Правила отношения между слоями общества египта и междуречья

Всемирная история

Глава 3

Древние цивилизации Азии (III-I тысячелетия до н.э.)

§ 12. Цивилизация в Междуречье

ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ УРОКА

Разглядывая книжку с иллюстрациями памятников Древнего Междуречья, Антошка воскликнул:

— У них пирамиды, как в Египте! Значит, и в Междуречье жили цивилизованные люди!

— Люди-то цивилизованные, — ответил Археолог, — да цивилизация другая. И не пирамида это вовсе, а зиккурат, их строили только в Междуречье.

— Ничего не понимаю! — удивился Антошка.

Какое противоречие смутило Антошку, какой возникает вопрос? Сравни его с авторским (с. 278).

ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ

• Объясни значение слов: цивилизация, государство, граждане, деспотия, иероглифы, религия. (Словарь)

• Вспомни основные особенности Древнего Египта (§ 7,8, 11) и начни заполнять в тетради таблицу (колонка «Египет»):

Состав народов и государств

Традиции культуры (религии, искусства, науки)

Особенности государственной власти

Правила отношений между слоями общества

РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ, ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

•Докажи, что жители Междуречья взошли на ступень цивилизации: приведи факты, подтверждающие наличие её основных признаков. Используй продуктивное чтение (с. 9). • Продолжи заполнять таблицу.

Отправившись на северо-восток от Египта, пройдя сотни километров пустыни, мы окажемся на берегу великой реки Евфрат. Дальше, до реки Тигр, простирается обширная равнина — Междуречье. В марте реки разливались, а затем возвращались в свои русла, оставляя плодородный ил по берегам.

В Северном Междуречье выпадало достаточно дождей, засухи были редки, поэтому сюда с окрестных гор переселялись племена первых земледельцев. Южное Междуречье было глинистым, а после разливов рек становилось непроходимым болотом. Но часть земледельцев, которых теснили соседи, стали строить свои поселения и на юге. В Им приходилось рыть оросительные каналы, возводить дамбы и плотины. Только после этого в южных землях, как и в северных, заколосились пшеница и ячмень, стали расти лук, чеснок, огурцы, фасоль и другие культуры. П Вдоль рек зацвели яблоневые сады, появились виноградники и финиковые пальмы. П Сами себя жители Южного Междуречья называли «черноголовые», а нам они известны под названием шумеры.

Высокие урожаи на орошаемых полях плодородного ила позволяли многим шумерам заниматься не только земледелием, В О но и ремеслом. П Чтобы выменять у соседей строительный лес и медь, шумеры на тростниковых лодках или на ослах отправлялись в дальние страны. П Товары, необходимые для торговли и жертвоприношений, производились в хозяйстве храма («дома» бога-покровителя общины). Вокруг храмов вырастали крупные поселения, где жили простые земледельцы и знатные люди, жрецы. П Община поселения освобождала знать от труда на земле и поручала руководить хозяйством храмов, оросительными работами, снаряжать торговые караваны. Жрецы рисовали купленные и проданные товары на небольших глиняных табличках и рядом отмечали их количество в виде особых ямок, углублений. В Позднее рисунки становились всё более условными, их уже не выцарапывали, а выдавливали на глиняных табличках тростниковыми палочками, которые оставляли углубления в виде клиньев (вытянутых треугольничков). Клинопись шумеров насчитывала около 600 знаков, каждый из которых обозначал целое слово. Для их запоминания создавали специальные школы писцов.

• По карте на с. 51 назови города-государства Междуречья. • По рисунку на с. 44 определи отрасли хозяйства жителей Междуречья.

Клинописная табличка. III тыс. до н.э.

2. Ступени в небо.

• Закончи заполнять таблицу. Сделай вывод о том, почему Египет и Междуречье называют разными цивилизациями.

В отличие от Нила, Тигр и Евфрат на широкой равнине разливались бурно, часто непредсказуемо. Такими же трудно предсказуемыми и грозными считали жители Междуречья своих богов — Уту-Шамаша (солнце), Энкй-Эа (вода), Иннана-Иштар (любовь и война) и других. Бессмертные и могущественные боги правили высоко на небе. Людям же даже после смерти дорога туда закрыта. Души умерших отправлялись в «нижний мир», «страну без возврата», «где их пища — прах и еда их — глина, . и света не видят, но во тьме обитают, а засовы и двери покрыты пылью!». Лишь в земной жизни людям доступны радость и счастье. Поэтому жители Междуречья старались умилостивить своих богов, жертвуя им (сжигая перед статуей) зерно, скот. За это бог давал жизненные блага — разлив рек, тепло, урожай и т.д. Храмы богам — зиккураты — строили в виде пирамид, уходящих ступенями в небо. Их стены были наклонены так, что, казалось, храм может воспарить над песками в облака.

