Предприятие основанное на государственной собственности

Особенности государственного предприятия и акционерного общества

В системе хозяйствующих субъектов в период перехода от административно-командной к рыночной экономике наибольший удельный вес занимают государственные унитарные предприятия.

Государственным унитарным является предприятие с неделимым уставным фондом, имущество которого находится в собственности государства. Его уставный фонд формируется за счет бюджетных ассигнований, вкладов других государственных предприятий, или иных источников государственных средств. Имущество унитарного предприятия неделимо и не может быть разделено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Различают государственные унитарные предприятия, находящиеся в республиканской собственности (МАЗ, МТЗ, БелАЗ и др.), и коммунальные унитарные предприятия (предприятия торговли, бытового обслуживания и др.). Управление имуществом первых осуществляет Департамент по управлению государственным имуществом и приватизации при Министерстве экономики Республики Беларусь. Коммунальные предприятия являются собственностью местных органов власти.

Государственные унитарные предприятия могут быть основаны либо на праве полного хозяйственного ведения (унитарные), либо на праве оперативного управления. Государственные унитарные предприятия, основанные на праве полного хозяйственного ведения, обладают правом владения, пользования и распоряжения имуществом в пределах, установленных собственником. Они функционируют по принципу ограниченной ответственности, то есть отвечают по обязательствам всем своим имуществом. Собственник такого предприятия не отвечает по его обязательствам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

В отличие от предприятий других хозяйственно-правовых форм государственные унитарные принадлежат крупному и самому богатому собственнику – государству. Эта особенность предопределяет их преимущества по сравнению с предприятиями других хозяйственно-правовых форм. Государственные унитарные предприятия обладают значительными финансовыми возможностями для расширения и совершенствования производства за счет средств бюджета. Государственная собственность обеспечивает им высокий рейтинг кредитоспособности, что облегчает возможность получения кредитов.

Принадлежность к крупному и богатому собственнику обусловливает вторую особенность государственных унитарных предприятий. Это, как правило, крупные и сверхкрупные предприятия. Они предметно специализированы и характеризуются развернутой производственной структурой, наличием большого количества структурных подразделений: производств, цехов, участков, что вызывает необходимость их реструктуризации в период перехода к рыночной экономике. Несмотря на отмеченные преимущества, государственные унитарные предприятия имеют следующие недостатки:

1. Неделимость уставного фонда этих субъектов хозяйствования ограничивает возможность привлечения внешних инвестиций для обеспечения и поддержания конкурентоспособности продукции. Такие предприятия ориентированы на бюджетное финансирование, а в условиях кризиса экономики это невозможно.

2. На государственных унитарных предприятиях отсутствуют экономические стимулы для производственного накопления из-за отсутствия реального хозяина, несовпадения интересов государства-собственника и наемных работников (членов трудового коллектива), прежде всего, системы менеджмента. Государство-собственник заинтересовано в приумножении своей собственности, что обеспечивается в результате накопления, развития и совершенствования производства. Члены трудового коллектива (наемные работники) заинтересованы в потреблении, что достигается использованием прибыли на поощрение и решение различных социальных задач. Предоставленное Законом Республики Беларусь «О предприятии» право трудовым коллективам самостоятельно распределять чистую прибыль, привело к тому, что она используется преимущественно на потребление.

Отсутствие на государственных предприятиях побудительных мотивов к развитию и совершенствованию производства, с одной стороны, и безразличие административно-командной системы к научно-техническому прогрессу, с другой – обусловили относительно низкий технический уровень производства по сравнению с аналогичными предприятиями с рыночной экономикой.

Использование чистой прибыли государственных предприятий преимущественно на потребление замедлило темпы обновления основных фондов. В результате чего степень износа их активной части составляет на большинстве предприятий 70-80%.

