Протокол экспертизы учебников

Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации программ общего образования

Нормативно-правовая информация

Протокол заседания Научно-методического совета по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 марта 2016 г. № НТ-19/08пр
В повестке дня: о перечне организаций, выпускающих учебные пособия, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования; о включении учебников, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке (татарский язык и татарская литература, башкирский язык и башкирская литература, алтайский язык и литературное чтение); об обеспечении учебниками и учебно-методическими пособиями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Приказ Минобрнауки России от 26 января 2016 г. N 38
«О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»

Протокол заседания Научно-методического совета по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2015 г. № НТ-51/08пр
В повестке дня: о включении учебников по учебному предмету «Родной (чеченский) язык» АО «ИПК «Грозненский рабочий» в федеральный перечень учебников; об учебниках и учебных пособиях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; о рассмотрении результатов дополнительной экспертизы электронных форм учебников ООО «Издательство «Ассоциация XXI век» и ООО «ИОЦ Мнемозина»; о внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников: обзор предложений

Протокол заседания Научно-методического совета по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. № НТ-47/08пр
В повестке дня: об отборе организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования; о дополнительной экспертизе учебника «Обществознание» 8 класс, Никитин А.Ф., Никитина Т.И., издательство «ДРОФА»; разное

Письмо Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. N 08-1880
«О проведении мониторинга использования ЭФУ в образовательной деятельности»

Приказ Минобрнауки России от 14 августа 2015 г. N 825
«О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. N 1047»

Протокол заседания Научно-методического совета по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 августа 2015 г. N НТ-32/08пр
В повестке дня: о новом порядке отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования; о результатах повторной и дополнительной экспертиз учебников (об исполнении решения Научно-методического совета по учебникам от 15 мая 2015 года); разное

Приказ Минобрнауки России от 29 апреля 2015 г. N 450
«О Порядке отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

Протокол заседания Научно-методического совета по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 июня 2015 г. N НТ-21/08пр
В повестке дня: о проведении повторной педагогической экспертизы учебников; об определении сроков представления правообладателем, лицом, обладающим правами на учебник, положительного экспертного заключения по результатам повторной и дополнительной экспертиз в Минобрнауки России

Приказ Минобрнауки России от 8 июня 2015 г. N 576
«О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»

Протокол заседания Научно-методического совета по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 мая 2015 г. N НТ-16/08пр
В повестке дня: о результатах научной историко-культурной экспертизы учебников истории России; о результатах экспертизы электронных форм учебников, включенных в федеральный перечень учебников; об учебниках, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации; об анализе обращений граждан; разное

Протокол заседания Научно-методического совета по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 апреля 2015 г. N НТ-13/08пр
В повестке дня: об изменении сроков представления в Минобрнауки России положительных заключений по результатам научной историко-культурной экспертизы; об изменении сроков представления в Минобрнауки России вновь разработанных учебников истории России

Протокол заседания Научно-методического совета по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 февраля 2015 г. N НТ-6/08пр
В повестке дня: о порядке формирования федерального перечня учебников; о научной историко-культурной экспертизе учебников истории России; об экспертизе электронных форм учебников, включенных в федеральный перечень учебников; об учебниках по изучению татарского языка и литературы; об анализе обращений граждан

Приказ Минобрнауки России от 10 февраля 2015 г. N 72
«О внесении изменений в состав Научно-методического совета по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 февраля 2014 г. № 138»

Приказ Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. N 1559
«О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. N 1047»

Приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. N 253
«Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. N 1075
«О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики»

Протокол заседания Научно-методического совета по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 февраля 2014 г. N ДЛ-10/08пр
В повестке дня: о Научно-методическом совете по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации; о проведении экспертизы учебников; о приеме учебников для вхождения в федеральный перечень учебников; о соответствии учебников истории концепции нового учебно-­методического комплекса по отечественной истории; об учебниках по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» и образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры»; об учебниках, рекомендованных к включению в федеральный перечень учебников.

