Правила функционирования розничных рынков электрической энергии 2012

Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (ред. от 30.12.2017) «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (вместе с «Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии», «Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии»)

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 мая 2012 г. N 442

О ФУНКЦИОНИРОВАНИИ
РОЗНИЧНЫХ РЫНКОВ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ, ПОЛНОМ
И (ИЛИ) ЧАСТИЧНОМ ОГРАНИЧЕНИИ РЕЖИМА ПОТРЕБЛЕНИЯ
ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ

В соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии;

Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии;

изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования розничных рынков электрической энергии.

2. Установить, что:

а) настоящее постановление применяется к отношениям, вытекающим из публичных договоров, ранее заключенных на розничных рынках электрической энергии (далее — розничные рынки), в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления его в силу;

б) настоящее постановление применяется при расчете обязательств по продаже и покупке электрической энергии (мощности) на оптовом рынке электрической энергии (мощности) (далее — оптовый рынок) и розничных рынках начиная с апреля 2012 г.;

в) положения настоящего постановления, установленные для потребителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых в границах балансовой принадлежности составляет не менее 670 кВт, применяются также к потребителям (покупателям), к которым применялись положения постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. N 530 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», установленные для потребителей, присоединенная мощность энергопринимающих устройств которых в границах балансовой принадлежности превышает 750 кВА, до 1 января 2017 г.;

г) положения настоящего постановления о точках поставки по договору оказания услуг по передаче электрической энергии применяются к условиям о точках присоединения, предусмотренным в ранее заключенных договорах оказания услуг по передаче электрической энергии, до приведения таких договоров в соответствие с настоящим постановлением;

д) расчетные способы, кроме расчетных способов определения объемов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии, и порядок их применения, установленные Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными настоящим постановлением, применяются с 1 июля 2012 г., а до 1 января 2013 г. — с коэффициентом 0,8 к соответствующему объему, полученному в результате применения расчетного способа;

е) разработка и внедрение стандартов качества обслуживания потребителей (покупателей) в соответствии с требованиями, установленными Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными настоящим постановлением, и программ мероприятий по повышению качества обслуживания потребителей (покупателей) осуществляются гарантирующими поставщиками до 1 мая 2013 г.;

ж) направление потребителям услуг по передаче электрической энергии, а также потребителям (покупателям) по договору энергоснабжения уведомлений о необходимости включения в указанные договоры величины максимальной мощности энергопринимающих устройств, определенной в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861, осуществляется соответственно сетевыми организациями и гарантирующими поставщиками в 2-месячный срок;

з) информация об установленных Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными настоящим постановлением, расчетных способах, подлежащих применению в случаях отсутствия прибора учета, недопуска к прибору учета для целей проведения контрольного снятия его показаний, проведения проверки его состояния, а также в случаях непредоставления показаний приборов учета и выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии, доводится до потребителей (покупателей) в счетах на оплату электрической энергии (мощности), выставляемых до 1 июля 2012 г., а также на официальных сайтах гарантирующих поставщиков в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

и) лицо, которое владеет на праве собственности или на ином законном основании объектом (частью объекта) по производству электрической энергии (мощности) (в том числе электростанцией), указанным в абзаце первом пункта 31 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1172 «Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности», и не получило в отношении электростанции в целом подтверждение о нераспространении требования Федерального закона «Об электроэнергетике» о реализации всей производимой электрической энергии и мощности только на оптовом рынке, вправе реализовывать всю производимую на таком объекте (части такого объекта) электрическую энергию только на оптовом рынке;

к) контроль за соблюдением гарантирующими поставщиками Правил определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1179, осуществляют федеральный антимонопольный орган и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, определенном Правительством Российской Федерации;

л) сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков в виде формулы для группы (подгрупп) «прочие потребители» устанавливаются на 2012 год органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, не превышающий 2 месяцев со дня вступления в силу методических указаний, предусмотренных пунктом 6 настоящего постановления.

3. Некоммерческое партнерство «Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью» в целях организации и осуществления мониторинга ценовой ситуации на оптовом и розничных рынках запрашивает у органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, субъектов оптового и розничных рынков информацию о ценовых и объемных показателях, а также об иных величинах, влияющих на изменение ценовой ситуации на оптовом и розничных рынках.

Указанная информация предоставляется не позднее 1 месяца со дня получения соответствующего запроса.

