Правило ведения егрп

Новые правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним

С 1 января 2015 г. вступают в силу утвержденные Приказом Минэкономразвития России от 23 декабря 2013 г. N 765 (зарегистрирован 10 июля 2014 г.) новые правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – «Правила»), порядок присвоения условных номеров, формы свидетельства о регистрации и регистрационной надписи, а также требования к их заполнению.

Следует отметить, что Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – «ЕГРП») содержит записи:

  • об описании объекта недвижимого имущества
  • о праве собственности и иных вещных правах на объект недвижимого имущества, в том числе сведения о его правообладателе
  • об ограничениях (обременениях) прав и сделках с объектом недвижимого имущества.
  • Для перехода к электронной форме ведения ЕГРП до вступления в силу Правил все сведения, содержащиеся в ЕГРП на бумажных носителях, должны быть перенесены в записи, формируемые на электронных носителях. Такие записи должны быть заверены простой электронной подписью государственного регистратора с указанием дат формирования таких записей.
    При расхождении сведений, содержащихся в записях, сформированных на бумажном носителе до вступления в силу Правил, и в записях, перенесенных на электронный носитель, приоритет имеют записи на бумажном носителе.

    Введена новая классификация записей, согласно которой каждой записи ЕГРП присваивается статус:

    Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что новые Правила в целом направлены на ведение реестра в новом — электронном формате, что включает в себя в числе прочего возможность подачи регистрационных документов в электронной форме. Данные изменения предположительно должны привести к оптимизации процесса внесения записей и получения сведений из ЕГРП. Кроме этого, Правилами урегулирован порядок внесения записей в ЕГРП при государственной регистрации прав на единый недвижимый комплекс, что позволило снять возникшие при появлении данного института в ГК РФ вопросы о порядке учета прав на отдельные объекты, входящие в его состав.

    www.lidings.com

    Правило ведения егрп

    Бюро переводов ТРАНСЛЕКС: точный юридический перевод и лингвистическое сопровождение бизнеса »»

    Следует отметить, что Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – «ЕГРП») содержит записи:

    Одним из нововведений являются положения, предусматривающие ведение ЕГРП в электронном формате с использованием автоматизированной информационной системы. В отдельных случаях, установленных законодательством Российской Федерации, возможно ведение разделов ЕГРП на бумажных носителях.

    Введена новая классификация записей, согласно которой каждой записи ЕГРП присваивается статус:

  • актуальная — запись, содержащая актуальные сведения
  • погашенная — неактуальная на любой текущий момент времени запись
  • архивная – присваивается неактуальным записям при закрытии раздела ЕГРП.
  • Предусмотрено внесение сведений о наличии возражений в отношении зарегистрированного права, которые вносятся, как дополнительная запись, к актуальной записи в реестре.

    В связи с введением в ГК РФ нового объекта вещных прав — единого недвижимого комплекса Правила дополнены порядком государственной регистрации прав на такой объект недвижимого имущества. При государственной регистрации прав на него указываются сведения об объектах недвижимого имущества, входящих в его состав и сведения о содержании технологической связи, представленные правообладателем. Кадастровый номер комплекса вносится в раздел ЕГРП, если он уже учтен в государственном кадастре недвижимости в качестве единого недвижимого комплекса. Если комплекс не учтен, но учтены все объекты недвижимости, составляющие данный единый недвижимый комплекс, такой раздел ЕГРП при его открытии и внесении в него первой записи идентифицируется условным номером. Далее, при поступлении из органа кадастрового учета данных об учете единого недвижимого комплекса в качестве одного объекта недвижимости, объекту присваивается кадастровый номер. При регистрации единого недвижимого комплекса существовавшим до этого отдельным записям о правах на объекты, входящие в его состав, присваивается статус погашенная.

    www.lawfirm.ru

    Правила ведения реестра прав на недвижимость поменяются

    Минэкономразвития представило новые правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество. Также устанавливаются формы ряда документов, в том числе свидетельства о госрегистрации права. Правила содержат особенности внесения в ЕГРП записей о признании сделки недействительной или ничтожной и некоторых других записей.

