Правила о лицензировании

Лицензирование деятельности: когда оно нужно и как проводится процедура

Согласно Федеральному закону от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензирование осуществляется в целях соблюдения прав, жизни или здоровья граждан, обороноспособности и безопасности страны, а также требований по охране окружающей среды и памятников архитектуры. Если деятельность вашей компании в той или иной степени может нарушить обозначенные требования, то получение лицензии является обязательным условием ведения бизнеса.

Как получить документ, что он собой представляет и каким требованиям должен соответствовать потенциальный лицензиар? Ищите ответы в нашей статье.

Что такое лицензирование: буква закона

Лицензией называют особый разрешительный документ, позволяющий осуществлять определенную деятельность. Соответственно, лицензирование — это процесс оформления, продления и аннулирования такого разрешения. Порядок лицензирования регулируется указанным выше законом (далее — № 99-ФЗ).

Наличие лицензии гарантирует потребителю безопасность и качество услуг или работ, их соответствие всем установленным законодательством иными правовыми актами нормативам.

Соискателем лицензии может быть как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель. Выдачей лицензий занимается множество государственных органов. В какой из них обратиться? Это зависит от типа деятельности. Например, лицензия на оказание многих типов грузоперевозочных услуг выдается Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, аудиторские компании получают лицензии в Минфине России, лицензии на производство медицинской техники и оказание медицинских услуг выдает Росздравнадзор, а за лицензией на предоставление охранных услуг нужно обращаться в МВД России. Всего же в нашей стране насчитывается почти 30 государственных органов, занимающихся лицензированием деятельности.

В их ведении находится не только выдача лицензий, но и их аннулирование и приостановление, ведение реестров организаций, получивших лицензию, а также контроль за соблюдением соответствующих условий.

Существуют также частные коммерческие организации, оказывающие консалтинговую помощь в лицензировании — они помогают собрать пакет документов и пройти все бюрократические препоны.

Важно помнить о том, что лицензирование деятельности — это не акт доброй воли со стороны предпринимателя, а требование законодательства, за нарушение которого предусмотрены санкции.

Какие виды деятельности подлежат лицензированию

На сегодняшний день закон выделяет около 50 направлений деятельности, для которых обязательно получение лицензии. В частности, лицензированию подлежат:

  • кредитование;
  • любая деятельность, так или иначе связанная с охраной государственной тайны;
  • производство и оборот этилового спирта и содержащей спирт продукции;
  • услуги связи;
  • фармацевтическая деятельность;
  • услуги частных охранных агентств;
  • производство, установка и обслуживание медтехники;
  • биржевая деятельность;
  • услуги в области таможенного дела;
  • нотариальные услуги;
  • страховые услуги;
  • внешнеэкономические операции;
  • международные пассажирские и грузовые перевозки;
  • реализация оружия и патронов;
  • использование результатов интеллектуальной деятельности;
  • теле- и радиовещание;
  • использование природных ресурсов;
  • образовательная деятельность и др.
  • Это лишь основная часть обширного списка видов деятельности, для занятия которыми требуется лицензия.

    Хотеть — не значит получить лицензию: требования к организациям

    Процедура лицензирования достаточно непростая задача и предполагает соответствие соискателя определенным требованиям. Необходимо иметь соответствующую деятельности техническую базу (причем необходимое оборудование должно быть в собственности и иметь соответствующую документацию), помещения, штат квалифицированных специалистов, систему производственного контроля, уставной капитал определенного размера, отсутствие задолженностей и многое другое.

    Короткого и простого ответа на вопрос о том, как получить лицензию, не существует как минимум потому, что правила и условия лицензирования зависят от вида деятельности, на который получается лицензия.

    Однако, вне зависимости от рода деятельности, для оформления лицензии требуются:

    • заявление на получение лицензии, составленное по форме;
    • копии документов, свидетельствующих о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям (их перечень определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности);
    • пакет учредительных документов компании;
    • квитанцию об уплате госпошлины за предоставление лицензии.
    • Порядок получения лицензии

      Порядок лицензирования предполагает прохождение нескольких этапов.

      Сначала вам необходимо оплатить госпошлину, поскольку квитанция об ее оплате входит в пакет необходимых документов. Затем нужно собрать все бумаги, которые нужны для получения лицензии, и здесь нужно быть крайне внимательным, поскольку отсутствие даже одного документа станет препятствием в получении лицензии.

