Приказ на результат инвентаризации

Проведение инвентаризации и оформление ее результатов. Пример

Обновление: 13 февраля 2017 г.

​Образец приказа об утверждении результатов инвентаризации

Инвентаризация является одним из инструментов контроля организации за своими ценностями и обязательствами. Инвентаризация проводится на предприятии ежегодно для корректировки сведений учета. Проведение инвентаризации и оформление ее результатов утверждаются приказами руководителя организации.

Порядок проведения инвентаризации

Регламент осуществления инвентаризации утвержден Методическими указаниями по инвентаризации (утверждены Приказом Минфина № 49 от 13.06.1995). Обязательность проведения инвентаризации ежегодно устанавливается Федеральным законом «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011. Правила проведения инвентаризации и оформления ее результатов устанавливаются в каждой организации самостоятельно и фиксируются приказами директора.

Инвентаризация – это процедура ревизии имеющихся у предприятия имущества, ценностей, обязательств и сравнения с данными бухгалтерского учета. Итоги инвентаризации позволяют корректировать учетные сведения и налоговые обязательства. Выявление результатов инвентаризации происходит в несколько этапов.

Первоначально руководитель организации объявляет о начале проведения инвентаризации на предприятии и утверждает комиссию по инвентаризации. В состав комиссии могут входить:

  • члены администрации, представители руководства организации;
  • главный бухгалтер, его заместитель, бухгалтер по определенному участку на предприятии;
  • другие работники организации, являющиеся специалистами в отдельных сферах (например, юрист, работник финансового отдела и др.).

В состав комиссии не включаются лица, ответственные материально, однако они присутствуют при осуществлении ревизии. Комиссия по инвентаризации должна состоять не менее чем из двух человек. На нее будет возложена обязанность по оформлению итогов инвентаризации.

Перед осуществлением ревизии комиссия должна располагать последними приходными и расходными документами. Они позволяют зафиксировать остатки до начала инвентаризации. Расписки лиц, ответственных материально, фиксируют сдачу всех расходных и приходных документов в бухгалтерию и означают, что ценности, за которые они несли ответственность, оприходованы, а выбывшие из пользования – списаны.

В ходе своей деятельности комиссия исследует обозначенные руководителем имущество и обязательства.

Оформление результатов инвентаризации

По итогам инвентаризации комиссия заносит полученные в ходе процедуры сведения в инвентаризационные описи (акты). Засвидетельствовать информацию, отраженную в актах (описях), обязаны лица, ответственные материально. Так они подтверждают свое присутствие при осуществлении ревизии.

Для анализа результатов инвентаризации сведения, полученные в ходе инвентаризации, сличаются с данными бухгалтерского учета. В случае обнаружения недостач или выявления излишков заполняется сличительная ведомость. Она фиксирует расхождения, обнаруженные в ходе ревизии, в нее вносят данные по имуществу или обязательствам, по которым есть расхождения. Для подведения итогов инвентаризации по каждому из исследуемых участков существует установленная форма описи и ведомости (например, инвентаризационная опись основных средств ИНВ-1 и сличительная ведомость инвентаризации основных средств ИНВ-18 ).

После сравнения данных инвентаризации и бухгалтерского учета проводится заседание комиссии по инвентаризации. В ходе заседания происходит определение результатов инвентаризации, предлагаются варианты урегулирования обнаруженных неточностей. Итогом собрания является протокол. Факт отсутствия расхождений либо их наличие и способы отражения в учете фиксируются в ведомости учета результатов. Рекомендованная форма ведомости ИНВ-26 установлена Постановлением Госкомстата от 27.03.2000 № 26.

Протокол и ведомость передаются руководителю организации. По итогам их рассмотрения будет принято окончательное решение.

Приказ по результатам инвентаризации (образец)

Руководитель предприятия рассматривает акты инвентаризации, сличительные ведомости, протокол заседания комиссии и ведомость учета результатов, которые были получены в ходе осуществления ревизии. На основании этих документов директор принимает окончательное решение в отношении итогов инвентаризации и утверждает его приказом об итогах инвентаризации.

В приказе указываются наименование организации, ее организационная форма, дата приказа, перечисляются документы, которыми руководствуется директор при принятии решения. Приказом утверждаются результаты инвентаризации, назначается исполнитель приказа и ответственный, контролирующий его исполнение. Обязательным реквизитом приказа об утверждении результатов инвентаризации является порядок устранения расхождений, установленных в ходе осуществления ревизии. Распоряжение руководителя подписывается им, а также визируется бухгалтером для подтверждения ознакомления. Приказ передается в бухгалтерский отдел для исполнения. Этот документ будет служить основанием для действий бухгалтерии в части списания недоимки на убытки либо оприходования излишков по установленной цене.

