Правило за какими буквами прячется звук й

За какими буквами «прячется» звук [й,]?

Урок русского языка во 2-м классе УМК«Гармония» по теме:

За какими буквами «прячется» звук [й , ]?

Цель: познакомить учеников с функцией разделительных знаков, мягкого и твердого ( обозначение звука [й , ]), учить делать правильный выбор знака Ъ или Ь, расширять представления детей о способах обозначения звука [й , ].

Ход урока

I. Актуализация знаний по теме «Как обозначается звук [й , ] буквами?»

У. Разгадайте кроссворд, запишите слова, объясните, к какому разделу таблицы подходит каждое слово и почему.

1. Из горячего колодца через нос водица льется.

2. Он прочно скрепит и соединит

Бумагу и картон, резину и древесину.

3. Кручу, урчу, знать никого не хочу.

4. Летом вырастают, осенью опадают.

5. Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы –

Уши больше головы?

6. Может и разбиться,

Может и свариться,

В птицу может превратиться.

7. За дымком, за свистком братья бегают гуськом.

Слова для справок: клей, поезд, яйцо, листья, заяц, чайник, вьюга.

У. Назовите звук, который присутствует во всех словах.

У. Какими буквами он обозначен на письме?

Д. Буквами й, я, е, ю.

У. Какой буквы недостает?

Д. Ё.

У. Запишите красиво буквы, которые могут обозначать звук [й , ].

Чистописание: Яя Ее Ёё Юю й

У. Запишите два слова на выбор, упражняясь в написании буквы й.

II. Этап мотивации новых знаний.

У. Ребята, Ник (персонаж в учебнике — иностранец) в затруднительной ситуации. Помогите разобраться.

Дана транскрипция слов. Необходимо найти и объяснить ошибки.

Д. Первое слово вьюн. Если прочитать слово, записанное Ником, то звук [й , ] не слышен. В этом слове буква ю обозначает мягкость звука [в , ], но не обозначает звук [й , ].

Аналогично рассуждаем, рассматривая ошибку в слове сем.

У. Какие помощники понадобятся Нику, чтобы записать слова правильно?

Д. Буквы Ъ и Ь.

У. Исправьте ошибки, запишите слова правильно.

III. Этап усвоения новых знаний.

Работа в учебнике


У. Понаблюдаем над словами. После каких звуков находится звук [й , ]?

Д. [п , ], [ж], [л , ], [в], [с , ], [ч , ].

Д. Согласные.

Строим схему на доске: ?[й , ]

У. Какие звуки находятся после [й , ]?

Д. [а], [о], [у], [э],[и].

У. Какие это звуки?

Д. Гласные.

Строим схему на доске: ?[й , ]?

У. Звук [й , ] и гласные звуки обозначают в словах буквы, назовите их.

Д. Я, Ё, Ю, Е, И.

У. Каким способом обозначается звук [й , ] в словах?

Какие особенные буквы помогают обозначить звук [й , ] в этих словах?

Д. Ъ и Ь. Они находятся после согласных звуков, перед Я, Ё, Ю, Е, И.

У. Проверим ваше предположение. Прочитаем правило.

Расскажите Нику о новой тайне русского языка.

IV. Наблюдение за употреблением Ь и Ъ.

У. Прочитайте слова. Какими буквами обозначен звук [й , ]?

Дети списывают слова с комментированием, называя гласные, в которых «прячется» звук [й , ]:

ПЛАТЬЕ, ВОРОБЬИ, ШЬЁТ, ВЪЕХАЛ, ВЬЮТ. ОБЪЕДСЯ, СЕМЬЯ, ОБЪЯВИЛ

У. Какой способ обозначения звука [й , ] вам встретился? Почему? Понаблюдайте за расположением букв Ь и Ъ в словах. Какая из них не встречается ближе к концу слова?

Д. Ъ пишется ближе к началу слова, а Ь встречается в разных позициях в слове и ближе к началу, и ближе к концу.

У. Как же быть при выборе этих букв, когда пишется Ь, а когда Ъ?

Д. Мы не можем точно сказать.

У. Поищите помощь в книге.