      Далее оформляется заявление, которое подписывается руководителем организации или иным уполномоченным лицом. В заявлении указываются:

    • наименование, организационно-правовая форма компании, юридический и фактический адрес, электронный адрес и телефон, государственный регистрационный номер юрлица и наименование органа регистрации с указанием его адреса;
    • ИНН и данные документа о постановке на учет в налоговой службе;
    • лицензируемый вид деятельности;
    • реквизиты квитанции об уплате госпошлины;
    • данные документов, подтверждающих соответствие лицензиара требованиям к лицензируемому виду деятельности.
    • Заявление вместе с подкрепляющим пакетом документов подается в соответствующий лицензирующий орган. Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.07.2012 г. № 722 «Об утверждении Правил предоставления документов по вопросам лицензирования в форме электронных документов» допускается подача электронных документов.

      По закону в течение пяти рабочих дней вам сообщат, приняты ли документы к рассмотрению. Положительный ответ еще не означает, что лицензия уже практически у вас в кармане — он говорит лишь о том, что документы предоставлены в полном объеме. Бывает и так, что лицензирующий орган отказывается принимать бумаги, как правило, это связано с тем, что какого-то документа не хватает. Тогда чиновники выдают уведомление о необходимости устранения недочета. На это дается 30 дней.

      Если документы приняты на рассмотрение, придется запастись терпением. Процедура лицензирования занимает 45 дней, считая со дня подачи заявления. За это время лицензирующий орган проверит все бумаги и достоверность указанных в них сведений, а также соответствие претендента требованиям. После этого оформляется приказ о выдаче лицензии. Через 3 дня после подписания приказа его выдают на руки представителю компании.

      Лицензия на деятельность — это не только права, но и обязательства. Помните о том, что государственный орган, выдавший вам лицензию, будет периодически проверять вас. Проверки могут быть как плановыми, так и внеплановыми.

      График и частота плановых проверок зависит от вида деятельности, обычно они проводятся каждые 1–3 года. Если в процессе такой проверки контролер обнаружит нарушения, у вас будет 30 дней на то, чтобы их исправить. В противном случае лицензия будет приостановлена, а данные об этом факте внесут в специальный реестр. В случае если бизнесмен продолжает игнорировать требования и по истечению этого срока, лицензия аннулируется.

      Внеочередные проверки проводятся в случаях выявления нарушений во время предыдущих проверок, если в орган поступило сообщение о таких нарушениях и пр.

      Иногда обстоятельства складываются так, что лицензию приходится переоформлять. Переоформление лицензии на деятельность требуется при реорганизации юридического лица, изменении юридического адреса и названия компании или смене фактического либо юридического адреса осуществления деятельности. Порядок переоформления во многом схож с процессом получения лицензии, однако госпошлина в этом случае меньше — от 600 рублей.

      Хотя процесс оформления лицензии может показаться непростым, получить эту бумагу необходимо. Работа без лицензии считается административным правонарушением и карается штрафами, конфискацией продукции, орудий производства и сырья, а в ряде случаев — приостановлением деятельности.

      Подготовка к получению лицензии — дело непростое и кропотливое, требующее особого внимания. Однако ничего невозможного в этом нет. Если вы все же не уверены, что все сделали правильно, лучше начать процедуру с консультации в надежной юридической компании, которая оказывает поддержку на всех этапах получения лицензии на деятельность.

      Помощь в лицензировании

      «Лицензирование деятельности — одна из самых сложных процедур, особенно для тех, кто не является специалистом в этом вопросе, — говорит эксперт юридической компании «Клифф». — Начинающие предприниматели, которым требуется получить лицензию, очень часто совершают типовые ошибки при подготовке документации, в результате чего получают отказ в выдаче лицензии. Это не лучшее начало для бизнеса! Поскольку процедура лицензирования деятельности требует строгого соблюдения лицензиатом всех требований и условий, имеет смысл обратиться за помощью к тому, кто знаком с нюансами лицензирования в разных областях.

      Юристы фирмы «Клифф» обладают большим опытом в области оформления лицензий в самых разных отраслях предпринимательской деятельности. Мы готовы проконсультировать вас по вопросам получения лицензий, провести экспертизу документации, собрать все необходимые бумаги и взять на себя взаимодействие с лицензирующими органами. Мы также можем провести экспертную оценку вашей материально-технической базы и установить ее соответствие требованиям лицензирующих госорганов — если есть какие-то недочеты, их лучше устранить до того, как этого потребуют официальные представители госорганов».

      P.S.Юридическая фирма «Клифф» основана в 1994 году и входит в список 15 крупнейших юридических компаний страны (по версии портала Право.ру).

      Оформление лицензии — сложный и ответственный процесс, который стоит доверить профессионалам в данной области.