​Скачать образец приказа об утверждении результатов инвентаризации

Почему итоги инвентаризации необходимо оформить документально

Документы, оформленные по результатам инвентаризации, являются первичными. Они применяются для проверки полноты бухгалтерского учета и достоверности отраженных в нем сведений. Применение документов позволяет комиссии по инвентаризации сделать вывод о том, насколько результаты инвентаризации соответствуют сведениям бухгалтерского учета. По итогам ревизии может быть выявлено значительное отклонение реальных данных от отраженных в учете.

В случае выявления недостач документирование итогов инвентаризации позволяет подтвердить вину лица, ответственного материально, и взыскать с этого лица убытки, которые обоснованы и подкреплены документами.

Фиксирование и документальное оформление результатов инвентаризации являются неотъемлемыми условиями, играющими важную роль как внутри предприятия, так и в случае возникновения вопросов со стороны налоговых органов.

glavkniga.ru

Организация должна иметь полную информацию о составе и источниках образования своего имущества. Данные сведения должны быть непросто цифрами на бумаге. С этой целью на фирме периодически, а также вне планово должна проводиться инвентаризация.Для ее осуществления необходимо издание руководителем приказа о ее проведении.

Инвентаризация: понятие, виды, периодичность

Инвентаризация является одним из методов бухгалтерского учета, который заключается в сличении фактического наличия имущества и обязательств с информацией, содержащейся в регистрах, документах, и выявление отклонений (излишки и недостача). Ее цель состоит в проверке полноты и достоверности учета.

Бывают следующие виды инвентаризации:

  • Плановая.
  • Внеплановая.
  • Обязательная.
  • По решению руководства, полная и частичная.
  • При плановой проверяется имущество фирмы и ее обязательства в установленные сроки перед формированием годовой отчетности. Внеплановая осуществляется при выявлении фактов хищения, при чрезвычайных событиях и т. д. Обязательная инвентаризация предусмотрена соответствующими законодательными актами (например, при смене МОЛ). Инициативная проводится по решению руководства предприятия. При полной – инвентаризируют все имущество предприятия и его источники образования. При частичной — только определенные объекты.

    В компании должна существовать действующая на постоянной основе комиссия для проведения инвентаризации.

    Для того чтобы начать данную проверку, необходимо издать приказ о проведении, который определяет объекты проверки, сроки проведения, состав рабочей комиссии. Он фиксируется в журнале учета контроля за исполнением данных приказов.

    Перед проведением инвентаризации все документы, которые могут повлиять на ее результаты (приходные, расходные или отчеты и т. д.), передаются в бухгалтерию с отметкой «До инвентаризации на __________», а МОЛ дают расписку, что они представили все имеющиеся бланки. После этого начинает работать инвентаризационная комиссия, которая заполняет инвентаризационные описи и акты в двух экземплярах, указывая в них фактические данные, полученные путем замера, подсчета и т. д.

    Далее проверяющие работники осуществляют сопоставление полученных сведений с информацией из бухгалтерских отчетов, после чего формируются ведомости учета результатов инвентаризации. Также необходимо провести контрольную проверку данной процедуры и составить соответствующие акты, которые фиксируются в журналах учета контрольных проверок.

    Приказ о проведении инвентаризации образец заполнения

    В специализированных программах по бухгалтерскому учету включены стандартизированные документы.

    В верхней части приказа указывается название организации, ее код ОКПО, а также структурное подразделение (если есть). После этого документу присваивается номер по порядку, который можно посмотреть в журнале регистрации приказов, и проставляется дата его составления.

    В преамбуле необходимо заполнить информацию о виде инвентаризации. Далее заносятся данные о составе рабочей комиссии с расшифровкой должностей и личных данных работников, которые в нее входят. Приказ должен определять конкретные объекты, подлежащие инвентаризации с указанием их места расположения (например, запасные части, которые находятся на оборотном складе предприятия).

    После этого в документе необходимо определить сроки данной процедуры, обозначив дату начала и конца. В строке «Причина инвентаризации» указывается событие, которое потребовало ее проведения. Если проводится ежегодная инвентаризация товарно материальных ценностей, то здесь заполняется «Плановая».

    Ниже нужно указать информацию о том, куда предоставляются ее результаты и в какой срок.

