Правила проведения проверок рб

Рассылка новостей журнала «Заработная плата»

Подписчики этой рассылки получают уведомления о выходах новых номеров журнала, о новых запланированных прямых телефонных линиях, о выходе наших новых проектов и начале очередной подписной кампании. Средняя периодичность рассылки 2—3 раза в месяц.

Подписка на журнал

№ 8, август 2006

Другие
наши издания

Рубрики в номере

Налоговые проверки: порядок назначения, проведения, результаты

Рубрика «К вам пришла проверка»

МАКСИМ КОРШЕКЕВИЧ, юрист

С 1 июля 2006 г. вступили в силу изменения, внесенные Указом Президента Республики Беларусь от 15 марта 2006 г. № 151 в Порядок организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций (утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г. № 673). В этой связи корректировке подверглись и нормы Инструкции о порядке организации и проведения проверок налоговыми органами, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29 декабря 2003 г. № 124. Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 20 апреля 2006 г. № 51 она изложена в новой редакции. Произошли существенные изменения в правилах организации, назначения, проведения налоговыми органами проверок юридических лиц, а также применения экономических санкций.

КТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ ОРГАНИЗАЦИЮ

Применительно к проверке организации в первую очередь встает вопрос: с кем из должностных лиц и иных работников организации должны иметь дело проверяющие из налогового органа? Прежде всего обязанным лицом перед налоговым органом является сама организация (именно ей адресуются требования законодательства и действующего в соответствии с ним налогового органа). При взаимодействии с налоговым органом и его должностными лицами организация действует через своих представителей.

Лицо может представлять организацию:

o в силу законодательства (руководитель);

o в силу полномочий, вытекающих из учредительных документов (устава, учредительного договора) или доверенности на представление организации в налоговых отношениях (по любым или по отдельным, непосредственно обозначенным в ней вопросам). Например, в уставе организации представлять ее в отношениях с контролирующими органами может быть поручено заместителям руководителя по соответственно курируемым ими направлениям деятельности.

В интересах организации определить лиц, которые будут ее представлять одним из указанных способов: или в учредительных документах, или путем выдачи доверенности, заверенной руководителем и печатью организации (нотариальное удостоверение не требуется). Это должны быть компетентные лица, знающие различные стороны деятельности организации (прежде всего — документооборот), способные организовать работу различных подразделений по выполнению требований налогового органа. Кончено, возможно и взаимодействие с налоговым органом исключительно через руководителя. В любом случае этот вопрос не следует пускать на самотек: отсутствие и (или) бездействие представителя организации — бездействие самой организации со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Но в отдельных случаях работник организации является лицом, непосредственно обязанным к совершению определенных действий или имеющим определенные права. Так, главный бухгалтер или иное лицо, выполняющее его функции, обязаны подписать акты и справки, составленные по результатам проверки. Еще один пример. Работники организации, располагающие необходимыми сведениями о совершенных хозяйственных операциях (как выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции — руководители структурных подразделений, материально ответственные лица и другие, так и не наделенные такими полномочиями (водители, подсобные рабочие и др.)), обязаны по требованию сообщить эти сведения проверяющим.

Представители организации и другие ее работники должны знать свои права и грамотно пользоваться ими (право участвовать при совершении проверяющими контрольных действий, знакомиться с содержанием документов, оформляющих эти действия, получать экземпляры этих документов, обжаловать действия или бездействие проверяющих и т.д.).

Важно также знать права и обязанности налогового органа и его сотрудников. С одной стороны, реагируя замечаниями по поводу совершаемых контрольных действий, можно исключить неоправданное вмешательство в деятельность организации. С другой стороны, своевременно и правильно выполняя законные требования налогового органа, можно избежать неблагоприятных последствий их невыполнения или ненадлежащего выполнения.

ВИДЫ ПРОВЕРОК

В отношении организации может быть проведена либо камеральная, либо выездная проверка.

Камеральная проверка. Проводится непосредственно в налоговом органе. Предписание на ее проведение не требуется.

В ходе проверки изучаются как налоговые декларации и другие документы, представленные самой организацией, так и документы и сведения о ее деятельности, имеющиеся у налогового органа (информация представляется банками, нотариусами, лицами, при посредстве которых осуществляются различные финансовые операции, другими организациями и гражданами).

Перечень вопросов, которые можно проверить камерально, неограничен: правильность исчисления налогов; обоснованность применения льгот; полнота и своевременность удержания налоговым агентом сумм налогов и сборов и перечисления удержанных сумм в бюджет. При проведении такой проверки налоговый орган может побеспокоить организацию, истребовав у нее дополнительные сведения, запросив объяснения и документы. Запрашиваемые сведения и документы должны иметь непосредственное отношение к предмету проверки.

