Правила этикета врача

Правила этикета врача

Главное меню

Популярные рубрики

Медицинская этика (лат. ethica, от греч. ethice– изучение нравственности, морали), или медицинская деонтология (греч. deon– долг; термин «деонтология» широко использовался в отечественной литературе последних лет), – совокупность этических норм и принципов поведения медицинских работников при выполнении ими своих профессиональных обязанностей.

По современным представлениям, медицинская этика включает в себя следующие аспекты:

• научный – раздел медицинской науки, изучающий этические и нравственные аспекты деятельности медицинских работников;

• практический – область медицинской практики, задачами которой являются формирование и применение этических норм и правил в профессиональной медицинской деятельности.

Любому работнику медицинской сферы должны быть присущи такие качества, как сострадание, доброта, чуткость и отзывчивость, заботливость и внимательное отношение к больному. Ещё Ибн Сина требовал особого подхода к больному: «Тебе должно знать, что каждый отдельный человек обладает особой натурой, присущей ему лично. Редко бывает или совсем невозможно, чтобы кто-нибудь имел одинаковую с ним натуру». Большое значение имеет слово, что подразумевает не только культуру речи, но и чувство такта, умение поднять больному настроение, не ранить его неосторожным высказыванием.

Поведение врача и с точки зрения его внутренних устремлений, и с точки зрения его внешних поступков должно мотивироваться интересами и благом пациента. «В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного», — писал Гиппократ. Практическое отношение врача к человеку, изначально ориентированное на заботу, помощь, поддержку, безусловно, является основной чертой профессиональной врачебной этики. Гиппократ справедливо отмечал непосредственную зависимость между человеколюбием и результативностью профессиональной деятельности врача. Человеколюбие не только является основополагающим критерием выбора профессии, но и непосредственно влияет на успех врачебной деятельности, в значительной степени определяя меру врачебного искусства. «Где любовь к людям — писал Гиппократ, — там и любовь к своему искусству»

Особое значение в медицинской профессии приобретают такие общечеловеческие нормы общения, как умение уважать и внимательно выслушать собеседника, продемонстрировать заинтересованность в содержании беседы и мнении больного, правильное и доступное построение речи. Немаловажен и внешний опрятный вид медицинского персонала: чистые халат и шапочка, аккуратная сменная обувь, ухоженные руки с коротко остриженными ногтями. Ещё в древней медицине врач говорил своим ученикам-последователям: «Ты теперь оставь свои страсти, гнев, корыстолюбие, безумство, тщеславие, гордость, зависть, грубость, шутовство, фальшивость, леность и всякое порочное поведение».

PRIMUMNONNOCERE(лат.) — ПРЕЖДЕ ВСЕГО НЕ НАВРЕДИ – это высказывание является главным этическим принципом в медицине.

Моральная ответственность медицинского работника подразумевает соблюдение им всех принципов медицинской этики. Неправильная диагностика, лечение, поведение врача, представителей среднего и младшего медицинского персонала могут привести к физическим и нравственным страданиям пациентов. Недопустимы такие действия медицинского работника, как разглашение врачебной тайны, отказ в медицинской помощи, нарушение неприкосновенности частной жизни и пр.

Уход за больным предполагает, помимо всего прочего, также соблюдение определённых правил общения с ним. Важно уделять пациенту максимум внимания, успокаивать его, разъяснять необходимость соблюдения режима, регулярного приёма лекарств, убеждать в возможности выздоровления или улучшения состояния. Нужно соблюдать большую осторожность при разговоре с больными, особенно страдающими онкологическими заболеваниями, которым не принято сообщать истинный диагноз. И в настоящее время остаётся значимым высказывание великого врача древности, отца медицины Гиппократа: «Окружи больного любовью и разумным утешением, но, главное, оставь его в неведении того, что ему угрожает». В некоторых странах больного всё же информируют о серьёзности заболевания, в том числе и о возможном летальном исходе (лат. letalis — смертельный), исходя из социально-экономических соображений. Так, в США пациент даже вправе возбудить судебное дело против врача, скрывшего от него диагноз раковой опухоли.

