Проблемы среди несовершеннолетних

7 основных причин подростковой преступности и пути их решения

По данным Генеральной прокуратуры РФ, в 2013 году рост подростковой преступности в Москве увеличился на 24,1%. При этом почти на 40% возросло количество совершенных несовершеннолетними краж, грабежей и разбоев. Чем вызван такой всплеск детской преступности и какие имеются пути его преодоления, обсудили члены Общественной палаты РФ на экстренном расширенном заседании Комиссии по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов, состоявшемся в середине февраля 2014 года.

Причина № 1: слабая профилактика правонарушений среди несовершеннолетних

Под профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних понимают систему социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних (ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).

По данным ГУ МВД России по г. Москве, за 2013 год в целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних было проведено 1884 мероприятия. В частности, в образовательных учреждениях города Москвы было прочитано свыше 15 тыс. лекций по профилактике преступлений, о вреде наркомании, токсикомании и алкоголизма. За указанный период ГУ МВД России по г. Москве совершило 5 комплексных оперативно-профилактических операций «Подросток» и 114 специализированных рейдов. В ходе мероприятий в территориальные отделы МВД России по районам г. Москвы было доставлено 13 870 несовершеннолетних, привлечено к административной ответственности 6025 родителей и 3591 подросток.

Однако не стоит забывать, что проблема профилактики правонарушений среди несовершеннолетних – это комплексная проблема, и она касается не только правоохранительных органов, но и всех субъектов профилактики (в том числе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов управления социальной защитой населения, органов опеки и попечительства и т.д.). «Правоохранители не обязаны воспитывать наших детей. Правоохранители – это те люди, которые могут отсигналить о проблемах, из-за которых дети оказались в трудной ситуации. Мы же перевешиваем всю ответственность за профилактику на силовые структуры. Посмотрите, у нас всегда спрос с прокуратуры, с МВД России. Конечно, МВД России курирует комиссию о профилактике правонарушений и старается что-то предпринять, но очевидно, что это не головное ведомство, которое должно так или иначе формировать политику в этой области. Мы должны выстроить систему профилактики общественных структур неправоохранительного характера«, – заявила Ольга Костина, заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов, председатель Правления Межрегиональной правозащитной общественной организации «Сопротивление».

Причина № 2: плохая организация общественной работы с несовершеннолетними

По данным Генеральной прокуратуры РФ, около 75% несовершеннолетних, совершивших преступления в 2013 году, – учащиеся и студенты. В связи с этим представляется логичным создание в учебных заведениях специальных органов, способствующих формированию правосознания подростков и предупреждению совершения парвонарушений.

В рамках реализации плана мероприятий МВД России по выполнению Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» во многих образовательных учреждениях созданы отряды «Юные друзья полиции». Указанные отряды имеют правоохранительную направленность и ставят основной задачей профилактику правонарушений несовершеннолетних.

Хороший опыт работы с проблемными подростками показывают созданные во многих учебных учреждениях «Службы примирения». Урегулирование спора при помощи этой службы напоминает медиацию: ученики разбирают конфликты между своими сверстниками и ребятами из младших классов. В проекте принимают участие школьники средних и старших классов, а руководит процессом социальный педагог, прошедший тренинг по восстановительной медиации. «Не акции и не лекции, а медиация должна быть первичной основой профилактики«, – считает Олег Зыков, директор Института наркологического здоровья нации при Общественной палате РФ. Однако торопиться с введением обязательной «Службы примирения» в каждом учебном заведении не стоит. Нодари Хананашвили, к. ю. н., член Общественного совета города Москвы так отзывается о школьной медиации: «Было бы серьезной ошибкой, если бы мы завтра распорядились создать по всей России школьные «Службы примирения». Послезавтра у нас отчитались бы, что службы созданы, только на деле ничего не произойдет. Очень важно выстраивать эту работу осторожно, ведь это своего рода социальное садовничество, садоводство, очень аккуратное и очень тонкое«.

