Приказ мчс рф 105 от 28022003 г

Приказы МЧС

ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ!

Приказы МЧС

Приказы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Приказ МЧС РФ № 156 от 31.03.2011 г. “Об утверждении порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны”

Приказ МЧС РФ № 167 от 05.04.2011 г. “Об утверждении порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны”

Указание МЧС России №43-1889-18 от 28.06.07г. «Организационно-методические указания по тактической подготовке начальствующего состава ФПС МЧС России».

Приказ МЧС России от 09.01.2013г. № 3 «Об утверждении Правил проведения личным составом федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы аварийно-спасательных работ при тушении пожаров с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения в непригодной для дыхания среде».

«Методические рекомендации по организации и проведению занятий с личным составом газодымозащитной службы ФПС МЧС России»,

утвержденные главным военным экспертом министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 30 июня 2008 г. № 2-4-60-14-18.

Приказ МЧС России от 30 марта 2011 г. № 153 «Об утверждении Наставления по физической подготовке личного состава федеральной противопожарной службы»

направлен в подразделения управления, определен порядок организации и проведения физической подготовки в соответствии с новыми требованиями.

«Методические рекомендации по организации и проведению квалификационных экзаменов (зачетов) у должностных лиц ФПС МЧС России и руководителей территориальных органов МЧС России, выполняющих функции РТП и проведения АСР»

утвержденные главным военным экспертом министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 28 сентября 2012 г. № 2-4-87-18.

«Методические рекомендации по проведению расчетов параметров работы в средствах индивидуальной защиты органов дыхания и зрения»,

утвержденные заместителем министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 5 августа 2013 г.

Страница документа
________________________________________________________________________________________

Приказ МЧС России от 18.02.2013 № 92 «Об утверждении Порядка присвоения квалификационных званий сотрудникам ФПС ГПС»

с изменениями от 02.10.2013.

Нормативы по пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке для личного состава федеральной противопожарной службы,

утвержденные главным военным экспертом МЧС России генерал-полковником Платом П.В. 10 мая 2011.

«Программа подготовки личного состава подразделений ГПС МЧС России»,

утвержденная заместителем министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 29 декабря 2003 г.

Приказ МЧС № 555 от 18.09.2012г. «Инструкция по организации материально-технического обеспечения системы МЧС»

Приказ МЧС РФ от 31 декабря 2002 г. N 630 “Об утверждении и введении в действие Правил по охране труда в подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России”

Методические рекомендации по составлению планов тушения пожаров и карточек тушения пожаров

Приказ МЧС №3 от 09.01.2013 г. “Об утверждении Правил проведения личным составом федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы аварийно-спасательных работ при тушении пожаров с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения в непригодной для дыхания среде.”

pozarka.ru

Приказ МЧС РФ от 28 февраля 2003 г. N 105 «Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения»

Приказ МЧС РФ от 28 февраля 2003 г. N 105
«Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения»

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст.3648), Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2002 г. N 1011 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 38, ст.3585) приказываю:

Утвердить согласованные с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения (прилагаются).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 марта 2003 г.
Регистрационный N 4291

Требованиями предусматривается осуществление комплекса мероприятий по уменьшению риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера на потенциально опасных объектах, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, и объектах, обеспечивающих жизнедеятельность населения (объекты водоснабжения и канализации, очистки сточных вод, тепло и электроснабжения, гидротехнические сооружения).

Потенциально опасные объекты подразделяются по степени опасности в зависимости от масштабов возникающих чрезвычайных ситуаций на пять классов.

Приказ МЧС РФ от 28 февраля 2003 г. N 105 «Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения»

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 12 апреля 2003 г. N 71 (специальный выпуск), в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 19 мая 2003 г. N 20, в приложении к «Российской газете» — «Новые законы и нормативные акты», 2003 г., N 26

base.garant.ru

Приказ мчс рф от 28 февраля 2003 г. N 105″Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения»

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст.3648), Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2002 г. N 1011 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 38, ст.3585) приказываю:

Утвердить согласованные с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения (прилагаются).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 марта 2003 г.

Регистрационный N 4291

от 28 февраля 2003 г. N 105

Требованияпо предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения

См. План мероприятий по реализации Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, утвержденный приказом МЧС РФ от 25 июня 2003 г. N 328

I. Общие положения

1. Требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций (далее — ЧС) на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения (далее — Требования) предусматривают осуществление комплекса мероприятий по уменьшению риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера на потенциально опасных объектах, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества (далее — потенциально опасные объекты), и объектах, обеспечивающих жизнедеятельность населения (объекты водоснабжения и канализации, очистки сточных вод, тепло- и электроснабжения, гидротехнические сооружения). Указанные Требования соблюдаются при:

определении опасности чрезвычайных ситуаций техногенного характера для населения и территорий, организации работы по созданию системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, их моделированию, районированию территорий Российской Федерации по наличию опасных производств и объектов;

организации работы по определению показателей степени риска на объектах экономики и территориях;

классификации потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения в зависимости от опасности возникновения на них чрезвычайных ситуаций;

проектировании, строительстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов опасных для населения и территорий;

управлении мероприятиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий от их опасных воздействий;

подготовке объектов и территорий к действиям по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

оценке готовности потенциально опасных объектов к предупреждению чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территорий.