      Услуги в области лицензирования бизнеса могут включать:

    • консультацию;
    • экспертизу документов;
    • экспертизу помещения;
    • полное сопровождение получения лицензии.
    • Узнать больше об услугах.

      Профессионалы могут собрать пакет необходимых документов для оформления лицензии, а также проведут экспертизу уже имеющихся.

      Правовое сопровождение процедуры лицензирования в сфере образования возможно по следующим программам:

    • дошкольное образование (детский сад);
    • дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации);
    • дополнительное образование детей и взрослых (языковые курсы);
    • общее образование (школа);
    • среднее специальное образование (колледж);
    • высшее профессиональное образование (вузы).
    • Подробнее.

      При открытии собственного дела в медицинской сфере стоит обратить внимание на услуги по созданию бизнеса под ключ, включающие регистрацию юридического лица, выбор оптимальной системы налогообложения, разработку договоров, экспертизу помещения и получение лицензии.

      Доверять решение правовых и организационных вопросов стоит только проверенным компаниям, имеющим необходимые лицензии, сертификаты, а также положительный опыт в решении подобных задач.

      Пом­ни­те, что для каж­до­го ви­да де­я­тель­нос­ти тре­бу­ет­ся от­дель­ная ли­цен­зия. На­при­мер, если ва­ша ком­па­ния за­ни­ма­ет­ся и из­го­тов­ле­ни­ем ле­карств, и про­из­водст­вом мед­тех­ни­ки, вам по­тре­бу­ют­ся две ли­цен­зии — по од­ной на каж­дое на­прав­ле­ние де­я­тель­нос­ти.

      Ликвидация предприятия: порядок процедуры и сроки закрытия организации с долгами и без них

      Выбор между собственной бухгалтерией и аутсорсингом бухгалтерских услуг

      Банкротство юридических лиц: основания, стадии, этапы и порядок процедуры

      © 2017 АО «Аргументы и Факты» Генеральный директор Руслан Новиков. Главный редактор еженедельника «Аргументы и Факты» Игорь Черняк. Директор по развитию цифрового направления и новым медиа АиФ.ru Денис Халаимов. Шеф-редактор сайта АиФ.ru Владимир Шушкин.

      aif.ru

      Правила лицензирования

      Программное обеспечение Docsvision состоит из серверной и клиентской частей. Под лицензированием Docsvision понимается передача заказчику права на использование функциональности системы определённым количеством пользователей, одновременно работающих с одним сервером (так называемая конкурентная лицензия). При этом количество рабочих мест, на которых будет установлена система, никак не ограничено. Не ограничено также и количество пользователей в справочнике системы. Возможное превышение количества пользователей системы над количеством приобретенных клиентских лицензий будет зависеть только от того, насколько интенсивно пользователи будут обращаться к серверу системы. При средних параметрах интенсивности работы пользователей статистически обоснованным является приобретение конкурентных лицензий в количестве 70% от общего числа пользователей.

      Различные модули системы лицензируются по различным правилам.

      Сервер Docsvision

      Для использования сервера системы необходимо приобретение одной серверной лицензии Docsvision. Серверная лицензия позволяет устанавливать и использовать один сервер приложений Docsvision, использующий один сервер базы данных, и один сервер бизнес-процессов Docsvision (WorkFlow) С каждой серверной лицензией Docsvision дается одна одна лицензия клиента Рабочее место Администратора. При необходимости можно приобрести дополнительные лицензии Рабочего места Администратора.

      «> .

      Серверы бизнес-процессов и приложений могут быть организованы в кластеры, построенные с помощью платформы Docsvision. Для организации таких кластеров необходимо приобретение соответствующих лицензий с указанием количества серверов в кластере.

      Сервер базы данных кластеризуется с помощью кластерной технологии Microsoft SQL.

      При необходимости организации тестового полигона с целью разработки, тестирования и отладки решений перед переносом на промышленный сервер, необходимо приобрести лицензию на дополнительный технологический сервер.

      Лицензирование пользователей

      Лицензия пользователя Docsvision в расширенной и корпоративной редакциях является конкурентной, т.е. дающей право установки клиента Docsvision на неограниченное количество рабочих станций, но ограничивающей количество одновременно используемых пользователями клиентов данного вида При проверке лицензионности подключения пользователя к системе Docsvision лицензия считается занятой при уникальном сочетании вида клиентского рабочего места, имени пользователя и компьютера, на котором работает пользователь. Это означает, например, что для одновременного подключения одного пользователя с двух разных компьютеров или с одного компьютера, но с использованием 2-х разных клиентских приложений, необходимо 2 лицензии (на каждое из клиентских приложений), так же также как и для одновременного подключения двух разных пользователей с одного компьютера, вне зависимости от того какими клиентскими приложениями они пользуются.