Некоммерческое партнерство «Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью» информирует федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области контроля и надзора за деятельностью субъектов оптового и розничных рынков, о результатах мониторинга ценовой ситуации на оптовом и розничных рынках.

4. Федеральной антимонопольной службе:

по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации, Федеральной службой по тарифам и Министерством экономического развития Российской Федерации в месячный срок разработать и представить в Правительство Российской Федерации критерии отнесения сетевых организаций к сетевым организациям, созданным на базе сетевых хозяйств промышленных предприятий и иных организаций и оказывающим услуги по передаче электрической энергии таким предприятиям (организациям);

по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации, Федеральной службой по тарифам и Министерством энергетики Российской Федерации в 3-месячный срок разработать примерные договоры купли-продажи электрической энергии (энергоснабжения) с потребителями.

5. Федеральной службе по тарифам, Министерству экономического развития Российской Федерации, Министерству энергетики Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службе в 3-месячный срок разработать и представить в Правительство Российской Федерации предложения о внесении изменений в нормативные правовые акты об осуществлении органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов контроля за соблюдением гарантирующими поставщиками Правил определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность).

6. Федеральной службе по тарифам по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством энергетики Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службой до 1 августа 2012 г. утвердить методические указания по расчету сбытовой надбавки гарантирующих поставщиков, в том числе определяющие порядок расчета сбытовых надбавок в виде формулы для группы (подгрупп) «прочие потребители» исходя из размера доходности продаж гарантирующих поставщиков, дифференцированного по группам (подгруппам) потребителей, и параметров деятельности гарантирующих поставщиков, а также размер доходности продаж гарантирующих поставщиков.

7. Федеральной службе по тарифам в 3-месячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

8. Министерству энергетики Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации:

в 4-месячный срок разработать и утвердить методические указания по определению и применению коэффициентов совмещения максимума потребления электрической энергии при определении степени загрузки вводимых после строительства объектов электросетевого хозяйства;

в 6-месячный срок привести в соответствие с настоящим постановлением правила разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики.

9. Министерству экономического развития Российской Федерации, Федеральной службе по тарифам, Министерству энергетики Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службе и Министерству финансов Российской Федерации до 1 января 2013 г. разработать и представить в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, касающихся вопросов решения проблемы перекрестного субсидирования на розничных рынках.

10. Министерству энергетики Российской Федерации, Министерству экономического развития Российской Федерации, Федеральной службе по тарифам и Федеральной антимонопольной службе на основе анализа объемов резервируемой максимальной мощности, которые поддерживаются сетевыми организациями в интересах потребителей, и возможных тарифных последствий от перехода к оплате указанной величины подготовить и представить в Правительство Российской Федерации до 1 июля 2013 г. предложения о внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации, устанавливающие особенности определения стоимости услуг по передаче электрической энергии с учетом оплаты резервируемой максимальной мощности, включающие сроки перехода к оплате указанной величины.

11. Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.

12. Абзац пятый пункта 9 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных настоящим постановлением, вступает в силу по истечении 1 года со дня вступления в силу настоящего постановления.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН

bazanpa.ru

Перечень изменений в правилах розничного рынка электроэнергии

Розничный рынок электроэнергии. Какие произошли изменения в правилах розничного рынка электрической энергии.

4 мая 2012 г. Владимиром Путиным подписано постановление Правительства РФ №442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии». Со вступлением этого документа утратили силу «Основные положения функционирования розничных рынков электроэнергии», которые действовали с 2006 по 2012 годы.

«Новые правила розничного рынка электрической энергии» внесло значительные коррективы в порядок взаимоотношений поставщиков электроэнергии и потребителей, порядок расчетов за электроэнергию. Изменения коснулись множества аспектов энергоснабжения на розничном рынке электроэнергии.

Итак, что же нового внесло это Постановление, утвердившее правила функционирования розничных рынков во взаимоотношениях потребителя и поставщика электроэнергии. В этой статье изменения, которые внесены «новыми» «Основными правилами функционирования розничных рынков» разделены на две группы:

  • изменения, о которых можно сказать, что они могут оказать положительное влияние на работу потребителя и улучшают его положение на розничном рынке электроэнергии и мощности (сокращенно обозначим «плюсы для потребителей»);
  • изменения, которые вводят ряд требований и обязательств необходимых к исполнению потребителем на розничном рынке электроэнергии.

