Правила дефиниции

Нормы дефиниции: понятие и принципы

Нормы дефиниции дают определения тем или иным категориям, используемым в законодательстве. К примеру, в УК содержатся разъяснения таким понятиям, как вина, алиби, убийство, в ГК описывается, что такое обязательства, договорные отношения и пр. Как правило, нормы дефиниции располагаются в обособленных частях законодательства. Однако их можно встретить и в основных разделах. Рассмотрим далее подробно нормы дефиниции. В статье будет также представлена классификация этих положений по различным признакам.

Основные сведения

Правовая норма рассматривается как определенное правило поведения. Оно считается обязательным для всех лиц. Невыполнение правила влечет ответственность. В переводе с латинского норма означает «точное предписание», «образец». После опубликования (обнародования) она наделяется государственно-властным характером. Круг лиц, на которых распространяется ее действие, не определен. В него входят все граждане, организации, госорганы. Исходя от государства, норма охраняется им же.

Общий характер

Он выражается в распространении действия на неопределенное количество субъектов. Норма выступает в качестве модели поведения. Она не имеет конкретного адресата, не направлена на определенное лицо. Этим она отличается, например, от судебного постановления. Действие нормы направлено на тех субъектов, которые вступают либо могут вступить или уже участвуют в отношениях, регламентируемые ею. Общий характер позволяет регулировать не каждый конкретный случай, а охватить все ситуации, факты, взаимодействия.

Все нормы, дефиниции в том числе, являются многоразовыми. Основной их целью выступает регламентирование определенной сферы общественных отношений. Нормы в равной степени обязательны для всех. Например, Трудовой кодекс содержит положения, которые регулируют взаимодействия всех лиц, участвующих в рабочих отношениях. Нормы определяют единый характер и границы деятельности субъектов, входящих в сферу ее регулирования. Все положения считаются абстрактными. Это значит, что нормы не касаются интересов конкретного субъекта или ограниченного числа лиц. Немаловажное значение имеет и представительно-обязывающий их характер. Нормы предоставляют одному лицу право поступать определенным образом и вместе с этим предписывает другим совершать аналогичные действия либо воздержаться от них.

В составе норм выделяют три элемента:

  1. Гипотезу (предположение).
  2. Диспозицию. Она выражает отношение к конкретному событию.
  3. Санкцию. Она представляет собой реакцию государства на то или иное действие, выходящее за рамки общеобязательной модели поведения.
  4. Классификация

    Разделение норм на категории может осуществляться в зависимости от характера влияния на отношения в обществе. По этому критерию выделяют положения:

  5. Обязывающие.
  6. Запрещающие.
  7. Диспозитивные (уполномочивающие).

В зависимости от степени воздействия выделяют нормы:

  • Императивные. Их действие обязательно для всех без каких-либо исключений.
  • Диспозитивные. Они предоставляют право выбора.
  • Классификация может осуществляться и по характеру участия в регулировании общественных взаимодействий. По этому признаку выделяют нормы:

  • Констатирующие. Они прямо указывают на какой-либо факт.
  • Регулятивные. Эти положения регламентируют правила поведения в той или другой ситуации.
  • Правоохранительные. Эти положения принимаются с целью удержания субъектов в пределах установленных правил.
  • Дефиниции – нормы права, обладающие констатирующим характером.

    Основные свойства

    Нормы дефиниции обладают всеми свойствами, описанными выше. Они абстрактны и воздействуют на неопределенное количество субъектов. Ключевой задачей этих положений выступает разъяснение понятий, используемых в законодательных актах. Наиболее распространены нормы дефиниции в Конституции РФ. В Основном Законе содержатся фундаментальные понятия и приводятся их определения. Определение Российской Федерации, приведенное в ст. 1 гл.1, выступает как констатирующая норма. Дефиниции в Конституции формируют юридическую базу для всех остальных законодательных актов.

