Правило разбора слова на звуки и буквы

Правила фонетического разбора

Перечислим правила, которые нужно учитывать при фонетическом разборе слова: составлении транскрипции и фонетической характеристики. Рассмотрим правила для мягкого и твердого знаков, для гласных и согласных звуков. Существуют отдельные нюансы из списка правил, которым уделяют внимание в средних классах и не изучают в начальной школе, для них приведем примеры. Рассматриваемые на этой странице правила корректны и полны только для школьной программы.

Используемые при фонетическом разборе обозначения:

  • транскрипция слова заключается в квадратные скобки: семья → [с’им’й’а]. Иногда в транскрипции ставят знак ударения: [с’им’й’а ́];
  • каждый звук в фонетическом разборе заключается в квадратные скобки: с — [с], и — [и], м — [м’] и т.д. Напротив мягкого и твёрдого знаков ставят прочерк или прочерк в квадратных скобках: ь — [–];
  • мягкость звука помечается знаком апострофа: м — [м’];
  • тянущийся звук (долгое звучание) обозначают через двоеточие: теннис → [т’эн’:ис], грузчик → [грущ’:ик];
    вместо двоеточия тянущийся звук также обозначают горизонтальной чертой над звуком;
  • в большинстве школьных программ в конце фонетического разбора проводится черта, под которой указывается число букв и звуков в слове.
  • Детальный план, устный и письменный примеры фонетических разборов представлены на странице план и примеры.

    Правила для ь, ъ

  • Буквы ь, ъ не обозначают звуков. В транскрипции слова они не могут присутствовать.
  • Буква ь делает мягким предыдущий согласный.
  • Буква ъ используется только в качестве разделительного знака.
  • Фонетика гласных

    1. Не бывает звуков [е], [ё], [ю], [я]. В транскрипции слова они не могут присутствовать.
    2. Буквы а, о, у, ы, э предыдущий согласный делают твёрдым.
    3. Буквы я, ё, ю, и, е предыдущий согласный делают мягким. Но в некоторых иноязычных словах согласный перед буквой е остаётся твёрдым.
      Кафе → [кафэ], купе → [купэ], отель → [атэл’] .
    4. Буквы я, ю, е, ё после согласных обозначают следующие звуки: я → [а], ю → [у], е → [э], ё → [о].
      Мяч → [м’ач’], мел → [м’эл] .
    5. Буквы я, е, э, о после согласных без ударения обозначают следующие звуки: я → [э] или [и], е → [и], э → [э] или [и], о → [а].
      Рябина → [р’эб’ина], пятно → [п’итно], весело → [в’эс’ила], корова → [карова] .
    6. Буква ё, я, ю, е после гласных, после ъ, ь и в начале слова обозначают следующие звуки: я → [й’а], ю → [й’у], е → [й’э], ё → [й’о] (под ударением) и я → [й’и], е → [й’и] (без ударения). Их называют йотированными. В некоторых изданиях вместо й пишут j.
    7. Буква и после ь обозначает звук [й’и].
      Ручьи → [руч’й’и] .
    8. Буква и после согласных ж, ш, ц обозначает звук [ы].
    9. Обобщим правила для «преобразования» гласных букв в звуки таблицей:

      phoneticonline.ru

      Учим русский язык Полезные справочные и занимательные материалы по русскому языку.

      Фонетический разбор. Начальная школа.

      Что надо знать для фонетического разбора слов в начальной школе.

      Фонетика — раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.

      Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме.

      Звуки мы произносим и слышим, буквы — видим и пишем. Читая слова, мы видим буквы, а произносим звуки.

      Звуки бывают гласные и согласные.

      Гласные звуки.

      При произнесении гласных выдыхаемый воздух свободно выходит изо рта и не встречает преград. Гласные звуки можно петь. Они состоят только из голоса, который образуется при дрожании голосовых связок.

      В русском языке 10 гласных букв: А-Я,О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е,
      но 6 гласных звуков: [А], [О], [У], [Ы], [ Э], [И].

