Преступление и наказание ложь

«Ложь перед самим собой, выставляемая за правду, губит всю жизнь» (Л. Н. Толстой). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века)

  1. Сладкий сон лжи.
  2. Самообманы Раскольникова и Базарова.
  3. Важное предостережение.

Губительное воздействие лжи не только в том, что она унижает человека, но и в ее способности вызывать несбыточные надежды. Те, в свою очередь, неминуемо ведут к разочарованиям и потерям. Тогда прекрасная сказка вмиг превращается в кошмарный сон. Ложное направление способно сбить с пути и погубить даже сильную личность. Не всякий может посмотреть правде в глаза, отказавшись от обманчивой и прекрасной пелены. Многие писатели обращались к этой проблеме.

Одним из самых тонких писателей-психологов был Ф. М. Достоевский. На примере романа «Преступление и наказание» можно увидеть весь путь формирования человека: от нравственного упадка до духовного обновления.

В произведении остро поставлена проблема ответственности за преступления не Столько перед законом, сколько перед собой и своей совестью. Родион Раскольников, будучи бедным студентом, видит вокруг себя лишь унижения и нищету. Он встречает людей, судьба которых сложилась очень трагично. Ситуация обостряется и семейными неурядицами. Раскольников узнает, что его родная сестра готова выйти замуж за нелюбимого человека, а по сути продать себя ради спасения Родиона и матери. В этих ужасных условиях в уме голодного, отчаявшегося человека зарождается чудовищная теория. Раскольников приходит к выводу, что человечество делится на две основные группы: людей обыкновенных, участь которых — терпеть и подчиняться, и людей необыкновенных, которым «все дозволено». Вот здесь и зарождается самообман. Родион хочет понять, является ли он «тварью дрожащей» или «право имеет» стать выше других. Чтобы доказать себе свою уникальность, главный герой решается на один из самых страшных грехов — убийство. Убийство старой, «гаденькой» старухи-процентщицы, жизнь которой никому не нужна. Но именно в этот момент мы начинаем понимать, что путь, выбранный Раскольниковым, — ложный. И как любой ошибочный вариант, обязательно приведет к краху всего: надежд, жизненных установок, жизни наконец. Реальная действительность не может вписаться в рамки теории. Именно поэтому, помимо старухи, ему приходится убить и ее сестру Лизавету, и ее еще не рожденного ребенка. Наказание за это следует немедленно. Преступив закон уголовный, он не может преступить законов нравственных, не может избавиться от постоянных мучений. Родион остро ощущает невозможность оставаться с людьми, он отчуждается от общества, от своих родных. Но Достоевский не дает главному герою полностью сгубить свою жизнь. В таком тяжелом положении и полном одиночестве он начинает осознавать ошибоч-ность своей теории. Помогает ему в этом Сонечка Мармеладова, в ее прекрасной душе он находит утешение. Именно она воплощает в романе светлое начало. Переступив черту и находясь в полном физическом унижении, она остается «чистой» и верующей в душе. Соня прощает Раскольникова, но не прощает ему идеи «сверхчеловека». Не сразу, но к Родиону приходит полное осознание своего поступка. Лишь на каторге он смог по-настоящему покаяться, лишь тогда идея Раскольникова оказывается разрушенной. Свое спасение он получил в лице Сонечки, в ее чистых чувствах.
Совсем другой финал ожидает Базарова, героя произведения Тургенева «Отцы и дети». Евгений Базаров — сын бедного уездного лекаря. Свое обучение и проживание в чужом городе он оплачивает самостоятельно, перебиваясь копеечными уроками. Суровые условия жизни закаляют и в какой-то степени ожесточают этого человека. Он — приверженец теории нигилизма. Сам Базаров определяет, что «нигилист — это человек, который не склоняется ни перед каким авторитетом, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Опыт для него — это единственный источник познания, и только личные ощущения можно считать верными. Тургенев показывает нам все плюсы этого направления, все достоинства такого человека. Но вместе с тем, отрицая все на свете, нельзя увидеть то прекрасное, что есть в мире. Отрицая природу, искусство и высокие чувства, он обедняет, прежде всего, себя. Интересуясь только физическими вещами, Базаров не встречает понимания у людей старшего возраста. Именно это приводит его к конфликту с дядей Аркадия, Павлом Петровичем Кирсановым. На протяжении всего романа мы можем наблюдать противоборство двух героев, двух разных поколений. Однако это не может продолжаться слишком долго, теория Базарова также терпит крушение. Смеясь над Аркадием и его чувствами к Кате, он сам встречает женщину, которую может полюбить. Здесь также мы видим самообман. Отвергая все человеческое, Евгений в себе вдруг находит романтика. Смерть главного героя не случайна. Как цельная личность Базаров не может отказаться от своих убеждений. С другой стороны, он уже не способен подавить в себе то человеческое, что разбудила любовь. На смертном одре Базаров доказывает ошибочность своей теории нигилизма уже тем, что стремится в последний раз увидеть любимую женщину. Таким образом, ложь перед самим собой стоила главному герою самого дорогого — жизни.