    Министерство экономического развития представило новые правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. На сайте ведомства опубликован проект соответствующего приказа. Он также определяет порядок присвоения объекту недвижимости условного номера. В приложениях к правовому акту приводятся формы различных документов. Среди них — свидетельство о государственной регистрации права.

    Действующие правила утверждены более 10 лет назад, в 1998 году.

    Новые правила устанавливают:

    • структуру, состав записей реестра о государственной регистрации прав, ограничений (обременений) прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ними, об изменении сведений, порядок внесения записей в реестр;
    • состав номера государственной регистрации прав;
    • формы свидетельства о государственной регистрации права и специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки;
    • порядок присвоения объекту недвижимости условного номера для идентификации в ЕГРП, если ему не присвоен кадастровый номер.
    • Материалы по теме

      Правительство утвердило создание Единого государственного реестра объектов недвижимости

      Реестр ведется на электронных носителях, но прежние записи на бумажных носителях сохраняются. В каждой записи указываются дата и время с точностью до минуты. Правила сообщают, какие данные о правообладателе войдут в реестр. Состав сведений зависит от того, к какой категории правообладатель относится:

      Регистратор включит в Реестр и другую важную информацию. В частности, это сведения об отнесении здания к объектам культурного наследия, об оспаривании в суде права на объект недвижимости, о признании гражданина недееспособным и т.п.

      В подтверждение государственной регистрации вещного права правообладателю выдается свидетельство. Оно может быть как бумажным, так и электронным. В последнем случае документ подписывается квалифицированной электронной подписью государственного регистратора. Содержание электронного и бумажного свидетельства должно совпадать.

      Также правила описывают специфику внесения записей в ЕГРП в некоторых типичных случаях. Документ содержит, в частности, следующие разделы:

      • Особенности внесения в Единый государственный реестр прав записей о государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на предприятие как имущественный комплекс и сделок с ним, а также на объекты недвижимого имущества, входящих в состав предприятия как имущественный комплекс. Удостоверение проведенной государственной регистрации права на предприятие как имущественный комплекс, сделки с ним;
      • Особенности внесения в Единый государственный реестр прав записей о государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества Особенности внесения записей о государственной регистрации ипотеки объектов недвижимого имущества, удостоверения проведенной государственной регистрации ипотеки;
      • Особенности внесения в Единый государственный реестр прав записей о государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, прав, ограничений (обременений) прав на объекты недвижимого имущества в связи с долевым строительством объектов недвижимого имущества:
      • Особенности внесения в Единый государственный реестр прав записей на основании судебного акта о признании сделки недействительной или ничтожной, применении последствий такой сделки;
      • Особенности внесения в Единый государственный реестр прав записей при государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, удостоверения проведения государственной регистрации права на такие объекты недвижимого имущества.
      • Напомним, нынешние Правила ведения единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним утверждены Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 N 219. Общий порядок предоставления сведений из ЕГРП установлен приказом Минэкономразвития России от 14.05.2010 № 180.

        Добавим, единственным доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое имущество является государственная регистрация. Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке. Это прописано в Федеральном законе от 21.07.1997 N 122-ФЗ. Документ устанавливает обязательность такой регистрации.

        ppt.ru

        Закон о регистрации и Правила ведения ЕГРП

        Существуют, по крайней мере еще две проблемы, связанные с данным разделом.

        Первая проблема состоит в возможности расположения в данном разделе объектов, представляющих собой обособленные части зданий или сооружений. С одной стороны, Закон о регистрации и Правила ведения ЕГРП прямо такую возможность не предусматривают, а с другой стороны, в названии разд. III говорится об иных объектах, входящих в состав зданий и сооружений. Говоря об обособленных частях зданий, мы в первую очередь имеем в виду такие их части, которые могут быть использованы автономно от других частей объекта. Так, если отдельная квартира или несколько квартир не могут быть автономно использованы, так как для подхода к ним и обеспечения их функционирования необходимы общие помещения дома, а также несущие конструкции, электрическое, сантехническое и иное оборудование, то при определенных условиях блок-секция или флигель, имеющий отдельный вход, могут быть объектами автономного использования, в том числе иметь самостоятельное, отличное от других частей здания назначение (например, общежитие, гостиница, детский сад и т.д.).