    Ключевые направления

    Нормы дефиниции и нормы предписания дают формулировку событиям и категориям в 3-х основных сферах общественной деятельности:

  • Общегражданской.
  • Уголовной.
  • Связанной с защитой интеллектуальной собственности.
  • Основы государственного устройства, создания и функционирования институтов власти, общественных и политических объединений, осуществления территориального самоуправления, реализации обязанностей и прав граждан и их групп устанавливают нормы принципы. Нормы дефиниции разъясняют всем участникам отношений эти ключевые начала. Они формируют систему общественных взаимодействий. Проще говоря, дефиниции емко и просто интерпретируют сложные понятия.

    В сфере регулирования особое место занимают нормативно-правовые дефиниции и специализированные оперативные нормы. Последние направлены на формирование определенных моделей поведения. Однако они устанавливают правила с учетом особенностей той или иной сферы деятельности. Нормативно-правовые дефиниции и специализированные нормы способствуют большей конкретизации понятийного аппарата. Это, в свою очередь, обеспечивает более качественное влияние на развитие взаимодействий в обществе. К основным функциям, которые выполняют нормы, следует отнести:

    1. Учредительную.
    2. Познавательную.
    3. Пояснительную.
    4. Регулятивную.
    5. Информационную.
    6. Интерпретационную.
    7. Обеспечивая юридическое закрепление той или иной категории, они устраняют вероятность различного толкования.

      Виды разъяснительных положений

      Классификация дефиниций проводится различными способами. В качестве наиболее распространенного метода дифференциации выступает разделение, основывающееся на понимании взаимосвязи между разными понятиями, взаимного их преобразования друг в друга. В науке определяют три группы норм дефиниций:

    8. Доктринальные. Ими определяется структура любой теории.
    9. Практически-прикладные. Они представляют собой определения, которые сложились в процессе общественной деятельности, были узаконены актами высших органов власти и стали обязательными для всех субъектов.
    10. Легальные. Они устанавливаются компетентными представительными (законодательными) институтами. Такие нормы носят предписывающий характер. По своему месту, значимости, роли в регулировании общественных взаимодействий они отличаются от первых и вторых. Однако вместе с этим какое-то непреодолимое различие между всеми тремя группами отсутствует, поскольку они все выступают как неотъемлемые элементы российской юридической системы.
    11. В зависимости от случаев, в которых появляется необходимость использовать дефиниции, их разделяют на:

    12. Общеупотребляемые. К ним относят, в частности, такие понятия, как «работник», «наниматель», «договор» и пр.
    13. Специальные. Эти термины можно назвать профессиональными. К ним, в частности, можно отнести такое понятие, как «юриспруденция».
    14. Нормы дефиниции: примеры

      Как выше было сказано, определения присутствуют в большинстве законодательных актов. Уголовный кодекс поясняет понятие убийства. Им признается умышленное причинение смерти другому гражданину. В УК присутствуют разъяснения и других понятий. Например, поясняется, что такое преступление в целом. Им называют опасное для общества деяние, влекущее применение к виновному уголовного наказания. В ст. 1 гл.1 Конституции поясняется понятие Российской Федерации – это демократическое правовое федеративное государство с республиканской формой управления.

      Анализируя вышесказанное, можно заключить следующее. Нормы дефиниции представляют собой такие положения, в которых разъясняются основные понятия, используемые в законодательных актах, для которых недопустимо двоякое толкование. Это означает, что ключевой их задачей выступает точное и четкое определение той или иной категории либо события. Любое неоднозначное толкование понятий может привести к нарушениям при применении законов на практике. Это, в свою очередь, может повлечь ущемление интересов граждан, юрлиц, государства, госорганов и прочих субъектов, участвующих в тех или иных отношениях. Нормы дефиниции должны быть понятны не только законодателю или институтам власти, но и населению. В этой связи формулировки определений должны содержать по возможности простые слова, значение которых не нужно объяснять дополнительно. Вместе с этим дефиниции должны давать максимально полное определение той или иной категории. В разъяснении не может быть пробелов или недосказанности.

