Приказ фсс рф от 2602

На 1 сентября 2010 г. ГУ-РО ФСС РФ по КЧР оплачено 3225 талонов №1 и 2602 талона №2 Родового сертификата

1.Обеспечение льготной категории граждан Карачаево-Черкесской республики протезами, протезно-ортопедическими изделиями и техническими средствами реабилитации.

Заключено в 2010 году 88 Государственных контрактов и Договоров на поставку технических средств реабилитации и выполнение работ по изготовлению протезно-ортопедических изделий.

Выдано 781281 изделие на сумму 32214,13 тыс. руб.

2.О ходе реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» — «Оказание медицинской помощи женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также по диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения» по Карачаево-Черкесской республике.

В 2010г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 987 от 29.12.2007г. заключено 13 договоров с ЛПУ, имеющими лицензию по специальностям «акушерство и гинекология» и «педиатрия».

Перечислено медицинским организациям 30574,0 тыс. рублей по талонам родовых сертификатов.

3. Контроль за экспертизой временной нетрудоспособности в лечебно-профилактических учреждениях Карачаево-Черкесской республики в 2009 году.

Во исполнение совместного Приказа № 291/167 от 06.10.1998г. Министерства здравоохранения РФ и Фонда социального страхования РФ «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности» утвержден совместный Приказ Министерства здравоохранения КЧР и ГУ РО ФСС РФ по КЧР на проведение в 2010 году плановых проверок лечебно-профилактических учреждений по данному вопросу, составлен план-график.

Все плановые и внеплановые проверки выполнены в полном объеме, медицинскими организациями возмещена сумма в размере 11,3 тыс. рублей по листкам нетрудоспособности, выданным с нарушением установленного порядка.

Адрес:
369000, г. Черкесск, ул. Ворошилова, д. 55

r09.fss.ru

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17 мая 2012 г. N 08АП-2602/12 (ключевые темы: переплата — страховые взносы — ОПС — пропуск срока — пенсионный фонд)

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17 мая 2012 г. N 08АП-2602/12

Дело N А81-4091/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2012 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2012 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Золотовой Л.А.

судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Черемновой И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2602/2012) Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Пуровском районе Ямало-Ненецкого автономного округа

на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 09.02.2012 по делу N А81-4091/2011 (судья Садретинова Н.М.),

принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сургутстройгаз» (ОГРН 1028601679600, ИНН 8617013614)

к Межрайонной Инспекции ФНС РФ N 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу, Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Пуровском районе Ямало-Ненецкого автономного округа

о взыскании процентов в размере 286 536 руб. 15 коп.,

при участии в судебном заседании представителей:

от Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Пуровском районе Ямало-Ненецкого автономного округа — не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;

от общества с ограниченной ответственностью «Сургутстройгаз» — не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;

Межрайонной Инспекции ФНС РФ N 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу — не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;

Общество с ограниченной ответственностью «Сургутстройгаз» (ИНН: 8617013614, ОГРН: 1028601679600) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу и Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Пуровском районе Ямало-Ненецкого автономного округа о взыскании процентов в размере 286536 руб. 15 коп.

Решением от 09.02.2012 по делу N А81-4091/2011 требования заявителя были удовлетворены частично. Суд первой инстанции обязал Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Пуровском районе Ямало-Ненецкого автономного округа принять решение о начислении и выплате ООО «Сургутстройгаз» процентов за нарушение сроков возврата страховых вносов на обязательное пенсионное страхование в общем размере 275 523 руб. 04 коп., в том числе по страховым вносам на выплату страховой части трудовой пенсии в размере 271 992 руб. 04 коп., по страховым взносам на выплату накопительной части трудовой пенсии в размере 3531 руб. Обязал Межрайонную Инспекцию ФНС РФ N3 по Ямало-Ненецкому автономному округу в установленные нормативными правовыми актами сроки обеспечить исполнение решения территориального органа Пенсионного фонда России о начислении и выплате ООО «Сургутстройгаз» процентов за нарушение сроков возврата страховых вносов на обязательное пенсионное страхование.

В остальной части заявленные требования оставить без удовлетворения.