Порой общественные формирования по работе с несовершеннолетними имеют очень серьезный профилактический эффект. Такие органы, как «Совет отцов» и «Совет бабушек» создаются в целях активизации участия родительской общественности в организации эффективной работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. В частности, «Школьный совет отцов» организует профилактическую работу с семьями, состоящими на учете. «Школьный совет бабушек» – орган общественного объединения, созданный в целях содействия семье и школе в осуществлении образовательного процесса, развития, воспитания и защиты школьников и обучающихся. Указанные органы помогают сформировать у несовершеннолетних уважение к общечеловеческим ценностям: морали, нравственности, культуре поведения.

«Советы профилактики правонарушений» в образовательных учреждениях помогают комплексно решать проблемы подростков. При работе указанных советов формируется единый подход к проблемам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защищаются права подростков, осуществляется их социальная реабилитация, адаптация и коррекция.

Безусловно, указанные выше сообщества оказывают благотворное влияние на подростков, но основную воспитательную функцию осуществляют учителя и родители несовершеннолетних. И если государство не может заставить родителя регулярно проводить с детьми воспитательные беседы, обучить его основам нравственности и толерантности, выработать у учащегося стройкую неприязнь к преступной среде, то вменить это в обязанность образовательного учреждения – задача реальная.

Причина № 3: отсутствие воспитательной функции в системе обучения

«Система образования декларирует, что ее главная задача – учить и воспитывать, – напоминает член Общественной палаты РФ Сергей Симак. – На самом деле вся система образования в России ориентирована на дрессировку, на натаскивание на знания. Воспитание при всех многочисленных декларациях остается «под ковром». Мы неоднократно этот вопрос поднимали, но на что всегда будет ориентирован учитель и директор? На те показатели, которые у него проверяют. Что у него проверяют? ЕГЭ. Все остальное не проверяют, это не целевые показатели«.

При этом будет не лишним отметить, что п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет образование как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства. «В школах вообще убрали систему воспитания. Закрыт вход для патриотических клубов. Никто не работает с преподавателями«, – подчеркнул член Общественной палаты РФ Антон Цветков.

В отношении некоторых трудных подростков необходима организация оказания психологической помощи. «Линия со школьным психологом не выстроена, ее просто не существует, – утверждает уполномоченный по правам ребенка в городе Москве Евгений Бунимович. – Посмотрите рейтинги школ – это ЕГЭ, ГИА и т. д. А ведь рейтинг школ, это не пустой звук: это гранты, дополнительные выплаты учителям и всем остальным. Мы можем много говорить красивых слов о подростке, о возрастной физиологии, но если все знают, что за это школа получает дополнительное финансирование, за это получают поощрения учителя и т. д., они и будут заниматься прежде всего предметниками. Мы можем говорить, что нужно отправлять врачей, психологов на переподготовку, но школы, которые получают на это деньги, будут отправлять математиков, учителей русского языка и литературы, потому что это обязательные экзамены. Когда мы оцениваем школы, то давайте посмотрим, что за атмосфера в этой школе, что происходит с ее детьми после обязательных занятий. Это все должно быть вписано в отчетный критерий, а не только выпускной экзамен или какой-то еще«.

При проведении независимой оценки качества образования помимо мониторинга общей напряженности в школе, наличия факультативных занятий и досуговых центров не будет лишним включить оценку системы безопасности учебных заведений, ведь согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» создание безопасных условий обучения является обязанностью образовательной организации.

Причина № 4: недостаточная организация системы безопасности учебных заведений

3 февраля 2014 года в московской школе № 263 произошел трагический случай. Учащийся 10-го класса, угрожая оружием охраннику, зашел в кабинет на первом этаже, в котором шел урок географии, захватил в заложники своих одноклассников и убил двух человек – учителя и полицейского. Абсолютно очевидно, что не из-за слабой физической подготовки школьного охранника и не из-за отсутствия у него боевого пистолета подросток решился на совершение преступления. Однако надлежаще организованная системы безопасности способна остановить несовершеннолетнего нарушителя, а самое главное – защитить невиновных людей, оказавшихся жертвами преступника.