2. Требования разработаны в соответствии с:

Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»*(1);

постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. N 1113 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»*(2);

постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 675 «О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации»*(3);

постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. N 1094 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» *(4);

постановлением Госгортехнадзора России от 7 сентября 1999 г. N 66 «Об утверждении Положения о порядке оформления декларации промышленной безопасности и перечне сведений, содержащихся в ней *(5);

постановлением Госгортехнадзора России от 27 октября 2000 г. N 61 «Об утверждении изменения N 1 к Положению о порядке оформления декларации промышленной безопасности и перечне сведений, содержащихся в ней» *(6);

постановлением Госгортехнадзора России от 7 сентября 1999 г. N 65 «Об утверждении Правил экспертизы декларации промышленной безопасности*(7);

постановлением Госгортехнадзора России от 27 октября 2000 г. N 62 «Об утверждении Изменения N 1 к Правилам экспертизы декларации промышленной безопасности»*(8);

3. Требования предназначаются для применения:

федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими деятельность в области предупреждения чрезвычайных ситуаций в соответствии с положениями о функциональных подсистемах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС);

региональными центрами по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

studfiles.net

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

проектировании, строительстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов, опасных для населения и территорий;

Кроме того, настоящие Требования должны соблюдаться при учете и установлении причин чрезвычайных ситуаций, проведении государственной экспертизы, государственного надзора и контроля, осуществлении разрешительной деятельности в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий от их опасных воздействий.

Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» ;

Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. N 1113 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» ;

Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 46, ст. 4459.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 675 «О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации» ;

Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 28, ст. 2692.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. N 1094 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» ;

Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 39, ст. 4563.

Постановлением Госгортехнадзора России от 7 сентября 1999 г. N 66 «Об утверждении Положения о порядке оформления декларации промышленной безопасности и перечне сведений, содержащихся в ней» ;

Зарегистрировано Минюстом России 07.10.1999, регистрационный N 1926.

Постановлением Госгортехнадзора России от 27 октября 2000 г. N 61 «Об утверждении изменения N 1 к Положению о порядке оформления декларации промышленной безопасности и перечне сведений, содержащихся в ней» ;

Зарегистрировано Минюстом России 30.11.2000, регистрационный N 2477.

Постановлением Госгортехнадзора России от 7 сентября 1999 г. N 65 «Об утверждении Правил экспертизы декларации промышленной безопасности» ;

Зарегистрировано Минюстом России 01.10.1999, регистрационный N 1920.

Постановлением Госгортехнадзора России от 27 октября 2000 г. N 62 «Об утверждении изменения N 1 к Правилам экспертизы декларации промышленной безопасности» ;

Зарегистрировано Минюстом России 30.11.2000, регистрационный N 2476.

другими законодательными и иными нормативными правовыми актами по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий от их опасных воздействий.

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями о территориальных подсистемах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления (далее — органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям), всех уровней РСЧС;

организациями, эксплуатирующими и проектирующими потенциально опасные объекты и объекты жизнеобеспечения.

4. Настоящие Требования не распространяются на вопросы предупреждения чрезвычайных ситуаций на радиационно опасных объектах.

II. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПАСНОСТИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ

5. Опасность чрезвычайных ситуаций техногенного характера для населения и территорий может возникнуть в случае аварий:

на потенциально опасных объектах, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества;

на установках, складах, хранилищах, инженерных сооружениях и коммуникациях, разрушение (повреждение) которых может привести к нарушению нормальной жизнедеятельности людей (прекращению обеспечения водой, газом, теплом, электроэнергией, затоплению жилых массивов, выходу из строя систем канализации и очистки сточных вод).

6. При прогнозировании чрезвычайных ситуаций определяются:

опасность, которую представляет чрезвычайная ситуация техногенного характера в общем (интегральном) риске чрезвычайных ситуаций.

7. Для установления степени риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера определяются:

расчетные сценарии возможных крупных аварий, приводящих к чрезвычайным ситуациям (условия возникновения, поражающие факторы, продолжительность их воздействия и масштабы);

частоты или вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций по каждому из выбранных расчетных сценариев;

границы зон, в пределах которых может осуществляться поражающее воздействие источника чрезвычайной ситуации;

распределение людей (производственного персонала и населения) на территории, в пределах которой может осуществляться поражающее воздействие источника чрезвычайной ситуации.

8. Определение степени риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера производится на основе нормативно-методической документации в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий от их воздействия.

9. При отсутствии достаточных исходных данных для определения степени риска чрезвычайных ситуаций на конкретных потенциально опасных объектах допускается использование информации об оценках риска для объектов-аналогов, а также статистические данные о частотах аварий для отдельных видов технологического оборудования и коммуникаций.

10. В основу организации взаимодействия субъектов Российской Федерации при прогнозировании чрезвычайных ситуаций должны быть положены:

существующая структура построения функциональных и территориальных подсистем РСЧС;

документы, определяющие порядок сбора и обмена информацией в сфере прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

11. По результатам прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера потенциально опасные объекты подразделяются по степени опасности в зависимости от масштабов возникающих чрезвычайных ситуаций на пять классов:

1 класс — потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения федеральных и/или трансграничных чрезвычайных ситуаций;

2 класс — потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения региональных чрезвычайных ситуаций;

3 класс — потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения территориальных чрезвычайных ситуаций;

4 класс — потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения местных чрезвычайных ситуаций;

5 класс — потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения локальных чрезвычайных ситуаций.

12. Отнесение потенциально опасных объектов к классам опасности осуществляется комиссиями, формируемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и специально уполномоченных органов в области промышленной, экологической, санитарно-эпидемиологической безопасности, федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, специализированных организаций.