    Приказ подписывается руководителем предприятия с заполнением сведений о его должности и личных данных.

    Нюансы составления приказа о проведении инвентаризации

    При проведении плановой ежегодной инвентаризации имущества и обязательств может издаваться как один общий приказ, который содержит столько подпунктов о рабочих комиссиях, сколько объектов проверки, так и несколько приказов по одному на каждый вид имущества или обязательства.

    Для доведения содержание приказа до сотрудников можно составлять ознакомительные листы, в которых они должны расписаться и указать свои личные данные. Разрешается членам комиссии проставлять подписи напротив своей фамилии в приказе, когда утверждается рабочая комиссия.

    Образец приказа о проведении инвентаризации

    Бланк приказа на инвентаризацию по форме ИНВ-22 скачать в формате Excel.

    Приказ о проведении инвентаризации образец скачать в формате Word.

    Образец приказа на инвентаризацию скачать вариант№2 в формате Excel.

    blankionline.ru

    Инвентаризация: пошаговая инструкция

    Нормативная база

    Проведение инвентаризации регламентируется статьями Федерального закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным приказом Минфина России №34н.

    Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов определены в Методических указаниях, утвержденных приказом Минфина России №49.

    Унифицированные формы документов для оформления итогов инвентаризации утверждены постановлениями Госкомстата России №88 и №26.

    Используя в своей работе все эти документы, организация сможет правильно оформить всю необходимую в рамках проведения инвентаризации документацию в соответствии с требованиями действующего законодательства.

    Как часто нужно проводить инвентаризацию имущества и обязательств

    Организация обязана провести инвентаризацию в каждом из следующих случаев (п. 3 ст. 11 Закона N 402-ФЗ, п. 27 Положения по бухучету N 34н):

    перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась начиная с 1 октября отчетного года. При этом Инвентаризацию ОС можно проводить раз в три года;

    при смене материально ответственных лиц. В этом случае проводится инвентаризация только того имущества, которое было доверено материально ответственному лицу;

    при выявлении фактов хищения или порчи имущества;

    в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций;

    при ликвидации или реорганизации организации.

    Инвентаризация проводится в несколько этапов.

    Шаг 1. Создание инвентаризационной комиссии

    Создание инвентаризационной комиссии оформляется приказом (постановлением, распоряжением) руководителя организации (п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации).

    Унифицированная форма данного приказа (форма N ИНВ-22) утверждена Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88.

    В состав инвентаризационной комиссии могут быть включены любые работники организации. Членами комиссии, как правило, являются:

    представители администрации организации;

    работники бухгалтерской службы (например, главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, бухгалтер по отдельному участнику);

    другие специалисты (работники технических (например, инженер), финансовых (например, руководитель финансового отдела), юридических (например, юрист) и других служб).

    Материально ответственные лица не могут входить в состав инвентаризационной комиссии, однако их присутствие при проверке фактического наличия имущества является обязательным.

    В комиссию должны входить как минимум два человека.

    Помимо состава инвентаризационной комиссии, в этом приказе указываются также сроки и причины проведения инвентаризации, проверяемое имущество и обязательства.

    После утверждения приказа генеральным директором этот документ должны подписать председатель и члены инвентаризационной комиссии.

    Приказ о проведении инвентаризации регистрируется в журнале учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации, который может составляться по форме N ИНВ-23 (п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации).

    Шаг 2. Получение последних приходных и расходных документов

    До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надо получить последние на момент проведения инвентаризации приходные и расходные документы.

    Полученные документы заверяются председателем инвентаризационной комиссии с указанием «до инвентаризации на «__» __________ 201_ г.», что является основанием для определения бухгалтерией остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным (п. 2.4 Методических указаний по инвентаризации).

    Шаг 3. Получение расписки от материально ответственных лиц

    Расписка, оформляемая материально ответственным лицом перед началом инвентаризации, предоставляется инвентаризационной комиссии в день проверки и подтверждает факт того, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы материально ответственным лицом в бухгалтерию или переданы комиссии, все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие — списаны.