Выездная проверка. Как правило, проводится по месту нахождения организации. В случае несовпадения режима ее работы с режимом работы налогового органа либо отсутствия помещений или условий для размещения проверяющих, а также по усмотрению проверяющих проверка может проходить в помещении налогового органа. В этом случае прием и возврат документов, представляемых для проверки, осуществляется только в систематизированном виде в папках, пронумерованных по листам.

Возврат документов проводится только после проверки представителем организации сохранности документов и письменного подтверждения в акте приема-возврата документов наличия (отсутствия) претензий. Акт скрепляется подписями представителя организации и проверяющего. Акт не составляется, если представленные в налоговый орган документы проверяются в присутствии представителя организации в течение одного рабочего дня.

Выездная проверка может быть комплексной или тематической. В ходе комплексной проверки проверяются вопросы уплаты (удержания и перечисления в бюджет) всех налогов за период:

o с даты государственной регистрации организации (если она не проверялась налоговым органом с этого момента);

o с даты, установленной для представления налоговых деклараций, следующей за периодом, охваченным предыдущей проверкой, и до даты, установленной для сдачи деклараций перед датой начала текущей проверки.

Тематические проверки проводятся редко. В ходе проведения тематической выездной налоговой проверки изучаются вопросы уплаты отдельных налогов, обязанность уплаты которых возложена в соответствии с законодательством на проверяемое лицо, а также другие вопросы, отнесенные законодательством к компетенции налоговых органов. Поскольку такая проверка в любом случае считается внеплановой, для ее проведения требуется поручение высших должностных лиц Республики Беларусь, Министра по налогам и сборам и его заместителей, руководителей инспекций Министерства по налогам и сборам по областям и г. Минску и их заместителей (в отношении нижестоящих налоговых органов), уполномоченных должностных лиц правоохранительных и судебных органов.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 8 (8), август 2006 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.

zp.by

Что нужно знать о проверках

В минском офисе международной юридической компании Raidla Lejins & Norcous 29 января прошел круглый стол по теме «Защита бизнеса при проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности», который провел старший юрист отдела консалтинга Алексей Лукашов.

Тема проверок очень обширна и охватить ее за раз практически невозможно. Но есть некоторые принципиальные вещи, которые должны обязательно знать первые лица организаций, руководители структурных подразделений, работники бухгалтерии и те люди, которые непосредственно имеют отношения к проверкам.

Алексей Лукашов сразу отметил: «Всякая сфера деятельности эффективна, если она управляема. И элементом этого управления является контроль. Есть контроль внутренний и внешний. Проверки – это контроль внешний. И нет сомнения, что такой контроль необходим. Проверяющие специалисты проводят свою работу не всегда на должном уровне. В таком случае у проверяемых появляется возможность оспорить действия такой проверки и решить вопрос в свою пользу. Именно еще и поэтому тем, кого проверяют, необходимо самим знать, что такое проверка, как она проводится, каковы ее условия, какие есть права и возможности».

Старший юрист РЛН отметил 10 основных законодательных и подзаконных актов о проверках финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, а также отметил, что есть еще масса подзаконных актов, которые имеют отношения к проверкам.

Основной документ, который позволяет определить, кто будет проводить проверку, по каким вопросам, как она проводится, каковы у проверяемых возможности для защиты своих интересов в ходе этой проверки, это Указ Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (Указ № 510) и утвержденные им Положение о порядке организации и проведения провероки Положение о порядке проведения мониторинга.

Кроме того, Алексей Лукашов подчеркнул, что, в соответствии с Процессуально исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (ПИКоАП) и Уголовно-процессуальным кодексом (УПК), проверки могут проводиться и по требованиям органов, которые осуществляют административный или уголовный процесс.

Случаи, когда проверки не проводятся, как отметил старший юрист РЛН, относятся к перечню мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30. 11. 2009 № 1105. Нужно помнить, что осуществляются такие мероприятия в соответствии с актами законодательства. Плановые и внеплановые проверки по мероприятиям, которые указаны в данном перечне, запрещаются. Поэтому когда приходит кто-то и начинает задавать какие-то вопросы, проверять, надо определиться, в рамках проверок или в рамках технических мероприятий это происходит. Достаточно поинтересоваться у самих проверяющих.

Проверки бывают разных видов. Наиболее часто встречаются плановые проверки, о проведении которых можно узнать на сайте Госконтроля. (В соответствии с требованиями Указа № 510 на каждое полугодие в нашей стране формируются координационные планы контрольной (надзорной) деятельности.) Там обозначены субъекты, которых будут проверять, дата, кто будет проверять и по каким вопросам.

Алексей Лукашов отметил, что благодаря указанию на сферу проверки, можно заранее решить ряд проблем, если они существуют. Помимо всего прочего, например, стоит обратить внимание на документацию, насколько она соответствует требованиям законодательства. Старший юрист РЛН порекомендовал тем, кто не в состоянии сам это сделать, привлекать финансистов, аудиторов и юристов со стороны. Потому что иногда, как рассказал Алексей Лукашов, в практике бывают такие случаи, когда договор вроде бы на бумаге есть, но де-юре этого его нет, так как существенные условия в нем отсутствуют. Из-за чего при надобности такой договор не поможет защитить права в суде.