Владимир Слепак, член Общественной палаты РФ так высказался о проблеме: «У нас есть вообще система безопасности в школах? Ее нету. Я отец пятерых детей, регулярно вожу их в школу и наблюдаю людей, не похожих ни на охранников, ни на сторожей. Это вахтеры, которые готовы работать за 10 000-12 000 руб. Хотите сделать систему безопасности – пожалуйста, есть система вневедомственной охраны. Сегодня те люди, которые работают в режиме ЧОПа, обязательно должны иметь подготовку, пройти полицейскую или другую службу. Во всем мире создаются органы резерва, которые сегодня обеспечивают охрану детских учебных учреждений. И по-моему, мы должны принять вот эти первоочередные меры, чтобы защитить наших детей. Надо создать условия для обеспечения комплексной безопасности детей на всей территори нашей страны«. Помимо этого, Владимир Слепак выступил за необходимость создания во всех учебных заведениях паспортов безопасности (официальной информационно-справочной документации, которая предназначена для определения готовности к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, уменьшению рисков их возникновения, а также смягчению последствий) с возможностью их утверждения и проверки родителями учащихся.

Причина № 5: проблемы межведомственного взаимодействия

В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждения уголовно-исполнительной системы (ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»). А это значит, что для организации эффективной работы по профилактике подростковой преступности необходимо взаимодействие всех указанных выше органов.

«Мы регулярно собираем представителей Минобрнауки России, Минздрава России, ФСКН России, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. В каждом субъекте РФ мы проводим совещания и семинары, на которых идет обмен опытом работы«, – отчитался начальник Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации МВД России Юрий Демидов. И тем не менее, недостаточное межведомственное взаимодействие является одним из важнейших факторов увеличения роста преступности среди несовершеннолетних. «Если вы занимаете нишу в своем направлении, вы можете сколько угодно это делать, но толку от этого не будет, пока вы не начнете взаимодействовать с другими органами«, – высказал свою позицию Анатолий Кучерена, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов.

Причина № 6: излишне мягкая ответственность за совершение преступления

Напомним, что особенностям привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних посвящена глава 14 УК РФ. Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет. К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (ст. 87 УК РФ).

Некоторые правоприменители утверждают, что срок привлечения к уголовной ответственности необходимо снизить с 14 до 12 лет, а судам чаще использовать в качестве меры наказания к таким лицам ограничение и лишение свободы. Абсолютно противоположеной точки зрения об ответственности несовершеннолетних придерживается Олег Зыков: «Абсолютно мерзейшая тема – снижение возраста уголовной ответственности детей до 12 лет. Как это может быть в нашем государстве и обществе, где нет никакой системы? Это издевательство над детьми. Ни в коем случае нельзя снижать возраст уголовной ответственности, этот разговор должен быть прекращен«.

Причина № 7: отсутствие системы пробации

Пробация форма условного осуждения, при которой суд направляет осужденного на определенный срок под наблюдение чиновника службы пробации, которому поручается осуществлять контроль за его поведением. Оставленному на свободе осужденному надлежит исполнять установленные приговором правила поведения (например, пройти курс обучения или лечения, отказаться от посещения определенных мест и встреч с определенными людьми, проживать по указанному адресу и т. д.). В настоящее время института пробации в нашей стране нет, хотя споры о его создании длятся уже несколько лет. Введение пробации в России предусматривает также создание специализированной службы исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.

Многие общественные деятели (например, Олег Зыков, а также член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Андрей Бабушкин) придерживаются мнения, что появление в России системы пробации поможет решить проблему подростковой преступности. «Я полагаю, что именно сейчас тот ключевой, поворотный момент, когда мы четко можем заявить руководству страны, что пробация входит в число важнейших приоритетов. Я убежден, что именно на пути пробации работа с трудным подростком в тот момент, когда он еще не совершил преступление, и работа с ним, когда он совершил маленькое преступление, но не совершил большого – это намного более плодотворный путь, чем повышение наказания» – высказался Андрей Бабушкин.

По итогам проведения экстренного расширенного заседания Комиссии по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов Общественная палата РФ подготовит рекомендации, которые будут направлены в Совет безопасности РФ с просьбой дать поручения различным ведомствам подготовить предложения и выработать регламент по профилактике работы с трудными подростками.

