Проект кодекса преступлений против мира безопасности человечества

Конвенции и соглашения

Проект кодекса преступлений против мира и безопасности человечества

Преступления против мира и безопасности человечества, определяемые в настоящем кодексе, являются международно-правовыми преступлениями, ответственные за которые индивидуумы наказуются.

Следующие деяния составляют преступления против мира и безопасности человечества:

1) любой акт агрессии, включая применение властями какого-либо государства вооруженной силы против другого государства с какой бы то ни было целью, кроме национальной или коллективной самообороны или исполнения решения или рекомендации компетентного органа Организации Объединенных Наций;

2) любая угроза властей какого-либо государства прибегнуть к акту агрессии против другого государства;

3) подготовка властями какого-либо государства применения вооруженной силы против другого государства с какой бы то ни было целью, кроме национальной или коллективной самообороны или исполнения решения или рекомендации компетентного органа Организации Объединенных Наций;

4) организация властями какого-либо государства или поощрение ими организации вооруженных шаек в пределах его территории или какой-либо другой территории для вторжения на территорию другого государства, или допущение организации таких шаек на его собственной территории, или допущение использования такими вооруженными шайками его территории как операционной базы или отправного пункта для вторжения на территорию другого государства, равно как и прямое участие в таком вторжении или поддержка такового;

5) ведение или поощрение властями какого-либо государства деятельности, рассчитанной на возбуждение междоусобий в другом государстве, или допущение властями какого-либо государства организованной деятельности, рассчитанной на возбуждение междоусобий в другом государстве;

6) ведение или поощрение властями какого-либо государства террористической деятельности в другом государстве или допущение властями какого-либо государства организованной деятельности, рассчитанной на совершение террористических актов в другом государстве;

7) действия властей какого-либо государства, нарушающие обязательства, основанные на каком-либо международном договоре, целью которого является обеспечение международного мира и безопасности посредством сокращения или ограничения вооружений, военной подготовки, укреплений и других ограничений подобного характера;

8) аннексия властями какого-либо государства территории, принадлежащей другому государству, при помощи действий, противоречащих международному праву;

9) вмешательство властей какого-либо государства во внутренние или внешние дела другого государства посредством насильственных мер экономического или политического характера с целью навязать свою волю и таким образом получить какие бы то ни было преимущества;

10) действия властей какого-либо государства или частных лиц, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную этническую, расовую или религиозную группу как таковую, включая:

i) убийства членов такой группы;

ii) причинение тяжких телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;

iii) предумышленное создание для такой группы жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее;

iv) принятие мер, рассчитанных на предупреждение деторождения в среде такой группы;

v) насильственную передачу детей из такой группы в другую группу;

11) бесчеловечные акты, как-то: убийства, истребления, порабощение, высылка или преследования, совершаемые в отношении любого гражданского населения по политическим, расовым, религиозным или «культурным» мотивам властями какого-либо государства или частными лицами, действующими по подстрекательству или при попустительстве этих властей;

12) действия, нарушающие законы или обычаи войны;

13) действия, составляющие:

i) заговор, направленный на совершение какого-либо из преступлений, определяемых в предшествующих пунктах настоящей статьи, или

ii) прямое подстрекательство к совершению какого-либо из преступлений, определяемых в предшествующих пунктах настоящей статьи, или

iii) соучастие в совершении какого-либо из преступлений, определяемых в предшествующих пунктах настоящей статьи, или

iv) покушение на совершение какого-либо из преступлений, определяемых в предыдущих пунктах настоящей статьи.

То обстоятельство, что какое-либо лицо действовало в качестве главы государства или ответственного должностного лица правительства, не освобождает такое лицо от ответственности за совершение какого-либо из преступлений, определяемых в настоящем кодексе.

То обстоятельство, что какое-либо лицо, обвиняемое в совершении какого-либо преступления, определяемого в настоящем кодексе, действовало во исполнение приказа своего правительства или начальника, не освобождает это лицо от ответственности по международному праву, если в условиях того времени оно могло не выполнить этого приказа.

