Проблемы ликвидация юридического лица

Риски кредиторов при ликвидации юридического лица, мнение адвоката

Нередко попытка ликвидировать юридическое лицо вызвана желанием ухода от материальной ответственности перед своими контрагентами. Использование подобной схемы до сих пор остается возможным в связи с несовершенством правового регулирования. Какие нововведения в закон позволят нивелировать риски кредиторов от ликвидации юридического лица?

Ликвидация с умыслом

В России все большую актуальность приобретает проблема, связанная с ликвидацией юридических лиц. Значимость вопросов, связанных с ликвидацией одного субъекта права без ущемления имущественных интересов его контрагентов определяется необходимостью поддержания стабильного гражданского оборота.

Одной из важных задач современного законодателя следует признать закрепление баланса между всеми затронутыми ликвидацией субъектами: юридическими лицами, их участниками и кредиторами, в числе которых может оказаться и нередко оказывается и само государство как участник гражданско-правовых отношений.

Как показывает правоприменительная практика, нередко попытка ликвидировать юридическое лицо бывает вызвана желанием ухода от материальной ответственности перед своими контрагентами.

Так, факт недостаточности имущества у юридического лица не может быть выявлен третьими лицами до наступления срока, предусмотренного п. 2 ст. 3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», когда юридическое лицо не в силах исполнить обязательства, срок исполнения по которым уже наступил.

Нарушение прав кредиторов

Недостаточно регламентированное законодательство о ликвидации юридических лиц является одной из предпосылок нарушения прав кредиторов ликвидируемого юридического лица, позволяющей недобросовестной стороне уклониться от выполнения своих обязательств.

Выделим отдельные аспекты обозначенной проблемы.

  1. Отсутствие соподчиненности между процедурой уведомления кредиторов и возможностью получения ими удовлетворения по своим требованиям.
  2. Отсутствие реальных гарантий по возмещению причитающегося им имущества при досрочном расторжении обязательств, вызванных ликвидацией юридического лица. Основанием для такого утверждения является анализ материалов обширной судебной практики, сложившейся по данному вопросу.

Как показало исследование, кредитор, не успевший в срок заявить свое требование, автоматически не включается ликвидационной комиссией в соответствующую очередь кредиторов. Сложившаяся правоприменительная практика свидетельствует, что ликвидационной комиссией устанавливается минимальный, как правило, двухмесячный срок, не превышающий закрепленный в п. 1 ст. 63 ГК РФ.

Кредитор рискует пропустить данный срок, и никакого значения не будет иметь причина, по которой кредитор не успел заявить свое требование. Так, например, оспаривание в суде отказа ликвидационной комиссии по включению требований кредитора в промежуточный ликвидационный баланс течение данного срока не приостанавливает.

Пропущенный кредитором, пусть даже и по уважительной причине, срок является пресекательным и восстановлению не подлежит.

Что можно предпринять?

Зарубежный законодатель, исходя из необходимости гарантировать права и законные интересы кредиторов ликвидируемого юридического лица, установил более длительные сроки для предъявления требований кредиторами к ликвидируемому юридическому лицу.

Так, в § 77 Закона Германии «Об обществах с ограниченной ответственностью» данный срок составляет 12 месяцев с момента объявления о ликвидации общества с ограниченной ответственностью, что представляется, с одной стороны, достаточным для предъявления кредиторами их требований к ликвидируемому юридическому лицу и одновременно, с другой стороны, не является обременительным для учредителей ликвидируемого юридического лица.

Анализируя сложившуюся в России практику в рассматриваемой сфере, следует отметить, что в лучшем случае, если кредитор ликвидируемого юридического лица все же успеет заявить свои требования, вооружившись соответствующим судебным актом, его требования будут рассматриваться по окончании удовлетворения требований всех очередей кредиторов, включенных ликвидационной комиссией в промежуточный ликвидационный баланс.

Это означает, что кредитор первой очереди, предусмотренной абз. 2 п. 1 ст. 64 ГК РФ, получает удовлетворение после выплат кредиторам всех последующих очередей, включенных в промежуточный ликвидационный баланс.