С вершины храма жрецы наблюдали, как движутся по небу боги. Если тень закрывала солнце (Уту-Шамаша), люди ждали суровой непогоды, если Венера (Иннана-Иштар) «в месяц нисан всходила на востоке», готовились к неурожаю и голоду. Для подсчётов использовали не десятичную, а 60-ричную систему. Самым большим числом было 60 шестидесятков (3600). Это был символ всей шарообразной Вселенной, в центре которой Земля, а по сфере движутся звёзды и планеты. Только Солнце движется по небесной сфере точно по кругу. Соответственно на своих водяных часах (чаше с водой, вытекающей через отверстие) жрецы стали делить сутки (оборот Солнца по кругу) на 360 «градусов времени», объединив их позднее в 24 часа по 60 минут в каждом.

Молящийся шумер. Фигурка, заменяющая хозяина. III тыс. до н.э.

12 знаков зодиака (созвездий). Глиняная табличка Междуречья

Зиккурат в городе У ре. III тыс. до н.э. Реконструкция

Вариант происхождения 60-ричной системы счёта Вероятно, сосчитав пальцы на одной руке (5), шумеры дальше считали число этих пятёрок большим пальцем другой руки на суставах оставшихся 4 пальцев. На каждом из них — 3 сустава, всего — 12 суставов-меток для «пятёрок». Следовательно, максимально можно было досчитать до 60 (5 на 12).

Главный жрец храма часто был и вождём-правителем города. Сначала его избирало народное собрание. Но затем между городами-государствами начались войны за землю и воду каналов.

Вместо городского ополчения главной ударной силой войска стали знатные воины, метавшие копья с повозок, запряжённых ослами, а также набранные жрецом пехотинцы-копейщики, защищённые войлочными плащами и медными шлемами. Чтобы жрец-правитель мог кормить воинов, горожане передавали ему часть орошаемых земель, обработанных рабами. Кроме одежд жреца, правитель стал носить золотой шлем и золотой кинжал. Он передаёт свою власть по наследству и именует себя «господином» — царём-жрецом города.

Царь города ведёт в бой войско. Худ. М. Горелик

Бог, попирающий врага. Оттиск печати. II тыс. до н.э.

В шумерском эпосе о Гильгамеше этот герой побеждает чудовищ, безуспешно пытается принести людям растение бессмертия и узнаёт легенду о том, как боги хотели погубить человечество во Всемирном потопе:

Собрались все злобные бури и ураганы,

Потоп пронёсся надо всеми столицами.

Семь дней и семь ночей то было,

Когда потоп над страной носился.

Лишь предку Гильгамеша за его почтение к богам было позволено спастись на корабле.

Во второй половине III тысячелетия до н.э. разным царям удавалось на 100-140 лет объединять все города Междуречья в одно царство-деспотию. Такой царь считал, что власть он получил не от общин городов, а от богов и он сам — их наместник на Земле. В эпическом сказании о Гильгамеше этот герой — царь города У рука назван даже сыном богини Нинсун. Не считаясь с мнением общин, царь издавал свои законы. Назначенные в разные города чиновники назывались «рабами царя» и везли с собой глиняные таблички с перечнем продуктов, которые они могут получать из царских хранилищ.

• Используя заполненную на уроке таблицу, составь второе определение понятия цивилизация (общность) и проверь себя по словарю.

СРАВНИВАЕМ СВОЙ ВЫВОД С АВТОРСКИМ

В Древнем Междуречье сложилась цивилизация со своими особыми традициями и достижениями.

Ключевые слова: Древнее Междуречье, цивилизация.

ПРИМЕНЯЕМ ЗНАНИЯ

• Чем путь Древнего Междуречья похож на путь Древнего Египта?

• Продолжи заполнять таблицу «Религии Древнего мира» (с. 63).