Документы по теме:

Новости по теме:

Инфографика:

7 февраля 2014
Безопасность детей в образовательных учреждениях России
3 февраля 2014 года произошел трагический случай. Учащийся 10-го класса московской школы № 263 захватил в заложники свой класс и убил двух человек – учителя и полицейского. Пока следователи выясняют причины, приведшие к этой трагедии, мы подготовили подборку аналогичных случаев, происходивших в России в последние годы. Какие учебные заведения подвергались нападению, сколько человек при этом пострадали и как обеспечивается безопасность учащихся в России и других странах — узнайте из нашей инфографики.

www.garant.ru

Проблемы среди несовершеннолетних

СОГБУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и семей»

СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Единый общероссийский номер на помощь детям

8-800-2000-122

звонок осуществляется бесплатно с любых телефонов!

Дорогие ребята и уважаемые родители, а так же любые взрослые небезразличные к судьбе детей и подростков!

Детский Телефон Доверия работает для Вас и ради Вас. Вы можете обратиться за помощью в любое время с понедельника по пятницу с 9.00-21.00, в субботу с 9.00-16.00. По вопросам, требующим экстренной психологической помощи: жестокое обращение, сексуальное насилие по отношению к ребёнку, суицидальные мысли или тяжелое эмоциональная состояния, любые сложные и экстренные ситуации, возникающие в жизни. Кроме этого вы можете обратиться на ДТД по вопросам детско-родительских отношений, отношений со сверстниками, и любым другим вопросам, касающимся жизни и деятельности детей и подростков. Помощь оказывается квалифицированными специалистами, абсолютно бесплатно, анонимно и конфиденциально, с любого телефона при любом тарифном плане из любой точки России! Звоните и Вам помогут. Наша помощь на расстоянии Вашего звонка.

Анализ актуальных проблем, волнующих современных подростков

В марте — июне 2012 года специалистами СОГБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения» было проведено исследование на тему: «Актуальные проблемы современных подростков».

В исследовании приняли участие 628 подростков от 11 до 17 лет, учащиеся средних общеобразовательных школ города Смоленска и Смоленской области. Из них 287 респондентов женского пола (45,7 %), 341 респондент мужского пола (54,3 %).

Анкета была анонимной, включала в себя 7 вопросов.

Распределение респондентов по возрасту выглядит следующим образом:

Таким образом, надо отметить, что в группе подростков, принявших участие в анкетировании, преобладают респонденты 13-14 лет.

Результаты ответов на вопросы анкеты:

Вопрос 1. По твоему мнению, какие проблемы больше всего волнуют современных подростков?

а. Плохие отношения с родителями

б. Проблемы с друзьями

в. Проблемы со второй половинкой

г. Проблемы с учебой

д. Алкоголь и курение

ж. Скука, депрессия

з. Интернет зависимость

Из предложенных вариантов подростки выбирали несколько ответов. Исследование показывает, что преобладающее количество респондентов считают, что современных подростков больше всего волнуют проблемы алкоголя и курения, на втором месте стоит проблема с обучением, на третьем месте интернет зависимость и проблемы со второй половиной. Это свидетельствует о том, что большинство подростков, так же как и большинство их родителей (которые обращаются за помощью в Центр) считают, что проблемы зависимости от интернета, алкоголя и курения, а также трудности в бучении являются актуальными проблемами в современном мире. Данные результаты свидетельствуют о необходимости активного включения социальных педагогов, педагогов-психологов, классных руководителей в решение выше перечисленных проблем подростков.

Вопрос 2. Какие еще проблемы, на твой взгляд, волнуют современных подростков?

Проценты

алкогольная и наркотическая зависимость, табакокурение

проблемы с обучением

непонимание окружающих, невозможность выразить своё мнение, зависимость от социума, отсутствие возможности показать себя, невозможность выделиться, потому что презирают, проблема одиночества

нехватка денег, проблемы с карманными деньгами, невозможность что-либо купить (гитару)

профессиональный выбор, самореализация, как выбрать правильную профессию, чтобы не пожалеть, чтоб нравилось и хорошо оплачивалась, куда пойти учиться

проблемы с друзьями (мнения сверстников, статус в своей компании и др.)

экзамены, такие как ЕГЭ, так и поступление в ВУЗы

жестокое обращение в среде сверстников

плохие отношения с родителями (в т.ч. уходы из дома);

проблемы со второй половинкой, сюда же вошли проблемы с девушками вообще, привязанность

вопросы секса, сексуальные отношения, нерегулярная половая жизнь, порнография

внутренние проблемы, комплексы, низкая самооценка, вопросы «кто я»?