Источник: Работа Комиссии международного права, третье издание, ООН, Нью-Йорк, 1982 год.

www.un.org

Кодекс преступлений против мира и безопасности человечества

В своей резолюции от 21 ноября 1947 г. Генеральная Ассамблея ООН, исходя из принципов международного права, признанных в Уставе Нюрнбергского трибунала и в его приговоре, поручила Комиссии международного права составить проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества. Такой проект был принят Комиссией в 1954 году и представлен на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ООН. Однако Генеральная Ассамблея отложила его рассмотрение до тех пор, пока не будет разработано определение понятия агрессии. Определение агрессии было принято в 1974 году. Но работа над проектом Кодекса возобновилась лишь в 1982 году (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН по этому вопросу принята 10 декабря 1981 г.). С 1983 года Комиссия рассмотрела ряд докладов и на своей 43-й сессии в 1991 году в предварительном порядке приняла в первом чтении проекты статей Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества.

Проект ограничивается исключительно уголовной ответственностью индивидов. В его ст. 3 предусматривается: «Любое лицо, которое совершает преступление против мира и безопасности человечества, несет за это ответственность и подлежит наказанию». В проекте проводится четкое разграничение между ответственностью индивидов и государства. В нем признается, что то или иное лицо может совершить преступление против мира и безопасности человечества не только в качестве индивида, но также как «агент государства», «в интересах государства», «от имени государства». Поэтому обязанность наказывать персонально индивидов не снимает с повестки дня вопрос об ответственности государств. В этой связи в ст. 5 проекта предусмотрено: «Судебное преследование какого-либо лица за преступление против мира и безопасности человечества не освобождает государство от ответственности по международному праву за действие или бездействие, вменяемое этому государству».

Одна из особенностей проекта Кодекса в том, что он предназначен сосредоточить внимание международного сообщества прежде всего на наиболее тяжких преступлениях, которые квалифицируются как преступления против мира и безопасности человечества. В проекте Кодекса нет концептуального определения таких преступлений. Не проводится также различие между преступлениями против мира, военными преступлениями и преступлениями против человечности. Такое различие было бы полезным при определении подхода к конкретным видам преступлений. Однако на данной стадии сотрудничества государств в этой области Комиссия предпочла пойти по другому пути, сделав акцент на особых признаках и критериях тяжести преступления. В проекте Кодекса под преступлениями против мира и безопасности человечества подразумеваются преступления, которые затрагивают сами основы существования человеческого общества. Тяжесть может вытекать либо из характера инкриминируемого деяния (жестокость, чудовищность, варварство и т. п.), либо из масштаба его последствий (массовость, когда жертвами являются народы, население или этнические группы), либо из мотива исполнителя (например, геноцид), либо из нескольких таких элементов.

В соответствии с проектом Кодекса в качестве преступника рассматривается любое лицо, которое совершает или отдает приказ о совершении таких актов, как: агрессия, угроза агрессией вмешательство во внутренние или внешние дела государства геноцид апартеид исключительно серьезное военное преступление вербовка, использование, финансирование и обучение наемников для деятельности, направленной против другого государства, или для цели противодействия законному осуществлению права народов на самоопределение, признанного международным правом международный терроризм совершение, организация, содействие осуществлению, финансирование или поощрение незаконного оборота наркотических средств в крупных масштабах, будь то трансграничный или в пределах одного государства преднамеренное причинение широкомасштабного, долгосрочного и серьезного ущерба окружающей среде насильственное установление или сохранение колониального господства или любой другой формы иностранного господства в нарушение права народов на самоопределение, как оно закреплено в Уставе ООН. Кроме того, под действие Кодекса подпадает любое лицо, которое совершает или отдает приказ о совершении любого из следующих нарушений прав человека: убийство пытки установление или поддержание в отношении лиц положения рабства, подневольного состояния или принудительного труда преследование по социальному, политическому, расовому, религиозному или культурному признакам, осуществляемое на систематической основе или в массовом масштабе депортация или принудительное перемещение населения.

Некоторые из преступлений, определенных в кодексе, а именно агрессия, угроза агрессией, вмешательство, колониальное господство и апартеид, всегда совершаются людьми, занимающими руководящие позиции в политических или военных аппаратах государства либо в его финансовой или экономической сферах. В отношении этих преступлений Кодекс ограничивает круг возможных исполнителей преступлений руководителями и организаторами.

Вторая группа преступлений, а именно вербовка, использование, финансирование и обучение наемников и международный терроризм, подпадает под действие Кодекса в тех случаях, когда в их совершение вовлечены агенты или представители государства.

