Пособие удобно в использовании и в закрытом помещении, и на улице; как на занятиях, так и в свободной двигательной деятельности.

Цель: разработка серии пособий по физической культуре для повышения двигательной активности детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Повышать двигательную активность детей.

2. Совершенствовать навык самоконтроля при ориентировании в пространстве.

3. Развивать зрительно-слуховую ориентацию.

4. Активизировать интерес к двигательным действиям.

Пособие рассчитано на детей в возрасте 3 — 7 лет.

Комплектация:

веревка, сплетенная косичкой из цветных шнуров;

мешочки с карабинами для натяжения веревки;

атласные ленты длиной 30см и 130см с металлическими полукольцами на концах;

двусторонние мишени диаметром 13 см, изготовленные из обрезков линолеума и цветной самоклеющейся пленки;

скрепки канцелярские для соединения элементов пособия.

Веревка натягивается на разных уровнях за счет съемных мешочков с утяжелением, с помощью ввернутых в стену шурупов с полукольцом (возможно простое накидывание веревки на предметы заданной высоты).

Колокольчики являются съемными, крепятся с помощью канцелярских скрепок к лентам, мишеням.

Примеры использования длинных лент:

Ходьба змейкой с мешочком на голове.

Бег боковым приставным шагом (галопом) со сменой ведущей ноги.

Примеры использования коротких лент:

Метание в вертикальную цель. При низком натяжении веревки — метание в горизонтальную цель.

Перебрасывание мяча одной, двумя руками через препятствия. При низком натяжении веревки — прокатывание мяча в ворота.

Прыжки вверх, касаясь предмета.

Ползание змейкой на четвереньках.

Подлезание под верёвку правым и левым боком, вперед.

Упражнение на восстановление дыхания. Возможно вариативное дополнение — снежинки, бабочки и т. п.

Детям можно предложить разнообразные игровые задания, например, пробежать в воротца, не задев колокольчики, по сигналу — по одному, парами прямо, приставным шагом боком, спиной вперёд и т. д.

Простота изготовления, доступность материалов и их легкая заменяемость делают возможным создание данного пособия любым заинтересованным педагогом.

Домик. Дидактическое пособие. Данное пособие предназначено для обучение детей грамоте, Пособие позволит педагогу постепенно вводить новые буквы в процесс обучения дошкольников.

Презентация «Дорожная азбука» Здравствуйте, хотелось бы предложить для просмотра мультимедийное пособие «Дорожная азбука». Предназначена для детей раннего возраста, хотя.

www.maam.ru

Физическая культура

АТЛЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА. Учебное пособие для академического бакалавриата

АТЛЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА. Учебное пособие для СПО

Аннотация: Издание представляет собой авторское учебное пособие, посвященное возрастным, методическим и морфофизиологическим аспектам атлетической подготовки в детском и подростковом возрасте. В данном учебном труде был использован большой многолетний практический и научно-методический опыт системного использования атлетической гимнастики в процессе физической подготовки школьни.

СПОРТИВНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И ОТБОР. Учебное пособие для академического бакалавриата

Семёнова Г. И. ; под науч. ред. Еркомайшвили И.В. Подробнее

Аннотация: В учебном пособии раскрыты основные понятия, критерии, этапы и особенности отбора и ориентации для занятий различными видами спорта. Отражены вопросы по развитию и измерению физических качеств, необходимых для успешного совершенствования в избранном виде спорта. Представленные в книге рисунки и таблицы помогут получить более полное представление о процедуре тестирован.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ИЗБРАННОГО ВИДА СПОРТА. СПОРТИВНАЯ БОРЬБА. Учебник для академического бакалавриата

Аннотация: В учебнике анализируются процессы техники и тактики борьбы, основы методики физической подготовки, средства и методы контроля за различными сторонами подготовленности. Описана система подготовки шестикратного чемпиона Европы, первого отечественного чемпиона мира, чемпиона Олимпийских игр Вл. Невзорова. В материалах, доступных в Электронной библиотечной системе «Юрайт».

