Проект закона об административных судах

Наличие отечественного юридического образования предлагается сделать обязательным условием для представительства в судах

Депутатами разработан законопроект, которым устанавливается, что представителями граждан и организаций для ведения гражданских и административных дел в судах и дел в арбитражных судах вправе быть российские граждане, которые имеют высшее юридическое образование, полученное по имеющей российскую государственную аккредитацию образовательной программе, либо присвоенную в Российской Федерации ученую степень по юридической специальности, а также российские организации.

При этом для непосредственного участия в судопроизводстве российские организации, являющиеся представителями, могут направлять только граждан, имеющих высшее юридическое образование, полученное по имеющей российскую государственную аккредитацию образовательной программе, либо присвоенную в Российской Федерации ученую степень по юридической специальности

Иностранные граждане вправе выступать представителями граждан и организаций для ведения гражданских и административных дел в судах и дел в арбитражных судах при наличии у них высшего юридического образования, полученного по имеющей российскую государственную аккредитацию образовательной программе, либо присвоенной в Российской Федерации ученой степени по юридической специальности, либо имеющие юридическое образование, полученное за рубежом и сдавшие профессиональный экзамен по юридической специальности в общероссийской общественной организации граждан, которые имеют юридическое образование.

Предусматривается внесение соответствующих изменений также в Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Кодекс административного судопроизводства РФ.

Предполагается, что законопроект вступит в силу с 1 июля 2018 года и при этом не будет распространяться на участие представителей в разбирательствах, начатых до дня введения его в силу.

Проект закона № 561521-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

членами Совета Федерации

В.Ф. Едаловым и В.А. Федоровым;

Депутатом Государственной Думы

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Статья 1

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях следующие изменения:

1) Главу 4. дополнить статьей 4.9. следующего содержания:

«4.9. Условно-досрочное освобождение от административного наказания в виде лишения специального права управления транспортным средством

  • Лицо, в отношении которого назначено административное наказание в виде лишения специального права управления транспортным средством, подлежит условно-досрочному освобождению, если судом будет признано, что с учетом примерного поведения оно не нуждается в дальнейшем лишении данного специального права.
  • В суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания вправе обратиться лицо, в отношении которого назначено административное наказание в виде лишения специального права управления транспортным средством, а также его адвокат (законный представитель).
  • В ходатайстве должны содержаться сведения, свидетельствующие о том, что лицо, в отношении которого назначено административное наказание в виде лишения специального права управления транспортным средством не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания, поскольку в период его отбывания оно возместило вред (полностью или частично), причиненный его противоправными действиями, раскаялся в совершенном деянии, не совершал другие правонарушения, а также могут содержаться иные сведения, свидетельствующие об исправлении этого лица.

    1. Условно-досрочное освобождения от административного наказания лица, в отношении которого назначено административное наказание в виде лишения специального права в виде права управления транспортным средством может быть применено только по истечении не менее половины срока лишения.
    2. Условно-досрочное освобождение от административного наказания в виде лишения специального права управления транспортным средством не может быть применено к лицам, совершившим административные правонарушения предусмотренных статьями 12. 8, 12. 26, 12. 27 ч. 3 КоАП РФ.
    3. В случае совершения лицом, которому условно-досрочно восстановлено его специальное право на управление транспортным средством правонарушения, за которое предусмотрено лишение того же права, суд, по представлению органа, исполняющего постановление о лишении специального права, может постановить об отмене условно-досрочного освобождения от административного наказания и исчислении остатка неотбытой части наказания.
    4. 2) В части 4 1 статьи 32.6

      после слов «возвращаются после проверки знания им Правил дорожного движения,» записать «в случаях, если срок лишения специального права за совершение административных правонарушений превышает 1 год,», далее по тексту.

      Статья 2

      Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2015 года

      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      к проекту Федерального закона

      «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

      Сегодня в российском уголовном законодательстве существуют институт условно-досрочного освобождения (далее УДО) и у осужденных за целый ряд уголовных преступлений, в т.ч. тяжких, есть право выйти на свободу досрочно. В то же время, за менее тяжкие преступления с точки зрения общественности — административные правонарушения такая возможность отсутствует. Ранее ст. 297 Кодекс РСФСР об административных правонарушениях — «Основание и порядок сокращения срока лишения специального права», предусматривалось, что при добросовестном отношении к труду и примерном поведении лица, лишенного на определенный срок права управления транспортным средством или права охоты, орган (должностное лицо), наложивший взыскание, может по истечении не менее половины назначенного срока сократить по ходатайству общественной организации, трудового коллектива срок лишения указанного права.