Показ формы самостоятельной записи слов с буквами Ь и Ъ.

Выбор букв показывается дробью Ь .

У. Запиши слова в два столбика, используй помощь правила:

МУРАВ?И, У РУЧ?Я, ОСЕН?Ю, В?ЮГА, С?ЕХАЛ, С?ЁМКА

Дети объясняют выбор букв Ь и Ъ при написании слов, руководствуясь положением буквы в слове: ближе к началу или к концу слова.

У. Проверьте правильность выбранных вами букв.

Если вы использовали запись Ь , исключите неверный вариант, запишите слово правильно.

Допишите в столбики слова из предложенных: в..ехал, варен..е, под..езд, солов..и.

Звукобуквенный разбор слов листья и вьюга по вариантам.

V. Закрепление изученного.

У. Антон попытался составить пословицу.

Вот, что у него получилось: Без ученьйа нет уменъйа.

Ребята, помогите Антону проверить правильности написания. Какой секрет письма ещё не знаком Антону.

У. Подбери слова противоположные по смыслу (антонимы) к предложенным: спуск, приезд, враги, болезнь.

Д. Получились слова подъём, отъезд, друзья, здоровье.

У. Запишите слово друзья, используя подсказку, проверьте написание.

Объясните выбор Ь .

Ъ

VI. Итог урока.

У. Расскажите о способах обозначения звука [й , ] в русском языке. О чем предупреждают буквы Ь и Ъ?

Домашнее задание. Расскажите родителям о способах обзначения звука [й , ] в словах, подберите слова, с разделительными Ь и Ъ знаками.

Вернуться к началу документа

elena-kuzmina.ru

Разработка урока русского языка на тему: «Буквы е, ё, ю, я, как способ обозначения звука [й]»

Тема: Буквы е, ё, ю, я как способ обозначения звука [й]

  • повторить способ обозначения звука [й] двумя способами: буквой и; буквами е,ё,ю,я;
  • развивать фонетические умения;
  • воспитывать интерес к предмету.
  • Словарные слова напечатаны на доске. Орфограммы закрыты. Дети читают слова, показывая карточками гласные буквы.

    Дев.чка, уч.ник, п.нал, к.ртошка, с.бака.

    — Что это за слова?

    — Мы должны запомнить их правильное написание.

    2. Упражнение «Запиши буквами»

    На доске звуковая запись:

    — Запишем звуки буквами. (Дети по очереди выходят к доске, записывают звуки буквами. Остальные выполняют задание в тетради.)

    — Какую работу выполняют эти буквы в словах?

    (Смягчают согласный звук)

    — На прошлом уроке мы познакомились и с другой работой букв е, ё, ю, я. Ведь за ними может «прятаться» звук [й]. Сегодня мы будем учиться определять место звука [й] в слове и выбирать букву для его обозначения.

    1. Выполнение упражнения № 127

    — Прочитаем слова 1 столбика. Какие буквы здесь выделены? Какой звук прячется в этих буквах?

    — Прочитаем слова 2 столбика. Какой звук слышим на месте гласных букв е, ё, ю, я?

    (Звук [й’] и звук гласной буквы)

    Значит, гласные буквы е,ё,ю,я могут не только смягчать согласные, но и в них может прятаться звук [й’].

    2. Работа со сведениями на стр. 90 (правило на доске)

    — Слушаю слово, определяю, где находится звук [й’].

    — Если слышу звук [й’] на конце слова или перед согласным – пишу букву й.

    — Если слышу звук [й’] перед гласным в начале или в середине слова – пишу буквы е,ё,ю,я.

    3. Выполнение упражнения № 132 (письменно)

    — Запишем слова буквами, подчеркивая те буквы, за которыми «прячется» звук [й’]. (Один ученик рассуждает у доски, , остальные выполняют задание в тетради)

    4. Самостоятельная работа. Выполнение упражнения № 134.

    • Прочитайте слова, которые записал дошкольник Антон.
    • Понятно ли он записал слова?
    • Найдите и исправьте ошибки. Правильную запись запишите в тетрадь. (ель, маяк)
    • В каких буквах «прячется» звук [й’]? (е, я)
    • 5. Выполнение упражнения «Запиши слова звуками»

      Яма, юла, тень, мёд, поляна, жил, чудо.