    Шаг 4. Проверка и документальное подтверждение наличия, состояния и оценки активов и обязательств

    Инвентаризационная комиссия определяет:

    наименования и количество имущества (ОС, МПЗ, денежные средства в кассе, документарные ценные бумаги), имеющегося в организации, в том числе арендованного имущества, – путем натурального подсчета (п. 2.7 Методических указаний по инвентаризации). Одновременно с этим проверяется состояние этих объектов (могут ли они использоваться по назначению);

    виды активов, не имеющих материально-вещественной формы (например, НМА, финансовые вложения), – путем сверки документов, подтверждающих права организации на эти активы (п. п. 3.8, 3.14, 3.43 Методических указаний по инвентаризации);

    состав дебиторской и кредиторской задолженности – путем проведения сверки с контрагентами и проверки документов, подтверждающих существование обязательства или требования (п. 3.44 Методических указаний по инвентаризации).

    Полученные данные инвентаризационные комиссия заносит в инвентаризационные описи (акты). После этого материально ответственные лица в инвентаризационных описях (актах) должны расписаться в том, что они присутствовали при проведении инвентаризации (п. п. 2.4, 2.5, 2.9 — 2.11 Методических указаний по инвентаризации).

    Шаг 5. Сверка данных в инвентаризационных описях (актах) с данными бухгалтерского учета

    После этого полученные данные в инвентаризационных описях (актах) сверяются с данными бухгалтерского учета.

    Если в ходе инвентаризации выявлены излишки или недостача, тогда оформляется сличительная ведомость, в которой указывают расхождения (излишек, недостача), выявленные при инвентаризации. Ее составляют только по тому имуществу, по которому есть отклонения от учетных данных.

    Для оформления проведения и результатов инвентаризации можно использовать следующие формы документов:

    по ОС – Инвентаризационная опись ОС (форма N ИНВ-1) и Сличительная ведомость инвентаризации ОС (форма N ИНВ-18);

    по МПЗ – Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (форма N ИНВ-3); Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных (форма N ИНВ-4) и Сличительная ведомость результатов инвентаризации ТМЦ (форма N ИНВ-19);

    по расходам будущих периодов – Акт инвентаризации расходов будущих периодов (форма N ИНВ-11);

    по кассе – Акт инвентаризации наличных денег (форма N ИНВ-15);

    по ценным бумагам и БСО – Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности (форма N ИНВ-16);

    по расчетам с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами – Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма N ИНВ-17).

    Шаг 6. Обобщение результатов, выявленных инвентаризацией

    Инвентаризационная комиссия на заседании по итогам инвентаризации анализирует выявленные расхождения, а также предлагает способы урегулирования обнаруженных расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета (п. 5.4 Методических указаний по инвентаризации).

    Заседание инвентаризационной комиссии оформляется протоколом.

    Если по итогам инвентаризации расхождений не выявлено, этот факт также следует отразить в протоколе заседания инвентаризационной комиссии.

    Инвентаризационная комиссия по итогам заседания обобщает результаты проведенной инвентаризации.

    С этой целью может применяться унифицированная форма N ИНВ-26 «Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией», утвержденная Постановлением Госкомстата России от 27.03.2000 N 26, в которой отражаются все выявленные излишки и недостачи, а также указывается способ отражения их в учете (п. 5.6 Методических указаний по инвентаризации).

    Протокол заседания инвентаризационной комиссии вместе с ведомостью учета результатов представляются на рассмотрение руководителю организации, который принимает окончательное решение.

    Шаг 7. Утверждение результатов инвентаризации

    Инвентаризационная комиссия представляет руководителю организации протокол заседания инвентаризационной комиссии и ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией.

    К указанным документам могут прилагаться сличительные ведомости и инвентаризационные описи (акты).

    После рассмотрения документов руководитель организации принимает окончательное решение, которое оформляется приказом об утверждении результатов инвентаризации (п. 5.4 Методических указаний по инвентаризации).

    Обязательной частью приказа является предписание о порядке устранения расхождений, выявленных инвентаризацией.

    После этого документация по результатам инвентаризации передается инвентаризационной комиссией в бухгалтерскую службу.

    Шаг 8. Отражение в учете результатов инвентаризации

    Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета следует отразить в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация (ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

    В случае годовой инвентаризации указанные результаты должны быть отражены в годовой бухгалтерской отчетности (п. 5.5 Методических указаний по инвентаризации).

    При выявлении в результате инвентаризации имущества, которое не подлежит дальнейшему использованию в связи с моральным устареванием и (или) порчей, такое имущество подлежит списанию с учета.

    Также с балансового учета списывается задолженность с истекшим сроком исковой давности.

    Выявлена недостача

    В бухгалтерском учете недостачи отражаются на дату, по состоянию на которую проводилась инвентаризация (п. 4 ст. 11 Закона о бухучете).