      Заключение

      Нельзя сказать, что нормы дефиниции являются важнейшими в системе. Однако их значение и роль переоценить трудно. Дефиниции вырабатываются для большей ясности и прозрачности законодательства. Эксперты рекомендуют перед прочтением любого акта изучить вводную (общую) часть. В ней, как правило, присутствуют все термины, используемые в законе, а также определения к ним. Зачастую в актах содержатся отсылки к нормам дефинициям. Это делается, чтобы не перегружать текст терминами и определениями. В некоторых случаях это действие оправдано, поскольку бывают такие законы, в которых очень много информации и включение в них дополнительных сведений нецелесообразно. Ряд экспертов считает, что гражданам необходимо знать основные нормы дефиниции, существующие в отечественной правовой системе. На практике это действительно может пригодиться, особенно в случаях, если придется обращаться в судебные инстанции или органы власти. Юридически грамотный человек имеет больше шансов отстоять свою правоту. При этом он может защитить свои интересы самостоятельно, не прибегая к помощи адвокатов. Но иногда одного знания дефиниций бывает недостаточно. В ряде случаев необходимо разбираться в тонкостях законодательства, ориентироваться в статьях и их изменениях, понимать конкретное действие тех или иных положений. В таких ситуациях, безусловно, без помощи юриста не обойтись.

      fb.ru

      Юридическая техника

      Правовые дефиниции

      Правовые дефиниции — еще один способ организации юридической материи. Если рассматривать дефиниции в историческом контексте, можно заметить, что они относятся к новым средствам выражения содержания права. Это касается не только российского права, но и права западноевропейских стран.

      Определение понятий активно стало использоваться в Западной Европе с середины XX в., в России — с начала XXI в. По крайней мере в советское время мы не наблюдали широкого распространения дефиниций. Некоторые ученые объясняют это тем, что советский период отличался стабильностью, тогда как сейчас Россия находится на переходном этапе, когда все, в том числе понятия, подвержено динамике. Дефиниции, которые позволяют ее отразить, обеспечивают сегодня стабильность правового регулирования.

      Однако в этом объяснении есть доля лукавства. Стабильность в запаадноевропейском обществе является образцом для многих стран, тем не менее, дефиниции там давно нашли применение и отказываться от них не собираются и по сей день. В Советском Союзе дефиниции как способ правотворческой техники просто еще не был интеллектуально полностью освоен. Да и зачем его было осваивать, если законодательство было ориентировано не столько на граждан, сколько на власть.

      Но изменился общественный строй в России, иным стал взгляд на многие правовые вопросы, в том числе и на правовые дефиниции. Это правовое явление подверглось мошной интеллектуальной атаке: несколько десятков ученых под руководством

      B. М. Баранова собрались на заседание круглого стола (2006 г.) с тем, чтобы с разных сторон осмыслить проблему законодательных дефиниций. Так, например, В. Н. Карташов предложил интегративный подход (формально-логический, лингвистический, философский, исторический, социологический, психологический и специально-юридический) к обоснованию данного феномена.

      Дефиниция — это краткое определение какого-либо понятия, отражающее существенные (качественные) признаки явления, предмета.

      Необходимо различать определения:

    15. законодательные (основанные на законодательных или нормативных документах);
    16. вытекающие из судебной практики (т.е. из судебных решений);
    17. доктринальные (предлагаемые каким-либо автором или какой-либо школой права).
    18. Законодательные определения являются не только инструментами правотворческой техники, но и (в большинстве случаев) самостоятельными правовыми предписаниями, нарушение которых для субъекта права может повлечь нежелательные последствия. Этот факт имеет особое значение в уголовном праве.

      Право — довольно сложная материя, имеющая свои тонкости, которые необходимо изучать профессионально. Однако нормативные акты, где содержатся нормы права, обращены не только к специалистам в области права, но и к обычным гражданам, поэтому в процессе правотворчества необходимо стремиться к тому, чтобы они были по возможности понятными и доступными для людей. Определение употребляемых в нормативных актах понятий — один из основных способов, позволяющих достичь данной цели.

      Рассмотрим несколько примеров определений.

      Депутат — лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»),

      Публичная оферта — предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях, обращенных к неопределенному кругу лиц, если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи (Гражданский кодекс РФ (далее — ГК РФ)).

      Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств для финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (Налоговый кодекс РФ (далее — НК РФ)).

