Приказ минпромторга 1618 от 01112012

Оглавление:

Lawfirm.ru: Пресс-релизы

Утверждены критерии инновационности и высокотехнологичности продукции для целей планирования закупок по Закону N 223-ФЗ

Автор: Попова С.,
Организация: Компания «КонсультантПлюс»
www.consultant.ru
Дата публикации: 03.04.2013

Приказ МЧС России от 14.12.2012 N 768 «Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции»;

Приказ Минобрнауки России от 01.11.2012 N 881 «Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции»;

Приказ Минпромторга России от 01.11.2012 N 1618 «Об утверждении критериев отнесения товаров, работ и услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции по отраслям, относящимся к установленной сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации»

В марте 2013 г. вступили в силу Приказы Минобрнауки и МЧС России, которыми установлены критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции отдельными видами юридических лиц. 31 марта 2013 г. начнет действовать аналогичный Приказ Минпромторга России (далее совместно — Приказы).

Принятие данных документов связано среди прочего с тем, что в соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ) заказчики обязаны планировать закупки инновационной и высокотехнологичной продукции на более длительный срок, чем закупки обычной продукции. Так, с 1 января 2013 г. до 1 января 2015 г. заказчик обязан составлять план таких закупок на три года, а после 1 января 2015 г. — на срок от пяти до семи лет. При этом минимальный срок, на который осуществляется планирование закупок иной продукции, составляет один год. Кроме того, заказчики должны размещать информацию о планах закупок указанной продукции на сайте www.zakupki.gov.ru.

В соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона N 223-ФЗ критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и (или) высокотехнологичной продукции должны устанавливаться федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Однако до недавнего времени такие критерии не были установлены. Ввиду этого у заказчиков могли возникать трудности при планировании закупок.

С утверждением Приказов такие критерии установлены, в частности, в сферах промышленности, внешней и внутренней торговли, гражданской обороны, обеспечения пожарной безопасности, образования, науки, научно-технической деятельности. Обратим внимание, что конкретные критерии зависят от отрасли экономики, в которой производятся закупаемые товары, выполняются работы или оказываются услуги.

В соответствии с Приказом Минобрнауки России для отнесения продукции к инновационной товары, работы, услуги должны одновременно удовлетворять ряду критериев, в числе которых следующие:

— внедрение товаров, работ, услуг. Под этим может пониматься как то, что такой товар (работа, услуга) уже внедрены в одной или нескольких отраслях промышленности, так и то, что они носят прикладной характер и имеют практическое применение;

— наукоемкость товаров, работ, услуг;

— планируемый положительный экономический эффект реализации товаров, работ, услуг.

К высокотехнологичной продукции Минобрнауки России относит товары, работы, услуги, которые соответствуют приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в РФ, утвержденным соответствующим Указом Президента РФ от 07.07.2011 N 899. Среди этих направлений, например, информационно-телекоммуникационные системы, энергоэффективность, энергосбережение.

Кроме того, такие товары, работы, услуги должны обладать одним из следующих признаков высокотехнологичности:

— их изготавливают, выполняют или оказывают предприятия наукоемких отраслей экономики;

— они производятся, выполняются, оказываются с использованием новейших образцов технологического оборудования, технологических процессов и технологий;

— в их изготовлении, выполнении или оказании участвует высококвалифицированный специально подготовленный персонал.

В Приказе МЧС России установлены практически аналогичные критерии. Отличие заключается в том, что такой критерий, как соответствие приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в РФ, отнесен к критериям инновационности, а не высокотехнологичности. Впрочем, это не влечет каких-либо правовых последствий для заказчиков, поскольку планирование закупок как инновационной, так и высокотехнологичной продукции осуществляется одинаково.

Иным образом инновационная и высокотехнологичная продукция определена в Приказе Минпромторга России. В соответствии с ним для признания продукции инновационной она должна соответствовать не всем, а хотя бы одному из перечисленных в Приказе критериев. Уже в этом случае заказчику придется осуществлять долгосрочное планирование закупок такой продукции. Напротив, для признания продукции высокотехнологичной она должна одновременно соответствовать всем перечисленным в данном Приказе критериям. Отметим, что критерии высокотехнологичности, определенные Минпромторгом России, полностью совпадают с утвержденными МЧС России.

lawfirm.ru

Критерии инновационной продукции

В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» определено, что «критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности».
В настоящее время уже три федеральных ведомства разработали нормативно-правовые акты устанавливающие критерии инновационной и высокотехнологичной продукции (товаров, работ, услуг).