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ИЗБРАННОГО ВИДА СПОРТА. СПОРТИВНАЯ БОРЬБА. Учебное пособие для СПО

Год: 2018 / Гриф УМО СПО

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ. ГОЛЬФ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие

Аннотация: В книге отражены методические рекомендации по проведению уроков игры в гольф в общеобразовательной школе. Пособие подробно описывает цели и задачи обучения физической культуре на основе гольфа, раскрывает формы организации учебной деятельности, требования к результатам освоения программы, методы обучения, список необходимого учебно-методического и материально-техничес.

ГЕОПОЛИТИКА СПОРТА И ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ДИПЛОМАТИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры

Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Подробнее

Год: 2018 / Гриф УМО ВО

Аннотация: В учебнике раскрыты теоретические аспекты спортивной дипломатии, а также проанализированы практические подходы к ее осуществлению на примере различных государств и международных организаций. Основной акцент в книге сделан на роли спортивной дипломатии в современных международных отношениях и внешней политике. Авторы рассматривают спортивную дипломатию сквозь призму ко.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА». ШКОЛЬНЫЙ СПОРТ. ЛАПТА 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для СПО

Готовцев Е.В., Германов Г.Н., Машошина И.В. Подробнее

Аннотация: Книга «Школьный спорт: Лапта» адресована будущему и настоящему учителю физической культуры как руководство для совершенствования учебной и спортивной работы в школе. Работа вызовет определенный интерес у студентов институтов физической культуры, педагогических институтов, которые найдут в ней необходимые рекомендации по использованию упражнений из арсенала русской лап.

biblio-online.ru

Форму забыл: откуда взялась физкультура и какие нормативы сдают нынешние школьники

Текст: Дамир Бикчурин / Фото: Всеволод Тарасевич © МАММ/МДФ

Начнем с того, что в соответствии со «Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года» и государственной программой Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» на период до 2020 года доля населения страны, систематически занимающегося физической культурой и спортом, должна достигнуть в 2020 году 40%, а среди обучающихся — 80%.

В своей работе «Отношение к физической культуре и физкультурно-спортивной деятельности школьников и студентов в XXI веке», опубликованной в 2014 году, социологи Сергей Фирсин и Татьяна Маскаева приходят к выводу, что интерес к урокам физкультуры падает по мере того, как школьник взрослеет и переходит в следующий класс. В 4–5 классах в физре заинтересованы 54,4% детей, в 8–9 — 24,3%, а в 10–11 — уже 23,3% (студентов занятия по физре привлекают еще меньше). При этом 92,8% всех учеников признают важность этого предмета. Главная причина — в неудачном расписании уроков. Как правило, после них приходится идти на занятия, требующие внимания и собранности. Школьников также не устраивает однообразие содержания программ и плохой спортивный инвентарь. А вот в дошкольных учебных заведениях со спортивным оборудованием, по крайней мере в Москве, дела обстоят лучше.

«В 1994 году в Москве была введена должность «Воспитатель по физической культуре». Такой специалист работал в каждом дошкольном учреждении, где были оборудованы физкультурные залы и бассейны с соответствующим инвентарем. Кроме этого, в городе была налажена система физкультурно-спортивных мероприятий. Но все же, на мой взгляд, есть несколько проблем, о которых стоит сказать.

Первая проблема состоит в том, что в связи с модернизацией системы образования физическая культура у дошкольников стала проводиться не узконаправленными специалистами (инструкторами по физической культуре), а воспитателями. Другая проблема: педагоги недостаточно хорошо владеют нормативно-правовой базой, регламентирующей работу по физической культуре, а также современными технологиями в области физического развития детей.

Следующий важный вопрос — качество подготовки специалистов. В настоящее время набирает обороты дистанционная форма повышения квалификации. На мой взгляд, качественная подготовка специалистов в области физического воспитания и развития детей не может ограничиться дистанционным форматом. Здесь есть своя специфика, которая предполагает обязательный практикум, тренинг, мастер-класс, обучение практическим навыкам выполнения физических упражнений.

Все специалисты в данной области единодушны во мнении, что необходимо использовать как традиционные формы работы (физкультурное занятие, утренняя гимнастика, подвижные игры, физкультурные досуги и праздники), так и активности, которые используются в дополнительном образовании (ритмическая гимнастика, ушу, карате-до, хатха-йога и так далее). Это поможет приобщить детей к двигательной и интеллектуальной деятельности».