        Наиболее простым и традиционным примером самостоятельного статуса части здания является реальный раздел индивидуального жилого дома. Судебная практика давно признавала за такими частями объекта самостоятельный статус, аналогичный целому жилому дому. В то же время в последние годы в ряде регионов практика органов технической инвентаризации отказалась от выделения части жилого дома в качестве самостоятельного объекта недвижимости, рассматривая такую часть как квартиру, а дом в качестве многоквартирного. Однако если обратиться к новому Жилищному кодексу РФ, то он в ст. 16, наряду с жилым домом и квартирой, называет такой объект жилой недвижимости как часть жилого дома. В последнее время приобрело большое распространение строительство таун-хаусов — домов, в которых в каждое жилое помещение имеется отдельный вход, не сообщающийся с общими помещениями такого дома.

        При этом помещения в таком доме признаются квартирами, а сам дом многоквартирным, хотя они ничем не отличаются от помещений, которые получены в результате реального раздела ранее единого жилого дома. Не действующий ныне Федеральный закон «О товариществах собственников жилья», в п. 2 ст. 5 указывал, что часть здания может иметь самостоятельный статус, если она «размером не менее одной блок-секции, имеющей изолированный от других частей здания вход и межквартирный лестнично-лифтовой узел», и «при условии, что надстройка, реконструкция, перестройка, либо снос этой блок-секции не нарушает целостность других частей здания». Данная норма, хотя и утратила силу, но представляет собой хороший пример законодательного закрепления технических критериев для принятия решений в сфере недвижимого имущества. По нашему мнению, она могла бы быть положена в основу нормы, устанавливающей критерии для признания части здания самостоятельным объектом недвижимости, подлежащим отражению в разд. II ЕГРП. Необходимость такого решения продиктована жизнью. В частности, весьма распространенной является практика сдачи объектов в эксплуатацию очередями, когда одна из частей будущего единого здания начинает функционировать раньше других частей. Вполне очевидно, что при обращении за регистрацией права на эту часть здания право на нее должно быть зарегистрировано в разд. II ЕГРП. При дальнейшей достройке и желании зарегистрировать право на все здание у заявителя будет два варианта — либо зарегистрировать право на вторую часть здания как на самостоятельный объект недвижимости, либо обратиться за регистрацией прав на здание в целом с прекращением права на ранее зарегистрированную его часть.

        Вызывает серьезные сомнения позиция М.Г. Пискуновой, которая, предлагая в качестве критерия разграничения видов объектов недвижимого имущества Общероссийский классификатор основных фондов *(196), дает следующие рекомендации: «Если здания примыкают друг к другу и имеют общую стену, но каждое представляет собой самостоятельное конструктивное целое, их считают отдельными объектами. Наружные пристройки к зданию, имеющие самостоятельное хозяйственное значение, отдельно стоящие здания котельных, а также надворные постройки (склады, гаражи, ограждения, сараи, заборы, колодцы и пр.) являются самостоятельными объектами» *(197). Все, что здесь сказано об отдельно стоящих зданиях не вызывает возражений. Что касается пристроек и «зданий», имеющих общую стену, то «самостоятельное хозяйственное значение» не может быть критерием для того, чтобы они приобрели статус самостоятельных зданий. В связи с этим представляется правильной практика органов технической инвентаризации, которые наличие общей стены (а не примыкающих друг к другу стен) считают основанием для признания объекта единым зданием или сооружением.

        Данная проблема, безусловно, нуждается в законодательном урегулировании. В Законе о кадастре недвижимости следовало бы сформулировать критерии возможности отнесения части здания к самостоятельным объектам недвижимости *(198), а в Законе о регистрации и Правилах ведения ЕГРП предусмотреть возможность включения таких объектов в разд. II данного реестра.