Данными документами являются:

  • Приказ Минпромторга России от 01.11.2012 № 1618«Об утверждении критериев отнесения товаров, работ и услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции по отраслям, относящимся к установленной сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации».
  • Приказ Минобрнауки России от 01.11.2012 № 881 «Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции».
  • Приказ МЧС России от 14.12.2012 № 768 «Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции».
  • Проведем анализ критериев отнесения продукции к инновационной и высокотехнологичной, содержащихся в данных нормативно-правовых актах.
    В приказе МЧС России от 14.12.2012 № 768 определены пять критериев инновационной продукции:
    Первый критерий, это «соответствие назначения товара, работы, услуги приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечню критических технологий, утвержденных Президентом Российской Федерации», утверждённых Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации».
    Второй критерий, научно-техническая новизна товаров, работ, услуг.
    Третий критерий, необходимость внедрение продукции в одну или несколько отраслей промышленности, а при прикладном характере продукции, необходимо наличие её практического применения.
    Четвертый критерий, экономическая эффективность реализации продукции.
    Пятый критерий, наукоёмкость продукции.
    Каждый из выше указанных критериев содержит ряд признаков. В соответствии с приказом МЧС России от 14.12.2012 № 768 продукция считается инновационной, если соответствует одновременно хотя бы одному признаку по каждому из критериев.
    Проводя анализ данного нормативно-правового акта необходимо отметить положительный момент, что в целях стимулирования инновационного сектора экономики под инновационными товарами, работами, услугами понимается продукция, отвечающая приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники и перечню критических технологий в Российской Федерации, что соответствует приоритетным задачам развития национальной экономики.
    Однако необходимо выделить ряд недостатков данного документа.
    Во-первых, заказчик будет нести значительные материальные издержки, связанные с привлечением специалистов и проведения исследования на предмет соответствия продукции критериям инновационности, так как самостоятельно определить научно-техническую новизну товара, его экономическую эффективность и наукоемкость смогут лишь единицы заказчиков обладающих соответствующей материально-технической и аналитической базой.
    Во-вторых, в критерии «внедрения инновационных товаров, работ, услуг» указано, что если продукция носит прикладной характер, то должна иметь практическое применение или же продукция должна быть внедрена в одну из отраслей промышленности. Данный критерий делает невозможным использование закупок государственного сектора экономики как инструмента вывода на рынок ранее не производимых инновационных товаров, которые самостоятельно без поддержки государства производить на начальном этапе не в состоянии в виду больших издержек.

    Высокотехнологичной продукцией признаются товары, работы, услуги, если удовлетворяют хотя бы одному из следующих признаков:

  • продукция изготавливается предприятиями наукоемких отраслей;
  • продукция изготавливается с использованием новейших образцов технологического оборудования, технологических процессов и технологий;
  • продукция изготавливается с участием высококвалифицированного, специально подготовленного персонала.
  • Однако при реализации данной нормы отнесения продукции к высокотехнологичной и предприятий к наукоемкой отрасли возможны правовые коллизии, так как законодательно не закреплен перечень отраслей, относящихся к наукоемким.
    Кроме того в соответствии с Приказом Росстата от 28.02.2013 № 81 «Об утверждении методики расчета показателей «Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте» и «Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте субъекта Российской Федерации», на основании письма Министерства экономического развития Российской Федерации № 2698-АК/ДОЗи от 18.02.2013, утвержден перечень видов экономической деятельности, включаемых в состав группы высокотехнологичных и наукоемких отраслей.
    В соответствии с данным перечнем выделяют четыре вида высокотехнологичных вида деятельности: производство фармацевтической продукции; производство офисного оборудования и вычислительной техники; производство электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи; производство медицинских изделий; средств измерений, контроля, управления и испытаний; оптических приборов, фото- и кинооборудования, часов; производство летательных аппаратов, включая космические.
    Выделяют также три наукоемкие отрасли: научные исследования и разработки, образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг.
    Также в соответствии с Приказом Росстата от 28.02.2013 № 81 существует международная классификация, включающая 5 видов высокотехнологичных видов деятельности (на основе ОКВЭД), 5 видов среднетехнологичных (высокого уровня) видов деятельности и порядка 19 видов наукоемких видов деятельности.
    На основании вышеизложенного во избежание не однозначного трактовки нормативных актов необходимо законодательно утвердить перечень наукоемких отраслей применительно для реализации 223-ФЗ. Также необходимо законодательно установить критерии отнесения к категориям «новейшее технологического оборудования, новейший технологический процесс и технология».
    В соответствии с приказом Минобрнауки России от 01.11.2012 № 881 инновационная продукция должна соответствовать совокупности четырех критериев:

    1. Научно-техническая новизна
    2. Внедрение товаров, работ, услуг
    3. Экономический эффект реализации товаров, работ, услуг
    4. Наукоемкость товаров, работ, услуг
    5. В отличии от требования МЧС в Минобрнауки не предъявляется требование соответствовать инновационной продукции приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечню критических технологий, однако предъявляют данное требование к высокотехнологичной продукции.
      Критерии отнесения продукции к высокотехнологичной в приказе Минобрнауки совпадают с критериями, предъявляемыми МЧС.
      Однако в приказе Минобрнауки России от 01.11.2012 № 88, в отличии от приказа МЧС России от 14.12.2012 № 768, не указано какому количеству признаков того или иного критерия должна соответствовать инновационная и высокотехнологичная продукция.
      В приказе Минпромторга России от 01.11.2012 № 1618 указывается 10 критериев инновационности продукции, однако в своей совокупности они являются тождественными критериям, указанным в приказе Минобрнауки России от 01.11.2012 № 88.
      Анализируя нормы приказа Минпромторга можно сделать вывод, что подход Минпромторга является более «мягким» к определению инновационности, чем у МЧС или Минобрнауки, так как инновационным признается продукция соответствующая хотя бы одному из 10 критериев указанных в приказе. В свою очередь критерии высокотехнологичности товаров, работ, услуг совпадает с критериями установленными МЧС и Минобрануки, однако в отличие от требований МЧС в приказе Минпромторга указано, что высокотехнологичная продукция должна соответствовать совокупности приведенных критериев. Также в приказе Минпромторга России от 01.11.2012 № 1618 не указана необходимость соответствия инновационной, высокотехнологичной продукции приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации или перечню критических технологий Российской Федерации.

      Для стимулирования инновационной деятельности с использованием потенциала Федерального закона №223-ФЗ необходимо:

    6. Выработать законодательно единые критерии инновационности продукции. Данные критерии в нормативно-правовых актах МЧС РФ, Минпроторга РФ и Минобрнауки РФ практически идентичны.Однако отсутствие ЕДИНЫХ критериев может ограничить конкуренцию при проведении закупок, так как в соответствие с п.4 ст. 3 Федеральный закон №223-ФЗ предполагает следующий принцип при закупке товаров, работ, услуг — это «отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки». До тех пор пока не выработаны единые законодательные требования экспертиза АО «Регистра интеллектуальной промышленной собственности» руководствуется только критериями одобренными ВОИС и принятыми при проведении экспертизы заявок на изобретения, полезные модели Роспатентом. Критерием отнесения продукции к инновационной является для целей РИПС наличие в продукции охраняемых объектов интеллектуальной промышленной собственности зарегистрированных любым национальным патентным ведомством.
    7. Вывод на рынок закупок, регулируемых 223-ФЗ, ранее не производимой инновационной и высокотехнологичной продукции производить на основе учета продукции включенной в Реестр инновационной продукции.
    8. Из-за невозможностии большинства заказчиков, по причине отсутствия необходимой научной, материально-технической и аналитической базы, провести исследования продукции на предмет соответствия продукции критериям инновационности, научно-технической новизны, экономической эффективности и наукоемкости, целесообразно формировать Реестр инновационной и высокотехнологичной продукции на базе этих критериев после утверждения этих критериев на законодательном уровне. В Реестре для целей применния №223-ФЗ должен содержаться перечень предприятий выпускающих инновационную продукцию
    9. Предусмотреть направление материалов на включение продукции и предприятий в Реестр инновационной продукции, как самостоятельно напрямую, так и через созданные в субъектах Российской Федерации территориальные органы, которые смогут помочь в формировании портфеля документов для включения в Реестр, так и провести первичную экспертную оценку инновационности и высокотехнологичности продукции.
    10. Формировать нескольких планов закупок инновационной продукции в зависимости от жизненного цикла инновационных товаров (ориентировочно на 3 года, 5 лет, 7 лет). Для этого необходимо определить жизненный цикл инновационных товаров, работ, услуг в соответствии классификацией (ОКДП, ОКВЭД и т.д.)
    11. Включить обязательный критерий для определения инновационности продукции, соответствие её назначения приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечню критических технологий, утвержденных Президентом Российской Федерации, утверждённых Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации».
    12. Данные изменения позволят использовать потенциал Федерального закона №223-ФЗ для стимулирования инновационной деятельности, как поставщиков, так и заказчиков, что позволит наиболее полно удовлетворять потребности общества и государства.

