Правила для чистописания

Юридический портал

Советы профессионалов

Правила чистописание

«Мягкий знак» — Пропала вся осень: сентябрь, октябрь, ноябрь. Объясните разницу в звучании, значении и написании похожих слов. V. Продолжение темы урока. 1.Работа с «Прописью» 2. Чтение слов с ь VI. Волшебник из Страны звуков и слов. У меня получится! Уголь. Нарисуем мягкий знак Нежно капелькой, Вот так. Повторение. 1. Актуализация знаний 2. Речевая разминка. И всё снова стало хорошо, когда «ь» вернулся. Кто волшебник – отгадай, Выше руку поднимай!

«Буква и звук М» — Бурый медведь очень любит мёд. Элемент интеграции с предметом «Окружающий мир». Форма организации познавательной деятельности. Красный нос в землю врос, а зелёный хвост снаружи. Мишка никогда не ходил в школу. Средства обучения. Находчивая Маша. Обрадовались дедушка и бабушка. Физкультминутка. Пошла Машенька с подружками в лес. Машенька предлагает нам почитать слоги. Цели. Буквы М, м. Слова. Методы обучения.

Слайд 10 из презентации «1 класс «Правила переноса слов»». Размер архива с презентацией 710 КБ.

1.Чистописание. 2.Работа с рядом слов Моль, платье, съел, объявил, рыба. Ь – разделительный Ь – обозначает мягкость согласного звука Есть «хитрые» буквы, почему «хитрые» ? Состоит из 3 слогов Состоит из 2 слогов Односложные слова 3.Работа с рядом слов суб…ота, с…рока, клас. груп…а, тон…а, мас…а.

«Звукобуквенный анализ слова» — Колонна. Шишки. Подготовка речевой базы учащихся. Непарные звонкие согласные. Парные звонкие и глухие согласные. Анализ слова. Классификация букв и звуков русского языка. Звуко-буквенный анализ слова. Непарные глухие согласные. Плод. Гласные буквы и звуки. Практическая основа. Кружка. Символы. Алгоритм. Яма.

«Обучение грамоте» — Там же можно задать цвет чернил. Желаем удачи! Сава жыла на сасне в дупле. В буквенном лабиринте найди героев сказки «Репка». Вино пар приз. Игра. Ребята. Собака. Магазин. Сколько ты нашёл? Зачеркни лишнее слово. Найди ошибки и вычеркни. Ус рак град. Мальчик, берег, ворона, кот. Соедини линиями. Составь из слогов слова и запиши. Найди слово в слове. Окно. Ка,со,ба. Из двух слов составь одно. Дубок, драма, краны, крот, коса, экран.

«Буква Й» — Знакомство с новой буквой. Письмо буквы Й. Найдите слово, которое начинается с буквы Й. Йогурт. Игра « Спрятанная буква». «Узнайте звук». Массаж пальцев пишущей руки. Работа в прописях. Звукоподражание. Работа в тетрадях. Физминутка. Ослик. Анализ образца буквы. Укор. Последний месяц весны.

«Загадочные буквы» — Пропеллер завести несложно. Реют флаги на ветру. Цель проекта. С Марса гость к нам прилетел. Буква пишется легко: петелька и ничего. Проект как средство повышения уровня мотивации первоклассников на. Эта буква не проста: как у верблюда два горба. Извивает хобот слон. Стульчик этот не простой. Кто тут смотрит на меня. Буквы друг на друга встали. Загадочные буквы. Эти буквы так сцепились. Щуку, может быть, поймаешь.

Комплект по чистописанию «Прописи- ступеньки» состоит из четырёх рабочих тетрадей и предназначен для занятий на уроках русского языка. Тетради содержат увлекательные графические задания по развитию моторики руки ребёнка и овладению начертанием всех букв, их элементов и соединений. Комплект одобрен Федеральным экспертным советом, рекомендован Департаментом общего и дошкольного образования Министерства образования Российской Федерации, включён в Федеральный перечень. Примеры. Каникулы.

Скачать. Скачать книгу Прописи- ступеньки, Чистописание, 2 класс, Рабочая тетрадь №2, Тикунова Л. И., Игнатьева Т. В., 2. Скачать книгу Прописи- ступеньки, Чистописание, 2 класс, Рабочая тетрадь №2, Тикунова Л. И., Игнатьева Т. В., 2.

Жиренко О.Е. Рабочая тетрадь для отработки навыков чистописания учащихся 2 класса в образовательных комплексах «Школа России» и «Перспектива». Использование пособия поможет учителю сэкономить время подготовки к урокам.

Тренажер по чистописанию 2 кл. Жиренко. Вако. Рабочая тетрадь для отработки навыков чистописания учащихся 2 класса в образовательных комплексах «Школа России» и «Перспектива». . Прописи-ступеньки, Чистописание, 2 класс, Рабочая тетрадь №2. проверяемые ударением, Тренажер по русскому языку, 2-4 класс,&nbsp. От 77 руб. Рабочая тетрадь для отработки навыков чистописания учащихся 2 класса в образовательных комплексах ‘Школа России’ и ‘Перспектива’. Использование пособия поможет учителю сэкономить время. развернуть аннотацию подготовки к урокам..

Д., 2. 00. 9Дидактическая тетрадь по русскому языку, 4 класс, Полникова М. Ю., 2. 00. 9Орфографический тренажер по русскому языку, 2 класс, Орищенко О. В., 2. 00. 7Предыдущие статьи: Русский язык, Проверочные работы, 2 класс, Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е., 2.

Яндекс. Диск. Теги: учебник по русскому языку : : русский язык : : Тикунова : : Игнатьева : : 2 класс. Следующие учебники и книги: Правила и упражнения по русскому языку, 1- 4 класс, Федорова, 2. Безударные гласные, проверяемые ударением, Тренажер по русскому языку, 2- 4 класс, Полуянова О.

Солнышко,Сияя с высоты,Лакомится снегом. Как мороженым. Филин. Впиши слова с буквой «Ф»Филин дажес фонаремничегоне видитднем. Потешка»О» охало,»О» окало,Не на тропе,А около.

Рабочая тетрадь №2 по чистописанию, Прописи- ступеньки, 2 класс, Тикунова Л. И., Игнатьева Т. В., 2. Прописи- ступеньки, Чистописание, 2 класс, Рабочая тетрадь №2, Тикунова Л. И., Игнатьева Т. В., 2.

Программа по курсу «Чистописание» в объеме 35 часов

– воспитание аккуратности, уважительного отношения к читателю, стремления совершенствовать свой почерк.

Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

– овладение умением правильно писать, писать каллиграфическим почерком;

^ Главной целью современного школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Пояснительная записка
к тематическому планированию чистописанию

В соответствии с этим реализуется типовая программа по курсу «Чистописание» в объеме 35 часов.

Тематический план учитывает систему обучения класса, в котором будет осуществляться учебный процесс.

Развернутое тематическое планирование разработано на основе программы Н. Г. Агарковой «Программа. Графический навык. Каллиграфический почерк» (1–4).

Прописи цифр

Начинают писать волнистую линию немного ниже середины верхней стороны клетки и доводят её до правого верхнего угла клетки. Потом пишут большую палочку, доводя её почти до середины нижней стороны клетки, а затем перечёркивают её маленькой палочкой посередине.

Начинают писать полуовал немного ниже верхнего правого угла клетки, закругляют, касаясь верхней стороны клетки, и ведут руку вниз. Закругляют линию, касаясь нижней стороны клетки и ведут руку вверх. Затем закругляют линию влево немного выше центра клетки.

Начинают писать немного ниже и правее середины верхней стороны клетки. Ведут линию вверх и вправо, закругляют, касаясь верхней и правой сторон клетки. Затем ведут руку вниз, закругляют линию, касаясь нижней стороны клетки. Далее, закругляясь, линия идёт вверх к начальной точке.

Начинают писать немного ниже правого верхнего угла клетки. В правом верхнем углу клетки линию закругляют и ведут руку вниз, к центру клетки. Здесь линию вновь закругляют и ведут вверх к началу овала. Затем ведут руку вниз, закругляя у середины нижней стороны клетки.

Начинают писать маленькую палочку немного выше и правее центра клетки, ведут линию вверх к правому верхнему углу клетки. Затем пишут большую палочку от верхнего правого угла почти до середины нижней стороны клетки.

Начинают писать наклонную палочку немного правее середины верхней стороны клетки и ведут её почти до центра клетки. Затем пишут полуовал. Сверху от палочки пишут вправо волнистую линию.

Начинают писать немного правее середины верхней стороны клетки. Ведут прямую линию почти к центру клетки, затем ведут палочку вправо и немного не доводят до правой стороны клетки. Пишут длинную палочку, начиная выше середины правой стороны клетки и доводя её до нижней стороны клетки.

Начинают писать немного ниже середины верхней стороны клетки. Ведут линию вверх, закругляя в правом верхнем углу клетки. Затем ведут линию вниз к середине нижней стороны клетки. Вдоль нижней стороны клетки. Вдоль нижней стороны клетки пишут волнистую линию, ведя руку к правому нижнему углу клетки.

«Фразеологизмы в русской речи» — Сизифов труд. Яблоку негде упасть. Замените фразеологизмами. Фразеологические обороты очень украшают речь. Волшебные превращения. Профессиональная среда. Фразеологизмы. Народные сказки. Откуда приходят фразеологизмы. Вспомните выражения. Тянуть канитель. Какие бывают фразеологизмы. Фразеологические обороты. Вавилонское столпотворение. Язык. Почему не жалеют казанскую сироту. Смысл оборотов. Фразеология в нашей жизни.

«Разделительный Ъ» — Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно. Напишите гласные буквы. Единение. Напиши по памяти. Самостоятельная работа. Я очень рад встрече. Учебник. Разделительный твёрдый знак. Страна твердого знака. Разберите первое предложения. Твёрдый знак. Остров чистописания. Подъехал к стройке кран подъёмный. Поурочные разработки.

«Русский алфавит» — Мягкий знак. Восточное полушарие. Твердый знак. Домики. Западное полушарие. Фонетический разбор. Непарные звонкие согласные. Звуки и буквы русского языка. Карта русского алфавита. Парные согласные. Буквы расселены. Гласные и согласные. Все гласные буквы расселены. Гласные буквы. Карта русского алфавита состоит из 2 полушарий. Звук согласный или гласный. Буквы. Непарные глухие согласные.

«Суффиксы в русском языке» — (За)колдовала зима лес. Проверь себя. Таблица значений суффиксов. Алгоритм нахождения суффикса. Тема урока: суффикс. Задачи урока. Лес, в лесу, лесной, лесник, леса, лесок, за лесом. Девиз урока. Самостоятельная работа по выбору. Улыбнитесь друг другу. Суффикс и его роль в слове. Суффикс.

Ого оро од охо ово оло Огород – для семьи доход. Чистописание.

«Перенос слов с удвоенными согласными» — Спишите, вставляя согласные. Кроссворд. Как правильно переносить слова с двойными согласными. Происхождение слов. Как проверить написание слов с удвоенной согласной. Найди 9 слов с удвоенными согласными. Металл. Раздели для переноса. Перенос слов с двойными согласными. Правила переноса. Проверяем. Правило переноса слов с двойными согласными. Чистописание. Перенос слов с удвоенными согласными. Эти слова нельзя проверить, их написание надо запомнить.

Слайд 3 из презентации «Правописание парных согласных в корне». Размер архива с презентацией 850 КБ.

««Главные члены» русский язык» — Главные члены. Члены предложения. Составьте предложения. Путешествие. Слово. Подлежащее. Предложения. Мысль. Кошка. Девочка. Главные члены предложения. Наблюдение и анализ.

juridicheskij.ru

Методические рекомендации по проведению минуток чистописания

— между традиционными приемами и методами обучения младших школьников каллиграфии (на совершенствование каллиграфического письма рекомендуется отводить в конце 1 класса и во 2 классе один урок в неделю, в 3 и 4 классах по 8 минут на каждом уроке грамматики и правописания) и необходимостью внедрения новой, прогрессивной системой обучения, необходимой на современном этапе развития образования;

-между существующим обеспечением школ и направлением модернизации российского образования

привели к следующей идее:

— использовать программу по каллиграфии Образовательной Системы “Школа 2100” авторов Бунеевой Е.В., Комисаровой Л.Ю., Яковлевой М.А.;

-создавать на уроках:

— деятельностный подход в обучении;

— условия для личностно-ориентированного, культурно-ориентированного образования;

— условия для сознательного, активного участия младших школьников в творческой деятельности, приносящей радость преодоления, радость открытия, достижения поставленной цели и позволили сформулировать личную концепцию:

1. Использовать единые технологии обучения каллиграфически правильному письму при поведении всех уроков;

2. Создавать условия для развития потенциальных возможностей детей в атмосфере творчества, понимания, поддержки;

3. Активизировать и совершенствовать основные психофизиологические механизмы, лежащие в основе творческого развития младших школьников;

4. Расширять границы познания младших школьников за счет использования учебных пособий образовательной Системы “Школа 2100”

5. Сделать минутки чистописания универсальной частью урока.