    10. А, О, У, Ы, Э— это буквы, которые дают предыдущему согласному команду: «Читайся твёрдо!», но звуки [ч’], [щ’] — всегда мягкие:
      сон [сон], дым [дым], чаща [ч’ащ’а], часы [ч’асы].
      • Я, Ё, Ю, И, Е— это буквы, которые дают предыдущему согласному команду: «Читайся мягко!» (обозначают мягкость предыдущего согласного), но звуки [ж], [ш], [ц] остаются всегда твердыми:
        мята [м’ата], тёрка [т’орка], мюсли [м’усли], мел [м’эл], лес [л’эс], жир [жыр], ширь [шыр’], цифра [цыфра].
      • Буквы Я, Ё, Ю, Е— йотированные. Они могут давать один или два звука, в зависимости от положения в слове.
        • Я, Ё, Ю, Е стоят после согласных, то обозначают мягкость предыдущего согласного (кроме всегда твердых [ж], [ш], [ц]) и дают один гласный звук : я — [а], ё — [о], ю — [у], е — [э] :
          Мяч[м‘ач], тёрн [т‘орн], тюль [т‘ул’], пена [пэна].
        • Я, Ё, Ю, Едают два звука: согласный [й’] и соответствующий гласный, если они стоят
          • в начале слова: яма [й’aма ], ёлка [й’олка], юла [й’у ла ], ель [й’э л’];
          • после гласных: маяк [май’ак], поёт [пай’от], поют [пай’ут], поел [пай’эл];
          • после разделительных Ъ и Ь знаков: деревья [д’ир’эв’й’а ], объём [абй’ом], вьюга [вй’уга], съезд [сй’эст].
            • В транскрипции буквы Я, Ё, Ю, Е не используются.Звуков [е], [ё], [ю], [я] не существует.
            • Буква И после Ь обозначает два звука: чьи [ч’й’и], лисьи [лис’й’и]
            • [й’] — согласный, всегда звонкий, всегда мягкий звук .

            В состав слога обязательно входит гласный звук: «Сколько в слове гласных, столько и слогов. Это знает каждый из учеников!»

            Для малышей! Чтобы определить количество слогов в слове, надо приложить раскрытую ладошку под подбородок и четко произнести слово. На гласных подбородок ударит по ладошке. Посчитайте количество таких ударов и узнаете количество слогов.

            Согласные звуки.

            При произнесении согласных выдыхаемый воздух встречает преграды (губы, зубы и язык) в ротовой полости. Всего 36 согласных звуков.

            Согласные звуки бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие.

          • Звонкие
            • образуются при помощи голоса (вибрируют голосовые связки) и шума.
            • Л, М, Н, Р, Й — самые звонкие согласные (больше голоса и совсем мало шума в звуке), всегда звонкие.
            • Б, В, Г, Д, Ж, З —звонкие [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], имеют парные звуки по звонкости/глухости.
            • Фраза для запоминания содержитвсе звонкие согласные:Мы же не забывали друга.
            • Глухие
              • произносятся без голоса (без колебания голосовых связок) и состоят только из шума:
              • П, Ф, К, Т, Ш, С — глухие [п], [ф], [к], [т], [ш], [с], [п’], [ф’], [к’], [т’], [с’] имеют парные звонкие;
              • X, Ц, Ч, Щ — [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’] — всегда глухие, не имеют парных по звонкости/глухости .
              • Фразы для запоминания, которые содержатвсе глухие согласные:
                • «Степка, хочешь щец?» — «Фи!»
                • Фока, хочешь поесть щец?
                • Для того чтобы определить, звонкий или глухой согласный, ребёнок закрывает уши ладошками и произносит этот звук. Если ребёнок при произнесении слышит голос, то это звонкий согласный. Если слышит не голос, а шум, то этот согласный глухой.

                • Твердые: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ш].
                • Мягкие: [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [й’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’], [ч’], [щ’]. При фонетическом разборе мягкие звуки обозначаются знаком [‘].
                • Твердые и мягкие согласные при произношении различаются положением языка. Важно различать для правильного произношения и написания слов: мол [мол] — моль [мол’], угол [угол] — уголь [угол’] , нос [нос] — нёс [н’ос].

                  tutrus.com

                  Звуко-буквенный разбор слов

                  Очень многому надо научить маленького человечка в начальных классах. Ничего не хотелось бы упустить. В свою систему работы ввела недельные ритмы, т.е. 5-7минут на уроке отвожу отработке определенного навыка. Например, на уроках русского языка:

                  Понедельник: орфографическая работа, выполнение грамматических заданий.

                  Вторник: звуко-буквенный разбор слов (фонетический разбор).

                  Среда: работа со словами из словаря. Морфологический разбор (как часть речи).

                  Четверг: работа над предложением. Разбор предложения по членам и по частям речи.

                  Пятница: разбор слов по составу (морфемный анализ).

                  Каждую четвертую неделю месяца проводится проверочная работа.

                  Хочу поделиться работой над звуко-буквенным анализом.