Плюсы для потребителей:

1. В соответствии с правилами розничного рынка электрической энергии упрощена процедура перехода потребителей от гарантирующих поставщиков к энергосбытовым копаниям или выхода напрямую на оптовый рынок электроэнергии и мощности.

Это значит, что для потребителей, которые больше не хотят покупать электроэнергию у гарантирующего поставщика, значительно проще стало расторгнуть договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком и заключать договор с другой энергосбытовой компанией (до принятия новых правил розничного рынка электрической энергии потребитель в любом случае обязан был выплатить гарантирующему поставщику неустойку). Теперь потребители с максимальной мощностью энгергопринимающих устройств до 1,8МВт в соответствии с п.85 правил функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных указанным постановлением могут в любое время направить гарантирующему поставщику заявление о расторжении договора (снижении объема покупки по такому договору) и заключению договора с энергосбытовой компанией или производителем электроэнергии на розничном рынке напрямую. Потребители с максимальной мощностью свыше 1,8МВт если не хотят выплачивать гарантирующему поставщику компенсацию в размере его сбытовой надбавки, должны написать такое заявление за 8 месяцев до предполагаемой даты расторжения договора, которая должна наступить с 1 января следующего года.

2. Потребителям и производителям электрической энергии, а также потребителям с блок-станциями дана возможность заключить напрямую между собой договоры купли-продажи электроэнергии минуя гарантирующего поставщика и энергосбытовые компании.

Это значит, что потребителям разрешили покупать электроэнергию на розничном рынке у производителей электроэнергии напрямую.

Стоит отметить, что производитель электроэнергии должен продавать произведенную им электроэнергию только на розничном рынке. Т.е. он должен быть производителем не осуществляющим продажу электроэнергии на оптовом рынке. При этом цена для этих договоров может быть свободной (та, которая устроит как потребителя, так и производителя электроэнергии). Подробная информация об этой возможности для потребителя приведена в разделе «Как сэкономить».

3. В новых правилах розничного рынка электроэнергии 2012 четко определен перечень документов и сроки, необходимы для заключения договора между потребителем и гарантирующим поставщиком. В ранее действующих Основных положениях перечень документов был неполон: зачастую гарантирующие поставщики требовали иные документы, не указанные в Основных положениях. В новых Основных положениях перечень документов расширили (стоит отметить, что вполне обоснованно), а также четко регламентировали сроки и процедуру заключения договора с гарантирующим поставщиком. Подробнее о заключении договора энергоснабжения можно узнать в разделе «Заключение договора энергоснабжения».

4. Более детально прописаны обязанности гарантирующего поставщика по порядку заключения договоров, разработки стандартов обслуживания клиентов, возможности у потребителя передать дистанционно показания приборов учета, обеспечение возможности получения потребителем дистанционно счетов на оплату, организация приема обращений по некачественной электроэнергии, разработка и размещение на сайте гарантирующего поставщика форм типовых договоров и мн. Другое.

5. Четко указаны сроки, в которые потребитель, выбравший для расчетов с 5 или 6 ценовую категорию (стоит отметить, что 5 и 6 ценовые категории предполагают почасовое планирование собственного потребления электроэнергии, подробнее об этом в разделе «Как сэкономить»), обязан предоставлять гарантирующему поставщику заявки с почасовыми объемами потребления электроэнергии. Так, потребитель об этих объемах должен сообщить ГП за до 9-00ч. за 2 дня до суток, на которые осуществляется планирование потребления информацию о плановом почасовом потреблении электроэнергии. При этом он имеет право скорректировать свою заявку до 9-00ч. за 1 день до суток.

Однако, как уже упоминалось выше, в соответствии с «новыми» Основными положениями» для потребителей есть ряд требований, которые они обязаны выполнить:

1. В случае отсутствия прибора учета электроэнергии у потребителя, расчет объема электроэнергии производится как произведение максимальной мощности (указана в акте технологического присоединения или акта разграничения балансовой принадлежности сторон и эксплуатационной ответственности) и максимального числа часов в месяце (720ч). В случае, если расчет объема потреблённой электроэнергии производится по такому признаку, то он в разу превышает реальное потребление электроэнергии. В связи с этим стоимость электроэнергии также будет в разы выше.