Основанием для отказа явилось то обстоятельство, что часть сумм излишне уплаченного налога заявителем были квалифицированны как излишне взысканные, и проценты были исчислены Обществом со следующего дня после дня оплаты таковых, в то время как согласно действующему законодательству проценты за несвоевременный возврат излишне уплаченных сумм сборов подлежит исчислять со следующего дня после истечения срока, предусмотренного для возврата таких сумм из бюджета по заявлению плательщика сбора.

В апелляционной жалобе Управление пенсионного фонда, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.

В обоснование своей позиции податель жалобы со ссылкой на пункт 2 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 59, статью 8 Закона об исполнительном производстве и абзац второй пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве, пункт 2 статьи 854 Гражданского кодекса Российской Федерации отмечает, что представленные им в кредитное учреждение инкассовые поручения на бесспорное списание с расчетного счета ООО «Сургутстройгаз» страховых вносов на обязательное пенсионное страхование позволяли определить отсутствие текущего характера фискальных требований и вернуть без исполнение данные документы, банк все же произвел списание денежных средств с расчетного счета заявителя. Списывая с расчетного счета заявителя денежные средства в безакцептном порядке по требованиям органа пенсионного фонда, именно банком не были учтены положения Закона о банкротстве, которые направлены на сохранение конкурсной массы должника и правильный расчет с реестровыми кредиторами.

Также податель жалобы отмечает, что после поступления в его адрес (23.11.2011 года) заявления ООО «Сургутстройгаз» от 15.11.2010 года о возврате страховых вносов на обязательное пенсионное страхование, 21.12.2010 года УПФР принято соответствующее решение N 266 о возврате страховых вносов. Однако, указанное решение не было исполнено МИФНС РФ N 3 по ЯНАО. И только после повторного заявления Общества от 24.03.2011 года N 182-01, было вновь принято решение от 28.03.2011 года о возврате страховых вносов, которое исполнено налоговым органом в апреле 2011 года. Следовательно, Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Пуровском районе Ямало-Ненецкого автономного округа не допустило нарушений норм статей 26 и 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», в связи с чем, оснований для начисления процентов нет, в удовлетворений требований предприятию следует отказать.

В представленном в апелляционный суд отзыве на жалобу Управления Общество выразило свое несогласие с доводами подателя жалобы, считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене или изменению.

Стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда не явились, что в порядке пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, установил следующие обстоятельства.

18 августа 2010 года и 13 октября 2010 года на основании решения Управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Пуровском районе Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.04.2010 года N 39 в доход бюджета списана недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2-3 кварталы 2009 года в размере 5071618 руб. 20 коп. — на основании платежного ордера N 162 от 18.08.2010 года и в размере 43 014 руб. 78 коп. — на основании платежного ордера N 162 от 13.10.2010 года.

Между тем, определением арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 08.12.2009 года по делу N А75-13006/2009 принято к производству заявление Общества с ограниченной ответственностью «Нефтехимстрой» о признании Общества с ограниченной ответственностью «Сургутстройгаз» несостоятельным (банкротом).

Определением арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 27.01.2010 года по делу N А75-13006/2009 в отношении должника Общества с ограниченной ответственностью «Сургутстройгаз» введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Дадыко Ю.Э.

Решением арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 20.09.2010 года по делу N А75-13006/2009 Общество с ограниченной ответственностью «Сургутстройгаз» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим утвержден Пушкарев Д.А.

Сообщение о введении конкурсного производства в отношении должника опубликовано в газете «КоммерсантЪ» N 178 от 25.09.2010 г..

Срок конкурсного производства продлен, судебное заседание по рассмотрению отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства назначено на 14 марта 2012 года.

Поскольку недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2-3 кварталы 2009 года в размере 5071618 руб. 20 коп. списана на основании требований органа пенсионного фонда N 3245 от 14.08.2009 года и N 5870 от 27.10.2009 года, то есть до принятия заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), Общество руководствуясь нормой статьи 5 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», квалифицировало указанные платежи как не являющиеся текущими и подлежащими включению в реестр требований кредиторов.

В связи с чем, ООО «Сургутстройгаз» 15 ноября 2010 года обратилось в адрес Межрайонной Инспекции ФНС РФ N 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу и в адрес Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Пуровском районе Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о возврате незаконно списанных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в общем размере 5114632 руб. 98 коп.