                  Слова для фонетического разбора подбираю по принципу от простого к сложному.

                  1.Слова, состоящие из звуков в сильных позициях:

                  дом, лом, сам, сын, сом, сон, мак, кон, конь, день, шмель, пень, ель, кульки, тюльпан, труба, дуга, труба, горы, рыбы, раны, сани, санки, розы, козы, лось, книга, стол, зайку, майку, тень, стул, царь, соль, кубик, бусы, пить, рыть, фильм, Яшу, яму.

                  2. Слова, состоящие из звуков в сильных и слабых позициях, практически совпадающих по своим акустическим характеристикам с сильными позициями тех же фонем:

                  трава, суп, лук, ёрш, рельс, Яша, яма, мама, папа, радуга, диван, полка, козлик, птица, комната, строчка, почка, пальчик, мальчик, зайка, майка, кукушка, букварь, пилот, гусь, окунь, кошка, раки, ива, сумка, рыбак, юла, арбузы, грибок, лай, крылья, льдина, съёмка, краска, звон.

                  3. Слова, которые имеют в своем составе звуки в сильных позициях, причем последние отличаются по звучанию от сильных позиций фонем:

                  Звуковой разбор идет в такой последовательности:

                  1.Скажите слово с нормами произношения и послушайте себя.

                  2. Найдите ударный слог и произнесите слово по слогам.

                  3. Протяните (выделите голосом) первый звук в полном слове, назовите его и охарактеризуйте.

                  4. Запишите, выделите фонему (букву).

                  5. Протяните (выделите голосом) второй звук в полном слове, назовите его и охарактеризуйте…

                  6. Проверьте, получилось ли слово.

                  Учащиеся имеют памятки:

                  № 1. Фонетический разбор (рис. № 1).

                  Гласные звуки [ а ], [ о ], [ у ], [ ы ], [ и ], [ э ] .

                  Гласные буквы я, е, ё, ю, когда стоят:

                  а) в начале слова (например: Яша, юла);

                  б) после гласной (например: маяк);

                  в) после разделительного мягкого знака (например: деревья, вьюга) дают два звука.

                  Гласные буквы: а, о, у, э, ы — показывают, что согласный читается твердо.

                  Гласные буквы: я, е, ё, ю и — показывают, что согласный читается мягко.

                  Ь – показатель мягкости.

                  Звуки [ нн ’, рр’ , лл’ , мм ’, й ] – звонкие непарные или сонорные.

                  [ й ] или [ j ] – согл., зв. неп., мяг. неп.

                  Звуки [ бб’, вв’, зз ’ , ж, гг ’ , дд ’ ] – звонкие парные.

                  Звуки [ пп ’ , фф ’ , сс ’ , ш, кк ’ , тт ’ ] – глухие парные.

                  Звуки [ хх ’ , щ, ч, ц ] – глухие непарные.

                  Звуки [ ж, ш, ц ] – твердые непарные.

                  Звуки [ щ, ч, j ] – мягкие непарные.

                  Ъ, Ь знаки – звука не обозначают [ ]

                  — мягкость.

                  № 2. Алгоритм разбора (рис. № 2).

                  № 3. Лента букв (рис. № 3).

                  Ежедневно на уроках чтения, письма учу характеристике звука в соответствии с изучением новой буквы и звуков. Слова для анализа беру из “Азбуки” или “прописи”. Перед глазами всегда лента букв.

                  Слова для фонетического анализа в 1-м классе (Русская Азбука. В.Г.Горецкий. Москва. “Просвещение”. 2000.).

                  Еженедельно работа с лентой букв, а затем следующие виды работ:

                    а). Звуки природы, вспомните и воспроизведите их голосом.

                  Шумят листвой деревья: ш-ш-ш-ш…

                  Поют птицы: …? Лает собака: …? Капает дождь: …? Гремит гром: …? Скрипит под ногами снег: …? Слышен шорох шагов: …?

                  а). Звуки в доме, воспроизведите их голосом.

                  Как свистит чайник? Как шипит раскаленная сковородка? Как звенит будильник? Как скрипит старая дверь? Как капает вода из крана?

                  Как мальчик играет на барабане? Как папа работает с дрелью? Как гудит стиральная машина? Как звучит работающий мотор? Как тикают часы? Как стучит мамина швейная машинка? И т.д.

                  а). Работа с лентой букв.

                  Назовите гласные, которые обозначают твердость согласного звука.

                  Назовите гласные, которые обозначают мягкость согласного звука.