Преступления третьей группы, а именно геноцид, систематические и массовые нарушения прав человека, исключительно серьезные военные преступления, незаконный оборот наркотиков и преднамеренный и серьезный ущерб окружающей среде, наказуемы в соответствии с Кодексом, кем бы они ни совершались.

В ходе разработки проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества ряд членов Комиссии международного права подняли вопрос о создании международного органа уголовного правосудия. В доктрине международного права и раньше довольно часто высказывались идеи подобного рода. Более того, Генеральная Ассамблея ООН еще в 1948 году в своей резолюции предложила Комиссии международного права рассмотреть вопрос о желательности и возможности создания международного юридического органа, на который было бы возложено рассмотрение дел лиц, обвиняемых в совершении преступления геноцида и других преступлений, отнесенных к компетенции этого органа на основании международной конвенции. Имеются две многосторонние конвенции: о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 года и о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 года, — где соответственно в ст. VI и V наряду с национальной юрисдикцией предусматривается в качестве альтернативной юрисдикция международного уголовного суда в отношении преступлений, предусмотренных в этих конвенциях (для тех государств, которые признают такую юрисдикцию).

truport.ru

Проект кодекса преступлений против мира безопасности человечества

Проект кодекса преступлений против мира и безопасности человечества.

Проект кодекса преступлений против мира и безопасности человечества

Проект Кодекса разработан Комиссией международного права ООН. Цифра в квадратных скобках означает номер соответствующей статьи в тексте, принятом в первом чтении.

Сфера охвата и применение настоящего Кодекса

1. Настоящий Кодекс применяется к преступлениям против мира и безопасности человечества, перечисленным в Части II.

2. Преступления против мира и безопасности человечества являются преступлениями по международному праву и наказуются как таковые, вне зависимости от того, наказуемы ли они по внутригосударственному праву.

Индивидуальная ответственность и наказание

1. Преступление против мира и безопасности человечества влечет за собой индивидуальную ответственность.

2. Лицо несет ответственность за преступление агрессии в соответствии со статьей 15.

3. Лицо несет ответственность за какое-либо из преступлений, перечисленных в статьях 16, 17 или 18, если такое лицо:

a) умышленно совершает подобное преступление;

b) отдает приказание о совершении подобного преступления, которое фактически имеет место или на которое совершается покушение;

c) не предотвращает или не пресекает совершения подобного преступления в обстоятельствах, предусмотренных в статье 15;

d) осознанно помогает, подстрекает или иным образом пособничает, непосредственно и существенно, совершению подобного преступления, включая предоставление средств для его совершения;

e) непосредственно участвует в планировании или сговоре с целью совершения подобного преступления, которое фактически имеет место;

f) прямо и публично подстрекает другое лицо к совершению подобного преступления, которое фактически имеет место;

g) покушается на совершение подобного преступления путем принятия действий к началу исполнения преступления, которое фактически не имеет места по обстоятельствам, не зависящим от его намерений.

4. Лицо, ответственное за преступление против мира и безопасности человечества, подлежит наказанию, которое соразмерно характеру и тяжести соответствующего преступления.

Тот факт, что настоящий Кодекс предусматривает ответственность отдельных лиц за преступления против мира и безопасности человечества, не наносит ущерба никакому вопросу ответственности государств по международному праву.

Приказ правительства или начальника

Тот факт, что какое-либо лицо, обвиняемое в совершении преступления против мира и безопасности человечества, действовало во исполнение приказа своего правительства или начальника, не освобождает это лицо от уголовной ответственности, но может быть учтен как смягчающее обстоятельство, если это диктуется интересами правосудия.

Факт совершения преступления против мира и безопасности человечества подчиненным не освобождает его начальников от уголовной ответственности, если они знали или имели основание знать в тех обстоятельствах, что этот подчиненный совершает или собирается совершить такое преступление, и если они не приняли все необходимые меры в рамках своих полномочий в целях предупреждения или пресечения этого преступления.

Официальный статус и ответственность

Официальный статус лица, совершающего преступление против мира и безопасности человечества, даже если оно действовало как глава государства или правительства, не освобождает его от уголовной ответственности и не является смягчающим обстоятельством.