Ятрогенные заболевания

Нарушение деонтологических принципов общения с больным может привести к развитию у него так называемых ятрогенных заболеваний (греч. -iatros– врач, -gепеs– порождаемый, возникающий). Ятрогенным заболеванием (ятрогенией) называют патологическое состояние пациента, обусловленное неосторожными высказываниями или поступками врача или другого медицинского работника, которые создают у человека представление о наличии у него какого-либо заболевания или об особой тяжести имеющейся у него болезни. Неадекватные, ранящие и вредящие пациенту словесные контакты могут привести к различным психогенным ятрогениям.

Однако ещё более 300 лет назад «английский Гиппократ» Томас Сиденхем (1624–1689) подчёркивал опасность для пациента не только действий медицинского работника, травмирующих психику больного, но и других возможных факторов – нежелательных последствий медицинских манипуляций. Поэтому в настоящее время к ятрогенным относят любые заболевания, возникновение которых связано с теми или иными действиями медицинских работников. Так, кроме описанной выше психогенной ятрогении (ятропсихогении), выделяют:

• ятрофармакогении: следствие медикаментозного воздействия на больного – например, побочные действия препаратов;

• манипуляционные ятрогении: неблагоприятное воздействие на больного в процессе его обследования – например, осложнения при проведении коронароангиографии;

• комбинированные ятрогении: следствие воздействия нескольких факторов;

• так называемые немые ятрогении – следствие бездействия медицинского работника.

Врачебная тайна

К деонтологическим вопросам ухода за больными можно отнести и необходимость сохранения врачебной тайны. Медицинские работники не имеют права разглашать сведения о больном глубоко личного, интимного характера. Однако это требование не относится к ситуациям, представляющим опасность для других людей: венерические заболевания, инфекционные, инфицирование вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), отравления и др.

В этих случаях медработники обязаны немедленно информировать соответствующие организации о полученных сведениях. С целью проведения санитарно-эпидемиологических мероприятий в очаге при выявлении инфекционного заболевания, пищевого отравления или педикулёза медицинская сестра в течение 12 ч с момента установления диагноза обязана информировать санитарно-эпидемиологическую станцию по телефону и одновременно направить туда заполненный бланк экстренного извещения (форма №058/у).

Ошибки и медицинские правонарушения

Соблюдение медицинским работником морально-этических норм предусматривает не только выполнение своих обязанностей, но и несение ответственности за уклонение или непрофессиональное выполнение своих обязанностей.
«Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (1993) регламентируют юридическую ответственность медицинского работника за причинение вреда здоровью граждан.

• Ст. 66 – «Основания возмещения вреда, причинённого здоровью граждан».

• Ст. 67 – «Возмещение затрат на оказание медицинской помощи гражданам, потерпевшим от противоправных действий».

• Ст. 68 – «Ответственность медицинских и фармацевтических работников за нарушение прав граждан в области охраны здоровья».

• Ст. 69 – «Право граждан на обжалование действий государственных органов и должностных лиц, ущемляющих права и свободы граждан в области охраны здоровья».

Православие и медицинская этика

Православие, являясь исторически и логически первым христианским вероучением, сформировало традицию онтологического понимания нравственности, т.е. глубинной включенности нравственности в единое и целостное «устроение мира».

Именно поэтому в православной нравственной моральные ценности и первая из них — любовь к Богу и ближнему — не только желательная норма поведения. Это — принцип бытия, закон «устроения мира», без соблюдения которого распадается «связь времен» и смыслов, одним из звеньев которой является смысл человеческой жизни. Смысл же человеческой жизни в христианской этике непосредственно связан со служением ближнему.