      patent.su

      Какую продукцию можно отнести к инновационной для включения ее в планы закупки заказчиков?

      МСП отвечает на вопросы по теме имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

      — Какую продукцию можно отнести к инновационной для включения ее в планы закупки заказчиков?

      — В соответствии с ч. 3.3 ст. 4 от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» план закупки товаров, работ, услуг конкретных заказчиков, определенных Правительством Российской Федерации (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.11.2015 № 2258-р), должен содержать перечень инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, закупаемой у субъектов малого и среднего предпринимательства в годовом объеме, определяемом Правительством Российской Федерации.

      Критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» с учетом утвержденных Президентом Российской Федерации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечнем критических технологий Российской Федерации (утвержденных указом Президента Российской Федерации от 07.07.2011 № 899).

      Необходимо отметить, что соответствующие критерии установлены, в частности:

      — приказом Минэнерго России от 25.12.2015 № 1026 «Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции»;

      — приказом Минтранса России от 25.08.2015 № 261 «Об утверждении Критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции»;

      — приказом Минсельхоза России от 18.08.2014 № 323 «Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции»;

      — приказом Минкомсвязи России от 10.10.2013 № 286 «Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции»;

      — приказом МЧС России от 14.12.2012 № 768 «Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции»;

      — приказом Минпромторга России от 01.11.2012 № 1618 «Об утверждении критериев отнесения товаров, работ и услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции по отраслям, относящимся к установленной сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации»;

      — приказом Минздрава России от 31.07.2013 № 514н «Об утверждении Критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции»;

      — приказом Минобрнауки России от 01.11.2012 № 881 «Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции»;

      — приказом ФМС России от 15.04.2014 № 330 «Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции».

      В соответствии с данными нормативными правовыми актами для отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции применяются в том числе критерии:

      — внедрения товаров, работ, услуг;

      — экономического эффекта реализации товаров, работ, услуг;

      — наукоемкости товаров, работ, услуг;

      — высокотехнологичности товаров, работ, услуг;

      — соответствия приоритетным направлениям развития науки, технологий Российской Федерации и техники в Российской Федерации (данные приоритетные направления, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 07.07.2011 № 899, включают в себя направление энергоэффективности и энергосбережения).

      В целях определения возможности отнесения продукции к инновационной и включения такой продукции в планы закупки товаров, работ, услуг конкретных заказчиков предлагаем в установленном порядке обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий деятельность в соответствующей сфере и утвердивший вышеуказанные критерии плана закупки товаров, работ, услуг конкретных заказчиков.

      tass.ru

      Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) от 1 ноября 2012 г. N 1618 г. Москва «Об утверждении критериев отнесения товаров, работ и услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции по отраслям, относящимся к установленной сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации»

      Зарегистрирован в Минюсте РФ 11 марта 2013 г.

      Регистрационный N 27584

      В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30 (ч. 1), ст. 4571) приказываю:

      утвердить прилагаемые критерии отнесения товаров, работ и услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции по отраслям, относящимся к установленной сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

      Министр Д. Мантуров

      Критерии отнесения товаров, работ и услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции

      I. Критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции

      1. Потребительские свойства (в том числе функциональные характеристики) товара являются новыми и (или) превосходят потребительские свойства (в том числе функциональные характеристики) ранее производимых товаров.

      2. При производстве товара используются впервые внедренные результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

      3. Потребительские свойства товара являются улучшенными по сравнению с имеющимися аналогами или, в отсутствие прямых аналогов, имеются качественно новые потребительские (функциональные) характеристики, в том числе повышающие конкурентоспособность товара, или новый способ применения товара, позволяющий расширить область его использования.