Зачастую такой кредитор получает удовлетворение своих требований частично в силу п. 3 ст. 64 ГК РФ или не получает ничего по причине недостаточности и/или неликвидности оставшегося имущества у ликвидируемого юридического лица.

Большую проблему представляет собой ситуация, при которой «обжалование решений ликвидационной комиссии в порядке статьи 64 ГК РФ зачастую не имеет практического смысла, поскольку не позволяет кредитору юридического лица реально защитить свои имущественные интересы. Это происходит ввиду того, что судебное обжалование действий ликвидационной комиссии не приостанавливает процедуру распределения имущества между кредиторами, требования которых были признаны ликвидационной комиссией, а также оставшегося после этого имущества между участниками юридического лица».

В том же случае, если судебный процесс затянулся и решение по делу было вынесено после утверждения окончательного ликвидационного баланса, требования такого кредитора не могут быть удовлетворены в силу прекращения субъекта ответственности.

Именно данное обстоятельство делает невозможным исполнение решения суда в силу п. 6 ст. 64 ГК РФ о погашении неисполненных требований кредиторов.

Исходя из изложенного, действующее законодательство нуждается в доработке с учетом выявленных пробелов. В связи с чем представляется своевременным:

  • во-первых, закрепить в п. 1 ст. 63 ГК РФ более продолжительный срок, отводимый на предъявление требований кредиторов к ликвидируемому юридическому лицу;
  • во-вторых, при рассмотрении судом спора об обжаловании действий ликвидационной комиссии, отказавшей кредитору определенной очереди ликвидируемого юридического лица во включении его требований в промежуточный ликвидационный баланс, замораживать выплаты кредиторам последующих очередей до внесения в депозит нотариуса средств, необходимых для исполнения по спорному обязательству;
  • в-третьих, в целях устранения возможности распределения имущества между участниками ликвидируемого юридического лица в обход интересов его кредиторов предлагается запретить регистрацию ликвидационного баланса в налоговом органе до внесения ликвидационной комиссией на депозит нотариуса денежных средств как гарантии по спорным обязательствам перед кредиторами до окончания судебных процессов по таким делам.

Следует отметить, что реализация предлагаемой новеллы, изложенной во втором и третьем пунктах, не потребует внесения существенных изменений в действующее законодательство, представляется достаточным создать отсылочную норму в статье ГК РФ о гарантиях для кредиторов ликвидируемых юридических лиц к ст. 85 Основ законодательства о нотариате.

Обобщая изложенное, следует отметить, что ликвидация одного юридического лица способна оказать существенное влияние на финансовое положение других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Увеличение срока на предъявление кредиторами требований к ликвидируемому юридическому лицу и внесение в депозит нотариуса денежных средств в пользу кредиторов по оспариваемым обязательствам позволит нивелировать риски кредиторов от ликвидации юридического лица.

5898523.ru

Ликвидация юридических лиц

Вопросы ликвидации можно рассматривать с различных сторон и при-

менительно к большому множеству объектов. В моей работе делается

акцент на ликвидацию коммерческих организаций. Особенно подробно я

рассмотрел процедуру ликвидации акционерных обществ и обществ с

ограниченной ответственностью как коммерческих организаций наибо-

лее распространенных в хозяйственной практике.

Проблема ликвидации предприятий достаточно актуальна в современ-

ной России, так как учащаются случаи судебных исков в связи с неу-

довлетворением требований кредиторов ликвидируемыми должниками.