• Какие действия правителей Древнего Междуречья недопустимы, на ваш взгляд, в наши дни XXI века?

trojden.com

Конструкт урока на тему Древнее Междуречье

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Урок 16. Цивилизация в Междуречье

Цели урока по линиям развития личности:

Линии 1–2. Картина мира в фактах и понятиях.

Анализируя факты истории жителей Междуречья, уметь делать выводы об особенностях развития данной цивилизации.

Выявляя отличия Древнего Междуречья от Древнего Египта, уметь формулировать понятие цивилизации как общности людей, отличающихся от других рядом особенностей.

Линия 3. Историческое мышление.

Характеризуя отрасли хозяйства жителей Междуречья, уметь объяснять, почему именно орошаемое земледелие и ремесло хорошо были развиты на данной территории.

Линия 4. Нравственное самоопределение.

При оценке исторических явлений уметь определять и аргументировать свою личную позицию в отношении действий правителей Древнего Междуречья.

Обязательный минимум содержания: переход на ступень цивилизации жителей Древнего Междуречья ( Древнее Междуречье, орошаемое земледелие, города-государства, свободные граждане и рабы, царская власть, клинопись).

I. Проблема урока: почему Междуречье и Египет называют разными

II. Поиск решения проблемы:

Особенности цивилизации Междуречья как общности людей .

1. Состав народов и государств.

Примерный вывод по проблеме: на территории Междуречья в отличие от Египта, где проживал один народ, существовало несколько народностей (шумеры и семитские племена) и много городов-государств.

2. Традиции культуры.

3. Особенности государственной власти.

Примерный вывод по проблеме: в отличие от Египта, где фараон считался царём и богом, в Междуречье царь был правитель и жрец, наместник богов. Это позволяет сделать вывод о том, что Египет и Междуречье разные цивилизации.

4. Правила отношений между слоями общества и основы хозяйства.

Примерный вывод по проблеме: в Междуречье, как и в Египте, общество делилось на простых земледельцев и знатных. Хорошо были развиты орошаемое земледелие, ремесло и торговля, которая, в отличие от Египта, была связана с обменом товаров на строительный лес и медь.

Формирование УУД, Технология оценивания .

Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы

Ребята, мы продолжаем изучение раздела древние цивилизации востока.

Скажите, чему мы должны научиться в ходе изучения данного раздела.

Скажите, пожалуйста, историю, какой цивилизации мы с вами уже изучили?

Можем ли мы сказать, что Древний Египет — это первая цивилизация, первое государство на Земле, первая и великая могущественная держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство.

– 2 глава раздела посвящена Древним цивилизациям Азии.

Как называется ее 1 параграф?

– Как вы думаете, почему эта цивилизация называется Междуречье? 1.

– Далеко на Восток от Египта, там, где две реки Тигр и Евфрат впадают в Персидский залив, жили шумеры.

– Долгое время историки считали, что самое древнее государство на нашей земле – Египет. Но после археологических раскопок в долине рек Тигра и Евфрата учёные, словно в один

голос, сказали: «История начинается в Шумере». Междуречье вправе считать колыбелью цивилизации.

Что нас удивляет?

Какой возникает вопрос?

Что нам нужно узнать, чтобы решить проблему?

Правильно, ребята. На изучение данной проблемы отведено 2 урока. Поэтому ответ на вопрос мы получим в конце второго урока.

Главное, чему нужно научиться:

Различать и понимать культуры разных стран и народов, пути их развития;

2. Определять вклад разных стран и народов в общечеловеческую культуру.

– Мы изучили цивилизацию Древнего Египта.

Да, т.к. цивилизация древнего Египта зародилась еще в 3-1 тысячелетии до н.э.

В Египте прослеживаются все признаки цивилизации и государства.

Перечисляют признаки цивилизации:

1. Возникновение городов (Мемфис, Фивы)

Разделение людей на общественные слои (правители, подчиненные)

Формирование и развитие культуры: Изобретение письменности – (иероглифы), появление архитектуры (строительство дворцов, храмов) и скульптуры (статуи, фигурки и т.д)

Определенная территория (на берегах реки Нил)

Аппарат управления (фараон, вельможи, писцы)

Армия, которая защищала границы государства

Главный город (столица), где находится дворец фараона.

Собираются с народа налоги

– «Цивилизация в Междуречье».

название связано с тем, что она образовалась в долине двух рек между Тигром и Евфратом.

Что не в Египте, а в Междуречье появилась первая цивилизация

Почему Междуречье считают «колыбелью» человеческой цивилизации?