      — Прочитаем. Запишем эти слова звуками в тетрадь.

      ([й’ама], [й’ула], [т’эн’], [м’эд], [пол’ана], [жыл], [ч’удо].

      6. Выполнение упражнения № 136

      — В речи много слов. И их разделили на 3 группы. К какой группе относятся слова из этого упражнения?

      — Какой вопрос поставим к этим словам?

      (Это слова – названия, называют животных)

      — Посмотрите на рисунок. Кто нарисован?

      — Прочитайте. Какие слова у нас подчеркнуты. Чем они различаются по смыслу?

      (Заяц – один, зайцы – много)

      — Выберем и запишем в тетрадь слова, в которых звук [й’] на письме обозначается буквой й.

      — Какими буквами можно обозначать звук [й’] в словах?

      Опубликовано 10.02.2013 г.

      Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам — большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:

      www.uroki.net

      Буква «й» (и краткое), обозначающая согласный звук [й’]» (1-й класс)

      Задачи:

      • Познакомить с новым звуком [й,] и буквой («и краткое»).
      • Учить отличать новый звук и букву от других звуков и букв.
      • Совершенствовать навык правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения.
      • Развивать память, внимание, речь, мышление и наблюдательность младших школьников.
      • Воспитывать чувство коллективизма, уважительного отношения к старшему поколению.
      • Оборудование: учебник «Русская азбука»/В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, А.Ф.Шанько, В.Д.Берестов – М.: Просвещение, 2007 год , карточки со словами и слогами, картинки животных, плакат «9 Мая», линейка, бутылочка с йодом, каравай.

        I. Организационный момент

        Учитель: Сядьте удобно. Впереди нас ждёт интересная работа, поэтому будьте на уроке внимательны. Я думаю, что своими ответами на уроке вы будете радовать и себя, и меня, и наших дорогих гостей.

        II. Повторение

        Выделение звука [й,]

        Учитель: Отгадайте загадку:

        Дом на рельсах тут как тут.
        Всех умчит он в пять минут.
        Ты садись и не зевай,
        Отправляется (Трамвай)

        Это вид транспорта. К сожалению, в нашем городе трамваев нет, но может быть появятся в будущем. (Приложение. Рисунок 1)

        Учитель: Какой звук услышали в конце слова?
        Предполагаемый ответ учащихся: Звук [й,]
        Учитель: Этот звук вам уже знаком. Мы встречали его, когда изучали буквы «е», «я», «ё». Прочитайте слова и вспомните, в каких случаях буквы «е», «ё», «я» обозначают два звука.
        Слова для чтения: енот, маяк, ружьё
        Предполагаемые ответы учащихся: В начале, после гласной, после разделительного Ь

        III. Объяснение нового материала

        Постановка цели

        Учитель: Сегодня мы научимся распознавать звук [й] и обозначать его новой буквой « и краткое». А также научимся читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

        Работа со звуком

        Учитель: Произнесём звук [й] и поймаем его ладошкой. Обратите внимание: при произношении этого звука мы улыбаемся, язык упирается, верхние и нижние зубы обнажены.

        Вопросы учащимся:

        • Дайте характеристику звуку [й] (Согласный)
        • Докажите (Не поётся, есть преграда во рту)
        • Закройте уши, произнесите звук [й]
        • Что услышали? (Звук)
        • Сделайте вывод: звук звонкий или глухой. (Звонкий)
        • Определите, твёрдый или мягкий.
        • Повторите характеристику звука [й]

        (1 учащийся дает полную характеристику звука [й,], затем все повторяют хором, далее учащимся предлагается игра «Найди звук»)

        Учитель: Хлопните в ладоши, если услышите звук [й]. Если звука нет, молчите.

        Лиса, копьё, майка, игрок, лицо, троллейбус, имя, чай, сильный, яма, машина, чайка.

        – Молодцы! Большинство из вас правильно нашли звук. А кто ошибался, не огорчайтесь. Мы учимся.