В связи с этим, врачевание по сути дела — одна из уникальных человеческих профессий, смысл и назначение которой максимально совпадает с «деланием добра», с христианскими ценностями милосердия, человеколюбия и спасения жизни. Не случайно первая модель социального института здравоохранения как деятельного проявления милосердия и человеколюбия была реализована в христианских монастырях. «Такова сила милосердия: оно бессмертно, нетленно и никогда не может погибнуть» (Иоанн Златоуст).

novpv.ru

«Детская республиканская клиническая больница»

Министерства здравоохранения Республики Бурятия

Адрес
г.Улан-Удэ, пр.Строителей, 2а
Карта проезда и режим работы

Регистратура: 8 (3012) 37-30-40
8 (9021) 683-683, 8 (3012) 45-45-03

Телефон «горячей линии»
по приему претензий:
8-924-456-21-05 (круглосуточно)
Телефонный справочник

Кодекс поведения медицинского сотрудника ГАУЗ «Детская республиканская клиническая больница»

Вы поступаете на работу в ГАУЗ МЗ РБ «Детская республиканская клиническая больница».

Наше учреждение относительно молодое, но уже имеет свои добрые установившиеся традиции и огромную решимость сохранить за собой ведущее место на рынке медицинских услуг.

Мы будем рады, если то, чем мы гордимся сегодня, будет для Вас столь же ценно, как и для тех, кто работает в больнице со дня ее открытия.
Вы должны помнить о том, что по впечатлению, произведенному одним человеком, часто судят обо всем учреждении. Этим человеком можете стать и Вы — поэтому внимательно ознакомьтесь с правилами, которые мы соблюдаем и предлагаем соблюдать Вам.

Ни в коем случае не обвиняйте собеседника: «вы тихо сказали, вы забыли сказать». Тем более: «не знаете, а говорите». Ведь от Вас ждут помощи, за ней и обратились.

Корреспонденция

  • необходимо соблюдать субординацию к руководителю другого учреждения или вышестоящему руководству от имени ГУЗ «Детская республиканская клиническая больница» может обращаться только руководитель учреждения или его заместители.
  • корреспонденция должна быть отпечатана на соответствующем бланке;
  • корреспонденция должна быть адресована конкретному человеку с указанием его полного имени;
  • в тексте не должно быть орфографических ошибок;
  • запрещается отсылать корреспонденцию за пределы Детской республиканской клинической больницы, написанную от руки.
  • Сотрудники не должны обсуждать за пределами больницы данные о пациентах их заболеваниях или личную жизнь. Это диктуется этическими соображениями. Помимо этого разглашение подобной информации может нанести ущерб деятельности Детской республиканской клинической больницы.

    -Я могу предложить Вам следующее…
    -Что Вас больше устроит.
    -Если Вы оставите свой номер телефона…

    Так как человек не видит, чем Вы заняты, он чувствует себя не уютно, если Вы молчите, а время идет. Вдруг о нем забыли? Не допустим бытовой сленг: «че? », «ну», «блин!», «не знаю», « это не у меня», «откуда я знаю», «без понятия» и т. д.

    Если Вы не можете ответить на вопрос абонента или пациента, надо дать номер телефона, по которому на этот вопрос ответят. Не допустимы пререкания, споры, дерзость и просто раздражение. Ведь на работе Вы представляете Детскую республиканскую клиническую больницу и обязаны быть профессионалом в общении.

    Ваш разговор приблизительно должен звучать так:

    -Здравствуйте, Детская республиканская клиническая больница, отделение и должность. Когда Вы называете свою должность, Вы определяете круг своих возможностей, разговор будет более деловым. И далее:
    -Чем могу помочь?

    Закончить разговор надо вежливо: «Всего доброго!», «Всего хорошего!».

    Если Вы звоните куда-то, надо представиться: «Здравствуйте, Детская республиканская клиническая больница, говорит такой-то и т. д.»

    Если в процессе разговора Вы что-либо пропустили или не поняли, обязательно уточните после речи собеседника: «Извините, я хотела бы уточнить», « Правильно ли я Вас поняла?», «Верно, ли я записала?»

    Стиль поведения сотрудника ГАУЗ «Детская республиканская клиническая больница»

    На рабочем месте соблюдается субординация, изложенная в должностной инструкции каждого сотрудника, но в статус сотрудника учреждения входят не только функциональные, но и поведенческие обязанности, которые не зависят от половых, национальных и религиозных отличий, возраста и должности.