6. Наряду с совершенствованием графических навыков осуществлять орфографическую, фонетическую, словообразовательную работу, углубляя знания по изучаемым темам русского языка.

1. Естественно, выработать у учащихся каллиграфическое письмо в короткий срок невозможно. Для этого требуется несколько лет, так как навык письма формируется медленно.

В первом классе обучение письму начинаю с объяснения правил посадки за партой:

1) ноги ставим на подножку парты;

2) спина прямая, голова немного наклонена вперед;

3) глаза от тетради находятся на расстоянии 30-35 см;

4) плечи горизонтальны, на одном уровне;

5) оба локтя лежат на краю парты.

Немаловажно и положение тетради. Тетрадь должна лежать наклонно влево – для праворуких и влево – для леворуких учащихся. Угол наклона нижнего края страницы по отношению к краю стола около 25 градусов. Нижний левый угол страницы, на которой пишет учащийся, располагается напротив середины руки.

Обязательно проверяю, правильно ли держит ученик ручку. Для закрепления этого навыка выполняем упражнения: “Курочка пьет водичку”, “Подними указательный пальчик”, “ Поработай средним пальчиком” и т.д.

Все выше названные правила повторяю и закрепляю ежеурочно с первого по четвертый класс.

В своей работе использую программу по каллиграфии Образовательной Системы “Школа-2100” авторов Бунеевой Е.В., Комисаровой Л.Ю., Яковлевой М.А. [1, 4].

Закрепление навыков письма в одну линейку, обучение работе в тетрадях по русскому языку. Совершенствование навыка написания букв и соединений, отработка написаний, в которых дети допускают ошибки.

Закрепление навыка начертания букв и соединений, гигиенических навыков письма. Совершенствование навыка письма в одну линейку.

Закрепление навыка начертания букв, способов соединений: в словах, предложениях, текстах. Работа по совершенствованию почерка, устранению недочетов графического характера.

Совершенствование каллиграфических навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, предложений, текстов, работа над ускорением темпа письма. Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочетов графического характера, по совершенствованию почерка.

Со второго класса на уроках русского языка на материале пособия по чистописанию М.А.Яковлевой [4] организую любую языковую разминку.

Проводить уроки русского языка помогают уже знакомые нам герои из книги для чтения “Капельки солнца” — Петя Зайцев (заяц Пус), Вова Колесников и Катя Персикова. Иногда им бывает трудно, особенно Пете, да и у Вовы частенько встречаются ошибки. Поэтому нам приходится часто им помогать – правильно писать буквы и соединения, слова и т.д..

Регулярно провожу конкурсы “Самая аккуратная тетрадь”, “Лучшая тетрадь”. Во втором классе завели образцовые тетради по русскому языку и математике. Право писать в ней получает ученик, который пишет очень красиво и правильно, очень аккуратно, и, стараясь выполнять все правила каллиграфии.

При проверке тетрадей выставляю две оценки: первая – за грамотность, вторая – за каллиграфию. Оценки за каллиграфию выставляю с целью проверки качества письма с позиции его соответствия следующим требованиям: правильное, четкое начертание всех букв, соблюдение единой высоты и наклона букв на всей строке, параллельности одинаково направленных штрихов, равного расстояния между элементами в букве, между буквами в слове, между словами на строке, достижение плавности и достаточной скорости письма.

2. “Тетрадь по чистописанию” предназначена для работы с учащимися на уроках русского языка по учебнику Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной “Русский язык”, 2 -4 классы [2]. Время работы на каждом уроке (кроме уроков развития речи, контроля, работы над ошибками) – 5 – 7 минут. Материал по чистописанию подготовлен таким образом, что он тесно связан с темой урока и является своеобразным “мостиком”, помогающим перейти к теме урока. Нумерация уроков соответствует предложенной в методическом пособии.

В работе по дальнейшему формированию у детей каллиграфического навыка учителю рекомендуется выдерживать три этапа: аналитический, синтетический, этап автоматизации. Материал к каждому уроку располагается от простого к сложному, продолжается работа по развитию у детей глазомера.

В систему упражнений тетради включено также упражнение на развитие мелкой моторики – рисование узоров. Написание букв размером в 2-3 строки позволяет увидеть основные недочеты в письме: неправильные соединения, нарушение соразмерности элементов, наклона и т.п..

Развитие графических умений предполагается проверять два раза в год на контрольных уроках по чистописанию: урок№27 и урок№138. Работа занимает также 5-7 минут.

3. На материале пособия по чистописанию М.А.Яковлевой [4] учитель может организовать любую языковую разминку [6], предложенную в методических рекомендациях [1]. Пример языковой разминки по пособию: страница 1, урок № 2.

Тема урока “Повторение фонетики и графики” (2 класс)

1-я строка – строчная буква а , элементы буквы а .

2-я строка – запись букв в соединении (дома)

Дальше в столбик записаны слова:

1.Словарная работа: астра (абзац) – по усмотрению учителя

2.Обращаем внимание детей на ряд слов и задаем вопросы:

— Что объединяет все эти слова? (Все — имена существительные)

— Какое слово в этом ряду лишнее?

— Найдите слова-синонимы. Как еще можно назвать азбуку? (Букварь)

— Отгадайте загадку-шутку: сколько в азбуке букв? (6)

– Вместо вопросительного знака поставьте цифру. Ответ обоснуйте.

Справка. Указано количество слогов. Ответ 3

Справка. Указано количество букв. Ответ 7

Справка. Указан ударный слог. Ответ 3

Вопросы и задания классу:

— В каких словах из этого списка все согласные звуки твердые?

Справка. Из слов вычленены звонкие согласные. Ответ к.

Далее учитель подводит класс к формулированию темы урока:

— Вы догадались, какова тема сегодняшнего урока?

— Да, мы сегодня будем говорить о звуках, ударении, слогах и науке, которая изучает их.

Затем дети красиво прописывают слова, с которыми только что работали, в тетрадях по чистописанию и переходят к записям в своих рабочих тетрадях по теме урока.

Примеры уроков с применением пособия по чистописанию даны в Приложении 1.

4. Пальчиковая гимнастика.