      4. При производстве товара используются только новое или модернизированное технологическое оборудование, технологические процессы или технологии, ранее не применяемые при производстве данного товара, или новых материалов, позволяющие улучшить технико-экономические, конкурентоспособные, эргономические, потребительские и иные показатели производимого товара.

      5. При выполнении работы и оказании услуги используются впервые внедренные результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, которые ранее не использовались при выполнении аналогичных работ и оказании аналогичных услуг.

      6. Выполнение работы и оказание услуги связано с изменениями в производственном процессе, использованием нового или модернизированного производственного оборудования и/или программного обеспечения, новых технологий.

      7. Работа выполняется и оказывается услуга в области, в которой ранее аналогичная работа и услуга не применялись.

      8. Работа и услуга являются новой, ранее не выполнявшейся и не оказывавшейся.

      9. При использовании в производстве товара, выполнении работы, оказании услуги результатов интеллектуальной деятельности, подлежащих правовой охране.

      10. При использовании в производстве товара, выполнении работы, оказании услуги новых научно-технических, конструктивных или (и) технологических решений.

      II. Критерии отнесения товаров, работ, услуг к высокотехнологичной продукции

      11. Товар, работа, услуга соответственно изготавливается, выполняется и оказывается предприятиями наукоемких отраслей.

      12. Товар, работа и услуга соответственно производится, выполняется и оказывается с использованием новейших образцов технологического оборудования, технологических процессов и технологий.

      13. Товар, работа, услуга соответственно производится, выполняется и оказывается с участием высококвалифицированного, специально подготовленного персонала.

      Инновационной продукцией признается товар, работа и услуга при соответствии одному или нескольким критериям, указанным в пунктах 1-10.

      Высокотехнологичной продукцией признается товар, работа и услуга при соответствии всем критериям, указанным в пунктах 11-13.

      rg.ru

      Доброго времени суток, уважаемые юристы!

      Вопрос касается отнесения продукции к категории инновационной. Мне нужно в Положении написать по каким критериям мы определяем, что данная продукция является инновационной. На сегодняшний день действуют 6 приказов Министерств РФ, каждое из которых описывает свои критерии отнесения продукции к инновационной.

      По какому принципу действуют данные приказы: есть описание сферы деятельности — вопрос чего? компании или этот описание относится к закупаемому товару?

      те. мне нужно рассматривать сферу действия самой компании, согласно описанию, и потом уже смотреть критерии; или нужно сначала соотнести закупаемую продукцию под описание того или иного Министерства и потом уже определять относится ли эта продукция к категории инновационной?

      Надеюсь расписала подробно и понятно. Жду Ваших уточнений и ответов.

      09 Ноября 2015, 10:00 Анна, г. Москва

      Ответы юристов (13)

      В Вашем случае всё зависит от того, в какой именно сфере будет производиться Ваша продукция. Наиболее свежие критерии выведены Министерством транспорта.

      МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      от 25 августа 2015 г. № 261

      ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КРИТЕРИЕВ

      ОТНЕСЕНИЯ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ К ИННОВАЦИОННОЙ

      ПРОДУКЦИИ И (ИЛИ) ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОДУКЦИИ ДЛЯ
      ЦЕЛЕЙ

      В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от
      18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными
      видами юридических лиц» (Собрание законодательства Российской Федерации,
      2011, № 30 (ч. I), ст. 4571, № 50, ст. 7343; 2012, № 53 (ч. I), ст. 7649; 2013,
      № 23, ст. 2873, № 27, ст. 3452, № 51, ст. 6699, № 52 (ч. I), ст. 6961; 2014, №
      11, ст. 1091; 2015, № 1 (ч. I), ст. 11, № 27, ст. 3947, 3950, 4001, № 29 (ч.
      I), ст. 4375) приказываю:

      1. Утвердить прилагаемые Критерии отнесения товаров, работ,
      услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей
      формирования плана закупки такой продукции.

      2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на
      заместителя Министра А.С. Цыденова.

      приказом Минтранса
      России

      от 25 августа 2015
      г. № 261

      ФОРМИРОВАНИЯ ПЛАНА ЗАКУПКИ ТАКОЙ ПРОДУКЦИИ

      1. К инновационной продукции относятся товары, работы,
      услуги, удовлетворяющие следующим критериям:

      1.1. Соответствие приоритетным направлениям развития науки,
      технологий и техники Российской Федерации.