    Мы работаем для Пациента. Заботясь о нем, мы должны предоставить полную информацию о возможностях нашего учреждения в отношении обследования, лечения и профилактики не только основного заболевания, но и любых сопутствующих заболеваний. (Информационные материалы, беседа с врачом.)

    Общие положения

  • Обращайтесь к пациенту по имени, а к родителям ребенка по имени-отчеству, вежливо, внимательно, доброжелательно, спокойно. Если вы не знаете, как зовут пациента и его родителей, то обращайтесь следующим образом: «Будьте добры» или «Будьте любезны»;
  • Недопустимы панибратские обращения: «Зайчик», «Лапушка» и т.д., а также обезличенно-вульгарные обращения: «мужчина», «женщина», «больной», по фамилии.
  • Не обсуждайте при пациенте посторонние проблемы, личные дела, других сотрудников, других больных; если у вас важный деловой разговор, а к вам обратился пациент, то извинитесь и постарайтесь завершить беседу максимально быстро, чтобы сосредоточиться на проблеме пациента.
  • Не игнорируйте присутствие пациента;
  • Все разговоры ведите негромко, спокойным и сдержанным тоном;
  • Речь должна быть правильной, без слов-паразитов и бытовых выражений. В повседневной речи персонала учреждения должны стать естественными и привычными словосочетания: «Будьте любезны», «Будьте добры», « Я понимаю», « Я знаю, что вы чувствуете», «Спасибо», «Пожалуйста», «Мы поможем», «У нас большой опыт в лечении таких болезней», «Все будет максимально безболезненно» и т.д.
  • В отделении должна соблюдаться тишина.
  • При поступлении пациента в стационар медсестра обязана:

    • Представиться, познакомить пациента с отделением и спецификой его работы, режимом отделения;
    • Помочь устроиться, представить его другим пациентам в палате, предупредить о предстоящих процедурах;
    • Недопустимо ограничиваться указаниями: «Вот там на стеночке все написано»;
    • Необходимо предупреждать пациента об ощущениях, которые он будет испытывать во время процедур;
    • Пациента и его окружение. Своим разговором по телефону Вы должны убедить позвонившего вам человека в том, что именно Детская республиканская клиническая больница сможет наиболее эффективно решить проблемы со здоровьем.
    • Следите за тем, чтобы темп Вашей речи был спокойным, ритм размеренным.

      Отчетливо произносите все звуки, окончания слов, полные названия отделений, специальностей, обследований, процедур. Надо помнить, что аббревиатуры, сокращения и медицинский сленг понятны только специалистам. Чаще всего позвонивший вам человек – не медик, его просьбы повторить или уточнить не должны вызывать Вашего раздражения. Придется все объяснить и повторить спокойно и медленно.

      Часто Вашу информацию записывают, поэтому все цифры в Вашем ответе надо повторить четко и размеренно: дата, время, номер кабинета, номер телефона и т.д.

      Помните, что пациент является главным в нашей профессии, и мы работаем для него. В Вашем ответе должны чувствоваться доброжелательность, заинтересованность, вежливость. Во время разговора по телефону в справочном режиме, при поиске нужной информации не молчите, прокомментируйте свои действия:

      -Минуточку, подождите, пожалуйста…
      -Я сейчас уточню…
      -Я сейчас узнаю для Вас…
      -Я занимаюсь Вашим вопросом…

      могут вызвать если не аллергическую реакцию, то протест со стороны пациентов с чувствительным обонянием или просто другим вкусом.
      Макияж должен быть умеренным, не слишком ярким, максимально приближенным к натуральному.

      От мужчин медиков мы ждем безупречной медицинской формы, аккуратную прическу коротко подстриженные ногти и чистые руки, свежие носки, отсутствие запаха табака, умеренный запах парфюмерии.

      Мы должны исходить из интересов пациентов, избегая заведомо конфликтных ситуаций. На рабочем месте Вы являетесь представителем Детской республиканской клинической больницы и должны выглядеть достойно.

      Гигиенические требования к медицинскому персоналу.