13. Сведения о классификации представляются комиссиями в МЧС России и в иные федеральные органы исполнительной власти с учетом их компетенции. МЧС России, региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям осуществляют учет потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения в установленном порядке.

14. Организация прогнозирования техногенных чрезвычайных ситуаций осуществляется на основе представляемой информации о всех имеющихся в регионе потенциально опасных объектах.

15. Результаты прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера учитываются при решении вопросов проектирования, строительства, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов, выдаче разрешений и лицензий на виды деятельности, связанные с повышенной опасностью.

16. Организация прогнозирования чрезвычайных ситуаций на федеральном уровне осуществляется МЧС России и координируется Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности и ведомственными комиссиями по чрезвычайным ситуациям в федеральных органах исполнительной власти, на региональном уровне (охватывающем территории нескольких субъектов Российской Федерации) — региональными центрами по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, на уровне субъекта Российской Федерации — комиссиями по чрезвычайным ситуациям объектов Российской Федерации, на объектовом уровне — органами по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и комиссиями по чрезвычайным ситуациям объектов.

17. Система прогнозирования чрезвычайных ситуаций на федеральном уровне предусматривает:

организацию взаимодействия между различными функциональными подсистемами РСЧС (представление в МЧС России сведений о состоянии обстановки на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, принятых мерах по защите населения, предупреждению чрезвычайных ситуаций и снижению риска их возникновения, мерах по повышению готовности сил и средств, предназначенных для локализации и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций и планах их действий);

организацию обмена оперативными сводками между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и регламентацию форм отчетности об авариях и чрезвычайных ситуациях в пределах всех регионов Российской Федерации (ежесуточных, ежемесячных, ежеквартальных и др.);

создание в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, МЧС России и других федеральных органах исполнительной власти необходимых банков данных по прогнозированию чрезвычайных ситуаций;

создание пакетов необходимой научно-технической и методической документации федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по прогнозированию чрезвычайных ситуаций;

анализ принятых технических решений по предупреждению и прогнозированию чрезвычайных ситуаций на объектовом, местном, территориальном, региональном и федеральном уровнях;

разработку методологий и методик вариантных прогнозов возникновения, развития и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

www.alppp.ru

МЧС России

ПРОЕКТ ПРИКАЗА МЧС РОССИИ «О внесении изменений в приказ МЧС России от 28.02.2003 № 105»

ПРОЕКТ

О внесении изменений в приказ МЧС России от 28.02.2003 № 105

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2012 г. № 341-р п р и к а з ы в а ю:

Внести изменения в приказ МЧС России от 28.02.2003 № 105 «Об утверждении требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах систем жизнеобеспечения» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации от 20 марта 2003 г., регистрационный № 4291) согласно приложению.

к приказу МЧС России

от ____ № __________

вносимые в приказ МЧС России от 28.02.2003 № 105

В приказе МЧС России от 28.02.2003 № 105 «Об утверждении требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах систем жизнеобеспечения» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации от 20 марта 2003г., регистрационный № 4291) (далее – приказ):

1. В приказе слова «с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации» заменить словами «с Министерством регионального развития Российской Федерации».

2. Приложение к приказу изложить в следующей редакции:

по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах систем жизнеобеспечения

I. Общие положения

1. Термины и определения.

Безопасность в чрезвычайных ситуациях (далее — ЧС) – состояние защищенности населения, объектов экономики и окружающей среды от опасностей в ЧС.

Безопасность населения в ЧС – состояние защищенности жизни и здоровья людей, их имущества и среды обитания человека от опасностей в чрезвычайных ситуациях.

Обеспечение безопасности в ЧС – принятие и соблюдение правовых норм, выполнение природоохранных, отраслевых или ведомственных требований и правил, а также проведение комплекса организационных, экономических, эколого-защитных, санитарно-гигиенических, санитарно-эпидемиологических и специальных мероприятий, направленных на обеспечение защиты населения, объектов экономики и иного назначения, окружающей среды от опасностей в ЧС.

Обеспечение безопасности населения в ЧС – соблюдение правовых норм, выполнение природоохранных, отраслевых или ведомственных требований и правил, а также проведение комплекса правовых, организационных, эколого-защитных, санитарно-гигиенических, санитарно-эпидемиологических и специальных мероприятий, направленных на предотвращение или предельное снижение угрозы жизни и здоровью людей, потери их имущества и нарушения условий жизнедеятельности в случае возникновения ЧС.

Объекты систем жизнеобеспечения – объекты, обеспечивающие жизнедеятельность населения (объекты водоснабжения, теплоснабжения и канализации, объекты электроснабжения и газоснабжения, объекты транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры).

Потенциально опасный объект — объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации.

Предупреждение ЧС на потенциально опасных объектах и объектах систем жизнеобеспечения – планирование и реализация комплекса организационных и технических мероприятий, направленных на создание условий для снижения риска возникновения ЧС техногенного и природно-техногенного характера, повышение устойчивости функционирования потенциально опасных объектов и объектов систем жизнеобеспечения, а также обеспечение готовности эксплуатирующих организаций к осуществлению мероприятий по ликвидации последствий возможных ЧС.

Требования по предупреждению ЧС на потенциально опасных объектах и объектах систем жизнеобеспечения — это совокупность положений нормативных правовых актов в области предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, отраслевых нормативных документов по обеспечению безопасности в ЧС на потенциально опасных объектах и объектах систем жизнеобеспечения.