      Настоящим законом предусматривается установление условно-досрочного освобождения от административного наказания в виде лишения водительских прав для гражданина, если судом будет признано, что для дальнейшего исправления он не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания, поскольку в период отбывания наказания он возместил вред (полностью или частично), причиненный преступлением, раскаялся в совершенном деянии, а также могут содержаться иные сведения, свидетельствующие об исправлении осужденного.

      Условно-досрочное освобождение от административного наказания в виде лишения специального права не может быть применено к лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные статьями 12. 8, 12. 26, 12. 27 ч. 3 КоАП РФ.

      Досрочное возвращение прав водителям, возможно лишь по истечении половины срока этого наказания.

      Введение УДО не противоречит положениям ст. №3.8 КоАП (Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом…), т.к. не исключает факта лишения специального права, а предусматривает лишь сроки его сокращения.

      Возможность УДО послужит ощутимым стимулом законопослушного поведения гражданина.

      О целесообразности введения данной нормы свидетельствуют сведения о количестве решений судов о лишении права управления транспортными средствами, представленными в ГУОБДД МВД России. Количество водителей лишенных права на управление транспортными средствами за нарушения не связанные с управлением в состоянии опьянения в 2013 г. составило более 100 тыс. человек, а за 11 мес. 2014 г. – более 70 тыс. человек.

      Законом устанавливается обязательность пересдачи экзаменов на право управления транспортным средством только за те виды нарушений Правил дорожного движения, по которым срок их лишения превышает один год. Представляется, что навыки вождения и знания Правил дорожного движения при сроке лишения от трех месяцев до одного года не утрачиваются.

      Учитывая, что настоящее время в подразделениях Госавтоинспекции число лиц, впервые сдающих экзамены на получение водительского удостоверения, превышает 2 млн. человек в год, и это без учета тех, кто сдает их второй раз и более, введение этой нормы позволит снизить нагрузку на экзаменационные подразделения Госавтоинспекции, и повысить качество обслуживания населения.

      Приложение

      к проекту федерального закона

      «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

      ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

      проекта федерального закона

      Принятие Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» не потребует дополнительных затрат за счет средств федерального бюджета и не приведет к сокращению его доходов.

      ПЕРЕЧЕНЬ

      актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного законопроекта

      Принятие указанного Закона не потребует внесения изменений в федеральные законы Российской Федерации или принятия новых законов, признания утратившими силу, приостановления иных федеральных законов.

      Уважаемый Сергей Евгеньевич!

      В соответствии с решением Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству от 14 января 2015 года направляем на рассмотрение измененный текст «Проекта федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (№561521-6)».

      В качестве основного докладчика по законопроекту прошу определить члена Совета Федерации Федорова В.А.

      Выражаю признательность тем депутатам Государственной Думы, которые посчитают для себя возможным и необходимым присоединиться к нашей законодательной инициативе.

      Приложение: 1. Текст законопроекта на 3 л.

    5. Пояснительная записка на 2 л.
    6. Финансово-экономическое обоснование на 1 л.
    7. Перечень актов федерального законодательства на 1 л.

    www.1gai.ru

    В Госдуму внесён проект Кодекса административного судопроизводства и связанные с ним проекты федеральных законов

    Президент внёс в Государственную Думу проект Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и связанные с ним проекты федеральных законов «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» и проект федерального конституционного закона «О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации».

    Законопроекты внесены в соответствии с пунктом «г» статьи 84 Конституции России.

    Пояснительная записка к проектам федеральных законов

    1. Проект Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – проект) подготовлен в целях реализации положений статьи 46 (части 1 и 2), статьи 118 (часть 2), статьи 126 Конституции Российской Федерации, а также статьи 1 (часть 3), статьи 19 (часть 1) Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», статьи 4 (части 1 и 2) и статьи 9 (часть 1), статьи 17 (часть 2) и статьи 34 (часть 1) Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» посредством регулирования порядка осуществления судами общей юрисдикции административного судопроизводства.