                  Назовите звонкие непарные согласные, глухие непарные согласные, парные звонкие и глухие согласные.

                  Почему их так называют?

                  Согласные всегда мягкие.

                  Согласные всегда твердые.

                  Что вы знаете о Ъ и Ь знаках?

                  б). Гриб 1 – контрольный анализ.

                  а). Убери одну фонему.

                  Из каждого слова выньте по одной фонеме. Сделайте это так, чтобы из оставшихся фонем получилось новое слово.

                  Вот так: горсть – гость.

                  Полк, всласть, краска, склон, экран, беда, тепло.

                  а). Добавь фонему.

                  Добавьте к каждому слову одну фонему, чтобы получилось новое слово.

                  Вот так: шар – шарф.

                  Рубка, дар, стол, клад, лапа, усы, укус.

                  а). Замени фонему.

                  В предложенных словах замените одну согласную фонему другой, чтобы получилось новое слово.

                  Вот так: корж – морж.

                  Ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка, орел, норка, клин, тоска, свет, полено, рамочка.

                  а). Дайте характеристику звуку в слове, который я укажу.

                  Ветер – 2 зв., 3 зв., 5 зв.

                  б). Цирк 1 – контрольный анализ.

                  а). Приставь букву.

                  В начало слова или в конце его добавьте букву, чтобы получилось новое слово.

                  Какие звуки обозначаются этими буквами?

                  а). Приставь букву (аналогичное задание 9-ой недели).

                  Вы знаете, какую важную роль играют фонемы. Стоит только в слове изменить одну фонему или убрать ее, возникает путаница, становится смешно.

                  Вот какая забавная история произошла в одной семье.

                  Девочка – первоклассница говорит своему дедушке:
                  Дедушка, посмотри, что я нарисовала!
                  А кто это?
                  Ты, дедушка, и портфель с учебниками. А почему ты смеешься?
                  Уж очень смешные твои подписи, Машенька. Ты, наверное, поторопилась и что-то напутала.
                  ( По А. Шиваеву).

                  Подпись под 1-м рисунком: портфель с учениками.

                  Подпись под 2-м рисунком: девушка.

                • Что перепутала девочка?
                • Какое отношение имеет этот рассказ к звукам (фонемам)?
                • 12. а). Работа с лентой букв.

                  — Что обозначает Ь знак в конце и в середине слова?

                  — Чем интересны буквы Я, Е, Ё, Ю?

                  — Когда они имеют два звука?

                  — Назовите слова, в которых есть звук [ Й ].

                  И вскользь мне бросила змея:

                  “У каждого своя судьба!”

                  Но я – то знал, что так нельзя –

                  Жить, извиваясь и скользя.

                  Послушайте стихотворение Новеллы Матвеевой, это разговор двух друзей. Почему им трудно понять друг друга? Найдите и исправьте в стихотворении нелепости. Какую роль сыграли в этом звуки (фонемы)?

                  Путаница.

                  В печке выпечен батон,
                  А в петлицу вдет бутон,
                  По траве ползет питон,
                  Молоко течет в бидон,
                  А на стройке есть бетон.

                  Повтори и ты мне в тон:
                  Где бутон,
                  А где батон,
                  Где бидон,
                  А где питон,
                  Ну, а где – бетон.

                  Раз, два, три, четыре, пять.
                  Начинаю повторять:
                  В печке выпечен бутон,
                  А в петлицу вдет батон,
                  По траве ползет бидон,
                  Молоко течет в бетон,
                  А на стройке есть питон.

                  — Нет, не так!
                  Нет, не так!
                  — Ну тогда вот так:
                  В печке выпечен бидон,
                  А в петлицу вдет питон,
                  По траве ползет бетон,
                  Молоко течет в батон,
                  А на стройке есть бутон.

                  — Нет, не так!
                  Нет, не так!
                  Подскажите сами: как?
                  Разберитесь сами в том,
                  Где бутон, а где батон,
                  Где бидон, а где питон.
                  Ну, а где – бетон.
                  (Н. Матвеева)

                  б). Контрольный анализ.

                  Почка1 – 1 в
                  Кочка1 – 2 в

                  Послушайте шутливое стихотворение. Ответьте, почему произошли такие чудеса? Будьте внимательны к словам в тексте – может быть, они подскажут вам ответ.