Особенно остро стоит вопрос о ликвидации организаций-банкротов, в

частности коммерческих банков. По словам консультанта судьи Кон-

ституционного Суда РФ В. Кузнецова:»Участившиеся в последнее вре-

мя сообщения о трудностях, связанных с удовлетворением прав креди-

торов обанкротившихся банков, вызывают некоторое недоумение. Нап-

ример, известие о том, что все исполнительные листы, выданные раз-

личными судами вкладчикам банка «Чара», собираются в Таганском

межмуниципальном суде, который занимается подсчетом активов и их

соразмерным распределением между всеми кредиторами, получившими на

руки исполнительные листы. В данной ситуации суд выполняет такие

задачи, которыми ранее он никогда не занимался и вряд ли должен

заниматься.» Подобные проблему возникают и в других регионах РФ. В

частности в нашей республике Марий Эл большой шум создало дело с

банками-банкротами: «Аяр» и «Акпарс».

Можно предположить, что такие проблему возникают из-за недоста-

точной осведомленности участников юридического лица, ликвидаторов

в области порядка проведения ликвидации организации. Как пишет

профессор А.Д. Бобрышев:». если все меры в области совершенство-

вания организации управления, производства, маркетинга и техноло-

гии уже исчерпаны, то грамотно проведенная ликвидация — решение

проблемы сохранения собственности акционеров(участников) предприя-

тия.»(Бобрышев А.Д. Как ликвидировать предприятие?(Практическое

пособие).- M.: Финстатинформ, 1996.- С. 6.)

Также достаточно полезное знание заключается в следующем: весьма

важную роль в деятельности любого предприятия имеет взаимодей-

ствие с органами,отвечающими за пополнение государственного бюдже-

та, внебюджетными фондами, городской инфраструктурой. Даже в том

случае, если предприятие не приносит дохода, «законсервировано» и

не работает, контакты и расчеты с некоторыми из этих организаций

продолжают производится. Это — уплата налога на имущество, на вла-

дельцев транспортных средств, представление квартального баланса и

справок к нему, получение из банка подтверждений для налоговой ин-

спекции о том, что не выплачивалась зарплата, платежи за отопле-

ние, воду, землю, аренду и многое другое. Если же эта работа не

проводится, на предприятие накладываются строгие финансовые сан-

кции, еще более ухудшающие его положение. Не лучше ли ликвидиро-

вать такое предприятие, чем его участникам терпеть убытки? Этот

риторический вопрос относится ко многим предприятиям в современ-

Далее я расскажу о том, каким же образом происходит ликвидация

ПОНЯТИЕ ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА.

«Ликвидация юридического лица — это его превращение, не влеку-

щее возникновение новых юридических лиц» (Гражданское право.

Учебник. Под. ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого.- М.: Проспект,

1996. — С.130). Пункт 1 статьи 61 ГК РФ гласит:»Ликвидация юриди-

ческого лица влечет его прекращение без перехода прав и обязан-

ностей в порядке правопреемства к другим лицам.» Поскольку права

и обязанности не переходят к правоприемникам, задача обеспечения

прав и интересов кредиторов приобретает здесь очень большую важ-

Ликвидация может осуществляется добровольно, по решению учреди-

телей либо уполномоченного на то органа юридического лица, в час-

тности, по истечении срока или с достижением целей, для которых

оно создавалось. Возможна и принудительная ликвидация в соответ-

ствии с судебным решением(п.2 ст.61 ГК РФ). Основаниями для нее

являются осуществление юридическим лицом своей деятельности без

надлежащего разрешения (лицензии) либо с неоднократным или право-

вых актов, а также противоречие этой деятельности законода-

тельным запретам. Случаи принудительной ликвидации юридического

лица могут предусматриваться только Гражданским кодексом. К ним

от регистрации юридического лица из-за допущенных при его созда-

нии неустранимых нарушений законодательства, поскольку в этом

случае «добровольная» по форме ликвидация, по сути, носит вынуж-

ден ликвидации юридического лица является его банкротство.