    Включение в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации норм, регулирующих производство по делам, возникающим из публичных правоотношений (что имеет место в настоящее время), не может признаваться надлежащей реализацией указанных нормативных положений.

    Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации устанавливает судебную процедуру рассмотрения дел, возникающих из правоотношений, в которых субъекты приобретают права и обязанности по своей воле и в своих интересах и фактически равноправны, то есть возникающих из правоотношений, связанных с применением материальных правовых норм частного права (гражданского, семейного и т. п.). В то же время в административных и иных публичных правоотношениях отсутствует как таковое равенство их субъектов, в связи с чем требуются иные методология и процессуальный закон по рассмотрению и разрешению дел, возникающих из данных правоотношений.

    2. Закреплённые в проекте принципы судебного административного процесса основываются на нормах международного права, в том числе на положениях Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, и на конституционных положениях об обеспечении судебной защиты нарушенных прав и свобод каждого, даже если нарушение допущено «лицами, действовавшими в официальном качестве», а также об общих принципах правосудия.

    При подготовке проекта учитывался опыт правового регулирования административного судопроизводства в других государствах.

    Проект, разработанный с учётом современных достижений российской науки в области публичных отраслей права, отражает организационное разделение государственной власти и роль суда в системе правовых гарантий, сдержек и противовесов, в которой обеспечиваются независимость всех ветвей власти и в то же время их тесное взаимодействие. Осуществляемый в установленных формах судебный контроль за деятельностью других ветвей власти является одним из способов реализации механизма сдержек и противовесов в системе государственной власти.

    Для обеспечения защиты субъективного публичного права (интереса) существенное значение имеет, в частности, установление эффективного порядка административного судопроизводства.

    3. На практике решения, действия (бездействие) субъектов публичных правовых отношений порождают споры относительно их прав и обязанностей, компетенции или интересов.

    Форма защиты субъективного публичного права (интереса) предопределяется порядком правового регулирования в этой сфере общественных отношений.

    Наличие административного иска означает необходимость рассмотрения его по правилам, которые должны в значительной степени отличаться от существующих правил искового производства, предназначенного для рассмотрения дел в порядке гражданского судопроизводства.

    При регламентации административного судопроизводства в проекте были учтены те нормы Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которые касаются производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, и которые оправдали себя на практике. При разработке проекта приняты во внимание не потребовавшие существенной переработки такие устоявшиеся институты гражданского судопроизводства, как возбуждение производства по делу, возвращение искового заявления, оставление его без движения, отказ в принятии искового заявления, прекращение производства по делу, оставление заявления без рассмотрения.

    Приведённая в проекте подробная регламентация всего судебного процесса по административным делам включает и фактическое повторение некоторых общих положений других процессуальных законов вместо использования отсылочных норм. Это сделано в целях повышения уровня судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций и уменьшения риска судебной ошибки.

    4. Проект детализирует общие принципы правосудия, реализуемые в любом из видов судопроизводства (независимость судей при осуществлении правосудия, равенство всех перед законом и судом, законность при рассмотрении дел, открытость судебного разбирательства, состязательность и равноправие сторон и другие), и указывает на особенности реализации ряда принципов при осуществлении административного судопроизводства.

    Так, в целях обеспечения в административном судопроизводстве надлежащей состязательности и равноправия сторон, занимающих неравное положение в публичных правоотношениях и располагающих в связи с этим не вполне равнозначными возможностями в доказывании обстоятельств по административному делу, в проекте делается акцент на активную роль суда при разрешении дела. К примеру, при необходимости суд вправе сам истребовать доказательства, а при проверке законности нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) суд вправе выйти за пределы оснований и доводов заявленных требований.

    Активная роль суда в административном судопроизводстве проявляется при реализации не только принципа состязательности, но и других принципов судопроизводства. В частности, специфика принципа диспозитивности в административном судопроизводстве предполагает, в отличие от гражданского судопроизводства, контроль суда за развитием всего судебного процесса и за некоторыми действиями участвующих в деле лиц, в том числе по распоряжению материальным правом (контроль за заключением соглашения о примирении, отказом от предъявленных требований, признанием требований, предъявлением встречных требований).