Нам нужно познакомиться с данной цивилизацией. Определить место и роль цивилизации Междуречья в истории человечества

Определять цель – проблему.

Работать по плану

Оценивать степень и способы достижения цели

Находить информацию в разных источниках .

2. Выделять главное

3 . Определять понятия

4 . Анализировать , доказывать

6. Владеть смысловым чтением, вычитывать разные виды информации

7. Делать выводы

1. Умение вести диалог с автором

А сейчас предлагаю начать знакомство с цивилизацией Междуречья. Откройте, пожалуйста, учебники на стр. 80 и прочитайте диалог Антошки и археолога.

Какой возникает вопрос в связи с прочитанным?

Вот это будет основной вопрос нашего сегодняшнего урока.

(вопрос фиксируется на доске)

– Какие у вас есть предположения,

версии решения проблемы?

Если учащиеся затрудняются формулировать версии, можно помочь им с помощью вопроса

— Чем одна цивилизация может отличаться от другой?

Фиксируем основные версии на

2) другие традиции культуры,

3) другие особенности государственной власти,

5) другие правила отношения между людьми.

Данные версии можно объединить в одну – разные особенности цивилизации во всех четырёх сферах общества .

Почему Междуречье и Египет называют разными цивилизациями?

Предполагаемые версии: 2

– говорили на другом языке (другой народ);

– другой способ ведения хозяйства;

– иной способ управления государством;

– иные порядки в государстве.

– Чтобы проверить версии, нам надо вспомнить основные понятия и факты, связанные с историей возникновения и развития цивилизаций.

– С помощью словаря объясните

значение слов 3: государство, граждане, деспотия, религия, иероглифы, искусство .

С помощью словаря во фронтальном диалоге объясняют ключевые

– Что надо узнать, чтобы найти решение проблемы ? 3

Фиксирует план действий на доске:

1. Особенности цивилизации Междуречья в каждой сфере общества.

2. Выявить отличия Междуречья от Египта.

– Узнать особенности цивилизации

Междуречья в разных сферах общества и посмотреть, чем она отличается от Древнего Египта, и на основе

этого сделать вывод, почему их считают разными цивилизациями. 3

Поиск решения проблемы. Открытие нового знания.

– Сейчас мы с вами попробуем доказать, что жители Междуречья взошли на ступень цивилизации . 4 Для этого нам необходимо найти факты подтверждающие наличие основных признаков, и записать их в таблицу. 2

Потом мы сравним эти факты с тем, что было в Египте, и выясним сходство и отличия . 5

Вы разделены на группы. У каждой группы свои определенные задания.

Географы (работа с картой)

В какой части света находилось

Народы, населяющие страну и их основные занятия

(исследование развития государства)

Назовите отрасли хозяйства жителей Междуречья объясните, почему это было возможно в

– Сравните с Египтом. Есть ли что-то общее в хозяйственной деятельности жителей Междуречья и Египта? 1,2

Расскажите об отношении между слоями общества.

– Сравните с Египтом. Есть ли что-то общее в хозяйственной деятельности жителей Междуречья и Египта? 1,

Вам уже известно, что постепенно многие посёлки шумеров, вырастая, превращались в города.

— Что такое город?

— Какие из древнейших городов Междуречья вам известны?

Большие города Междуречья были центрами государств, которые появились более 5 тысяч лет назад.

Что такое государство? Каковы его признаки?

Какие государства Междуречья вам известны?

Вам надо было найти признаки цивилизации в сфере культуры: письменность,

– Что можете сказать о религиозных

представлениях древних шумеров? 1,2

В наши дни люди используют различные материалы: дерево, камень и мн. др. Между тем, в Междуречье буквально у всех под ногами в колоссальном количестве находился замечательный природный материал.

Что это за материал?

Как его использовали?

Во время раскопок в Междуречье археологами было найдено множество глиняных табличек, покрытых значками в виде клинышков, которые оказались древнейшей на Земле системой письма. Оказывается, шумеры открыли эру письменной истории, нашли средство выражения речи в виде символов.

Как называлась эта письменность? Что вы можете о ней рассказать?

Почему возникает письменность?

Какому ассирийскому царю особенно благодарны лингвисты историки? Почему?

Перечислите достижения древних шумеров.

Отличается ли культура междуречья от культуры Египта?