Низкий технический уровень производства и высокая степень износа основных фондов предопределяют невысокий уровень качества продукции (требованиям Международных стандартов соответствуют примерно 5-7% производимой в Беларуси продукции) и эффективности производства. Так, в странах с административно-командной экономикой потребление производственных ресурсов в 1,5 раза больше, чем в странах с развитой рыночной экономикой, при этом конечный результат в 10 раз ниже. Это означает, что эффективность производства ниже примерно в 15 раз.

Невысокий уровень качества и низкая эффективность обусловливают неконкурентоспособность производимой продукции не только на внешнем, но и на внутреннем рынке, что затрудняет, а в ряде случаев делает невозможной ее реализацию.

Отмеченные выше особенности государственных предприятий усугубляются активной конкуренцией на внешнем и внутреннем рынках.

Одним из видов хозяйственных обществ является акционерное общество.

Акционерным признается такое хозяйственное общество, уставный фонд которого разделен на определенное число акций, равных номинальной стоимости, и формируется за счет их продажи. Имущество акционерного общества принадлежит ему как юридическому лицу. Характерными чертами акционерного общества являются:

1. Обязательное наличие уставного капитала, разделенного на доли, равные номинальной стоимости (акции).

2. Ограниченная ответственность общества по обязательствам только своим имуществом. Участники акционерного общества (владельцы акций) несут ответственность в пределах стоимости принадлежащих им акций.

3. Взаимоотношения между участниками (акционерами) по управлению предприятием, распределению доходов и имущества строятся в зависимости от размера внесенного ими капитала.

4. Участники акционерного общества должны вносить вклады в его капитал, но не обязаны включаться в его деятельность своим трудом. Акционерные общества могут создаваться на основе новых капиталов путем преобразования государственных унитарных и арендных предприятий в процессе разгосударствления. В зависимости от механизма реализации акций различают закрытые и открытые акционерные общества.

Закрытым является такое акционерное общество, хождение акций которого на рынке ценных бумаг запрещено или ограничено его уставом. Закрытое акционерное общество выпускает только именные акции и может быть реорганизовано в открытое. Закрытые акционерные общества в процессе приватизации создаются, как правило, путем преобразования обществ с ограниченной ответственностью. Закрытые акционерные общества возникают и в том случае, если при преобразовании государственного или арендного предприятия все акции приобретены членами трудового коллектива.

В процессе приватизации преимущественно создаются открытые акционерные общества. Это обусловлено необходимостью обеспечения реальных условий для участия в приватизации всех граждан Республики Беларусь, прежде всего владельцев именных приватизационных чеков «Имущество».

Открытым является такое акционерное общество, акции которого распространяются путем открытой подписки, их свободное хождение на рынке ценных бумаг не ограничено иначе, чем по закону. Открытое акционерное общество не может быть преобразовано в другие виды обществ.

Отличительная особенность акционерных обществ состоит в том, что уставный фонд формируется за счет продажи акций. Участники акционерного общества владеют акциями. Акция – ценная бумага, свидетельствующая о вкладе ее владельца в уставный фонд акционерного общества. Акции могут выпускаться в виде бланков или в форме записей на счетах. Различают обыкновенные и привилегированные акции, а также акции именные и на предъявителя.

Обыкновенная акция дает ее владельцу такие же права, как и пай, за исключением права возврата. Это значит, что акционерные общества не выплачивают стоимость акций по желанию или требованию их владельцев.

Привилегированная акция дает своим владельцам особые права, а именно:

— преимущественное право на получение дивиденда в размере не менее заранее установленного фиксированного процента от номинальной стоимости акций независимо от результатов хозяйственной деятельности общества;

— первоочередное право на участие в разделе имущества акционер­ного общества при его ликвидации.

Держатели привилегированных акций, как правило, не имеют права на участие в управлении акционерным обществом. В соответствии с законодательством Республики Беларусь сумма, на которую выпускаются привилегированные акции, ограничивается 20% уставного фонда. Акции акционерных обществ имеют номинальную, фактическую и рыночную стоимость.

Номинальная стоимость это сумма, указанная на акции, по которой она реализуется по подписке или на первичном рынке ценных бумаг.