      Данный критерий характеризуется соответствием назначения
      товара, работы, услуги приоритетным направлениям развития науки, технологий и
      техники в Российской Федерации и перечню критических технологий Российской
      Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 2011
      г. № 899 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 28, ст.
      4168).

      1.2. Научно-техническая новизна.

      1.2.1. Данный критерий в отношении
      товаров характеризуется следующими признаками:

      характеристики товаров по функциональному назначению,
      конструктивному выполнению, составу применяемых материалов и компонентов,
      области использования являются принципиально новыми или существенно отличаются
      от характеристик ранее произведенного аналогичного товара;

      при производстве товара используются впервые внедренные
      результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических
      работ;

      потребительские свойства товара являются улучшенными по
      сравнению с имеющимися аналогами, или в отсутствие прямых аналогов имеются качественно
      новые потребительские (функциональные) характеристики, в том числе повышающие
      конкурентоспособность товара, или выявлен новый способ применения товара,
      позволяющий расширить область использования такого товара;

      товар, выпуск которого основан только на применении нового
      или модернизированного технологического оборудования, технологических процессов
      или технологий, в том числе впервые внедренных результатов
      научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, ранее
      не применяемых при производстве данного товара, или новых материалов,
      позволяющих значительно улучшить технико-экономические, конкурентоспособные,
      эргономические, потребительские и иные показатели производимого товара.

      1.2.2. Данный критерий в отношении работ, услуг характеризуется
      следующими признаками:

      выполнение работ, оказание услуг связаны с изменениями в
      производственном процессе, использованием нового или модернизированного
      производственного оборудования и (или) программного обеспечения, новых
      технологий;

      работы, услуги являются принципиально новыми, ранее не
      выполнялись, не оказывались;

      работы, услуги выполняются, оказываются в области, в
      которой ранее аналогичные работы, услуги не применялись.

      1.3. Внедрение товара, работы, услуги.

      Данный критерий характеризуется следующими признаками:

      товар, работа, услуга носят прикладной характер, имеют
      практическое применение;

      товар, работа, услуга внедрены в одной или нескольких
      отраслях промышленности.

      1.4. Экономический эффект реализации товаров, работ, услуг.

      Данный критерий характеризуется планируемым положительным
      экономическим эффектом реализации товаров, работ, услуг.

      1.5. Наукоемкость товаров, работ, услуг.

      Данный критерий характеризуется использованием при
      производстве товара, выполнении работ, оказании услуг высококвалифицированного
      интеллектуального труда, результатов интеллектуальной деятельности, подлежащих
      правовой охране, и (или) новых научно-технических, конструктивных или (и)
      технологических решений.

      2. К высокотехнологичной продукции относятся товары, работы,
      услуги, удовлетворяющие совокупности следующих критериев:

      2.1. Товар, работа, услуга изготавливаются, выполняются,
      оказываются предприятиями наукоемких отраслей экономики.

      2.2. Товар, работа, услуга производятся, выполняются,
      оказываются с использованием новейших образцов технологического оборудования,
      технологических процессов и технологий.

      2.3. Товар, работа, услуга производятся, выполняются,
      оказываются с участием высококвалифицированного, специально подготовленного
      персонала.

      Есть вопрос к юристу?

      Анна, добрый день! Приказов Министерств 8, все приняты со ссылкой на ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ
      «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

      Ст. 4
      4. Критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» с учетом утвержденных Президентом Российской Федерации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечнем критических технологий Российской Федерации.

      В Положении укажите, что закупаемая продукция относится к инновационной в случае, если она соответствует критериям, установленным соответствующими правовыми актами уполномоченных органов исполнительной власти РФ, принятыми в соот. с ч. 4 ст. 4 ФЗ от 18.07.2011 N 223-ФЗ

      . Либо что закупаемая продукция относится к инновационной в случае, если она соответствует критериям, установленным (перечислить конкретные приказы Министерств), не ошибетесь в этом случае.

      Соответственно если вы будете производить продукцию в иной сфере, то и критерии будут в соответствии с приказом того или иного министерства, поскольку этот момент регулируется не законодательством, а именно подзаконными актами в соответствующей сфере деятельности

      В Госдуму внесен проект Федерального закона N 915716-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в котором предлагается дополнить Закон N 223-ФЗ едиными критериями отнесения товаров, работ, услуг к категориям инновационной и (или) высокотехнологичной продукции.