Ликвидация юридического лица представляет собой достаточно дли-

тельную процедуру, основное содержание которой сводится к выявле-

нию и удовлетворению требований, имеющихся у кредиторов. При этом

юридическое лицо продолжает свою деятельность (до момента исклю-

чения его из государственного реестра). Поэтому как имеющиеся,

так и возможные контрагенты должны быть осведомлены, предупрежде-

ны о том, что данное юридическое лицо находится в процесс со

своим кредиторами, имея решение (или будучи обязанным) прекра-

тить свою деятельность. С этой целью лица или органы, принявшие

решение о ликвидации юридического лица, должны немедленно сооб-

щить об этом регистрирующему органу для внесения соответствующих

сведений в государственный реестр. С момента внесения данных све-

дений к наименованию юридического лица обязательно добавляются

слова в ликвидации.

К другим лицам переходит имущество, оставшееся после прекра-

щаемого юридического лица, без изменения численности и характера

их юридической личности. Поскольку юридическое лицо создавалось

для участия в имущественных отношениях и к моменту ликвидации,

как правило, участвует в них, то при его ликвидации необходимо

завершить эти имущественные отношения и с его участием.

Предусмотренная законом обязательная процедура ликвидации так-

же рассчитана на защиту интересов кредиторов. Ведь учредители или

участники юридического лица при его ликвидации обычно заинтересо-

ваны в сохранении максимально возможного остатка имущества после

завершения всех расчетов, поскольку он обычно поступает в их соб-

ственность. Поэтому ликвидация должна проходить под контролем ор-

гана, осуществившего государственную регистрацию юридического ли-

ОСНОВАНИЯ ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА.

Основания добровольной ликвидации юридического лица.

Юридическое лицо может быть ликвидировано добровольно — по ре-

шению его участников. При этом важно принимать во внимание, что:

— акционерное общество может быть ликвидировано по решению обще-

го собрания акционеров квалифицированным (не менее 3/4) большин-

ством голосов ( эта или другая норма установлена в уставе АО).

Пункт 2 статьи 21 Федерального Закона РФ от 26 декабря 1995 года

«Об акционерных обществах» гласит: » В случае добровольной ликви-

дации общества совет директоров(наблюдательный совет) ли общес-

тва выносит на решение общего собрания акционеров собрания воп-

рос о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии.

Общее собрание акционеров ликвидируемого общества принимает ре-

шение о ликвидации общества и назначении ликвидационной

— общество с ограниченной ответственностью — только по единоглас-

ному решению его участников;

Также в качестве оснований для ликвидации могут служить:

— истечение срока, на которое создано предприятие;

— достижение цели, ради которой оно создавалось;

— признание судом недействительности регистрации предприятия в

связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных

правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер.

Добровольная ликвидация предприятий-должников осуществляется во

несудебном порядке по взаимному согласию между предприятием и

кредиторами в целях удовлетворения требований кредиторов и пре-

дотвращения негативных социальных последствий в связи с несостоя-

тельностью (банкротством) предприятий.

Добровольная ликвидация (самоликвидация) проводится без вмеша-

тельства суда или государственной службы. Весь процесс осущес-

твляется ликвидатором и контролируется кредиторами. Данный спо-

соб является наиболее эффективным, поскольку не связан с судебны-

ми издержками,экономится и время проведения процедуры.

Основанием для подготовки к применению процедур добровольной

ликвидации в отношении федеральных государственных предприятий, а

также предприятий, в капитале которых доля (вклад) Российской Фе-

дерации составляет более 25 процентов, является решение Феде-

рального управления о признании структуры баланса предприятия

неудовлетворительной и об отсутствии реальной возможности восста-

новить его платежеспособность, принимаемое по результатам анали-

за экономического состояния предприятия на основании системы кри-

териев для определения неудовлетворительной структуры баланса

Добровольная ликвидация предприятия может быть инициирована са-

мим Федеральным Управлением. В этом случае руководитель предприя-

тия в течение трех дней с момента получения указанного распоряже-

ния Федерального управления обязан организовать проведение собра-

ния кредиторов. Совместное решение руководителя предприятия и

кредиторов о добровольной ликвидации предприятия в связи с отсут-

ствием возможности восстановления его платежеспособности простым

большинством от общего числа голосов. В случае, если уполномочен-

ный орган не утверждает решение о добровольной ликвидации пред-

приятия, он вправе принять решение о подаче предприятием заявле-

ния о признании его несостоятельным (банкротом) в арбитражный суд

и обязать руководителя предприятия подать указанное заявление.