      «> . Лицензии Docsvision Windows-клиента в редакции «Малый бизнес» являются неконкурентными, т.е. должны приобретаться для каждого пользователя системы.

      Использование Личного помощника лицензируется лицензией Windows-клиента или Рабочего места Администратора. В момент выполнения поискового запроса Личный помощник занимает лицензию клиента. Если в настройках установлен флаг «обрывать соединение после запроса», то лицензия освобождается, когда запрос выполнен.

      Также неконкурентными являются лицензии на почтовый клиент Docsvision во всех редакциях.

      Чтобы обеспечить гарантированный доступ для части пользователей, например руководителей, в расширенной или корпоративной редакциях, в дополнение к основным лицензиям, нужно приобрести для этих пользователей именные персональные лицензии с гарантированным доступом. Именные лицензии с гарантированным доступом лицензируют не одновременные подключения, а гарантированный доступ конкретных пользователей любым клиентским ПО из состава имеющихся клиентских лицензий.

      В корпоративной редакции для лицензирования клиентского ПО используется общая лицензия «Универсальный клиент», дающая любому пользователю право работать либо с Docsvision Windows-клиентом, либо с Docsvision Web-клиентомпо своему выбору.

      Лицензии на приложения Docsvision

      Встроенное приложение Docsvision — «Управление документами» поставляется в любой редакции системы и лицензируется «на сервер» Docsvision в рамках серверной лицензии Docsvision. Для доступа к функциональности «Управления документами», так же как и к базовой функциональности системы достаточно лицензии с Docsvision Windows-клиента или другого клиента системы, поддерживающего их функциональность.

      Приложения Docsvision в общем случае могут требовать как лицензии «на сервер», так и лицензии на пользователя (конкурентных или неконкурентных). Требование наличие лицензии «на сервер» и/или клиентских лицензий приложения определяется правилами лицензирования конкретного приложения.

      Таким образом, для доступа пользователя к базовой функциональности системы ему в общем случае необходимы:

    • Серверная лицензия
    • Лицензия одного из клиентов Docsvision
    • В зависимости от необходимой пользователю функциональности ему также может потребоваться лицензии на использование приложений Docsvision, необходимых ему в работе.

      Лицензии на дополнительные сервисы Docsvision

      Дополнительные сервисы Docsvision представляют собой модули, устанавливаемые на сервер и используемые в равной степени всеми пользователями (например, шлюз в Microsoft Office SharePoint Server, или сервис репликации) и лицензируются «на сервер», т.е. для установки и использования в организации дополнительного сервиса Docsvision на одном сервере Docsvision необходимо приобрести одну лицензию этого дополнительного сервиса.

      Редакции системы

      Система поставляется в трех основных редакциях (Малый бизнес, Стандартная и Корпоративная).

      Редакция «Малый бизнес» ориентирована на использование базовой функциональности системы и некоторых приложений в готовом виде, без существенных доработок. Максимальное количество лицензий редакции «Малый бизнес» ограничено. Клиентские лицензии являются неконкурентыми (именными). В редакции «Малый бизнес» возможно приобретение и использование не более одного сервера в рамках организации-заказчика.

      Гарантийная техническая поддержка пользователей базовой редакции осуществляется на базовом уровне.

      Стандартная редакция предназначена для средних предприятий или департаментов и самостоятельных филиалов крупных предприятий и организаций и ориентирована как на использование готовой функциональности встроенных и дополнительно поставляемых приложений, так и в качестве платформы для создания специализированных решений. В качестве опций расширенной редакции доступны все приложения, шлюзы, необходимые для интеграции с другими системами предприятия и другие дополнительные сервисы, необходимые для получения любой необходимой функциональности решения. В стандартной редакции возможно приобретение и использование не более одного сервера в рамках организации-заказчика. Количество клиентских лицензий стандартной редакции ограничено.

      Гарантийная техническая поддержка пользователей стандартной редакции осуществляется на расширенном уровне.

      Корпоративная редакция предназначена для крупных предприятий и ориентирована на поддержку решений, обслуживающих большое количество пользователей, с большими объемами обрабатываемых и архивных документов, поддержку территориально распределенных организаций. В качестве опций для корпоративной редакции в дополнение к опциям расширенной редакции доступны дополнительные сервисы, необходимые для масштабирования решения на большие объемы информации, поддержку территориально и организационно Поддержка сочетания независимого документооборота отдельных филиалов и дочерних предприятий одновременно с документооборотом головного предприятия и общим документооборотом головного предприятия с дочерними предприятиями и филиалами.