Еще один наиболее популярный вид проверок – внеплановые тематические оперативные проверки. На проведение такой проверки обязательно должно быть предписание, выполненное на фирменном бланке, а если фирменного бланка нет, то должен быть оттиск гербовой печати на этом документе. Кроме того, на нем должна стоять подпись руководителя или заместителя руководителя соответствующего государственного органа. Также внеплановые проверяющие должны представиться, указать, кто руководитель группы, предъявить служебные удостоверения, сделать отметку в книге учета проверок и ревизий, которая есть в любой организации.

С момента начала проверки, чтобы оспорить законность ее назначения, у проверяемого есть десять дней. Восстановить этот срок, если проверяемый его пропустил, пусть даже по уважительной причине, нельзя. Это важно, потому что если проверка признается незаконной, то все ее результаты равны нулю.

Вопрос о том, надо ли жаловаться и надо ли добиваться справедливости в каждом конкретном случае, когда речь идет о проверке, каждый решает сам. Однако Алексей Лукашов подчеркнул, что это обязательно нужно делать, если речь идет о больших суммах и незаконности выводов проверки.

В ходе проверки нередко могут проверяться складские помещения, места хранения материальных ценностей. Алексей Лукашов посоветовал обязательно довести до сведения работников, что подобного рода действия проверяющие должны осуществлять в присутствии представителя организации (директора, заместителя директора, главного бухгалтера).

Также стоит помнить, что при изъятии какого-либо имущества это должно в обязательном порядке документироваться. И если в протоколе не обозначен какой-либо документ, из-за которого в будущем возникает спор, будут сложности с вопросами доказывания того или иного обстоятельства. При изъятии проверяющий должен указать название документа, его дату и номер. В этом случае его можно идентифицировать. Если же это не делается, в обязательном порядке стоит требовать от проверяющего записать всю эту информацию в протокол.

На вопрос одного из участников круглого стола о том, кто именно должен делать опись документов, Алексей Лукашов подчеркнул, что это должна делать проверяющая сторона. Во время проверки требования о совершении каких-то действий, о предъявлении каких-то документов могут быть устными и письменными. В случае, когда возникает недопонимание между сторонами, можно просить, чтобы требования были предъявлены в письменном виде. Когда появляется письменный запрос, у проверяемого появляется возможность, в случае нарушения со стороны проверяющих, обжаловать их действия.

Если в протоколе что-то не отмечается и требования проверяемой стороны отметить игнорируются, то она также вправе просить проверяющего сделать определенную отметку в протоколе, что о таком требовании было заявлено. Если и это требование игнорируется, тогда незамедлительно нужно жаловаться руководителю проверяющей группы. Если и руководитель не найдет нарушения, то надо жаловаться вышестоящему должностному лицу. Причем старший юрист РЛН подчеркнул, что отказываться от подписи и требовать обжаловать протокол нужно сразу же. Иначе в подписанном протоколе не будут отражены все замечания.

Алексей Лукашов также напомнил, что человек обязан давать объяснение, но у каждого человека также есть и право не давать объяснение, если спрашивают об обстоятельствах, имеющих отношение к его деятельности и к деятельности его близких. Это конституционное право.

На вопрос, кто должен писать объяснение, старший юрист РЛН ответил следующим образом: «У вас спрашивают, вы отвечаете, проверяющий записывает. Если же вы пожелаете, то можете написать свое объяснение сами лично. Если не пожелаете, то никто не вправе заставить вас писать их собственноручно. В случае же ошибки проверяющий обязан поправить записанные объяснения. Причем черкать в объяснении нельзя. Если вы видите, что проверяющий так делает, нужно сразу же пресекать эти действия. Все правки вносятся в конце объяснительной после слов «Сделано замечание: такие-то слова в таком-то месте уточняю». Подписывается каждая страница объяснения».

Если в ходе проверки выявляется административное правонарушение, то об этом делается соответствующая отметка в акте проверки. Выявленное правонарушение закрепляется следующим образом: берут объяснения, изымают определенные документы. Но когда происходит изъятие документов, свидетельствующих о совершении административного правонарушения, то в соответствии с ПИКоАП такое действие, как изъятие, наложение ареста на какое-то имущество рассматривается как начало административного процесса, который идет теперь в то же время, что и проверка.

Вопрос о том, по каким правилам должны работать проверяющие – по правилам проведения проверок (в соответствии с Указом № 510) или по правилам ПИКоАП, – должным образом в законодательстве не решен. И хотя эти правила во многом схожи, они все же имеют и существенные отличия. Например, в соответствии с ПИКоАП, детально прописано, как надо фиксировать использование технических средств, в отличие от Положения о проведении проверок, согласно которому достаточно просто указать, что применялась фото- и видеосъемка в акте.