Чем больше прибыли направляется на накопление, тем больше собственный капитал акционерного общества, тем больше фактическая стои­мость акции и тем больше она отличается от номинала. Рост собственного капитала акционерного общества сопровождается увеличением массы прибыли, в том числе направляемой на дивиденды, что ведет к росту рыночной стоимости акции.

Рыночной стоимостью (курсом) акции называется цена, по которой акция продается и покупается на фондовых биржах и в банках. Курс акции зависит от величины дивиденда, приходящегося на одну акцию и уровня ссудного процента. Чем выше дивиденд, который выплачивает по акциям, тем выше их курс. Приобретая акции, владелец капитала сравнивает дивиденд с потенциальным доходом, который можно было бы получить, положив собственный капитал в банк. Чем выше установленный банком ссудный процент, тем ниже курс акций на бирже.

Курс акции представляет собой капитализированный дивиденд. Он равен сумме, которая, будучи размещенной в банке, принесет доход, равный дивиденду на одну акцию. В реальной жизни курс акции, как цена любого товара, складывается под влиянием спроса и предложения, подверженных влиянию рыночной конъюнктуры. Так, курс акций новых обществ даже при объявленном высоком дивиденде, как правило, будет ниже рассчитанного по приведенной формуле. И наоборот, акции компаний, зарекомендовавших себя на рынке, характеризующихся устойчивостью своего положения, даже при относительно невысоком дивиденде пользуются значительным спросом, следовательно, имеют высокий курс. И положение предприятия, и дивиденд на одну акцию во многом зависят от структуры собственного капитала акционерного общества. Чем выше в ней удельный вес накоплений, тем больше фактическая стоимость акции, тем больше дивиденд на одну акцию, и тем выше ее курсовая стоимость.

Совокупный доход акционера складывается из дивидендов и дохода от продажи акций. Дивиденд представляет собой доход от акций, периодически, как правило, ежегодно выплачиваемый их владельцам из прибыли, остающейся в распоряжении акционерного общества после направления ее части на развитие производства, в резервный фонд и на другие потребности.

Размер дивидендов, который может получить каждый акционер, зависит от величины и направлений использования чистой прибыли, от установленного общим собранием акционеров единого процента дивидендов, от количества и стоимости принадлежащих акционеру акций.

Доход от продажи акции представляет собой разность между ценой продажи и ценой приобретения. В акционерных обществах, которые ведут активную политику накопления, фактическая, а следовательно, и курсовая стоимость акций растет, что обеспечивает доход при их продаже. Опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует, что доход от продажи акций составляет примерно 75% совокупного дохода акционера. Возможность продать акцию дороже цены приобретения, а не дивиденд, привлекает инвесторов в акционерные общества.

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

www.zavtrasessiya.com

п.4. Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Статья 113. Унитарное предприятие

1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Устав унитарного предприятия должен содержать помимо сведений, указанных в пункте 2 статьи 52 настоящего Кодекса, сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

2. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

3. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.

4. Органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен.

5. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

6. Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

Статья 114. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения

1. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

2. Учредительным документом предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.

3. Размер уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не может быть менее суммы, определенной законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

4. До государственной регистрации предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, уставный фонд предприятия должен быть полностью оплачен собственником.

5. Если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, окажется меньше размера уставного фонда, орган, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести в установленном порядке уменьшение уставного фонда. Если стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом, предприятие может быть ликвидировано по решению суда.

6. В случае принятия решения об уменьшении уставного фонда предприятие обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов.

Кредитор предприятия вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это предприятие, и возмещения убытков.

7. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может создать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернее предприятие).

Учредитель утверждает устав дочернего предприятия и назначает его руководителя.

8. Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 56 настоящего Кодекса. Это правило также применяется к ответственности предприятия, учредившего дочернее предприятие, по обязательствам последнего.

Статья 115. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления

1. В случаях, предусмотренных законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, по решению Правительства Российской Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие).

2. Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

3. Фирменное наименование предприятия, основанного на праве оперативного управления, должно содержать указание на то, что предприятие является казенным.

4. Права казенного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со статьями 296 и 297 настоящего Кодекса.

5. Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

6. Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению Правительства Российской Федерации.

www.democracy.ru

Тема 4. Организационно-правовые формы юридических лиц

4.5. Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Одним из видов коммерческих организаций являются также государственные и муниципальные унитарные предприятия, правовое положение которых определено ГК РФ, а также Федеральным законом от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ (в ред. от 02.07.2010 г.) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Согласно п. 1 ст. 2 указанного Закона унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию.

От имени Российской Федерации или субъекта РФ права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта РФ в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В отличие от коммерческих юридических лиц — собственников имущества (хозяйственных товариществ, обществ и производственных кооперативов) государственные и муниципальные предприятия:

— управляют не своей собственностью, а государственной либо муниципальной;

— обладают не правом собственности, а ограниченными вещными правами (право хозяйственного ведения, право оперативного управления);

— наделяются специальной (а не общей) правоспособностью;

— являются унитарными, так как их имущество не может быть распределено по вкладам (паям, долям).

В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:

1) унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения:

— федеральное государственное предприятие;

— государственное предприятие субъекта РФ (государственное предприятие);

2) унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления:

— федеральное казенное предприятие;

— казенное предприятие субъекта РФ;

— муниципальное казенное предприятие.

Казенные предприятия отличаются от других государственных и муниципальных предприятий тем, что:

— наделяются вещным ограниченным правом оперативного управления, тогда как другие государственные предприятия имеют право хозяйственного ведения;

— право оперативного управления значительно уже права хозяйственного ведения;

— не вправе самостоятельно распоряжаться не только недвижимым, но даже и движимым имуществом;

— в отличие от других государственных предприятий, не могут объявляться банкротами;

— государство (Российская Федерация или субъект РФ) несет дополнительную ответственность по их обязательствам при недостаточности их имущества;

— в них не формируется уставный фонд, в то время как в предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения, такой фонд создается (размер фонда государственного предприятия не может быть ниже 5000 минимальных размеров оплаты труда, муниципального — 1000 минимальных размеров оплаты труда).

www.aup.ru

Предприятие основанное на государственной собственности

Согласно этому критерию выделяют следующие основные виды предприятий:

1) государственные, основанные на государственном типе собственности. Поскольку она делится на общегосударственную, региональную и коммунальную, соответственно выделяют те же виды предприятий;

2) коллективные, основанные на собственности трудового коллектива. Среди них различают коллективные трудовые предприятия, кооперативные, предприятия общественных организаций и др.;

3) частнокапиталистические, в основе которых — собственность отдельного лица — нанимателя рабочей силы;

4) коллективные капиталистические, основанные на собственности нескольких или многих владельцев капитала, которые нанимают рабочую силу;

5) индивидуальные, основанные на частной собственности физического лица и его личном труде;

6) семейные, функционирующих на основе работы своей семьи;

7) общие (или смешанные), которые создаются на сочетании различных форм собственности, в том числе с привлечением иностранного капитала;

8) арендные, которые арендует за определенную плату трудовой коллектив или другие субъекты хозяйственной деятельности

Основными типами экономической собственности, на которых базируются такие виды предприятий, является государственная, коллективная и частная. В рамках двух последних выделяют коллективную трудовую и коллективную капиталистическую, с одной стороны, и частную трудовую и частную капиталистическую — с другой. На отдельных предприятиях (например, кооперативных) в современных условиях противоречиво сочетаются коллективная трудовая и коллективная капит алистична формы собственности. Такое сочетание возможно и в рамках других типов собственности. Современная государственная собственность в разных пропорциях может взаимоувязать элементы общенациональной, коллективной и частных ной собственности с учетом всех разновидностей в пределах двух последних типеипів.