Если руководитель федерального государственного предприятия в

течение установленного срока не выполнил распоряжение Федерально-

го управления о добровольной ликвидации предприятия либо если оно

отклонено собранием кредиторов (если в течении 20 дней с момента

опубликования объявления о добровольной ликвидации предприятия

конкурсным управляющим получено хотя бы заявление от одного кре-

дитора о несогласии с решением о добровольной ликвидации) , Феде-

ральное управление издает распоряжение, содержащее обязательное

для руководителя предприятия предписание о внесении в арбитраж-

ный суд заявления о возбуждении производства по делу о не пред-

приятия. Реализация (продажа) имущества ликвидируемого предприя-

тия осуществляется в порядке, установленном планом ликвидации.

Средства, вырученные от реализации имущества ликвидируемого

предприятия, поступают на счет ликвидационной комиссии и направ-

ляются на удовлетворение требований кредиторов в порядке, опреде-

ленном действующим законодательством.

Основания принудительной ликвидации юридического лица.

Юридическое лицо может быть ликвидировано принудительно, по ре-

шению суда, по таким основаниям как:

— осуществление деятельности без надлежащего разрешения(лицензии)

либо деятельности, запрещенной законом. Это такие виды дея-

тельности, как производство взрывчатых веществ, наркотиков, тор-

говля отдельными видами товаров и прочее;

— неоднократное или грубое нарушение закона или иных правовых ак-

тов. К подобным основаниям относятся нарушения налогового законо-

дательства, правил землепользования или санитарно-эпидемиологи-

ческих норм, взаимоотношений с внебюджетными фондами, регистра-

ция проспектов эмиссии и т.п.

Требование о ликвидации юридического лица по перечисленным вы-

ше основаниям могут быть предъявлены в суд государственным орга-

ном или органом местного самоуправления, которому такое право

предоставлено законом. Это могут быть: прокуратура, налоговая ин-

спекция,регистрационная палата и другие органы.

В нынешней практике возникает множество проблем связанных с

принудительной ликвидацией юридических лиц. В частности остро

стоит вопрос ликвидации коммерческих банков. Особенно полно этот

вопрос раскрыл в своей статье консультант судьи Конституционного

Суда РФ В. Кузнецов. Кузнецов замечает, что Центральный банк РФ

может отозвать лицензию у коммерческого банка вследствие грубых и

неоднократных нарушений законодательства. Отзыв лицензии соверше-

ния банком каких-либо операций и влечет за собой, как правило,

его ликвидацию. Ликвидация юридического лица, в том числе и ком-

мерческого банка, осуществляется в порядке, установленном Федера-

ции. В соответствии с ней ликвидация юридического лица вслед-

ствие грубых и неоднократных нарушений закона или иных правовых

актов может быть произведена только по решению суда.

Ликвидация юридического лица может быть произведена также по

решению учредителей либо органа юридического лица в связи с исте-

чением срока либо достижением цели, ради которой оно создано.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией или дей-

ствующее в форме потребительского кооператива благотворительного

или иного фонда, ликвидируется также в соответствии со ст. 65 ГК

вследствие признания его несостоятельным.

Однако сам по себе факт отзыва лицензии у коммерческого банка

не является ни официальным решением о признании его несостоя-

тельным, ни официальным решением о ликвидации банка вследствие

грубых и неоднократных нарушений им законодательства, поскольку

для ликвидации юридического лица (в том числе коммерческого бан-

ка) вследствие грубых и неоднократных нарушений закона и иных

нормативных актов требуется решение суда, а объявление должника

несостоятельным, и последующая его ликвидация возможны только

двумя способами. Первый — решение суда с последующей ликвидацией

(п. 1 ст. 65 ГК РФ). Второй — совместное решение должника и кре-

диторов объявлен добровольной ликвидацией (п. 2 ст. 65 ГК РФ).