Если речь идет об административном процессе, то проверяемый имеет право требовать включить в протокол осмотра протокол применения фото, видео и прочих технических средств. Алексей Лукашов подчеркнул, что никто не вправе ссылаться на документ, если он не оформлен должным образом.

По завершении проверки проверяемый получает справку, если нарушений не выявлено, или акт, если выявлены какие-то нарушения. Акт вручается либо лично, либо пересылается по почте. У проверяемого есть 15 дней, чтобы ознакомиться с содержанием этого акта и определиться, правильно ли там все изложено, насколько существенно затрагивает его интересы написанное в акте и каковы последствия, если этот акт он признает и не оспорит. Именно в течение этих 15 дней можно решать, писать возражение по акту или нет.

Возражения направляются проверяющим, которые их исследуют и могут провести дополнительную проверку. В результате, например, проверяющие могут согласиться с проверяемым в одной из частей и выдать новый акт, который тоже должен быть изучен. К слову, по этому акту также в течение 15 дней может быть написано возражение.

Алексей Лукашов отметил, что возражения стоит направлять: «В случае признания вас виновным в административном правонарушении, эта информации будет помещена в базу, вас отнесут к группе риска и станут чаще проверять».

В ходе круглого стола участников также интересовал вопрос о налоговом хронометраже, насколько он законен и как должен проходить.

«Он законен, поскольку нормативно определен. Определена и процедура проведения налогового хронометража. Налоговые органы могут отслеживать вас в течение определенного промежутка времени (до 10 дней). Они будут определять выручку за это время. Затем, подсчитав, сопоставят ее со значением, которое было указано вами в налоговой декларации за такой же период времени. Если эти значения будут отличаться несущественно, то результат налогового хронометража является подтверждением того, что вы работаете честно в соответствии с законодательством. Если разница будет существенной, то это может стать причиной внеплановой тематической оперативной проверки», – ответил Алексей Лукашов

Также была затронута и тема встречных проверок, в ходе которых проверяются не только документы проверяемого и его контрагента, но и третьих лиц, которые имели отношение к проверяемым операциям.

Алексей Лукашов рассказал, что если кто-то из контрагентов оказался в перечне лжепредпринимателей, который ведется в соответствии с Указом № 488 от 23 10 1012 г. «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств», это не значит, что все те операции, которые проверяемый осуществляли с ним, являются бестоварными и фиктивными.

Если налоговые органы признают операцию с субъектом, который был помещен в этот перечень, бестоварной, то в акте должны быть представлены доказательства – пояснение участников этой сделки и документы, которые берутся в основу сделки. Иначе это можно оспаривать.

На круглом столе были представители разных сфер деятельности. По окончании некоторые участники поделились впечатлением о полезности такого мероприятия.

Ирина, ООО «Элин»: «Всякая информация подобного рода очень полезна. Поняла для себя, что мы не являемся беззащитными перед проверяющими органами и что мы имеем право и возможность побороться за свои слова. Для меня было познавательно».

Елена, Хоккейный клуб «Юность-Минск»: «Интересно было все, потому что первый раз на таком мероприятии была. Очень много по своему вопросу узнала о составлении актов, как подавать опровержение – эта информация нас очень интересовала».

Анаит, Национальный центр интеллектуальной собственности: «Тема, мне кажется, актуальна для всех организаций как государственных, так и хозяйственных. Было достаточно интересно, информация подавалась систематизированно. Учитывая еще большой уровень знаний и опыт спикера старшего юриста Алексея Лукашова, было достаточно интересно узнать и какая практика по данного рода проверкам. Некоторые аспекты, которые были освещены, даже нам, юристам, не все были известны. Например, каким образом, где, как себя вести. Тем более представляю, насколько полезнее и познавательнее эта информация была для участвовавших сотрудников различных организаций, которые не являются юристами».

www.jurcatalog.by

Правила проведения проверок рб

Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.01.2008 № 17 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29 декабря 2003 г. № 124» (далее — Постановление № 17) внесены изменения и дополнения в Инструкцию о порядке организации и проведения проверок налоговыми органами, утвержденную постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29.12.2003 № 124 (далее — Инструкция № 124).

Инструкцией № 124 определены виды налоговых проверок, порядок их организации, методы проведения, порядок проведения процессуальных действий при проведении проверок, требования к составлению актов и справок проверок, порядок рассмотрения материалов проверок, порядок рассмотрения возражений по актам проверок и жалоб на решения по ним.