Приказ Минобрнауки России от 24 февраля 2014 г. N 138
«О Научно-методическом совете по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации»

Приказ Минобрнауки России от 16 января 2012 г. N 16
«О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях»

Приказ Минобрнауки России от 13 января 2014 г. N 2
«О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях»

Приказ Минобрнауки России от 18 марта 2009 г. N 88
«Об утверждении Порядка отбора организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях»

Приказ Минобрнауки России от 14 декабря 2009 г. N 729
«Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях»

Регламент процедуры приёма материалов от заявителей на включение учебников в ФПУ или исключение учебников из ФПУ
Документ, определяющий порядок приёма материалов от заявителей на включение учебников в федеральный перечень учебников и / или исключение учебников из федерального перечня учебников.

Приказ Минобрнауки России от 5 сентября 2013 г. N 1047
«Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2012 г. N 1067
«Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год»

Консультационная поддержка

В разделе «Консультационная поддержка» будут размещены:

  • актуальная информация об особенностях использования электронных учебников в образовательной деятельности школы для разных уровней общего образования и с учетом специфики предметных областей;
  • рекомендации по практическому использованию электронных учебников в образовательной деятельности школы.

Данные информационные материалы будут разработаны в рамках реализации Государственного контракта от 05 мая 2014 г. № 08.018.11.0002 и предоставлены для наполнения раздела организацией-заказчиком в рамках выполнения договора от 12 мая 2014 г. № М-И-10816р.

Методическая поддержка

В разделе «Методическая поддержка» будут размещены методические рекомендации по использованию специализированной интернет-системы организационно-методического сопровождения федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации образовательных программ общего образования в общеобразовательных учреждениях, разработанные в ходе реализации Государственного контракта от 05 мая 2014 г. № 08.018.11.0002.

Указанные публикации будут отражать основные аспекты использования электронных учебников в образовательной деятельности школы для разных уровней общего образования, причём с учетом специфики предметных областей.

Материалы для наполнения раздела будут предоставлены организацией-заказчиком в рамках выполнения договора от 12 мая 2014 № М-И-10816р.

www.fpu.edu.ru

Треть школьных учебников не прошли независимую экспертизу

Более 300 пособий не получат одобрения Минобрнауки, заявила министр Ольга Васильева

Москва. 26 апреля. INTERFAX.RU — Треть школьных учебников, претендующих на включение в федеральный перечень, не прошли независимую экспертизу и одобрения Минобрнауки не получат, заявила министр образования и науки Ольга Васильева.

«В настоящее время мы получили из РАО результаты дополнительной экспертизы: 1117 заключений и из них только 781 — положительные, что наглядно демонстрирует эффективность именно государственной экспертизы», — сказала Васильева, которую цитируют в пресс-службе министерства.

Федеральный перечень учебников был значительно сокращен в 2014 году, сейчас в нем около 1,3 тыс. пособий. Васильева осенью прошлого года заявляла, что даже такое количество считает слишком большим. Тем не менее, в ходе подготовки нового перечня издательства подали документы на 1,8 тыс. изданий; каждый учебник прошел заказанную издательством экспертизу. В Минобрнауки сочли, что такого исследования недостаточно, и все 1,8 тыс. книг в этом году отправились на дополнительную экспертизу (число заключений меньше, чем учебников, поскольку многие пособия выпускаются сериями). Результаты этой дополнительной экспертизы и стали известны в четверг.

Дополнительная экспертиза проводится впервые. Минобрнауки считает, что качество учебников в России слишком велико, и экспертизы, которые проводятся за счет издательства, не всегда объективны: иногда пропускают очевидные ошибки, неточности и спорные формулировки.

Министерство также отмечает, что выполняет поручение президента РФ по улучшению качества школьных пособий. Тем не менее, ряд издательств, чьи учебники могут не попасть в перечень, с подходом профильного ведомства не согласны — они считают, что министерство предвзято относится к их пособиям, многие из которых уже хорошо зарекомендовали себя в школах.