    Для повышения объективности и предоставления судьям возможности обсуждения вопросов, возникающих при разрешении наиболее сложных административных дел, в проекте предусмотрен перечень дел, подлежащих коллегиальному рассмотрению судом первой инстанции. В этот перечень включены конкретные категории административных дел, а также административные дела, решение о коллегиальном рассмотрении которых принимает председатель суда или суд вышестоящей инстанции, отменивший решение суда первой инстанции.

    5. Для большей объективности и обеспечения равных процессуальных возможностей гражданина и государства, направления судебного процесса в правовое русло предусмотрено обязательное ведение гражданами ряда административных дел с участием представителя. Обязательное представительство вводится для граждан, не имеющих высшего юридического образования, и только по административным делам, представляющим наибольшую сложность с точки зрения реализации гражданами своих процессуальных прав и обязанностей. Так, дела об оспаривании нормативных правовых актов, рассматриваемые в Верховном Суде Российской Федерации, верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области и суде автономного округа, граждане, участвующие в деле и не имеющие высшего юридического образования, ведут через представителя. Проектом предусмотрено обязательное участие представителя в административных делах о принудительной госпитализации в психиатрический стационар, о принудительном психиатрическом освидетельствовании. По некоторым категориям дел юридическая помощь оказывается гражданам бесплатно (часть 1 статьи 48 Конституции Российской Федерации).

    Вопросы обеспечения судебной защиты прав участников публичных правоотношений обусловили необходимость корректировки по сравнению с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации круга лиц, участвующих в деле. В связи с этим проектом предусматривается возможность привлечения надлежащего административного ответчика в качестве второго административного ответчика, если административный истец не согласен на замену ненадлежащего административного ответчика надлежащим. При оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, государственного и муниципального служащего в качестве второго административного ответчика обязательно должен привлекаться орган, в котором исполняют свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий. Вопрос о правопреемстве при реорганизации или упразднении органа публичной власти предлагается решать исходя из того, к компетенции какого органа отнесено участие в публичных правоотношениях в той же сфере, что и рассматриваемые судом, или к компетенции какого органа фактически относится защита нарушенных прав (для сравнения – в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации критерии правопреемства определяются случаями перемены лиц в обязательствах).

    6. В проекте закрепляются некоторые термины из понятийного аппарата в области административного судопроизводства: административное дело, административное исковое заявление, административный истец, административный ответчик и другие.

    Кроме того, в проекте раскрывается содержание административной процессуальной правосубъектности. К числу обладателей административной процессуальной правосубъектности могут при определённых условиях относиться объединения, не являющиеся юридическими лицами, и лица, ограниченные в дееспособности по гражданскому праву.

    По аналогии с положениями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в проекте предусмотрена возможность разрешения гражданских исков о возмещении вреда (в том числе о компенсации морального вреда) при разрешении административного дела.

    7. Вопросы подведомственности урегулированы в проекте с учётом того, что дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются Конституционным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, Дисциплинарным судебным присутствием, конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, а также арбитражными судами в случаях, установленных федеральными законами.

    Проектом не предусмотрено участие мировых судей в рассмотрении административных дел по правилам, установленным Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, исходя из значимости указанных дел.

    8. В целях усиления динамизма судебного процесса в проекте предусмотрен в том числе институт ускорения рассмотрения административного дела, закреплены права лиц, участвующих в деле, на направление, представление и получение электронных документов по административному делу, а также закреплено право при необходимости участвовать в судебном заседании посредством использования систем видео-конференц-связи.

    По ряду административных дел введено упрощённое (письменное) производство. Особенностью данного производства является рассмотрение и разрешение административного дела на основании письменных материалов, без проведения устного разбирательства и без составления протокола судебного заседания. По результатам рассмотрения административного дела в таком порядке предполагается вынесение мотивированного судебного решения. Данный порядок предлагается использовать также для рассмотрения частных жалоб в суде апелляционной инстанции.

    Сроки обращения в суд и большинство сроков рассмотрения и разрешения административных дел короче соответствующих сроков по гражданским делам и зависят от вида предъявленного административного иска, например по административным делам, касающимся проведения публичных мероприятий. Сокращение сроков рассмотрения и разрешения административных дел, наряду с иными новеллами (в том числе с существенно сокращёнными сроками направления судебных документов), направлено на создание эффективного судебного средства правовой защиты.