    Стоимость приобретения недостающих МПЗ относят на затраты, связанные с производством или продажей, в пределах норм естественной убыли (пп. «б» п. 28 Положения по бухучету N 34н).

    Отражение результатов инвентаризации в учете

    Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

    Результаты инвентаризации рассматриваются на заседании инвентаризационной комиссии.

    Инвентаризационная комиссия должна выявить причины, которыми обусловлена необходимость внесения уточняющих записей в регистры бухгалтерского учета, и предложить способы отражения в учете результатов инвентаризации.

    Инвентаризационная комиссия устанавливает:

    1) имеются ли в организации лица, несущие материальную ответственность за сохранность ценностей, определяет размер этой ответственности;

    2) анализирует возможные способы истребования сомнительной дебиторской задолженности путем перевода долга, бартерных операций и тому подобное;

    3) составляется специальная опись для объектов, не пригодных к дальнейшей эксплуатации и не подлежащих восстановлению, с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин непригодности (порча, полный износ), а также предложений источников списания этих объектов;

    4) инвентаризационная комиссия выявляет причины недостач и излишков;

    5) по фактам образования излишков или недостач комиссия должна получить подробные объяснения от материально-ответственных лиц.

    Заседание инвентаризационной комиссии оформляется протоколом, в котором фиксируются выводы, решения и предложения по результатам проведенной проверки состояния складского хозяйства и обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей.

    Кроме того, в протоколе приводятся сведения о производственных запасах, пришедших в негодность, с указанием причин порчи и виновных в этом лиц.

    На заседании инвентаризационной комиссии утверждается заключительный акт инвентаризации.

    Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются в порядке, предусмотренном действующими нормативными документами.

    Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором инвентаризация была закончена, а результаты годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете.

    В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее Закон №129-ФЗ), выявленные в результате инвентаризации излишки имущества должны быть приняты к учету и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации — на увеличение финансирования (фондов);

    Пункт 5.1 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 года №49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (далее Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств), предусматривает кроме этого установление причин возникновения излишков и виновных лиц.

    Таким образом, выявленные излишки основных средств, материальных ценностей, денежных средств и другого имущества в соответствии с бухгалтерским законодательством подлежат постановке на бухгалтерский учет и зачислению на финансовые результаты.

    В составе каких доходов данное имущество должно быть учтено, и по какой стоимости?

    В отчете о прибылях и убытках, по статье «Внереализационные доходы» отражаются принятые к учету ценности, оказавшиеся в излишке по результатам инвентаризации.

    В соответствии с пунктом 20 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде стоимости излишков товарно-материальных ценностей и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации.

    При этом пунктом 5 статьи 274 НК РФ предусмотрено, что внереализационные доходы, полученные в натуральной форме, при определении налоговой базы учитываются согласно положениям статьи 40 НК РФ

    Вопрос об определении стоимости выявленных излишков не случаен.

    Дело в том, что согласно пункту 4.1 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.

    Однако нормативные акты бухгалтерского законодательства, принятые в более поздние сроки (напомним, что Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств были приняты в 1995 году), указывают на то, что излишки имущества следует приходовать по рыночным ценам.

    Согласно пункту 29 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально- производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 года №119н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально- производственных запасов», выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются в следующем порядке:

    а) излишки запасов приходуются по рыночным ценам, и одновременно их стоимость относится:

    — в коммерческих организациях — на финансовые результаты;

    — в некоммерческих организациях — на увеличение доходов.

    Кроме того, в соответствии с пунктом 36 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина Российской Федерации от 13 октября 2003 года №91н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств», неучтенные объекты основных средств, выявленные при проведении инвентаризации, принимаются к бухгалтерскому учету по текущей рыночной стоимости и отражаются в качестве внереализационных доходов проводкой:

    Таким образом, излишки, выявленные при инвентаризации, принимаются к учету по рыночной стоимости по дебету соответствующего счета учета материальных ценностей (01 «Основные средства», 10 «Материалы», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция», 50 «Касса») и кредиту счета 91-1 «Прочие доходы».

    В конце года организация проводила ежегодную инвентаризацию, в результате которой были выявлены излишки строительных материалов.

    Рыночная стоимость данных материалов — 12 000 рублей. На основании решения инвентаризационной комиссии, отраженного в протоколе заседания по результатам инвентаризации, бухгалтер сделал следующую проводку:

    Выявленные излишки собственного товара приходуются в бухгалтерском учете на счете учета товаров по рыночной цене на дату проведения инвентаризации.