21.12.2010 года Управлением пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Пуровском районе Ямало-Ненецкого автономного округа принято решение N 266 о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней, штрафов, в соответствии с которым на основании заявления плательщика страховых взносов от 15.11.2010 года решено произвести возврат страховых вносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 7 436 927 руб. 95 коп.

Фактически возврат денежных средств на расчетный счет плательщика страховых вносов в банке произведен не был.

Также, ООО «Сургутстройгаз» 23 августа 2010 года ошибочно осуществило оплату страховых вносов на обязательное пенсионное страхование за декабрь 2009 года в сумме 468 423 руб. согласно платежному поручению N 550 от 23.08.2010 года и в сумме 148 587 руб. согласно платежному поручению N 551 от 23.08.2010 года.

В виду того, что указанные платежи также не являются текущими и подлежали включению в реестр требований кредиторов, Общество с ограниченной ответственностью «Сургутстройгаз» 15 ноября 2010 года обратилось в адрес Межрайонной Инспекции ФНС РФ N 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу и в адрес Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Пуровском районе Ямало-Ненецкого автономного округа с

заявлением о возврате ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в общем размере 617010 руб.

Возврат денежных средств на расчетный счет плательщика страховых вносов в банке произведен не был.

24 марта 2011 года ООО «Сургутстройгаз» повторно обратилось в адрес МИФНС РФ N 3 по ЯНАО с заявлением о возврате страховых вносов на обязательное пенсионное страхование N 182/01, в соответствии с которым просило вернуть страховые взносы в размере 5 114 632 руб. 98 коп., а также в общей сумме 617 010 руб.

28.03.2011 года Управлением пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Пуровском районе Ямало-Ненецкого автономного округа получено письмо Межрайонной Инспекции ФНС РФ N 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу от 28.02.2011 года исх. N 2.7-47/03565, согласно которому, в связи с поступлением уточненного заявления ООО «Сургутстройгаз» на возврат денежных сумм страховых вносов (страховая и накопительная части трудовой пенсии) налоговый орган просит уточнить решение о возврате сумм излишне уплаченных страховых вносов от 21.12.2010 года N 266.

29 марта 2011 года Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Пуровском районе Ямало-Ненецкого автономного округа приняло решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых вносов, пеней, штрафов N 21, в соответствии с которым на основании заявления плательщика страховых взносов от 24.03.2011 года решено произвести возврат страховых вносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 5 731 642 руб. 98 коп.

На основании решения Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Пуровском районе Ямало-Ненецкого автономного округа N 21 от 29.03.2011 года Межрайонной Инспекцией ФНС РФ N 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу 05 апреля 2011 года приняты решения N 1247 и N 1248 о возврате страховых вносов на обязательное пенсионное страхование в суммах соответственно 5583055 руб. 98 коп. и 148587 руб.; всего 5 731 642 руб. 98 коп.

Фактически платежи поступили на расчетный счет предприятия 11 апреля 2011 года, что подтверждается платежными поручениями N 57 от 11.04.2011 года на сумму 5 583 055 руб. 98 коп. и N 58 от 11.04.2011 года на сумму 148587 руб.

В виду несвоевременного возврата страховых вносов на обязательное пенсионное страхование на расчетный счет предприятия, последний обратился в адрес арбитражного суда с заявлением о взыскании процентов на сумму несвоевременно возвращенного платежа.

Решением от 09.02.2012 по делу N А81-4091/2011 требования заявителя были удовлетворены частично.

Означенное решение суда первой инстанции обжалуется в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены.

До 01.01.2010 г. в силу требований статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», с учетом Постановления Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 05.09.2006 г. N 2776/06, вопросы о возврате и зачете излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов рассматривались налоговыми органами, являющимися администраторами поступлений в бюджет страховых взносов (код 182).

После 01.01.2010 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» контроль за правильностью исчисления, уплаты и перечисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в части взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации, также в силу статей 26 и 27 Закона на пенсионный фонд возложена обязанность по осуществлению зачета и возврата излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов.