Спорные формулировки при описании присоединения Крыма

В конце прошлого года научно-методический совет по учебникам Минобрнауки под руководством Васильевой отправил на дополнительную экспертизу учебник «История России: начало XX — начало XXI века» (авторы Волобуев О.В., Карпачев С.П., Романов П.Н.) издательства «Дрофа», предназначенный для 10 класса. Учебник, возмутивший спикера Совета Федерации Валентину Матвиенко из-за формулировки присоединения Крыма к России, затем был переиздан с другим описанием событий весны 2014 года.

www.interfax.ru

Протокол заседания Научно-методического совета по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации

заседания Научно-методического совета по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации

от 28 февраля 2014 г. № ДЛ-10/08пр

Н.В. Третьяк, В.Д. Арнольд, А.А. Гудков, А.Я. Данилюк, Р.А. Дощинский (присутствовал на первой части совещания), Т.Д. Жукова, А.В. Зырянова, В.В. Кириченко, В.В. Козлов, В.Г. Костин, М.В. Лебедева, А.В. Лукутин, Н.А. Макаров, Л.А. Мясникова, Л.Л. Палько, Г.В. Перова, Д.С. Секиринский, А.Г. Сиденко, С.В. Сидоренко, М.И. Случ, О.Н. Смолин, И.В. Суколенов, С.Л. Тетерина, И.Ю. Трипольская, Э.Н. Фаттахов

И.В. Метлик, А.В. Чубарьян

Во время заседания велась аудио- и видеозапись

I. О Научно-методическом совете по учебникам Министерства образования и
науки Российской Федерации. О проведении экспертизы учебников

1. Принять к сведению информацию первого заместителя Министра образования и науки Российской Федерации (заместителя сопредседателей Совета) Третьяк Н.В.

2. Отметить, что заседание Совета является правомочным, на нем присутствует более половины членов Совета (25 человек). Все решения Совета принимаются открытым голосованием.

II. О приеме учебников для вхождения в федеральный перечень учебников

(Арнольд, Дудова, Жукова, Козлов, Лебедева, Ливанов, Мясникова, Палько, Сидоренко, Смолин, Суколенов, Третьяк, Трипольская)

1. Принять к сведению информацию о поступлении для включения в федеральный перечень учебников 1505 учебников (список прилагается) и материалов к ним от 26 организаций (приложение 1).

2. Совет установил, что учебники общества с ограниченной ответственностью «БАЛАСС» (письмо от 19 февраля 2014 г. № МОН-4858) и общества с ограниченной ответственностью «ИОЦ Мнемозина» (письмо от 20 февраля 2014 г. № 08-1257) поступили после установленного п. 22 Порядка срока (после 15 февраля 2014 года).

Совет решил на основании п. 22 Порядка не рассматривать и не рекомендовать включать в федеральный перечень внесенные издательствами учебники. Голосовали: «за» 21 человек, «против» 2 человека, «воздержался» 1 человек.

3. Совет установил, что учебники «Математика» 1-4 класс, автор Петерсон Л.Г. были внесены в Минобрнауки России с отрицательным заключением педагогической экспертизы, выданной Российской академией образования (поступили 14 февраля 2014 г. в экспедицию Министерства (Люсиновская ул., 51). Это является нарушением п. 3 Порядка.

Кроме того, установлено нарушение процедуры прохождения общественной экспертизы учебников: в нарушение п. 14 Порядка Русская школьная библиотечная ассоциация провела общественную экспертизу указанных учебников при отрицательном педагогическом экспертном заключении.

Вынесено на голосование 2 предложения:

рекомендовать к включению в федеральный перечень учебники при условии получения положительных экспертиз (научной, педагогической, общественной) от других организаций, имеющих право проводить такие экспертизы. Если в течение двух недель не будут представлены положительные экспертные заключения, то учебники не будут рекомендованы к включению в федеральный перечень учебников (голосовали: «за» 9 человек, «против» 13 человек, «воздержался» 2 человека);

не рекомендовать учебники к включению в федеральный перечень учебников (голосовали: «за» 17 человек, «против» 5 человек, «воздержался» 2 человека).

Совет решил на основании п. 19 Порядка не рекомендовать учебники к включению в федеральный перечень учебников.

5. Совет установил, что на учебник «Технология. Подготовка младшего обслуживающего персонала» для 8 класса» Зырянова В.А., Хаминова И.А. представлено заключение научной экспертизы организации, не отвечающей требованиям п. 9 Порядка (экспертное заключение от 27 июля 2010 г. № 406 выдано Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования).

Совет на основании пп. 19, 22 Порядка единогласно решил не рекомендовать учебник к включению в федеральный перечень учебников.