      В работе с людьми запах играет большую роль. От Вас не должно пахнуть потом и несвежей одеждой. Ежедневно принимайте душ до работы, пользуйтесь дезодорантом. Следите за состоянием зубов, чтобы разговор с Вами не превращался в пытку. Если Вы курите, то должны позаботится о том, чтобы это было незаметным для пациентов. Курение в стенах нашего учреждения запрещено.

      Разговор по телефону

      Поведение медсестры должно внушать пациенту уверенность в ее знаниях и умениях, вызывать чувство уважения и доверия.

      Необходима определенная дистанция пациент-медсестра, исключающая фамильярность и легкомысленность. Соответственно субординации и традиционной культуре младший и средний персонал разговаривает с пациентами, врачами и посетителями стоя. При появлении в отделении посторонних людей необходимо выяснить цель их визита и дать необходимые справки.

      При поступлении пациента в стационар врач обязан:

      • представить себя и заведующего отделением;
      • выслушать пациента спокойно и терпеливо;
      • после осмотра обязательно прокомментировать его;
      • назвать предполагаемый диагноз и прогноз;
      • перечислить варианты лечения и план обследования;
      • разъяснить результаты анализов и обследования на доступном для пациента языке, избегая научной и специфической терминологии;
      • назвать время, когда пациент будет осмотрен заведующим отделением или консультантами;
      • особое внимание уделить информации о платных услугах;
      • помнить, что человек имеет право знать все о состоянии своего здоровья.
      • В соответствии с действующим законодательством необходимо получить информированное согласие пациента на любое медицинское вмешательство.

        Особого подхода требуют люди, больные неизлечимыми болезнями, психическими и онкологическими заболеваниями. С родственниками должен разговаривать врач, владеющий полной информацией о больном и несущий за него ответственность. Кроме лечащего врача информацией о больном обладает заведующий отделением, так как лечащий врач должен не позднее следующего после поступления дня, доложить заведующему отделением о пациенте и далее каждые три дня согласовывать план ведения пациента.

        Между собой сотрудники обязаны поддерживать вежливые уважительные отношения.

        Мы приветствуем здоровое соперничество между сотрудниками за высокий профессионализм и улучшение качества медицинского обслуживания. Выражение негативных отношений в пределах рабочего места недопустимы, как и врачебные споры в присутствии пациента или его родственников.

        Все сотрудники должны носить нагрудные знаки с указанием их Ф.И.О., должности.

        Выполнение вышеизложенных рекомендаций соблюдается во всех передовых клиниках и не составит большого труда для сотрудников нашего учреждения.

        Внешний вид медицинского сотрудника ГАУЗ «Детская республиканская клиническая больница»

        Форма в отделениях больницы может отличаться в деталях и цвете. С принятой формой одежды Вас познакомят на рабочем месте. Она должна быть аккуратной, удобной соответствовать Вашему размеру. Длина юбки или халата должна быть разумной и не стесняющей Ваши движения, мы приветствуем и брючный вариант рабочей одежды. Форма должна быть чистой и опрятной, в меру нарядной. Желательно ношение чулок или колготок, возможно ношение светлых носков. Допускаются украшения — неброские, не крупные.

        Обувь желательно светлых тонов, без каблука или на среднем каблуке, удобная и бесшумная. Тишина в лечебном учреждении – одно из важнейших условий ухода за больным человеком.

        Мы не требуем постоянного ношения медицинской шапочки. Администрация понимает Вашу заботу о своих волосах и внешней привлекательности. Состояние Ваших волос, Ваша прическа очень важны в Вашем облике; чистые волосы в аккуратной прическе без вычурности — это то, что мы хотели бы видеть.

        Руки медицинского персонала всегда привлекают особое внимание, поэтому они всегда должны быть чистыми, ногти ухоженными, средней длины.
        Особая осторожность требуется при подборе парфюмерии: Дезодоранты и духи с выраженным запахом на работе в больнице Вам не пригодятся, так как

        Платные услуги больницы

        Опытные врачи нашей клиники всегда готовы оказать высококвалифицированную помощь вашим детям по всем направлениям современной медицины.

