Программы лагерей с дневным пребыванием

ПРОГРАММА «КАНИКУЛЫ» ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БРАТСКА

ПРОГРАММА «КАНИКУЛЫ» ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ

заместитель директора по ВР

Дмитренко Н.В.

Номинация: программы, реализуемые в условиях временного детского объединения (программы каникулярного отдыха)

Срок реализации программы: реализуется в течение лагерной смены, 15 дней

Эффективность и результаты: общее оздоровление воспитанников, укрепление физических и психологических сил детей, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности, получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности, развитие коммуникативных способностей и толерантности.

Составитель: Дмитренко Н.В., заместитель директора по ВР

Приближается лето — пора отдыха детей в летних пришкольных лагерях. В условиях лагеря с дневным пребыванием на базе школы, отдых детей уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время. Именно в пришкольном лагере ребенок заполняет свое свободное время полезными делами.

Лагерь — это сфера активного отдыха, разнообразия общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности.

Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореабилитации.

Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой — пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.

Ежегодно для учащихся проводится оздоровительная смена в лагере дневного пребывания на базе средней школы № 4. В нем отдыхают учащиеся 6-17 лет. Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных, малообеспеченных, неблагополучных семей.

Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. «Здоровому каждый день — праздник», — гласит восточная мудрость.

Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка — время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены. Детям предоставлена свобода в определении содержания их отдыха.

Над реализацией программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием работает педагогический коллектив школы, медсестра, учреждения дополнительного образования.

Цель программы летнего лагеря с дневным пребыванием — создание условий для организованного отдыха учащихся в летний период; укрепления физического, психического и эмоционального здоровья детей; развитие творческих способностей детей.

Задачи:

  • Организация разнообразной досуговой деятельности, и прежде всего — активного общения с природой.
  • Привлечение к активным формам деятельности учащихся «группы риск»а.
  • Создание системы физического оздоровления детей в условиях временного коллектива.
  • Преодолеть разрыв между физическим и духовным развитием детей средством игры, познавательной и трудовой деятельности;
  • Формирование у школьников навыков общения и толерантности.
  • Утверждение в сознании школьников нравственной культурной ценности.
  • Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья.
  • Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
  • Развитие и укрепление связей школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и т.д.
  • Сроки и условия пребывания

    По продолжительности программа является краткосрочной, то есть реализуется в течение лагерной смены, 15 дней, с 5 по 23 июня.

    Программа рассчитана на учащихся в возрасте от 6 до 17 лет. Оптимальное количество детей в отряде – 25 человек.

    Психолого-педагогическое сопровождение деятельности осуществляют воспитатели из числа учителей школы.

    Программа летнего оздоровительного лагеря «Солнышко» опирается на следующие принципы:

  • Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
  • Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера в ЛДП «Солнышко» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
  • Принцип демократичности: участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.
  • Принцип дифференциации в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
    • отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально­психологическими особенностями детей;
    • создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
    • взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
    • активное участие детей во всех видах деятельности.
      1. Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность — это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
      2. Направления деятельности лагеря с дневным пребыванием:

      3. Экологическое направление
      4. Художественно — эстетическое направление
      5. Трудовая деятельность
      6. Физкультурно-оздоровительная деятельность
      7. Патриотическое направление
      8. Профилактическая работа

    Механизм реализации программы

    Программа реализуется в условиях лагеря с дневным пребыванием при МБОУ «СОШ № 4».

    Работа оздоровительного лагеря направлена на развитие бережного отношения к природе, привития любви к своей Родине, на развитие потребности в здоровом образе жизни, на основе экологического воспитания, духовной, познавательной, игровой и художественной деятельности.

    Ожидаемые результаты программы

    В ходе реализации данной программы ожидается:

    — Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.

    — Укрепление физических и психологических сил детей, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.

    — Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.

    — Развитие коммуникативных способностей и толерантности.

    Условия реализации программы

    Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

    1.Чёткое представление целей и постановка задач.

    2.Конкретное планирование деятельности.

    3.Кадровое обеспечение программы.

    4.Методическое обеспечение программы.

    Педагогические условия

    1. Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.

    2. Организация различных видов деятельности.

    3. Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.

    4. Создание ситуации успеха.

    5. Систематическое информирование о результатах прожитого дня.

    6. Организация различных видов стимулирования.

    Методическое обеспечение

    1. Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки.

    2. Должностные инструкции всех участников процесса.

    3. Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.

