Правила построения храмов

Правила строительства храмов и церквей

Несмотря на то, что правила строительства различных сооружений имеют общую основу, все же некоторые виды строений требуют абсолютно иных правил исполнений. Одним из главных примеров тому – строительство церкви. При строительстве храмов и церквей учитываются совершенно другие правила, которые не свойственны коммерческому или частному строительству, а потому прежде чем приступить к их возведению, необходимо ознакомиться с данными требованиями, не допустив грубейших нарушений.

Самым главным правилом строительства церкви является то, что алтарь должен быть установлен в стороне востока, а именно — в той части, откуда встает солнце.

Если речь идет о строительстве храма в поселке, то необходимо учитывать тот факт, что он должен быть построен на возвышенности, тем самым позволяя услышать звон колоколов на более большом расстоянии.

Ремонт квартир и офисов под ключ в Москве можно заказать на сайте remontkvartirvmsk.ru. Хочется сделать акцент на электрике. Этот вопрос является чуть ли не самым важным во всем процессе ремонта кухни, ведь здесь напрямую зависит работа электрических приборов на кухне, начиная от мелкой подсветки и заканчивая работой холодильника. Правильно расположив источники питания в самом начале, можно уже по окончании ремонта чувствовать себя на кухне комфортно, имея под рукой необходимые приборы.

Как ни странно, даже форма строения храма или церкви имеет очень важное значение, и олицетворяет то, с какой целью и для каких функций был выстроен храм. Например, храмы, построенные в виде кораблей, олицетворяют ковчег, тем самым позволяя людям спастись от смерти и от темных сил, которые все больше и больше затягивают человека.

Существуют и другие виды церквей, а потому прежде чем приступить к выполнению проекта, нужно исходить из того, какой направленности будет данная церковь, откуда и будет зависеть ее внешний вид и форма, так как православные христиане имеют понятие о том, какими бывают церкви, а следовательно допущения ошибки в этой части быть не должно.

Единственным основным сходством строительства церкви с возведением различных других домов и зданий, это то, что здесь работа начинается с возведения фундамента, который станет основой для храма, позволяя продолжить возведение святого строения для всех верующих.

allparket.com

Типы русских православных храмов — строительство храмов

Из истории: типы русских православных храмов

Архитектурная концепция ивнутреннее декорирование первого византийского крестово-купольного храма быливосприняты позже при строительстве православных храмов как канон. Но на его основе, темнеменее, создавались многочисленные варианты решений.

В Древней Руси утвердился так называемый закомарный храм крестово-купольного византийского типа. Как правило, его строительство завершалось торжественным пятиглавием. Стечением времени вархитектуре закомарного храма произошли изменения, ик XV веку онбыл преобразован в кубический одноглавый храм с

о ступенчато-повышенными сводами. Новшеством XVI века стало появление бесстолпных храмов, увенчанных некуполом, а шатром.

XVII век замечателен в храмовом строительстве тем, что появилось ещё несколько типов русских православных храмов. Это церкви с сомкнутыми сводами и утвержденными на них декоративными луковичными главками, а также центрические постройки, представляющие собой «восьмерик» (восьмигранник), поставленный на «четверик» (куб). Неотъемлемой частью храмового ансамбля становится колокольня, отдельно стоящая или возведенная над притвором в западной части здания.

Строительство храмов в XIX веке, конечно же, немогло не отдать дань классицизму. Как правило, это центрические купольные постройки, восходящие к типу палладианской виллы. Храмы конца XIX— начала ХХвв. очень похожи на древние византийские образцы, но стилизованные в соответствии со вкусами новой эпохи.

Человеку, неискушенному в вопросах истории архитектуры и строительства может показаться, что обилие типов храмовых построек привело к тому, что церковным канонам стечением времени постепенно перестали придавать большое значение. Но это не так. Несмотря на различие типов, устройство внутреннего пространства православного храма следует единому правилу.

При строительстве обязательно учитывают, что храм делится на три части – алтарь, собственно храм и притвор (нартекс), подобнотому, как Иерусалимский храм делился на Святое Святых, святилище и открытый двор. Алтарь располагается в апсиде. Уровень пола алтаря, как правило, выше уровня пола в самом храме. В центре алтаря находится престол, имеющий вид каменной прямоугольной призмы. Престол в православной традиции понимается как место невидимого присутствия самого Бога, на котором совершается бескровное жертвоприношение. Над престолом возводится род балдахина (киворий) на четырех тонких опорах. В дополнительных боковых пастофориях-абсидах располагается жертвенник (слева), где приготовляются литургические жертвенные дары, и диаконник (справа), выполняющий роль сосудохранительницы.

За алтарной частью по оси восток-запад обязательно осуществляется строительство помещения, предназначенного для верных, собирающихся для общей, соборной молитвы. От алтаря храм отделен алтарной преградой, или иконостасом, который полностью закрывает алтарь. Строительство католического собора, напротив, предполагает открытый алтарь.

Выход клира из алтаря в храм осуществляется через царские врата, устроенные в центре иконостаса. За храмом следует притвор (нартекс), предназначавшийся изначально для тех, кто еще не получил права входить вхрам, небудучи причисленными к «верным». В средневековых княжеских и царских храмах во втором ярусе над нартексом располагались хоры, где присутствовала вовремя богослужения княжеская или царская семья. ВXVIIв. притвор был преобразован в более пространное помещение, получившее название трапезной.

Согласно древним церковным установлениям, строительство нового храма невозможно без благословения отцерковного иерарха (епископа). В самом начале строительства должно совершить особый ритуал: в том месте, где будет возведен алтарь, священник крестообразно полагает камни — в знак того, что основанием храма служит «незыблемый камень» — Христос. Посреди этих камней возжигается лампада, наполненная елеем, как знак милости Божей, которая никогда не покинет новый храм.