Государственные предприятия, основанные на государственной собственности на средства производства и огосударствленной рабочей силе, возникли еще в рабовладельческом обществе. Государство было собственником земли, ирригационных спор руд, дорог, монетных заводов, мастерских по изготовлению оружия и т.д.. При феодализме государственная собственность распространилась на соляные и водочные монополии. На государственных предприятиях при феодализме и на начальных этапах капитализма были заняты в основном крепостные. Государство также была крупным землевладельцемиком.

Интенсивное развитие государственных предприятий начался с капиталистического способа производства, поскольку в XVII в возникли государственные и смешанные (с участием государства) компании для управления и торговли с к колониями, установилась собственность государства на землю, арсеналы и верфи, на предприятия по добыче меди, железной руды, изготовление пороха и т др.. Объектами государственной собственности становятся почта, телеграф коммунальное хозяйство, административные здания и т.д., имеющие общенациональное значение. Необходимость государственной собственности на низшей стадии развития капитализма была обусловлена ??большим рабочим пер иодом на предприятиях государственного сектора, неспособностью индивидуальных капиталистов осуществлять значительные вложения капитала, а также военно-политическими и финансовыми интересами государства (водочные, со ляни, табачные монополии). В отдельных отсталых странах (Германии,. России) вследствие незначительных масштабов индивидуального и акционерного капитала государство выковывали значительно более широкие функции предпринимателя (стро ство дорог). Поэтому объектами государственного присвоения была также определенное количество рабочей силы, занятой на предприятиях государственного секторектору.

На высшей стадии развития капитализма с перерастанием производительными силами монополистической собственности (в форме акционерных компаний) возникает тенденция к огосударствлению экономики, которую ускоряют войны, г глубокие экономические кризисы. Так, в конце 1933 г государственной собственностью в. Германии были от 35 до 91% акций крупнейших банков, значительная доля акций судоходных, металлургических компаний и др.. Вследствие кр. Изи 1929-1933 гг до государства в. США перешли тепло-и гидроэлектростанции, металлургические, химические, судостроительные и другие предприятия. Во время. Второй мировой войны на государственное строительство приходилось 2/3 общего объема строительства в стране. В некоторых странах. Западной. Европы тенденция к огосударствлению экономики усилилась вследствие влияния субъективных факторов — прихода к власти левых сил, потери бурж. УАЗе доверия народа через сотрудничество с фашистами и т.д.. Это было причиной национализации целых отраслей экономики (как правило, базовых — угольной промышленности, энергетики, транспорта и т.п.), ка ло-и наукоемких предприятий, строительства научно-исследовательских центров, лабораторий и т.й і т. д.

После войны в тех странах, где состоялась национализация, начался массовый распродажа государственной собственности. В. США, например, частным лицам и корпорациям за 4,1 млрд долл. были проданы объекты государственной й собственности, балансовая стоимость которых составила 17 млрд долл.. Иногда государственные предприятия сбывали за 1 долл.. Государственная собственность использовалась тогда в основном как средство оздоровления убыточных капиталис политических отраслей промышленности, создания благоприятных условий для воспроизводства совокупного общественного капиталталу.

На втором этапе послевоенного развития государственной собственности (60-е годы) основной целью ее функционирования в развитых странах было содействие развитию частного сектора, прежде крупного капитала путем предоставления товаров и услуг по заниженным ценам результате такого занижения ухудшались показатели финансовой деятельности государственных предприятий, нередко становились убыточными (во. Франции, наприк порядок, цены на уголь, электроэнергию были даже ниже себестоимости). Таким образом осуществлялось коллективное присвоение значительной доли созданной в государственном секторе прибавочной стоимости. Однако на этом этапе вследствие постоянного внедрения результатов научных исследований в производство, улучшение форм и методов организации труда, инвестиций и т.п. производительность труда на предприятиях государственной ого сектора была выше, чем на частныхних.