2. Требования по предупреждению ЧС на потенциально опасных объектах и объектах систем жизнеобеспечения разработаны в соответствии с:

Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»;

Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002 г., № 52 (часть I), ст. 5140);

Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997 г., № 30, ст. 3588);

Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997 г. № 30, ст. 3589);

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»;

Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 2, ст. 121);

постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. № 675 «О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 28, ст.2692);

постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 37, ст. 3585; 2005, № 7, ст. 560);

постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 1998 г. № 1303 «Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998 г., № 46, ст. 5698);

постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2005 г. № 712 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемого Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005 г. № 50 ст. 5299);

постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 22, ст. 2640);

постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 7 сентября 1999 г. № 65 «Об утверждении Правил экспертизы декларации промышленной безопасности» (зарегистрировано Минюстом России, 01.10.1999, регистрационный № 1920);

постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 27 октября 2000 г. № 61 «Об утверждении Изменения № 1 к Правилам экспертизы декларации промышленной безопасности» (зарегистрировано Минюстом России, 30.11.2000, регистрационный № 2476);

приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.11.2000. № 893 «Об утверждении Порядка оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечня включаемых в нее сведений» (зарегистрирован Минюстом России, 17.01.2006, регистрационный № 7375);

приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 3.11.2011 № 625 «Об утверждении дополнительных требований к содержанию декларации безопасности гидротехнических сооружений и методики их составления, учитывающих особенности декларирования безопасности гидротехнических сооружений различных видов в зависимости от их назначения, класса, конструкции, условий эксплуатации и специальных требований к безопасности» (зарегистрирован Минюстом России, 18.02.2010, регистрационный № 16452).

3. Требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах систем жизнеобеспечения предназначены для применения:

федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими деятельность в области предупреждения и ликвидации ЧС в соответствии с положениями о функциональных подсистемах единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (далее — РСЧС);

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями о территориальных подсистемах РСЧС;

территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — МЧС России) – региональными центрами МЧС России, главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации (далее – территориальные органы МЧС России);

органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации ЧС, создаваемыми в составе или при органах местного самоуправления;

организациями, проектирующими и эксплуатирующими потенциально опасные объекты и объекты систем жизнеобеспечения.

4. Требования по предупреждению ЧС на потенциально опасных объектах и объектах систем жизнеобеспечения предусматривают осуществление комплекса мероприятий по уменьшению риска возникновения ЧС природного и техногенного характера на потенциально опасных объектах и объектах систем жизнеобеспечения. Указанные Требования включают в себя проведение мероприятий по:

определению степени опасности ЧС природного и техногенного характера для населения и территорий;

организации мониторинга и прогнозирования ЧС на потенциально опасных объектах и объектах систем жизнеобеспечения, их моделированию, районированию территорий Российской Федерации по уровню риска техногенных ЧС;

созданию и организации работы систем мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений;

оценке риска возникновения ЧС на объектах экономики и территориях;

проведению классификации потенциально опасных объектов и объектов систем жизнеобеспечения в зависимости от уровня риска ЧС;

планированию и управлению мероприятиями по предупреждению ЧС и защите населения и территорий от ЧС;

подготовке объектов и территорий к действиям по ликвидации ЧС;

оценке готовности потенциально опасных объектов к предупреждению ЧС и достаточности мер по защите населения и территорий в ходе осуществления государственного надзора в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера;

учету и установлению причин возникновения ЧС.

4.1 Требования не распространяются на объекты использования атомной энергии и объекты, на которых осуществляется деятельность, связанная с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.

Требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций на указанных объектах устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

II. Определение опасности ЧС природного и техногенного характера

для населения и территорий

5. Опасность ЧС природного и техногенного характера для населения и территорий может возникнуть в случае:

аварий на потенциально опасных объектах, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаро-, взрывоопасные, опасные химические, биологические, радиоактивные вещества;

аварий на гидротехнических сооружениях;

аварий на установках, складах, хранилищах, инженерных коммуникациях, разрушение (повреждение) которых может привести к нарушению нормальной жизнедеятельности людей (прекращению обеспечения водой, газом, теплом, электроэнергией, выходу из строя систем канализации и очистки сточных вод);

нарушения транспортного сообщения, а также нарушения в работе систем связи и массовых коммуникаций.

6. Для определения оценки степени опасности при прогнозировании ЧС определяются:

показатели степени риска для населения в связи с возможными авариями на потенциально опасных объектах (потенциальный риск, коллективный риск, индивидуальный риск, риск нанесения материального ущерба);

опасность, которую представляет ЧС природного и техногенного характера в общем (интегральном) риске ЧС.

7. Показатели степени риска ЧС природного и техногенного характера разрабатываются и уточняются в составе паспорта безопасности потенциально опасного объекта с периодичностью не реже одного раза в пять лет или чаще в случаях проведения реконструкций, изменений технологий, увеличения численности производственного персонала, ужесточения требований по безопасности, смены эксплуатирующей организации или передачи объекта в аренду, а в составе декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта (декларации безопасности гидротехнического сооружения) организациями, эксплуатирующими потенциально опасные объекты, в сроки, устанавливаемые Правительством Российской Федерации.

В случае обнаружения при эксплуатации объекта превышения показателей риска ЧС природного и техногенного характера над проектными эксплуатирующая организация должна принимать технические и организационные меры по частичному или полному исключению и (или) ограничению влияния на безопасность.