Предприятие «Морион» специализируется на проведении работ по строительству и восстановлению Храмов.

zlatosfera.ru

Строго каноничным является лишь отделение алтаря иконостасом, а приведенные варианты объемно-планировочных решений определяются церковно-канонической традицией, функциональными особенностями, конструктивным решением и градостроительной ситуацией размещения храма.

Размеры нефов, наличие столбов зависят от строительных материалов и конструкций. Традиционные для православных храмов кирпичные конструкции стен и сводов определяли лимит пролета арок и сводов в пределах 6 — 9 м. Использование в конструкции покрытия монолитного железобетона или металлоконструкции в сочетании с торкретбетоном дает значительно больше возможностей в организации внутреннего пространства храма, в том числе бесстолпного. Наличие столпов в традиционном типе крестово-купольного храма обогащает его пространственную организацию, выделяет центральную, наиболее значимую часть храма, наполняет пространство храма символами. Однако бесстолпные храмы более просторны, в них богослужение могут беспрепятственно созерцать все молящиеся.

Здания приходских и монастырских храмов, а также отдельно стоящих храмов, расположенных в общественных комплексах, следует проектировать, как правило, одноэтажными или с цокольным этажом (стилобатом), предназначенным для размещения помещений богослужебного и вспомогательного назначения. Под средней частью храма с цокольным этажом может размещаться алтарь крестильного храма, не имеющий литургического назначения.

Кафедральные и монастырские соборы могут быть двухэтажными. При этом над алтарными частями храмов нижнего этажа не должно быть помещений иного назначения, кроме алтаря.

Под алтарями храмов верхнего этажа могут располагаться как алтари нижних храмов, так и некоторые помещения вспомогательного назначения, например, ризницы.

Домовые церкви и церкви, встроенные в общественные здания учреждений медицинского и социального назначения, учебных заведений и пр. должны размещаться, как правило, на верхних этажах или таким образом, чтобы над алтарем не было помещений иного назначения.

Минимальная высота помещений от пола до потолка малых храмов должна составлять не менее 3 м. На хорах, во вспомогательных помещениях и в подвале высота помещений может быть уменьшена до 2,5 м.

В домовых церквях вместимостью до 100 человек высота всех частей церкви может быть одинаковой и соответствовать высоте этажа здания, в который встроена домовая церковь.

При проектировании объем зданий храмов рекомендуется принимать на одно место вместимости, м 3 :

приходских храмов. 4-6
соборов. 6-8

Примечание. В зависимости от объемнопланировочного решения возможно увеличение или уменьшение указанных величин.

Главный вход в храм располагается, как правило, с западной стороны. Дополнительные входы могут быть с южной и северной сторон.

В I, II, III климатических районах и IIIг климатическом подрайоне при главном входе следует предусматривать тамбур. При дополнительных входах, служащих в качестве эвакуационных, тамбуры допускается не предусматривать.

Ширина тамбуров должна превышать ширину дверного проема не менее чем на 0,15 м с каждой стороны, а глубина тамбуров должна превышать ширину полотна двери не менее чем на 0,2 м.

Входы в храмы, проектируемые для строительства в климатических подрайонах IA IБ, IГ, должны иметь тамбуры, планировка и размещение которых должны предусматривать возможность устройства входа как прямого, так и (при необходимости) с поворотом.

Устройство порогов высотой более 2 см в дверных проемах притворов не допускается для беспрепятственного входа и выхода, особенно во время Крестного хода.

Ширину проемов для основных входов в храм следует определять в зависимости от его вместимости с тем, чтобы обеспечить беспрепятственный выход людей из храма во время Крестного хода. Ширину дверного проема в свету рекомендуется принимать не менее 1,2 м, ширину свободного прохода внутренних дверей — не менее 1,0 м.

Наружные лестницы должны быть минимальной шириной 2,2 м, а площадки высотой от уровня земли более 0,45 м, находящиеся при входах в храмы, должны иметь ограждения высотой не менее 0,9 м.

Входы в храмы, пандусы и лестницы, вспомогательные средства и приспособления (поручни, ручки и т.п.) следует проектировать с учетом доступности для инвалидов в соответствии с требованиями ВСН 62-91* «Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребности инвалидов и маломобильных групп населения».

На западной стороне средней части храма могут быть устроены хоры — антресоли для размещения церковного хора. Лестница на хоры может быть закрытой или открытой и размещаться как в притворе, так и в средней части храма.

Лестницы на хоры допускаются винтовые или с забежными ступенями, при этом ширина проступи в середине должна быть не менее 0,18 м. В деревянных храмах допускается предусматривать лестницы на хоры деревянными. Марши лестниц на хоры допускаются шириной 0,9 м.

Алтарь, предназначенный для священнослужителей, может быть встроен или пристроен к средней части храма с восточной стороны.

В храмах вместимостью до 300 человек устраивается, как правило, один алтарь. В храмах большей вместимости по заданию на проектирование могут устраиваться в приделах несколько алтарей.

Алтарь, как правило, устраивается на возвышении по отношению к средней части храма на одну или несколько ступеней высотой 0,12-0,15 м каждая.

Габариты алтаря и подсобных помещений при нем в зависимости от функционального назначения храма и его вместимости устанавливаются заданием на проектирование.

Принципиальная схема алтаря приведена на рис. 11.