На третьем этапе эволюции государственной собственности (70-е годы) государственные предприятия все больше комерциализовувалися, что улучшило результаты их производственно-финансовой деятельности. Приватизация государственной собственности на средства производства в 80-е годы распространялась в основном на рентабельные государственные предприятия, а большую выгоду от нее получили крупные финансовые институты и промышленные компаниї.

В 1993 г ??в некоторых развитых странах началась новая волна разгосударствления, в том числе приватизации. Так, в бюджет. Франции за счет этого в 1994-1999 гг поступило более. ЗО млрд долл. Великобритании-до в 20 млрд долл. Швеции — 10 млрд долл.. Роль государственного регулирования при этом не ослабляется, а только меняются, совершенствуются его формы и методы. Государство контролирует процесс разгосударствления, структуру ка питалу разгосударствления предприятий, участвует в назначении правления (в том числе назначает своих представителей), устанавливает ограничения для иностранных инвесторов (во. Франции — до 20%) и т.п., считается ется гарантией экономической безопасностибезпеки.

Развитие государственной собственности постоянно сопровождался повышением гарантий занятости работников, предоставлением товаров и услуг ниже, чем в частных компаниях, ценам, парламентским контролем тощ что на государственных предприятиях больше заботились об интересах трудящихся, поэтому в них частично выражались признаки общенародной собственности. Отрицательными особенностями функционирования таких предприятий были бюрок ратизация в принятии решений, использование части полученных доходов политическими партиями в предвыборных кампаниях, не всегда эффективные программы капиталовложений. Однако положительные признаки государственной собственности ности преобладают, поскольку она открывает значительный простор для развития производительных сил, способствует стабилизации экономической системы, сохранению суверенитета страны. Поэтому ее масштабы росли во время кризисов во многих капиталистических странаїнах.

результате тотального огосударствления и отчуждение от собственности работников экономика. СССР имела затратный характер, в ее управлении приоритетными были административные методы управления. Все это послужило основной причиной кризисных явлений в экономике. СССР в 80-е годы их преодоления требовало значительного разгосударствления, в том числе приватизации собственности, осуществляемых в интересах людей труда, а не отдельных субъектов и кланеів.

целом государственные предприятия — это предприятия, находящиеся в государственной собственности их социально-экономическую природу определяет существующий тип экономической системы (прежде всего отношения собственности на средства и производства), а также характер политической власти, социальные, правовые, идеологические отношенийи.

Коллективные трудовые и коллективные капиталистические предприятия основываются на коллективной форме собственности

. Коллективная экономическая собственность — присвоение различных объектов собственности (средств производства, ценных бумаг, патентов, лицензий) коллективом физических или юридических лиц

Коллективное собственность разделяют на две основные формы: трудовая и нетрудовой. Трудовая коллективная собственность основывается на физической или умственной работы всех работников трудового коллектива нетрудовых коллективе ивна собственность — на наемном труде и частично на труде собственников средств производства, в частности по управлению и контролю за производственным процессомом.

С начала XVI в и к концу XIX в персонификатором индивидуальной (частной) собственности были отдельные лица, в XX в (особенно во второй половине) росла деперсонификация собственности. Субъектом собственности и становятся коллективные юридические лица (банки, инвестиционные компании, пенсионные фонды, промышленные монополии и др.) и различные по размерам коллективы мелких акционеров. Так, в закрытых акционерных компаниях ак ционерамы, как правило, являются члены семьи, родственники. В открытых акционерных обществах среди акционеров следует различать формальных и реальных владельцев. Первыми есть все, кто приобрел хотя бы одну акцию, которая дает ему право на управление компанией и присвоение определенной доли прибыли. Реальными собственниками являются владельцы крупных пакетов акций, в частности контрольного пакетго пакета.

Как форма коллективной собственности самую роль последнее время в отдельных развитых странах играет трудовая коллективная собственность. Так, в. США переход к такой форме собственности обеспечил рост производительности труда на 10-15%. До 66% опрошенных американцев выразили желание работать на таких предприятиях. Практика показала безосновательность опасений некоторых экономистов о возможности»проедание»работниками народных предприятий полученных доходов. Такие предприятия могут выдержать конкуренцию, постоянно совершенствуя производство, внедряя новую технику, обеспечивая высокую производительность п раке тощтощо.