        Справки по телефонам

        (3012) 45-45-03 (9021) 683-683

        ГАУЗ «Детская республиканская клиническая больница» МЗ РБ.

        Республика Бурятия, 670042, г. Улан-Удэ, пр. Строителей, 2 а

        drkbrb.ru

        Этикет практикующего врача

        Дата публикации: 25.07.2014 2014-07-25

        Статья просмотрена: 2298 раз

        Библиографическое описание:

        Габдрахманова Л. Р. Этикет практикующего врача // Молодой ученый. — 2014. — №12. — С. 385-387. — URL https://moluch.ru/archive/71/12198/ (дата обращения: 15.07.2018).

        Главная задача врача — борьба за жизнь и здоровье человека. Поэтому специфику врачебной деятельности можно сравнить с работой спасателя: и врачи, и спасатели приходят на помощь в критические моменты жизни человека, начиная от его рождения, до предсмертного часа. И так же как и у спасателей, успех деятельности врача в критической ситуации определяется, прежде всего, его профессионализмом. Профессионализм врача в качестве значимого компонента включает в себя и этикет. Этикет в широком смысле — это совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения индивида к людям, его одежда, речь, манеры. Методологическим основанием любого — врачебного, педагогического, дипломатического этикета — служит этика. Этикет также тесно связан с психологией общения.

        Главный принцип этикета можно выразить формулой «Не навреди!»: не навреди словом, действием, эмоциями, манерами тому делу, которому служишь. Однако как среди врачей, так и представителей других профессий, встречаются люди, игнорирующие нормы этикета, считающие их необязательными. Проблема всеобщности, обязательности норм этикета, как и вообще нравственных норм, является философской и имеет два подхода к решению: сакральный и профанный.

        Суть первого подхода выражена в любой религии и религиозной философии. Она сводится к утверждению, что все нормы, регулирующие отношения между людьми основываются на первичной духовной матрице, имеющую внематериальную и внепсихическую природу. Именно в соответствии с этой матрицей происходит структуризация Хаоса в Космос, элементарных частиц в атом, небесных тел в галактики. Человек, как часть Вселенной, должен подчиняться этим всеобщим нормам. В какой мере он их нарушает, в такой же мере он должен страдать сам и приносить страдания и неудобства другим. Эта точка зрения в достаточно ясной и полной форме изложена в многочисленных работах профессора Р. Ю. Рахматуллина [1; 2; 3; 4; 5].

        В основании второго — профанного — подхода, объясняющего истоки нормативного знания, лежит утверждение об этикете как продукте человеческого творения. Здесь субъектом нормотворчества выступает человек или социальная группа, вводящие для удобства коммуникации определенные предписания, регулирующие межличностные отношения [6]. Но в этом случае исчезает святость и обязательность нормы: получается, что с точки зрения одних, необходимо руководствоваться одними предписаниями, с точки зрения других — другими.

        На наш взгляд, это противоречие между всеобщим и историческим в объяснении природы нормативного знания может быть решено следующим образом. Существуют первичные порождающие структуры, имеющие сакральную природу. Специфика их реализации зависит от материала, условий и предметной области, на которую они проецируются. Это можно сравнить с проектом и его реализацией: известно, что качество реализации проекта во многом зависит от исполнителя и тех условий в которые он поставлен. Исходя из этого можно утверждать, что одна и та же норма может быть реализована в разных формах в зависимости от условий ее реализации. Важно заметить, что каковы бы нормы этикета человек не считал правильными, в любом случае он оценивает их в качестве обязательных в той сфере, где он работает или учится. Т. е. речь идет о корпоративной этике и основанных на ней нормах поведения, речи, ношения одежды и т. п.

        Известно, что первым письменным источником врачебной этики является клятва Гиппократа — клятва, выражающая основополагающие морально-этические принципы поведения врача. Несмотря на то, что с момента своего возникновения в III в. до н. э. она не раз редактировалась, этот документ остается квинтэссенцией врачебного этикета. В нем выражены основные принципы поведения врача. Если следовать тексту (который мы здесь не приводим), они сводятся к следующим:

        1. Почитать своих учителей, обучивших тебя врачебному делу, и в случае надобности помогать им.