Рис. 11. Принципиальная схема алтаря и солеи храма

1.1 — престол; 1.2 — жертвенник; 1.3 — Горнее место; 1.4 — запрестольный образ; 1.5 — семисвечник; 1.6 — выносной Крест; 1.7 — выносная икона Богоматери; 1.8 — аналой; 1.9 — место отдыха священнослужителя; 1.10 — стол для облачения; 1.11 — шкаф (сейф) для сосудов и богослужебных книг; 1.12 — вытяжной канал для кадила; 1.13 — включатель паникадила храма и местного освещения жертвенника; 1.14 — штепсельная розетка для кипятильника; 1.15 — рукомойник; 1.16 — место для выносных свечей; 1.17 — вешалка для одежды

2.1 — Царские врата; 2.2 — северные диаконские двери; 2.3 — южные диаконские двери

3. Солея с клиросами

3.1 — амвон; 3.2 — ограждение солеи; 3.3 — аналой регента; 3.4 — шкаф для богослужебных книг; 3.5 — киот для икон; 3.6 — подсвечник; 3.7 — место для хоругви

Глубина алтаря в малых, домовых храмах и приделах должна составлять не менее 3,0 м, а в иных храмах не менее 4,0 м. В центре алтаря должен находиться квадратный престол с размером стороны 0,8-1,0 м на расстоянии до Царских врат не менее 1,3 м, вокруг которого должен быть оставлен, как правило, круговой обход с расстоянием от престола до запрестольного образа (Горнего места) не менее 0,9 м. В кафедральных соборах у Горнего места на возвышении должны устраиваться сидячие места для епископа (в центре) и священнослужителей (по обеим сторонам). За Горнем местом в алтарях соборов могут устраиваться круговые обходы.

При алтарях храмов вместимостью свыше 300 человек, как правило, устраиваются подсобные помещения (понамарки и ризницы) площадью от 4 до 12 м 2 . Входы в них организуются из алтаря; при этом установка дверей не обязательна.

Входы в алтарь должны быть организованы из средней части храма через двери и Царские врата в иконостасе, причем устройство порогов не допускается. Устройство входа в алтарь непосредственно снаружи в ряде случаев удобно функционально, но нежелательно с точки зрения символики алтаря как образа Рая, куда могут попасть только «верные», стоящие в средней части храма.

В алтаре, как правило, устраиваются три оконных проема, причем центральный, ориентированный на восток, часто заменяется запрестольным образом, имеющим подсветку искусственным источником света. При размещении оконных проемов в верхней части алтарной апсиды центральное окно может располагаться над запрестольным образом.

Перед алтарем должна быть расположена солея шириной, как правило, не менее 1,2 м, приподнятая на одну или несколько ступеней по отношению к уровню пола средней части храма. Уровень пола солеи должен совпадать с уровнем пола алтаря.

Напротив Царских врат солея, как правило, имеет выступ (амвон) многогранной или полукруглой формы с радиусом верхней ступени 0,5 — 1,0 м.

В храмах, вместимостью более 300 человек солея как правило, имеет декоративное решетчатое ограждение с открывающимися частями напротив дверных проемов иконостаса. Ширина каждой створки должна быть не менее 0,8 м.

По бокам солеи, как правило, устраиваются клиросы для размещения церковных хоров. Их ширина принимается в зависимости от вместимости храма, но должна быть не менее 2,0 м. Клиросы, как правило, отделяются от средней части храма киотами для икон, обращенных в среднюю часть храма.

В случае невозможности размещения церковных хоров на солее или на антресоли, для них могут устраиваться огражденные помосты в средней части храма, как правило, при наличии центральных столпов — с их восточной стороны.

Притворы могут служить в качестве входного тамбура или могут быть развиты с добавлением трапезной части, обеспечивающей дополнительное размещение прихожан. К трапезной части могут примыкать один или несколько приделов храма.

Над притворами может быть устроена колокольня или звонница.

В притворах должны быть предусмотрены свечные киоски, по возможности изолированные от молитвенных помещений храма (трапезная и собственно храм), места для проведения заказных богослужений (например, молебны, панихиды), а также помещения подсобного назначения: комнаты персонала, помещения уборочного инвентаря, кладовые, гардеробы верхней одежды прихожан и другие в соответствии с заданием на проектирование.

При наличии гардеробной верхней одежды количество крючков определяется заданием на проектирование, но должно быть не менее 10 % числа вместимости храма.

Размещение туалетов в храме, как правило, не разрешается. Допускается размещение туалета для священнослужителей в западной части притвора или его цокольной части в комплексе подсобных помещений, отделенных от помещений для прихожан.

Вход в притвор предусматривается с открытой или перекрытой площадки — паперти, возвышающейся над уровнем земли не меньше на 0,45 м.

На паперти должно быть предусмотрено место для крышек гробов и венков.

Примерная схема размещения основных структурных элементов приходских храмов показана на рис. 12.

Рис. 12. Планировочная схема приходского храма

1 — паперть с гардеробной; 2 — лестница на колокольню; 3 — помещение сторожа; 4 — техническое помещение; 5 — притвор с «церковным ящиком»; 6 — иконная лавка; 7 — кладовая; 8 — крещальня; 9 — помещение для переодевания; 10 — помещение персонала; 11 — исповедальня (требная); 12 — трапезная часть; 13 — средняя часть храма; 14 — алтарь; 15 — понамарка; 16 — ризница; 17 — солея с амвоном; 18 — клирос; 19 — придел; 20 — алтарь придела; 21 — понамарка с ризницей; 22 — солея с амвоном

Общую площадь храма рекомендуется принимать из расчета от 0,5 до 1 м 2 на единицу вместимости храма без учета солеи с клиросами и алтаря.

Площадь части храма, где располагаются молящиеся, рекомендуется принимать из расчета 3 человека на 1 м 2 без учета площадей, они не стоят: вокруг подсвечников, аналоя, «кануна», скамей для сидения немощных и других элементов оборудования храма, размещенных вдоль стен и вокруг столбов. Для размещения молящихся, как правило, используется 70 до 90 % площади средней части храма в зависимости от его размера.