Без ущерба для юрисдикции международного уголовного суда каждое государство-участник принимает такие меры, которые могут быть необходимы для установления своей юрисдикции в отношении преступлений, перечисленных в статьях 16, 17 и 18. Юрисдикцией в отношении преступления, предусмотренного в статье 15, обладает Международный уголовный суд.

Обязательство в отношении выдачи или судебного преследования

Государство-участник, на территории которого находится лицо, которое, как предполагается, совершило одно из преступлений, перечисленных в статьях 16, 17 или 18, выдает это лицо или возбуждает против него судебное преследование.

Выдача предполагаемых преступников

1. Если преступления, перечисленные в статьях 16, 17 и 18, не включены в качестве преступлений, влекущих выдачу, в любой договор о выдаче, заключенный между государствами-участниками, они считаются включенными в качестве таковых в такой договор. Государства-участники обязуются включить такие преступления в качестве преступлений, влекущих выдачу, в любой договор о выдаче, заключаемый между ними.

2. Если государство-участник, которое обусловливает выдачу наличием договора, получает просьбу о выдаче от другого государства-участника, с которым оно не имеет договора о выдаче, оно может, по своему усмотрению, считать настоящий Кодекс правовым основанием для выдачи в связи с такими преступлениями. Выдача производится с соблюдением условий, предусмотренных законодательством запрашиваемого государства.

3. Государства-участники, не обусловливающие выдачу наличием договора, рассматривают в отношениях между собой такие преступления в качестве преступлений, влекущих выдачу, с соблюдением условий, предусмотренных законодательством запрашиваемого государства.

4. Каждое из этих преступлений рассматривается, для целей выдачи, осуществляемой государствами-участниками, как если бы оно было совершено не только там, где фактически имело место, но и на территории любого другого государства-участника.

Неприменимость сроков давности]

1. Лицо, обвиняемое в совершении преступления против мира и безопасности человечества, считается невиновным до тех пор, пока его виновность не будет доказана, и вправе пользоваться без дискриминации минимальными гарантиями, полагающимися всем людям в отношении права и фактов, и имеет следующие права:

a) для установления обоснованности любого предъявленного ему обвинения, на справедливое и публичное разбирательство своего дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным надлежащим образом на основании закона;

b) быть незамедлительно и подробно уведомленным, на языке, который оно понимает, о характере и основании предъявленного ему обвинения;

c) иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты и сноситься с выбранным им самим защитником;

d) быть судимым без неоправданной задержки;

e) быть судимым в его присутствии и защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника; если оно не имеет защитника, быть уведомленным об этом праве; и иметь назначенного ему защитника безвозмездно, когда у него нет достаточно средств для оплаты услуг этого защитника;

f) на допрос показывающих против него свидетелей или на то, чтобы эти свидетели были допрошены, а также на вызов и допрос его свидетелей на тех же условиях, которые существуют для свидетелей, показывающих против него;

g) пользоваться бесплатной помощью переводчика, если оно не понимает языка, используемого в суде или не говорит на нем;

h) не быть принуждаемым к даче показаний против самого себя или к признанию себя виновным.

2. Каждый, кто осужден за какое-либо преступление, имеет право на то, чтобы его осуждение и приговор были пересмотрены согласно закону.

Non bis in idem

1. Никто не привлекается к ответственности за преступление против мира и безопасности человечества, за совершение которого данное лицо уже было окончательно осуждено или оправдано международным уголовным судом.

2. Лицо не может быть вновь привлечено к судебной ответственности за преступление, за которое оно уже было окончательно осуждено или оправдано национальным судом, за исключением следующих случаев:

a) в случае международного уголовного суда, если:

i) деяние, которое являлось основанием для приговора, вынесенного национальным судом, было квалифицировано этим судом как общеуголовное преступление, а не как преступление против мира и безопасности человечества; или

ii) судебное разбирательство в национальном суде не являлось беспристрастным или независимым, или преследовало цель укрыть обвиняемого от международной уголовной ответственности, или если судебное дело не велось с должной тщательностью;

b) в случае национального суда другого государства, если:

i) деяние, которое являлось основанием для ранее вынесенного приговора, имело место на территории данного государства; или

ii) данное государство явилось основной жертвой преступления.