      Дата вступления в силу положения о необходимости включать раздел о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства в план закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, не определена.

      Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона от 29.06.2015 N 156-ФЗ данное положение вступает в силу с 1 ноября 2015 г. Однако в п. 3 указанной статьи предусмотрен иной срок — с 1 января 2016 г.

      В соответствии с изменениями, внесенными в Закон N 223-ФЗ Федеральным законом от 29.06.2015 N 156-ФЗ, с 1 января 2016 г. Правительство РФ будет уполномочено утверждать перечень заказчиков, к которым будут предъявляться дополнительные требования по осуществлению закупок инновационной и высокотехнологичной продукции, в частности, у субъектов малого и среднего предпринимательства.

      С уважением А.Э.С.

      Здравствуйте, Анна. Давайте не будем вслепую рассуждать. Напишите пожалуйста сферу деятельности компании, желательно указать открытые у вас ОКВЭДы и опишите продукцию.

      деятельность компании — федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса». коды деятельности: основной 72.40; дополнительные 22.25; 22.22; 74.20.14;74.40; 22.11.2; 74.20.32; 72.20; 73.20; 72.30; 74.83; 74.84; 74.14; 72.50; 22.15; 22.23; 72.60; 74.13.1; 22.13; 74.20.34; 72.10; 73.10; 22.33; 92.40.

      основная деятельность связана со сбором и обработкой информации о деятельности субъектов ТЭК РФ. те это информация о добыче, переработке и транспортировке углеводородов и предоставление этой информации в вышестоящие органы.

      09 Ноября 2015, 10:30

      Светлана, что значит «свежие»? Каждое министерство в своей сфере критерии устанавливает.

      По какому принципу действуют данные приказы: есть описание сферы деятельности — вопрос чего? компании или этот описание относится к закупаемому товару?
      Анна

      Описание относится к закупаемому товару.

      те. мне нужно рассматривать сферу действия самой компании, согласно описанию, и потом уже смотреть критерии; или нужно сначала соотнести закупаемую продукцию под описание того или иного Министерства и потом уже определять относится ли эта продукция к категории инновационной?
      Анна

      Вам нужно сначала определить, к какой отрасли относится продукция (медицина, промышленность, транспорт, торговля и т.д.), а затем уже по критериям конкретного министерства определять, инновационная она или нет.

      Так а продукцию какую вы собираетесь закупать?

      разную — «железо» — сервер, рабочие станции; ДМС, питьевая вода, услуги связи (интернет, мобильная связь), подписка на данные из агентств, страховка авто, аренда помещений и тд.

      09 Ноября 2015, 10:48

      Считаю, что в Вашем случае руководствоваться следует приказом Минобрнауки России от 01.11.2012 № 881.

      В соответствии с приказом Минобрнауки России от 01.11.2012 № 881 инновационная продукция должна соответствовать совокупности четырех критериев:
      1. Научно-техническая новизна
      2. Внедрение товаров, работ, услуг
      3. Экономический эффект реализации товаров, работ, услуг
      4. Наукоемкость товаров, работ, услуг

      Уточнение клиента

      Добрый день, Светлана!

      А под Минсвязи мы не подходим? наша деятельность в больше степени связана с информацией.

      09 Ноября 2015, 10:46

      Можете руководствоваться и критериями Минсвязи. Тем более что если анализировать эти критерии комплексно, то можно проследить, что по сути они являются общими, то есть и там, и там они одинаковы. Принципиального различия нет

      В законодательстве нет четкого определения понятия инновационной продукции, понятие инновационной продукции дается в научной среде, так же каждое министерство относит продукцию к инновационной в зависимости от сферы деятельности, если ваша сфера деятельности это информация, то скорее всего вам подойдет следующий приказ.