В России начала XIX века физической культуры в современном понимании в учебных учреждениях не было. По понятным причинам развитие физической силы требовалось в армии и входило в программы обучения исключительно в военных заведениях. Эти программы были дальними родственниками современных уроков физкультуры: никаких учебных комплексов не было, обучали, как правило, плаванию, борьбе, верховой езде, фехтованию, стрельбе.

Во второй половине XIX века министерство просвещения все же попыталось популяризовать спортивную гимнастику в учебных заведениях. Сам министр народного просвещения граф Иван Давыдович Делянов в июне 1889 года издал циркуляр о введении гимнастики во всех гимназиях и школах, инструкция к которому гласила: «Упражняя мальчиков в самых простых движениях и построениях, принятых в русских войсках, гимнастика знакомит детей с первоначальными основаниями воинской дисциплины…» К слову, подобных приказов и рекомендаций хватало: во многих документах министерства отмечался неудовлетворительный уровень физического воспитания в учебных заведениях, но толку все равно не было из-за нехватки квалифицированных специалистов.

Таким образом, строевые упражнения на практике стали занимать половину учебных занятий, преподавателями становились отставные офицеры, а гимнастические уроки — обычной военной муштрой. Вот что писал в своем докладе в 1899 году Николай Филитис, методист и практик, автор руководств и сборников по подвижным играм: «Цели были поставлены большие, но осуществление их неудовлетворительное. Помещений в большинстве учебных заведений для гимнастики нет, и она проводится в пыльных коридорах. За отсутствием подготовленного педагогического состава преподают офицеры и полуграмотные унтер-офицеры. На свежий воздух, о котором говорится в инструкции 1889 г., не пускают, образовательные экскурсии заменили военными походами». А вот что говорит Софья Познер, автор статьи «Физические упражнения как предмет школьного обучения в начальной школе по П. Ф. Лесгафту», его ученица: «. Нельзя сказать, что вопрос о физическом образовании находится в загоне: он просто не существовал. »

Весьма популярной в конце XIX века стала спортивная сокольская гимнастика. Придумал ее пражский педагог эстетики и идеолог сокольского движения Мирослав Тырш. Сокольское движение возникло как реакция на Французскую революцию и Наполеоновские войны: Чехия на тот момент была частью Австро-Венгерской империи, и ее это совсем не устраивало. Мирослав Тырш, выпускник Пражского университета, представитель буржуазной интеллигенции, был тем, кто вдохновлял чешский народ принять участие в национально-освободительной борьбе с австрийскими завоевателями. Его программа со снарядами и комплексом упражнений стала первой официальной гимнастической системой, используемой в России. Министерство народного просвещения активно внедряло ее в учебные заведения, и к 1912 году сокольская гимнастика преподавалась уже в 855 средних учебных заведениях.

Любопытно, что в качестве основы своей программы Тырш использовал школьную немецкую гимнастику Адольфа Шписса, который отличался от нынешних учителей физкультуры хотя бы тем, что был не только физруком, но и преподавателем истории и пения. Шписс, в свою очередь, ориентировался на работы «отца современной гимнастики» немца Фридриха Яна, который призывал молодежь к участию в национально-освободительной борьбе; он создал несколько гимнастических кружков, в которых занимался развитием физических сил населения Пруссии. К слову, именно Фридрих Ян придумал турник-перекладину для подтягиваний, гимнастического коня и брусья.

Мирослав Тырш был знаком с большинством систем гимнастических упражнений первой половины XIX века. Но, что интересно, ни одна из них ему не нравилась. Его подход во многом говорил о том, что он был самым настоящим художником, поскольку для него важнее всего было сделать упражнения красивыми и привлекательными, что перекликается с концепцией художественной гимнастики. Ленты, шарфы, венки, которые надевали девушки во время упражнений, носили чисто декоративный характер. Дошло до того, что он исключил из своей практики все некрасивые, на его взгляд, упражнения, хоть они и были полезны для физического развития.