3. В случае повторного осуждения в соответствии с настоящим Кодексом, суд при вынесении приговора засчитывает ту часть срока наказания, которую уже отбыло это лицо по приговору национального суда за то же деяние.

Отсутствие обратной силы

1. Никто не может быть осужден в соответствии с настоящим Кодексом за деяния, совершенные до его вступления в силу.

2. Ничто в настоящей статье не мешает судить любое лицо за любое деяние, которое в момент его совершения являлось преступным в соответствии с международном правом или внутригосударственным правом.

Статья 13 [14, пункт 1]

Компетентный суд определяет допустимость оправданий в соответствии с общими принципами права в свете характера каждого преступления.

Статья 14 [14, пункт 2]

Смягчающие вину обстоятельства

Постановляя приговор, суд в необходимых случаях принимает во внимание смягчающие вину обстоятельства в соответствии с общими принципами права.

Часть II. Преступления против мира и безопасности человечества

Любое лицо, которое как руководитель или организатор активно участвует в или отдает приказ о планировании, подготовке, начале или проведении агрессии, совершенной государством, несет ответственность за преступление агрессии.

Геноцид означает любой из следующих актов, совершаемых с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую, включая:

а) убийство членов такой группы;

b) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;

c) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на ее полное или частичное физическое уничтожение;

d) принятие мер, рассчитанных на предотвращение деторождения в среде такой группы;

e) насильственную передачу детей из одной группы в другую группу.

Преступления против человечности

Преступление против человечности означает любое из следующих деяний, когда они совершаются в систематическом порядке или в больших масштабах и провоцируются или направляются правительством или любой организацией или группой:

a) умышленное убийство;

b) уничтожение людей;

e) преследование по политическому, расовому, религиозному или этническому признакам;

f) институализированная дискриминация по расовому, религиозному или этническому признакам;

g) произвольная депортация или принудительное перемещение населения;

h) насильственное исчезновение лиц;

i) другие бесчеловечные деяния, наносящие серьезный ущерб физической или психической неприкосновенности, здоровью или человеческому достоинству, такие, как нанесение увечья, причинение тяжких телесных повреждений и сексуальное надругательство.

Любое из перечисленных ниже военных преступлений является преступлением против мира и безопасности человечества, если оно совершается в систематическом порядке или в больших масштабах:

a) Любое из следующих деяний, совершенных в нарушение международного гуманитарного права:

i) преднамеренное убийство;

ii) пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты;

iii) преднамеренное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья либо ущерба здоровью;

iv) незаконное, бессмысленное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемое военной необходимостью;

v) принуждение военнопленного или другого лица, пользующегося защитой, служить в вооруженных силах неприятельской державы;

vi) умышленное лишение военнопленного или другого находящегося под защитой лица права на беспристрастное и нормальное судопроизводство;

vii) незаконное депортирование или перемещение, или незаконный арест лиц, пользующихся защитой;

viii) взятие заложников.

b) Любое из следующих деяний, совершенное преднамеренно в нарушение международного гуманитарного права и являющееся причиной смерти или серьезного телесного повреждения или ущерба здоровью:

i) превращение гражданского населения или отдельных гражданских лиц в объект нападения;

ii) совершение нападения неизбирательного характера, затрагивающего гражданское население или гражданские объекты, когда известно, что такое нападение явится причиной чрезмерных потерь жизни, ранений среди гражданских лиц или причинит ущерб гражданским объектам;

iii) совершение нападения на установки или сооружения, содержащие опасные силы, когда известно, что такое нападение явится причиной чрезмерных потерь жизни, ранений среди гражданских лиц или причинит ущерб гражданским объектам;

iv) совершение нападения на лицо, когда известно, что оно прекратило принимать участие в военных действиях;

v) вероломное использование отличительной эмблемы красного креста, красного полумесяца или красного льва и солнца или других признанных защитных знаков;

c) любое из следующих деяний, совершенное преднамеренно в нарушение международного гуманитарного права:

i) перемещение оккупирующей державой части ее собственного гражданского населения на оккупированную ею территорию;

ii) неоправданная задержка репатриации военнопленных или гражданских лиц;

d) посягательство на человеческое достоинство в нарушение международного гуманитарного права, в частности оскорбительное и унижающее обращение, изнасилование, принудительная проституция и любые формы непристойного нападения;