      Рецидив преступлений — совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление (Уголовный кодекс РФ).

      Алиби — нахождение подозреваемого или обвиняемого в момент совершения преступления в другом месте (Уголовно-процессуальный кодекс РФ).

      Правила составления дефиниций

      Разработка юридических определений проходит с большим трудом. Не случайно древние римляне утверждали, что «любое юридическое определение несет в себе опасность». Юридическое определение должно стремиться объединить в общей и отвлеченной формуле все особенности юридического понятия или юридического феномена.

      Определение должно наполнить конкретным юридическим смыслом термины, нередко взятые из повседневной речи. Оно должно исключать любую двусмысленность, делая ясным и достоверным толкование и применение той или иной нормы либо группы норм права.

      Отсюда следует, что правовые дефиниции должны:

    19. отражать только существенные признаки обобщаемых явлений; эти признаки должны иметь правовое значение;
    20. быть полными и отражать все обобщаемые явления;
    21. быть адекватными, т.е. иметь объем, совпадающий с определяемым понятием;
    22. не содержать противоречивых суждений;
    23. не содержать термины, употребляемые в определяемом понятии (чтобы не было тавтологии).
    24. Дефиниции бывают нескольких видов:

      полные, т.е. содержащие весь набор существенных признаков («Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания» (ст. 14 УК РФ));

      неполные, в которых отсутствует полный набор существенных признаков, хотя присутствуют главные из них («Трудовой договор — это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную трудовую функцию и соблюдать правила внутреннего трудового распорядка» (ст. 56 ТК РФ));

      дефиниции-перечни. Они относятся к разряду самых простых. Именно поэтому они были самым распространенным, а точнее — единственным способом характеристики тех или иных правовых явлений в древнем и сословном праве. Такие дефиниции используются, когда еще не накопился достаточный опыт в применении понятия и не представляется возможным определить его путем указания в нем существенных признаков. Они имеют менее отвлеченный и более иллюстрированный характер, однако им присущ серьезный недостаток, касающийся точности и их достоверности (Временный перевод на другую работу без согласия работника — это перевод на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя для предотвращения или устранения последствий, возникших в случае катастрофы природного или техногенного характера, производственной аварии, несчастного случая на производстве, пожара, наводнения, голода, землетрясения, эпидемии или эпизоотии и в любых исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части (ст. 72 ТК РФ).

      М. А. Нагорная предлагает другую классификацию, где критерием является способ составления дефиниции:

      • дефиниции-перечисления;
      • дефиниции, содержащие синтез составных частей явлений, предметов, документов;
      • дефиниции через сравнение;
      • дефиниции через отличительные признаки;
      • дефиниции, в которых указывается на один главный признак явления;
      • общие дефиниции, где отражаются закономерности развития явлений.
      • Далеко не все понятия, встречаемые в нормативных актах, надо определять. Как производить отбор понятий, нуждающихся в особом разъяснении?

        В соответствии с правотворческой практикой определению подлежат понятия:

      • неточные;
      • редкие;
      • специальные;
      • иностранные;
      • сложные юридические;
      • обыденные, имеющие множество смыслов;
      • по-разному трактуемые юридической наукой и практикой;
      • употребляемые в нормативном акте в расширительном или ограничительном смысле;
      • переосмысленные, измененные.

      Немаловажен вопрос о том, где в нормативном акте помещать дефиниции. На этот счет существует несколько вариантов.

      В соответствии с первым вариантом дефиниция понятия дается при первом его упоминании. Это удобно, если нормативный акт небольшой по объему, и пользователь без труда может быстро вернуться к определению, если возникнет такая необходимость.

      В Уголовном кодексе РФ определение конкретного преступления дается каждый раз в статье, ему посвященной, и больше нигде, поскольку только в ней о нем идет речь.

      Кража — это тайное похищение чужого имущества (ст. 158 УК РФ).

      Убийство — это умышленное причинение смерти другому человеку (ст. 105 УК РФ).