Постановление № 17 принято с целью приведения норм Инструкции № 124 в соответствие с нормами Декрета Президента Республики Беларусь от 17.12.2007 № 8 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11» (далее — Декрет № 8), Указа Президента Республики Беларусь от 26.11.2007 № 602 «О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь по вопросам работы с имуществом, изъятым, арестованным или обращенным в доход государства» (далее — Указ № 602), Закона Республики Беларусь от 26.12.2007 № 302-З «О внесении дополнений и изменений в некоторые Законы Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам налогообложения» (далее — Закон № 302-З) и Закона Республики Беларусь от 26.12.2007 № 301-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам уплаты государственной пошлины» (далее — Закон № 301-З).

Названными законодательными актами внесен ряд изменений в законодательство.

В частности, Указом № 602 внесены изменения и дополнения в указы Президента Республики Беларусь от 02.10.2003 № 432 «О совершенствовании работы с имуществом, обращенным в доход государства» и от 14.09.2006 № 575 «О порядке распоряжения государственным имуществом».

Декретом № 8 Положение о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.03.1999 № 11 (далее — Положение о госрегистрации), изложено в новой редакции.

В соответствии с Законом № 301-З в новой редакции изложен Закон Республики Беларусь «О государственной пошлине», а в соответствии с Законом № 302-З внесены изменения и дополнения в Общую часть Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК).

Таким образом, Инструкция № 124 приведена в соответствие с измененными нормами указанных актов, носящих высшую юридическую силу.

Истребование документов для проверки

Подпункт 6.5 Инструкции № 124 приведен в соответствие с п. 1.5 ст. 81 НК, в частности, уточнено, что при проведении проверок получение должностными лицами налоговых органов от других государственных органов, организаций и физических лиц, необходимых для выполнения возложенных на налоговые органы обязанностей информации и документов, в том числе заключений соответ­ствующих специалистов, экспертов, осуществляется на безвозмездной основе.

Внесены изменения в порядок истребования документов при проведении рейдовых проверок. В ходе рейдовой проверки проверяющие вправе требовать у проверяемого плательщика (иного обязанного лица) представление документов, подтверждающих приобретение (поступление) перевозимых, находящихся в местах реализации или хранения товарно-материальных ценностей (далее — ТМЦ). Если плательщику (иному обязанному лицу) необходимо время для представления истребуемых документов, проверяющие оформляют письменное требование о представлении документов по примерной форме согласно приложению 7 к Инструкции № 124, которое адресуется (вручается) должностному лицу либо иному представителю плательщика (иного обязанного лица), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Срок предъявления запрашиваемых документов, подтверждающих факт приобретения (поступления, отпуска в места реализации) ТМЦ, которые в соответ­ствии с законодательством должны находиться в местах их реализации (хранения), согласуется должностным лицом налогового органа, производящим проверку, с лицом, которому адресовано требование, о чем делается соответствующая запись в требовании. Срок предъявления запрашиваемых документов должен быть максимально коротким и способствовать завершению проверки в течение этого же календарного дня.

Проведение контрольных закупок

Подпункт 1.13 ст. 81 НК дополнен нормой, позволяющей проводить контрольные закупки не только с использованием белорусских рублей, но и иностранной валюты.

Контрольной закупкой признается искусственно созданная должностными лицами налоговых органов ситуация приобретения ТМЦ без цели их потребления или последующей реализации.

В целях приведения в соответствие с указанной нормой НК в несено изменение в п. 6.12 Инструкции № 124, согласно которому при проведении проверок должностные лица налоговых органов имеют право проводить в порядке, определяемом законодательством, контрольные закупки товарно-материальных ценностей и контрольные оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг для проверки соблюдения законодательства, в том числе установленного порядка приема наличных денежных средств, порядка осуществления валютных операций у плательщика. Соответствующие изменения внесены в п. 107 Инструкции № 124, устанавливающий цели проведения контрольной закупки.

Проведение осмотра

Внесены изменения в порядок осмотра имущества, помещений и территорий, где могут находиться объекты, подлежащие налогообложению или используемые для извлечения дохода (прибыли). Глава 25 Инструкции № 124 дополнена нормой, согласно которой осмотр осуществляется проверяющими в присутствии представителя организации или физического лица, а осмотр помещений, где хранятся товарно-материальные ценности, — в присутствии материально ответственного лица.

Норма, согласно которой в случае отказа материально ответственного лица или других представителей плательщика (иного обязанного лица) присутствовать при проверке вверенных ему ценностей, контрольных обмерах и других действиях, проверяющий вправе их провести без участия указанных лиц с привлечением представителей государственных органов либо работников проверяемого плательщика (иного обязанного лица), определенных его руководителем, исключена.

Таким образом, глава 25 Инструкции № 124 приведена в соответствие с нормами ст. 10.13 «Осмотр» Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, согласно которой осмотр вещей, ручной клади, багажа, орудий охоты и добычи рыбы или других водных животных и иных предметов осуществляется в присутствии лица, в собственно­сти или владении которого они находятся. В случаях, не терпящих отлагатель­ства, указанные вещи, предметы могут быть подвергнуты осмотру с участием двух понятых в отсутствие собственника (владельца). К участию в осмотре должностное лицо органа, ведущего административный процесс, вправе привлечь специалиста.