        Знакомство с новой буквой

        Учитель: Какой буквой на письме обозначается звук [й]. (И краткое)
        – Посмотрите внимательно. На что похожа буква?

        Учитель показывает карточку с буквами Й й

        – Чтобы Й (и краткое) не путать с И, сверху галочку пиши.
        – Посмотрите, на что ещё похожа буква.

        Летает над калиткой
        Птица,
        Но на калитку
        Не садится. (Приложение. Рисунок 2)

        Учитель: Чтобы букву вы хорошо запомнили, напечатаем её на спинке друг у друга.

        Работа в парах

        Дети печатают на спине друг друга заглавную букву Й, маленькую букву й.

        Учитель: Я думаю все запомнили эту букву.

        Буква Й (и краткое) не простая.
        Голос краток и сердит,
        Потому что запятая
        На её плечах сидит.

        IV. Закрепление нового материала

        Отгадывание сказочных героев

        Учитель: Ребята, а вы любите читать сказки?
        Я проверю, как хорошо вы знаете сказочных героев.
        «Доскажите слово» и определите место звука [й]: в начале, в середине, в конце и скажите, какой буквой обозначается этот звук.

        Учитель: (по мере отгадывания загадок учитель крепит слова на доску)

        1. В Африке разбойник,
        В Африке злодей,
        В Африке ужасный (Бармалей)

        3. Появилась девочка
        В чашечке цветка.
        А была та девочка
        Чуть больше ноготка.
        В ореховой скорлупке
        Та девочка спала
        И маленькую ласточку
        От холода спасла. (Дюймовочка)

        2. Я – великий умывальник
        Знаменитый (Мойдодыр)
        Умывальников начальник
        И мочалок командир.

        4. Всех на свете он добрей.
        Лечит он больных зверей.
        Он известен, знаменит
        Добрый доктор (Айболит)

        – Почему эти слова пишутся с большой буквы? (Имена сказочных героев)

        Работа со слогами, словами

        Учитель: Заглянем в больницу к Айболиту. На приёме у него посетители невесёлые, больные. Пусть Доктор Айболит их послушает трубочкой. (Приложение. Рисунок 3) А мы будем отправлять к доктору других пациентов.
        – Сегодня день особенный. На приём к доктору могут придти только те больные, в названии которых есть буква Й. Кто может придти к Айболиту?
        Предполагаемые ответы учащихся:Воробей, соловей, чайка, Незнайка, муравей, змей, лентяй, Гадкий утёнок
        Учитель: Достаточно на сегодня посетителей.
        Ребята, а вам интересно узнать, какой диагноз Айболит поставил больным?

        Всех послушал Айболит
        И животным говорит:
        «Ваша хитрая семейка
        Заболела «неумейкой».
        Помогать вам не хочу,
        Я лентяев не лечу.»

        Учитель: Почему доктор не захотел лечить, ведь он был такой добрый? (Звери – лентяи, притворщики)

        Учитель: Давайте поможем, ребята, вылечить болезнь «неумейку» и вернём животным доброе имя.

        – Научим читать слоги и слова воробья.

        свой – свои
        мой – мои
        твой – твои

        Учитель: В чём отличие каждой пары слов?
        – На какую букву оканчиваются слова в 1 столбике? А во втором?
        – Сколько слогов имеют слова в 1 столбике? Почему? А во втором?

        2) И Зайка слёзы льёт. Он не может написать правильно своё имя.

        ЗАИКА (карточка со словом)

        – Прочитаем, в кого он превратился. Что надо сделать, чтобы вернуть зайке имя?

        Предполагаемые ответы учащихся: Дописать галочку сверху. (Приложение. Рисунок 5)

        3) Поможем попугаю подобрать противоположные по смыслу слова: узкий, высокий, добрый, большой, здоровый, далёкий. (Приложение. Рисунок 6)

        4) Научим Белого медведя делить слова на слоги. (Приложение. Рисунок 7)

        ЛИ – НЕЙ – КА, КА – РА – ВАЙ, ЙОД [ёд], ГЕ – РОЙ, ВОЙ – НА

        Задания детям: (учащиеся выполняют задания по каждому слову)

        1. Прочитайте слово.
        2. Разделите на слоги. Какое правило знаете?
        3. Растолкуйте значение этого слова.