      Согласно второму варианту в начале нормативного акта (в особой главе или статье) дается серия дефиниций терминов, наиболее важных и к тому же трудных для понимания. Этот вариант подходит для крупных нормативных актов. Но в последнее время он становится все более универсальным.

      В ст. 1 Федерального закона от 10 июля 2001 г. № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака» дается определение основных понятий:

    25. табачные изделия — изделия для курения, жевания или нюханья, упакованные в потребительскую тару, в том числе сигареты с фильтром, сигареты без фильтра, папиросы, сигары, сигариллы, табак трубочный, табак курительный, махорка — крупка курительная;
    26. курение табака — вдыхание дыма тлеющих табачных изделий;
    27. никотин — вещество, содержащееся в табаке;
    28. смола — один из продуктов сгорания табака, возникающий в процессе курения и способствующий возникновению заболеваний;
    29. окружающий табачный дым — табачный дым, содержащийся в атмосферном воздухе закрытых помещений, в которых осуществляется курение табака.
    30. Третий вариант — комплексный: несмотря на расшифровку терминов в начале нормативного акта их определение дается при упоминании в тексте. Вариант может использоваться в тех случаях, когда нормативный акт ориентирован на широкую аудиторию, где повторное разъяснение смысла терминов улучшает понимание норм права.

      Четвертый вариант — постранично-ссылочный: в тексте нормативного акта дается ссылка на страницу, статью, пункт нормативного акта, где термин впервые употребляется и определяется. Данный вариант следует использовать при формулировании нормативных актов, рассчитанных на юристов.

      Ранее дефиниции были исключительно прерогативой науки, затем стали изредка употребляться и в законодательстве. Однако в последнее время практически во всех странах использование дефиниций для формирования содержания нормативных актов все более расширяется. Чем обусловлен этот процесс?

      1. С развитием демократических начал в государстве законодатель «поворачивается лицом» к гражданам: в большей мере отражает в нормативных актах их интересы и формулирует нормы права по возможности ясно и понятно. Дефиниции помогают исключить неясности в законе.

      2. Сознание людей возрастает, люди становятся интеллектуально более развитыми. Теперь они не склонны довольствоваться только понятием как таковым, они хотят проникнуть в его суть.

      3. Законодательство — это арена столкновения интересов людей. Вот почему, если бы не было дефиниций, каждый склонен был бы выбирать выгодный для него смысл терминов.

      4. Усложнилась и сама жизнь. Право — это форма социальной действительности. Оно тоже усложняется. Дефиниции помогают отличить одно понятие от другого.

      5. Дефиниции помогают глубже проникнуть в суть регулируемых общественных отношений. Наряду с чиновниками в правотворчестве участвуют ученые. Дефиниции обогащают научную основу законов.

      6. Дефиниции позволяют располагать нормативный материал экономно и не допускать повторений.

      7. Дефиниции дают возможность упорядочить отношения между федеральным и региональным законодательством: определения терминов в федеральном нормативном акте обязательны для составителей региональных законов. Это предотвращает злоупотребление понятиями.

      Как видим, значение дефиниций велико. Они несут довольно серьезную смысловую нагрузку, что не позволяет их считать второстепенным способом выражения содержания права. Однако не следует перегружать ими нормативный акт, поскольку это может лишить его гибкости и оперативности воздействия на общественные отношения.