    4. Проведение ежедневных планёрок.

    5. Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.

    Материально-техническое обеспечение

    1. Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.

    2. Материалы для оформления и творчества детей.

    3. Наличие канцелярских принадлежностей.

    4. Аудиоматериалы и видеотехника.

    5. Призы и награды для стимулирования.

    Этапы реализации программы

  • этап. Подготовительный — апрель- май
  • Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

  • проведение совещаний при директоре и заместителе директора г о воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
  • издание приказа по школе о проведении летней кампании;
  • разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Солнышко»;
  • подготовка методического материала для работников лагеря;
  • отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
  • составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
  • этап. Организационный — июнь
  • Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.

    — встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;

    — запуск программы «Каникулы»;

    — знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

    Основной деятельностью этого этапа является:

    — реализация основной идеи смены;

    — вовлечение детей в различные виды коллективно- творческих дел;

    — работа творческих мастерских.

  • этап. Аналитический — июль
  • — подведение итогов смены;

    — выработка перспектив деятельности организации;

    — анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.

    Содержание программы

    Лагерная смена проводится в рамках игры.

    В течение смены ведётся работа по выявлению различных способностей и интересов ребят, изучаются их личностные особенности. Когда отмечаются достижения отдельных детей, они получают капитошек — маленькие весёлые капли дождя, кроме этого в сюжете игры злой волшебник отнимает у солнца его лучики, и в начале смены вводится игра — «Помоги солнцу собрать лучики». Каждый лучик — символ качества: луч юмора, луч знаний, луч дружбы, луч смелости, луч здоровья, луч спорта и т.д. Чтобы собрать солнцу лучи, надо проявить себя в деле и выиграть лучик по итогам дня. Задача смены: накопить как можно больше капитошек и собрать все солнечные лучи. На гала-концерте в конце смены солнце сияет всеми лучами, капитошки , собранные детьми, в его лучах образуют радугу, а разноцветные человечки — дети — веселятся. По своей направленности данная программа является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей, по продолжительности программа является краткосрочной, реализуется в течение лагерной смены.

    Воспитатели учитывают в своей работе итоги деятельности детей (это выражается в цветовой гамме).

  • Коллективный Красный цвет — коллективные мероприятия лагеря, в которых каждый ребенок принимает участие.
  • Особый Оранжевый цвет — такие мероприятия, которые не похожи на все другие дни смены.
  • Житейский Желтый цвет — такие мероприятия, в результате которых приобретается новый багаж знаний и умений.
  • Задорный Зеленый цвет — смешные конкурсы, веселые мероприятия.
  • Главный Голубой цвет — мероприятия патриотического направления.
  • Спортивный Синий цвет — спортивные соревнования.
  • Фантазийный Фиолетовый цвет — мероприятия, развивающие с фантазию детей.
  • В конце каждого дня ребята отмечают свое настроение в уголке радужат.

    Красный цвет — классный день!

    Оранжевый — очень хороший день!

    Зеленый — день как день.

    Синий — скучный день.

  • Комплектование штата лагеря кадрами.
  • Участие в семинарах по организации летнего отдыха для начальников лагерей.
  • Совещание при директоре по организации летнего отдыха учащихся.
  • Проведение инструктажей с воспитателями по технике безопасности и охране здоровья детей.
  • Проведение родительских собраний «Занятость учащихся летом. Оздоровительная работа».
  • Основополагающими идеями в работе с детьми в лагере дневного пребывания на базе школы является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:

  • Ежедневный осмотр детей медицинским работником.
  • Утренняя гимнастика.
  • Принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток).
  • Организация пешеходных экскурсий.
  • Организация здорового питания детей.
  • Организация спортивно-массовых мероприятий.
  • Подвижные игры на свежем воздухе.
  • Работа по сплочению коллектива воспитанников

    Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:

  • Огонёк «Расскажи мне о себе».
  • Коммуникативные игры на знакомство.
  • Игры на выявление лидеров.
  • Игры на сплочение коллектива.
  • Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детском коллективе:

    — беседы в отряде;

    — планерки администрации лагеря, старших вожатых и воспитателей.

    Цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря.

    Беседы на отрядных сборах.

    Форум лагеря (возможность вынесения проблемы, идеи, события в общее обсуждение).

    Творческий отзыв (рисунок « Наш лагерь»).