Ученые-физиологи доказали, что упражнения на мелкую моторику рук способствуют развитию речи, мышления, интеллекта. Сначала руки “учат” мозг, затем мозг учит руки. Хорошо развитая кисть руки “потянет” за собой развитие интеллекта. Предлагаю использовать следующие упражнения:

Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.
А потом они в тетради будут элемент писать.

(Дети вытягивают руки вперед, сжимают кулачки, а затем их разжимают. Так повторяется несколько раз.)

Две веселые лягушки ни минуты не сидят –
Ловко прыгают подружки, только брызги вверх летят.

(Дети сжимают кулачки и кладут их на парту пальцами вниз. Резко распрямляют пальцы и кладут ладони на парту. Затем резко сжимают кулачки и опять кладут их на парту.)

Наши пальчики сплетем и соединим ладошки.
А потом, как только можем, крепко-накрепко сожмем.

(Дети сплетают пальцы, соединяют ладони и сжимают как можно сильнее. Потом опускают руки и слегка ими трясут. Так 2-3 раза.)

Идет по парте человек, переставляет ножки.
А если ножки смотрят вверх, то получились рожки.

Пальчик вышел погулять, ключ забыл с собою взять.
Что он делает теперь? Просто он стучится в дверь.

(Ребята растопыривают пальцы, а затем начинают одновременно сгибать каждые пальцы на обеих руках одновременно, касаясь подушечками соответствующей ладони.)

Что такое? Что мы слышим?
Это дождь стучит по крыше.
А теперь пошел сильней
И по крыше бьет быстрей.

(Постукивание подушечкой большого пальца правой руки, затем левой.)

Бедный маленький цыпленок кушать захотел спросонок.
Он по парте клювом бьет, будто бы пшено клюет.

(Постукивание по парте подушечкой мизинца сначала одной рукой, затем другой)

Чтобы нам добыть огонь, трем ладонью о ладонь.
Вдруг ладошка заискрится и бумажка загорится?

Руки вытянем вперед, а потом свои ладошки
Развернем наоборот и похлопаем немножко.

“Я сильней наверняка!” — молвит правая рука.
“Почему же! Вот и нет!” — спорит левая в ответ.

(Сцепляют руки “в замок” и тянут в разные стороны, меняя руки местами.)

Как-то раз по речке Нил плыл огромный крокодил,
Рядом вынырнул другой, закричал ему: “Постой!”.

Раз огромный крокодил табуретку проглотил,
А теперь разинул пасть: как бы парте не пропасть!

(Ребята зажимают край парты между прямыми средним и безымянным пальцами как можно сильнее. Упражнение выполняется двумя руками несколько раз.)

Быстро пальчиком вращаем и сильнее нажимаем.
Если долго так крутить, можно дырку просверлить.

(Сжимают правую руку в кулачок, вытягивают большой палец, нажимают им на ладонь левой руки и делают вращательные движения в разные стороны.)

Без пальто гулял глупышка,
И замерз он, как ледышка.
Чтобы пальчик отогреть,
Будем мы его тереть.

(Растирают мизинец левой руки указательным и средним пальцем правой, затем то же самое делают с мизинцем правой руки)

Листья падают в саду, я их граблями смету.

(Ладони на себя, пальцы переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на себя).

Что такое? Просто смех! Расколоть нельзя орех.
На ладошку положили и по очереди били.

(Ребята растопыривают пальцы, а затем начинают по очереди сгибать все пальцы, касаясь подушечками соответствующей ладони. Повторяют четверостишие несколько раз.)

Пальцы в гости приходили.
Тук-тук-тук – стучали в дверь.
Только дверь им не открыли –
Думали, там страшный зверь.

Вдруг в лесу раздался стук.
Это дятел долбит сук.
Он деревья не калечит, он их просто
Клювом лечит.

Наши нежные цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Тихо засыпают, головой качают.

(Руки сжаты в кулачки. Плавно разжимают кулачки, выпрямляют пальцы, помахивают кистями рук, снова сжимают пальцы в кулачки и опускают на парту.)

Мы ладони сложим вместе, словно их сцепили тестом.
Начинаем опускать, только, чур, не разжимать.

Кто из пальчиков ловчее? Ручку кто держать умеет?
Пальцы дружно отвечают, головами все кивают.

(Сгибают руки в локтях, держат кисти рук перед лицом. Сгибают и разгибают пальцы одновременно, не сжимая их в кулаки).

Пара ножниц есть у нас. Пригодятся нам не раз.
Кто из нас такой отважный, что разрежет лист бумажный?

Ушки длинные у зайки, из кустов они торчат.
Он прыгает и скачет, веселит всех зайчат.

(Пальчики в кулачок. Выстаивать вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед. Обеими руками.)

Две сестрицы – две руки: рубят, строят, роют,
Рвут на грядке сорняки и друг дружку моют.
Месят тесто две руки – левая и правая,
Воду моря и реки загребают плавая.

Вот помощники мои, их, как хочешь, поверни.
По дороге белой, гладкой скачут пальцы, как лошадки:
Чок-чок-чок, чок-чок-чок, скачет резвый табунок.

(Сидя за партой, держать руки на столе ладонями вниз. Поочередно продвижение вперед обеими руками с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.)

5. Упражнения для языковой разминки [1, 3].

1. Словарная работа.

2. Обращаем внимание детей на ряд слов и задаем вопросы:

— Что объединяет все эти слова?

— Найдите слова-синонимы. Как еще можно назвать …?

3. Укажи количество слогов.

4. Укажи количество букв, звуков.

5. Укажи ударный слог.

6. В каких словах из этого списка все согласные звуки твердые?

7. В каких словах из этого списка все согласные звуки мягкие?

8. Допишите слог до слова.

9. Запиши однокоренные слова других частей речи.

10. Измени порядок слов по алфавиту.

11. Запиши слова на данную букву (город, река, имя, сказочный герой и т.д.)

1. Сделай звуко-буквенный анализ слова.

2. Выдели в слове его части.

3. Найди и исправь ошибки.

4. Объясни значение слова по толковому словарю.

5. Определи часть речи.

6. Подчеркни члены предложения.

7. Запиши проверочные слова.

8. Сделай графические обозначения.

9. Вставь безударные гласные.

10. Запиши проверочные слова.

1. См. все выше описанное.

2. Произведи разбор по составу.

3. Произведи фонетический разбор слова.

4. Произведи морфологический разбор слова.

5. Произведи синтаксический разбор предложения.