Иных официальных способов признания юридического лица несостоя-

тельным действующее законодательство не предусматривает.

Более того, ч. 2 п. 4 ст. 61 ГК РФ говорит о том, что, если

стоимость имущества такого юридического лица (коммерческой орга-

низации) недостаточна для удовлетворения требований кредиторов,

оно может быть ликвидировано только порядке, предусмотренном ст.

65 ГК. Статья 65 ГК РФ, в свою очередь, в п. 3 устанавливает, что

«основания признания юридического лица банкротом либо объявления

им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации устанавливают-

ся законом о несостоятельности (банкротстве)». Однако существую-

щая ныне практика показывает, что вслед за отзывом у коммерческо-

го банка лицензии без какого-либо судебного решения и независимо

от причин отзыва назначается ликвидационная комиссия, которая

производит подсчет активов банка, рассчитывается с кредиторами и

осуществляет его ликвидацию.

Таким образом, действующее законодательство не только не пре-

дусматривает особого порядка ликвидации несостоятельных банков,

но и прямо закрепляет то, что ликвидация всех без исключения ком-

мерческих организаций, чьи пассивы превышают активы, осущес-

твляется в соответствии с законом о несостоятельности (банкрот-

стве). Следовательно, существующий порядок ликвидации коммерчес-

ких банков, когда вслед за отзывом лицензии без принятия в уста-

новленном порядке решения об объявлении коммерческого банка не-

состоятельным либо решения суда о прекращении деятельности ком-

мерческого банка вследствие грубых и неоднократных нарушений им

законов и комиссия, прямо нарушает ряд норм (ст. 61, 65) вступив-

шего в действие Гражданского кодекса РФ.

Однако ГК РФ применяется только к тем правоотношениям, которые

возникли после 1 января 1995 года, поэтому о применении приведен-

ных норм можно говорить лишь тогда, когда отзыв лицензии произо-

шел после вступления его в действие. Как же нужно было поступать

в тех случаях, когда отзыв лицензии у банков и фактическая несос-

тоятельность наступили ранее указанного срока?

Банкротство также является одной из предпосылок ликвидации юри-

дического лица. Пункт 1 статьи 65 ГК РФ гласит: «Юридическое ли-

цо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенно-

го предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме

потребительского кооператива либо благотворительного или и суда

может быть признано несостоятельным (банкротом), если оно не в

состоянии удовлетворить требования кредиторов. Признание юриди-

ческого лица банкротом судом влечет его ликвидацию.»

Несостоятельность (банкротство) предприятий — это неспособ-

ность удовлетворять требования кредиторов по оплате товаров (ра-

бот, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные плате-

жи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обяза-

тельств должника над его имуществом или неудовлетворительной

структурой баланса должника.

Несостоятельным предприятие считается тогда, когда факт несос-

тоятельности признан арбитражным судом либо когда предприя-

тие-должник официально объявляет о своей несостоятельности при

его добровольной ликвидации. Внешним признаком несостоятельности

предприятия является приостановление его текущих платежей, если

предприятие не обеспечивает выполнение требований кредиторов в

течение 3-х месяцев со дня наступления сроков их исполнения.

Однако невсякое неплатежеспособное предприятие, даже при наличии

у него внешних признаков несостоятельности признается несостоя-

ПОРЯДОК ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА.

После принятия решения о ликвидации акционеры (участники) пред-

приятия должны незамедлительно письменно известить об этом орган,

осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, кото-

рый вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведе-

ния о том, что предприятие находится в процессе ликвидации.