        2. Делиться своими знаниями с другими, признающими клятву Гиппократа.

        3. Все действия по отношению к больному и рекомендации не должны наносить ему вреда и убеждать его в их справедливости.

        4. Не способствовать самоубийству, если даже человек просит об этом.

        5. Не способствовать абортам.

        6. Не рассматривать больного в качестве источника обогащения или других привилегий для себя.

        7. Соблюдать врачебную тайну.

        Со времени Гиппократа содержание клятвы врача не раз изменялось. Так, в царской России врачи давали так называемое «Факультетское обещание», в СССР выпускники медицинских вузов давали «Торжественное обещание врача Советского Союза», которое носило несколько политизированный характер. С 1999 года в Российской Федерации действует текст, который сохраняет в себе общечеловеческие принципы и нормы врачебного этикета, выраженные в клятве Гиппократа.

        Известно, что этикет является частью коммуникативного процесса. Первый, весьма важный элемент этого процесса — образное восприятие, в данном случае врача пациентом. И главное здесь роль образа врача в создании чувства доверия к нему. Известно, что если больной не доверяет врачу, то эффективность лечения сильно уменьшается. Чем больше внешний вид врача ассоциируется с образом порядочного человека, вызывающего доверие профессионала, тем лучше устанавливается доверительная связь между ним и пациентом. Поэтому от первого впечатления зависит многое. Трудно доверять врачу, если он неряшлив, источает неприятные запахи (пота, алкоголя и т. п.), у него грязные, неаккуратно постриженные волосы и ногти, старомодная одежда и обувь. В этом случае врач своим внешним видом сам провоцирует антипатию к себе. Но здесь нужно учитывать и то, что ультрамодная одежда, чересчур выраженный макияж, дорогие украшения, сильный запах даже самой дорогой туалетной воды, слишком короткая юбка или глубокое декольте также не способствуют установлению доверительного отношения к врачу. В этом случае у пациента может появиться впечатление, что врач чрезмерно озабочен своим внешним видом и проблемами досуга, старается поражать своих коллег и больных не профессионализмом, а внешним видом.

        Нужно иметь в виду, что если первое впечатление о враче в целом благоприятно, то потом все его поведение, черты и действия начинают переоцениваться позитивно; в них выделяются и гиперболизируются преимущественно только положительные моменты, а негативные как бы переоцениваются или не замечаются. И наоборот: если первое впечатление о враче оказалось отрицательным, то даже его положительные качества и поступки затем или не замечают, или недооценивают на фоне внимания к его недостаткам.

        Большую коммуникативную функцию выполняет речь врача. Во-первых, не рекомендуется говорить больному о своих личных проблемах (нехватка денег, плохие условия труда, семейные проблемы и пр.): речь должна идти о больном и его болезни с целью сбора анамнеза. Изучение анамнеза это не просто перечень вопросов и ответов для правильного диагноза заболевания, а еще и установление психологической совместимости врача и пациента. Поэтому врач должен быть и психологом, знать не только что спрашивать, но и как спрашивать и реагировать на речь больного. Важно, чтобы в процессе беседы у пациента сложилось впечатление, что врач понимает его и хочет помочь. Речь должна быть правильно построенной, доверительной и спокойной с уверенной интонацией. Такая речь повышает степень доверия к полученной от врача информации и уверенность больного в профессиональной компетентности врача.

        В общении с пациентом важны также знания в области невербальной коммуникации: использование открытых поз, располагающих к общению; языка жестов, мимических реакций, выражающих доброжелательность, спокойствие и уверенность; межличностных дистанциях в общении, отражающих степень эмоциональной близости в зависимости от поставленных тактических задач [7; 8; 9].