        Вторая проблема состоит в установлении возможности включения в разд. II ЕГРП объектов, состоящих из нескольких зданий и сооружений, так называемых комплексов зданий и сооружений. По мнению автора, действующее законодательство не позволяет положительно решить этот вопрос. Закону на сегодня известен только один имущественный комплекс, признаваемый в целом самостоятельным объектом недвижимости, — это предприятие как имущественный комплекс. До прекращения действия Закона «О товариществах собственников жилья» существовал и другой вид имущественного комплекса — кондоминиум *(199). Но с 1 марта 2005 г. такое понятие и такой объект недвижимости не существуют в нашем законодательстве. Только эти имущественные комплексы могли быть отражены в ЕГРП, при этом, как следует из Правил ведения ЕГРП, они подлежали отражению не в разд. II реестра, а в самостоятельных разделах, которые не охватываются схемой, изложенной в ст. 12 Закона о регистрации. В разд. II все равно подлежали отражению только отдельные объекты (здания и сооружения), входящие в эти комплексы. Вот почему, если некий комплекс состоит из отдельных зданий, учету должно подлежать каждое здание и право должно регистрироваться на каждый подлежащий учету объект. Разумеется, это не исключает рассмотрение собственником определенной совокупности объектов именно как комплекса зданий (например, монастырь, комплекс спортивных сооружений), однако с точки зрения закона, каждое здание в этом комплексе будет иметь самостоятельный статус. Нужно согласиться с М.Г. Пискуновой, которая отмечает: «Если гражданским законодательством не предусмотрена возможность собственника самостоятельно по своей воле объединять существующие у него вещи и объявлять их «единой сложной вещью», соответственно Закон о государственной регистрации прав и Правила ведения ЕГРП не предусматривают возможности формирования имущественных комплексов, состоящих их различных объектов недвижимости, и описания всей совокупности зданий и сооружений как «сложной вещи» в одном разделе Единого государственного реестра» *(200).

        В то же время единообразная судебная практика по рассматриваемому вопросу отсутствует. Так, например, один из судов Санкт-Петербурга обязал зарегистрировать право гражданина на единый объект недвижимости — домовладение, состоящий из двух жилых домов, расположенных на одном земельном участке. Это решение было оставлено в силе Санкт-Петербургским городским судом. При этом суд не принял во внимание доводы участвовавших в деле представителей органа регистрации прав на недвижимость, органов технического и кадастрового учета о том, что действующим законодательством не предусмотрен такой объект недвижимости как домовладение и каждое здание, расположенное на земельном участке, должно учитываться как самостоятельный объект, если эти здания изолированы друг от друга. Опровергая эти доводы, суд сослался на положения Инструкции о проведении учета жилищного фонда в РФ *(201). В п. 1.1 этой инструкции указано, что единицей технической инвентаризации является домовладение, отдельно стоящее здание. При этом под домовладением понимается жилой дом (дома) и обслуживающее его (их) строения, сооружения, находящиеся на обособленном земельном участке.

        Здесь мы видим несоответствие законодательству о регистрации и нормативных актов, определяющих порядок учета недвижимости. По мнению автора, в настоящее время такие противоречия должны решаться в пользу актов более высокой юридической силы — ГК РФ и Закона о регистрации. При таком подходе «домовладение», состоящее из нескольких самостоятельных зданий, не может быть признано объектом недвижимости, ему нет места в реестре. Однако фактически такие комплексы недвижимости в рамках одного земельного участка существуют. Вопрос же о необходимости их отражения в реестре может быть решен лишь путем соответствующего изменения законодательства.

        От таких комплексов следует отличать объекты, которые в силу единства технологического процесса их функционирования, хотя и могут быть представлены как совокупность зданий и сооружений, но на самом деле представляют собой единое сооружение. Примером такого сооружения может служить автозаправочная станция. Первоначальная практика регистрации прав на эти объекты сводилась к тому, что как отдельные объекты недвижимости регистрировалось здание, где располагался пульт управления, каждый резервуар для топлива и прочие объекты. В своем письме от 3 июля 2000 г. N 15-792 Минюст России в целом правильно указал на необходимость регистрации прав на автозаправочные станции как на единый объект — сооружение. Однако, как представляется, данный вопрос не может и не должен решаться в соответствии с письмами Минюста, к компетенции которого не относится решение вопросов учета объектов. Этот вопрос также должен быть решен на уровне специального законодательства о кадастровом и техническом учете.