Согласно статье 27 Федерального закона N 212-ФЗ сумма излишне взысканных страховых взносов и пеней подлежит возврату плательщику страховых взносов на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Согласно пункту 7 статьи 27 Федерального закона N 212-ФЗ в случае, если установлен факт излишнего взыскания страховых взносов, орган контроля за уплатой страховых взносов принимает решение о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов, а также начисленных в порядке, предусмотренном частью 9 настоящей статьи, процентов на эту сумму.

Согласно пункту 9 статьи 27 Федерального закона N 212-ФЗ сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления плательщика страховых взносов о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов. Проценты на сумму излишне взысканных страховых взносов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной одной трехсотой действовавшей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Часть 3 ст. 60 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусматривает, что суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 31.12.2009 включительно подлежат зачету (возврату) в порядке, предусмотренном статьями 26 и 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.

В соответствии с Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 05.09.2008 N 92н, органы Федерального казначейства осуществляют возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм на основании заявки на возврат, представленной соответствующим администратором доходов бюджета.

Заявка на возврат оформляется администратором доходов бюджета по администрируемым им КБК с учетом кода главы главного администратора дохода бюджета, в ведении которого находится администратор доходов бюджета.

Частью 1 ст. 2 Федерального закона от 30.11.2009 N 307-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» утвержден перечень главных администраторов доходов бюджета ПФР согласно Приложению 1 к данному Закону. Из Приложения 1 следует, что главным администратором доходов бюджета ПФР по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование с 01.01.2010 является ПФР (первые три цифры КБК — 392). В ч. 4 ст. 2 Федерального закона N 307-ФЗ указано, что главным администратором доходов бюджета ПФР в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Фонд за расчетные периоды с 2002 г. по 2009 г. включительно, является ФНС России (первые три цифры КБК — 182).

ФНС России и ПФР осуществляют возвраты излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное страхование, пеней и штрафов, зачисляемых в бюджет ПФР на КБК, главным администратором которых является ФНС России, в соответствующем порядке.

Территориальные органы ПФР принимают решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (пеней, штрафов) и оформляют его по форме, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 11.12.2009 N 979н «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование».

Указанное решение территориальный орган ПФР направляет с копией заявления плательщика о возврате страховых взносов, пеней и штрафов в налоговый орган по месту учета этого лица в качестве налогоплательщика.

Налоговый орган в течение пяти рабочих дней со дня получения решения территориального органа ПФР о возврате оформляет заявку на возврат суммы страховых взносов и направляет ее в установленном порядке в орган Федерального казначейства по месту обслуживания для осуществления возврата страхователю в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела усматривается, что 18 августа 2010 года и 13 октября 2010 года на основании решения Управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Пуровском районе Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.04.2010 года N 39 (л.д. 11) в доход бюджета списана недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2-3 кварталы 2009 года в размере 5071618 руб. 20 коп. — на основании платежного ордера N 162 от 18.08.2010 года и в размере 43 014 руб. 78 коп. — на основании платежного ордера N 162 от 13.10.2010 года (л.д. 12, 15).

В виду того, что страховые взносы в общем размере 5114 632 руб. 98 коп. взысканы с плательщика страховых вносов на основании решения Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Пуровском районе Ямало-Ненецкого автономного округа о взыскании страховых вносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых вносов в банках и на основании платежных ордеров уполномоченного органа, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что указанная сумма в размере 5 114 632 руб. 98 коп. является суммой излишне взысканных страховых взносов, порядок возврата которой регулируется статьей 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Согласно ч. 9 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления плательщика страховых взносов о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов. Проценты на сумму излишне взысканных страховых взносов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной одной трехсотой действовавшей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Таким образом, учитывая, что возврат незаконно взысканной суммы страховых вносов в размере 5114632 руб. 98 коп. на расчетный счет Общества осуществлен 11 апреля 2011 года, суд первой инстанции правомерно исчислил и взыскал с ответчиков проценты с названных сумм за период с 19.08.2010 по 11.04.2011 с учетом изменения ставки рефинансирования ЦБ РФ, в размере 260 860 руб. 49 коп.

Из материалов дела также усматривается, что ООО «Сургутстройгаз» 23 августа 2010 года ошибочно осуществило оплату страховых вносов на обязательное пенсионное страхование за декабрь 2009 года в сумме 468 423 руб. согласно платежному поручению N 550 от 23.08.2010 года и в сумме 148 587 руб. руб. согласно платежному поручению N 551 от 23.08.2010 года (л.д. 13, 14).