        Опыт и знание этикета важны и для снятия напряжения в общении при недовольстве пациента какими-то проблемами, прямо не связанными с работой врача (очереди в регистратуру, в лаборатории и на прием врача, грубость некоторых работников медицинского учреждения и т. п.). Напряженность, недовольство больного не должны настраивать врача на недружелюбное отношение к нему. В этом случае необходимо постараться тактично и терпимо установить контакт с ним, расположить больного к себе, дать ему успокоиться и лишь после этого начинать опрос. Нужно заметить, что тактичность, как элемент врачебного этикета, способствует созданию положительного имиджа врача, что влияет, в свою очередь, формированию позитивной установки у больного. Такая позитивная установка нередко формируется еще до встречи больного с врачом в результате общения пациента со знакомыми и другими больными, положительно отзывающими о работе этого врача. Поэтому тактичность это капитал, помогающий врачу в решении главной задачи его профессиональной деятельности.

        Нередко врачу приходится бывать в неожиданных, опасных для жизни больного ситуациях. Но как бы он не был напуган, удручен, к примеру, допущенной ошибкой, он не должен показывать личной растерянности больному. Уверенная манера поведения помогает сформировать у пациента чувство компетентности врача, его способности контролировать ситуацию и выбрать правильные действия, что позволяет больному поверить в благополучный исход событий, вселить в него надежду.

        В новейшее время, в связи с усугублением межнациональных и межрелигиозных отношений как в России так и в мире целом, значимым во взаимодействии врача и пациента становится их национальная и религиозная принадлежность. Важными делаются такие качества врача как толерантность, национальная и религиозная терпимость, отсутствие предубеждений на этнической или религиозной почве. Если даже пациент «заряжен» на эту или другую политическую тему, нужно умело перевести разговор на деловой уровень, касающийся лечения.

        Одним из принципов врачебного этикета является уважительное отношение врача к своим коллегам. Каким бы высоким профессиональным статусом и авторитетом врач не обладал, он не должен демонстрировать пренебрежительное отношение к своим менее опытным коллегам, медицинским сестрам, санитаркам. Особенно нельзя этого допускать в присутствии больных. Это вовсе не означает недопущение критики в адрес тех, кто её заслуживает. Указывать на ошибки коллег нужно, но этично это делать или наедине с ними, или на совещаниях. Особенно важно не допускать обсуждение с больным профессионализм другого врача, с которым пациент общается или общался, указывать больному на ошибки, допущенные при предшествующем лечении или диагностике.

        Последнее, но не менее важное требование, сформулированное в клятве Гиппократа — обязанность хранить врачебную тайну. Врач не должен сообщать третьим лицам информацию как о факте обращения пациента в медицинское учреждение, так и о диагнозе, состоянии здоровья больного, сведений о его личной жизни, полученных при сборе анамнеза и лечении [10].

        . Таким образом, врачебный этикет является важным показателем не только личностных качеств врача, его умения строить доверительные отношения с пациентами и коллегами, но специфическим индикатором его профессионализма.

        1. Рахматуллин Р. Ю. Метафизические истоки нормативного знания // Философская мысль и философия языка в истории и современности. Уфа: Академия ВЭГУ, 2008.

        2. Рахматуллин Р. Ю. Генетические источники мусульманского права // Научный вестник Омской академии МВД России. 2011. № 4.

        3. Рахматуллин Р. Ю. Суфийская антропология // Исламоведение. 2013. № 1.

        4. Рахматуллин Р. Ю. Метафизические основания внеисторического в праве // Молодой ученый. 2013. № 11.

        5. Рахматуллин Р. Ю., Семенова Э. Р. Онтологические основания идеи федерализма в свете философии права // Вестник ВЭГУ. 2010. № 4.

        6. Черепанова М. В., Этштейн М. З. Моральные кодексы как феномены культуры // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2012. № 1.

        7. Аллан Пиз. Язык телодвижений. М.: Эксмо, 2003.

        8. Морозов В. П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998.

        9. Жуковский В. И., Пивоваров Д. В., Рахматуллин Р. Ю. Визуальное мышление в структуре научного познания. Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1988.

        10. Николаева Е. В., Смбатян С. М. Врачебная тайна: медицинские и юридические аспекты, вопросы разглашения // Главврач. 2012. № 3.

        moluch.ru