8. Для установления степени риска ЧС природного и техногенного характера должны быть определены:

расчетные сценарии возможных крупных аварий, приводящих к ЧС, а также условия их возникновения, поражающие факторы, продолжительность их воздействия и масштабы;

границы зон, в пределах которых может осуществляться поражающее воздействие источника ЧС;

частоты возникновения ЧС по каждому из выбранных расчетных сценариев;

распределение производственного персонала и населения на территории, в пределах которой возможно действие поражающих факторов ЧС.

9. Определение степени риска ЧС природного и техногенного характера производится на основе нормативно-методической документации в области промышленной безопасности, а также в области предупреждения ЧС, защиты населения и территорий от их воздействия и учитывается при разработке паспорта безопасности опасного объекта или декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта (декларации безопасности гидротехнического сооружения).

10. При отсутствии достаточных исходных данных для определения степени риска ЧС на конкретных потенциально опасных объектах допускается использование информации об оценках риска для объектов-аналогов, а также статистические данные о частотах аварий для отдельных видов технологического оборудования и коммуникаций.

11. Потенциально опасные объекты подразделяются по степени опасности в зависимости от масштабов возникающих на них ЧС на шесть классов:

1 класс — потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения ЧС федерального и межрегионального значения;

2 класс — потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения ЧС межрегионального значения;

3 класс — потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения ЧС регионального значения;

4 класс — потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения ЧС межмуниципального значения;

5 класс — потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения ЧС муниципального значения;

6 класс — потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения ЧС локального значения.

12. Отнесение организаций к потенциально опасным объектам осуществляется на региональном и муниципальном уровнях решениями соответствующих комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (далее – КЧС и ПБ) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

На основании решений соответствующих КЧС и ПБ формируются и ежегодно корректируются перечни потенциально опасных объектов и объектов систем жизнеобеспечения.

МЧС России, а также его территориальные органы осуществляют учет потенциально опасных объектов и объектов систем жизнеобеспечения.

13. Утвержденные перечни потенциально опасных объектов и объектов и систем жизнеобеспечения (далее — объекты) представляются территориальными органами МЧС России в адрес федерального казенного учреждения МЧС России «Национальный центр управления в кризисных ситуациях» для формирования единого перечня.

III. Требования к планированию и проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС

14. К основным требованиям по предупреждению ЧС на потенциально опасных объектах и объектах систем жизнеобеспечения относятся:

разработка и реализация объектовых перечней мероприятий по предупреждению ЧС на потенциально опасных объектах;

разработка распорядительных и иных организационных документов по вопросам предупреждения ЧС, предусматривающих:

прогнозирование ЧС техногенного и природного характера, определение и уточнение не реже одного раза в пять лет показателей риска ЧС для производственного персонала и населения на прилегающей территории;

обеспечение готовности объектовых органов управления, а также необходимых сил и средств к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС путем создания, оснащения, а также подготовки профессиональных, либо нештатных аварийно-спасательных формирований из числа работников и проведения учений и тренировок;

наличие декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта (декларации безопасности гидротехнического сооружения, паспорта безопасности опасного объекта), лицензий, договора об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в случаях, предусмотренных действующим законодательством;

сбор, обработка и выдача информации в области предупреждения ЧС, защиты населения и территорий от их опасных воздействий;

создание объектовых резервов материальных ресурсов и финансовых средств.

15. Организация прогнозирования техногенных ЧС осуществляется на основе представляемой информации обо всех имеющихся на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) объектах.

16. Организация прогнозирования ЧС на федеральном уровне осуществляется МЧС России и координируется Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, ведомственными КЧС и ПБ в федеральных органах исполнительной власти; на межрегиональном уровне – региональными центрами МЧС России и координируются КЧС и ПБ федеральных округов; на уровне субъекта Российской Федерации – главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации и координируется КЧС и ПБ субъектов Российской Федерации; на муниципальном уровне – органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации ЧС, создаваемыми в составе или при органах местного самоуправления и координируются КЧС и ПБ органов местного самоуправления; на объектовом уровне – органами (структурными подразделениями), специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны и защиты от ЧС объектов.

17. Система прогнозирования ЧС предусматривает:

представление в территориальные органы МЧС России сведений о состоянии обстановки на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, принятых мерах по защите населения, предупреждению ЧС и снижению риска их возникновения, мерах по повышению готовности сил и средств, предназначенных для локализации и ликвидации возможных ЧС и порядке их действий;

регламентацию форм отчетности об авариях и ЧС (ежесуточных, ежемесячных, ежеквартальных и др.);

анализ принятых технических решений по предупреждению и прогнозированию ЧС;

разработку методологий и методик вариантных прогнозов возникновения, развития и ликвидации последствий ЧС.

18. В целях контроля технологических процессов и обеспечения функционирования оборудования и передачи информации об их состоянии в дежурно-диспетчерские службы органов местного самоуправления создаются системы мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (далее — СМИС).

Вопросы связанные с установкой СМИС на объектах определены в ГОСТ Р 22.1.12 – 2005.

19. Управление мероприятиями по предупреждению ЧС на объекте осуществляется под руководством лица, возглавляющего эксплуатирующую организацию.

В составе органов управления организацией формируются:

комиссия по повышению устойчивости функционирования;

координирующий орган – КЧС и ПБ;

постоянно действующий орган управления – орган, (структурное подразделение) специально уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны и защиты от ЧС;

орган повседневного управления мероприятиями по предупреждению ЧС – объектовая дежурно-диспетчерская служба.

20. Эвакуационная комиссия является постоянно действующим органом и предназначена для организации планирования, непосредственной подготовки, проведения и всестороннего обеспечения в пределах предоставленных полномочий эвакуационных мероприятий в военное время и при ЧС мирного времени. Положение о комиссии утверждается приказом по организации и согласовывается органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации ЧС, создаваемыми в составе или при органах местного самоуправления.