Учитывая, что страховые взносы в общем размере 617010 руб. были уплачены Обществом в бюджет самостоятельно, суд первой инстанции правомерно обозначил, что указанная сумма страховых вносов является излишне уплаченной суммой страховых вносов на обязательное пенсионное страхование, порядок возврата которой регулируется иной нормой ФЗ N 212-ФЗ, а именно статьей 26.

В соответствии с частью 11 статьи 26 Федерального закона N 212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по письменному заявлению плательщика страховых взносов в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления. Форма заявления плательщика страховых взносов утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

В силу части 17 статьи 26 Федерального закона N 212-ФЗ в случае, если возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов осуществляется с нарушением срока, установленного частью 11 названной статьи, органом контроля за уплатой страховых взносов на сумму излишне уплаченных страховых взносов, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате плательщику страховых взносов, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

Из представленной в приложении к отзыву копии заявления ООО «Сургутстройгаз» о возврате указанных выше платежей в размере 468423 руб. и 148 587 руб. (всего 617010 руб.) следует, что оно поступило в Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Пуровском районе Ямало-Ненецкого автономного округа 23.11.2010 года (вх. N 6207).

В соответствии с частью 11 статьи 26 Федерального закона N 212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов в размере 617010 руб. подлежала возврату по письменному заявлению плательщика страховых взносов в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления (23.11.2010 года), то есть в срок не позднее 23.12.2010 года.

Таким образом, учитывая, что возврат ошибочно уплаченной суммы страховых вносов в размере 617010 руб. на расчетный счет Общества осуществлен 11 апреля 2011 года, суд первой инстанции правомерно указал, что проценты должны быть рассчитаны за период с 24.12.2010 по 11.04.2011, что составило 14 662 руб. 55 коп.

Апелляционная коллегия находит несостоятельным утверждение подателя жалобы о том, что представленные им в кредитное учреждение инкассовые поручения на бесспорное списание с расчетного счета ООО «Сургутстройгаз» страховых вносов на обязательное пенсионное страхование позволяли определить отсутствие текущего характера фискальных требований и вернуть без исполнение данные документы.

По убеждению апелляционной коллегии названное обстоятельство не имеет правового значения, поскольку действующим законодательством не предусмотрено возможности взыскания с кредитного учреждения процентов за списание денежных средств в соответствующий бюджет во исполнение решения пенсионного фонда. Правовые последствия в виде начисления процентов на излишне взысканные суммы наступают в данном случае вследствие вынесения Управлением необоснованного решения.

При этом важно отметить, что начисление спорных процентов не является мерой наказания самого Пенсионного фонда, в связи с чем, доводы подателя жалобы об отсутствии вины в действиях Управления в несвоевременном перечислении денежных средств Обществу также подлежат отклонению.

Установленные положениями Федерального закона N 212-ФЗ порядок начисления процентов и их перечисления плательщику предусматривает выплату сумм процентов за счет средств бюджета, а не конкретного государственного органа.

В данном случае государственные органы не обеспечили исполнение требований закона о праве плательщика взносов на возврат суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых вносов в установленный законом срок. Поэтому, в силу п. 9 ст. 27 , п. 17 ст. 26 Федерального закона N 212-ФЗ на сумму страховых вносов, не возвращенную в установленный срок подлежат начислению проценты.

Проценты, начисляемые в пользу плательщика страховых вносов, являются способом защиты его имущественных прав, которые нарушены вследствие несвоевременного возврата ему излишне уплаченных обязательных платежей. Начисление процентов — это не форма ответственности за принятие незаконного ненормативного правового акта, поскольку такая мера не связана с установлением вины государственного органа, а компенсация, выплачиваемая плательщику страховых вносов при объективном лишении его возможности распоряжаться своим имуществом (денежными средствами).

Суд апелляционной инстанции считает, что Управлением в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269 , статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

Апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Пуровском районе Ямало-Ненецкого автономного округа оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 09.02.2012 по делу N А81-4091/2011 — без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

www.garant.ru