Предложения со словом иск

Особое внимание следует обратить на многочисленные стилистические ошибки: повторы, неправильное словоупотребление, тавтологию, неудачное построение предложения и др.

Тавтология
Излишние повторы тождественных по смыслу однокоренных слов ведут к нарушению логики высказывания:
Форма оформления документа (форма документа); привлечь ответчика к ответственности (привлечь предприятие к ответственности); несоразмерность размера начисленных процентов (несоразмерность начисленных процентов); налогообложение налогом (обложение налогом, взимание налога); инвестиционный проект по проектированию и строительству (инвестирование проектирования и строительства); изготовление готовой продукции (изготовление продукции); следовательно, из материалов дела следует (таким образом, из материалов дела следует); индексация заработной платы на индекс повышения цен (индексация с учетом, с применением индекса повышения цен).
Неправильное употребление слов
Указанные обстоятельства не могут служить основанием для освобождения ответчика от уплаты (правильно — оплаты) услуг.
Уплатить (правильно— оплатить) счет; оплата (правильно — выплата) денежной суммы.
На приведенных примерах становятся наглядными особенности словообразования, когда с помощью новой приставки создается новое по значению слово. Следует различать по смыслу: оплатить (аренду, работу, услуги) — отдать деньги за что-либо;
уплатить (сумму, пени, налог, госпошлину) — внести плату в возмещение чего-либо;
выплатить (гонорар, аванс) — выдать плату за что-либо, кому-либо;
заплатить — по счету, за что-то (за товар).
Помимо неправильного употребления слов (не согласно понятию, а согласно определению) в предложении имеется и другая распространенная ошибка.
Придаточное предложение с союзом КОТОРЫЙ должно стоять непосредственно после того слова, к которому относится (не счета, согласно которому, а определение, согласно которому), поэтому в данном случае целесообразно разбить сложное предложение на два простых:
В 6 пункте 2 статьи 11 НК РФ содержится определение понятия «счет». Согласно данному определению.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы жалобы по изложенным в ней мотивам, а представитель ответчика просил оставить их в силе, указывая на законность и обоснованность решения суда.
Смысл предложения полностью искажен: представитель просил оставить доводы жалобы в силе. Следует с особой внимательностью относиться к построению сложных предложений с деепричастными и другими оборотами. Автор текста имел в виду оставить решение в силе:
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы жалобы по изложенным в ней мотивам, а представитель ответчика, указывая на законность и обоснованность судебного решения, просил оставить его в силе.
Поддержала также иск Иванова О. П. об определении порядка общения с детьми, считая его оптимальным, соблюдающим права и интересы детей.
Порядок не может соблюдать или не соблюдать права, так как это существительное неодушевленное. Помимо прочего, автор неоправданно применил обратный порядок слов, что также привело к нарушению смысловых связей.
Возможный вариант:
Иванова О. П. также поддержала иск об определении порядка общения с детьми. По ее мнению, такой порядок является оптимальным и отвечает интересам детей.
В противном случае дополнительные отпуска не достигают своего значения, и смысл предоставления дополнительного отпуска утрачивается.
Следует различать понятия не имеет значения (смысла) и не достигает цели.
Возможный вариант:
В противном случае предоставление дополнительного отпуска не имеет смысла.
Изложенное позволяет суду прийти к выводу о возможности исправления Петрова И. П. без изоляции от общества с назначением наказания в виде исправительных работ.
Один из возможных вариантов: На основании изложенного суд пришел к выводу о возможности исправления Петрова И. П. без изоляции от общества и о назначении наказания в виде исправительных работ.

Повторы
Истец полагает, что суд, исследовав материалы дела, правомерно установил, что размер задолженности составляет 200 000 рублей.
В данном предложении мы имеем дело не только с повтором подчинительного союза что, соединяющего части сложного предложения, но и, как следствие, с неудачной синтаксической конструкцией, которую легко исправить:
По мнению истца, суд, исследовав материалы дела, правомерно установил размер задолженности, который составляет 200 000 рублей.
В письме на имя председателя прямо указана просьба дать указание на оформление договоров на вышеназванных лиц.
Один из приемлемых вариантов:
В письме, адресованном председателю, прямо высказана просьба дать указание оформить договоры на выше названных лиц.
В рассматриваемых договорах названные лица не названы в качестве сторон.
Вариант:
В рассматриваемых договорах упомянутые (указанные) лица не названы в качестве сторон. Пунктом 4 статьи 176 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика на возмещение сумм налога на добавленную стоимость, предусмотренных статьей 171 НК РФ, не позднее трех месяцев со дня представления налоговой декларации. и документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
Вариант:
Пунктом 4 статьи 176 НК РФ установлено право налогоплательщика на возмещение сумм налога на добавленную стоимость, предусмотренных статьей 171 НК РФ, не позднее трех месяцев со дня представления налоговой декларации. и документов, перечисленных в статье 165 Кодекса.
Пунктом 3 данной статьи установлено, что применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством подоходного налога. уплатой стоимости патента.
Слово установленного употребляется второй раз в связи с тем, что автор стремился как можно полнее воспроизвести текст закона. Поэтому целесообразно заменить это слово там, где оно встречается впервые:
Пунктом 3 данной статьи определено.
В силу пункта 3 данной статьи.
Согласно пункту 3 данной статьи.
Предприятие заявило ходатайство об изменении предмета иска и просило обязать ИМНС зачесть предприятию НДС за декабрь.
Если слово предприятию не употреблять в конце предложения, смысл не изменится:
Предприятие заявило ходатайство об изменении предмета иска и просило обязать ИМНС зачесть НДС за декабрь.
Повторы слов нежелательны в пределах не только предложения, но и абзаца. Исключениями являются ключевые слова, от которых напрямую зависит смысл высказывания.
Данная задержка вынудила истца обратиться к услугам ломбарда, в связи с чем просил также взыскать причиненные убытки. Заявил также требования о взыскании процентов.

