Проведение проверок исполнения законов судебными приставами

uristinfo.net

Глава 13. Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами

13.1. Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами
13.2. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов судебными приставами
13.3. Организация работы по надзору за исполнением законов судебными приставами
13.4. Проведение проверок исполнения законов судебными приставами
Вопросы для повторения
Задание

13.1. Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами

Надзор за исполнением законов судебными приставами является новым направлением прокурорского надзора и обязан своим появлением изданию двух законодательных актов — федеральных законов от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее — Закон о судебных приставах) и от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве). В ст. 19 Закона о судебных приставах было закреплено, что надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций в соответствии с Законом о прокуратуре осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.
Несмотря на сравнительно долгий период, прошедший с момента издания названных законов, которые вступили в силу в октябре 1997 г., законодательное подтверждение деятельность прокуроров по надзору за исполнением законов судебными приставами нашла лишь в Федеральном законе от 10 февраля 1999 г. № 31-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»». В какой-то мере это можно объяснить тем, что согласно ст. 25 Закона о судебных приставах полное функционирование службы судебных приставов должно было начаться с 1 января 1999 г. Следует отметить, что в рассматриваемом случае законодатель изменил сложившейся традиции, лишь дополнив ст. 1 Закона о прокуратуре соответствующей строкой. При этом в Закон не была включена дополнительная глава, конкретизирующая предмет этой надзорной отрасли и, самое главное, полномочия прокуроров по осуществлению надзора за исполнением законов судебными приставами. Данное обстоятельство представляется существенным, поскольку полномочия прокуроров согласно ст. 129 Конституции РФ должны определяться федеральным законом. Законодательная неурегулированность этого вопроса создает трудности при осуществлении надзора за исполнением законов судебными приставами, мешает выработке единой практики надзора. Следует иметь в виду, что практика надзора в рассматриваемой области только еще складывается. Иными словами, здесь прокурорами только нарабатывается опыт организации и осуществления результативного прокурорского надзора. Пробел в законодательстве должен быть устранен путем включения в Закон о прокуратуре самостоятельной главы, посвященной прокурорскому надзору за исполнением законов судебными приставами.
Это направление надзора можно рассматривать как часть прокурорского надзора за исполнением законов соответствующими государственными органами (администрациями), исполняющими приговоры и иные решения судов (см. гл. 10 учебника). Что же касается применяемых прокурорами правовых средств, надзорных методов и приемов, то данное направление наиболее близко к прокурорскому надзору за исполнением законов (см. гл. 7 учебника). Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами близок и к прокурорскому надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, поскольку одной из его задач является соблюдение прав граждан, относительно которых приняты судебные решения.
Предметом данного направления можно считать исполнение законов судебными приставами и в первую очередь законность принимаемых ими мер и выносимых правовых актов. При этом было бы неверным утверждать, что только за исполнением названных выше законов о судебных приставах и об исполнительном производстве призваны осуществлять надзор прокуроры. Предметом прокурорского надзора в данном случае является также исполнение судебными приставами всякого иного законодательного акта, нарушение которого возможно в ходе осуществления ими своей деятельности. К числу таких актов следует в первую очередь отнести федеральные законы от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации», от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» и ряд других.
Согласно ст. 5 Закона о судебных приставах систему органов принудительного исполнения судебных решений и актов иных органов составляют Федеральная служба судебных приставов и ее территориальные органы.
При этом Закон о судебных приставах корреспондирует вопросы определения организации деятельности службы судебных приставов в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ и Высшем Арбитражном Суде РФ федеральным конституционным законам об этих судах. Думается, что данный вопрос следовало бы отразить в рассматриваемом Законе.
Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. №1316 утверждено Положение о Федеральеной службе судебных приставов, определяющее организационные основы деятельности данного федерального органа исполнительной власти.
Функционально судебные приставы подразделяются на две категории:
1) приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, права и обязанности которых закреплены в Законе о судебных приставах;
2) приставов-исполнителей, которые помимо названного Закона руководствуются в своей деятельности Законом об исполнительном производстве. Данное разделение и предопределяет компетенцию и полномочия соответствующих прокуроров по надзору за исполнением законов судебными приставами.
Основной задачей прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами является обеспечение законности в их деятельности, а также защита прав и законных интересов физических и юридических лиц, относительно которых были приняты судебные решения.
Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами способствует совершенствованию их деятельности, а стало быть, обеспечению установленного порядка деятельности судов, надлежащему исполнению их решений, что в свою очередь положительно сказывается на авторитете судей.

uristinfo.net

Учебник: Прокурорский надзор

13.4. проведение проверок исполнения законов судебными приставами

Перед началом, проверки обычно в соответствующем суде и территориальном органе Министерства юстиции РФ следует ознакомиться с жалобами и заявлениями на действия судебных приставов. Необходимо также проанализировать жалобы, заявления, а также официальные письма руководителей разного рода органов на действия судебных приставов, поступившие в прокуратуру. Это позволяет определить содержание (характер) предстоящей проверки, ее объем. В зависимости от характера сведений о нарушениях законов, допущенных судебными приставами, каждая проверка носит индивидуальный характер.