    9. Нормами проекта регламентированы не только правила производства в суде первой инстанции, но и правила пересмотра не вступивших в законную силу судебных постановлений судом апелляционной инстанции, а также правила пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений судами кассационной и надзорной инстанций и правила пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений по новым и вновь открывшимся обстоятельствам судами, принявшими эти постановления.

    10. В проекте федерального закона «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» определяется дата введения в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

    Кроме того, в нём содержатся переходные положения, согласно которым дела, находящиеся в производстве судов общей юрисдикции и не рассмотренные до даты введения в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подлежат рассмотрению и разрешению в соответствии с этим Кодексом.

    Проектом указанного федерального закона также предусматривается, что со дня введения в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации признаются утратившими силу Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 25 февраля 1993 г. № 4552-I «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-I «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» и ряд других законодательных актов.

    11. Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» (далее – проект федерального закона) направлен на приведение положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в соответствие с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

    В частности, в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации», Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании», Закон Российской Федерации «О государственной тайне» и другие законодательные акты вносятся изменения, касающиеся регулирования порядка судебных процедур при рассмотрении административных дел.

    Кроме того, в соответствии с проектом федерального закона признаются утратившими силу отдельные положения Федерального закона «О внесении изменений в статью 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статью 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», а также ряд положений других законодательных актов.

    12. В связи с принятием Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в федеральные конституционные законы «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», «О военных судах Российской Федерации» и «О Дисциплинарном судебном присутствии» вносятся изменения, направленные на приведение отдельных положений названных законодательных актов в соответствие с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

    kremlin.ru

    Верховный Суд РФ предлагает установить конкретные примирительные процедуры при осуществлении судопроизводства в судах общей юрисдикции и арбитражных судах

    В этих целях в Госдуму вносится проект соответствующего федерального закона, которым предусматриваются поправки в Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Кодекс административного судопроизводства РФ, Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

    Проектом, в частности:

    закрепляются виды примирительных процедур (переговоры, сверка документов, посредничество, в том числе медиация, судебное примирение, другие примирительные процедуры, если это не противоречит федеральному закону);

    регламентируются порядок и сроки проведения примирительной процедуры;

    закрепляется, что суд принимает меры для примирения сторон, содействует им в урегулировании спора, руководствуясь при этом интересами сторон и задачами судопроизводства (примирение сторон осуществляется на основе принципов добровольности, сотрудничества, равноправия и конфиденциальности);

    определяются результаты примирения лиц, участвующих в деле, которыми могут быть, в частности, мировое соглашение в отношении всех или части заявленных требований, частичный или полный отказ от иска, частичное или полное признание иска, полный или частичный отказ от апелляционной, кассационной жалобы, надзорной жалобы (представления), признание обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, подписание письма-согласия на государственную регистрацию товарного знака;

    устанавливаются требования к форме и содержанию мирового соглашения, процедура его утверждения судом и порядок исполнения;

    предусматривается, что судья, пребывающий в отставке, вправе быть медиатором, судебным примирителем (советам судей субъектов РФ предоставляются полномочия по ведению списков судей, пребывающих в отставке и изъявивших желание осуществлять деятельность медиаторов на профессиональной основе);

    устанавливается, что мировой судья, а также судья не может рассматривать дело и подлежит отводу, если он являлся судебным примирителем по данному делу.

    www.consultant.ru

    Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации

    Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 июня 2010 года №14

    Текст Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10 июня 2010 года №14

    Руководствуясь статьей 104 Конституции Российской Федерации Пленум Верховного Суда Российской Федерации,

    1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

    2. Представлять данный проект федерального закона в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации Председателю Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедеву.