Возможный вариант:
Данная задержка вынудила истца обратиться к услугам ломбарда, в связи с чем он просил также взыскать соответствующие убытки. Кроме того, Петров И.П. заявил требование о взыскании процентов.Суд обоснованно отказал ИМНС в удовлетворении иска о взыскании штрафа за совершение административного правонарушения. В нарушение требований КоАП РСФСР в акте проверки отсутствует отметка о разъяснении ответчику его прав и обязанностей. Указанные нарушения свидетельствуют о том, что истцом при рассмотрении материалов дела об административном правонарушении была нарушена процедура привлечения к ответственности, что повлекло нарушение прав лица, привлекаемого к административной ответственности.
Многочисленные повторы однокоренных слов в пределах абзаца и отдельного предложения затрудняют восприятие текста. Поскольку словосочетание административное правонарушение относится к юридическим терминам, следует искать варианты замены других слов, а также перестроить последнее предложение:
Суд обоснованно отказал ИМНС в удовлетворении иска о взыскании штрафа за совершение административного правонарушения. Вопреки требованиям КоАП РСФСР в акте проверки отсутствует отметка о разъяснении ответчику его прав и обязанностей. Несоблюдение истцом при рассмотрении материалов дела порядка привлечения к административной ответственности привело к нарушению прав предпринимателя.
Сумма списана с расчетного счета, открытого в открытом акционерном обществе «Инкомбанк».

Один из приемлемых вариантов:
Сумма списана с расчетного счета в открытом акционерном обществе «Инкомбанк».
В ходе судебного разбирательства установлено, что в период работы истца со стороны ответчика имела место задержка выплаты заработной платы, а при увольнении не был своевременно произведен расчет.
Иногда для устранения таких ошибок достаточно избавиться от лишних слов, при этом смысл предложения не изменится:
В ходе судебного разбирательства установлено, что ответчик допускал задержку причитающейся истцу заработной платы, а при его увольнении несвоевременно произвел расчет.
Чтобы избежать повторов, не следует перегружать предложения лишними словами, которые не содержат информации и не имеют значения для восприятия смысла.
Уголовное дело было возбуждено 3 августа 2002 года.
Правильно: уголовное дело возбуждено 3 августа 2002 года.
Из имеющихся в деле документов, а также показаний свидетеля — бывшего главного бухгалтера ответчика усматривается, что предприятие работало только по выполнению государственных заказов, в частности Минобороны, никаких других доходов не имело, финансировалось только из бюджета.
Кроме повтора слова только предложение содержит и другую распространенную ошибку. Слова работать и выполнять — синонимы, они близки по значению, поэтому их одновременное употребление ведет к нарушению логики высказывания. Предложение следует перестроить:
Из имеющихся в деле документов, а также показаний свидетеля — бывшего главного бухгалтера ответчика усматривается, что предприятие выполняло только государственные заказы, в частности Минобороны, никаких других доходов не имело, финансировалось лишь из бюджета.
Истец обратился в суд с иском к ответчику о расторжении брака.
В данном предложении также нарушена логика высказывания — разуме­ется, с иском можно обратиться только к ответчику. Кроме того, слова истец, иск — однокоренные. В таких случаях вместо слов истец, ответчик следует использовать наименования сторон, например:
Е.Т. Петров обратился в суд с иском к СВ. Петровой о расторжении брака.
Вместе с тем суду не предоставлено доказательств того, что Ива­нов С.А. оставил место ДТП, в связи с чем в его действиях не усматривается признаков состава правонарушения.
Предложение перегружено сложными союзами.
Один из возможных вариантов:
Суду не предоставлено доказательств того, что Иванов С.А. оставил место ДТП, поэтому в его действиях не усматривается признаков состава правонарушения.

Нанизывание падежей
Скопление одинаковых падежных форм затрудняет понимание текста. В таких случаях отглагольные существительные заменяются инфинитивными или другими конструкциями, распространенные обороты — придаточными предложениями, устраняются лишние слова.
Факт подтверждается обозренным судом договором залога.
Кроме нанизывания творительных падежей, допущена ошибка в словообразовании (обозренным).
Возможный вариант:
Факт подтверждается исследованным в судебном заседании договором залога.
С учетом принятия судом признания ответчиком этого иска требования Ивановой О. П. об определении места жительства детей подлежат удовлетворению.
Данное предложение представляет собой редкий пример чередования пяти слов подряд в родительном и творительном падежах, что затрудняет восприятие текста.
Возможный вариант:
С учетом того, что суд принимает признание иска ответчиком, требования Ивановой О.П. об определении места жительства детей подлежат удовлетворению.
Факт использования неисправной контрольно-кассовой машины при осуществлении денежных расчетов с населением предпринимателем судом установлен и подтверждается материалами дела.
В этом предложении три слова подряд употреблены в творительном падеже. Предпочтительнее его изменить на следующее:
Факт использования предпринимателем неисправной контрольно-кассовой машины при осуществлении денежных расчетов с населением установлен судом и подтверждается материалами дела.
Данный акт не может быть рассмотрен в качестве доказательства проявления изменения волеизъявления арендодателя в отношении договора в рамках предъявленного иска.
Смысл предложения, в котором пять слов подряд употребляются в родительном падеже, практически не воспринимается. Непонятно, что именно хотел сказать автор этого текста.
Один из вариантов:
Данный акт не может служить доказательством того, что в рамках предъявленного иска намерения арендодателя в отношении договора изменились.
Нарушение порядка слов в предложении может привести к двоякому толкованию смысла
Суд обязал налоговую инспекцию возвратить из бюджета АКБ «Московский индустриальный банк» 850 рублей необоснованно списанных пеней.
В данном случае следует изменить порядок слов:
Суд обязал налоговую инспекцию возвратить АКБ «Московский индустриальный банк» из бюджета 850 рублей необоснованно списанных пеней.
Покупатель должен заключить договор купли-продажи помещений с организацией по указанию продавца.
В данном случае неясно, на что именно указывает продавец:
Покупатель должен заключить договор купли-продажи помещений с организацией, указанной продавцом.
Или Покупатель должен заключить с организацией договор купли-продажи помещений, указанных продавцом.
Нарушение порядка слов в предложении приводит к разрыву смысловых связей между словами
Представитель предприятия просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу — без удовлетворения, указывая на их законность и обоснованность.
Из-за неправильного порядка слов в предложении полностью искажен его смысл. Обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, должно стоять после тех слов, к которым оно относится:
Представитель предприятия, указывая на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, просил оставить их без изменения, а кассационную жалобу — без удовлетворения.
Информация в налоговый орган от налогоплательщика об открытии счета поступила…
Возможный вариант:
Информация об открытии счета поступила от налогоплательщика в налоговый орган.
Данное нарушение повлекло неправильное отражение в счетах бухгалтерского учета налога на добавленную стоимость и в отчетности.
Возможный вариант:
Данное нарушение повлекло неправильное отражение налога на добавленную стоимость в счетах бухгалтерского учета и в отчетности.
Налоговая инспекция обратилась с иском о взыскании 650 руб. штрафа за непредставление за 2001 год справок о доходах физических лиц.
Возможный вариант:
Налоговая инспекция обратилась с иском о взыскании 650 руб. штрафа за непредставление справок о доходах физических лиц за 2001 год.
Из содержания названной нормы следует, что пропущенный процессуальный срок может быть восстановлен арбитражным судом лишь по заявлению лица, участвующего в деле, о восстановлении указанного срока.
Возможный вариант:
Из содержания названной нормы следует, что пропущенный процессуальный срок может быть восстановлен арбитражным судом лишь по заявлению лица, участвующего в деле.
Судом установлено, что истцы имеют право на дополнительный отпуск как работники, занятые на работах с вредными условиями труда, в количестве 12 дней.
Кроме разрыва смысловых связей, в предложении имеются и другие ошибки, в частности повтор однокоренных слов (работники, работах) и неправильное употребление слов (отпуск . в количестве).
Возможный вариант:
Судом установлено, что в связи с вредными условиями труда истцы имеют право на дополнительный отпуск продолжительностью 12 дней.
Подозреваемый приобрел не менее 12,536 грамма героина, являющегося наркотическим средством в особо крупном размере.
Возможный вариант:
Подозреваемый приобрел героин, являющийся наркотическим средством, в особо крупном размере — 12,536 грамма.