6. Допиши пословицу (см. ниже) и т. д.

Литература:

  1. Бунеева Е.В., Комисарова Л.Ю., Яковлева М.А. Русский язык, 1- 2-й класс. Методические рекомендации для учителя. Изд. 2-е дополн. – М.: “Баласс”, 2000. – 192 с. (Серия “Свободный ум”)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2, 3, 4-й класс
  3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Программа для четырехлетней начальной школы.
  4. Яковлева М.А. Тетрадь по чистописанию, для 2 класса.
  5. Комисарова Л.Ю. Дидактический материал по русскому языку для 2 – 4 классов
  6. Сулейманова З.С. Приемы работы в тетрадях по чистописанию (4-й класс). Начальная школа До и После. – 2006 г. — №6. – стр. 33-34

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Минутки чистописания

Минутки чистописания учат нас грамотному и красивому письму.

Просмотр содержимого документа
«минутки чистописания»

Минутки чистописания на уроках русского языка

На доске: Щ-КА К-МАР ДЕВ-ЧКА

Назовите букву, которую мы будем писать сегодня на минутке чистописания. Найдите логическую связь между верхним и нижним рядами. Ответьте на вопрос.

(Сегодня на уроке мы будем писать букву Ч. Щука-рыба, комар-насекомое, девочка-человек.)

Составьте цепочки, в которые бы вошла заглавная буква Ч, строчная буква ч и буквы, пропущенные в словах.

(Можно составить такие цепочки: Ччуоо, Ччоуо, Ччооу, Чучоо,…)

Напишите одну из предложенных цепочек до середины строки. Правильно ли, красиво ли в тетради написаны буквы? Карандашом подчеркните те, которые не удались. На второй половине строки напишите их правильно и красиво.

Минутка чистописания

Учитель: Букву «О» приглашаем на минутку чистописания. Приём на внимание.
Записать эти слоги столько раз, сколько услышите хлопков. ОС СО (4 раза, чередуя открытые и закрытые слоги).

Учитель: Посмотрите в окно. Какое время года?

Дети: Осень.

Учитель: Запишем это слово: ос_нь. Какую букву вставим? Как проверить?

Дети: Осенний.

Запись с комментированием

Загл_нула ос_нь на л_сную п_ляну.

Учитель: Обозначим ударение в словах, подчеркнём безударную гласную. Найдите главные члены предложения.

— Сегодня мы напишем красиво и правильно букву «б» в соединении с буквой «п»

— Чем интересна эта пара букв? (…) Назовите другие парные согласные.

— Рядом запишем слова дубки грибки, сделаем разбор по составу

( 1уч-ся у доски, 2слово-самост.но)

— С чем связаны эти слова? ( с природой)

А что такое природа? (…) Всё это природа и человек неразрывно связан с ней. Поэтому, как мы должны к ней относиться? (…) Ведь

Жизнь дана на добрые дела.

— Найдите орфограммы в словах, подчеркните.

Минутка чистописания. Разминка.

На доске табличка с переплетёнными буквами.
Вопрос. Назовите буквы, которые здесь спрятались?
Ответ. Ж, т, х, у, е, щ, ч, и.

Вопрос. На какие две большие группы делятся буквы?
Ответ. Гласные и согласные.

Задание. Записать 2 цепочки: первая – из гласных, вторая – из согласных.

Уеи, уие, еуи, еиу, иеу, иуе.
Жтхщч, жхтщч и т. д.

Вопрос. Каких букв больше? Дайте им характеристику.

Ответ. Ж – всегда твёрдый; и т. д.

В стране живут сказочные герои.

Они приготовили для вас интересные задания.

И вот, мы подплываем к острову «Чистюлькину».

Пока мы не причалили к острову, откроем тетради.

— Какое сегодня число?

Запишите число в тетради.

— Угадайте, кто нас встречает на этом острове:

Весь иголками покрыт,

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель ….

— С чем ёжик нас встречает?

— А что изображено на шарах?

Прочитаем слоги вместе:

— Какой слог лишний?

-Какое правило вы знаете?

(ЖИ – ШИ пиши с буквой И)

Запишите эти слоги красиво в тетрадь!

— В слове «ЁЖИК» есть орфограммы?

(ё – в начале слова, жи — ши пиши с буквой И)

Ёжик доволен вашими знаниями желает вам счастливого пути!

Наше путешествие продолжается.

— Рассмотрите на доске показ соединений для чистописания. Написание какой буквы повторяем? (Буквы «ша»).

— Назовите элементы этой буквы. Что вы должны помнить при написании буквы?

(Параллельность наклонных палочек).

— Запишите первую строку в тетрадь. Проверьте свою посадку и положение тетради.

— Рассмотрите вторую строку. Какое слово вы можете написать с ошибкой.

Шуршание и шелест осенних листьев слышны в парке.

— Запишите предложение в тетрадь.

— Какое слово нельзя проверить? (шелест).

— Это наше новое словарное слово. Запишите слово в словарь.

чк чн чт чу ча чл чм

Е
Ем

Егор Елена Евгений Ева Елец

— Назовите лишнее слово (Елец)

— Почему? (Все остальные слова – имена людей, а Елец – это город)

— А чем похожи эти слова? (Это имена собственные)

— Ребята, с чего мы начинаем урок русского языка? (с минутки чистописания)

— На прямую палочку
Справа села галочка
Там поныне и сидит —
Буквой К на нас глядит

Дайте характеристику звуку, которым обозначается эта буква

— Рассмотрите цепочки букв. Найдите закономерность. (Строчная буква «К» следует в порядке увеличения на одну букву)

— Напишите, сохраняя закономерность, до конца строчки.

Урок русского языка учит нас грамотному и красивому письму. На минутке чистописания мы будем прописывать 2 буквы, но какие – нам нужно угадать, так как тучки закрыли карточки с буквами.

Посмотрите на первую тучку и скажите, как вы думаете, какую первую букву мы будем прописывать? Почему? (Чч)

А теперь расшифруем задание 2 тучки. (Рр)

Откройте тетради и пропишите по образцу буквы Чч и Рр.

Учитель. Напишите каллиграфически те буквы, которые надо запомнить в словах-отгадках. Соблюдайте правильные соединения. Между прочим, каллиграфия — искусство чёткого и красивого письма; kallos (калос) — греч. «красивый» — + grapho (графо) — пишу.