21. Комиссия по повышению устойчивости функционирования предназначена для организации, планирования и выполнения мероприятий по повышению устойчивости работы организации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Положение о комиссии утверждается приказом по организации и согласовывается органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации ЧС, создаваемыми в составе или при органах местного самоуправления.

22. Постоянно действующий орган управления – орган (структурное подразделение, должностное лицо), специально уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны и защиты от ЧС. Организуетдеятельность подразделений, объектовых служб производственного контроля, промышленной безопасности, природоохранных и других в соответствии с их функциями и задачами в целях предупреждения ЧС, обеспечивает взаимодействие в области предупреждения ЧС с органами местного самоуправления и территориальными органами МЧС России. Положение о постоянно действующем органе утверждается приказом по организации и согласовывается органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации ЧС, создаваемыми в составе или при органах местного самоуправления.

23. Орган повседневного управления (дежурно-диспетчерская служба) создается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Положение об органе повседневного управления утверждается приказом по организации и согласовывается органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации ЧС, создаваемыми в составе или при органах местного самоуправления. Дежурно-диспетчерская служба организации осуществляет информационное взаимодействие на постоянной основе с единой дежурно-диспетчерской службой муниципального образования.

24. Планирование и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС осуществляется на основе плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС (далее – План действий).

План действий определяет объем, организацию, порядок, способы и сроки осуществления мероприятий по защите рабочих и служащих, персонала от поражающих факторов стихийных бедствий, аварий и катастроф, которые могут возникнуть как на самом объекте, так и на соседних объектах, а также прилегающей территории.

План действий подписывает руководитель органа (структурного подразделения), специально уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны и защиты от ЧС объекта, согласовывает орган, специально уполномоченный решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации ЧС, созданный в составе или при органе местного самоуправления и утверждает руководитель объекта, который определяет необходимое количество экземпляров Плана действий.

План действий корректируются в соответствии с изменениями в исходных данных для планирования, в исполнителях, привлекаемых силах и средствах. Запись о согласовании, корректировке, уточнении производится каждый раз по выполнении этой работы, а также к началу каждого года и полугодия.

В подразделения (цеха, лаборатории и др.) даются выписки из Плана действий в части, их касающейся.

25. Основным документом, отражающим мероприятия, сроки их проведения, является План основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объекта на год (далее – План основных мероприятий).

План основных мероприятий разрабатывается ежегодно по единой форме, установленной органом, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации ЧС, созданный в составе или при органе местного самоуправления, и должен содержать мероприятия, проводимые по плану субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в части, его касающейся. Кроме этого, План основных мероприятий включает в себя мероприятия, проводимые руководителем объекта.

План основных мероприятий подписывает председатель объектовой комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности и руководитель органа (структурного подразделения), специально уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны и защиты от ЧС объекта, согласовывает орган, специально уполномоченный решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации ЧС, созданный в составе или при органе местного самоуправления.

26. Для обеспечения готовности объекта к действиям по локализации и ликвидации последствий ЧС заключаются договоры на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создаются собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995 г. № 35, ст. 3503), а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников в соответствии с требованиями приказа МЧС России от 23 декабря 2005 г. № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований» (зарегистрирован в Минюсте России 19.01.2006, регистрационный № 7383).

27. В соответствии постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» на объектах создается локальные системы оповещения, требования к ним определены методическими рекомендациями по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения утвержденных МЧС России 24.12.2002.

28. Имеющиеся на объектах защитные сооружения гражданской обороны в соответствии с требованиями приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (зарегистрирован в Минюсте России 25.03.2003, регистрационный № 4317) при необходимости, должны обеспечивать защиту людей от поражающих факторов при ЧС природного и техногенного характера: катастрофического затопления, аварийно-химических и бактериологических опасных веществ, радиоактивных продуктов и ионизирующих излучений этих продуктов, высоких температур и продуктов горения при пожарах, от обрушения зданий и сооружений при взрывах и землетрясениях.

29. В целях обеспечения бесперебойного функционирования систем электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения, связи необходимо предусматривать их резервирование, обеспечивающее безаварийную работу объекта.

30. Финансирование мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от ЧС осуществляется за счет собственных средств объекта.

31. Для экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения ЧС на объекте заблаговременно создаются резервы финансовых и материальных ресурсов.

Порядок создания и использования резервов финансовых и материальных ресурсов, номенклатура и объем, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются руководителем объекта в зависимости от возможных угроз определенных Планом действий, декларацией промышленной безопасности опасного производственного объекта (декларацией безопасности гидротехнического сооружения, паспортом безопасности опасного объекта).

32. Страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на объекте осуществляется в соответствии требованиями, установленными Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

33. Для предоставления информации о потенциально опасном объекте по запросам граждан и общественных организаций используется «Информационный лист» организации установленной формы, включаемый в состав декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта (при разработке паспортов безопасности потенциально опасного объекта или декларации промышленной безопасности).

IV. Требования по подготовке руководителей

и специалистов потенциально опасных объектов и объектов систем жизнеобеспечения в области защиты от ЧС

34. Подготовка в области защиты от ЧС руководителей и специалистов потенциально опасных объектов и объектов систем жизнеобеспечения, независимо от их организационно-правовой формы, специалистов в области защиты от ЧС осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера».