Инверсия
В официальных документах, к которым относятся и документы суда, неуместна инверсия — обратный порядок слов в предложении. Данный прием используется в художественной литературе (в авторских ремарках, описаниях и др.), а также в разговорной речи. Неоправданная инверсия является стилистической ошибкой, широко распространенной в судебных документах.
Производилось увольнение работников по сокращению штата, уволился свидетель в числе последних. Имущества у ответчика не было, помещение он арендовал. Длительное время не индексировалась заработная плата, выплачивались только установленный оклад и премии от вклада работника и наличия денег на расчетном счете.
Рекомендуется использовать прямой порядок слов, когда подлежащее (кто, что?) предшествует сказуемому (что делает, что сделает?), а главные члены предложения — второстепенным:
Увольнение работников производилось по сокращению штата, и свидетель уволился в числе последних. Собственного имущества у ответчика не было, поэтому он арендовал помещение. Заработная плата длительное время не индексировалась, работникам выплачивались только установленный оклад и премии в зависимости от их трудового вклада и наличия денег на расчетном счете организации.

acentrum.ru

Нужно составить 3 предложения со словом MUST, 3 предложения со словом MUSTN*T, 3 предложения со словом HAVE TO,3 предложения со словом DON*T/DOESN*T HAVE TO.

СРОЧНО. ПОЖАЛУЙСТА. ПОМОГИТЕ.

  • Попроси больше объяснений
  • Следить
  • Отметить нарушение

Олькаа280 12.02.2013

Ответы и объяснения

  • galina572319
  • главный мозг
  • You must hurry if you want to catch the train.
    You must be careful while crossing the street.
    You must clean your teeth every day.
    You must eat healthy food.
    You must have a passport to visit most foreign countries.

    You mustn’t argue with parents.
    You mustn’t talk to strangers.
    You mustn’t talk loudly in the library.

    Why does he have to do everything? – Почему ему пришлось всё делать?
    Did they have to work all night? – Им пришлось работать всю ночь?
    You don’t have to show me the broken vase – I believe you.
    – Тебе не нужно показывать мне разбитую вазу – я тебе верю.
    You don’t have to wear this dress! Не обязательно надевать это платье.
    You have to to do your homework now. Сейчас ты должен сесть за уроки.
    You (don’t) have to eat this porridge!
    It was raining hard outside so he had to put on his raincoat.
    You don’t have to go to school today.
    He has to take the rubbish out and I have to wash up every day.
    Yesterday we had to stay after classes for a while.
    — Вчера нам пришлось ненадолго остаться после уроков.
    She has no pen. She has to ask somebody for a pen.
    Nelly is studying literature. She has to read a lot of books.

    znanija.com

    Предложения со словом «зима»

    Со сло­вом «зима» соста­вим пред­ло­же­ния раз­но­го вида в зави­си­мо­сти от их эмо­ци­о­наль­ной окрас­ки и цели выска­зы­ва­ния.

    Зима — это пора года, когда ста­но­вит­ся мороз­но, часто идет снег, бушу­ют мете­ли и зим­ние вью­ги, а вся при­ро­да спит до вес­ны.

    Вот как опи­сы­ва­ет при­ход зимы рус­ский писа­тель Г. Скребицкий:

    Осень сто­я­ла холод­ная, голая зем­ля про­мерз­ла и была твер­дая как камень, а зима все еще не насту­па­ла. Но вот потеп­ле­ло, и к вече­ру пошел снег. Крупные мох­на­тые сне­жин­ки закру­жи­лись в воз­ду­хе. Постепенно их ста­но­ви­лось все боль­ше, боль­ше, и нако­нец снег пова­лил хло­пья­ми, затя­ги­вая окрест­ность мут­ной дро­жа­щей пеле­ной.

    А вот как зима при­хо­дит в город.