политические проблемы (коррупция, терроризм, напряженность между Ираном и США и др.)

вопросы здоровья (СПИД, нежелательная беременность и т. д.)

проблема с полицией (воровство, хулиганство)

потеря близких и родных людей

не указали свой вариант ответа

При ответе на второй вопрос большинство респондентов не смогли указать свой вариант проблем. Определенное количество учащихся указали такие же варианты, которые выбирали в первом вопросе, например, алкогольная и наркотическая зависимость, проблемы с обучением, проблемы с друзьями, зависимость от интернета, плохие отношения с родителями. Повторный выбор подростками данных проблем подтверждает то, что в современном мире они актуальны.

Небольшой процент респондентов акцентировали свое внимание на проблеме сексуальных отношений, суицида, профессионального выбора, одиночества, жестокого обращения в среде сверстников и др. Все варианты проблем, предложенные подростками, можно просмотреть в таблице, указанной выше. Проанализировав полученные результаты можно сделать вывод о том, что в современной подростковой среде присутствуют различные проблемы, в решении которых подросткам может понадобиться помощь близких людей. Поэтому родителям стоит стремиться к формированию доверительных отношений со своими детьми, но и при этом стараться не забывать о родительском контроле, а так же о помощи специалистов. Стоит отметить, что проблемы, о которых заявляли подростки, являются актуальными проблемами подросткового возраста.

Вопрос 3. Как ты думаешь, как подростки решают свои проблемы?

(от общего количества респондентов)

а. обращаются за помощью к родителям;

б. ищут поддержки у других родственников;

в. решают проблемы вместе со своими друзьями;

г. идут к социальному педагогу школы/педагогу-психологу;

д. просят совета у своих старших товарищей;

е. обращаются к специалистам других учреждений;

(респонденты выбирали несколько вариантов ответов)

Большинство респондентов в случае возникновения у них проблем обратились бы за помощью к друзьям (данный вариант выбрало большее количество подростков), на втором месте стоит вариант обратиться за помощью к родителям, на третьем месте к старшим товарищам, на четвертом вариант самостоятельного решения проблемы. Также подростки предлагали другие варианты, куда бы они смогли обратиться за помощью в случае возникновения у них проблем, например: позвонят на Детский Телефон доверия, обратятся к классному руководителю, найдут решение и интернете или просто переждут, когда проблема сама исчезнет. Среди ответов есть и такие, как: уйдут из дома (0,2%), совершат суицид (0,3%), впадут в депрессию (0,3%), начнут употреблять алкоголь (1,1%) и др. Лишь небольшой процент респондентов считают, что подростки никак не решают своих проблем. Данные результаты свидетельствуют о том, что современные подростки все же осознают, что в случае возникновения у них проблем, они будут обращаться за помощью. Так как большинство ответов свидетельствует, что обращаться они будут, прежде всего, к своим друзьям, то возможно специалистам следует обратить внимание на формирование психологической культуры подростков.

Вопрос 4. Знаешь ли ты учреждения, где подростку могут оказать помощь?

в. Затрудняюсь ответить

Большинство респондентов либо не знают учреждений, где подростки могут получить помощь, либо затрудняются с ответом.

Некоторые из респондентов, которые ответили на данный вопрос положительно, предлагали варианты учреждений, где подростки могут получить различную помощь: психологи в школе и вообще психологи, социальные педагоги, учителя в школе; телефоны доверия, горячие линии; полиция, психологические Центры, центр Млада, наркологические отделы и больницы, СОГБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения», социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Феникс», церковь, родители и другие.

Результаты позволяют сделать вывод, что большинство современных подростков все-таки не знают учреждений, где они могли бы получить помощь различных специалистов. На это стоит обратить внимание всех специалистов работающих с детьми и их родителями, это говорит о необходимости постоянного информирования детей и родителей о деятельности тех учреждений, в которые они могли бы обращаться в случае возникновения проблем.

Вопрос 5. Знаешь ли ты, что на территории РФ действует Детский Телефон доверия?

Большинство респондентов знают о том, что на территории РФ функционирует Детский Телефон доверия. Если сравнить результаты опроса подростков 2011 и 2012 года, то на аналогичный вопрос в 2011 году подавляющее большинство подростков ответили, что «они не знают о существовании Детского Телефона доверия». Возвращаясь к опросу 2012 года большинство ответов «да» данного опроса свидетельствует об эффективной и масштабной информационной кампании о деятельности Детского Телефона доверия, проведенной специалистами, работающими с детьми и их родителями.