Правила подсчета
общей, полезной и расчетной по вместимости площади, площади помещений, строительного объема, площади застройки и этажности зданий православных храмов

Общую площадь храма следует определять как сумму площадей этажей (включая технический, цокольный, подвальный этажи и застекленные ярусы колокольни), измеренных в пределах внутренних поверхностей наружных стен, а также площадей хоров, закрытых гульбищ, лоджий и балконов. При этом площадь лестничных клеток, лифтовых и других шахт включается в площадь этажа с учетом их площадей в уровне данного этажа.

Площади подполья для проветривания храма, чердака, технического подполья (технического чердака) при высоте от пола до низа выступающих конструкций менее 1,6 м, а также тамбуров, портиков, крылец, открытых гульбищ и наружных лестниц в общую и полезную площадь храмов не включаются.

Полезную площадь храма следует определять как сумму площадей помещений богослужебного и подсобного назначения, а также хоров и звонниц без учета лестничных клеток, внутренних открытых лестниц, а также шахт и помещений, предназначенных для размещения инженерных коммуникаций и оборудования.

Площадь под лестницами при высоте от пола до низа выступающих конструкций 1,6 м и более включается в полезную площадь помещений, где расположены лестницы.

Расчетная по вместимости площадь храма определяется как сумма площадей средней части (собственно храма), трапезной части, хоров и приделов, предназначенных для размещения расчетного числа прихожан, за исключением площадей, занятых солеёй и утварью храма: киотами, подсвечниками и др.

Площадь помещений храмов следует определять по их размерам, измеряемым между отделанными поверхностями стен и перегородок на уровне пола (без учета киотов и плинтусов). Площадь, занимаемую солеёй, следует относить к площади средней части (собственно храма). В площадь помещения не включается площадь, занимаемая печью.

Строительный объем храма определяется как сумма строительного объема выше отметки +0,00 (надземная часть) и ниже этой отметки (подземная часть).

Строительный объем надземной и подземной частей храма определяется в пределах ограничивающих поверхностей с включением ограждающих конструкций, куполов, глав, звонниц и др., начиная с отметки чистого пола каждой из частей храма, без учета выступающих архитектурных деталей и конструктивных элементов, подпольных каналов, открытых гульбищ, объемов портиков, балконов, открытых звонниц и пространства под стилобатом на опорах (в чистоте), а также проветриваемых подполий под храмами.

Площадь застройки храма определяется как площадь горизонтального сечения по внешнему обводу храма на уровне цоколя, включая выступающие части. Площадь под гульбищем, расположенным на столбах, и под крытым переходом включаются в площадь застройки.

При определении этажности надземной части храма в число этажей включаются надземные этажи храма и цокольный этаж, если верх его перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли не менее чем на 2 м.

Подполье для проветривания под храмом, независимо от его высоты, в число надземных этажей не включается.

В этажность храма количество ярусов пристроенной колокольни не включается. Технический этаж, расположенный в чердачном пространстве храма, при определении этажности храма не учитывается.