Ложь бывает во благо, самообман никогда таковым не является. Часто в своих неудачах люди виноваты сами. И немногим так везет, что находится человек, который поможет «раскрыть глаза» и поддержать в трудную минуту. Гораздо чаще самообман ведет к саморазрушению и гибели. Возможно, именно это пытались донести многие писатели XIX века до читателя в своих произведениях.

sochineniya-referati.ru

“Ложь перед самим собой, выставляемая за правду, губит всю жизнь” (Л. Н. Толстой)

Коллекция сочинений: “Ложь перед самим собой, выставляемая за правду, губит всю жизнь” (Л. Н. Толстой)

Искусно обставленная ложь поражает и ослепляет нас

. Только правда убеждает и побеждает нас.

Трудно представить себе человека, который бы никогда не лгал. У кого-то ложь граничит с жестокостью, приносит боль другому человеку. Кто-то прибегает к обману, чтобы, наоборот, оградить близкого человека от жестокой правды.

Большинству из нас свойственно то, что мы зачастую обманываем себя, чтобы избежать душевных мучений. Это называется самообманом. Но самообман губителен для совестливого человека.

Например, главный герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников совершил преступление и должен был придумать более существенную причину убийства, чем просто ограбление, ведь он не был убийцей, для которого преступление— дело обычное. Он не мог пойти и просто убить, поэтому придумал теорию о «сверхчеловеках». Его теория заключалась в том, что, если в человеке есть холодный расчет, он может совершить безнаказанно преступление. Совесть, душа — все это бред, выдумки слабовольных людей.

Он заставил себя поверить в справедливость теории, убедив себя настолько, что вдруг почувствовал, что нет у него более ни свободы рассудка, ни воли.

Вот как можно себя обмануть!

Вера в теорию захлестнула его, не оставила места другим мыслям, которые бы ее опровергли. Правда, у него возникают сомнения: «Коль сам не решаешься, так нет тут никакой и справедливости», но он гонит эти мысли, самоуспокаивается.

Самообману Раскольникова способствовало много причин. Он был не только добр и умен, но еще надменен и горд. Его самолюбие унижала бедность. Материальные и душевные мучения героя усугубила исповедь Мармеладова, затем — письмо матери, трагическая судьба Сони и сестры Дуни. Способствовала этому и окружающая обстановка. Его комната сыра и темна. Даже мать замечает: «Какая у тебя квартира, Родя, точно гроб». Убогая мебель, вместо одежды — рваное тряпье… Мир вокруг нагонял тоску, безысходность… Легко обмануться в таких условиях.

Нельзя утвердить добро с помощью насилия, зла. Готовясь к убийству, успокаивая себя, герой Достоевского не учел наиважнейшую истину: через совесть переступать нельзя. Вот почему он так много делает ошибок в момент убийства и после. Одна из ошибок его в том, что он недооценил себя. Как-то он сказал: «Ко всему-то подлец— человек привыкает». А сам же оказался не способен привыкнуть. Раздвоение личности героя началось задолго до преступления. Один человек отмеряет шаги до дома жертвы, а другой говорит: «Как это подло все…» Он противен самому себе. Еще до преступления, дав 20 копеек полицейскому, чтобы тот помог обманутой девушке, тут же говорит ему: «Да пусть их живьем переглотают друг друга». Оставив жалкие гроши, материнские деньги Мармеладовым, тут же думает: «Зачем? У них Соня есть, а мне самому надо».

Теория Раскольникова убивала в нем человека. Вот самая страшная цена самообмана!