        ЛИ – НЕЙ – КА: (показ предмета)

        а) прямая черта на бумаге. В тетрадях в узкую линейку вы пишете на уроках письма

        б) инструмент для измерения и чертежа. (на математике – отрезки чертим по линейке)

        в) строй в шеренгу (на физкультуре)

        КА – РА – ВАЙ: большой круглый хлеб (показ предмета)
        ЙОД: лекарство, которым смазывают царапины (показ предмета)
        – А знаете ли вы? Йод есть в воздухе, воде, пище. Если его не будет, то люди будут болеть. Больше всего йода в морских водорослях. Из них и делают на фабрике йод.
        ГЕ – РОЙ: человек, который совершает подвиги. Он храбрый, доблестный.
        ВОЙ – НА: вооруженная борьба между государствами, народами.

        V. Физминутка

        Учитель: Молодцы! Вылечили всех больных. Можно и отдохнуть.

        Учитель проводит игру «Если нравится тебе, делай так…».

        VI. Работа с учебником (работа с текстом)

        Учитель:

        Дети, а вы здоровы?
        Тогда отвечайте дружно мне
        С какой буквой сегодня знакомы?
        С буквой «И краткое». Молодцы!

        – Откройте азбуку на странице 158-159.

        Учащиеся рассматривают иллюстрацию.

        Учитель: Какое страшное слово «война». В течение столетий русскому государству приходилось вести войны с оружием в руках, защищать мирную жизнь людей. К счастью, мы не были участниками того тяжёлого времени. Не знаем, что такое война. Мы живём мирной жизнью.

        Задание детям: У кого есть бабушки и дедушки, которые участвовали в Великой Отечественной войне 1941-1945 года, поинтересуйтесь, как жили они в военное время. А потом расскажете об этом в классе.

        Работа со словами

        Учащиеся учатся читать слова, которые встретятся в тексте: дедушка, медаль, солдат, отвага.

        Учащиеся читают текст самостоятельно, затем хором: одно предложение громко, другое вполголоса.

        Вопросы детям: Из чего состоит текст? Что выражает предложение?

        Вопросы детям по прочитанному тексту:

        – Кем был дедушка на войне? (Солдатом)
        – Какую награду получил дедушка на войне? (Медаль за отвагу)
        – Как вы понимаете слово «отвага»? (Смелость, храбрость, бесстрашие)
        – Какой подвиг мог совершить дедушка? (Мог подорвать танк гранатой, мог сбить самолёт, взять в плен немецкого офицера…)
        – Прочитайте из текста, что сказала мама о дедушке. (дедушка стар, а душа у него молодая.) (Приложение)
        – Как понимаете слова мамы? (В пожилом возрасте дедушка чувствует себя молодым, энергичным, жизнерадостным, ощущает прилив новых сил)

        Учащиеся читают еще раз текст («жужжащее чтение») и готовятся к пересказу.

        Задания учащимся: Найдите в тексте слова, в которых есть буква Й (Война)

        Учитель: А вы бы хотели, чтобы сейчас наступила война? Почему? (Война всё разрушает, гибнут люди)

        Пусть всегда будет солнце,
        Пусть всегда будет небо,
        Пусть всегда будет мама,
        Пусть всегда будет МИР!

        VII. Подведение итогов урока

        Учитель: С какой буквой познакомились на уроке?
        – Обратимся к алфавиту, между какими буквами стоит Й?
        – Какой звук эта буква обозначает?
        – Поднимите руку, кто порадовал себя своими ответами.

        VIII. Домашнее задание

        Читать текст на страницах 158-159, уметь его пересказывать.

        xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

        Тихомирова Л.В. Урок русского языка, 2 класс УМК «Гармония» Итоговая работа в рамках Мастерской.

        Конспект урока

        2 класс (УМК «Гармония»)

        Преподаватель: Тихомирова Людмила Владимировна

        Тема: За какими буквами прячется звук [й’]? (урок 2)

        Задачи:

        1) познакомить учащихся с третьим способом обозначения звук [й’]

        2) выявить функцию разделительных знаков (ь и ь

        3) тренировать в обозначении звука [й’] буквами Ъ и Ь.