35. Подготовка в области защиты от ЧС осуществляется путем проведения учебно-методических сборов, семинаров, учений, тренировок, обучения в учебных заведениях повышения квалификации и переподготовки кадров, учебно-тренировочных центрах, центрах подготовки федеральных органов исполнительной власти.

36. МЧС России осуществляет координацию, методическое руководство и контроль за подготовкой в области защиты от ЧС в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера», определяет объем программ, периодичность обучения руководителей и специалистов в области защиты от ЧС.

Финансирование подготовки персонала организации в области защиты от чрезвычайных ситуаций, подготовки и аттестации формирований, а также проведения организациями учений и тренировок осуществляется за счет организаций.

V. Оценка готовности потенциально опасных объектов,

объектов систем жизнеобеспечения к предупреждению и ликвидации

ЧС и достаточности мер по защите населения и территорий

37. В целях установления степени готовности организации, эксплуатирующей потенциально опасные объекты, к предупреждению и ликвидации ЧС и достаточности мер по защите населения и территорий предусмотрена процедура оценки их готовности (далее — оценка готовности объектов).

38. Оценка готовности объектов осуществляется органами государственного надзора и контроля МЧС России с учетом классов опасности объектов, определенных в п.11 настоящих Требований:

объектов 1 класса в случае возможной ЧС федерального характера, зона которой выходит за пределы территории федерального округа – МЧС России;

объектов 1 класса в случае возможной ЧС федерального характера, зона которой не выходит за пределы территории федерального округа и объектов 2 класса – региональными центрами МЧС России;

потенциально опасных объектов 3, 4, 5 и 6 классов – главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации.

39. Проведение оценки готовности объекта предусматривается с периодичностью не реже одного раза в пять лет в ходе комплексных проверок потенциально опасных объектов и объектов систем жизнеобеспеченияпо вопросам предупреждения ЧС. Для проведения оценки допускается привлечение специализированных научно-исследовательских, проектных и других организаций, имеющих соответствующие лицензии.

40. Показатели и порядок оценки готовности потенциально опасных объектов определяются в установленном порядке МЧС России. Обязательными показателями готовности потенциально опасного объекта являются оснащенность объекта средствами предупреждения и локализации ЧС и способность объектовыми силами ликвидировать локальную ЧС, защищенность объекта от опасных природных процессов, наличие системы оповещения о чрезвычайных ситуациях, резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации ЧС, страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта и гидротехнического сооружения.

41. Для оценки готовности объекта эксплуатирующая организация представляет в территориальные органы МЧС России следующие материалы:

план действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера;

паспорт безопасности потенциально опасного объекта или декларацию промышленной безопасности опасного производственного объекта, декларацию безопасности гидротехнического сооружения;

план повышения защищенности потенциально опасных объектов, объектов систем жизнеобеспечения являющихся критически важными объектами;

план подготовки руководящего состава и специалистов по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС;

отчетные материалы о проведении в течение текущего календарного года учений по отработке вопросов ликвидации последствий ЧС на потенциально опасном объекте.

42. По запросу территориального органа МЧС России предоставляются и другие документы, связанные с вопросами предупреждения и ликвидации ЧС на объекте.

43. По результатам оценки готовности организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты, территориальным органом управления МЧС России выдается заключение о готовности потенциально опасного объекта к локализации и ликвидации ЧС и достаточности мер по защите населения и территорий от ЧС (далее – заключение о готовности). Заключение о готовности отражает:

обеспечение выполнения действующего законодательства в области защиты населения и территорий от ЧС;

соблюдение нормативных правовых актов, правил и норм по вопросам защиты населения и территорий от ЧС;

обеспечение готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае возникновения ЧС.

44. Оценка готовности потенциально опасного объекта к локализации и ликвидации ЧС и достаточности мер по защите населения и территорий от ЧС включает в себя:

анализ выполнения требований нормативных документов в области предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера;

анализ полноты выполнения мероприятий, направленных на снижение риска и смягчение последствий возможных ЧС;

проверку выполнения комплекса мероприятий, предусмотренных актами расследования случаев аварий на потенциально опасном объекте;

анализ соответствия Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера существующим нормам и требованиям;

проверку наличия на объекте и работоспособности технических систем предупреждения и локализации ЧС, эффективности систем и средств, исключающих разгерметизацию оборудования и высвобождение потенциально опасных веществ в количестве, способном вызвать возникновение ЧС за пределами территории объекта;

контроль выполнения технических решений по защите людей, технологического оборудования, зданий и сооружений от воздушной ударной волны и продуктов горения, радиоактивного загрязнения, химического заражения, катастрофического затопления;

анализ состояния и характеристик систем обнаружения взрывоопасных концентраций, контроля радиационной и химической обстановки, обеспечивающих оповещение персонала аварийно-спасательных формирований в соответствии с установленными нормативами;

контроль выполнения решений по обеспечению устойчивости пунктов и систем управления производственным процессом, безопасности находящегося в нем персонала и возможности управления процессом в условиях ЧС;

оценка наличия, мест размещения и надежности резервных источников электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, систем связи, обеспечивающих функционирование объекта при ЧС и действия аварийно-спасательных формирований при ликвидации ЧС;

анализ наличия и состояния систем оповещения о ЧС, систем контроля за безопасностью, включая системы по предотвращению постороннего вмешательства в деятельность объекта (по системам физической защиты и охраны объекта);анализ готовности сил и средств к локализации и ликвидации возможной ЧС (укомплектованность личным составом аварийно-спасательных формирований, укомплектованность приборами и оборудованием, подготовка руководящего, производственного персонала и личного состава аварийно-спасательных формирований и готовность к действиям при ЧС);

планирование мероприятий по обеспечению беспрепятственной эвакуации производственного персонала с территории объекта, ввода и передвижения на объекте сил и средств для ликвидации ЧС;

проверку наличия и достаточности резервов финансовых и материальных средств для ликвидации возможной ЧС;

контроль наличия договора страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта, максимального размера застрахованной ответственности за нанесенный ущерб физическим, юридическим лицам и окружающей среде, порядок возмещения ущерба в случае ЧС.