    Накрывшее всё снеж­ное покры­ва­ло пре­вра­ти­ло пень­ки, кусты и ска­мей­ки в ска­зоч­ных незна­ком­цев. Уткнувшие носы в сугро­бы лег­ко­вые маши­ны каза­лись уку­тан­ны­ми в тёп­лые оде­я­ла. Деревья, еще не утра­тив­шие свои жел­тые одеж­ды, полу­чи­ли новый пуши­стый наряд. Их вет­ви под тяже­стью пере­ли­ва­ю­щих­ся белых мехов накло­ни­лись к зем­ле. В мире воца­ри­лась осо­бен­ная тиши­на, ино­гда нару­ша­е­мая мяг­ким шоро­хом про­ез­жа­ю­щих по засне­жен­ной доро­ге машин.

    А теперь соста­вим пред­ло­же­ния со сло­вом «зима»

    Примеры предложений со словом «зима»

    Слово «зима» обо­зна­ча­ет пред­мет и отве­ча­ет на вопрос: что?

    Это неоду­шев­лен­ное суще­стви­тель­ное жен­ско­го рода, кото­рое в фор­ме един­ствен­но­го чис­ла изме­ня­ет­ся по паде­жам:

    • и.п. что? зим-а
    • р.п. нача­ло чего? зим-ы
    • д.п. готов­люсь к чему? к зим-е
    • в.п. вижу что? зим-у
    • т.п. насла­жда­юсь чем? зим-ой
    • п.п. сооб­щу о чём? о зим-е.
    • Сравнив падеж­ные фор­мы, отме­тим, что фор­ма «зима» при­над­ле­жит име­ни­тель­но­му паде­жу рас­смат­ри­ва­е­мо­го суще­стви­тель­но­го. Значит, в пред­ло­же­нии это сло­во явля­ет­ся под­ле­жа­щим. К нему под­бе­рем опре­де­ле­ния, выра­жен­ные при­ла­га­тель­ны­ми:

      Используя эти сло­во­со­че­та­ния, соста­вим раз­лич­ные пред­ло­же­ния в зави­си­мо­сти от их эмо­ци­о­наль­ной окрас­ки и цели выска­зы­ва­ния.

      Повествовательные предложения

      Снежная зима заме­ла все тро­пин­ки в лесу.

      Вот и насту­пи­ла мороз­ная зима.

      Пришла суро­вая зима — наде­вай шубу и вален­ки.

      Снежная зима — это радость ребя­тиш­кам и взрос­лым.

      Если зима была с обиль­ны­ми сне­го­па­да­ми, издав­на заме­че­но, что будет хоро­ший уро­жай на полях.

      Вопросительные предложения

      Когда нако­нец при­дет дол­го­ждан­ная зима?

      В вашем краю уже насту­пи­ла мороз­ная зима?

      Какое вре­мя года назы­ва­ют сло­вом «зима»?

      russkiiyazyk.ru

      Предложения со словом иск

      Автоматизация звука [ш] в слогах

      Автоматизация звука [ш] в открытых слогах

      Развитие артикуляционной моторики

      Примечание. В дальнейшей работе артикуляционные упражнения проводятся с учетом индивидуальных особенностей моторики ребенка и характера его речевого нарушения.

      Развитие памяти, внимания

      Запоминание и воспроизведение слогового ряда в сочетании с движением пальцев рук.

      Игровые задания «Пальчики шагают по столу»:

      «Разговор мышки с мышонком». Произнесение слогов со сменой интонации:

      — Какой слог лишний? Ша-ша-ша-ши, ша-ша-ша-са.

      Какой первый звук в слоге ша? Назови второй звук.

      Скучно одному звуку [ш]. Пригласим к нему звук [у]. Звук [ш] «подружился» со звуком [у]. Какой слог получился?

      — Найди картинку, в названии которой есть слог шу. (Шуба, шут.)

      Ознакомление с буквой ш

      Автоматизация звука [ш] в обратных слогах

      Развитие артикуляционной моторики

      Работа над голосом

      Произнесение слогов иш-иш-иш, ыш-ыш-ыш, аш-аш-аш, ош-ош-ош, уш-уш-уш от имени героев сказки «Маша и медведь» (со сменой интонации).

      Запоминание и воспроизведение слоговых рядов иш-ыш-аш, ыш-иш-аш, иш-ыш-аш-уш, ыш-иш-аш-уш

      Анализ и синтез слогов

      — Повтори слоги ша-ши-шо. Послушай еще раз. Ша-ши. Какой слог исчез из ряда? (Шо.) Шо-шу-ши-ша. Шо-шу-ши? (Ша.)

      — Послушай и повтори слоги иш-иш-иш. Какой новый слог появился? Иш-иш-аш.

      — Давай «подружим» два звука — гласный [а] и согласный [ш]. Какой слог получится, если первым станет звук [а], а рядом с ним — [ш].

      Обозначить звуки цветовыми символами (кружочками красного и синего цвета).

      — Какой первый звук в слоге ыш? Какой второй звук?

      — Назови второй звук в слоге ош?

      Составление слогов иш, ыш, аш из букв разрезной азбуки.

      Игра «Речевое лото». Отбор картинок, в названиях которых есть звук [ш], из ряда других. Педагог называет слова, а ребенок находит картинки со звуком [ш].

      Автоматизация звука [ш] в слогах (интервокальное положение)

      «Мышата шушукаются». Произнесение слоговых сочетаний ыши-ыши-ыши, аша-аша-аша, уша-уша-уша, иши-иши-иши, ошо-ошо-ошо, ашу-ашу-ашу, оши-иши-аши от имени мышат (с включением мимических упражнений).

      — Назови место звука в слогах ша, аш, аша. Где слышится звук [ш] в словах Шуня (кличка мышки), мышь, мышка?.

      Чтение слогов ша, шо, ши

      Развитие слуховой памяти и внимания

      Выполнение инструкций из 2—3 действий.

      — Подойди к шкафу. Возьми мышку. Поставь мышку между матрешкой и лошадкой, а потом сядь на место.

      Автоматизация звука [ш] в слогах со стечением согласных звуков

      Запоминание и воспроизведение слогового ряда в сочетании с движением. Игровое упражнение «Мы — штангисты».

      шту-шту-шту-шту (поднимаем и кладем штангу).

      «Разговор Чебурашки и Неваляшки».

      Шты-шты-шты? (Добродушно. Ты почему такой сердитый?)