        Тип урока: закрепление.

        Образовательное учреждение – МОУ Заволжский лицей, г. Заволжск Ивановской области

        ТСО: проектор, экран, компьютер

        Оборудование:

      • презентация (среда POWER POINT);
      • учебник «К тайнам нашего языка» М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко 1 часть;
      • Тетрадь-задачник М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко 1 часть;
      • Рекомендации учителю:

        При открытии данной презентации появляется окно запроса. Выбираем «Не отключать макросы».

        Если окно не появилось или объекты не перемещаются, необходимо изменить параметры безопасности.

        Для этого надо открыть презентацию.

        Для 2003 Office: Сервис – Макрос – Безопасность – устанавливаем флажок на «Средняя»

        Для 2007 Office: Office -Параметры PPoint — Центр управления безопасности.

        В блоке Параметры макросов рекомендуется установить режим «Отключить все макросы с уведомлением». В режиме «Отключить все макросы с уведомлением» при открытии файла с макросами появляется сообщение с кнопкой позволяющей разрешить применение макросов.

        Закрываем презентацию, сохранив изменения, и открываем заново.

        Ход урока

        I. Эмоциональное вхождение в урок.

        Звучит песня «Улыбка» (В.Я. Шаинский, М.С. Пляцковский). Слайд 2

        — Какое настроение у нашей улитки? (веселое, радостное, солнечное). Как вы это определили? (она улыбается)

        Улыбка – это волшебный ключ, который открывает все «замки» в душах людей. Она может согреть других своим теплом и улучшить всем настроение. Улыбнитесь друг другу.

        II. Повторение. Введение в тему урока.

        — Какую тему мы начали изучать на прошлом уроке? (за какими буквами прячется звук [й’])

        — Какими буквами обозначается звук [й’]? (й, е, ё, ю, я) Слайд 3

        — Где в слове мы слышим звук[й’], если он обозначен первым способом; вторым и третьим? Выйдите к доске и выберите нужную схему.

        (Презентация использует макрос Drag and Drop, созданный [email protected], поэтому дети могут выйти к доске и перетащить нужные схемы к каждому случаю: Дети выбирают нужную схему с помощью манипулятора (мыши или пера), Щелчок по схеме, затем щелчок по тому месту, куда ее надо вставить)

        — Докажите примерами из домашнего упражнения.

        Слайд 4

        Вчера Том записал слово деревья. Встретилось ли оно вам в домашнем упражнении? Каким способом обозначен звук [й’]: первым или вторым?

        Давайте разберемся. Откройте тетрадь-задачник, упр. 66. Запишите значками звуков последний слог, который получился у Тома. Произнесите этот слог и внимательно послушайте (щелчок на слайде 4). А рядом – каким должен быть слог. Какой звук пропал? (щелчок)

        — Кто был внимательным и запомнил, как пишется это слово?

        — Какие две буквы понадобились для обозначения звука [й’]? (ь и я) (щелчок на букве Я – это триггер). Что это за способ обозначения звука [й’]? (ни первый и ни второй; третий)

        — Какую тему мы будем изучать сегодня на уроке? Какие цели поставим?

        III. Знакомство с новым способом обозначения звука [й’]

        — Продолжаем работать в тетради-задачнике, упр. 67. (щелчок Слайд 4)

        — Прочитайте звуковые записи. Поставьте вопросы к этим словам. Что они называют?

        — Посмотрите, как эти слова записал Том. Все ли звуки он обозначил?

        — Какой звук пропал? Между какими звуками он находится?

        — Обратите внимание, авторы подсказывают нам, как надо записать слова вьюн и съем. (щелчок Слайд 4)

        — Какие помощники понадобились буквам Ю, Е, чтобы обозначить звук [й’]?

        — Давайте исправим ошибки Тома и рядом запишем слова правильно.

        — Сделаем вывод: как еще может быть обозначен звук [й’]? Слайд 5

        (Звук [й’] – триггер, при троекратном, последовательном нажатии, исчезают подсказки и появляются схемы. Такой вид подсказки приучает детей давать полные ответы)

        — Упр. 69. Впишите нужные значки.