      isfic.info

      Правила дефиниции

      Общие правила формулирования дефиниций

      Законодательная , легальная дефиниция является продуктом междисциплинарного взаимодействия юридической науки и формальной логики . Входящая в ее состав ≪дефиниция≫ представляет собой не просто элемент , а само логическое основание данной понятийной конструкции . Будучи формой и средством мысленной деятельности , дефиниция трансформируется в познавательно — смысловой контекст юриспруденции , вбирает в себя его специфические черты и образует новое правовое понятие , обозначающее общеправовой феномен и широко используемый прием законодательной техники . Дефиниция происходит от латинского слова ≪ definitio ≫ , которое имеет следующие значения : определение точное , указание ; логическое определение , дефиниция ; требование и предписание [1, c.7]. При этом одни авторы ( А . Д . Гетманова , В . И . Кириллов , В . Кнапп , А . Ф . Назаренко и др .) полагают , что дефиниция ( или определение ) есть логический прием ( операция ) и его результаты , которые раскрывают содержание соответствующего понятия ( содержание же понятия представляет собой , как правило , систему существенных признаков предмета ). Другие ( Л . Витгенштейн , Р . Карнап , Т . Котарбиньский , А . Уайтхед и др .) рассматривают дефиниции только с лингвистических позиций [2, c.7]. Дж . Локк считал , что ≪дать определение — значит лишь дать другому понять при помощи слов , какую идею обозначает определяемый термин≫ [3, c.7]. Л . Витгенштейн писал , что ≪определения суть правила перевода с одного языка на другой≫ [4, c.7]. В логике дефиниция рассматривается как предложение , описывающее существенные и отличительные признаки предметов или раскрывающее значение соответствующего термина [5, c.7]. Термин же – это слово или сочетание , обозначающее строго определенное понятие [6, c.7].

      Помимо указанных точек зрения , нами предлагается рассмотрение дефиниции как нетипичного нормативно — правового средства , раскрывающего содержание правового понятия путем указания его основных юридически значимых признаков и элементов , в целях обеспечения единства правового регулирования . Само понятие может быть подвергнуто различным логическим операциям : обобщению , ограничению , делению и др . При необходимости раскрыть содержание понятия прибегают к такой логической операции , как определение . Иногда определение считают синонимом дефиниции , однако это не совсем верно . Определение в логике рассматривается в узком и широком смыслах . В узком смысле определение выступает как ≪логический способ установления или уточнения связи языкового выражения с тем , что оно обозначает как знак языка≫ [7, c.7]. В широком значении ≪определение охватывает собой и процесс выработки соответствующего предложения , и результат этого процесса , то есть само предложение≫ [8, c.7]. Это ≪само предложение≫ и является дефиницией . Другими словами , логическая операция , раскрывающая понятие — это определение ( в узком смысле ), а предложение , описывающее содержание понятия — дефиниция . Понятие , содержание которого раскрывается , называется определяемым ( дефиниендум ), а понятие , которое раскрывает содержание , — определяющим ( дефиниенс ). При формулировании дефиниции необходимо строго соблюдать их логическую структуру , состоящую из объема и содержания , для того чтобы наиболее полно и точно донести заложенную законодателем в них информацию , нацеленную на правоприменителей и обычных пользователей , придать этой информации соответствующую материальную форму , точное языковое выражение .