В начале проверки тщательно проверяется достоверность имеющихся у прокурора сведений о нарушениях законов, допущенных судебными приставами.

Необходимо ознакомиться с реестром дел, ведущимся в службе и истребовать материалы, которые надлежит изучить. Это могут быть журналы регистрации входящей и исходящей корреспонденции; журнал учета исполнительных производств, собственно исполнительные производства; журнал учета материалов по взысканию сумм временных пособий на несовершеннолетних детей, выплаченных в период розыска их родителей; журнал учета штрафов, налагаемых приставом исполнителем в стадии исполнения судебных решений; книга учета депозитных сумм подразделения судебных приставов; книга о выплате премиального вознаграждения судебным приставам-исполнителям; журнал регистрации жалоб и заявлений, собственно жалобы и заявления и переписка по ним; отчетно-статистические документы и т.д.; различные постановления и акты.

Путем изучения перечисленных и многих других материалов, бесед с работниками службы прокурор, в частности, выясняет:

—> налажен ли в службе учет исполнительных документов, т.е. судебных актов и актов других органов, подлежащих принудительному исполнению;

—> соблюдается ли трехдневный срок вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства и нет ли факторов уклонения судебных приставов от возбуждения исполнительных производств;

—> своевременно ли (не позднее следующего дня) направляются копии постановлений о возбуждении исполнительного производства взыскателю, должнику, а также в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ (исполнительный лист, судебный, приказ, постановление и т.д.);

—> все ли предусмотренные законом меры предпринимаются судебными приставами в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, включая опись имущества должника, наложение ареста на его имущество;

—> принимаются ли меры и какие конкретно к розыску скрывшихся должников и розыску имущества должников;

—> соблюдается ли двухмесячный срок совершения исполнительных действий;

—> соответствуют ли закону принимаемые судебными приставами решения и не ущемляют ли они права соответствующих физических и юридических лиц и, в частности, не превышают ли они свои полномочия при наложении ареста на имущество, реализации арестованного имущества, применении штрафных санкций;

—> на. законном ли основании приостанавливаются исполнительные производства и откладываются исполнительные действия;

—> регистрируются ли поступающие в службу жалобы и заявления, своевременно ли они рассматриваются и разрешаются и соответствуют ли закону принимаемые по ним решения.

Выше были перечислены лишь некоторые вопросы, выясняемые прокурором в ходе проверок.

Проверки прокурором могут также проводиться в связи с поступлением сведений о превышении полномочий судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов в особенности при применении ими физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Представляется, что по каждому случаю применения судебными приставами огнестрельного оружия, повлекшие человеческие жертвы (гибель и ранения людей), необходимо проводить прокурорские проверки на предмет установления законности применения оружия.

Вопросы для повторения

1. Раскройте предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами?

2. Какими полномочиями наделены прокуроры при осуществлении надзора за исполнением законов судебными приставами?

3. Поясните, как организуется работа в прокуратуре по надзору за исполнением законов судебными приставами.

4. Раскройте особенности проведения проверок исполнения законов судебными приставами в соответствующих службах.

5. Что, по Вашему мнению, необходимо сделать для совершенствования прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами?

Изучите или используйте источники 18, 24, 56, 63, 64, 76, 82, приведенные в Приложении 1.