Эта теория — «ложь перед самим собой, выдаваемая за правду», на практике она разлетелась в пух и прах. После убийства старухи Раскольников потерял контроль над самим собой. У него заработал инстинкт самосохранения, появилось дикое желание вырваться на свободу. Вместо одного убийства он совершил два, убил ни в чем не повинную Лизавету, забыл с самого начала закрыть дверь на замок, вследствие чего чуть не попался. Он не учел того, что наступит душевное раскаяние, забыл про совесть. Муки совести — его наказание. Настоящую душевную пытку испытал Раскольников сразу после убийства старухи – процентщицы: бред, беспамятство, физическое и психическое истощение, опустошенность. Только после этого он понял, что нельзя безнаказанно убить человека. Никогда человек не уйдет от наказания. Я не могу объяснить, почему человека тянет на место преступления, но это какая-то закономерность. С Раскольниковым случилось то же самое. Его совесть требовала от него признания, и убийство процентщицы расследовал человек, мнение которого в корне расходилось с мнением Раскольникова. Он верил и в совесть и в душу, поэтому он победил Раскольникова, поймал его в психологическую ловушку.

Преступление и самообман повлияли на отношение Раскольникова к людям, к окружающему миру. Как он любил цветы, природу, музыку…. Теперь он любить не может. Он ненавидит…

В романе Достоевского обманывает себя не только Раскольников, но и его мать. Выдавая Дуню за Лужина, она закрывает глаза на его высокомерность и плохое отношение к ним, на скупость и подлость. Понять ее, конечно, можно. Она любит дочь, хочет помочь и отыскивает хорошее в Лужине, а хорошего мало. В письме она употребляет слова «кажется, хороший», потому что совесть не спокойна, и она пытается убедить себя и других. Если бы брак состоялся, ей тоже пришлось бы мучиться из-за самообмана.

Да, за самообман приходится расплачиваться горько, как и за обман.

Свидригайлов тоже подменил настоящую цель в жизни развлечениями, для чего тоже приходилось не раз переступать через совесть. Расплата за это — самоубийство.

Многие совершают ошибки. Роман Достоевского — урок нравственности для читателей. Надо всегда прислушиваться к голосу своего сердца, нельзя строить счастье на несчастьях других, надо жить по совести и не утешать себя и других, прибегая к обману и самообману.

www.rlspace.com

Преступление и наказание Родиона Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

Роман «Преступление и наказание» по своей форме — детектив, но задача его гораздо шире, чем разоблачение преступника. Достоевский пытается разгадать саму природу преступления, увидеть корень зла, из которого произрастает грех и проникает в самые темные глубины души, самые потаенные уголки сердца, сокровенные мысли главного героя — Родиона.
Роман отличается глубочайшим психологизмом. Писатель ищет ответы на все жизненные вопросы в человеческой душе, ищет внутренние мотивы поступков.

Роман начинается не с убийства старухи, а кончается не признанием Раскольникова в полицейской конторе. Границы преступления и наказания простираются гораздо шире чисто внешних поступков героя. Действие романа разворачивается, в первую очередь, в душе Раскольникова, который начинает вынашивать план убийства задолго до его осуществления. Обстановка нищеты, грязи, пьянства, разврата, беспомощности и унижения, которая окружает Родиона, отравляет его существование. В его воспаленном, болезненном мозгу рождается чудовищная теория: в неподвижное болото жизни, где царит несправедливость и отчаяние, необходимо внести момент движения, свежую струю, которая сметет все ненужное, ничтожное, недостойное, мешающее жить тем, кто «право имеет». Тогда на земле настанет, наконец «всеобщее счастье», не будет ни голода, ни страданий. Ради тех, кого любишь, нужно «преступить черту», «сделать первый шаг», стать начальным звеном той цепи, которая связывает настоящее со «светлым будущим».
Именно с этих, казалось бы, «светлых» мыслей и начинается преступление Раскольникова, его ложь самому себе. А она оказывается для него капканом, откуда выбраться невозможно: «Точно он попал клочком одежды в колесо машины, и его начало в него втягивать». Эта ложь удаляет Раскольникова от людей и от Бога.
В своей непомерной гордыне герой заходит слишком далеко, видя себя сверхчеловеком, вершителем человеческих судеб. «Наполеоном хотел сделаться, оттого и убил» — одно это признание перечеркивает все, что было им сказано о справедливости и счастье. Если до убийства Раскольников еще не признается себе в том, что источник его теоретических построений кроется в эгоизме и самолюбии, то после преступления ненависть к людям становится настолько явной, что он этого не скрывает: «Я один хочу быть один, один, один».
Родиону не нужен даже Бог: «Может, и Бога-то совсем нет?» Но, в то же время, он не может вынести одиночества и опустошения, в которые погружена его душа. Теперь, когда он доказал себе и другим, что он не «вошь», а «право имеет», он, как никогда раньше, ощущает себя «тварью дрожащею», «нечеловеком». Герой оказывается в тупике и сам признается себе в этом: «Принцип-то я и убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался. Только и сумел, что убить. Да и того не сумел, оказывается. »
Но, видя всю лживость и несостоятельность своих взглядов, Раскольников все еще стоит на месте. Он окаменел в гордыне и лжи и не может сдвинуться ни на шаг. Чтобы облегчить совесть, Раскольников создает видимость движения, снова идет на обман: он является с повинной, «кается» на площади и в суде, отправляется на каторгу. Но это мнимое раскаяние не решает его внутренних проблем, он по-прежнему остается отчужденным от людей и от Бога.
Можно заметить, что вера в «спасительность» его мировоззрения идет не по убывающей, а по нарастающей. За час до явки в полицию Раскольников говорит Дуне: «Преступление? Какое преступление. Не думаю я о нем и смывать его не думаю». Даже на каторге, через полтора года, он все еще не считает себя виновным: «Он строго судил себя, и ожесточенная совесть не нашла никакой особенно ужасной вины в его прошедшем, кроме разве что промах, который со всяким мог случиться».