Несмотря на то что программы Тырша были сверхпопулярны в России, кроме них были и другие. На 1912 год в 296 средних учебных заведениях преподавали шведскую гимнастику, в 415 — немецкую и физическое воспитание по системе Петра Лесгафта, основоположника физического образования в России. Термин «физическое образование» в 1901 году петербуржец Петр Францевич впервые использовал в своей работе «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста». На 262-й странице учебника Лесгафта можно найти такую характеристику «физического образования» — это «систематическое умственное, эстетическое и физическое развитие». Лесгафт считал, что физические упражнения должны быть непременно ежедневными, в полном соотношении с умственными занятиями. Услышав это, некоторые современные школьники наверняка бы порадовались, что у них уроки физкультуры всего пару раз в неделю, а не каждый день. Система физических упражнений Лесгафта состояла в следующем:

Простые упражнения 1-го уровня для детей от 7 до 12 лет — это элементарные движения, например сгибания, повороты, круговые движения, а также ходьба, бег и метания. Для подростков 12–15 лет — возраста, в котором интенсивно растет мышечная система и длина тела прибавляется за год на 7–9 сантиметров, — Лесгафт придумал сложные упражнения с увеличивающимся напряжением, то есть упражнения с отягощением, в прыжках, в борьбе. Для более взрослых подростков известный педагог придумал еще более интересную формулировку — «изучение пространственных отношений и распределение работы по времени». Сюда он включил бег, ходьбу и метание в цель с определением размера движения, направления движения и быстроты производимого движения. Последние — систематические упражнения в форме игр — предназначались для всех возрастных групп и состояли из фехтования, катания на коньках, плавания и прогулок.

Самый актуальный момент на злобу дня состоит в том, что Петр Лесгафт, главный теоретик физического воспитания в России, критиковал внедрение военных упражнений в учебные программы. Он говорил, что «. они совершенно не согласуются с задачами общеобразовательной школы, т. к. все военные упражнения имеют целью приучить к массовым действиям. Военные упражнения имеют дело с военной дисциплиной и массовыми действиями, как раз противоположными школьным задачам, поэтому их нельзя допускать в школе».

Наверное, современные чиновники из Минобразования и науки не знакомы с более чем столетним предостережением Лесгафта: основы начальной военной подготовки в российских школах теперь изучают на уроках ОБЖ. Идейный последователь Лесгафта педагог Виктор Лукьяненко впоследствии скажет следующее: «Несмотря на громадный авторитет этого ученого, его безоговорочное признание в роли основоположника научных основ российской системы физического воспитания, с глубоким сожалением приходится констатировать, что именно в отечественной практике реализации этого процесса многие его основные идеи до сих пор не находят должного применения».

«Физкультуру в моей школе преподавали очень хорошо, она никогда не была для меня второстепенным предметом, а к учителю я всегда относился положительно. На мой взгляд, возвращение норм ГТО — это существенный плюс: в СССР они давали свои плоды. Очень важно проверять физическую подготовку населения. Получение золотого значка стимулирует людей к тому, чтобы заниматься своей физподготовкой, — а значит, здоровьем.

На моем факультете предметы, на которых нужно заниматься спортом активно, были в основном на первых курсах. Сейчас в рамках общего курса нам читают лекции по экономике, философии и так далее. В предметы, близкие нашей специальности, мы сильно углубляемся — например, в теорию и методику физической культуры, теорию спорта, теорию и методику избранного спорта.

После университета я планирую работать по специальности — тренером по гандболу. Хочу совмещать работу физрука и тренера в спортивной в школе».

«Импортозамещение», начатое Лесгафтом, продолжил Александр Анохин, который также отказывался признавать немецкие и шведские системы гимнастики в российской школе. Он считал, что бесполезно пытаться придумывать движения, но можно найти им новое применение, новый принцип исполнения. Как вы уже поняли, Анохин хотел придумать свою «русскую гимнастику», со своей шведской стенкой и эспандерами. Точнее, без них. Сейчас его исследования известны как «волевая гимнастика Анохина», или, как некоторые любят ее называть, комнатная гимнастика. В свое время она была популярна у русской интеллигенции. Знаете почему? Для выполнения этих упражнений не требовалось вообще ничего — ни спортивных снарядов, ни специальных помещений.