Содержание

Читать: Аннотация
Читать: Введение
Читать: Глава 1 сущность, задачи, принципы и основные направления прокурорского надзора
Читать: 1.1. сущность прокурорского надзора
Читать: 1.2. основные понятия прокурорского надзора
Читать: 1.3. цели и задачи прокурорского надзора
Читать: 1.4. принципы организации и деятельности прокуратуры
Читать: 1.5. основные направления (отрасли) прокурорского надзора
Читать: Глава 2 правовое регулирование прокурорского надзора в российской федерации
Читать: 2.1. учреждение прокуратуры в россии и правовое регулирование ее деятельности
Читать: 2.2. правовое регулирование прокурорского надзора в советский период
Читать: 2.3. правовое регулирование прокурорского надзора в российской федерации в современный период
Читать: Глава 3 прохождение службы и кадровое обеспечение в органах прокуратуры
Читать: 3.1. особенности службы в органах прокуратуры
Читать: 3.2. управление кадрами в органах прокуратуры
Читать: 3.3. основные виды кадровой работы в органах прокуратуры
Читать: Глава 4 организация работы и управления в органах прокуратуры
Читать: 4.1. система, структура и организация органов прокуратуры
Читать: 4.2. понятие организации работы и управления в органах прокуратуры
Читать: 4.3. информационно-аналитическая работа и планирование в органах прокуратуры
Читать: 4.4. взаимодействие прокуроров с органами представительной (законодательной) и исполнительной в4.5. делопроизводство, учет и отчетность в органах прокуратуры
Читать: Глава 5 координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью
Читать: 5.1. сущность, цели и участники координационной деятельности
Читать: 5.2. формы координации и взаимодействия правоохранительных органов
Читать: Глава 6 тактика и методика прокурорского надзора
Читать: 6.1. понятие тактики прокурорского надзора
Читать: 6.2. понятие методики прокурорского надзора
Читать: 6.3. методическое обеспечение прокурорского надзора
Читать: глава 7 прокурорский надзор за исполнением законов
Читать: 7.1. сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов
Читать: 7.2. полномочия прокурора по надзору за исполнением законов
Читать: 7.3. направления (подотрасли) прокурорского надзора за исполнением законов
Читать: 7.4. организация работы по надзору за исполнением законов
Читать: 7.5. проведение прокурором проверок исполнения законов
Читать: 7.6. проведение прокурором проверок законности издаваемых правовых актов
Читать: 7.7. особенности проведения прокурором проверок исполнения экологического законодательства
Читать: 7.8. правовые средства реагирования прокурора на выявляемые правонарушения
Читать: Глава 8 прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
Читать: 8.1. сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и 8.2. полномочия прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
Читать: 8.3. работа прокурора с обращениями граждан
Читать: 8.4. приоритетные направления прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и грГлава 9 прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности1
Читать: 9.2. полномочия прокурора по надзору за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельност9.3. организация работы по надзору за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности
Читать: 9.4. особенности надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности
Читать: Глава 10 прокурорский надзор за исполнением законов в досудебном производстве1
Читать: 10.1. сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов в досудебном прои10.2. полномочия прокурора по надзору за исполнением законов в досудебном производстве
Читать: 10.3. организация работы по надзору за исполнением законов в досудебном производстве
Читать: 11.3. организация работы по надзору за исполнением законов администрациями органов и учреждений11.4. особенности надзора за законностью исполнения наказаний в виде лишения свободы
Читать: 11.6. особенности надзора за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и Глава 12 участие прокурора в рассмотрении дел судами
Читать: 12.1. задачи и основные направления деятельности прокурора в суде
Читать: 12.2. особенности участия прокурора в рассмотрении судом уголовных дел
Читать: 12.3. особенности участия прокурора в суде присяжных
Читать: 12.4. особенности участия прокурора в рассмотрении мировых судьей и апелляционной инстанции
Читать: 12.5. участие прокурора в рассмотрении судами гражданских дел
Читать: 12.6. участие прокурора в рассмотрении дел арбитражными судами
Читать: 12.7. участие прокурора в рассмотрении судами дел об административных правонарушениях
Читать: Глава 13 прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами
Читать: 13.1. сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов судебными пристав13.2. полномочия прокурора по надзору за исполнением законов судебными приставами
Читать: 13.3. организация работы по надзору за исполнением законов судебными приставами
Читать: 13.4. проведение проверок исполнения законов судебными приставами
Читать: Глава 14 другие направления деятельности прокуратуры
Читать: 14.1. расследование преступлений органами прокуратуры
Читать: 14.2. участие прокуроров в правотворческой деятельности
Читать: 14.3. международное сотрудничество органов прокуратуры
Читать: 14.4. участие следователей и прокуроров в предупредительно-профилактической работе
Читать: Глава 15 повышение эффективности прокурорского надзора
Читать: 15.1. понятие эффективности прокурорского надзора
Читать: 15.2. методика определения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов
Читать: 15.3. основные направления повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов
Читать: 15.4. концептуальные положения развития прокуратуры российской федерации
Читать: Список нормативных актов и литературы

uchebnik.biz

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

О Генпрокуратуре России

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

Правовое просвещение

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Указание №155/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами»

ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами

В целях повышения эффективности осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства, регламентирующего деятельность судебных приставов, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а также внесением изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, руководствуясь ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,

О Б Я З Ы В А Ю :

1. Заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, начальников главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, городов, районов и иных территориальных прокуроров обеспечить надлежащий прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами.