      «> распределенных структур. В корпоративной редакции возможно приобретение и использование неограниченного числа серверов Docsvision для организации документооборота в удаленных филиалах. Количество клиентских лицензий в корпоративной редакции также не ограничено.

      Гарантийная техническая поддержка пользователей корпоративной редакции осуществляется на корпоративном уровне.

      Базовый, расширенный и корпоративный уровни гарантийной технической поддержки подробно описаны на портале технической поддержки Docsvision.

      Доступность опций к перечисленным редакциям описана в прайс-листе и соответствует описанному назначению редакций.

      Специальные лицензии Docsvision

      Лицензирование обновлений

      Пакет обновлений включает в себя лицензию на получение обновлений системы, а также право обращений в техническую поддержку Docsvision (в соответствии с уровнем поддержки установленным для используемой заказчиком редакции системы) в течение срока действия пакета. При первичном приобретении лицензий Docsvision эти права включены на период одного года. По истечении года заказчик, желающий сохранить возможность получения обновлений, должен приобрести лицензию пакета обновлений на следующий год. Срок действия приобретаемого пакета обновления равен одному году и отсчитывается с даты его приобретения.

      Наличие непрерывно действующей лицензии пакета обновлений с момента истечения первого года после начальной закупки до момента приобретения дополнительных модулей и дополнительных лицензий системы является обязательным условием.

      При определении состава очередного пакета обновлений учитывается все используемые на момент расчета компоненты Docsvision, определенные ключом активации. Выделение отдельных компонентов из пакета обновления не допускается, исключения возможны в случае полного отказа от использования отдельных компонентов приобретённого ПО и удаления этого компонента из ключа активации.

      При приобретении в процессе внедрения и эксплуатации системы дополнительных лицензий Docsvision в них также включены лицензия на обновления и право обращения в техническую поддержку. Срок действия этих прав в таких дополнительно приобретенных лицензиях устанавливается равным сроку действия действующего пакета обновлений, имеющегося на момент приобретения дополнительных лицензий.

      Порядок перехода с одной редакции системы на другую редакцию

      Заказчики имеют право переходить с одной редакции системы на другую в случае изменения потребностей в функциональности системы или увеличения количества пользователей.

      Переход с одной редакции на другую возможен при наличии действующего пакета обновлений и осуществляется путем приобретения нового пакета лицензий Docsvision взамен имеющегося по следующим общим правилам:

      1. Срок действия пакета обновлений нового пакета лицензий отсчитывается от момента приобретения новой редакции.
      2. В случае перехода с базовой на расширенную или с расширенной на корпоративную редакцию («переход вверх»), заказчику засчитывается 75% Определяется на основании платежных документов на приобретение имеющегося пакета лицензий.

      «> стоимости имеющегося у него на момент перехода пакета лицензий, не включая стоимость пакетов обновлений, приобретенных им дополнительно начиная со второго года использования лицензий.

      Право на частичный или полный зачет стоимости имеющегося на момент перехода пакета лицензий имеют только заказчики с действующими на момент перехода пакетами обновлений.

      Изменение модели лицензирования Docsvision

      В процессе развития системы Docsvision могут происходить изменения, как в ассортименте, так и в правилах лицензирования отдельных модулей.

      В частности, могут появляться новые модули, другие модули могут сниматься с производства и уходить из ассортимента, и наконец, могут меняться правила доступности модулей в различных версиях и редакциях системы.

      При этом компания «ДоксВижн» руководствуется следующими правилами:

    • В период действия имеющегося у заказчика пакета обновлений ему доступны как техническая поддержка, так и дистрибутивы любых модулей, имеющихся в его лицензии. При дозакупке заказчиком любых дополнительных лицензий (модулей) они продаются ему по правилам лицензирования, действующим на момент дозакупки.
    • Если заказчик хочет приобрести лицензию модуля, которая была доступна к дозакупке по старой лицензионной модели, и перестала быть доступной по новой лицензионной модели, он должен перейти на ту редакцию, в которой этот модуль доступен по новой лицензионной модели или отказаться от обновлений этого модуля. Правила перехода с одной редакции Docsvision на другую описаны выше.
    • Модули, снятые с технической поддержки на момент приобретения пакета обновлений не включаются в него и техническая поддержка по ним не предоставляется.