В основе его учения о физическом упражнении лежала теория естественных движений человека. Эти движения — лежать, сидеть, ползать, ходить, бегать, прыгать и тому подобное. Аэробика без музыки? Упражнения без отягощения? Вот как красноречиво говорил о своей гимнастике сам автор:

«Волевая гимнастика не сделает вас Поддубным или Гаккеншмидтом. Она не даст вам бицепсов по 45 сантиметров или возможности выжимать 6–7 пудов одной рукой, но зато значительно укрепит здоровье. Даст красоту форм и очертаний и ту нормальную силу для каждого, которая утеряна современным человеком».

«Работать с детьми не тяжело, если ты сам заинтересован в результате. Они потянутся к тебе, надо только быть честным. Если они увидят слабину, то сядут, как говорится, на голову. Дисциплину я поддерживаю из года в год. На мой взгляд, качество работы зависит от личности самого учителя, а не от учебников. Преподаватель сам по себе должен быть руководителем, в меру строгим. Конечно, важную роль играет материальная база.

Я учитель физкультуры по специальности. Сейчас без соответствующего диплома физруком не устроиться, то есть если раньше, например, учитель математики мог вести информатику, то теперь в новом году вступает в силу закон, запрещающий работать без соответствующего диплома.

Конечно, зарплата небольшая, в среднем 16–18 тысяч, очень мало. Я работаю в сельской школе, у нас много детей. Из спортинвентаря не хватает хороших мячей, например волейбольных, гантелей и штанг, с остальным пока справляемся. В прошлом году мы участвовали в конкурсе Федерации по баскетболу и выиграли 25 мячей, что, конечно, хорошо. Зимой на лыжах мы не занимаемся — просто потому, что у нас мало снега.

Мой отец тоже учитель физкультуры — я, как говорится, пошел по стопам, понял методы, сделал упор на кроссовый бег плюс нахожу программы упражнений в интернете, обмениваюсь опытом с отцом. Делаю упор на спортивные игры, чтоб помочь ребятам развить подвижность. Уже в начальных классах стараюсь научить основам игры в баскетбол и футбол».

После Октябрьской революции и вплоть до 1920 года программы по физкультуре были преимущественно военными, а после 1920-го — трудовыми. Высший Совет физкультуры только с 1923/24 учебного года ввел всеобщее обязательное преподавание физкультуры в школах*. А в 1927 году была наконец выпущена единая программа урока, основанная на естественных человеческих движениях, которая стала прародителем всех следующих программ. Схема состояла из 6 серий для начальной школы и 8 серий для средней:

1) порядковые упражнения — построение, перестроение, размыкание, ходьба в различных направлениях: на носках, с движениями рук, в обход, по кругу, по диагонали и т. д.;

2) подготовительные упражнения;

4) сопротивления с отягощением, парные упражнения в сопротивлении;

6) специальные упражнения профилактического и корригирующего характера для отдельных групп мышц;

8) заключительная часть.

* В. Пельменев, Е. Конеева. «История физической культуры: учебное пособие»

По аналогии с этим особенно забавно выглядит предложение Комитета художественного физического воспитания, созданного под знаменем Пролеткульта и действующего в середине 1920-х, использовать особую и, возможно даже, инновационную форму пути развития физкультуры — физическое воспитание как художественное переживание в процессе работы. Проще говоря — трудовую гимнастику. Так называемые буржуазные системы упражнений — например, бокс, спортивную гимнастику — хотели заменить загребанием угля, пилением и строганием. Тогда же вышла статья, в которой доказывалось, что английский футбол учит советскую молодежь лгать: автор аргументировал это тем, что прием «финт» означает обман и поэтому отрицательно влияет на качество личности. Но эти затеи не были осуществлены, поскольку разнились со взглядами Ленина.

Несмотря на все проблемы, в июле 1929 года физическое воспитание стало обязательным предметом в высших учебных заведениях страны; через год оно появилось в вузах всего СССР, а еще через год, в 1931-м, был введен всеми любимый комплекс норм «Готов к труду и обороне», который в сочетании с Осоавиахимом помог миллионам советских граждан получить навыки маршевой, лыжной, стрелковой подготовки, плавания, метания гранат, преодоления водных преград и препятствий.