      Добрый день, Светлана! А под Минсвязи мы не подходим? наша деятельность в больше степени связана с информацией.
      Анна

      МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
      РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      ПРИКАЗ
      от 10 октября 2013 г. N 286

      ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КРИТЕРИЕВ
      ОТНЕСЕНИЯ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ К ИННОВАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ
      И (ИЛИ) ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОДУКЦИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ
      ФОРМИРОВАНИЯ ПЛАНА ЗАКУПКИ ТАКОЙ ПРОДУКЦИИ

      В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4571; N 50, ст. 7343; 2012, N 53, ст. 7649; 2013, N 23, ст. 2873; N 27, ст. 3452) приказываю:
      1. Утвердить прилагаемые критерии отнесения товаров, работ и услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции по отраслям, относящимся к установленной сфере деятельности Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
      2. Направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

      Приложение
      к приказу Министерства связи
      и массовых коммуникаций
      Российской Федерации
      от 10.10.2013 N 286

      КРИТЕРИИ
      ОТНЕСЕНИЯ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ К ИННОВАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ
      И (ИЛИ) ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОДУКЦИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ
      ФОРМИРОВАНИЯ ПЛАНА ЗАКУПКИ ТАКОЙ ПРОДУКЦИИ

      К инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции относятся товары, работы и услуги, удовлетворяющие следующим критериям:
      1. Научно-техническая новизна.
      1.1. Данный критерий в отношении товаров характеризуется следующими признаками:
      характеристики товаров (по функциональному назначению, конструктивному выполнению, составу применяемых материалов и компонентов, области использования) являются принципиально новыми или существенно отличаются от характеристик ранее произведенного аналогичного товара;
      потребительские свойства товара являются улучшенными по сравнению с имеющимися аналогами или, в отсутствие прямых аналогов, имеются качественно новые потребительские (функциональные) характеристики, в том числе повышающие конкурентоспособность товара, или выявлен новый способ применения товара, позволяющий расширить область использования такого товара;
      товар, выпуск которого основан только на применении нового или модернизированного технологического оборудования, технологических процессов или технологий, ранее не применяемых при производстве данного товара, или новых материалов, позволяющих значительно улучшить технико-экономические, конкурентоспособные эргономические, потребительские и иные показатели производимого товара.
      1.2. Данный критерий в отношении работ и услуг характеризуется следующими признаками:
      выполнение работ, оказание услуг связаны с существенными изменениями в производственном процессе, использованием нового или модернизированного производственного оборудования и (или) программного обеспечения, новых технологий;
      работы, услуги являются принципиально новыми, ранее не выполнявшимися, оказывавшимися;
      работы, услуги выполняются, оказываются в области, в которой ранее аналогичные работы, услуги не применялись.
      2. Экономический эффект реализации товаров, работ, услуг.
      Данный критерий характеризуется эффективностью освоения инновации, величиной спроса, рентабельностью, а также планируемым положительным экономическим эффектом реализации товаров, работ, услуг, обеспечивающим экономию временных и (или) материальных затрат или создающим условия для такой экономии.
      3. Наличие защиты патентных прав (если применимо).
      Данный критерий применяется в случае использования при производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и характеризуется наличием соответствующих патентов на вышеуказанные результаты интеллектуальной деятельности.

      Перечень приказов определяющих критерии инновационности, можете выбрать сами в зависимости от вида продукции

      1. Приказ Минпромторга России от 01.11.2012 N 1618 «Об утверждении критериев отнесения товаров, работ и услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции по отраслям, относящимся к установленной сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации».
      2. Приказ Минобрнауки России от 01.11.2012 N 881 «Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции».
      3. Приказ МЧС России от 14.12.2012 N 768 «Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции».
      4. Приказ Минздрава России от 31.07.2013 N 514н «Об утверждении Критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции».
      5. Приказ Минкомсвязи России от 10.10.2013 N 286 «Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции».
      6. Приказ ФМС России от 15.04.2014 N 330 «Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции».

      Критерии находятся в зависимости от той отрасли, в которой будет закупаться продукция. Вообще вам бы больше всего подошел Приказ Минэнерго. Но у этого министерства пока есть только проект такого приказа: Проект Приказа Минэнерго России «Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции для целей формирования планов закупки такой продукции организациями в сфере топливно-энергетического комплекса» (по состоянию на 01.06.2015).

      Поэтому рекомендую руководствоваться Приказом Минпромторга России от 01.11.2012 N 1618, поскольку все же базовой отраслью для ТЭК является топливная промышленность. Причем раньше (до 2008 г.) существовало объединенное Министерство промышленности и энергетики, а только в 2008 г. оно поделилось на 2 отдельных.

      Ищете ответ?
      Спросить юриста проще!

      Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

      pravoved.ru