      Нетрудно заметить , что любая дефиниция состоит из двух частей : определяемого и определяющего понятия . Общая логическая схема любой дефиниции такова : ≪А — это В≫ . Например , сделка ( А ) – это действия гражданин и юридических лиц , направленные на возникновение , изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей ( В ) (9 ст . 153 ГК РФ ). Однако в структуре нормы — дефиниции , как в любой другой норме права , необходимо выделить гипотезу и диспозицию : ≪Если правовое явление А ( гипотеза ), то оно должно иметь совокупность признаков В ( диспозиция ) ≫ . Также это можно выразить формулой : Dfd = Df п . Дефиниендум (Dfd) — то , что определяется ( определяемое ). Дефиниенс (Dfn) — определяющее , то посредством чего определяется . Таким образом , закрепленная в нормативном акте дефиниция схожа с нормой права , поскольку выполняет системообразующую функцию путем указания на критерии отличия обозначенного в нем понятия от других и имеющей структуру , состоящую из двух элементов – определяемого ( гипотеза ) и определяющего ( диспозиция ) понятий и конструирующуюся по схеме ≪если правовое явление А ( гипотеза ), то оно должно иметь совокупность признаков В ( диспозиция ) ≫ . При разработке легальных определений понятий , законодатель сталкивается со следующими проблемами : 1) выбор адекватной формы дефиниции – классический способ через род и видовое отличие или описательный ( казуистический ); 2) создание формулировок определений с учетом законов логики и с соблюдением правил лингвистики ; 3) определение места дефиниции в юридическом тексте [9, c.7]. Особенностью дефиниций рассматриваемых нами в качестве нетипичного правого средства является то , что они — основа , стержень нормативных актов . Отсюда , от правильности их формулирования и последующего изложения в нормативно — правовом акте зависит направленность и эффективность правового воздействия , достижение поставленных законодателем целей . При выборе способа определения понятий следует исходить из общей цели , которую ставит перед собой законодатель , разрабатывая нормативно — правовой акт , и конкретной задачи , которая решается с помощью отдельной правовой нормы , использующей тот или иной термин . Необходимо также решить вопрос о том , насколько точным должно быть содержание понятия и какой объем ему предполагается придать . Основными способами определения являются родовидовые ( абстрактные ) и казуистические определения . Классическим способом определения понятий в праве является формально — логическое определение путем указания родового признака и выделение видовых отличий , то есть качеств , характерных только для определяемого объекта . Понятие сначала относят к ближайшему роду , а затем указывают на его отличия от других предметов , относящихся к данному роду [10, c.7]. Данный способ использован в большинстве дефиниций действующего законодательства . Например , в статье 1 Федерального закона РФ ≪О государственном регулировании в области добычи и использовании угля , об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности≫ : ≪организация по добыче ( переработке ) угля –юридическое лицо , созданное в организационно — правовых формах , предусмотренных гражданским законодательством РФ ( род ), для осуществления добычи ( переработки ) угля , реализации угля и продукции его переработки в целях извлечения прибыли ( видовой признак ) ≫ . Описательное ( казуистическое ) определение раскрывает содержание понятия путем перечисления его отдельных частей или признаков . Например , в статье 6 Федерального закона РФ ≪Об информации , информационных технологиях и о защите информации≫ говорится : ≪информационные технологии –процессы , методы поиска , сбора , хранения , обработки , предоставления , распространения информации и способ осуществления таких процессов и методов≫ . Заметим , что формальная логика однозначно отдает предпочтение первому способу , признавая все остальные приемами , заменяющими определение [11, c.7]. Применительно к праву этот вопрос является достаточно спорным . Часть ученых считает возможным признать полноценными только родовидовые определения , при этом описательные определения они объявляют неполными и причисляют к правовым дефинициям только условно [12, c.7]. Именно потребностями правового регулирования объясняется разнообразие используемых в законе способов определения понятия , кроме отмеченных выше . В частности , в литературе , называются также перечневые , комбинированные [13, c.7], цифровые [14, c.7], контекстуальные ( неявные ) [15, c.7] и другие определения . Перечневые определения достаточно распространены в действующем законодательстве . Например , определение ≪иностранная валюта≫ данное в статье 1 Федерального закона РФ ≪О валютном регулировании и валютном контроле≫ . Раскрытие содержания понятия путем перечисления входящих в него частей или элементов характерно для описательной дефиниции , поэтому о перечневых определениях можно говорить только как о разновидности казуистических , поскольку для перечня свойственно четкое обособление элементов , входящих в содержание понятия , выделение их в самостоятельные пункты . Перечни подразделяются на открытые и закрытые и им соответствует наличие в законе относительно и абсолютно определенных понятий [16, c.7]. Комбинированные дефиниции , по мнению Головиной С . Ю ., имеют место тогда , когда одно и то же понятие определяется в законе дважды : с помощью абстрактной формулы , характеризующей сущность понятия , и перечня элементов , включаемых в его содержание [17, c.7]. Например , в статье 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение определяется как ≪изолированное помещение , которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан ( отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам , иным требованиям законодательства ) ≫ . Статья 16 этого же кодекса содержит перечень помещений , считающихся жилыми : 1) жилой дом , часть жилого дома ; 2) квартира , часть квартиры ; 3) комната . Вероятно , можно выделить и другую разновидность комбинированных дефиниций , когда одна формулировка содержит элементы классического и описательного определения . Как правило , это родовидовые дефиниции , включающие в себя тот или иной перечень . Причем перечисление может выступать вместо абстрактной формулы :

      1. в виде указания на род , к которому относится понятие ;

      2. в виде описания видового признака этого понятия .

      alfa2omega.ru