www.wco.ru

Правила построения храмов

Одним из спорных вопросов в изучении Домонгольской Руси, в частности Владимиро-Суздальской, является вопрос о пропорционально-метрологических закономерностях построения архитектурной формы древнерусскими зодчими. Трудность вопроса заключается в том, что не сохранилось почти никаких письменных источников информации, освещающих особенности построения архитектурных форм. Единственным таким источником является сообщение Киево-Печерского патерика о построении Великой Печерской церкви в Киеве. В нем сообщается, что при разбивке плана церкви использовалась мера длины — золотой пояс Шимона. Исходя из указаний патерика о том, что ширина и длина церкви равнялись соответственно 20 и 30 поясам Шимона, Б.А.Рыбаков и Н.В.Холостенко вычислили длину пояса — 1,08 м [ 1, 2 ] (примечание 1). Ширина центрального и боковых нефов (примечание 2) Печерской церкви оказались равными соответственно 8 и 6 таким поясам [ 3 ].
Особую важность представляет сообщение патерика о том, что Печерская церковь явилась образцом для первых храмов Владимиро-Суздальской Руси. Согласно патерику «. христолюбец Владимер взем меру божественныя тоя церкви Печерскыя, всем подобием съезда церковь в граде Ростове: в высоту, и в ширину, и в долготу, но и письма на хартии написав, идеже кийждо праздник в коем месте написан есть, сиа вся в чин и подобие сотвори по образу великоа тоа церкви Богознаменаныа. Сын же того Георгий князь, слыша от отца Владимира, еже о той церкви сотворися, и той во своем княжении съезда церковь во граде Суждале в ту же меру» [ 4 ]. Это сообщение кажется ряду исследователей сомнительным по той причине, что суздальский собор, судя по остаткам его стен, оказался по размерам явно меньше Печерской церкви, а ростовский собор вообще не сохранился до наших дней и, следовательно, нет достаточных оснований утверждать, что Печерская церковь действительно явилась образцом для этих храмов. Однако можно предположить, что формулировка «в ту же меру” не тождественна формулировке «всем подобием». По-видимому, имеется в виду не полное сходство всех размеров, а использование одной и той же меры, т.е. пояса Шимона.
Прежде чем обратиться к размерам суздальского собора для проверки этого предположения, необходимо отметить, что сомнение у многих исследователей вызывает также сообщение патерика о создании собора именно Георгием — сыном Владимира Мономаха, т.е. Юрием Долгоруким. Во-первых, студя по материалам раскопок, существующий ныне белокаменный собор был поставлен, с небольшим сдвигом в южную сторону, на фундаментах собора, возведенного из плинфы во время княжения Владимира Мономаха. То есть первый собор в
Суздале был возведен не Юрием Долгоруким, как утверждается в патерике, а его отцом Владимиром Мономахом [ 5 ]. Во-вторых, противоречит патерику сообщение летописи о том, что в Суздале, на месте разрушенного собора Мономаха, в 1222 году был заложен новый собор не Юрием Долгоруким, а его правнуком — Юрием Всеволодовичем [ 6 ].
Существуют, тем не менее, данные, подтверждающие сообщение патерика. Так, согласно летописи, в 1148 году, т.е. в период княжения Юрия Долгорукого, произошло вторичное освящение собора [ 7 ]. Это говорит о том, что собор был либо капитально отремонтирован, либо полностью перестроен до повторной перестройки в 1222 году. В пользу второго предположения говорят результаты исследований А.Д.Варганова и А.Д.Дубинина [ 8, 9 ], согласно которым нижняя
часть существующего собора (в среднем до уровня аркатурного пояска) принадлежит собору, возведенному в 1148 году на остатках собора Мономаха. В 1222 году собор вновь был перестроен, но только на верхнем уровне (выше уровня аркатурного пояска). Основываясь на этом достаточно убедительном, на наш взгляд, предположении, проанализируем горизонтальные размеры остатков собора 1148 года, возведенного Юрием Долгоруким. В среднем ширина центрального и боковых нефов собора равна соответственно 6,6 и 4,5м. Эти размеры близки аналогичным размерам владимирского Успенского собора, заложенного Андреем Боголюбским в 1158 году. В нем центральные и боковые нефы равны 6,5м и 4,35м (примечание 3). Предполагалось даже, что владимирский Успенский собор был образцом для суздальского собора, однако результаты исследований Д.Д.Варганова и А.Ф.Дубинина говорят об обратном, суздальский собор был образцом для заложенного на 10 лет позже владимирского собора [ 10, 11 ].
Сопоставляя размеры этих соборов с размерами киевской Печерской церкви и с ее мерой — поясом Шимона, получаем, что центральный неф суздальского и владимирского соборов равен боковому нефу киевской церкви, следовательно они равны 6 поясам Шимона (1,08 х 6 = 6,48). Боковые же нефы суздальского и владимирского соборов близки по величине 4 поясам Шимона (1,08 х 4 = 4,32). Отсюда следует, что формулировка патерика «в ту же меру» подразумевает использование одной и той же меры — пояса Шимона, а не точное копирование всех размеров.
Что же касается размеров первоначального суздальского собора, построенного Мономахом, то по археологическим данным имеется всего три размера [ 12 ]. Внутренняя длина бокового нефа равнялась 21,3 м, ширина нартекса — 4,3м, толщина стен — 1,7м. С помощью первого из этих размеров на основании соотношения в киевской Печерской церкви можно вычислить внутреннюю длину по центральному нефу. Ее длина достигала примерно 22,5м (21,3 х 32,95 : 31,25 = 22,46). Предполагая, что внутренняя ширина Мономахового собора как и в Юрьевом соборе равнялась 14 поясам Шимона, получаем, используя пропорцию 3:2, внутреннюю длину центрального нефа — 21 пояс Шимона или 22,6м, что хорошо согласуется с вычисленной выше величиной. Об использовании в Мономаховом соборе пояса Шимона говорит и размер ширины нартекса — 4,3м, равный, с высокой точностью, 4 поясам Шимона (1,08 х 4 — 4,32). Формулировка патерика «всем подобием созда церковь в граде Ростове: и в ширину, и в высоту, и в долготу” однозначно определяет все размеры ростовской церкви. Возможно, что эта церковь была той самой «чудной» дубовой церковью, сгоревшей в 1160 году, взамен которой на следующий же год Андрей Боголюбский заложил белокаменный Успенский собор — самый крупный по размерам во Владимиро-Суздальской Руси. Археологические данные об этом новом соборе чрезвычайно скудны. Судя по результатам раскопок и масштабному чертежу плана существующего, возведенного позднее, собора [ 13 ], можно установить, что внутренняя ширина белокаменного собора 1161 года равнялась примерно 19,6 — 19,7м. Разделив этот размер на 3, получаем размер 6,53-6,57м, близкий ширине центральных нефов суздальского Рождественского и владимирского Успенского соборов. Следовательно, можно предположить, что центральный и боковые нефы ростовского собора были приравнены 6 поясам Шимона (примечание 4). Это противоречит данным патерика о «всем подобии». Однако противоречия здесь нет, так как в патерике говорится о более ранней церкви, ширина которой, как и в киевской Печерской церкви равнялась 20 поясам Шимона. Размеры именно этой церкви, по-видимому, имел в виду автор жития Леонтия, когда говорил о малых размерах возводимого белокаменного собора [ 14 ]. Из этого же источника известно, что в процессе строительства первоначальный замысел был изменен и собор расширили [15] т.е. по первоначальному замыслу собор должен был иметь еще более меньшие размеры. Вероятно, в начале размеры собора устанавливались равными размерам суздальского и владимирского соборов т.е. центральный неф также равнялся 6 поясам Шимона, а боковые — 4. Отсюда расширение собора, отраженное в житии Леонтия, заключилось, по-видимому, в увеличении размеров боковых нефов от 4 до 6 поясов Шимона. Таким образом, если первые владимирско-суздальские храмы все-таки были построены «в ту же меру», что и киевская Печерская церковь, как это отмечено в Киево-Печерском патерике то, возникает вопрос, использовалась ли эта мера в других владимиро-суздальских храмах, и если да, то каким образом?