Осмотр жилища и иного законного владения проводится только с согласия собственника или проживающего в нем совершеннолетнего лица и в их присут­ствии, а при отсутствии согласия — по постановлению органа, ведущего админи­стративный процесс, с санкции прокурора или его заместителя, которое должно быть предъявлено до начала осмотра и с участием понятых.

Осмотр помещения юридического лица либо индивидуального предпринимателя проводится в присутствии представителя юридического лица либо индивидуального предпринимателя, а осмотр помещения, где хранятся материальные ценности, — в присутствии материально ответственного лица.

Осмотр транспортного средства проводится в присутствии лица, управляющего этим транспортным средством, либо собственника, либо представителя собственника, а при невозможности обеспечить их участие — в присутствии не менее двух понятых.

Организация проведения проверок

В п. 12 Инструкции № 124 внесено дополнение, согласно которому камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности, т.е. данные документы являются предметом проведения камеральной налоговой проверки.

В п. 22 и 47.10 Инструкции № 124 отдельным вопросом, подлежащим проверке налоговыми органами в ходе проведения проверок, был выделен вопрос соблюдения установленного законодательством порядка ввоза пива и его оборота на территории Беларуси. Постановлением № 17 этот вопрос исключен. Вместе с тем налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением законодательства при обороте пива в пределах своей компетенции, как и любого другого товара.

В п. 29 Инструкции № 124 указывались вопросы внеплановых тематических выездных налоговых проверок, которые могли проводиться по решению руководителя налогового органа.

Под тематической выездной налоговой проверкой понимается проверка, в ходе которой изучаются вопросы уплаты отдельных налогов, обязанность уплаты которых возложена в соответствии с законодательством на проверяемого плательщика (иное обязанное лицо), а также другие вопросы, отнесенные законодательством к компетенции налоговых органов.

Постановлением № 17 внесено изменение в п. 29 Инструкции № 124, согласно которому по поручению руководителя налогового органа в обязательном порядке проводятся внеплановые тематические выездные налоговые проверки при обстоятельствах, указанных в п. 5-2. ст. 69 НК. К таким обстоятельствам относятся:

— необходимость подтверждения обоснованности зачета либо возврата плательщику (иному обязанному лицу) превышения сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав или ввозе товаров на таможенную территорию Беларуси, над суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;

— невнесение в установленные сроки в доход республиканского и (или) местных бюджетов денежных средств, полученных от реализации или иного использования имущества, обращенного в доход государства, организацией, которой это имущество было передано на реализацию или иное использование;

— неисполнение или ненадлежащее исполнение плательщиком (иным обязанным лицом) налогового обязательства, наличие задолженности по налогам, сборам (пошлинам), пене при отсутствии на счетах плательщика (иного обязанного лица) средств, достаточных для исполнения налогового обязательства, и непредставлении в налоговый орган не позднее 10 рабочих дней со дня возникновения задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней перечня дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности, а также копии документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности, — в целях выявления имущества плательщика (иного обязанного лица) и взыскания налога, сбора (пошлины), пени за счет имущества плательщика (иного обязанного лица) и (или) за счет средств его дебиторов;

— наличие сведений и фактов, свидетельствующих о неосуществлении организацией или индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в течение 6 месяцев подряд и ненаправлении налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности;

— ликвидация организации или прекращение деятельности индивидуального предпринимателя в случаях, когда такие ликвидация или прекращение деятельности осуществляются не по инициативе налогового органа;

— принятие решения о проведении дополнительной налоговой проверки.

Решение о проведении дополнительной налоговой проверки принимается в случае:

— восстановления плательщиком (иным обязанным лицом) бухгалтерского и (или) налогового учета и представления документов бухгалтерского учета, других документов, связанных с налогообложением, в течение сроков, установленных налоговым законодательством;

— получения ответов от государственных органов, иных организаций по направленным в их адрес запросам, а также поступления информации от налоговых органов других государств либо по их запросам;

— представления плательщиком (иным обязанным лицом) возражений по акту налоговой проверки.

Внесены дополнения в главу 21 Инструкции № 124, устанавливающую особен ности проверки организаций, осуществляющих реализацию или иное использование имущества, обращенного в доход государства, или взыскание на которое обращено в счет неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней. Теперь глава 21 распространяется также на проверки индивидуальных предпринимателей и организаторов аукционов, реализующих и использующих такое имущество.

Порядок принятия решений

Внесены изменения в порядок принятия налоговыми органами решения по результатам проверок (глава 49 Инструкции № 124). Установлено, что по результатам проведения инспекцией Министерства по налогам и сборам по месту постановки на учет плательщика (иного обязанного лица) (далее — инспекция МНС по месту постановки на учет плательщика) выездной и камеральной налоговой проверки одного и того же плательщика (иного обязанного лица) принимается одно решение по двум актам проверок.