    Цены и правила ценообразования

    Цены и правила ценообразования различных лицензий Docsvision описаны в прайс-листе Docsvision. Актуальный прайс-лист находится на сайте Docsvision.

    Лицензирование Docsvision для крупных корпоративных внедрений

    Указанные выше правила лицензирования действуют для небольших и средних по количеству пользователей внедрений (в границах, указанных в прайс-листе для соответствующих редакций). При внедрении Docsvision в качестве корпоративной платформы документооборота, управления архивом и управления процессами используется специальная лицензионная модель и специальные цены, предоставляемые партнерами Docsvision в виде коммерческих предложений.

    Общую информацию о правилах лицензирования крупных внедрений можно получить в коммерческом отделе Docsvision. Реквизиты для связи коммерческого отдела находятся в разделе «Контакты» сайта Docsvision.

    Академические лицензии

    Для помощи ВУЗам, колледжам и студентам в освоении методов процессного управления на базе современных программных средств у нас действует специальная программа лицензирования, в рамках которой система Docsvision поставляется в учебных целях на бесплатной основе. Для академических лицензий сохраняются общие правила лицензирования.

    www.docsvision.com

    Кризис лицензирования медицинской деятельности.

    Лазарев Сергей Владимирович
    кандидат медицинских наук
    исполнительный директор саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство «Объединение частных медицинских клиник и центров»

    В статье показана неэффективность сложившейся процедуры лицензирования медицинской деятельности и представлено мнение о проекте нового положения о лицензировании медицинской деятельности.
    In article the inefficiency of the developed procedure of licensing of medical activity is shown and the opinion on the project of new position on licensing of medical activity is presented.

    С.В. Лазарев, вице-президент некоммерческого партнерства «Содействие объединению частных медицинских центров и клиник», к.м.н., [email protected];

    Гарантом конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь выступает государство. При этом государство выступает не только в роли непосредственного исполнителя медицинских услуг, но и в качестве органа власти, осуществляющего контрольно-надзорные мероприятия в здравоохранении.

    Одной из функций контроля и надзора, определенных в Указе Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», является выдача органами государственной власти, разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и конкретных действий юридическим лицам и гражданам (1).

    Лицензирование медицинской деятельности проводится государством в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями этой деятельности.

    В правовом государстве наличие лицензии — это, прежде всего, обязательство выдавшего их органа нести полную юридическую и финансовую ответственность за любые последствия деятельности лицензиата, при этом размеры компенсации ущерба здоровью, возникшего в результате действий лицензиата, определяются по потребности пострадавшего, а не по возможностям причинившей ущерб стороны.

    Однако, в России изначальный смысл лицензирования меди­цин­ской деятельности как способа достижения юридической обес­пе­ченности рисков на основе принципа: «ли­цензия — это по­ручи­тельство медицинской корпорации», был потерян и преобра­зо­ван в формальную разрешительную процедуру по принципу: «лицензия — это право на работу» (2).

    За 20 лет своего существования система лицензирования медицинской деятельности полностью дискредитирована, при этом процесс лицензирования стал одним из самых существенных административных барьеров медицинской деятельности.

    По данным проверок, проведённых Федеральной антимонопольной службой, в 2008-2010 годах лицензии на медицинскую деятельность в 54% случаев выдавались с нарушением законодательства. При этом нарушалось право лицензиатов на простое переоформление лицензии без сбора документов при продлении срока действия лицензии, при осуществлении деятельности на новом месте и при расширении перечня работ и услуг.

    За указанный период только 16% лицензиатов, имевших законное право на переоформление лицензии, смогли воспользоваться своим правом. В остальных случаях лицензирующие органы даже не информировали лицензиатов об их праве на упрощённую процедуру переоформления лицензии в течение 10 дней, заставляя собирать пакет документов и ожидать 45 дней получение новой лицензии (диаграмма 1).

    диаграмма 1

    Несмотря на существующий процесс лицензирования медицинской деятельности и лицензионного контроля, количество жалоб на деятельность лицензиатов неуклонно растёт. При этом, если жалобы на работу частных медицинских организаций от общего количества жалоб составляет 7%, то в перерасчёте на общее количество частных медицинских организаций это составляет всего 0,8%. В то же время количество жалоб на деятельность государственных и муниципальных учреждений за два года выросло в 2,2 раза — с 16% до 36%. То есть на деятельность каждой третьей больницы или поликлиники в органы лицензирования в 2010 году поступила жалоба (диаграмма 2).

    Проверки по жалобам пациентов проводились только в 57% случаев, при этом, если деятельность государственных и муниципальных учреждений проверялись в 40% случаев, то деятельность частных организаций — в 71% случаев и принятые меры административного характера по итогам проверок составили 40% и 52% соответственно.