                  Дым
                  Пироги пекутся в речке.
                  На улице стоит,
                  Рыбаки сидят у печки.
                  Дом
                  Путник в город шел
                  Из труб его валит.
                  Мешком.
                  На чердак залезла ложка,
                  Вы слыхали о таком?
                  Со стола упала кошка.
                  Кто не верит чудесам,
                  В день весенний у ворот
                  Убедиться может сам.
                  Начал дружно таять
                  Мед.
                  (А. Санин)

                  15. а). Превратим волка в козу.

                  Эту словесную игру придумал английский математик Льюис Кэролл, автор сказки “Алиса в стране чудес”. Смысл игры в том, что составляется ряд слов, каждое из которых отличается от предыдущего только одной буквой. При этом надо соблюдать следующие правила:

                  1) в слове можно менять только одну букву;

                  2) нельзя переставлять буквы, удлинять и укорачивать слово;

                  3) начальные и конечные цепочки должны иметь логическую связь.

                  Волк — полк, пола, пора, кора, коза.

                  16. а). Превратим “ночь” в “день”.

                  Ночь – ноль, соль, соло, село, сено, сеть, деть, день.

                  17. а). Работа с лентой букв.

                  Какой звук вы слышите после согласного в слогах: ме – мя — мё — мю —

                  Назовите гласные буквы, которые обозначают мягкость согласного звука.

                  Какую букву пишем, а какой звук слышим?

                  Е — [Э] Ё – [О] Я – [А] Ю — [У]

                  б). Земля 1 – контрольный анализ.

                  18. а). Помоги звукам.

                  Помогите гласным и согласным быть вместе. Соедините их так, чтобы получились слова.

                  xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

                  Фонетический разбор слова — план, примеры

                  Как правильно сделать фонетический разбор слова?

                  Фонетический разбор – это характеристика структуры слогов и состава слова из звуков.

                  План фонетического разбора

                • Записать слово орфографически правильно.
                • Разделить слово на слоги и найти место ударения.
                • Отметить возможности переноса слова по слогам.
                • Фонетическая транскрипция слова.
                • По порядку характеризовать все звуки: а. согласный – звонкий – глухой (парный или непарный), твёрдый или мягкий, какой буквой он обозначен; б. гласный: ударный или безударный.
                • Подсчитать количество букв и звуков.
                • Отметить случаи, если звук не соответствует букве.
                • Образцы фонетического разбора слов:

                  Я очень люблю есть морковь.

                  Фонетический разбор слова люблю:

                • люблю
                • люб – лЮ (на второй слог падает ударение, 2 слога)
                • люб-лю
                • [л’убл’у]
                • Л – [л’] согласный, мягкий, звонкий и непарный;
                  Ю – [у] – гласный и безударный;
                  Б – [б] – согласный, твердый, звонкий и парный
                  Л – [л’] – согласный, мягкий, звонкий и непарный;
                  Ю – [у] – гласный и ударный
                • В слове 5 букв и 5 звуков.
                • Фонетический разбор слова морковь:

                  1. морковь
                  2. мор-кОвь (на второй слог падает ударение, 2 слога).
                  3. Перенос: мор-ковь
                  4. [маркоф’]
                  5. М – [м] – согласный, твердый, звонкий и непарный.
                    О – [а] – гласный и безударный.
                    Р – [р] – согласный, твердый, звонкий и непарный.
                    К – [к] – согласный, твердый, глухой и парный.
                    О – [о] – гласный и ударный.
                    В – [ф’] – согласный, мягкий, глухой и парный.
                    Ь —————————–
                  6. В слове 7 букв и 6 звуков.
                  7. о – а, в – глухой звук ф, ь смягчает в.

                  Видео про фонетическую транскрипцию

                • Делая фонетический разбор, нужно произнести слово вслух.
                • Важно всегда проверять транскрипцию.
                • Обязательно обращать внимание на орфограммы при фонетическом анализе.
                • Также обращать внимание на звуки, которые произносятся в слабых позициях, таких как: стечение согласных или стечение гласных, согласные шипящие, непарные согласные по твёрдости и мягкости или звонкости и глухости.
                • Возможно, вам также понадобится Морфологический разбор.

                  Всё для учебы » Русский язык » Фонетический разбор слова — план, примеры

                  Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.