      Шта-што. (Ласково. Давай дружить.)

      Шта-што-шту? (Вопросительно. Согласен?)

      Шта-што-шту-шты. (Утвердительно. Согласен.)

      Развитие фонематического восприятия

      — Найди картинки, в названии которых есть звук [ш], и положи их к букве ш.

      Перед ребенком выкладываются картинки, в названии которых есть звуки [ш] и [ж]. Педагог называет слова, а ребенок находит нужную картинку. Определение позиции звука в двух-трех словах.

      Чтение слогов уш, шу; ош, шо

      Игровое упражнение «Разговор мартышек». Запоминание и воспроизведение слогового ряда с включением мимических упражнений.

      Шма-ишо-шму (с огорчением)

      Игровое упражнение «Обезьянки чистят бананы». Согласование речи с движениями рук — имитацией движений обезьянок.

      — Найди картинки, в названии которых есть звук [ш], и положи их к букве ш. Перед ребенком выкладываются картинки, в названии которых есть звуки [ш] и [с]. Педагог называет слова, а ребенок находит нужную картинку. Определение позиции звука в двух-трех словах.

      Составление слогов из разрезной азбуки. Чтение слогов

      Автоматизация звука [ш] в слогах со стечением согласных звуков

      Работа над голосом и мимикой

      Игровое задание «Разговор с инопланетянами».

      Шла-шле-шлю-шля. (с возмущением)

      Шпа-шпо-шпу-шпы. (с грустью)

      Шле-шля-шлю. (с опасением)

      — Подбери картинки к буквам. К букве ш положи картинки, в названиях которых есть звук [ш], к букве ж — картинки, в названиях которых есть звук [ж], к букве с — картинки, в названиях которых есть звук [с].

      Педагог называет картинки, а ребенок выбирает нужную картинку и ставит рядом с соответствующей буквой.

      Составление и чтение слогов

      Задания, используемые на этапах автоматизации звука [ш]

      в словах, словосочетаниях, предложениях и связной речи

      Автоматизация звука [ш] в словах со слогами

      Произнеси слова правильно

      Шар, шары, шапка, шайба, ниша, лапша, шашки, шалун, ваша, наша, каша, крыша, ишак, вешалка, мышата, лошадка, шахматы, шампиньоны.

      Шофер, шорох, мешок, пушок, горшок, петушок, ремешок, гребешок, мышонок.

      Шум, шут, шуба, шутка, мишутка, шуруп, чешуя.

      Уши, шина, шипы, шило, шитье, мыши, ширма, ландыши, камыши, малыши, калоши, машина, пушица, тишина, ковшик, кувшин, кувшинка, машинист, горошина, шиповник.

      Шея, шест, мишень, пшено, кушетка, ошейник, шелест, шершень, камешек, мышеловка, шелковица.

      Назови предметы. Отчетливо произнеси слова. Определи место звука в каждом слове.

      Раздели на слоги слова шар, шапка, вешалка, шампиньоны.

      Угадай задуманное мной слово. В этом слове первый слог ве, последний — ка.

      Собери слова из рассыпанных слогов. В слове есть такие слоги: ша, мы, та.

      Рисунок 10. (См. цв. вклейку.) Дети: Миша, Маша, Даша, Луша, Ксюша, Леша, Паша, Саша, Алеша, Андрюша.

      Как зовут девочек? Наташа выше Маши. Катюша в шапочке. Ксюша в шляпке. Кто выше — Миша или Паша? Кто старше — Леша или Андрюша? Кто меньше — Даша или Саша? У кого шайба? У кого шары? У кого на голове шляпка? У кого на шее шарф? У кого машинка? Кто стоит? Кто шагает?

      Швейная машинка, легковая машина, стиральная машина. Назови предметы одним словом. Как превратить слово машина в слово шина?

      Повтори слова шаг, шаги, шажок, шагать. Эти слова называются родственными.

      Вставь пропущенную букву и произнеси отчетливо слова.

      Подскажи нужное слово.

      Дырку можно проколоть . (шилом).

      Любуемся . (кувшинкой, ландышами).

      Молоко нальем в . (кувшин).

      Воду наливаем . (ковшиком).

      Шофер управляет . (машиной).

      Какой слог потерялся? Ти. на (тишина), ма. на (машина).

      Назови слова со слогами ша, ши, шу.

      Почему так называли куст и дерево — шиповник, шелковица? У шиповника есть колючие шипы. На деревьях шелковиц выращивают гусениц шелкопряда (шелковичного червя). Гусеницы шелкопряда питаются листьями шелковицы. Они завивают коконы из шелковых нитей, в которых превращаются в куколки. Коконы распутывают и ткут шелковые ткани.

      Башня, башенка, чашка, рубашка, ромашка, букашка, карандаш.

      Душ, тушь, пушка, опушка, кукушка, игрушка, катушка, кормушка, ракушка, лягушка, подушка, кадушка, дедушка, бабушка, пушинка, тушканчик.

      Мошка, кошка, крошка, окошки, горошек, лукошко, ладошка, картошка, окрошка.

      Мышь, мышка, малыш, камыш, пышка, вышка, крышка, малышка, мартышка, покрышка.

      Орешки, крепыш, погремушка.

      Скажи ласково. Вишнявишенка, кошкакошечка, мышьмышка.

      Какая буква заблудилась в этих словах? Котка, мотка, мытка, шишка.

      Почему так назвали первое блюдо — окрошка?

      Ребус. Чайник, автобус, шуба, куст, апельсин. Назови предметы. Выдели первый звук в названии предметов. Составь слово из этих звуков. (Чашка.)

      Автоматизация звука [ш] в словах со стечением согласных

      Штаб, штанга, штаны, штабель, штамп, штопка, штора, штопор, штурвал, штучка, штык.

      Шляпа, шлем, шлюпка.

      Замени в слове шпиль звук [п’] на звук [т’]. Какое слово получилось? (Штиль.)

      Слоговая цепочка. Мышкакатушкакадушка.