Результаты целого ряда пропорционально-метрологических исследований показывают, что размеры большинства владимиро-суздальских храмов кратны метрологическим стандартам длины, отличным от пояса Шимона. По исследованиям К.Н.Афанасьева, в большинстве храмов использовались размеры, кратные греческому футу, равному 0,309 м [ 16 ]. А.Н.Чиняков и А.В.Столетов используют иную метрологическую величину, так называемый смоленский локоть, равный 0,62 м [ 17, 18 ]. Поскольку эта величина с большой точностью равна двум греческим футам (0,309 х 2 = 0,618), то результаты исследований А.Н.Чинякова и А.В. Столетова не противоречат результатам К.Н.Афанасьева. Выявленные всеми авторами пропорционально-метрологические закономерности почти во всех случаях с большой точностью соответствуют фактическим размерам памятников.
Только при анализе размеров центральных нефов владимирского Успенского и суздальского Рождественского соборов К.Н.Афанасьев и А.В.Столетов допускают довольно крупную погрешность, равную 30 — 40 см. Фактические размеры этих нефов, как уже отмечалось, равны соответственно примерно 6,5 — 6,6м, однако они приравниваются 20 греческим футам [ 19 ] или 10 смоленским локтям, т.е. 6,18 или 6,2 м. К.Н.Афанасьев признал, что размеры нефа более точно соответствуют 21 греческому футу, т.е. 6,49м, но тем не менее, «круглый» размер в 20 футов кажется исследователю более обоснованным, так как этому размеру равны центральные нефы ряда храмов Киева, Чернигова и Новгорода, т.е. размер являлся как бы «типовым» [ 20 ]. Такое сопоставление выглядит вполне оправданным, однако приравнивание центральных нефов рассматриваемых соборов 21 футу позволит не только значительно снизить погрешность, но избежать противоречия с сообщением Киево-Печерского патерика о построении «в ту же меру» собора в Суздале. Центральный неф суздальского Рождественского собора, приравненный 21 футу, соответствует 6 поясам Шимона, а боковой неф, приравненный 14 футам — 4 поясам Шимона. Отсюда следует, что пояс Шимона с большой точностью равен 3,5 футам, а два пояса Шимона, приравненные Б.А.Рыбаковым косой древнерусской сажени [ 21 ] равны соответственно 7 футам.
Данное предположение противоречит целому ряду исследований по исторической метрологии. Большинство исследователей считает, что сажень делилась на четыре локтя по шесть ладоней в каждом и соответственно на шесть футов по четыре ладони, т.е. полностью копировалась филетерийская система линейных мер [22]. Н.Т.Беляев, тем не менее, предполагает, что в начальный период существования филетерийской системы мер, т.е. в Ш в. до н.э., сажень делилась на четыре локтя, содержащие не шесть, а семь ладоней, и соответственно делилась на семь футов по четыре ладони [ 23 ]. Длина такого фута равнялась 31 см, а ладони- 7,7см, что совпадает с размерами фута и ладони греко-нонийской системы мер, возникшей в УШ-УП вв. до н.э., в некоторых поселениях Древней Греции [ 24 ]. По исследованиям Э.Шильбаха, фут, равный 0,31м, и сажень в семь таких футов составляли основу системы мер Византийской империи [ 25 ].
Об использовании на территории Древней Руси аналогичного фута, разделенного на четыре ладони, прямо говорят размеры «вавилона», начертанного на плите саркофага, обнаруженного при раскопках белокаменного храма XII в. в селе Василеве Черниговской области [ 26 ]. «Вавилон» состоит из трех вписанных друг в друга квадратов, стороны которых в среднем равны 7,6, 18,6 и 31,0 см. Первый и последний из этих размеров близки размерам ладони и фута греко-ионической системы мер. Другой, начертанный на глиняной плите, “вавилон” из Старой Рязани представляет собой чертеж «как бы трех букв “П”, написанных одна в другой и опирающихся на общую черту” [ 27 ]. Ширина их сторон равна 7,5, 10,7, 15,8 см. Первый и последний из этих размеров также близки размерам ладони и полуфута греко-ионийской системы мер.
Следует отметить, что размер, равный 1/2 футам, в целом ряде реконструкций древних систем мер называется пядью [ 28 ]. Отсюда более логично было бы приравнять пояс Шимона не 3,5 футам, а 7 пядям, тем более, что число 7 занимало одно из важнейших мест в религиозных представлениях древних народов [ 29 ].
По исследованиям И.А.Бондаренко, меры, кратных футу, использовались при строительстве храмов Москвы ХУI в. Наряду с саженями, содержащими 5, 6 и 8 футов, применялась также, так называемая
«государева» сажень в 7 футов [ 30 ].
Приведенные факты и результаты исследований косвенно подтверждают предположение об использовании строителями Владимиро-Суздальской Руси мер длины, кратных футу, в частности, семифутовой сажени и пояса Шимона, равного половине этой сажени или 7 пядям.
Попытаемся, используя эти меры, произвести полный статический анализ основных размеров всех сохранившихся памятников архитектуры Владимиро-Суздальской Руси XII века. Собранная нами из различных источников обмерная информация наиболее полно отражает размеры ширины храмов, в том числе ширины их нефов, поэтому анализ придется ограничить сопоставлением размеров ширины нефов храмов
(табл.1). Первое, что бросается в глаза при анализе размеров,
сведенных в таблицу, это полное сходство размеров нефов у Спасо-
-Преображенского собора в Переяславле-Залесском, церкви Бориса и
Глеба в Кидекше и Дмитриевского собора во Владимире. В среднем,
центральные и боковые нефы этих соборов равны соответственно 4,9 и 3,7м. А.В.Столетов приравнивает эти размеры соответственно 8 и 6 смоленским локтям по 0,62м [ 31 ], а К.Н.Афанасьев — 16 и 12 греческим футам по 0,309м [32] или, по терминологии Н.И.Болотина, греко-ионийским футам (примечание 5). Близкий по величине размер центрального нефа, при несколько большем размере боковых нефов, имеет собор Рождественского монастыря /4,95м/ и Успенский собор Княгинина монастыря /4,75м/, построенные во Владимире во время княжения Всеволода. Такой многократный повтор одного из ключевых размеров, конечно же, не похож на случайное совпадение. Многие исследователи отмечали «типовой» характер целого ряда храмов Владимиро-Суздальской Руси. Причем в некоторых случаях повторяются буквально все размеры. По исследованиям Н.Н.Воронина, копирование размеров берет начало с построения Спасо-Преображенского собора в Переяславле-Залесском, который явился точной копией галичского Спасского собора [33]. Этот факт рассматривается многими исследователями как веское доказательство того, что во Владимиро-Суздальской Руси работала группа галичских мастеров, привезших с собой готовый «типовой проект» (примечание 6) храма наряду с целым рядом технических новшеств.