    В результате проведенной инвентаризации были выявлены излишки товаров на сумму (по рыночной стоимости) 35 000 рублей.

    Выявленные излишки подлежат отражению на счетах бухгалтерского учета следующей проводкой:

    Бухгалтерская проводка составлена в соответствии с требованиями пункта 8 ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 года №32н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99».

    Обращаем Ваше внимание еще на один момент!

    По общему правилу, установленному статьей 268 «Особенности определения расходов при реализации товаров» НК РФ, в состав расходов можно включить покупную стоимость реализованных товаров.

    Возникает вопрос, возможно ли при реализации товаров, выявленных как излишки, включить их стоимость в расходы, для целей налогообложения?

    В главе 25 НК РФ нет норм, которые позволили бы трактовать рыночную стоимость излишков товаров, выявленных при инвентаризации, в качестве их покупной стоимости. Поэтому ее нельзя включать в состав расходов.

    Таким образом, при реализации товарных излишков, выявленных при инвентаризации, в состав доходов будет включена выручка от их реализации. При этом в состав расходов можно будет списать только расходы, связанные с реализацией. А сама стоимость реализованных товаров в составе расходов при налогообложении прибыли учтена не будет, то есть, по факту, произойдет повторное налогообложение налогом на прибыль тех же доходов.

    Отметим, что излишки на предприятии довольно редкое явление, а вот с недостачами дело обстоит иначе.

    Порядок отражения недостач в бухгалтерском учете определен пунктом 3 статьи 12 Закона №129-ФЗ и пунктом 28 Положения по ведению бухгалтерскому учета, утвержденного Приказом Минфина России от 29 июля 1998 года №34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации».

    В соответствии с этими пунктами, недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм — на счет виновных лиц.

    Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации.

    Решение о списании недостачи на финансовые результаты принимает руководитель организации.

    В соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном законодательством порядке, списывается по распоряжению руководителя организации на издержки производства и обращения.

    Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач.

    Убыль ценностей в пределах установленных норм определяется после зачета недостач ценностей излишками по пересортице.

    В том случае, если после зачета по пересортице, проведенного в установленном порядке, все же оказалась недостача ценностей, то нормы естественной убыли должны применяться только по тому наименованию ценностей, по которому установлена недостача.

    При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм.

    Недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц, в тех случаях, когда виновные установлены.

    В документах, представляемых для оформления списания недостач ценностей и порчи сверх норм естественной убыли, должны быть решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц, либо заключение о факте порчи ценностей, полученное от отдела технического контроля или соответствующих специализированных организаций.

    Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах.

    О допущенной пересортице материально ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии.

    В том случае, когда при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится на виновных лиц.

    Если конкретные виновники пересортицы не установлены, то суммовые разницы рассматриваются как недостачи сверх норм убыли и списываются в организациях на издержки обращения и производства, а в бюджетных организациях — на уменьшение финансирования (фондов).

    На разницу в стоимости от пересортицы в сторону недостачи, образовавшейся не по вине материально ответственных лиц, в протоколах инвентаризационной комиссии должны быть даны исчерпывающие объяснения о причинах, по которым такая разница не отнесена на виновных лиц.

    Как уже отмечалось выше, предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета представляются на рассмотрение руководителю организации.

    Окончательное решение о зачете принимает руководитель организации.

    Из положений вышеприведенных нормативных актов следует, что отражение в учете недостач имущества зависит от величины недостачи конкретного имущества организации, от того, имеются ли по данному виду имущества установленные нормы естественной убыли, а также установлены ли конкретные виновные лица.

    Размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется, в соответствии со статьей 246 Трудового кодекса Российской Федерации, по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерб, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества.

    Федеральным законом может быть установлен особый порядок определения размера подлежащего возмещению ущерба, причиненного работодателю хищением, умышленной порчей, недостачей или утратой отдельных видов имущества и других ценностей, а также в тех случаях, когда фактический размер причиненного ущерба превышает его номинальный размер.

    В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов, утвержденного Приказом Минфина России от 31 октября 2000 года №94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению», общим для всех случаев будет первоначальное отражение выявленных недостач на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

    На основании сличительных ведомостей и в зависимости от того, на каком счете учитывалось недостающее имущество, в бухгалтерском учете делаются записи по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в корреспонденции со счетами их учета (например, 01 «Основные средства», 10 «Материалы», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция» и тому подобное).

    www.audit-it.ru