        Прежде чем перейти к следующей группе объектов — помещениям, следует обратить внимание на то, что далеко не все правильно понимают соотношение этих объектов с объектами, входящими в предыдущую классификационную группу, — зданиями. Так, например, Ю.Г. Жариков и М.Г. Масевич писали, что «к нежилым помещениям относятся здания, строения, сооружения (выделено мной. — В.А.) и другие помещения, не включенные в жилищный фонд и предназначенные для производственных, административных, социальных, образовательных, культурных и других целей» *(202). Такое же, по сути, определение предлагает Т.Д. Аппак: «под нежилым помещением предлагается понимать отдельно стоящее здание (строение) (выделено мной. — В.А.) или его часть, предназначенное для производственных, торговых, административных и иных целей, не связанных с его использованием по лично-бытовому назначению, отвечающее соответствующим строительным, техническим и противопожарным нормам, а также поставленное на учет в установленном порядке» *(203).

        Но указанные авторы не одиноки. Практически из такого же соотношения исходит ст. 16 Жилищного кодекса РФ (далее — ЖК РФ). Давая классификацию помещений, он относит к помещениям жилой дом, который с точки зрения классификации недвижимости является зданием и сам состоит из помещений.

        Такой подход к соотношению рассматриваемых понятий представляется нам абсолютно неприемлемым. Он противоречит положениям Закона о регистрации и элементарным принципам любой классификации. Жилищный кодекс, как представляется, должен быть приведен в соответствие с гражданским законодательством путем исключения жилых домов из перечня жилых помещений.

        arhiv.bibliotekar.ru

        Правила ведения ЕГРН с 2017 года

        Актуально на: 10 февраля 2017 г.

        С 01.01.2017 вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Он заменил собой Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в котором с 01.01.2017 по 31.12.2019 осталась действующей только статья 31.1, предусматривающая основания выплаты за счет казны РФ компенсации за утрату права собственности на жилое помещение.

        С начала 2017 года утратил силу и порядок ведения кадастрового учета, который был предусмотрен Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ .

        О составе и правилах ведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) с 01.01.2017 расскажем в нашей консультации.

        ЕГРН и его состав

        ЕГРН – это свод достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных сведений (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ ).

        Элементы ЕГРН в текстовой или графической форме состоят из следующих (п. 2 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ ):

        • кадастр недвижимости;
        • реестр прав на недвижимость;
        • реестр границ;
        • реестровые дела;
        • кадастровые карты;
        • книги учета документов.
        • Главной особенностью нового ЕГРН является объединение в одном реестре кадастра недвижимости и реестра прав. Это означает, что кадастровый учет и регистрация прав с 01.01.2017 могут производиться на основании одновременно поданных заявлений.

          Правила ведения ЕГРН

          Указанным Порядком устанавливаются структура кадастра недвижимости, реестра прав на недвижимость, реестра границ и объем вносимых в них сведений, а также правила внесения таких сведений (п. 1 Приложения № 1 к Приказу Минэкономразвития от 16.12.2015 № 943).

          В новом Порядке закреплено положение о том, что привычное Свидетельство о государственной регистрации прав больше не выдается. Государственный кадастровый учет, госрегистрация возникновения или перехода прав на недвижимость теперь удостоверяются выпиской из ЕГРН, а проведенная госрегистрация договоров и иных сделок — специальной регистрационной надписью на документе, выражающем содержание сделки (ст. 28 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ ).

          Кроме того, с 01.01.2017 документы на регистрацию прав и кадастровый учет могут подаваться независимо от места нахождения самого объекта недвижимости, т. е. по экстерриториальному признаку.

          С этой же даты сократились и сроки проведения кадастрового учета и регистрации прав. К примеру, государственная регистрация прав будет занимать 7 рабочих дней при представлении заявления и прилагаемых к нему документов непосредственно в Росреестр или 9 рабочих дней при подаче документов через МФЦ, а кадастровый учет – в течение 5 и 7 дней соответственно (п. 1 ст. 16 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ ).

          glavkniga.ru