Уточнены правила вынесения решений по актам проверок в случае проведения проверок одного и того же субъекта должностными лицами вышестоящего и подведомственного налогового органа.

При проведении выездной проверки вышестоящим налоговым органом, а камеральной налоговой проверки — инспекцией МНС по месту постановки на учет плательщика решение принимается по каждому акту проверки. При этом камеральная налоговая проверка проводится в течение 10 рабочих дней со дня вынесения решения по акту выездной проверки, а в случае обжалования решения по акту выездной проверки — в течение 10 рабочих дней со дня вынесения решения по жалобе.

При проведении проверок одновременно должностными лицами вышестоящего и подведомственного налогового органа акт проверки регистрируются, и решение по акту проверки выносится тем налоговым органом, которому выдано предписание на проведение проверки.

Вышестоящий налоговый орган, проводивший проверку, направляет в инспекцию МНС по месту постановки на учет плательщика акт проверки и выписку из акта проверки в течение 2 рабочих дней с даты составления акта проверки, копию решения по акту проверки — в течение 2 рабочих дней с даты принятия решения по акту проверки для отражения результатов проверки в лицевом счете плательщика (иного обязанного лица), проведения зачета и осуществления контроля за поступлением сумм налогов и пеней.

До составления протокола об административном правонарушении инспекция МНС по месту постановки на учет плательщика обязана уведомить вышестоящий налоговый орган, проводивший проверку, о состоянии лицевого счета плательщика (иного обязанного лица), проведенном зачете и наличии заявления плательщика (иного обязанного лица) о проведении зачета.

После принятия вышестоящим налоговым органом решения по акту проверки в инспекцию МНС, на учете в которой находится проверенный плательщик (иное обязанное лицо), не позднее 5 рабочих дней с даты вручения решения плательщику (иному обязанному лицу) направляются возражения плательщика (иного обязанного лица) и заключение по возражению для приобщения указанных документов к ранее высланному экземпляру акта проверки и обеспечения контроля за поступлением в бюджет налогов, пени. В делах вышестоящих налоговых органов остаются копии либо экземпляр акта проверки со всеми приложениями, возражения плательщика (иного обязанного лица), заключения по возражению, решение, выписка из акта проверки.

Акты проверок по вопросу полноты и своевременности в бюджет денежных средств, полученных от реализации (от иного использования) имущества, обращенного в доход государства или взыскания на которое обращено в счет неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней, ранее направлялись (передавались) контролирующему органу, уполномоченному рассматривать материалы о совершенном правонарушении. Согласно внесенным Постановлением № 17 изменениям по акту проверки руководителем налогового органа (его заместителем) в случае неперечисления или несвоевременного перечисления в бюджет денежных средств, полученных от реализации или иного использования имущества, выносится решение в соответствии с законодательством.

Рассмотрение возражений и принятие решений по таким проверкам осуществляются в общеустановленном порядке.

Оформление результатов проверок

В п. 16 Инструкции 124 уточнено, что тематические выездные проверки по вопросу наличия дебиторской задолженности для обращения взыскания налогов, сборов, пеней за счет средств дебиторов плательщика (иного обязанного лица) оформляются справкой наличия дебиторской задолженности у плательщика (иного обязанного лица), а не актом, как это было ранее. Соответствующее изменение внесено в приложение 2 к Инструкции № 124, в котором изложена примерная форма справки наличия дебиторской задолженности у плательщика (иного обязанного лица). Названная справка является основанием для вынесения решения о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет средств дебиторов плательщика (иного обязанного лица), оформления платежного требования.

Результаты проверок организаций, индивидуальных предпринимателей и организаторов аукционов, осуществляющих реализацию или иное использование имущества, обращенного в доход государства или взыскание на которое обращено в счет неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней, теперь могут оформляться актом либо справкой (ранее — только акт). Справка составляется в случае, когда нарушений проверкой не установлено.

Внесены также соответствующее изменения и дополнения в приложение 16 к Инструкции № 124, которое устанавливает форму акта (справки) проверки по вопросу полноты и своевременности перечисления в бюджет денежных средств, полученных от реализации (от иного использования) имущества, обращенного в доход государства или взыскание на которое обращено в счет неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней.

В примерных формах справки наличия дебиторской задолженности у плательщика (иного обязанного лица) (приложение 2 к Инструкции № 124), справки выездной (налоговой) проверки (приложение 35 к Инструкции № 124), справки выездной (налоговой) проверки индивидуального предпринимателя (приложение 37 к Инструкции № 124) изменены ссылки на нормативный правовой акт, устанавливающий порядок ведения книги учета проверок.