    Председатель Верховного Суда Российской Федерации
    В.М. Лебедев

    Секретарь Пленума, судья Верховного Суда Российской Федерации
    В.В. Дорошков

    Вносится Верховным Судом
    Российской Федерации
    Проект

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»

    Статья 1

    Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, №1, ст. 1; 2003, №27, ст. 2708; 2004, №44, ст. 4266; 2005, №19, ст. 1752; №30, ст. 3104; №40, ст. 3986; 2006, №18, ст. 1907; 2007, №31, ст. 4007; №41, ст. 4845; 2009, №29, ст. 3597; 2010, №128, ст. 2145) следующие изменения:

    1) главу 29 дополнить статьей 29.12 1 следующего содержания:

    «Статья 29.12 1 . Исправление описок, опечаток и арифметических ошибок

    Судья, орган, должностное лицо, вынесший постановление, определение по делу об административном правонарушении, по заявлению лиц, указанных в статьях 25.1 – 25.5 настоящего Кодекса, или по своей инициативе вправе исправить допущенные в постановлении, определении описки, опечатки и арифметические ошибки.
    Исправление описки, опечатки или арифметической ошибки производится в форме определения.

    Исправление описок, опечаток, арифметических ошибок в постановлении, решениях, принятых по результатам рассмотрения жалоб, протестов на постановление, решения по делу об административном правонарушении, осуществляется в порядке, установленном настоящей статьей.»;

    2) часть 2 статьи 30.13 изложить в следующей редакции:

    «2. Надзорные жалобы, протесты, поданные в соответствии с правилами, установленными настоящим Кодексом, на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов рассматриваются:

    1) в верховном суде республики, краевом или областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области и суде автономного округа – председателем соответствующего суда или его заместителями;

    2) в Верховном Суде Российской Федерации – Председателем Верховного Суда Российской Федерации, его заместителями либо по их поручению судьей Верховного Суда Российской Федерации.

    Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное Председателем Верховного Суда Российской Федерации, его заместителями либо по их поручению судьей Верховного Суда Российской Федерации, является окончательным.».

    Статья 2.

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней со дня его официального опубликования.
    Президент Российской Федерации
    Д.А. Медведев

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
    к проекту федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

    В соответствии с частью 2 статьи 30.13 КоАП РФ вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов в Верховном Суде Российской Федерации в порядке надзора правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместители.

    Анализ статистических данных позволяет сделать вывод о том, что число надзорных жалоб на вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях постоянно увеличивается.

    Верховным Судом Российской Федерации за 2009 год было рассмотрено 10989 надзорных жалоб. При этом нагрузка по вынесению процессуальных документов в отношении жалоб, протестов подаваемых на постановления по делам об административных правонарушениях или на решения по результатам рассмотрения жалоб протестов фактически возлагается на Председателя Верховного Суда Российской Федерации, а также его заместителей, которые исходя из положений статей 30.15 и 30.17 КоАП РФ обязаны выносить определения о принятии Верховным Судом Российской Федерации поданных в соответствии с требованиями КоАП РФ жалоб протестов к рассмотрению, а также постановления по результатам рассмотрения таких жалоб в порядке надзора.

    Таким образом, на указанных лиц возложена обязанность по вынесению двух процессуальных документов по одной и той же жалобе, что, в свою очередь, приводит к дополнительному увеличению нагрузки на Председателя Верховного Суда Российской Федерации и его заместителей.

    В связи с вышеизложенным в проекте предлагается внести изменения в статью 30.13 КоАП РФ в части возложения полномочий по рассмотрению надзорных жалоб, протестов, в том числе, и на судей Верховного Суда Российской Федерации при наличии соответствующего поручения Председателя Верховного Суда Российской Федерации или его заместителей. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное указанными должностными лицами, является окончательным. Указанные изменения направлены на повышение качества и оперативности рассмотрения надзорных жалоб по делам данной категории.

    Кроме того, в проекте предлагается дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по аналогии с ГПК РФ и АПК РФ статьей 29.121, предусматривающей, что судья, орган, должностное лицо, принявший постановление по делу об административном правонарушении по заявлению лиц, указанных в статьях 25.1 – 25.5 настоящего
    5
    Кодекса, или по своей инициативе, вправе исправить допущенные в постановлении описки, опечатки и арифметические ошибки. Исправление описки, опечатки или арифметической ошибки производится в форме определения. При этом в данной норме закрепляется, что исправление описок, опечаток, арифметических ошибок в постановлении, решениях, принятых по результатам рассмотрения жалоб, протестов на постановление, решение по делу об административном правонарушении, осуществляется в порядке, установленном указанной статьей.

    ПЕРЕЧЕНЬ АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ, ДОПОЛНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»

    В связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства.

    ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»»

    Принятие Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.

    xn--b1azaj.xn--p1ai