      Скажи ласково. Шляпа — шляпка, шуба — шубка, штаны — штанишки, рубашка — рубашечка, шишка — шишечка, шапка — шапочка, мышь — мышка, шар — шарик, катушка — катушечка.

      Подбери рифмы. Картинки и слова. Два столбца рисунков.

      Мышь — тишь, кошка — мошка, крошка — кошка — морошка, кадушка — катушка — подушка — подружка, избушка — кадушка, игрушка — кукушка, подушка — лягушка, мишка — мышка, шишка — Тишка, пушки — ушки, сушки — мушки, старушка — ватрушка, окошко — лукошко, окрошка — картошка, петушок — гребешок.

      «Правильно ли это?» Стреляют сушки, пекут пушки. На болоте растет кошка, под столом сидит морошка. На деревеигрушки, а в руках детейкукушки.

      «Бесполезные и полезные советы старухи Шапокляк». Солите лягушек в кадушках. Положите кукушку спать на подушку. Бросайте катушки в окна избушки. Положите мошку в лукошко. Не сорите в избушке. Солите волнушки в кадушке. Угостите старушку ватрушкой. Не губите лягушек! Берегите кукушек!

      Повторите сначала полезные советы. Почему остальные советы можно назвать бесполезными?

      Составь из букв имя девочки и названия ее одежды.

      А, К, А, П, М, Ш, Б, Л, У, Р, Ф.

      — Какая буква потерялась? . мель, рома. ка, карто. ка.

      — Чем отличаются эти слова? Мошка — кошка. Шляпка — шлюпка. Шубка — шутка. Шпала — лапша. Чем они похожи?

      «Что куда?» Волнушки в . (кадушку), перышки в . (подушку).

      «Что кому?» Малышу — погремушку, детишкам — игрушки, старушке — ватрушки, Машеньке — вишенки, Мишеньке — штанишки, рубашку, лягушке — мошку, Чебурашке — ромашку, петушку — зернышки.

      Автоматизация звука [ш] в словосочетаниях

      Шерстяной . шерстяная . шерстяное . шерстяные. пушистый . пушистая . пушистое . пушистые . большой . душистый . широкий . хороший . .

      Подбери нужные слова.

      Что ты делаешь? Скажи о себе. Я . (шагаю, дышу, машу); музыку . (слушаю); ложкой суп . (мешаю); задачи . (решаю); иголкой . (шью).

      Скажи о Мише. Миша, ты глазами . (смотришь, моргаешь, глядишь); ушами . (слушаешь); ногами . (идешь, ходишь, бегаешь, шагаешь); руками . (ловишь, бросаешь, машешь, делаешь); дверь . (открываешь, закрываешь); мячик . (ловишь); с куклой (играешь); карандашом . (рисуешь); на машине . (едешь); в самолете . (летишь).

      Представь, что мама послала Машу в магазин. Мы будем угадывать, что она делает, и говорить ей об этом. Ты в магазин . (заходишь), продукты . (выбираешь), деньги . (платишь), продукты в сумку . (кладешь), домой . (приносишь), из сумки . (выкладываешь), в холодильник . (кладешь).

      Скажи о себе. Я письмо . (напишу), дырочку на платье . (зашью).

      Автоматизация звука [ш] в предложениях и в связной речи

      Предложения из двух слов

      Ребятишки шумят. Мышка шуршит. Наташа пишет. Миша — шалун. Ксюша большая.

      Предложения из трех слов

      Кошка догоняет мышку. Катюша покупает шахматы. Петушок клюет вишни. Машенька ест шоколад. Паша чинит вешалку. Кошка опрокинула кувшин. Наташа нашла камешек. Машеньке подарили шарф.

      Составь предложения из трех слов со следующими словами: шишка, кукушка, Миша, машина, верхушка.

      Если бы ты был художником, что смог бы нарисовать со звуком [ш]?

      Предложения из четырех-пяти и более слов

      Тетя Даша шьет рубашку. Бабушка штопает Мишины штанишки. Дядя Паша пашет пашню. Маша надевает Мишке рубашку и штанишки. У машины резиновые шины.

      Сидит букашка на большой ромашке. Волнушки солят в кадушке. На лесной опушке квакают лягушки. На мышку упала шишка. На дорожке рассыпали горошек.

      Мишка сидит в машине. Мышка попала в мышеловку. Лягушка прыгнула на кувшинку. Наташа играет с мишкой. Дедушка играет в шашки с Мишей. Дедушка лежит на кушетке. Маша вешает шубу в шкаф. Луша под душем мыла шею и уши. Бабушка с Аленушкой присели на бревнышко.

      Предложения с союзами а, и

      Даша и Паша играют в шахматы. У Аленушки лукошко, а у Машеньки кружка. Паша построил башенку, а Миша — домик с крышей. Кашу едят ложкой, а компот пьют из чашки. Дашенька играет с матрешкой, а Миша — с машинкой. Аленушка взяла плошку и покормила кошку. Яша вышел на опушку и увидел там кукушку.

      Что делает Даша? Даша шьет.

      Что шьет Даша? Даша шьет штанишки.

      На чем шьет Даша? Даша шьет штанишки на швейной машинке.

      Кому Даша шьет штанишки? Даша шьет штанишки мишке на швейной машинке.

      У зайчишки длинные . (ушки). Вот сидит лягушка, зелененькое . (брюшко). Малыши шагают в . (школу). Хорош пирожок, внутри . (творожок). Грибы в кадушке, дедушка в . (избушке).

      Назови лишнее слово в предложении.

      На шиповнике колючие шипы, шмели. На кувшинке сидит лягушка, кадушка. Кошка катает катушку, погремушку.

      К кому можно так обратиться? Прошу вас, сделайте для меня . . Прошу вас, помогите, пожалуйста, . . Обратись ко мне с просьбой.

      Небывальщина. Кукушка в капюшоне. Кошка управляет машиной. Лягушка в воздухе на воздушном шаре. Мышка в шляпе. Лошадка в сапожках. Мишка танцует с мышкой. Мышка ловит кошку.

      Развитие познавательных процессов.

      Маша-растеряша и девочка, одетая правильно. Одежда на девочках. Шарф, шапка, шнурки на сапожках, шуба, варежки.