Определение размеров нефов приведенных храмов равными 16 и 12 футам не выглядит бесспорным. Центральный неф можно метрологически трактовать равным 10,5 локтям (0,466 х 10,5 = 4,9) или 14 футам царским (0,35 х 14 = 4,9). Данные трактовки обоснованы тем, что ширина центрального нефа, равная, как правило, внутреннему диаметру барабана и купола, должна быть величиной кратной семи единицам. Это связано с тем, что разметка круглых форм в ранние исторические периоды могла производиться только на базе целочисленной дроби 22/7, служившей достаточно точным заменителем числа “ ”.
Если же проанализировать размеры оставшихся в таблице храмов, то можно обнаружить любопытною закономерность: центральный неф одного храма равен боковому нефу другого, более крупного храма, а боковой неф этого же храма равен центральному нефу более мелкого храма. Так, размер центральных нефов суздальского Рождественского и владимирского Успенского соборов равен размеру бокового нефа киевской Печерской церкви, и в то же время размер боковых нефов этих соборов совпадает с размером; центральных нефов юрьево-польского и владимирского Георгиевских соборов и боголюбовского Рождественского собора. В свою очередь, размер боковых нефов трех последних соборов совпадает с размером центрального нефа церкви Покрова на Нерли.
Такая «типизация» храмов, по-видимому, была тесно связана с положением того или иного храма, которое он занимал в иерархии церковной власти. В пользу этого предположения говорят строки Киево-Печерского патерика: «Владимир. всем подобием съезда церковь в граде Ростове. сия вся в чин и подобие сотвори по образу. » [ 34 ], т.е. сохранение в новом храме всех габаритов означало, по-видимому, сохранение за этим храмом того же церковного «чина». Таким образом, все владимиро-суздальские храмы XII века, за исключением храмов, построенных по галичскому образцу, были построены в “чин” и “подобие” (табл.2).
Каноничность «меры» и «чина», по-видимому, имела устойчивый
характер на протяжении целого ряда последующих столетий. Это подтверждается на примере анализа размеров Успенского собора Московского кремля. Как известно из летописи, этот собор был построен по
образцу владимирского Успенского собора. Так, митрополит Филипп и
Иван III, задумывая постройку московского Успенского собора «всхотеша бо въздвигнути храм велик зело в меру храма пресвятыя Богородица иже в Володимери, ея же съезда благоверный великий князь Андрей Боголюбский Юрьевич. по многу прежде видя того храма превелика зело и высока, преосвященный митрополит Филипп. хотяше в ту же меру видети храм създати пресвятой Богородици на Москве. » [ 35 ]. Археологические раскопки подтвердили это сообщение — план собора 1472 г. возведенного зодчими Кривцовым и Мышкиным, достаточно точно следовал владимирскому образцу [ 36 ]. Через три года, вместо рухнувшего собора 1442 года, Аристотель Фиораванти возводит собор, размеры которого заметно превосходят размеры владимирского образца. По исследованиям И.И.Федорова, модулем для разбивки плана нового собора сложил размер, равный 4/3 центрального нефа владимирского Успенского собора [ 37 ]. Это есть не что иное, как размер центрального нефа киевской Печерской церкви /6,5 х 4 : 3 =8,66/. Следовательно, московский собор можно расположить на высшей ступени иерархической лестницы наряду с Печерской церковью. Сопоставление размеров этих памятников, на первый взгляд кажется неожиданным (примечание 7). Однако в данном случае мы имеем дело с любопытным явлением, которое условно можно назвать двойным отражением. Как известно из патерика, киевская Печерская церковь была образцом для суздальского Рождественского собора — двойника владимирского Успенского собора, который, в свою очередь, стал образцом для московского Успенского собора. Таким образом, Успенский собор 1475 года оказался сопоставимым по «мере» и «чину» с киевской Печерской церковью, а собор 1472 года — с владимирским Успенским собором. Дополняет этот ряд предположение, по которому первый московский Успенский собор, заложенный в ХIII веке (примечание 8), был построен по образцу юрьево-польского Георгиевского собора /38/.Такое расположение всех трех московских соборов на трех верхних степенях иерархической лестницы говорит о возрастающей роли Москвы в церковной
и политической жизни Средневековой Руси. Сохранение «меры» и иерархии по «чину» в храмах, возведенных разными артелями и зодчими
на протяжении нескольких столетий, можно объяснить ведущей ролью
заказчика в определении основных размеров храмов. К приведенным
выше выдержкам из письменных источников о сохранении «меры» во
вновь возводимых храмах, необходимо добавить следующее сообщение
Киево-Печерского патерика: «. сам князь /Святослав/ своими руками ров начал копать. и положил меру церкви /Печерской/ тем золотым поясом по гласу с небес» [ 39 ]. Этот отрывок говорит не только о компетентности князя в вопросах размерения плана «божественной мерой», но и простоте правил пропорционирования форм плана, что противоречит точке зрения ряда исследователей о «хитрых» профессиональных секретах зодчих [ 40 ].
Проведенный системный анализ размеров храмов Владимиро-Суздальской Руси (примечание 9) позволяет произвести следующую историческую интерпретацию, которая может служить исходной рабочей гипотезой для дальнейших исследований:
I. Мерой для разбивки планов первых храмов Владимиро-Суздальской Руси, согласно сообщению Киево-Печерского патерика, служил пояс Шимона, равный 1,08м или 3,5 греко-ионийским футам.
II. Выбор размеров нефов храмов осуществляется в строгом соответствии с «чином» храма: центральный неф меньшего по «чину» и, следовательно, по абсолютным размерам храма приравнивался боковому нефу более крупного храма.
III. Правила определения основных размеров храмов были предельно просты, но каноничны и входили в компетенцию заказчика.
IV. Строгое следование иерархическому правилу было нарушено
артелью мастеров, прибывших во Владимиро-Суздальскую Русь из Галича по приглашению Юрия Долгорукого. Прибывшие мастера осуществляли разбивку планов по готовому, привезенному из Галича, «типовому проекту».
V. Следование галичскому образцу не наблюдается в период княжения Андрея Боголюбского, из чего, можно предположить, что на Владимиро-Суздальской Руси действовала своя собственная артель мастеров, которая при разбивке планов храмов, тем не менее смело шла на заимствование целого ряда технических приемов строительства /романская техника кладки, резные декоративные орнаменты и т.д./.
VI. В период княжения Всеволода храмы вновь строятся по «типовым» галичским размерам. По-видимому, члены артели Андрея Боголюбского были убиты во время гражданских волнений, вызванных убийством князя в 1174 году, и поэтому Всеволод был вынужден вновь вызвать мастеров из Галича.
VII. Строителями Московской Руси также применялись меры длины,
кратные греко-ионийскому футу. Кроме того, соблюдалось правило установки размеров нефов храма согласно его «чину».