        — Когда будем пользоваться при письме этим способом обозначения звука [й’]? Прочитайте алгоритм рассуждения обозначения звука [й’] буквами.

        IV. Закрепление.

        Давайте потренируемся выбирать способ обозначения звука [й’]. Для этого вспомните все способы. Слайд 6.

        В последнем случае фигура «прямоугольник» — триггер, при нажатии на которую открываются знаки Ъ и Ь; также нажав на ! (это триггер), можно его убрать, объяснив, что проблема решена)

        Откройте учебник, упр. 70. Слайд 7-8.

        — Прочитайте слова в красных рамочках. Что общего в их звучании? (звук [й’])

        — Каким способом передан звук [й’] в этих словах? (Третьим: ь или ъ
        вместе с буквами е, ё, ю, я, и.)
        Докажите.

        — Давайте попробуем прочитать слова без Ъ или Ь знаков (переход по управляющей кнопке , затем возврат )

        — Прочитайте вопрос, который задает Том (щелчок на рисунке мальчика)

        — Получить полный ответ на этот вопрос мы сможем в конце учебного года. Но некоторые наблюдения сделаем сейчас. Перечитайте записанные слова и скажите, какой из знаков: ь или ъ — ни разу не встретился на конце слова, (ъ)

        Да, ъ никогда не пишется на конце слова. Проверим наши выводы.

        Прочитаем хором совет авторов в голубой рамке на с. 34. Что нового узнали из совета?

        (Проговаривание вывода с помощью схем (троекратный щелчок на рисунке мальчика)

        Упр. 72 (с комментированием).

        Слайд 9

        (Презентация использует макрос Drag and Drop. Дети выбирают нужную букву с помощью манипулятора (мыши или пера), Щелчок по букве, затем щелчок по тому месту, куда ее надо вставить.

        Задание в нижней части слайда открывается нажатием на прямоугольник)

        IV. Подведение итогов урока. Домашнее задание

        — Какую задачу письма решали?

        — Что было трудным?

        Слайд 10 щелчок

        Дома выполнить упр. № 73. Прочитайте задание. (Пояснения учителя)

        www.nachalka.com

        Конспект урока и презентация по русскому языку на тему «За какими буквами прячется звук й». 2 класс, «Гармония»

        Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

        Выбранный для просмотра документ презентация к уроку За какими буквами прячется звук Й.ppt

        Описание презентации по отдельным слайдам:

        Русский язык УМК «Гармония» 2 класс по учебнику М. С. Соловейчик Гапон Ирина Александровна, учитель начальных классов МБОУ СШ № 31 г. Сургут

        РУЧЕЙ ЙЭЛОВЫЙ ХВОЙА ЛУЖАЙКА ЙАМА

        1. 2. РУЧЕЙ ХВОЙА ЛУЖАЙКА ЙАМА ЙЭЛОВЫЙ

        Выбранный для просмотра документ урок За какими буквами прячется звук Й.docx

        Тема: Повторение известных способов обозначения звука [й , ]

        Цели: повторение двух известных способов обозначения звука [й]; уточнение позиций, от которых зависит выбор способа; закрепление умения осознанно контролировать этот выбор.

        Планируемый результат: знать способы обозначения звука [й’] на письме гласными буквами я, ю, ё, е; уметь анализировать и кратко характеризовать звуки речи; выполнять фонетический разбор слова;

        Познавательные УУД: читать и извлекать необходимую информацию, соотносить её со своими наблюдениями; выделять новые сведения, осознавать их как новые; с помощью приобретённой информации проверять и оценивать сделанные предположения, выполненные действия; переводить информацию, представленную в табличной, модельной форме в словесную. Осуществлять наблюдение, анализ, сравнение, классификацию, группировку, конструирование, моделирование, умозаключения, обобщения.

        Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника), вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, проявлять доброжелательное отношение;

        Регулятивные УУД: планировать свои действия, выполнять их, контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы;

        Личностные УУД: осознание трудностей нашего языка, стремление к их преодолению, проявление трудолюбия и желания решить учебную задачу.

        infourok.ru