      Без чего не сможет Маша выйти на прогулку зимой? На пляж? Что наденет Маша в детский сад?

      Кошки разной масти, мышка, шкаф. Кошка на шкафу, под шкафом, за шкафом.

      Где сидит полосатая кошка? Где находится рыжая кошка? Откуда выглядывает мышка?

      Темы для составления рассказов и сказок

      «Птицы». Почему они так называются? Шилоклювка, шилохвост, широконоска, широкохвостка, широкорот, пересмешник, каменушка. камнешарка, камышовка, камышница. Какая птица сидит выше других? Какая птица находится слева, какая — справа?

      «В гостях у Чебурашки». Опорные слова: Чебурашка, Мишутка, мартышка, Неваляшка, Матрешка, Петрушка, ландыш, ромашка.

      «Приключения Шарика и Пушка». Опорные слова: тележка, избушка, дедушка, бабушка, ватрушка, Аленушка, шалаш, речушка, ракушка.

      «Мишутка Торопыжка ищет себе друзей». Опорные слова: мышка, шишка, лягушка, шмель, ежонок послушный, ежонок непослушный.

      «Как мишка Топтыжка гостил в детском саду». Опорные слова: Наташа, Маша, неваляшка, матрешка, машинка, шарик, шалить, шум, шкаф, книжки.

      «Теремок». Сочини свою сказку про теремок. Используй слова лягушка-квакушка, мышка-норушка, петушокзолотой гребешок, зайчишка-трусишка.

      Конспект занятия 1

      «День рождения куклы Маши»

      Материал: игрушки (кукла Маша, Мишка, Матрешка, Петрушка, кошка, мышка, лошадка, Неваляшка); предметные картинки (вишня, машина, катушка, подушка, шапка, шкаф и др.); цветовые символы звуков, звукобуквенный город, кассы, наборное полотно.

      Принесли мы вам подарки.

      Кто захочет, тот возьмет.

      Вот вам кукла с яркой лентой,

      Изобразите действия заводных игрушек: кукла шагает, Мишка танцует, Неваляшка качается, лошадка скачет.

      Сообщение темы занятия

      Вносится кукла. Это — Маша.

      Звук [ш] произносится акцентированно.

      — Вспомните имена, в которых есть звук [ш]. (Саша, Наташа, Катюша, Ксюша.) Скажите ласково имя Маша. (Машенька.) Сегодня Машенька приглашает нас на свой день рождения. Мы побываем у нее в гостях и познакомимся с новым звуком [ш].

      Характеристика звука [ш] по артикуляционным и акустическим признакам

      — Машенька еще не умеет произносить звук [ш], давайте ее научим. Что делают наши губы, когда произносим этот звук? (Вытягиваются трубочкой.) Где находится язычок? Какой он — узкий или широкий? (Язык широкий, «чашечкой».) Как мы произносим звук [ш] — с голосом или без голоса? Он звучит твердо или мягко? Гласный или согласный звук [ш]? Загибайте пальчики и повторяйте, какой звук [ш]. (Согласный, твердый, глухой.)

      Обозначение звука [ш] цветовым символом.

      — Услышали мышки про Машин день рождения и зашептались: «Ша-шо-ши (вопросительно — пригласит ли их Маша на день рождения). Шу-шо-шу (с просьбой). Шта-што-шту (утвердительно). Шва-шво-швы (радостно)».

      Произношение звука [ш] в словах. Определение позиции звука. Падежное управление

      — Кого пригласила Маша на день рождения?

      Выставляются игрушки (Петушок, Петрушка, Матрешка, Неваляшка, мышка с мышатами, Мишутка, кошка, собачка Шарик). Определение позиции звука [ш].

      — Что подарили гости Машеньке? Сначала назовите подарки, в названии которых звук [ш] слышится в начале слова. (Шарик, шапочку, шоколадку, шарфик, шубку, шторы.) А теперь — со звуком [ш] в середине слова. (Машинку, лягушку, чашку, вишенки, погремушку, катушку, книжку.) И еще назовите подарки, в названии которых звук [ш] слышится в конце слова. (Ковш, карандаш, брошь.)

      Развитие фонематического восприятия. Звукослоговой анализ слов Маша, каша

      — Машенька предлагает нам поиграть в игры «Звук потерялся», «Звук заблудился». Какой звук потерялся в словах мы. ка, ко. ка, лягу. ка, мо. ка?

      Дети называют пропущенный звук и все слово.

      — Какой звук заблудился и встал не на свое место, какой звук потерялся в следующих словах: ткаф, мытка, ката, мата? (Звук [т] заблудился и встал на место звука [ш], который исчез. «Правильные» словашкаф, мышка, каша, Маша.) Покажем Маше, как мы обозначаем звуки кружочками. А чем мы обозначаем слова, слоги?

      Дети выкладывают схемы слов Маша, каша.

      — Чем отличаются эти слова? Чем они похожи?

      Дети играют в игру «Кот и мыши».

      Произношение звука [ш] в предложениях. Дополнение предложений

      — Мишутка предлагает поиграть в игру «Подскажи слово». Он называет два слова, а вы добавьте еще одно слово, чтобы получилось предложение. Маша — кашу. (Любит. Маша любит кашу.) Миша — шубу. (Миша носит шубу.) Лягушка — мошку. (Лягушка съела мошку.) Кошка — мышку. (Кошка поймала мышку.)

      Определение количества слов в предложениях.

      Звук [ш] в связной речи

      — Начали гости разные истории рассказывать. Послушайте, что рассказала Неваляшка о своей подружке Наташе. Подарить Наташа мишка. Наташа гулять с мишка. Она надевать на мишка штанишки. Наташа любить мишка.

      Дети восстанавливают, исправляют и пересказывают текст.

      Чтение слогов ша, шу, шо, ши

      — Запомните, буква ш никогда не дружит с буквой ы, а дружит только с буквой и. «Букву ш пиши с и!»

      Работа с разрезной азбукой. Составить слово шина.

      — Какого слога не хватает в этом слове, чтобы получилось новое слово машина? (Слога ма.) Составьте слово Маша.