– В чём отличие государственной

власти в Междуречье от власти фараона в Египте? 1,2

– Можем ли мы найти что-то общее?

– Вспомните, какова была власть

фараона в Египте?

– Объясните особенности государственной власти в Междуречье. Можем ли мы выделить какие-либо отличия от Египта

Изобретение письменности давало шумерам новые возможности хранения и передачи информации, приоткрыло для историков завесу времени. Особенно интересны с этой точки зрения древнейшие законы Междуречья, первые писаные законы на Земле.

Какая уникальная находка была сделана более 100 лет назад французскими археологами?

Что такое закон?

С какой целью издавались законы?

Междуречье находилось в Западной Азии, на равнине между реками Тигр и Евфрат. В марте реки разливались, а затем возвращались в свои русла, оставляя плодородный ил. На севере выпадало много дождей, засухи были редки.

Южное междуречье было глинистым, а после разливов рек становилось непроходимым болотом. На юге приходилось заниматься орошаемым земледелием, возводить дамбы и плотины, рыть каналы.

На территории Южного Междуречья проживали шумеры , на севере – семитские племена пастухов кочевников, которые позже образовали новы народы, которых позже стали называть: Аккадцы, вавилонянами, ассирийцами. Основные занятия: земледелие, скотоводство, ремесло и торговля.

– Наличие рек Тигр и Евфрат позволяло заниматься земледелием. На

юге Междуречья условия для земледелия были менее пригодными, поэтому там люди освоили орошаемое

земледелие, как в Египте. Хорошо

были развиты ремесло и торговля. То же самое мы можем наблюдать и в

Общество делилось на простых земледельцев, знатных людей и жрецов,

а также использовался труд рабов. Все жители Междуречья обязаны были отдавать часть выращенного

– Да, в хозяйственной и общественной сфере мы наблюдаем признаки

цивилизации, как и в Египте

(укреплённый населённый пункт, центр государства).

Ур, Урук, Вавилон, Ниневия.

Территория, границы, правитель, чиновники, казна, налоги, армия, законы

(Вавилон, Ассирия, Персия, Мидия, Лидия).

Древние шумеры считали, что бессмертные и могущественные боги правили высоко на небе. Людям же даже после смерти дорога туда закрыта. Души умерших отправляются в нижний мир. Радость и счастье доступны лишь в земной жизни.. шумеры строили храмы богам- зиккураты, в виде пирамид. С вершины храма жрецы наблюдали за небом.

В южном Двуречье практически нет гор, лесов, т.е. отсутствует дерево, камень, поэтому широкое применение нашла глина.

Строительство домов из глиняных кирпичей, печи, трубы, посуда, игрушки, материал для письма.

Шумеры использовали в качестве материала для письма таблички из мягкой глины, на которых выдавливали значки – “клинышки” специальной палочкой. Каждый значок обозначал целое слово. Для прочности таблички обжигали. В клинописи использовалось 700 знаков, поэтому владели ей немногие люди. Профессия писца была очень уважаема.

Для подсчёта налогов, хозяйственных записей, для сохранения и передачи информации

при царе Ашшурбанапала была создана библиотека. Она насчитывала более 30 тысяч глиняных табличек, содержащих летописи исторических событий, сборники законов, записи мифов, легенд, научные тексты

Шумеры изобрели колесо, плуг, систему орошения, лук для охоты, начали впервые выращивать пшеницу, лён, горох, виноград, уже тысячи лет назад шумеры знали математику, астрономию. С Х в. до н.э. они широко используют железо.

Да, разная письменность, иное представление о загробном мире. И т.д. все это указывает на то, что культура цивилизации Междуречья отличается от культуры Египта.

– И в Междуречье, и в Египте государственная власть напоминала деспотию.

– Фараон – живое воплощение бога

– В Междуречье правителя называли царём-жрецом. Сам он себя считал наместником богов на Земле. Царь собственноручно издавал законы, а чиновники и жрецы называли себя «рабами царя», что означало полное подчинение царской власти.

Был обнаружен учеными черный базальтовый столб, покрытый клинописью. Наверху столба было высечено изображение царя. Оказалось, что на столбе записаны законы царя Хаммурапи, правившего в Вавилоне в 1792-1750 г.до н.э

правила для всех жителей страны, установленные правителем

для того чтобы установить порядок в обществе, законы регулировали отношения между людьми

– Итак, мы с вами доказали, что жители Междуречья взошли на ступень

Мы определили, что и Междуречью и Египту свойственны свои особенности в каждой сфере общества.