6. Совет установил, что на учебники (приложение 2) не были представлены оригиналы экспертных заключений.

Совет решил на основании пп. 19, 22 Порядка не рекомендовать к включению в федеральный перечень указанные учебники. Голосовали: «за» 17 человек, «против» 1 человек, «воздержался» 6 человек.

6. Совет установил, приняв во внимание позицию должностного лица Российской академии наук Козлова В.В., что его подписи под экспертными заключениями на учебники (приложение 3) не являются подлинными.

Совет решил на основании пп. 19, 22 Порядка не рекомендовать включать учебники в федеральный перечень учебников. Голосовали «за» 23 человека, «воздержался» 1 человек.

7. Совет установил, что к учебникам (приложение 4) представлены экспертные заключения, выданные на иные учебники: выявлено несоответствие наименования учебников и наименование учебников в экспертных заключениях на них. Это не позволяет соотнести учебник и экспертные заключения и сделать вывод

0 полном комплекте материалов.

8. Совет решил на основании пп. 19, 22 Порядка не рекомендовать включать учебники в федеральный перечень учебников. Голосовали: «за» 19 человек, «против»

1 человек, «воздержался» 4 человека.

III. О соответствии учебников истории концепции нового учебно­методического комплекса по отечественной истории

(Ливанов, Третьяк, Чубарьян)

1. Совет единогласно поддержал предложение первого заместителя Министра образования и науки (заместителя сопредседателей Совета) Н.В. Третьяк об изменение Порядка в части экспертизы учебников истории на соответствие содержания учебников по истории, включенных в федеральный перечень учебников, концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. В случае несоответствия содержания учебников концепции рекомендовать исключить такие учебники из перечня (п. 2 перечня поручений по итогам встречи Президента Российской Федерации с разработчиками концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории 16 января 2014 г.).

IV. Об учебниках по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» и образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры»

(Ливанов, Третьяк, Данилюк, Метлик)

1. Совет решил включить учебники по курсу ОДНК для 5 класса во второй раздел федерального перечня учебников «учебники, рекомендуемые к использованию при реализации части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений». Голосовали: «за» 23 человека, «воздержался» 1 человек.

IV. Об учебниках, рекомендованных к включению в федеральный перечень учебников

1. Заслушав информацию и обсудив возникшие вопросы, Совет принял решение рекомендовать учебники, отвечающие всем требованиям п. 3 Порядка, за исключением учебников, не рекомендованных настоящим заседанием, для включения в федеральный перечень. Голосовали: «за» 23 человека, «воздержался» 1 человек.

xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai

502 Bad Gateway

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке проведения экспертизы учебников

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения экспертизы учебников с целью обеспечения качества учебников и формирования федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
2. Объектом экспертизы является учебное издание, содержащее систематическое изложение содержания учебного предмета (далее — учебник).
3. Экспертиза учебников включает педагогическую и научную экспертизу учебника.
Задачей педагогической экспертизы учебника является оценка:
1) соответствия содержания учебника федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования или федеральному государственному образовательному стандарту соответствующей ступени общего образования;
2) соответствия содержания учебника возрастным и психологическим особенностям обучающихся;
3) принадлежности учебника к системе учебников; обеспечивающих преемственность изучения учебного предмета в полном объеме на соответствующей ступени общего образования (завершенной предметной линии учебников);
4) принадлежности учебника к системе учебников, обеспечивающих достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования на соответствующей ступени общего образования — при экспертизе на соответствие федеральному государственному образовательному стандарту соответствующей ступени общего образования.
Задачей научной экспертизы учебника является оценка соответствия содержания учебника современным научным представлениям с учетом соответствующей ступени общего образования в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования или с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта соответствующей ступени общего образования.
4. Для проведения экспертизы учебников на соответствие федеральному государственному образовательному стандарту соответствующей ступени общего образования представляются учебники, входящие в завершенную предметную линию учебников и (или) входящие в систему учебников, обеспечивающих достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования на соответствующей ступени общего образования.
5. Экспертиза учебников проводится по инициативе заказчика экспертизы. Заказчиками экспертизы являются юридические и физические лица, заинтересованные в проведении данной экспертизы.
6. В проведении экспертизы учебников участвуют Российская академия наук и Российская академия образования, а также иные организации на основании своих уставов, утвержденных Правительством Российской Федерации, в которых закреплены соответствующие полномочия (далее — экспертные организации).
7. Результат экспертизы оформляется в виде экспертного заключения.
8. Экспертиза проводится на основании договора между заказчиком экспертизы и экспертной организацией, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