Одновременно с передачей извещения в регистрирующем органе необ-

ходимо получить специальные формы бланков, в которые будут зане-

сены отметки учреждений учавствующих в ликвидации. Поручить это

целесообразно ликвидационной комиссии, назначение которой по сог-

ласованию с органами государственной регистрации юридических лиц

производится тем же собранием акционеров(участников)

предприятия.Как правило,в состав ликвидационной комиссии вклю-

чаются: руководитель предприятия, его главный бухгалтер, работни-

ки финансовой, юридической и кадровой служб.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят

полномочия по управлению делами юридического лица, то есть пред-

седатель ликвидационной комиссии приобретает право подписи офи-

циальных документов, распоряжения имуществом и другие полномочия,

которые принадлежали руководителю предприятия. Ликвидационная ко-

миссия от имени ликвидируемого предприятия может выступать в суде.

С целью практически обеспечить ликвидационной комиссии право

распоряжаться денежными средствами предприятия необходимо уже на

первом этапе представить в банк решение акционеров (участников) о

ликвидации и переоформить подписи в учетной карточке банка на

председателя комиссии и лицо, ответственное за ведение бухгалтер-

ского учета в период ликвидации предприятия.

На собрании, принявшем решение о ликвидации, устанавливаются

так же порядок и сроки ее проведения. Данный порядок, по сути,

определяет регламент работы ликвидационной комиссии. Рассмотрим

Первым официальным шагом ликвидационной комиссии является подго-

товка и помещение в печатных органах, в которых публикуются дан-

ные о государственной регистрации юридических лиц, публикации о

ликвидации предприятия и о порядке и сроке заявления требований

его кредиторами. Необходимо иметь ввиду, что срок, устанавливае-

мый для заявления кредиторами своих требований, не может быть ме-

нее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

«Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых

публикуются данные о государственной регистрации юридического ли-

ца, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления

требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух

месяцев с момента публикации о ликвидации.» (п. 1 ст.63 ГК РФ)

В зависимости от статуса ликвидируемого предприятия публикации

могут быть помещены в местных многотиражных изданиях, газетах

субъектов Федерации или в центральной прессе. В сложных случаях,

когда ожидается судебное разбирательство по вопросам взыскания

кредиторской задолженности, наиболее предпочтительным является

помещение публикаций в официальном издании, специально предназа-

наченном для данных целей, — в «Вестнике Высшего Арбиртражного

Строгой привязке к календарным срокам требует и вопрос увольне-

ния работников ликвидируемого предприятия. Кодексом законов о

труде РФ предусмотренно, что о предстоящем высвобождении работни-

ки предупреждаются персонально под расписку не менее, чем за два

месяца до фактического увольнения.

Практически эту работу лучше организовать путем проведения соб-

рания трудового коллектива, на котором следует изложить решение

акционеров (участников) о ликвидации и разъяснить права увольняе-

Ликвидационная комиссия обязана также:

а) не менее, чем за 3 месяца до фактического увольнения предста-

вить соответствующему профсоюзному органу информацию о возможном

массовом высвобождении работников;

б) не позднее, чем за 3 месяца довести до сведения органа службы

занятости данные о предстоящем высвобождении каждого конкретного

работника с указанием его профессии, специальности, квалификации

и размере оплаты труда, а также, в случае необходимости, — его

принадлежности к числу кредиторов первой очереди.

При подготовке ликвидационных мероприятий и при последующих фи-

нансовых расчетах необходимо также помнить о том, что за высво-

божденными работниками сохраняется на период трудоустройства, но

не более, чем на 3 месяца, средняя заработная плана с учетом ме-

сячного выходного пособия и непрерывный трудовой стаж. Высвобож-

денным работникам предоставляется также другие льготы и компенса-

ции в соответствии с законодательством.

Следующий важный шаг в работе ликвидационной комиссии — выявле-

ние кредиторов и их письменное уведомление о ликвидации предприя-

тия. » Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению креди-

торов и получению дебиторской задолженности, а также письменно

уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. » (п.1 ст.

63 ГК РФ) При нормально налаженном учете сделать это не составит

труда. Необходимо также помнить, что в современных условиях, кре-

дитор предприятия зачастую сам является его должником. Поэтому к

уведомлению в его адрес целесообразно приложить и соглашение о

погашении взаимной задолженности. В случае, если кредитор отказы-

вается от заключения подобного соглашения, необходимо дебитор-

ской задолженности, речь о которой пойдет ниже. При этом, если

его обязательства оформлены соответствующим образом, их зачет мо-

жет быть отражен в промежуточном ликвидационном балансе.