2. Потребители, выбирающие 4 или 6 ценовую категорию, с момента вступления в силу новых «Положений» производят расчеты по так называемому «трехставочному» тарифу: отдельно оплачивается стоимость электроэнергии за каждый час, и стоимость мощности. При этом оплата мощности разделяется на оплату мощности по тарифам покупки гарантирующего поставщика на оптовом рынке и на оплату мощности по тарифам на оказание услуг по передаче. Порядок расчета этой мощности также различен. Подробнее об этом указано в разделе «как сэкономить» и «как выбрать ценовую категорию». Стоит отметить, что в отношении потребителей, присоединенных к электрическим сетям ОАО «ФСК» указанный порядок применяется только с 1 июля 2013г.

3. Введено ограничение для выбора ценовой категории потребителями, максимальная мощность которых превышает 670 кВт. начиная с 1 июля 2013г: начиная с 1 июля 2013г. потребители с максимальной мощностью свыше 670 кВт не могут выбирать первую или вторую ценовую категорию. Таким образом, потребители с максимальной мощностью свыше 670 кВт с 1 июля 2013г. могут рассчитываться только по 3,4,5, или 6 ценовой категории. Подробнее о том, что такое ценовая категория и как их выбирают, указано в разделе «Как сэкономить» и «Выбор варианта тарифа на электроэнергию (ценовой категории)».

4. В обязанности потребителей, с максимальной мощностью свыше 670 КВт входит установка приборов учета, позволяющих определять почасовое потребление электроэнергии. При этом класс точности таких приборов учета должен быть не ниже 0,5S и позволять хранить в памяти счетчика данные, не менее чем за 120 прошедших дней. В случае, если указанные приборы учета потребителями установлены не будут, определение величины мощности и почасовое потребление будет производиться на основании величины максимальной мощности, начиная с 1 июля 2013г. Другими словами это значит, что даже если у такого потребителя есть счетчик, но он не позволяет измерять потребление по часам суток, то потребитель все равно обязан поставить другой счетчик, который позволяет определять потребление по часам суток.

Таким образом, если потребитель с максимальной мощностью свыше 670 кВт не установит приборы учеты в срок, то стоимость электрической энергии для него будет значительно дороже (как минимум на 15-20%).

5. После внесения дополнительных изменений в законодательные акты РФ по вопросам функционирования розничных рынков электроэнергии, потребители с максимальной мощностью свыше 670 КВт, после должны оплачивать разницу между фактической и максимальной мощностью (оплата резерва максимальной мощности). Конкретный механизм и тариф по которому будет оплачиваться этот резерв пока не определен.

6. В случае 2 кратного непредставления показаний приборов учета, или 2 кратного недопуска представителей гарантирующего поставщика или сетевой компании для проведения снятия показаний приборов учета или проведения проверки приборов учета, расчет объема потребления осуществляется с использованием величины максимальной мощности и режима работы 24 ч. в сутки. (Значительно превышает среднее потребление электроэнергии).

Разумеется, это далеко не все изменения, которые были внесены в правила розничного рынка электроэнергии, но в этой статье мы постарались осветить самые важные, с нашей точки зрения, изменения, которые коснулись главных участников розничного рынка электроэнергии – потребителей.

В заключении статьи еще раз стоит отметить, что Правила розничного рынка электроэнергии после подписания нового Постановления, подверглись значительным изменениям. Дополнительно о всех нововведения Вы можете узнать, посмотрев презентации в разделе «Справочник потребителя» — «Полезные материалы».

www.energo-konsultant.ru

[Утратило силу] Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электроэнергии в переходный период реформирования электроэнергетики

Примерный договор
энергоснабжения граждан-потребителей

1. Гарантирующий поставщик (Энергоснабжающая организация) обязуется подавать Потребителю электрическую энергию, качество которой соответствует требованиям технических регламентов, а до принятия соответствующих технических регламентов — обязательным требованиям государственных стандартов, на условиях, предусмотренных настоящим Договором.
2. Гарантирующий поставщик (Энергоснабжающая организация) обязуется также оказать Потребителю услуги по передаче электрической энергии и по оперативно-диспетчерскому управлению самостоятельно (в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе, когда гарантирующий поставщик является субъектом оперативно-диспетчерского управления) или путем заключения соответствующих договоров, а Потребитель обязуется оплатить оказанные ему услуги по ценам (тарифам), установленным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
3. Потребитель приобретает электрическую энергию для бытового потребления.
4. Потребитель обязуется оплачивать фактически полученное за расчетный период количество электрической энергии в порядке, установленном разделом V настоящего Договора.