II. Порядок проведения экспертизы

9. Для проведения экспертизы учебника заказчик экспертизы с 1 января по 1 августа текущего года направляет в экспертные организации заявление, в котором указывается:
название учебника в соответствии с названием учебного предмета, класс, инициалы и фамилия автора(ов) в соответствии с титульным листом учебника;
количество представленных на экспертизу экземпляров, в том числе экземпляров учебников, входящих в завершенную предметную линию учебников и (или) входящих в систему учебников, обеспечивающих достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования на соответствующей ступени общего образования.
реквизиты заказчика экспертизы;
наименование издателя(ей) учебника(ов), в том числе входящего(их) в завершенную предметную линию учебн иков и (или) входящего(их) в систему учебников, обеспечивающих достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования на соответствующей ступени общего образования.
К заявлению прилагаются:
пояснительная записка заказчика экспертизы;
учебник (или оригинал-макет учебника), представленный на экспертизу в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования или все учебники (или оригинал — макеты учебников), входящие в завершенную предметную линию учебников и (или) входящие в систему учебников, обеспечивающих достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования на соответствующей ступени общего образования.
10. При соответствии поступивших материалов требованиям, установленным пунктами 2, 4, и 9 настоящего Положения, экспертная организация заключает с заказчиком экспертизы договор на проведение экспертизы.
11. Экспертиза учебников экспертными организациями проводится до 15 октября текущего года.
Учебник, получивший отрицательное экспертное заключение, повторно на экспертизу в текущем году не принимается.
12. Экспертное заключение оформляется экспертной организацией, в котором указываются:
1) при проведении экспертизы учебников, представленных на экспертизу в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования:
название учебника, класс, инициалы и фамилия автора(ов) в соответствии с титульным листом учебника;
реквизиты заказчика экспертизы;
наименование издателя(ей) учебника(ов), входящих в завершенную предметную линию учебников;
дата и регистрационный номер экспертного заключения;
для третьей ступени обучения — базовый или профильный уровень.
2) при проведении экспертизы учебников, представленных на экспертизу в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом соответствующей ступени общего образования:
название учебника, класс, инициалы и фамилия автора(ов) в соответствии с титульным листом учебника;
название каждого учебника, входящего в завершенную предметную линию учебников и (или) входящих в систему учебников, обеспечивающих достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования на соответствующей ступени общего образования, класс, инициалы и фамилия автора(ов) в соответствии с титульным листом учебника;
реквизиты заказчика экспертизы;
наименование издателя(ей) учебников, входящих в завершенную предметную линию учебников и (или) входящих в систему учебников, обеспечивающих достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования на соответствующей ступени общего образования;
дата и регистрационный номер экспертного заключения; для третьей ступени обучения — базовый или профильный уровень.
При педагогической экспертизе учебника экспертное заключение должно содержать однозначные выводы:
о соответствии содержания учебника федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования или федеральному государственному образовательному стандарту соответствующей ступени общего образования;
о соответствии учебника возрастным и психологическим особенностям обучающихся;
о принадлежности учебника к завершенной предметной линии учебников;
о принадлежности учебника к системе учебников, обеспечивающих достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования на соответствующей ступени общего образования.
При научной экспертизе учебника экспертное заключение должно содержать однозначный вывод:
о соответствии содержания учебника современным научным представлениям с учетом соответствующей ступени общего образования в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования или с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта соответствующей ступени общего образования.
Экспертное заключение должно быть аргументировано.
Экспертное заключение подписывается руководителем экспертной организации или уполномоченным лицом при наличии доверенности с указанием должности и фамилии лица, подписавшего экспертное заключение.
Экспертное заключение составляется в двух экземплярах, которые в течение 10 рабочих дней с даты подписания направляются экспертной организацией письмами заказчику экспертизы и в Министерство образования и науки Российской Федерации.

www.edu.ru