                  Если страница помогла, сохраните её и поделитесь ссылкой с друзьями:

                  Группа с кучей полезной информации (подпишитесь, если предстоит ЕГЭ или ОГЭ):

                  uchim.org

                  Фонетика и фонетический разбор слова

                  При написании в слове может и не быть количественного соотношения между звуками и буквами (яма — три буквы, а звуков четыре й-а-м-а). В некоторых словах мы не произносим все звуки, которые при письме обозначены соответствующими буквами (в слове честный не произносится звук, обозначенный буквой Т) или произносим другой звук (в слове просьба произносим звук [З], а пишем С) и т. д. Такие несоответствия определяются правилами орфографии и орфоэпии.
                  Буквы, расположенные в определенном порядке, называются алфавитом, или азбукой. Каждая буква имеет свое название.

                  Гласные звуки

                  Согласные звуки

                  Согласными называются звуки, которые образуются при участии голоса и шума или только одним шумом. Воздух, выходящий из легких, встречает различные препятствия в полости рта. Согласных всего 20. По участию голоса в их образовании они делятся на звонкие и глухие. В русском языке 10 звонких» согласных и 10 глухих.

                  Звонкие — б, в, г, д, ж, з, р, л, н, м
                  Глухие — п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ

                  Слог

                  Слогом называется часть слова, которая произносится одним толчком выдыхаемого воздуха из легких и в которой есть только одна гласная буква, например:
                  Го-ло-ва, край-ний, мо-я, го-род-ской, го-род-ска-я.

                  В слове может быть один слог или несколько. В каждом слоге всегда только одна гласная, согласных же может не быть совсем (мо-я — второй слог не имеет согласной), может быть несколько. Согласные примыкают к гласным по удобству их произношения.

                  Примеры:
                  Мой, мо-я, вскользь, семь-я, здеш-ний и зде-шний, се-стра и сест-ра, ка-мен-ный, об-щест-вен-ный.
                  Если согласные стоят с обеих сторон гласной, то такой слог называется закрытым (край-ний. као-ман. как, дол-гий). если же только с одной стороны, то открытым (мо-я, бу-ма-га, де-ла).
                  Деление слов на слоги необходимо для усвоения правил переноса слов, для определения ударений, правильного произнесения слов и написания.

                  Ударение

                  Ударением называется произнесение одного из слогов слова с большей силой. Это — звуковое ударение. Обычно в слове бывает одно звуковое ударение, но в сложных словах их может быть и два (кафе-ресторан, торгово-промышленный).

                  Ударение может быть как подвижным, так и постоянным.

                  Постоянное ударение всегда ставится на одном и -том же слоге (тоска, тоски, тоской).

                  Подвижное ударение переходит с одного слога на другой (голова, головы, головка).

                  Фонетический разбор

                  Фонетический разбор слова осуществляется по следующему плану:

                  1. Затранскрибировать слово, поставив ударение.
                  2. Определить количество слогов, указать ударный.
                  3. Показать, какому звуку соответствует каждая буква. Определить количество букв и звуков.
                  4. В столбик выписать буквы слова, рядом – звуки, указать их соответствие.
                  5. Указать количество букв и звуков.
                  6. Охарактеризовать звуки по следующим параметрам:
                  гласный: ударный/безударный;
                  согласный: глухой/звонкий, твердый/мягкий.

                  Образец фонетического разбора:
                  его [j’и-вo] 2 слога, второй ударный

                  В фонетическом разборе показывают соответствие букв и звуков, соединяя буквы с обозначаемыми ими звуками (за исключением обозначения твердости/мягкости согласного последующей гласной буквой). Поэтому необходимо обратить внимание на буквы, обозначающие два звука, и на звуки, обозначаемые двумя буквами. Особое внимание надо уделить мягкому знаку, который в одних случаях обозначает мягкость предшествующего парного согласного (и в этом случае он, как и предшествующая ему согласная буква, соединяется с согласным звуком), а в других случаях не несет фонетической нагрузки, выполняя грамматическую функцию.

                  Учащиеся должны уметь делать не только полный (представленный выше), но и частичный фонетический разбор, который обычно осуществляется как «фоновое», добавочное задание к словарному диктанту, синтаксическому разбору предложения и т.д.

                  Могут быть предложены следующие типы упражнений:
                  найдите слова, в которых:
                  – количество букв больше, чем звуков;
                  – количество букв меньше, чем звуков;
                  – все согласные звуки звонкие (глухие, твердые, мягкие);
                  – есть звук [б’] (или любой другой, обнаружение которого требует применения определенных умений и навыков);
                  – звуковая сторона которых так или иначе соотносится с их семантикой ( например : шорох, шепот, визг, рокот, гром, барабан и т.д.).

                  На едином государственном экзамене в качестве заданий к разделу «Фонетика» предлагается сделать частичный фонетический разбор.

                  videotutor-rusyaz.ru