5. Гарантирующий поставщик (Энергоснабжающая организация) обязуется отпускать Потребителю электрическую энергию в необходимом объеме, а также обеспечивать оказание услуг, определенных пунктом 2 настоящего Договора.
6. Снабжение Потребителя электрической энергией в соответствии с настоящим Договором осуществляется по третьей категории надежности. Подача электрической энергии Потребителю может быть приостановлена по основаниям, не связанным с неисполнением им обязательств по настоящему Договору, а также в связи с обстоятельствами непреодолимой силы и иными основаниями, исключающими ответственность Гарантирующего поставщика (Энергоснабжающей организации), суммарно не более чем на 72 часа в год и не более 24 часов подряд, включая срок восстановления подачи электрической энергии.
7. Гарантирующий поставщик (Энергоснабжающая организация) обязуется за счет Потребителя обслуживать приборы учета, по показаниям которых осуществляются расчеты с Потребителем, в случае если Потребитель, в чьей собственности находятся указанные приборы учета, откажется самостоятельно осуществлять их обслуживание.
8. Гарантирующий поставщик (Энергоснабжающая организация) обязуется в случае перехода Потребителя на обслуживание к вновь назначенному гарантирующему поставщику (энергосбытовой организации) перечислить суммы платежей, полученные по настоящему Договору на дату прекращения его действия, в размере, превышающем стоимость потребленной в расчетном периоде электрической энергии, Потребителю либо по письменному заявлению Потребителя — вновь назначенному гарантирующему поставщику (энергосбытовой организации) в течение 15 дней с даты прекращения действия настоящего Договора.
9. Гарантирующий поставщик (Энергоснабжающая организация) вправе приостановить исполнение обязательств по настоящему Договору в порядке, установленном Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, в случае:
а) просрочки исполнения обязательства по оплате потребленной электрической энергии и (или) предоставленных по настоящему Договору услуг более чем за 2 расчетных периода;
б) вмешательства Потребителя в работу приборов учета или нарушения Потребителем установленных настоящим договором сроков извещения об утрате (неисправности) приборов учета, а также в случае совершения Потребителем иных действий, приведших к искажению данных о фактическом объеме потребления электрической энергии;
в) неудовлетворительного состояния электроустановок Потребителя, угрожающего аварией или создающего угрозу жизни и здоровью людей, которое подтверждается актом территориального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
10. Гарантирующий поставщик (Энергоснабжающая организация) вправе осуществлять проверки условий эксплуатации и сохранности приборов учета и снятие контрольных показаний.
11. Гарантирующий поставщик (Энергоснабжающая организация) вправе по согласованию и в присутствии Потребителя производить работы (переключения, отключения), связанные с оборудованием Потребителя (в том числе в измерительных цепях).

12. Потребитель обязуется оплачивать Гарантирующему поставщику (Энергоснабжающей организации) фактически полученный объем электроэнергии, определяемый в соответствии с разделом IV настоящего Договора, в порядке, установленном разделом V настоящего Договора.
13. Потребитель обязуется оплачивать Гарантирующему поставщику (Энергоснабжающей организации) оказанные в соответствии с пунктом 2 настоящего Договора услуги по ценам (тарифам), установленным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, в порядке, установленном разделом V настоящего Договора.
14. Потребитель обязуется по запросу Гарантирующего поставщика (Энергоснабжающей организации) 1 раз в месяц сообщать Гарантирующему поставщику (Энергоснабжающей организации) показания прибора учета и 1 раз в 6 месяцев обеспечивать доступ уполномоченных представителей Гарантирующего поставщика (Энергоснабжающей организации) к приборам учета для цели проверки условий его эксплуатации и сохранности и снятия контрольных показаний.
15. Потребитель обязуется сообщать Гарантирующему поставщику (Энергоснабжающей организации) обо всех известных ему нарушениях схемы учета и неисправности в работе приборов учета незамедлительно по их обнаружении и не позднее 2 месяцев восстановить нормальное функционирование средства измерения, если обязанность по обслуживанию приборов учета Потребителя не возложена на Гарантирующего поставщика (Энергоснабжающую организацию).
16. Потребитель обязуется по требованию Гарантирующего поставщика (Энергоснабжающей организации), но не чаще чем 1 раз в 3 месяца, совместно с ним (ней) оформлять акт сверки расчетов за потребленную электрическую энергию.
17. В случае внесения до даты прекращения настоящего Договора в связи с переходом на обслуживание к вновь назначенному гарантирующему поставщику сумм предварительных платежей, превышающих стоимость потребленной в расчетном периоде электрической энергии, Потребитель вправе обратиться к Гарантирующему поставщику (Энергоснабжающей организации) с письменным заявлением о перечислении таких сумм вновь назначенному гарантирующему поставщику (энергосбытовой организации).