Раскольников был все это время духовно мертв: «Я не старушонку убил, я себя убил». «Я есмь Воскресение и Жизнь», — читает ему Соня слова Христа. Но истинный смысл евангельского повествования о воскрешении Лазаря открывается Раскольникову лишь в тот момент, когда воскресает к новой жизни его собственная душа, когда он раскаивается и понимает, что вся его жизнь «была каким-то внешним, странным; как бы даже и не с ним случившимся фактом». И действительно, это была не его жизнь — ибо он теперь другой, обновленный, способный любить и открывать свое сердце людям и Богу.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Преступление и наказание Родиона Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

Смотрите также по произведению «Преступление и наказание»:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

www.litra.ru

Сочинение по литературе.

Роман Ф. М. Достоевского можно справедливо назвать одним из самых современных произведений нашей литературы. Произведение было написано в 1864 году, но все события и переживания героев характерны и для нашего времени. В романе писатель рассказывает нам о той несправедливости, которая царит в нашем мире. Достоевский открыто пишет о насилии, бедности, бессердечности людей. И, наверное, поэтому главным героем в произведении становится человек, который восстает против всего этого.

Этим героем является Родион Раскольников, юноша, который хочет действовать, жить и любить, но этот мир лжи и насилия не позволяет ему этого делать. И тогда это пылкое сердце поднимает бунт против ненависти и несправедливости, Раскольников пытается доказать себе, что он человек в полном смысле этого слова, а не «тварь дрожащая» . Но жизнь жестока, и наш герой тонет в этом круговороте ненависти. От одиночества и бедности Раскольников впадает в отчаяние, от безвыходности положения придумывает свою идею человека, «право имеющего» и решается на страшное преступление. Но это преступление совершает не умный и чувствительный юноша, а голодный и одинокий от нищеты студент, которого сама жизнь и город, в котором он живет, толкнули на преступление.

Не только на примере Родиона Раскольникова Достоевский рассказывает о несправедливости и насилии мира. Также жертвой стала семья Мармеладовых, которая фактически распалась из-за бедности и бессердечности людей. Достоевский показывает нам, что из интеллигентных людей такая жизнь делает бесчувственных пьяниц, из воспитанных и образованных – грубых женщин, из добродетельных – уличных девиц.

Наконец, пьяная девочка – это жертва жестоких законов страшной действительности, от которой никуда не убежать. Включив этот эпизод в свой роман, Достоевский в наивысшей степени обличает наше общество в насилии и бессердечности.

Виновниками такой ужасной жизни становятся люди, подобные Лужину и Свидригайлову. Они являются источниками насилия и лжи. Подлость и грубость укоренились в их сердцах, и только самоубийство может их спасти. Эти люди и создали мир таким, и только волевой характер может этот мир перестроить. Они подминают под себя всех, кто стоит у них на пути. Для таких людей не существует никаких определенных законов, они могут оклеветать и унизить любого человека, как это сделал Лужин по отношению к Соне.

Все эти события описаны в тексте так живописно и с таким чувством протеста против несправедливости, что мы как будто переносимся в это смутное время, мы начинаем задумываться о таких вещах, о которых раньше даже и не подозревали. И все же, несмотря на тяжелый мрак, окутывающий нарисованную Достоевским картину, мы видим просвет в этом мраке, мы верим в мужество и решимость людей найти яркую звезду, которая будет освещать путь, ведущий только к светлым делам и поступкам.

otvet.mail.ru

«Ложь перед самим собой, выставляемая за правду, губит всю жизнь» (Толстой)

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — своеобразное исследование идеи Родиона Раскольникова, проверка ее жизненности. Достоевский изображает столкновение теории с логикой, самой жизнью.