      Конспект занятия 2

      Автоматизация звука [ш] на основе сюжета

      сказки «Приключения Зайчишки-трусишки»

      Материал: игрушки (Мишка-шалунишка, Зайчишка-трусишка, Лягушка-попрыгушка, Мышка-норушка); предметные картинки (кукушка, шмель, вишни, ромашки, ландыши, кувшинки, кашка, волнушки, сыроежки, кубышки); изображения деревьев, избушки, символы звуков и слов, разрезная азбука.

      — Это Мишка-шалунишка, Зайчишка-трусишка, Лягушка-квакушка-попрыгушка, Мышка-норушка. Изобразите мимикой и жестами движения персонажей.

      Сообщение темы занятия. Характеристика звука [ш] по артикуляционным и акустическим признакам

      — Какой одинаковый звук вы услышали в именах наших гостей? (Звук [ш].) Сегодня будем вместе с ними повторять звук [ш]. Какой это звук?

      Дети дают характеристику звука [ш].

      Произношение звука [ш] в слогах. Анализ и синтез слова шум

      — Зайчишка-трусишка бежал к нам и прислушивался. А лес шумел: «Аш-ош-уш-ши! (Зайчишка насторожился.) Шта-што-шту-шты! (Трусишка испугался.)» Но тут зашептались листья: «Шу-шу-шу». И Зайчишка-трусишка успокоился. Какие звуки вы услышали в шепоте листьев? (Звуки [ш], [у].) Дополните их звуком [м]. Какое слово получилось? (Шум.) «Разбросайте» звуки слова шум. Сколько звуков в нем?

      Произношение звука [ш] в словах

      — Зайчишка-трусишка выбежал из леса и к нам прибежал. Сейчас мы узнаем, кого и что он видел по дороге.

      Выставляются картинки разнообразных цветов. На опушке росли . (ромашки, ландыши, кашка), на речке . (кувшинки, кубышки). Угадайте по звукам [ш], [м’], [э], [л’], кто сидел на ромашке? (Шмель.) На берегу речушки Зайчишка-трусишка увидел . (камешки), на сосне — . (шишки), на орешнике — . (орешки). Под кустом росли . (волнушки, сыроежки). Какую птицу увидел Зайчишка-трусишка на дереве? (Кукушку.)

      Определение позиции звука [ш] в словах. Подбор рифм

      — Зайчишка-трусишка хочет поиграть с вами в слова-рифмы. Подберите к его словам другие слова с похожими окончаниями: шина . (машина), кошка . (мошка), лягушка . (подушка), мушка . (пушка), мышка . (мишка). Где слышится звук [ш] в этих словах? (В середине слов.) А вот и Мишка-шалунишка. Он будет читать вам «перепутанные» стихи, а вы слушайте и сразу же исправляйте ошибки.

      С другом мы играли в чашки . (в шашки).

      Пили чай из белой шашки . (чашки).

      Вылезла из норки шишка . (мышка).

      На нее упала мышка . (шишка).

      Под кустом сидели шишки . (мышки).

      На сосне висели мышки . (шишки).

      В воздухе летала кошка . (мошка).

      Молоко лакала мошка . (кошка).

      На столе стояла кошка . (плошка).

      На полу сидела плошка . (кошка).

      Произношение звука [ш] в предложениях. Анализ состава предложения

      — Мишка-шалунишка напридумывал «путаниц» не только в стихах, но и в предложениях. «Рельсы лежат на лапше». На чем лежат рельсы? (Рельсы лежат на шпалах.) Чем похожи слова шпала, лапша? А теперь исправим и остальные его предложения-путаницы. «Наташа носит шлюпку». (Наташа носит шляпку.) «Дедушка играет на машине». (Дедушка играет на гармошке.) «Мышка ловит кошку». (Кошка ловит мышку.) Придумайте сами предложения-путаницы. Покажите Мишке-шалунишке, чем мы обозначим предложение, слова.

      Практическое усвоение приставочных глаголов

      — Послушайте рассказ Мишки-шалунишки о том, как он к нам шел.

      Логопед говорит от имени Мишки-шалунишки, а дети помогают вести рассказ.

      — Я по лесу шел и волнушку. (нашел). Дальше я в лес. (пошел), в чащу леса . (зашел) и к избушке . (подошел), потом в избушку . (зашел), ничего там не . (нашел), дальше . (пошел). К дереву я . (подошел), там я сладкий мед . (нашел). По дорожке . (пошел) и к вам на занятие . (пришел).

      — А теперь слушайте стихотворение и выполняйте действия.

      Мы по лесу шли, шли, шли, только шишку нашли.

      Дети дальше побежали и лягушку повстречали.

      Лягушка-попрыгушка — глазки на макушке.

      Прячьтесь от лягушки, комары да мушки!

      Дети изображают прыгающую лягушку, улетающих напуганных комаров и мошек, а затем приглашают Лягушку-попрыгушку на занятие.

      Произношение звука [ш] в стихотворениях

      — Лягушка-попрыгушка решила рассказать нам о том, что недавно произошло с Мишкой-шалунишкой.

      Белка с ветки в свой домишко.

      Белка шишку уронила,

      Прямо в Мишку угодила.

      Застонал, заохал Мишка:

      На носу вскочила шишка!

      Дети повторяют стихотворение совместно с логопедом.

      Чтение и преобразование слов. Звукобуквенный анализ слова мишка

      — Какие похожие слова вы услышали? (Мишка, шишка.) Обозначьте слово мишка кружочками. Сколько в нем слогов, звуков? Составьте это слово из букв разрезной азбуки. А теперь составьте новые слова, заменяя буквы в слове мишка. (Мышка, мушка, мошка, кошка.)

      Чтение сказки Г. Юдина «Как Мыша шалил»

      — А вот и Мышка-норушка. С кем она? (С мышонком Мышей.) Она хочет рассказать сказку о своем непослушном мышонке. Слушайте внимательно и запоминайте слова со звуком [ш]. Чтение сказки.

      Развитие фонематических представлений

      — Кто запомнил слова со звуком [ш]? Назовите их.

      Составление слов из букв разрезной азбуки по желанию детей

      logopeddoma.ru