18. Объем фактически полученной Потребителем за расчетный период электрической энергии определяется на основании показаний прибора учета, проверенного в установленном порядке и внесенного в государственный реестр средств измерений. Если класс точности прибора учета ниже чем 2,0, в случае выбытия его из эксплуатации либо при иных условиях по соглашению сторон он должен быть заменен на прибор учета того же или более высокого класса точности.
19. Сохранность прибора учета определяется отсутствием следов порчи корпуса прибора или повреждения его внутреннего оборудования, а также сохранностью пломбы и знака маркировки (идентификационного номера).
20. Если точки присоединения энергопринимающего устройства Потребителя не оборудованы соответствующими установленным пунктом 18 настоящего Договора требованиям приборами учета, определение объема потребленной электрической энергии и объема оказанных услуг осуществляется в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307.

21. Расчеты за электрическую энергию, поданную Гарантирующим поставщиком (Энергоснабжающей организацией) Потребителю, и оказанные ему в соответствии с настоящим Договором услуги производятся Потребителем ежемесячно, не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.
22. Расчетным периодом в соответствии с настоящим Договором является 1 календарный месяц.
23. При осуществлении расчетов стороны настоящего Договора руководствуются порядком определения объемов поставки по регулируемым и нерегулируемым ценам и расчета стоимости поставки по нерегулируемым ценам на розничных рынках, установленным Правилами функционирования розничных рынков электроэнергии в переходный период реформирования электроэнергетики.
24. При несвоевременной оплате электрической энергии Потребитель уплачивает в пользу Гарантирующего поставщика (Энергоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного пунктом 21 настоящего Договора срока оплаты по день фактической выплаты включительно.

25. Тарифы на электрическую энергию, подаваемую в соответствии с настоящим Договором, и на оказываемые услуги применяются с даты, указанной в решении органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, без предварительного уведомления Потребителя.
26. В случае неисполнения сторонами обязательств по настоящему Договору споры разрешаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

27. Обязательства сторон по настоящему Договору начинают исполняться с момента его заключения.
Настоящий Договор, заключенный в соответствии с законодательством Российской Федерации без составления письменного соглашения, считается заключенным в 00 часов 00 минут даты, соответствующей началу периода, за который Потребителем произведена первая оплата в адрес Гарантирующего поставщика (Энергоснабжающей организации).
В случаях когда Гарантирующий поставщик обязан принять Потребителя на обслуживание в особом порядке, установленном Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, Гарантирующий поставщик и Потребитель начинают исполнять обязанности по настоящему Договору с даты и времени, установленных уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для перехода покупателей электрической энергии на обслуживание к Гарантирующему поставщику.
28. Изменение настоящего Договора совершается в форме дополнительных соглашений к настоящему Договору, подписываемых уполномоченными представителями сторон.
Сторона, получившая предложения об изменении настоящего Договора, обязана дать ответ другой стороне не позднее 30 дней после получения предложения.
29. Потребитель вправе в одностороннем порядке расторгнуть настоящий Договор при условии отсутствия признанной им или подтвержденной решением суда задолженности по оплате электрической энергии перед Гарантирующим поставщиком (Энергоснабжающей организацией), а также при условии, что точка присоединения энергопринимающего устройства потребителя к электрической сети оснащена прибором учета, обеспечивающим раздельный учет почасовых объемов потребления электрической энергии данным потребителем и прочими потребителями (покупателями), обслуживаемыми Гарантирующим поставщиком (Энергоснабжающей организацией), или применяется иной способ определения почасовых объемов в соответствии с требованиями, установленными Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики.
При этом Потребитель уведомляет в письменной форме Гарантирующего поставщика (Энергоснабжающую организацию) о намерении расторгнуть настоящий Договор не менее чем за 30 дней до даты предполагаемого расторжения.
30. При исполнении настоящего Договора, а также решении вопросов, не предусмотренных настоящим Договором, стороны руководствуются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об электроэнергетике», Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики и иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения на розничных рынках электрической энергии.

izhcommunal.ru