По мнению писателя, живой жизненный процесс, т. е. логика жизни, всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию. Значит, делать жизнь по теории нельзя. И поэтому главная философская линия романа раскрывается не в системе логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненными процессами, опровергающими эту теорию.

Теория Раскольникова построена в своей основе на неравенстве людей, на избранности одних и унижении других. Наполеоновская теория личности упрощенно трактует человеческую природу и человечество вообще. Весь мир для Раскольникова — большой «человеческий муравейник». На людей он смотрит лишь как на материал для своего социального экспериментирования и личностного волеизъявления. Раскольников прямо разделяет человечество на две части: малую, состоящую из гениев, дающих «новый закон» «дрожащим тварям» — рядовому большинству. Достоевский подробно анализирует теорию Раскольникова, которая привела его в жизненный тупик.

Квинтэссенцией всей теории Раскольникова было «цель оправдывает средства». И убийство старухи-процентщицы было задумано как жизненная проверка этой теории на частном примере. Но при этом Раскольников мучается вопросом: имеет ли он право на преступление, вошь ли он.

Ряд случайностей утверждает Раскольникова в его решении совершить преступление. В трактире он совершенно случайно подслушал рассуждения студента о том, что во имя высоких целей можно убить старуху-процентщицу. Затем он узнает, что в день, когда должно произойти предполагаемой убийство, Лизаветы не будет дома. Все это еще более подтолкнуло его к преступлению.

Так «необыкновенный» человек Раскольников или «вошь презренная»?

Достоевский не согласен с философией Раскольникова, и автор заставляет его самого в ней разубедиться, он заставляет своего героя ощутить недостаточность упрощенных теоретических представлений о жизни. Сама жизнь, ее мощное естественное течение опровергает в романе принятое героями восприятие мира сквозь призму идей.

Убив старуху-процентщицу, Раскольников перевел себя в разряд людей «необыкновенных», к которому не принадлежали ни «квартальные поручики», ни Соня, ни сестра. Он как бы отрезал себя от внешнего мира, от близких ему людей. Это стало невыносимым для Раскольникова, принесло ему много страданий.

А Достоевский считал, что именно через страдание его герой может понять ошибочность собственной теории и возродиться к новой жизни. Страдание — это необходимость на пути очищения и перерождения. Достоевский, веря в искупительную силу страдания, раз за разом со своим героем переживает его, достигая тем самым изумительной достоверности в раскрытии природы человеческой души.

Но Раскольников ошибся: он не «необыкновенный человек» и не «тварь презренная», он намного сложнее и многограннее, он добр по своей природе, отзывчив. Людей нельзя так просто разделить на группы.

Душевная борьба Раскольникова становится все напряженнее и запутаннее, она идет по множеству направлений, и каждое приводит в тупик. Раскольников по-прежнему верит в непогрешимость своей идеи и презирает себя за слабость, то и дело называя себя подлецом. Но он страдает от того, что его идея постепенно терпит крах. Если люди делятся на обыкновенных и гениев, то к кому отнести мать, сестру, Соню, Полечку.

По его теории, они должны быть отнесены к «низшим» и, следовательно, топор другого Раскольникова может обрушиться на их головы. Раскольников должен, по своей теории, отступиться от тех, за кого страдает. Должен презирать, ненавидеть тех, кого любит. Раскольников не может этого пережить. Человеческая натура Раскольникова остро столкнулась с его нечеловеческой теорией.

Кроме того, преступление, совершенное по теории, не принесло ожидаемых результатов: Раскольников никого не спас, никому не помог старухиными деньгами; не принесло убийство облегчения и самому Раскольникову, отделило его от мира и в принципе не выявило правильности или ложности его теории. Раскольников ощутил себя погибшим человеком. Ни явка с повинной, ни милостивый приговор не приносят ему облегчения.

Но, несмотря на все страдания, теория все же побеждает разум Раскольникова. И поэтому Достоевский как бы приходит на помощь своему герою — Раскольникову снится третий сон: он снова убивает старуху, а она над ним смеется. В этом сне автор выносит преступление Раскольникова на суд народный. И эта сцена обнажила весь ужас деяния Раскольникова, заставила его очнуться и глубоко задуматься над тем, насколько серьезны последствия его идеи, к какому гибельному итогу может эта цель привести.

Достоевский не показывает нравственного воскрешения своего героя, потому что его роман не о том. Задача писателя — показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной может быть эта идея, какой преступной.

school-essay.ru