Доход работников на выкупленных предприятиях формируют заработная плата и дивиденды, приходящиеся на долю собственности предприятий, которая принадлежит отдельному работнику. Накопленные средства работник может получить только при увольнении. Например, в 1988 г в фирме»Бофорс»(США) уволенным рабочим было выплачено 1,5 млн долл. — от 100 до 500 тыс. долл. каждому. Работники не имеют права претендовать на время тку собственности, что им принадлежит, а могут получать только ее стоимостный эквивалент. Собственность принадлежит коллективу и не может дробиться. Это явление отражает противоречивое сочетание капиталистического и социалист ичного способов производства, соответствующих типов и форм собственностивласності.

Определенную роль как социально-экономической формы развития современных предприятий играет трудовая собственность

. Трудовая собственность — собственность, основанная на собственном труде, исключает найм рабочей силы и означает присвоение средств производства, созданного продукта отдельным лицом, семьей или трудовым коллективом

Она распространена в сельском хозяйстве, сфере услуг, розничной торговли и др.. Так, в. США и странах. ЕС более половины фермеров не применяют наемного труда. Дополнительными критериями принадлежности к тр. Рудова собственности (кроме неиспользования наемного труда), а также разграничения ее форм на трудовую и нетрудовой являются: присвоения необходимого или дополнительного продукта, уровень доходов, или предоставляет возможные во превращение денег в капитал, или отрицает ее, расходы прибавочного продукта на индивидуальное потребление или расширенное воспроизводство; отделение собственности на рабочую силу от средств производства или отсутствие такого отделения и иін.

Четко разделить трудовую и нетрудовой собственность трудно. Так, фермер, который не использует наемный труд, но применяет современную технику и технологии, добивается высоких результатов производства и через с механизм цен может присваивать часть прибыли. Мелкий капиталист может нанимать для работы на своем предприятии несколько человек, но созданного ими прибавочного продукта недостаточно, чтобы освободить е д труда самого владельца. Такие предприятия целесообразнее отнести к промежуточной (между трудовой и нетрудовой) формы собственности, поскольку здесь сочетаются признаки противоположных социально-экономическому содержанию форм собственности целом удельный вес трудовой собственности в совокупной собственности той или иной страны незначительноеачна.

Противоречиво сочетаются трудовая коллективная и капиталистическая формы собственности на кооперативных предприятиях

. Кооперативные предприятия — добровольные объединения индивидуальных производителей, основанные на кооперативной собственности для различных объектов присвоение с целью рационального использования материальных, трудовых и финансовых их ресурсов и улучшение условий жизни своих работников.

Такими объектами присвоения являются средства производства, имущество, средства, информация, интеллектуальная собственность (патенты, лицензии, ноу-хау), инновационные продукты и др.. Основными видами кооперативных пред ств (кооперативов) в западных странах являются сельскохозяйственные, потребительские, производственные (в том числе рабочие), жилые (жилищно-строительные, жилищно-арендные, жилищно-эксплуатационные и др.), рыболовные, к редитни (ссудно-сберегательные, страховые, сберегательные, кооперативные банки), медицинские, по информатике и иін.

Кооперативные предприятия интенсивно начали развиваться в начале 70-х годов XX в первую очередь этот процесс охватил сферу услуг: появились кооперативы служащих, уборщиков, ремонтников домов, т таксистов, автотранспортников, работников общепита, владельцев и работников гостиниц, пляжей, кемпингов, общества помощи социально незахище-ным и ин.