    В то же время, если принятие мер административного характера по итогам проверок к государственным и муниципальным учреждением за три года уменьшилось в 2 раза, то к частным организациям наоборот увеличилось на 10% (диаграмма 3,4).

    Данные показатели говорят, во-первых, о неэффективности сложившейся процедуры лицензирования медицинской деятельности в России, а, во-вторых, о предвзятом отношении органов лицензирования к деятельности частной системы здравоохранения.

    диаграмма 2

    диаграмма 3

    диаграмма 4

    Неэффективность лицензирования обусловлена тем, что государство на практике лицензирует только хозяйственную деятельность медицинских организаций, не затрагивая непосредственно медицинскую деятельность практикующих врачей. А ведь безопасность пациента в процессе оказания медицинской помощи в первую очередь обеспечивается носителями профессии в сфере здравоохранения — врачами и средним медицинским персоналом. Именно их деятельность по лечению пациентов и должна подлежать лицензированию, потому что именно их деятельность является потенциально вредообразующей, способной нанести вред, ущерб здоровью гражданина. А по закону лицензирование осуществляется именно в целях предотвращения нанесения ущерба жизни или здоровью граждан (3).

    В сложившейся ситуации необходимо осуществить переход к лицензированию медицинской деятельности врачей, что не только поставит процедуру лицензирования в цивилизованное русло, но и устранить административные барьеры при осуществлении медицинской деятельности. Это полностью согласуется с проводимой работой профессиональных медицинских сообществ по становлению врача в России как субъекта права, способного нести гражданскую ответственность перед пациентом за свою деятельность.

    Предпринимаемые попытки изменить ситуацию путём изменения положения о лицензировании медицинской деятельности не могут дать положительных результатов, так как этот документ уже изначально составляется с нарушением законодательства.

    Опубликованный для публичного обсуждения на сайте Минэкономразвития (http://www.economy.gov.ru/) проект постановления правительства » Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения на территории инновационного центра «Сколково») наглядно показывает, что дальнейшее развитие лицензирования медицинской деятельности только углубляет ситуацию, ставя новые административные барьеры.

    Во-первых, упоминание в названии документа об инновационном центре «Сколково» звучит странно, если не глупо, так как по закону о лицензировании медицинская деятельность в «Сколково» не подлежит лицензированию, следовательно, зачем упоминание в серьёзном документе о том, что не имеет отношения к лицензированию (3).

    Во-вторых, вновь возникают вопросы с необходимостью получения санитарно-эпидемиологического заключения лицензиату.

    В пунктах 8 «г» и 9 «а» одним из требований при намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии и при намерении лицензиата выполнять новые работы, оказывать новые услуги, составляющие лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии на медицинскую деятельность необходимо указывать реквизиты санитарно — эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, иных объектов, имущества.

    Данное требование неправомерно и не соответствует действующему законодательству.

    В соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключенияо соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления медицинской деятельности (4).

    Законом установлена данная обязанность только для соискателя лицензии и не установлена для лицензиата.

    Аналогичные требования содержатся в Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 г. N 58) —

    «1.3. Медицинская деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления деятельности» (5).

    В письме Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 15 апреля 2011 г. N 01/4310-1-32 «О выдаче санитарно-эпидемиологических заключений» ещё раз подчёркнуто, что в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона N 52-ФЗ обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления медицинской деятельности (6).

    А в письме Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 25 апреля 2011 г. N 01/4830-1-32 «О выдаче отдельных видов санитарно-эпидемиологических заключений» прямо указано, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не должны противоречить Федеральному закону N 52-ФЗ и другим федеральным законам в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (7).

    Роспотребнадзор предоставляет государственную услугу — «Получение санитарно-эпидемиологического заключения на вид деятельности». Результатом услуги согласно информации, опубликованной на сайте Роспотребнадзора, является — «Санитарно-эпидемиологического заключение о соответствии (несоответствии) санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления видов деятельности (оригинал, 1 шт.)» (8).

    Лицензиату аналогичная услуга не предоставляется.

    Наличие пунктов «8г» и «9а» противоречит требованиям Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

    Кроме того, данное требование является дополнительным административным барьером для предпринимательства.

    Санитарно-эпидемиологические заключения даются на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований (статья 42 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») (9).

    Порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз определен приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007г. № 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок», срок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз не должен превышать два месяца (10).

    Срок выдачи санитарно-эпидемиологического заключения 60 дней.