e) любое из следующих деяний, совершенное в нарушение законов и обычаев войны:

i) применение отравляющих веществ или других видов оружия, предназначенных для причинения излишних страданий;

ii) бессмысленное разрушение городов, поселков или деревень или разорение, не оправданное военной необходимостью;

iii) нападение на незащищенные города, деревни, жилища или здания либо их обстрел с применением каких бы то ни было средств;

iv) захват, разрушение или умышленное повреждение культовых, благотворительных, учебных, художественных и научных учреждений, исторических памятников и художественных и научных произведений;

v) разграбление общественной или частной собственности;

f) любое из следующих деяний, совершенное в нарушение международного гуманитарного права, применимого в случае вооруженного конфликта немеждународного характера:

i) посягательство на жизнь, здоровье и физическое или психическое благополучие лиц, в частности убийство, а также такое жестокое обращение, как, например, пытки, увечья или любая форма телесного наказания;

ii) коллективные наказания;

iii) взятие заложников;

iv) акты терроризма;

v) посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение, изнасилование, принудительная проституция и любые формы непристойного нападения;

vii) вынесение приговоров и исполнение наказаний без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии всех судебных гарантий, общепризнанных в качестве необходимых;

g) В случае вооруженного конфликта:

использование методов или средств ведения войны, не оправданных военной необходимостью, с целью причинить обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде и тем самым нанести большой ущерб здоровью или выживанию населения, причем таков ущерб возникает.

использование методов или средств ведения войны, не оправданных военной необходимостью, зная о том, что они причинят обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде и тем самым нанесут большой ущерб здоровью или выживанию населения, причем такой ущерб возникает.

www.law.edu.ru

22.4. Кодификация и прогрессивное развитие применимого международного права

ГА ООН, признав формулировку Нюрнбергских принципов вопросом «первостепенной важности», поручила эту задачу Комитету по кодификации международного права82. Созданная в 1947 г. в качестве вспомогательного органа ГА ООН Комиссия международного права на своей первой сессии приступила к разработке проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества.

агрессии или ее угроза; подготовка властями государства применения вооруженной силы против другого государства, кроме случаев, предусмотренных Уставом ООН; ведение, поощрение властями какого-либо государства террористической деятельности; действия властей какого-либо государства, нарушающие обязательства, основанные на международном договоре, целью которого является обеспечение международного мира и безопасности; аннексия территории другого государства; вмешательство во внутренние дела другого государства; преступление геноцида; нарушения законов и обычаев войны; преступления против человечности. Преступными также признавались заговор, покушение, подстрекательство и соучастие в совершении любого из вышеуказанных преступлений.

Проект Кодекса 1954 г. не был принят ввиду отсутствия на тот момент международно-правовых документов, содержащих определение агрессии. Возможность дальнейшей разработки проекта Кодекса появилась в 1974 г. после принятия ГА ООН резолюции, содержащей определение агрессии. В 1991 г. был выработан очередной проект Кодекса; его особенностью стал большой перечень деяний, квалифицируемых в качестве преступлений против мира и безопасности человечества. В такой перечень вошли: агрессия; угроза агрессией; вмешательство во внутренние дела государства; колониализм, иные формы иностранного господства; геноцид; апартеид; вербовка, использование, финансирование, обучение наемников; систематическое, массовое нарушение прав человека; военные преступления; терроризм; незаконный оборот наркотических средств; преднамеренный и серьезный ущерб окружающей среде.

Учитывая представленные замечания правительств, итоги обсуждения проекта Кодекса 1991 г. в шестом Комитете ГА ООН, Комиссия международного права в 1996 г. на 48-й сессии приняла •’ окончательный проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества (Draft Code of Crimes Against the Peace and Security of Mankind). В проекте 1996 г. Комиссия существенно сократила перечень преступлений, исключив из него угрозу применения силы; вмешательство во внутренние дела государства; колони- ; ализм и иные формы иностранного господства; апартеид; вербовку, использование, финансирование, обучение наемников; преднамеренный и серьезный ущерб окружающей среде. В отчете указыва-

лось, что Комиссия действовала в интересах принятия Кодекса и получения поддержки правительств. Подразумевается, что принятие Кодекса ни в коей мере не препятствует дальнейшему развитию этой важной области права.