45. Оценка готовности потенциально опасного объекта к локализации и ликвидации ЧС и достаточности мер по защите населения и территории от ЧС может проводиться по инициативе организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект, на основании заявления, оформленного на бланке организации и подписанного его руководителем. К заявлению прилагаются сведения о лицензиях (перечень, дата выдачи, срок действия) на эксплуатацию опасных производственных объектов.

VI. Учёт и установление причин ЧС

46. В целях принятия мер по предупреждению и ликвидации ЧС, все ЧС техногенного характера подлежат учёту и установлению причин их возникновения, а также оценке нанесенного ущерба.

47. Должностные лица организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект, производственная деятельность которой привела к возникновению ЧС, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления обеспечивают сохранность проектной и технической документации, а также по возможности сохранение в неизменном виде технические средства, для установления причин инцидента (аварии), приведшего к ЧС, если указанные действия не препятствуют её ликвидации.

48. В зависимости от класса ЧС формируются соответствующие комиссии по установлению её причин.

Состав комиссии по установлению причин ЧС определяется:

при ЧС локального характера – органом местного самоуправления по месту расположения потенциально опасного объекта или объекта системы жизнеобеспечения в случае, если в результате ЧС имеются пострадавшие среди населения или нарушены условия жизнедеятельности людей. В остальных случаях причины ЧС локального характера, обусловленных авариями, устанавливаются в соответствии с нормативными правовыми документами, утверждаемыми по согласованию с МЧС России специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией;

при ЧС межмуниципального и муниципального характера – решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

при ЧС межрегионального и регионального характера – решением МЧС России.

49. Комиссия приступает к установлению причин незамедлительно после возникновения ЧС. Установление причин ЧС, обусловленной аварией, проводится с учётом материалов технического расследования причин аварии, проведенного в соответствии с нормативными документами, утверждёнными специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. К установлению причин ЧС могут привлекаться по согласованию представители иных федеральных органов исполнительной власти, специализированных научных, проектных, конструкторских организаций, эксперты и представители общественных организаций.

50. При установлении причин ЧС:

производится осмотр места возникновения ЧС, организуется фотографирование, в необходимых случаях видеосъемки, составление схем и эскизов зон ЧС; результаты осмотра зоны ЧС оформляются соответствующим протоколом;

проводится изучение проектной, конструкторской и технологической документации, выясняются обстоятельства, приведшие к развитию аварии и возникновению ЧС;

оцениваются действия руководителей потенциально опасных объектов или объектов систем жизнеобеспечения, должностных лиц органов исполнительной власти по обеспечению безопасной эксплуатации объекта, предупреждению возникновения и развития аварии и связанной с ней ЧС;

осуществляется опрос очевидцев ЧС;

выявляются нарушения требований норм и правил в области защиты населения и территорий от ЧС;

оцениваются действия персонала потенциально опасного объекта или объекта систем жизнеобеспечения по предупреждению ЧС и недопущению её развития, а также действия аварийно-спасательных формирований и служб;

определяется количество людей, попавших в зону ЧС, травмированных и нуждающихся в госпитализации, погибших и пропавших без вести, размер причиненного ущерба, включающего прямые потери, социально-экономические потери, потери из-за неиспользованных возможностей, а также вред, причиненный окружающей среде. Для оценки последствий ЧС в необходимых случаях привлекаются специализированные организации.

51. Для оценки последствий ЧС применяются утверждённые МЧС России или другими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с МЧС России методики определения размера ущерба, который причинён жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате ЧС.

52. Установление причин возникновения ЧС проводится не позднее 10 дней со дня её возникновения. В исключительных случаях, требующих длительного проведения аварийно-спасательных работ и проведения специальных исследований, установление причин ЧС проводится в течение 30 дней.

Материалы по установлению причин ЧС природного и техногенного характера включают:

решение Правительства Российской Федерации, МЧС России, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления о формировании комиссии по установлению причин возникновения ЧС;

акт по установлению причин ЧС, к которому прилагаются:

протокол осмотра места ЧС с необходимыми графическими, фото- и видеоматериалами;

распоряжение председателя комиссии о назначении экспертной комиссии (если в этом есть необходимость) и другие распоряжения, издаваемые председателем комиссии по установлению причин ЧС;

заключение экспертной комиссии об обстоятельствах и причинах ЧС с необходимыми расчетами, графическим материалом и т.п.;

докладные записки должностных лиц, руководителей аварийно-спасательных служб (формирований) о ходе ликвидации ЧС;

результаты опроса очевидцев, а также докладные записки должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления;

расчёт размера причинённого ущерба, подписываемый председателем комиссии;

другие материалы, характеризующие ЧС.

53. Комиссия, проводившая установление причин ЧС, не позднее трёх дней после окончания расследования организует в соответствии с установленным порядком рассылку материалов по установлению причин ЧС.»

Начало проведения экспертизы: 28 ноября 2012 года

Окончание проведения экспертизы: 10 декабря 2012 года

www.mchs.gov.ru