1.1. Мерами прокурорского реагирования добиваться неукоснительного соблюдения судебными приставами-исполнителями требований действующего законодательства об исполнительном производстве.

1.2. В ходе проверок исполнения законов в деятельности судебных приставов особое внимание обращать на соблюдение принципов:

законности принимаемых решений;

своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;

уважения чести и достоинства гражданина;

неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи;

соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

1.3. Осуществляя прокурорский надзор, в частности при проверке жалоб на неправомерные действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей, изучать неоконченные исполнительные производства в подразделениях службы судебных приставов по месту их нахождения. Исключить факты их изъятия и истребования в прокуратуру.

1.4. При рассмотрении обращений о нарушениях законодательства об исполнительном производстве тщательно проверять все доводы заявителей, шире использовать полномочия главных и старших судебных приставов по отмене незаконных постановлений подчинённых приставов. В тех случаях, когда главными и старшими судебными приставами не проверялась законность обжалуемых решений и действий (бездействия) подчинённых судебных приставов-исполнителей, направлять в их адрес жалобы граждан, поступившие в органы прокуратуры, контролируя результаты рассмотрения.

1.5. Не допускать направления в службу судебных приставов жалоб, подлежащих рассмотрению в порядке ст. 124 УПК РФ. По результатам рассмотрения каждой такой жалобы выносить постановление о её полном или частичном удовлетворении либо об отказе в её удовлетворении.

1.6. В целях восстановления нарушенных прав граждан применять исчерпывающие меры прокурорского реагирования как к судебным приставам-исполнителям, так и к лицам, не исполняющим их законные требования, препятствующим реализации судебных решений.

1.7. Обращать внимание на соблюдение законодательства при организации территориальными органами Росимущества и специализированными организациями реализации арестованного судебными приставами-исполнителями имущества должников, проведении конкурсного отбора лиц, осуществляющих продажу арестованного имущества, заключении с ними договоров.

1.8. При осуществлении прокурорского надзора за организациями, реализующими арестованное имущество, проверять соблюдение налоговыми органами установленной ст. 77 Налогового кодекса Российской Федерации обязанности по получению санкции прокурора на арест имущества, а также установленных условий наложения ареста.

1.9. При выявлении нарушений вносить представления об их устранении главным судебным приставам субъектов Российской Федерации с постановкой вопроса о привлечении виновных судебных приставов-исполнителей к дисциплинарной ответственности.

1.10. На незаконные постановления судебных приставов-исполнителей приносить протесты вышестоящим должностным лицам.

1.11. В случае неисполнения законных требований прокурора:

применять предоставленные ст. 45, 254, 441 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочия по обращению в суды общей юрисдикции и арбитражные суды с заявлениями о признании незаконными решений и действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей и возмещении причинённого ими ущерба;

возбуждать дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ (невыполнение законных требований прокурора).

1.12. При выявлении признаков преступления в действиях судебных приставов для решения вопроса об уголовном преследовании в соответствии с положениями п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ выносить мотивированное постановление о направлении материалов общенадзорной проверки в следственный орган.

1.13. Обеспечить надлежащий прокурорский надзор за неукоснительным соблюдением дознавателями службы судебных приставов требований уголовно-процессуального законодательства. Во всех случаях выявления нарушений добиваться восстановления законности и решать вопрос об ответственности виновных лиц. В своей деятельности руководствоваться приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 06.09.2007 № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания».

1.14. Информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации о состоянии надзора за исполнением законодательства о судебных приставах и исполнительном производстве в докладах по результатам работы за год.

2. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации прокурорский надзор в указанной сфере возложить:

на Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства – в части соблюдения законов при осуществлении судебными приставами своих функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов, по исполнению судебных актов и актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительных функций по контролю и надзору в установленной сфере деятельности;

на Главное управление по надзору за следствием – в части соблюдения законов в ходе предварительного следствия по уголовным делам, возбужденным в отношении судебных приставов;

на управление по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью – в части соблюдения приставами уголовно-процессуального законодательства в ходе дознания по уголовным делам;

на управление по надзору за расследованием особо важных дел – в части соблюдения уголовно-процессуального законодательства центральным аппаратом Федеральной службы судебных приставов.

В указанных подразделениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации ежегодно обобщать состояние законности и прокурорского надзора в своей части.

3. Признать утратившим силу указание Генерального прокурора Российской Федерации от 06.01.1999 № 1/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении полномочий судебными приставами».

4. Контроль за исполнением настоящего указания возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Указание направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов и иным территориальным прокурорам, которым довести его содержание до сведения подчинённых работников.

Генеральный прокурор
Российской Федерации

действительный государственный
советник

www.genproc.gov.ru