ПРИМЕЧАНИЯ
1. К.Н.Афанасьев придерживается другого мнения. По его расчетам пояс Шимона равняется 1,18м, так как размеры взяты им по наружным граням стен [ 41 ]. Метрологически этот размер приравнивается К.Н. Афанасьевым 4 римским футам по 0,296 м. Этой же точки зрения придерживается и М.Ф. Мурьянов [ 42 ]. Получается, что киевская Печерская церковь построена по римским мерам, а владимиро-суздальские храмы по греческим. Такое различие в мерах сомнительно, так как это противоречит содержанию Киево-Печерского патерика.
2. Здесь и далее размер бокового нефа рассматривается в сумме толщиной столба.
3. Размеры взяты по материалам архива Владимирской специальной научно-реставрационной производственной мастерской.
4. Это предложение достоверно только в, том случае, если допустить, что оси столбов и лопаток стен, как и во многих других храмах
Владимиро-Суздальской Руси, не соответствуют друг другу. Если же предположить, что их оси совпадали, то боковые нефы, судя по материалам раскопок [ 43 ], были примерно в полтора раза меньше центрального.
5. Терминология Н.И.Болотина, на наш взгляд, более точно отражает происхождение мер, так как не на всей территории Древней Греции
использовались меры, основанные на футе, равном 0,31м. Убедительным доказательством этого может сложить анализ памятников афинского Акрополя, произведенный Н.И.Болотиным и В.Н.Федерякиным [ 44,45 ]. В результате этого анализа доказано, что в афинских храмах, в том числе и в
Парфеноне, использовались меры длины, основанные на футе, равном 0,296м.
6. Полный перенос размеров храмов из одной местности в другою
осуществлялся не только из Галича во Владимиро-Суздальскую Руси.
Б.А.Рыбаков приводит интересный пример полностью похожих друг на друга храмов- Успенских церквей, возведенных в Чернигове и Старой Рязани. У этих двух зданий одинаковы все размеры, одинаков план, одинаково применялось сочетание красного и желтого кирпича, одинаковы клейма на кирпичах, одинаково даже расположение крещален для новообращенных язычников [ 46 ].
7. В.И.Федоров предполагает, что Фиораванти осуществлял разбивку плана с помощью равновеликих ячеек, размеренных по осям стен и столбов [47]. Однако, по реконструкции К.К.Романова, получается, что внутренние размеры центральных нефов соборов 1472 и 1475 гг. полностью совпадают [48]. Это обстоятельство заставляет отнести собор Фиораванти к одному и тому же «чину», что и владимирский Успенский собор. Однако отсутствие подробной обмерной информации вынуждает нас придерживаться выводов более современного исследования В.И.Федорова.
8. По исследованиям В.И.Федорова, московский Успенский собор
возводился четырежды, в конце ХIII века, в 1326, 1472 и 1475 гг. Причем,
планы соборов конца ХШ века, и 1326 года повторяли план юрьево-польского Георгиевского собора, т.е. они относились к одному и тому же
«чину».
9. Анализ можно расширить на материале размеров икон владимирского Успенского собора, написанных Андреем Рублевым в начале ХУ века. С минимальными погрешностями, размеры всех этих икон [49] кратны размеру греко-ионийского фута. Размеры икон «Вознесение» /1,25 х 0,92м/ и «Сретение» /1,24 х 0,92м/ соответствуют формату со сторонами 4 и 3
фута. Размеры икон Деисусного чина: «Богоматерь» /3,13 х 1,06м/, «Иоанн
Предтеча» /3,13 х 1,05м/,»Апостол Петр» /3,13 х 1,04м/,»Апостол Павел»
/3,12 х 1,05]» соответствуют формату 10 х 3,5 фута, т.е. ширина этих
икон приравнена поясу Шимона. Габариты иконы Деисусного ряда «Спас в
силах» отличается от остальных только тем, что ее ширина /2,20м/ в два
раза больше и равна соответственно 7 футам или 2 поясам Шимона.

archi.ru