    Переоформление лицензии при намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии и при намерении лицензиата выполнять новые работы, оказывать новые услуги, составляющие лицензируемый вид деятельности — 30 дней.

    В итоге, при наличии в постановлении Правительства пунктов «8г» и «9а» срок переоформления лицензии увеличивается в пять раз, а именно — до 150 дней (5 месяцев).

    Кроме того налицо просто безграмотность и не понимание основополагающих понятий в лицензировании — соискатель лицензии и лицензиат.

    В-третьих, одним из лицензионных требований для соискателя лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее — лицензия) является наличие специалистов, заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры, имеющих среднее, высшее медицинское или иное профессиональное образование, послевузовское и дополнительное профессиональное образование, полученное в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», и сертификат специалиста, полученный в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», и соответствующие требованиям и характеру оказываемых услуг, составляющих медицинскую деятельность (пункт 3-5).

    Данное положение проекта постановления Правительства является существенным административным барьером, так как заставляет предпринимателя нести дополнительные финансовые затраты до начала предпринимательской деятельности и, как следствие, в последующем поднимать стоимость услуг, чтобы компенсировать понесённые затраты.

    В соответствии со статьей 57 (Содержание трудового договора) Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ТК РФ) Обязательным для включения в трудовой договор является условие — дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, — также срок его действия (11).

    Учитывая, что оформление лицензии зависит в большей степени от работы чиновника, а не действий предпринимателя, определить дату начала работы при заключении трудового договора не представляется возможным.

    Статья 67 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ТК РФ) предписывает, что в случае установления даты начала работы работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором (12).

    Если в трудовом договоре не определен день начала работы, то работник должен приступить к работе на следующий рабочий день после вступления договора в силу.

    Если работник не приступил к работе в день начала работы, то работодатель имеет право аннулировать трудовой договор. Аннулированный трудовой договор считается незаключенным.

    Кроме того, если к моменту даты начала работы, определённой в договоре, лицензия не будет оформлена, в соответствии со статьей 157 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ТК РФ) время простоя (статья 72.2 настоящего Кодекса) по вине работодателя оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника, а время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя (13).

    В-четвёртых, по-прежнему сохранено лицензионное требование — предоставление платных медицинских услуг в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 г. (пункт 5-7).

    Несмотря на то, что на сайте Минздравсоцразвития опубликован проект нового постановления правительства от 29.12.2011 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг пациентам», чиновники по-прежнему ссылаются на старое постановление (14).

    Следует отметить, что отношения, возникающие между потребителями и исполнителями, при выполнении работ и оказании услуг регулирует Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей» (15).

    Функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей возложены на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, образованную Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (16).

    Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» Роспотребнадзору даны полномочия осуществлять в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей (пункт 5.9) (17).

    Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 19 октября 2007 г. N 658 утверждён «Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по исполнению государственной функции по осуществлению в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, и за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг» (18).

    В пункте 2 Административного регламента указано, что исполнение государственной функции по надзору в установленной сфере деятельности осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 г. N 27 «Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 194).

    Наличие пункта «5-7)» в проекте постановления Правительства нарушает требования Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» о недопустимости проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами (статья 3, пункт 5) (19).

    Надзор за предотвращением фактов дублирования контрольных действий при проведении государственного контроля и надзора осуществляет прокуратура (Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 31.03.2008 № 53 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности»), и, в случае оставления данного пункта в проекте постановления Правительства, он может быть опротестован прокуратурой в порядке надзора (20).

    В-пятых, по-прежнему лицензирование предлагается проводить по фактическому адресу. Отрицательный эффект данного положения для медицинской деятельности неоднократно уже рассматривался. Но самое главное, что нельзя вылечить пациента, не нарушив при этом лицензионных условий и требований. Ведь каждый пациент индивидуален и со своим набором болезней. Если, например, при лечении больного в стационаре требуется помощь специалиста, которого нет в штате и соответственно в лицензии, то приглашённый специалист будет оказывать медицинскую помощь пациенту с нарушением лицензионных требований и условий.

    То есть для соблюдения требований безопасности пациента необходимо нарушить как закон, так и постановление правительства, требования которых и должны быть направлены на обеспечение безопасности пациента.

    В норме институт лицензирования должен обеспечивать государству безопасность потенциально опасной деятельности, при этом не ограничивая свободу предпринимательства. Однако то, что осуществляется на практике уже 20 лет при лицензировании медицинской деятельности, больше направлено на создание административных барьеров для исполнителя медицинских услуг, чем на обеспечение безопасности пациента при осуществлении медицинской деятельности.

    www.kodeks.ru