Так, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.10.2007 № 1284 «О ведении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями книги учета проверок (ревизий)» (по состоянию на 18.11.2007) утверждены Правила ведения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями книги учета проверок (ревизий) и форма книги учета проверок (ревизий). Юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны оформить книгу учета проверок (ревизий) в соответствии с утвержденной указанным постановлением формой в течение одного месяца с даты их государственной регистрации, а юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, — до 1 февраля 2008 г.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.02.2001 № 248 «О ведении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями книги учета проверок (ревизий)», которым были утверждены аналогичные правила ведения книги учета проверок (ревизий) и ее образец, утратило силу.

В новой редакции изложена примерная форма акта налоговой проверки по вопросу правильности взимания государственной пошлины (приложение 39 к Инструкции № 124).

Порядок обжалования решений

Подача жалобы приостанавливает исполнение решения по акту проверки без снятия ареста с имущества и отмены постановления о приостановлении операций по счетам плательщика. Решение о приостановлении исполнения обжалуемого решения принимается руководителем налогового органа, вынесшего решение. Ранее такое решение принималось вышестоящим органом, в связи с чем вышестоящий налоговый орган, рассматривающий жалобу, в течение 3 рабочих дней с даты регистрации полученной жалобы, письменно либо телефонограммой извещал инспекцию МНС, вынесшую решение, об обжаловании решения.

Такое изменение обусловлено изменениями ст. 87 НК, согласно которым жалоба на решение налогового органа адресуется в вышестоящий налоговый орган, но подается в налоговый орган, вынесший решение. Поступившая жалоба в течение 3 дней направляется вместе с делом в налоговый орган, которому она адресована и который уполномочен рассматривать ее.

Вместе с тем жалоба на действие (бездействие) должностного лица налогового органа, кроме жалоб на действия, связанные с административными взысканиями, подается вышестоящему должностному лицу налогового органа.

С 5 до 3 дней сокращен срок для направления копии принятого вышестоящим налоговым органом решения о рассмотрении жалобы плательщику и инспекции МНС месту постановки на учет плательщика. Либо в этот срок оба экземпляра решения направляется инспекции МНС месту постановки на учет плательщика с поручением о вручении одного из экземпляров плательщику. Указанный срок приведен в соответствие со ст. 88 НК.

Порядок реализации материалов проверок

В связи с изложением в новой редакции Положения о госрегистрации изменены ссылки на нормы данного положения (п. 215 и 216, приложение 46 к Инструкции № 124). Пунктом 216 Инструкции № 124 определено, что в случае установления нарушений требований п. 35.3 Положения о госрегистрации налоговым органом направляется регистрирующему органу представление о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования. К таким нарушениям относятся:

— нарушение сроков и порядка формирования минимального размера уставного фонда, предусмотренного в соответствии с законодательством;

— неосуществление предпринимательской деятельности в течение 6 месяцев подряд и ненаправления коммерческой организацией налоговому органу сообщений о причинах неосуществления такой деятельности, за исключением периода исполнения приговора, связанного с ограничением права занятия предпринимательской деятельностью, постановления о наложении административного взыскания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью;

— препятствование собственником имущества частного унитарного предприятия, местонахождением которого является жилое помещение, проведению соответствующих проверок налоговыми органами.

Иные изменения и дополнения

Иные изменения и дополнения носят редакционный и уточняющий характер.

Так, с целью приведения в соответствие с Декретом Президента Республики Беларусь от 09.09.2005 № 11 «О совершенствовании государственного регулирования производства, оборота и рекламы пива, алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» по тексту термин «алкогольные изделия» заменен термином «алкогольная продукция».

Термин «письменная повестка» заменен термином «уведомление (повестка)», что соответствует терминологии НК. Соответствующее изменение внесено и в приложение 22 к Инструкции № 124, которое содержит примерную форму уведомления (повестки).

Согласно Процессуально-исполнительному кодексу Республики Беларусь повестка — письменное уведомление о вызове в суд, орган, ведущий административный процесс, для производства процессуальных действий. В иных случаях направляется уведомление.

Термином «письменные опросы (письменные объяснения)» заменен термин «письменные объяснения». Письменные опросы и письменные объяснения оформляются различными документами. Об опросе физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевшего — физического лица, свидетеля должностным лицом органа, ведущего административный процесс, составляется протокол опроса. Письменные объяснения представляются физиче­скими лицами самостоятельно.

Исключены ссылки в Инструкции № 124 на Закон Республики Беларусь «О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь», поскольку он признан утратившим в силу с 1 января 2008 г. Основным законодательным актом, устанавливающим систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых в бюджет Республики Беларусь, основные принципы налогообложения в Республике Беларусь, регулирующим властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов (пошлин) и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также устанавливающим права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством, является НК. В настоящее время принята только Общая часть НК.

Материал подготовлен
на основании разъяснений специалистов налоговых
органов Республики Беларусь

profmedia.by