1 .Где доска и парты есть, чтоб всем детям сразу сесть? Это в школе есть у нас, это наш просторный. (класс, сс- верхнее соединение)

2.Многим нам она знакома, в ней купаться можно дома. Что же это за предмет? Догадались или нет? (ванна)

3.Простудился я вчера, голова болит с утра, я закашлялся, охрип. У меня, наверно, . (грипп)

4.Вдоль дороги по бокам липы, клёны тут и там. Всем идти здесь веселее. Этот путь зовут .. .(аллея, лл — нижнее соединение)

5.Основная единица массы в Международной системе единиц, равная 1000 граммам, (килограмм, мм — нижнее соединение)

б.Шестой день недели (суббота)

7.Их используют для приготовления сдобного теста, кваса, пива (дрожжи) 8.Сотрудник газеты, журнала, радио, посылающий сообщения с мест, (корреспондент)

Полученная запись в тетрадях детей: ее нн пп лл мм бб жж рр

-Внимательно посмотрите на данную запись:

большой — маленький
сухой — ? (мокрый)
твердый — ? (мягкий)
глубокий — ? (мелкий)
война — ? (мир)

-Если вы правильно сформулируете и выполните задание к ней, то узнаете, какую букву будем писать на минутке чистописания.
(Д. – К словам левого столбика надо подобрать слова, противоположные по смыслу, начинающиеся
на букву м. Значит, мы будем писать букву м.)
-Определите порядок следования букв в этом ряду:
мло омл лом…….
(Последняя буква в каждой ячейке ставится первой)
-Давайте вспомним, какие качества письма мы отрабатываем на минутке чистописания?
(Наклон. Ширину элементов букв. Высоту. Ширину соединений между буквами. Расстояние между
словами.)
-Напишите данный ряд букв до конца строки в указанной последовательности.

Откройте тетрадки. Положите их с наклоном, возьмите ручки в руки, сядьте правильно: выпрямите спинки, поставьте на место ножки. Запишите сегодняшнее число, классная работа. — А вот и первое задание. Отгадайте, что это за буква? Она нам поможет продолжить путешествие:

В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.

Правильно, это буква О.
-Давайте пропишем дорожку с буквой О в соединениях с другими буквами в своих тетрадках. — Как вы думаете, какое соединение будет следующим?

Ооа Ооб Оов … (Оог)

Пропишите эту дорожку до конца строки и повторите их еще раз

Посмотрите на данную запись, если вы правильно сформулируете и выполните задание к данной записи, то узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.

Д.К словам левого столбика надо подобрать слова, противоположные по смыслу и начинающиеся на букву м:

Значит сегодня мы будем писать букву м. Откройте тетради, запишите маленькую букву м до конца строки. Придумайте свою пару слов к данному заданию (помогать-мешать, твердый – мягкий, гладить – мять и т.д)

Дальнейшее закрепление гигиенических навыков письма. Упражнения по переводу детей на письмо по одной линейке (усвоение новой высоты, ширины букв). Письмо трудных для учащихся прописных и строчных букв и их соединений:
1) з, к, ж, в, ч, б, д, у, я и др.; 2) Г, П, Т, Р, З, Е, Ю, Д, Ф, К, В и др.; 3) П, п, Ч, ч, Р, р, В, в, Е, е, З, з, У, у и др. Упражнения в безотрывных. соединениях букв типа ол, ое, во, вл, се, од, ас, уе, до, св и др. Связное, ритмичное письмо слов, предложений и небольших текстов.

1. Загадка для тебя легка:

Пишусь всегда через два ?К?,

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

А называюсь я — ? (хоккей).

2. По долинам, по отрогам

Мчит широкая дорога.

И она, как знают все,

3.Вдоль дороги по бокам

Липы, клены, тут и там.

Всем идти здесь веселее

Этот путь зовут ? (аллея).

— Если вы исключите одно из слов и назовете признак, по которому вы его нашли, то сможете назвать тему минутки чистописания.

— Какую букву мя будем сегодня писать?

— Эту букву мы напишем с буквами, благодаря которым слова можно объединить в одну группу. Назовите группы.

— Запишите, продолжив закономерность.

кк Аа сс Ааа лл Аааа

-Прочитайте слова и определите, что их объединяет.

В.р.б.и, т.традь, п.л.то,учител., к.н.ки, вернут., к.рабл., к.ртофел.

Д. Это словарные слова с непроверяемой безударной гласной.

Д. Все слова пишутся с мягким знаком.

У. Назовите имеющиеся в словах различия.

Д. Данные слова являются разными частями речи. Слова воробьи, тетрадь, пальто, учитель, коньки, корабль, картофель- это имена существительные, слово вернуть-глагол.

У. Какие еще можно найти различия в данных словах?

Д. Есть различия в нахождении ь знака. В слове воробьи пишется разделительный ь знак.

У. Цепочку слов для чистописания Вы составите самостоятельно. Используйте для этого первые буквы имен существительных во множественном числе и мягкий знак, который должен находится после каждой их этих согласных. Какая цепочка у Вас получилась.

У. Спишите записанные на доске слова, группируя их в зависимости от места и роли мягкого знака.

У. Проверьте свою работу.

Тетрадь пальто воробьи

К концу лета в каждом гнезде у пчёл начинается подготовка к зиме. Пчёлы собирают с почек деревьев тополя клей – прополис и аккуратно замазывают щели. Итак, мы сейчас пчёлки – строители. Строим аккуратно и красиво.

Минутка чистописания.
— Наш сегодняшний урок начнём с чистописания. Сегодня мы повторим написание заглавной и строчной букв Цц. Напишите их соединение 3 раза. А теперь запишите красиво слово «цирк», запомните как оно пишется. Какая это часть речи? Образуйте от этого слова прилагательное среднего рода. Придумайте устно словосочетание с этим прилагательным. А теперь запишем слово «театр». Не ошибитесь в его написании.

Минутка чистописания.
В сказках совершается волшебство, которое ждёт нас впереди.
Предметы волшебные в сказках бывают,
Героев желанья они исполняют:
Ковёр – самолёт поможет подняться.
За тридевять царств мигом вдруг оказаться.

По мановению волшебной палочки Феи мы очутились в неизведанном месте.
— Добрая фея предлагает повторить правила посадки при письме.
— Какая первая буква в слове «Фея?»
— Напишем заглавную и строчную букву «эф», чередуя

Объясните смысловое значение слов:
Фокусник, фиолетовый, фантазировать.
Запишите данные слова. Укажите, какие это части речи.