Физические (естественные) упражнения в ГТО были поделены на две основные группы: общеподготовительные и прикладные. В те времена программа физупражнений вместо 6 и 8 серий, как было в 1927 году, стала выполняться в 4 серии. Первая серия — втягивающие упражнения (5 минут), вторая — общеразвивающие упражнения (10 минут), третья — основные упражнения (25 минут), четвертая — успокаивающие упражнения (5 минут). Общее время урока должно было составлять 40–45 минут. Прикладные упражнения составляли основную часть программы и включали в себя ходьбу, бег, переползания, упражнения на равновесие, передвижение на лыжах, плавание, прыжки, лазанье, переноска различных предметов (и живого веса), метание, элементы борьбы, военное дело.

Помимо собственно занятий, с учащимися проводились беседы «на тему». Например, школьники четвертого класса отчитывались по двум: «Какой физкультурой занимаются дети капиталистических стран и физкультура для подрастающего поколения в СССР» и «Значение основных правил дыхания». В седьмом классе рекомендовалось три темы: «Очередные задачи физкультуры в СССР», «Как физкультура подготовляет бойца РККА» и «Как физкультура борется с профвредностями».

Так комплекс норм ГТО стал главным итоговым показателем успеваемости по физической культуре, с его помощью разрабатывались программы всех учебных учреждений более чем на 50 последующих лет, в течение которых он частенько обновлялся.

В 1955 году на учебный предмет в школе стало отводиться 66 часов в год — по два часа в неделю. Нормативы 5–7-х классов стали отличаться для девочек и мальчиков. У девочек было меньше упражнений в висах и упорах, большее внимание уделялось укреплению мышц брюшного пресса, стали короче дистанции в беге и передвижении на лыжах, исключены некоторые виды прыжков.

В марте 1960-го были утверждены новые учебные планы с новыми задачами обучения для 1–8 классов. Например, для 6-го класса по гимнастике были сформулированы четыре задачи: «1. Научить кувырку назад. Научить стойке на лопатках после седа с прямыми ногами. 2. Учить лазанью по канату в два приема. Научить лазанью в три приема. 3. Научить опорному прыжку ноги врозь. Учить опорному прыжку согнув ноги. 4. Учить простым висам и смешанным упорам». С 1970 года стал популярен метод круговой тренировки, то есть серийное повторение упражнений в процессе последовательной смены «станций». Спустя пять лет, в 1975 году, впервые в послевоенное время вводится кроссовый бег. В 1983-м в раздел спортивных игр включили футбол, а элементы художественной гимнастики для старшеклассниц были дополнены танцами.

В 1985 году были увеличены дистанции в беге, лыжных гонках, кроссах. Например, в 11-м классе для юношей ввели кроссовый бег на 1 000 метров, лазанье по канату без помощи ног, подъем силой на перекладине и челночный бег 3×10 метров. В раздел «Гимнастика» внесли упражнения военно-прикладной направленности: умение выполнять строевые команды, знание видов перестроений и передвижений в строю, предусмотренных Строевым уставом Вооруженных Сил СССР.

Нормы ГТО исчезли вместе с Союзом. С 1996 года в обновленной России прекращается монополия единой программы физподготовки во всех школах РФ, появляются новые нормативы, программы физического воспитания на базе одного вида спорта, программы антистрессовой пластической гимнастики и другие авторские программы.

Ныне актуальны два варианта — профессора Анатолия Матвеева и совместная программа Владимира Ляха и Александра Зданевича. Чтобы получить пять по физкультуре в школе, по Матвееву надо прыгнуть в длину с места на 162 см и пробежать 30-метровку за 5,8 секунды, а по Ляху и Зданевичу — на 190 см и 5 секунд соответственно. Пятиклассники теперь плавают и ходят на лыжах по 1 и 2 километра, при этом норматив по лыжам включает в себя одновременный бесшажный ход, подъем «елочкой», спуск в «ворота» из палок и торможение «плугом». А современные 11-классники вынуждены ходить на лыжах аж по 10 километров.

special.theoryandpractice.ru