Проект кодекса 1996 г. состоит из 20 статей. Часть I затрагивает общие положения: сфера действия и применения настоящего *

Кодекса (ст. 1), вопросы наказания (ст. 3), выдачи предполагаемых преступников (ст. 10), судебные гарантии обвиняемым (ст. 11), обстоятельства, исключающие (ст. 14) и смягчающие (ст. 15) вину. В данных статьях нашли отражения положения принятых в 1973 г. ГА ООН «Принципов международного сотрудничества в отношении обнаружения, ареста, выдачи и наказания лиц, виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечества».

Согласно ст. 1 преступления, перечисленные в проекте Кодекса, квалифицируются в качестве преступлений против мира и безопасности человечества на основании международного права. Данное положение означает, что квалификация (отсутствие квалификации) какого-либо деяния в качестве уголовно наказуемого по нормам национального права не затрагивает и не влияет на квалификацию согласно международному праву.

Статья 2 проекта Кодекса подтверждает принцип индивидуальной уголовной ответственности. Комиссия указала, что данный принцип, будучи «краеугольным камнем международного уголовного права», является непреходящим наследием Нюрнберга, так как «наполняет смыслом запрет преступлений по международному праву, обеспечивая, что отдельные лица, совершившие такие преступления, несут за это ответственность и подлежат наказанию». Индивид подлежит ответственности за преступление агрессии, если в качестве руководителя или организатора он активно участвует или отдает приказ о планировании, подготовке, начале или проведении агрессии, совершаемой государством (ст. 16). За другие преступления лицо ответственно в случае: их умышленного совершения (п. «а» ст. 2); соучастия в их совершении (п. «Ь» — «f» ст. 2); совершения покушения на преступление (п. «g» ст. 2). Ответственность наступает в случае совершенного преступления (действия или бездействия) и в случае покушения на преступление, если оно не было доведено до конца по обстоятельствам, не зависящим от действий или намерений лица.

В части II проекта Кодекса содержится перечень преступлений, квалифицируемых по международному праву в качестве преступлений против мира и безопасности человечества: агрессия, военные преступления, преступления против человечности, преступление геноцида, преступления против персонала ООН и связанного с ней персонала. В соответствии со ст. 16 проекта Кодекса лицо, которое как руководитель или организатор активно участвует или отдает приказ о планировании, подготовке, начале или проведении агрессии, совершаемой государством, несет ответственность за преступление агрессии. При разработке проекта Кодекса Комиссия ограничилась рассмотрением вопроса уголовной ответственности индивида, не затрагивая вопросов ответственности государства за агрессию. Было указано, что ответственность лица за совершение преступления агрессии «тесно и органически связано с совершением агрессии государством»83.

Включение преступлений против персонала ООН и связанного с ней персонала в перечень преступлений, предусмотренных проектом Кодекса (ст. 19), их квалификация в качестве преступлений против мира и безопасности человечества обусловлены их особой тяжестью, тем, что данные действия имеют последствия для всего международного сообщества, поскольку направлены против самой системы поддержания международного мира и безопасности. Данная статья не применяется в отношении персонала, задействованного в качестве комбатантов в операциях ООН, осуществляемых на основании гл. VII Устава ООН в качестве принудительной меры, так как на данные операции распространяются нормы международного гуманитарного права. Положения ст. 19 проекта Кодекса во многом опираются на нормы Конвенции о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала 1994 г.

Статья 18 проекта Кодекса содержат перечень деяний, квалифицируемых в качестве преступлений против человечности. Условие квалификации: деяния совершались систематически или в широких масштабах, инспирировались или направлялись прави- тельством или любой организацией или группой. К преступным деяниям отнесены: пытка; истребление; порабощение; преследование по политическим, расовым, религиозным или этническим мотивам; институционализированная дискриминация по расовому, этническому, религиозному признакам; произвольная депортация, другие бесчеловечные деяния, наносящие серьезный ущерб физи- *

ческой или психической неприкосновенности, здоровью или чело

Статья 20 проекта Кодекса предусматривает, что любое военное преступление является преступлением против мира и безопасности человечества, если совершается систематически или в широких масштабах. В перечне таких преступлений воспроизводятся соответствующие положения Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколов 1977 г.

lib.sale