. Путешествие в зимний лес.
– Закройте свои глазки и давайте отправимся в путь.
Тропинка, тропинка.
Держит путь издалека.
Вьется по лесу тропинка
Словно нитка из клубка.
(Под музыку ).
Написание заглавной и строчной букв Жж.


Загадка.
— Кто в лесу без топоров
Строит избу без углов? (Птицы).
— Сегодня , на этом уроке
Мы много узнаем, поймём.
Помогут нам в этом птицы.
Мы их на урок позовём.
— Перед вами слова:
Ястре…, лебе…ь, голу…ь, дроз….

Какие звуки на письме обозначает данная буква?

Дайте характеристику звукам.

Кого можно назвать мастером?

Как можно применить данную пословицу к уроку русского языка?

— Составьте пословицу из слов.

Шубы, и, валенок, без, — и, зима, конца, без.

Без шубы и валенок – и зима без конца.

— Как вы понимаете смысл этой пословицы?

— Спишите каллиграфически грамотно.

— Какие орфограммы встретились в пословице?

(Объяснение и подчеркивание орфограмм)

— Назовите существительные во множественном числе. (валенок)

— Определите падеж у этого существительного. (р.п.)

— Какое окончание у этого слова? (нулевое). Выделите.

Снежок, сугроб, леса, снежинка, сосна.

-Какое слово лишнее? Почему?

Скажите, над каким правилом мы будем продолжать работу?

-Какая буква встречается во всех слова? Какой звук она обозначает?

Дайте ему характеристику.

Пропишем сочетание букв.

Спишите каллиграфическим почерком слова, устно подбирайте проверочные слова, безударную гласную подчеркните.

Учитель. Как всегда, несколько минут в начале урока уделим чистописанию. При проверке тетрадей заметила, что некоторые из вас неправильно пишут элементы буквы П. А мы с вами должны писать красиво.

Давайте пропишем заглавную и строчную букву П.

Учитель. Назовите слова, которые пишем с заглавной буквы.

Дети. Пушкин, Петр:

Учитель. Вспомните и напишите словарные слова на эту букву. Определите у существительных род.

Минутка чистописания. Ребята вы должны угадать, какую букву вы будете писать на чистописании. Эта буква обозначает непарный звонкий мягкий согласный звук в слове лиса. Расскажите о лисе: какая она?

— Прочитайте слова. Буква, которую будем писать на минутке чистописания, встречается во всех словах и обозначает согласный, глухой парный, твердый парный звук.

Автобус, троллейбус, трамвай

— Назовите эту букву. (т)

— Придумайте и запишите цепочку с этой буквой. (Три человека у доски показывают свой образец цепочки для минутки чистописания)

С какой частью речи работаем на уроках русского языка?

Чем эта часть речи отличается от других самостоятельных частей речи?

Какие местоимения прячутся в этих словах?

(Выполнение упражнения чистописания по образцу).

У. На минутке чистописания мы напишем буквы, которые являются непроверяемыми безударными гласными в данных словах. Какие это буквы?

Д. Это буквы а, о, е.

У. Составьте свою цепочку из таких букв. Какие можно предложить варианты?

Д. Можно написать данные буквы сначала в прямом, затем в обратном алфавитном порядке: аео, оеа, … .

Д. Можно написать цепочку из данных букв в прямом алфавитном порядке, при каждом повторе увеличивая количество букв а на одну: аео, ааео, аааео, … . И т. д. (Учитель записывает на доске предлагаемые детьми варианты цепочек букв, обращая внимание на их соединения).

У. напишите каждую цепочку до середины строки.

— Сегодня мы вспомним способы соединения букв в сочетании «оро».

(Учитель показывает на доске написание сочетания букв «оро» с нижним и верхним соединением)

— Спишите предложение, обратите внимание на соединение букв:

Сто сорок и сто сорок будет двести сорок.

Верно ли это высказывание? (Ответы детей)

Как нужно прочитать это предложение, чтобы оно стало верным? (Сделать в слове «сорок» ударение на второй слог, тогда это слово будет обозначать не число, а название птицы)

Почему не сразу догадались, о чём идёт речь, и прочитали неправильно? (Потому что без постановки ударения непонятно было, что обозначает слово «сорок»; слова имеют разное значение, читаются по-разному, а пишутся одинаково)

Минутка чистописания.

Отработка написания букв Л, л. Каллиграфическая запись предложения «Ласковое слово и кошке любо».

Минутка чистописания: Р, р.

Построение модели слова радуга (в сочетании с рисунком, звуковой схемой, буквенной записью) должно привлечь внимание детей к тому, что обозначает слово, как звучит, как пишется.

Списывание с образца первого предложения из рассказа А. Гайдара.
— Запишите первое предложение рассказа как пример владения словом (см. рукописный шрифт).
— Объясните причины написания заглавных букв.

письмо букв, содержащих овал. Учащиеся вспоминают правило переноса слов, если они не помещаются на строке.

Минутка чистописания

Выделение общих элементов в буквах о, ю, б. Учащиеся записывают название любимой сказки, предварительно обсудив его правильное написание, обратив внимание на заключение названия в кавычки. (Все упомянутые названия могут быть вынесены на доску.)

Минутка чистописания:

написание букв К, к; словосочетание классная работа.
Что означает словосочетание классная работа? (Работа, которая выполняется в классе.)
Работа над значением слов.
— Сравните словосочетания светлый класс — дружный класс. Одинаковые ли значения слова класс в каждом из них? (Нет, неодинаковые: в первом словосочетании слово класс означает школьную комнату для занятий, а во втором — группу, коллектив учеников.)
— Как мы называем такие слова? (Слова с несколькими значениями, многозначные слова.)
— А что такое пенал? (Коробочка или маленькая сумочка для хранения ручек, карандашей.)
Дополнение предложений (они записаны на доске):
— Закончите предложение словом класс в значении «коллектив учеников»: Наш класс (какой?). (Наш класс дружный.)
Слово какой группы вы использовали? (Слово-название признака предмета.)
— Закончите предложение словами-названиями предметов: В пенал кладут (что?). (В пенал кладут ручки и карандаши.)
Запишите предложение. Какие правила вспомнили при письме?

Минутка чистописания
У: Буквы, которые мы будем писать, вам предстоит определить самим. Стоит в первом глаголе после приставки, это согласный, парный, звонкий звук. (Г) Пропишите эту букву, последовательно соединяя с каждой гласной. Сколько вариантов получится?

га го ге гя гё гэ гу гю

У. На минутке чистописания мы вспомним начертание буквы с, вспомним, как правильно соединять ее с другими буквами.