В 80-90-е годы во многих странах. Западной. Европы происходит техническая модернизация кооперативных предприятий большинства отраслей и сфер экономики, они постоянно обновляют ассортимент продукции. Сейчас в. Испании,. Италии,

Швеции и некоторых других странах кооперативные предприятия является образцом установления новых экономических отношений и новых форм социальной солидарности, между кооперативом как юридическим лицом и его работника ами возникали отношения взаимопомощи, они получали блага и услуги по выгодным ценам, чем на рынке, или большую заработную плату, если работали на предприятиях кооперативного типа. Кроме того, н а кооперативных предприятиях существует возможность демократического участия в управлении производством и собственностью. Мелким производителям кооперирования позволяет пользоваться дорогими машинами и оборудованием, кр едитни союзы предлагают недорогое групповое страхование жизни и др.. Единственное условие функционирования кооператива по конституциям многих стран — отсутствие спекулятивных целей. Таковы прежде кооператы вы. Мондрагонськои группы в испанской провинции. Баскисків.

На кооперативных предприятиях преодолевается отчуждение работников от средств производства. Рабочие работают творчески, пытаются совершенствовать деятельность кооператива, организации труда. Иногда они с целью укрепления финансовой базы предприятия отказываются от части заработной платы, добровольно соглашаются временно не распределять часть прибыли за счет таких средств организуется мед ична помощь инвалидам, обслуживания престарелых, содержатся детские сады тощощо.

время в деятельности кооперативных предприятий прослеживаются противоречивые тенденции. Так, потребительская кооперация в. Великобритании все больше оказывает услуг богатым слоям населения. В 1974 г. Союз употребил вчих кооперативов. Швейцарии прекратил выплачивать дивиденды пайщикам (впоследствии распространилось и в других странах). Кооперация приобретает признаки крупных капиталистических предприятий, использующих аналогичным и методы борьбы для выживания (дорогую рекламу, рационализацию производства и т.п.). Участились случаи нарушения демократических норм управления кооперативами, когда управленческие функции концентрируются я в административный и технический персоналоналу.

В сельском хозяйстве формами кооперации являются общества с совместной обработке земли и животноводства, по закупке, хранения и сбыта продукции, ее переработки и консервирования, общего пользования некоторыми услугами. Подобные кооперативы способствуют ликвидации перекупщиков и посредников как явления. Некоторые кооперативы закупают и используют меньшее количество сельхозмашин при условии, что они производительности ниши. Это помогает сэкономить на их обслуживании. Животноводческие кооперативы объединяются в консорциумы и ассоциации и закупают скот, корма, организуют ветеринарный и санитарный контроль, сбыт п родукции, помогают в хозяйствовании. Кооператив определяет оптимальные рационы по сезонам, весовую категорию крупного рогатого скота на продажу, составляет сметы, отчеты об исполнении бюджета, вступает в отношения с банками, осуществляет выплату налогов и накладных расходов, ведет всю финансовую документацию, дает рекомендации по совершенствованию управления предприятиями, предоставляет ссуды, выполняет другие функции. А дминистративни совета кооперативов определяют объем части прибыли, которая будет направлена ??в общественный фонд, на амортизацииизацію.

Государство оказывает помощь кооперативам. Так, в. Италии тем из них, которые образовались на базе закрытого предприятия, предоставлялась финансовая помощь за государственные средства в размере, втрое превышает капитал, вкла. Адене работниками кооперативу.

Важную роль в развитых странах играет потребительская кооперация. Она перешла на закупку товаров крупными партиями, наладила прямые связи с сельскохозяйственными кооперативами, промышленностью. Нач. Чалый строиться современные крупные магазины, складские помещения, образовались заготовительные и транспортные объединения, консорциумы кооперативов по оказанию различных коммерческих услуг. Через объединение и консор циумы потребительская кооперация получает необходимую информацию, помощь по экономическим, техническим и другим вопросам. Кооперативные предприятия создают важные предпосылки для налаживания оптимального соотношения ния между мелким, средним и крупным производством, для получения весомых положительных результатов в трудоемких отраслях и производствах, способствуют рациональному использованию материальных и трудовых ресу рсив, является важным средством обобществления производства и трудараці.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

uchebnikirus.com