    Беседы в отрядах

    Народный форум (фабрика достижений лагеря)

    Профилактические мероприятия и мероприятия это предупреждению
    чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период

    Инструктажи

  • Инструктажи для детей: «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей
  • при прогулках и походах», «Правила при поездках в транспорте», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий», «Правила безопасности при терактах», «По предупреждению кишечных заболеваний», «Меры безопасности при укусе клещом», «Правила поведения на водных объектах», «Правила безопасного поведения на объектах железнодорожной инфраструктуры», «Правила дорожного движения», «Профилактика правонарушений».

    Беседы

  • Беседы, проведённые медицинским работником: «Как ухаживать за зубами?», «Путешествие
  • в страну Витаминию», «Как беречь глаза?».

  • Игра-беседа «Уроки безопасности при пожаре»;
  • Инструкции по основам безопасности жизнедеятельности: «Один дома»,
  • «Безопасность в доме», «Правила поведения с незнакомыми людьми», «Правила поведения и безопасности человека на воде», «Меры доврачебной помощи».

    Работа по развитию творческих способностей детей

  • Оформление отрядных уголков, стенных газет.
  • Ярмарка идей и предложений.
  • Конкурсы рисунков на асфальте.
  • Коллективно-творческие дела.
    1. Загадки, кроссворды, ребусы.
    2. Викторины.
    3. Конкурсные программы.
    4. Интеллектуальные игры.
    5. Выставки поделок, рисунков.
    6. Физкультурно-оздоровительная работа

      Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:

    7. вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
    8. выработка и укрепление гигиенических навыков;
    9. расширение знаний об охране здоровья.
      • утренняя гимнастика (проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду — на открытом воздухе, в непогоду — в проветриваемых помещениях);
      • спортивные игры на спортивной площадке;
      • подвижные игры на свежем воздухе;
      • эстафеты (спортивная игра «Веселые старты»);
      • динамические паузы;
      • физкультминутки;
      • теоретические занятия по комплексу ГТО;
      • спортивные соревнования.
      • Спортивные игры способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры — еще и воспитанию дружбы.

        Экологическое направление

        Задачи экологической деятельности:

        — воспитать бережное отношение к природе;

        — повысить уровень пропаганды здорового образа жизни,

        — повысить уровень экологической культуры детей.

        — викторины по вопросам экологии;

        Художественно — эстетическое направление

        Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их — значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей часты о педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей.

        Задачи эстетической деятельности:

        — пробуждать в детях чувство прекрасного;

        — формировать навыки культурного поведения и общения;

        — прививать детям эстетический вкус.

        — посещение кинотеатров, музеев;

        — конкурс оформления отрядных уголков «Наш отрядный дом»;

        — игровые творческие программы;

        Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной: деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.

        Трудовая деятельность

        Трудовое воспитание — это процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений, навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатам труда.

        Основные формы работы:

        — бытовой самообслуживающий труд;

        — общественно значимый труд.

        Бытовой самообслуживающий труд имеет целью удовлетворения бытовых потребностей

        ребенка и группы детей за счет личных трудовых усилий. Бытовой труд ребенка включает в себя уборку постели, уход за одеждой и обувью, создание уюта.

        Самообслуживающая деятельность детей в лагере включает дежурство по лагерю, по столовой, уборку мусора на прилегающей к отряду территории.

        Патриотическое направление

        Задачи патриотической деятельности:

        — пробуждать в детях чувство любви к Родине, семье;

        — формирование уважительного отношения к памятникам истории и развития интереса к изучению родного края;

        — формирование национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений;

        — возрождение нравственных , духовных ценностей семьи и поиск эффективных путей социального партнерства детей и взрослых.

        Основные формы работы;

        Система самоуправления лагеря

        Специфика программы подразумевает создание определенного информационного поля деятельности лагеря.

        Ниже представлены организованные специально для лагеря средства получения и передачи информации.

        Форум — орган самоуправления лагеря, отвечающий за информированность детей в отрядах, за передачу мнений о происходящем во внутренней жизни лагеря. Это линейка и общее собрание лагеря.

        Экран дня — стенд, отображающий жизнь лагеря сегодня и то, что будет происходить в предстоящий период.

        Рейтинг — результат деятельности отрядов или индивидуальные достижения.

        СМИ лагеря — это корреспонденты, готовящие репортажи о событиях лагеря.

        centrideia.ru

        Программа летнего спортивно-оздоровительного лагеря с дневным пребыванием

        Главная > Программа

        начальник МУ «Управление

        образования г. Горно-Алтайска»

        ______________ Е.Р. Петренко

        «____» ______ 2016 г.