С СА СД СБ СО СО

СНЕГ СЛЕД СУГРОБ СОСНА ЛЕСА

Завалила зима сугробами леса

– Буква с состоит из полуовала, верхняя часть которого уRже нижней. С буквами а, д, б она соединяется всегда при помощи нижнего соединения путем повторного проведения по ходу движения руки. С буквой о она может соединяться как с помощью верхнего соединения, так и с помощью нижнего. От чего это зависит?

Дети. Это зависит от буквы, которая следует за буквой с.

У. Докажите это на примере слов второй строчки.

– Какие два правила надо знать, чтобы правильно написать эти слова?

Д. Правило проверки слов с безударными гласными и парными согласными в корне.

У. Вспомним короткое правило проверки слов с парными согласными на конце слов и перед другими согласными, кроме сонорных и в. Хором.

Д. Звук согласный проверяй –
Рядом гласный подставляй.

У. Я читаю слово, вы хором называете проверочное: снег.

У. Вспомним короткое правило проверки слов с безударными гласными в корне. Хором.

Д. Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты ее немедленно ставь под ударение.

У. Я читаю слово, вы хором называете проверочное. Сосна.

У. Запишите первую и вторую строчки. Наиболее трудные соединения обозначены крестиками. Будьте внимательны при записи.

Дети выполняют задание.

– Хором прочитаем предложение.

– – Найдите и прочитайте слова, в которых гласные в корне стоят в слабой позиции. Подберите проверочные слова, назовите гласные.

Д. Завалила – я валит

У. К каким словам вы подбирали проверочные, изменив при этом форму проверяемого слова, а к каким подбирали в качестве проверочного слова однокоренное? Расскажите полное правило проверки слов с безударными гласными в корне (домашнее задание).

Д. Чтобы проверить безударные гласные ао, иея в корне слов, надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударные гласные стали ударными.

У. При записи предложения будьте внимательны, трудные соединения обозначены крестиками.

Прежде чем отправиться в путешествие, мы должны подготовиться, т.е. выполнить задания:
• Назовите и напишите парную согласную буквы Ф
• Какая буква стоит в алфавите перед буквой П? записать 2 раза.
• Назовите букву, которая обозначают [ л] и [ л]

• Какой звук чаще всего звучит в скороговорке: Семь суток сорока старалась, спешила, себе сапоги сыромятные сшила (В ООЛС)
• Теперь попробуйте собрать все эти буквы, чтобы получилось. СЛОВО. Запишите, соблюдая каллиграфию.
— Вот сегодня мы и посвятим ему, Слову, урок! А напутствием для вас станет стихотворение С.Островского «Первородство»
К словам привыкаешь день ото дня
А они первородного смысла полны
И когда я слышу: « Извини меня!» Это значит — исключи меня из вины! У слова цвет своего огня,
Свое пространство, свои рубежи,
И когда я слышу: «Обереги меня!» Это значит — берегами меня окружи. У слова есть корни, и есть родня,
Оно не подкидыш под сирым кустом. Когда я слышу: «Защити меня!»
Это значит — укрой меня за щитом! Вслушайся! Вникни! Не позабудь!
У слова свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть, Слово тебе сотворит добро!
— последние строчки стихотворения будут девизом нашего урока

1.Прописать соединения букв: си сл ск

2.Составить из слов пословицу: руки, не сиди, сложа ,не будет, так и, скуки.
-Как вы ее понимаете?

Вот мы сегодня и посмотрим, кому на уроке было скучно, а кому нет.

-Запишите пословицу, правильно используя соединения букв.

-Подчеркните все орфограммы, которые вы видите в этой пословице?
Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.

Постановка целей урока.

— Почему вы записали эти согласные?

— Догадались, какая у нас тема урока?

— Для чего надо изучать эту тему?

— На уроке мы будем учиться находить парные звонкие и глухие согласные в корне слова, подбирать проверочные слова, размышлять, рассуждать.

(проводится по вариантам)

1 вар. — — — ь е ё ю и я ( Рядом со схемами учащиеся записывают по 2 примера.)

2 вар. — — — ъ е ё ю я

Предлагаем следующие виды «шифровок»:

Обратное задание — зашифровать записанные или продиктованные предложения.

Подобным образом строится работа по предупреждению ошибок выбора последующего элемента и в других парах смешиваемых букв.

Обратное задание предполагает «шифровку» предложений учащимися:

Если в работах учащихся встречаются смешения в других парах букв, различающихся количеством однородных элементов, необходимо провести подобную дифференциацию и в этих парах.

Рассмотрим «шифровки» лево- и правоориентированных, вверх и вниз направленных оптически сходных букв:

Одновременно закрепляется правило о заглавной букве в именах людей.

Рассмотрим списывание слов и предложений с одновременным исправлением ошибок кинетических и оптических смешений.

Известно, что развитие функции контроля несколько опережает развитие функции самоконтроля. Ребенок будет предельно внимателен и быстрее найдет ошибку у другого, чем в своей собственной работе.

Предлагаем списать с доски предложения с ошибочно записанными словами:

Как показала практика, подобная работа очень эффективна и результативна: у ребенка появляется достаточная мотивация к письменной деятельности, улучшается зрительное внимание, формируется кинетический контроль за ходом двигательного акта письма.

Предложенные вашему вниманию упражнения отвечают, на наш взгляд, не только задачам формирования техники письма, его операционной стороны, но и целям формирования письменной речи через влияние учителя на развитие произвольных форм деятельности, мышления, мотивационно-волевой сферы учащихся.

Сегодня этот первый весенний цветок поможет нам провести минутку чистописания.

Рисуем пригорок, повторяем безотрывное письмо.

Рисуем подснежник, повторяем письмо с отрывок

Минутка чистописания.

Мороз, морозный, морозить.

Какие звуки обозначаются буквой М?

(звуки [м] и [м’])

– Дайте характеристику этим звукам

(Звуки [м ] и [м’] – согласные; звук [м ]– твердый;

– звук [м’] – мягкий; звонкие, непарные, сонорные).

– Давайте красиво пропишем буквы до конца строки.

– А теперь давайте красиво напишем слова:

Мороз, морозный, морозить.

Подчеркните орфограммы в словах.

– Как вы считаете, удачно ли мы прошли по “каллиграфическому” мостику? (Да).

– Поставьте точку под теми буквами, которые вы написали более удачно.

– Ну, вот мы удачно прошли по “каллиграфическому” мостику.

multiurok.ru