Выражение решения проблемы

– Какой ответ на основной вопрос

урока мы можем дать? 7

Примерный вывод по проблеме:

– Междуречье и Египет называют разными цивилизациями, потому что каждой из них свойственны особые традиции и достижения во всех сферах общества. 7

Применение нового знания

Заполните схему «Цивилизация Междуречья как общность людей.

1. Аргументировано оценивать свои и чужие поступки

Рефлексия и контрольно – коррекционная деятельность.

Мы с вами вспомнили древний Египет и познакомились с цивилизацией в междуречье. Какая из них вам понравилась больше?

Удалось нам сравнить их?

Чему вы научились сегодня на уроке? Что нового узнали? Что вам понравилось или не понравилось?

Задания в рабочей тетради

«Цивилизация Междуречья как общность людей»

Культурные и религиозные

Несколько народов и государств традиции

представления о добре Управление государством ведения хозяйства

отношения между людьми

История 5 класс

Глава 3. Древние цивилизации Азии (3-1 тысячелетие до н.э)

Урок 16. Цивилизация в Междуречье

Цели урока по линиям развития личности:

Линии 1–2. Картина мира в фактах и понятиях.

Линия 3. Историческое мышление.

Линия 4. Нравственное самоопределение.

Обязательный минимум содержания: переход на ступень цивилизации жителей Древнего Междуречья ( Древнее Междуречье, орошаемое земледелие, города-государства, свободные граждане и рабы, царская власть, клинопись).

Второе значение понятия цивилизация (культурная общность).

План урока :

I. Проблема урока: почему Междуречье и Египет называют разными

II. Поиск решения проблемы:

Особенности цивилизации Междуречья как общности людей .

1. Состав народов и государств.

2. Традиции культуры.

Примерный вывод по проблеме: у шумеров и египтян разная письменность и иное представление о загробном мире, особые достижения в области науки и искусства. Это указывает на то, что цивилизация Междуречья отличается от цивилизации Древнего Египта.

3. Особенности государственной власти.

4. Правила отношений между слоями общества и основы хозяйства.

infourok.ru

План-конспект урока по истории (5 класс) на тему:
урок истории 5 класс «Цивилизация в Междуречье»

Урок истории в 5 классе по учебнику Д.Д. Данилова и др. ОС «Школа 2100»

Предварительный просмотр:

Урок истории в 5 А классе

Учитель истории МОУ «Многопрофильный лицей №1» Чамзинского района Республики Мордовия:

Урок: Цивилизация в Междуречье.

Цели урока по линиям развития личности.

1-2 Линии: Картина мира в фактах и понятиях.

3 Линия: Историческое мышление.

Характеризуя отрасли хозяйства жителей Междуречья, уметь объяснять, почему именно орошаемое земледелие и ремесло хорошо было развито на данной территории.

Обязательный минимум содержания: Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Междуречья (орошаемое земледелие, города-государства, свободные граждане и рабы, царская власть, клинопись). Второе значение понятия цивилизация (культурная общность).

I. Проблема урока: Почему Междуречье и Египет называют разными цивилизациями?

II. Поиск решения проблемы.

1) Особенности цивилизации Междуречье как общности людей:

а) состав народов и государств

Примерный вывод по проблеме: На территории Междуречья в отличии от Египта где проживал один народ существовало несколько народностей (шумеры и семитские племена) и много городов-государств.

б) традиции культуры

Примерный вывод по проблеме: У шумеров и египтян разная письменность и иное представление о загробном мире, особые достижения в области науки и искусства. Это указывает на то, что цивилизация Междуречья отличается от цивилизации Древнего Египта.

в) особенности государственной власти

Примерный вывод по проблеме: В отличие от Египта, где фараон считался царь и бог, в Междуречье царь был правитель и жрец, наместник богов. Это позволяет сделать вывод о том, что Египет и Междуречье, разные цивилизации.

г) правила отношений между слоями общества и основы хозяйства

Примерный вывод по проблеме: В Междуречье, как и в Египте, общество делилось на простых земледельцев и знатных. Хорошо было развито орошаемое земледелие, ремесло и торговля, которая в отличие от Египта была более активной и связана с обменом товаров на строительный лес и медь.

Создание проблемной ситуации. Формулировка проблемы.

nsportal.ru