        директор МБУ ДО «ДЮСШ г. Горно-Алтайска»

        _________________________ В.Е. Архипов

        «____» __________ 2016 г.

        МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА

        ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ

        МБУ ДО «ДЮСШ г. Горно-Алтайска»

        МБУ ДО «ДЮСШ г. Горно-Алтайска» Иродов В.К.

        г. Горно-Алтайск, 2016 г.

        Директор МБУ ДО «ДЮСШ

        «_____» _______________ 2016 г.

        о спортивно-оздоровительном лагере «Биатлон»

        дневного пребывания детей МБУ ДО «ДЮСШ г. Горно-Алтайска»

        1. Общие положения.

        Спортивно-оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей «Биатлон» находится при МБУ ДО «ДЮСШ г. Горно-Алтайска».

        Лагерь размещается в здании школы.

        Продолжительность работы лагеря – 21 дней

        Количество детей в лагере – 15 человек.

        Участники лагеря: обучающиеся ДЮСШ в возрасте 8 -16 лет.

        Сроки проведения лагеря: с 01.06.2016 по 24.06.2016 г.

        Основные цели и задачи лагеря:

        — укрепление здоровья детей;

        — повышение качества имеющихся спортивных навыков;

        — организация рационального использования свободного времени в период летних каникул;

        — выработка потребности в систематических занятиях спортом;

        Содержание, формы и методы работы определяются педагогическим коллективом МБУ ДО «ДЮСШ г. Горно-Алтайска. В лагере должны быть созданы все условия для отдыха и тренировочного процесса обучающихся.

        2. Кадры, условия работы сотрудников и организации работы.

        Подбор кадров лагеря осуществляет директор школы совместно с органами здравоохранения, общественного питания. Штатное расписание утверждается директором школы.

        — осуществляет общее руководство деятельностью лагеря, утверждает правила внутреннего распорядка, издает приказы и распоряжения по лагерю;

        — разрабатывает и утверждает должностные обязанности работников, знакомит их с условиями труда, проводит инструктаж персонала по ТБ, профилактике травматизма и предупреждению несчастных случаев с детьми, составляет график работы;

        — создает необходимые условия для проведения воспитательной и спортивно-оздоровительной работы с детьми.

        Для работников лагеря устанавливается 6-дневная рабочая неделя.

        3. Устройство, хозяйственное содержание и финансирование.

        Требования к территории, зданию, правила приемки лагеря определены действующими санитарными нормами устройства, содержания и организации режима лагеря дневного пребывания.

        Финансирование расходов по содержанию лагеря осуществляется в соответствии со сметой, утверждаемой МУ «Управление образования г. Горно-Алтайска» и администрацией МБУ ДО «ДЮСШ г. Горно-Алтайска».

        Где нет простора для проявления способностей,

        там нет способностей.

        В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних оздоровительных лагерях. Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых.

        Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей.

        Данная программа по своей направленности является профильной спортивно-оздоровительной, т. е. включает в себя спортивную деятельность, направленную на оздоровление, отдых и воспитание детей в условиях оздоровительного лагеря.

        По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение 14 дней. Программа реализуется в период летних каникул в июне.

        Актуальность данной программы состоит в том, что ее содержание включает направления деятельности, отвечающие современным требованиям и условиям образования. Это:

        — трудовая деятельность (занятость школьников в летний период);

        Перечисленные направления и их реализация в совокупности способствуют социализации воспитанников ДЮСШ.

        Основная педагогическая идея, над которой работает педагогический коллектив ДЮСШ:

        создание обучающимся условий для полного овладения своими способностями, создание ситуации успеха и веры в самого себя.

        Содержание программы представляет широкий спектр деятельности в этом направлении, а также привлекательно и тем, что мероприятия отвечают интересам детей, позволяют проявить творчество, самостоятельность, что способствует удовлетворению потребности в самовыражении личности и самоутверждении.

        Понятийный аппарат программы:

        Здоровье, здоровье сберегающие технологии, тренировочный процесс, самореализация, совершенствование спортивного мастерства, успех, творчество, самовыражение, личность.

        ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАСТИНИКОВ ПРОГРАММЫ:

        Общее число участников за смену –15 человек.

        Основной состав лагеря – это воспитанники отделения «Биатлон» в возрасте 8–16 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, детям-сиротам, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в одном отряде.

        Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

        – Конвенцией ООН о правах ребенка;

        – Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

        – Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;

        ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ ПРОГРАММЫ

        Здоровье – основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Имея с рождения крепкий организм, совершенствуя свой физический, творческий и нравственный потенциал, можно добиться больших успехов. Современный человек не может считаться культурным без овладения основами физической культуры, т. к. она является неотъемлемой частью общей культуры. Даже великие философы – Сократ, Платон, Аристотель и другие в своих трудах отмечали уникальные возможности спортивных занятий в воспитании всесторонне развитой личности.

        Основная деятельность лагеря дневного пребывания направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума. Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.

        Уникальность среды спортивно-оздоровительного лагеря дает возможность разностороннего реабилитационного воздействия и для спортсменов после тяжёлого соревновательного периода. Разные формы взаимодействия направлены на ликвидацию барьеров в межличностных отношениях. Любой ребенок, как через организованную, так и через свободную деятельность получает возможность активного включения в социальную структуру группы.

        Физическое воспитание тесно связано с нравственным, трудовым, умственным, эстетическим воспитанием, учит дисциплинировать себя, вырабатывает твердый характер, учит четко выполнять нормы и правила спортивной этики, уважать соперника, судей, развивает умение бороться до победы, не проявлять зависти к победителям, не теряться при поражениях, искренне радоваться победам товарищей по борьбе. Спортивные занятия различного вида помогают закалять волю, учат добиваться успехов, совершенствовать свои умения и навыки в отдельных видах спорта.

        Понятие «здоровый образ жизни» необходимо закладывать еще в детстве. Родители многих детей ищут спасение в медикаментах, недооценивая силу воздействия на организм и эффективность таких факторов, как двигательная активность, закаливание, основы массажа и др. Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни. Досуговая деятельность направлена на вовлечение детей в мероприятия с последующим выявлением их наклонностей и способностей.

        Быть здоровым выгодно биологически, т. к. организм более эффективно и долговременно сохраняет свою природу. Также здоровье выгодно экономически – здоровые люди дольше сохраняют трудоспособность, они определяют экономическое развитие страны, ее обороноспособность, а также здоровье нации в целом. Здоровье выгодно эстетически – здоровый ребенок, подросток, да и взрослый человек отличается своей привлекательностью, заряжая окружающих своей положительной энергией.

        Задача тренера в воспитательном плане состоит в том, чтобы поднять значение здорового образа жизни, организовать свободное время во время летних каникул, поддержать спортивную форму и подготовиться к следующему тренировочному периоду.

        ЦЕЛЕВОЙ БЛОК СПОРТИВНО — ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ.

        Цель: Воспитание сознательного отношения воспитанника к укреплению своего здоровья, к личному уровню физической подготовки и максимальному раскрытию своих способностей в период летней оздоровительной работы.

        1 Укрепление здоровья детей и формирование навыков здорового образа жизни, улучшения самочувствия и настроения.

        2.Воспитание дисциплинированности, силы воли, трудолюбия и сплоченности в коллективе.

        3. Повышение спортивного мастерства.

        КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

        Важнейшим направлением в работе лагеря станет активное приобщение детей к физкультуре, спорту, и здоровому образу жизни. Применение современных здоровьесберегающих технологий в своей педагогической деятельности отражает две линии оздоровительно-развивающей работы: приобщение детей к физической культуре и спорту; использование развивающих форм оздоровительной работы.

        «В спорте и воспитании нет каникул” – эта педагогическая формула становиться правилом при организации детского летнего отдыха, а заодно и правилом творческого подхода к каникулам – радостному времени духовного и физического развития роста каждого ребенка. Праздники и соревнования в лагере составлены с учетом желаний и интересов юных воспитанников и применением новых игровых технологий: «Форт — боярд», «Следствие ведут знатоки», «Рыцарский турнир», «Поиски клада», а также открытие и закрытие лагеря. Организована «Школа безопасности», целью и задачей, которой стало изучение опасностей, угрожающих школьнику и разрабатывающих способов защиты от них в любых условиях обитания человека, закрепление практических навыков и умений, находясь в экстремальных ситуациях.

        Мероприятия в «Школе безопасности»:

        «День Айболита», где дети учатся оказывать первую медицинскую помощь и применяют на практике дыхательные упражнения, упражнения для улучшения осанки, профилактики плоскостопия и близорукости, самостоятельно учатся выполнять антропометрические измерения.

        «Школа юного туриста», на занятиях в которой дети впервые учатся ориентироваться на местности, ставить палатку, разбивать бивак и вязать первые туристические узлы.