Вопрос 6. Как ты считаешь, обращаются твои друзья за помощью на Детский Телефон доверия?

Большинство респондентов считают, что их друзья не обращаются за помощью на Детский Телефон доверия. Это может свидетельствовать о том, что большинство подростков полагают, что их друзья лучше обратятся за помощью к ним, к родным, а не к постороннему человеку, либо решат свои проблемы самостоятельно. Данные результаты являются показателем того, что преимущественная часть современных подростков не уверена в эффективности данного вида помощи, либо слабо себе представляет, как эта помощь осуществляется.

Вопрос 7. Ты бы обратился за помощью на Детский Телефон доверия?

Варианты ответов

в. не знаю (поясни свой ответ)

г. другой вариант ответа

Таких проблем не было

Преимущественная часть респондентов мужского и женского пола ответили, что в случае возникновения у них проблем, они не обратились бы за помощью на Детский Телефон доверия. 15,6 % подростков ответили, что обратились бы за помощью. 4,9 % респондентов ответили, что не знают, обратились бы или нет. 7,3 % подростков приводили свои варианты ответов, в которых расшифровывали свой выбор:

таких проблем не было – 1, 5 %;

— решу проблемы самостоятельно — 1,9 %;

— нет уверенности в искренности людей, не хочется делиться с посторонними, сомневаюсь в конфиденциальности, не доверяю — 1,9 %;

— не знал, что есть телефон доверия- 1,7 %;

— лучше к родителями обратиться – 0,3 %.

Таким образом, проанализировав результаты исследования, можно сделать вывод о том, что 49 % современных подростков испытывает трудности в установлении контактов с противоположным полом, родителями, зависима от алкоголя, курения и интернета. Важно отметить, что большинство респондентов осознают, что в решении проблем необходимо опираться на помощь близких людей, однако совсем небольшая часть подростков знает, что помощь можно получить и у специалистов в различных учреждениях.

Большинство подростков знают о том, что такое Детский Телефон доверия, но обращаться на него не хотят. Это может свидетельствовать о том, что они боятся показать свою слабость, им стыдно разговаривать с посторонним человеком о своих переживаниях, либо они плохо представляют себе сам процесс психологической консультации по Детскому Телефону доверия, не уверены в эффективности данного вида помощи. Так же возможно просто не считают свою проблему настолько серьёзной, чтобы обращаться за помощью на Детский Телефон доверия.

Социальным педагогам, педагогам-психологам необходимо уделять внимание наиболее полному информированию детей и подростков о деятельности Детского Телефона доверия, его функциях, особенностях консультирования. Важно информировать детей и подростков о том, что помощь на Детском Телефоне доверия оказывается бесплатно и анонимно, знакомить их с правилами уважительного общения с консультантом. Необходимо проводить как можно больше классных часов, в ходе которых подростки будут знакомиться с процессом консультирования в игровой форме. Важно информировать подростков о тех учреждениях, в которых они могут получить помощь в решении своих проблем, предоставлять им номера данных организаций.

Актуальность вышеперечисленных проблем в подростковой среде предъявляет повышенные требования к психологической устойчивости подростка, к его способности переносить стрессовые ситуации, умению совладать с жизненными трудностями. Они нуждаются не только в помощи родных и друзей, но в помощи специалистов, которые подскажут им как себя лучше вести, как справляться с психологическими трудностями. Для этого они должны обладать полноценной информацией об имеющихся в их городе психологических Центрах, о специалистах, к которым они могут обратиться. Необходимо повышать психологическую культуру подростков, чтобы они могли помочь не только самим себе, но и друг другу. Очень важным в настоящее время является развитие эффективной рекламной деятельности по Детскому Телефону доверия, а так же возможность изучения представлений детей и подростков, что такое по их мнению Детский Телефон доверия.

Иванова Наталья Евгеньевна – педагог-психолог

Новосельцева Ольга Ивановна – педагог – психолог

Кокоткина Наталья Викторовна – зам. директора по социальным вопросам

cpms-smol.ru