Больше всего времени в процедуре ликвидации, как показывает

практика, занимает урегулирование вопросов с налоговой инспек-

цией и внебюджетными фондами, такими, как фонд обязательного ме-

дицинского страхования, фонд занятости, фонд социального страхо-

вания, пенсионный фонд и прочие. Каждая из этих организаций в

праве назначить проверку отчетности предприятия с целью уточне-

ния правильности расчетов налогов и платежей. Поэтому, сразу пос-

ле должна обратиться в указанные инстанции с тем, чтобы опреде-

лить характер взаимоотношений с ними и успеть в течение двух ме-

сяцев завершить необходимые расчеты.

Каждый из указанный фондов и налоговая инспекция могут потребо-

вать приложить к заявлению различные документы. Так:

— фонд обязательного медицинского страхования интересуют: справ-

ка из банка о наличии средств на расчетном счете на дату приня-

тия решения о ликвидации, квартальные отчеты за последние два го-

да, копии платежных поручений по перечислениям платежей в фонд за

— фонд социального страхования требует подтверждение банка о зак-

рытии расчетного счета, а также отчет за год предшествующий лик-

— в налоговую инспекцию необходимо представить всю бухгалтерскую

отчетность предприятия за весь период его деятельности. Кроме то-

го, налоговая инспекция может предложить провести независимую ау-

диторскую проверку с целью подтверждения отчетности ликвидируе-

Очевидно, что окончательные расчеты с бюджетом и внебюджетными

фондами, а значит, и снятие с учета в соответствующих инстанциях

будут произведены только после урегулирования отношений с креди-

торами предшествующих очередей, однако в целях экономии времени

важно начать взаимодействие с этими учреждениями как можно раньше.

Следующий важный шаг, в особенности требующий творческого под-

— это выявление дебиторов и принятие мер по взысканию дебитор-

ской задолженности. Практика показывает, что предприятия знают и

помнят своих должников гораздо лучше, чем кредиторов, по тем или

иным причинам не могут взыскать с них задолженность.

Среди дебиторов — потребители продукции предприятия, государ-

ственный бюджет, свои работники. Среди причин неплатежей — отсут-

ствие средств на счетах потребителей и в гос. бюджете, намерен-

ное затягивание сроков оплаты поставок с целью дополнительно обо-

рота свободных денежных средств, ошибки при составлении хозяй-

ственных договоров и другие. Единой рекомендацией по вопросу о

том, как строить свои взаимоотношения с должниками, не существу

решена. В то же время, в ходе процедуры ликвидации проблема воз-

врата своих средств выглядит несколько по-иному. Ликвидируемое

предприятие, как правило, не отличается финансовым благополучием,

кредиторами, оно стремится максимально соответствовать их требо-

ваниям, изыскивать ликвидные средства для погашения собственной

задолженности. Здесь затрагиваются интересы совладельцев пред-

приятия, а не только его штатного состава. В данном случае во

взаимоотношениях с дебиторами наиболее уместно арбитражное произ-

После окончания срока предъявления требований кредиторами, то

есть через два месяца после публикации объявления о ликвидации,

ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный

баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируе-

мого предприятия, перечни предъявленных кредиторами требований, а

также о результатах их рассмотрения. (п.2 ст.63 ГК РФ)

Данный баланс утверждается общим собрание акционеров (участни-

ков) предприятия по согласованию с органом, осуществляющим госу-

дарственную регистрацию юридических лиц.

В случае выявления в ходе ликвидационного процесса недостаточ-

ности денежных средств предприятия для удовлетворения требований

кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущес-

тва предприятия с публичных торгов в порядке, установленном для

исполнения судебных решений. Необходимо отметить, что данная нор-

ма ГК РФ распространяется исключительно предприятия, ликвидируе-

xreferat.com