        «Приемы самообороны», где дети узнают от опытных тренеров отделения единоборств первые приемы самозащиты.

        «На улицах большого города», вместе с инспектором ГИБДД проводятся занятия по правилам дорожного движения, и соревнования с использованием знаков дорожного движения.

        Используя образовательные технологии, различные знания и умения в таких предметах как: биология, математика, русский язык, ОБЖ, история были разработаны новые праздники. А именно:

        физкультура и ОБЖ (занятия в школе юного туриста, игры по правилам дорожного движения);

        физкультура и биология (день Айболита);

        физкультура и история(«Спортивная викторина», праздник: «По дорогам Олимпии» );

        физическая культура и русский язык (использование топографических диктантов в играх: перевод письменных условных знаков на схематические и др.);

        физическая культура и математика («Развед-шоу»);

        национальные традиции (изучение игры «Лапта») Цель: возрождения народных игр.

        Технология дифференцированного обучения — индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств, стала важнейшим требованием в обучении. Дифференцированный и индивидуальный подходы важны для обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры

        При разработке мероприятий учитывается уровень физического развития и физической подготовленности учащихся используя дифференцированный подход.

        Исходя из выше сказанного, школьный лагерь работает по направлениям:

        Ориентация на приобретение навыков здорового образа жизни, овладение приемами саморегуляции, здоровьесберегающих технологий

        Средства: Утренняя гимнастика (зарядка); спортивные игры на стадионе, спортивной площадке (футбол, волейбол, теннис, пионербол, бадминтон, ручной мяч); подвижные игры на свежем воздухе; эстафеты; посещение бассейна; закаливающие процедуры, солнечные ванны (ежедневно); воздушные ванны (ежедневно), спортивные праздники: «Малые олимпийские игры», «Юмор в спорте важен, не спорьте» «День Нептуна» « День футболиста» « День теннисиста», «День народных игр»; «В гостях у Айболита»

        Спортивные соревнования, веселые эстафеты, дни здоровья, различные беседы о здоровом образе жизни, беседы с врачом, спортивные праздники развивают у детей ловкость и смекалку, помогают им развивать различные двигательные способности и реализуют потребность детей в двигательной активности, приобщают воспитанников к здоровому образу жизни. Для максимального достижения результата при проведении спортивных мероприятиях присутствует дух соревнования и реализуется принцип поощрения. После конкурсов, которые развивают не только физическое состояние детей, но и укрепляют их дух, дети получают призы.

        В лагере уделяется большое место пропаганде правильного питания и формированию навыков здорового образа жизни. С этой целью продолжает реализовываться программа «Школа безопасности», тесно сотрудничаем с врачом. Проводятся беседы «Оказание первой доврачебной помощи», «Профилактика плоскостопия и нарушений осанки». Ежедневно ведется «Журнал здоровья»

        Гражданско- патриотическое направление:

        Это направление включает в себя все мероприятия, носящие патриотический, исторический и культурный характер. Мероприятия этого направления воспитывают в детях патриотизм, любовь к родному краю, чувство гордости за свою страну, за ее историю и культуру.

        Средства: Комплекс мероприятий, направленных на положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, развитие гражданской и социальной ответственности за самого себя, общество и Отечество, уважение к государственным символам и традициям; участие в мероприятии «Никто не забыт, ничто не забыто», Дне России (конкурсной программе «Я люблю тебя, Россия»)

        Эколого- туристическое направление

        Обогащение знаниями и опытом общения с природой; овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, организаторскими способностями, расширение кругозора; приобретение необходимой физической и моральной закалки на экскурсиях; воспитание экологической культуры.

        Средства: прогулки и экскурсии на природу; экологические акции; а так же школа безопасности «Уроки юного туриста» и туристические походы

        Овладение навыками культуры общения; развитие лидерских качеств, творческих способностей, артистизма; приобретение навыков взаимопонимания, взаимоподдержки в условиях детского коллектива, приобретение знаний об организаторской деятельности; максимальное раскрытие детского творческого потенциала, массовое участие детей в развлекательных программах.

        Средства: торжественное открытие смены, операция «Развед-шоу», викторина «Следствие ведут знатоки», игра «Поиски клада», «Рыцарский турнир» «Музыкальный марафон», игра «Форт Боярд», «Следствие ведут…», день именинника, игровая программа «Школа радости!»

        gigabaza.ru