Проводки в бюджете налог на имущество

Учет налогов

В какой момент налоговое обязательство принимается к учету? Как отразить в учете операции по начислению и уплате налогов? Учитываются ли расходы на уплату налогов в целях исчисления налога на прибыль?

Обязательства по уплате налогов, предусматривающие внесение денежных средств в бюджеты бюджетной системы РФ, относятся к фактам хозяйственной жизни, в связи с чем указанные обязательства должны быть отражены в бухгалтерском учете. В какой момент налоговое обязательство принимается к учету? Как отра­зить в учете операции по начислению и уплате налогов? Учитываются ли расходы на уплату налогов в целях исчисления налога на прибыль? На эти и другие вопросы найдете ответы в данной статье.

ЗА СЧЕТ КАКИХ СРЕДСТВ УПЛАЧИВАЮТСЯ НАЛОГИ?

С огласно п. 11 , 33 Положения № 640 затраты на уплату налогов, в качестве объекта обложения которыми признается имущество учреждения, включаются в объем субсидии, предоставленной автономному учреждению на выполнение государственного задания. В данном случае речь идет о налоге на имущество организаций, земельном, транспортном налогах.

Величина затрат на уплату налогов, включаемых при расчете субсидии на госзадание, корректируется с учетом коэффициента платной деятельности.

Таким образом, расходы на уплату налога на имущество, земельного и транспортного налогов могут полностью или частично покрываться субсидией на выполнение государственного задания. Если налоговые затраты финансируются средствами субсидии не в полном объеме, то недостающую разницу автономное учреждение покрывает за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности.

Что касается налога на прибыль и НДС, отметим следующее. Поскольку объектом обложения этими налогами являются доходы (прибыль) от осуществления платной деятельности, а не имущество, за счет таких доходов указанные налоги и уплачиваются.

КАКИЕ КБК ПРИМЕНЯЮТСЯ ДЛЯ УПЛАТЫ НАЛОГОВ?

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, расходы автономного учреждения на уплату:

  • налога на имущество организаций и земельного налога (в том числе в период строительства объектов капитального строительства) отражаются по виду расходов 851 «Уплата налога на имущество организаций и земельного налога»;
  • транспортного налога – по виду расходов 852 «Уплата прочих налогов и сборов».
  • Указанные коды видов расходов применяются в увязке со статьей 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

    Операции налогоплательщиков – государственных (муниципальных) автономных учреждений по НДС и налогу на прибыль организаций отражаются по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» или 180 «Прочие доходы» КОСГУ в соответствии с решением учреждения, принятым в рамках учетной политики.

    КАКОВ ПОРЯДОК ОТРАЖЕНИЯ НАЛОГОВ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ?

    В соответствии с вышеизложенным при начислении налогов в бухгалтерском учете учреждение либо увеличивает расходную часть (в отношении налога на имущество, земельного и транспортного налогов), либо уменьшает доходную часть (в отношении налога на прибыль и НДС).

    Согласно инструкциям № 157н, 183н для отражения сумм налогов в бухгалтерском учете применяются следующие счета:

  • 0 303 03 000 «Расчеты по налогу на прибыль организаций»;
  • 0 303 04 000 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость»;
  • 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» (применяется для отражения транспортного налога);
  • 0 303 12 000 «Расчеты по налогу на имущество организаций»;
  • 0 303 13 000 «Расчеты по земельному налогу».
  • В целях отражения в бухгалтерском учете автономного учреждения операций по начислению и уплате налогов используется следующая корреспонденция счетов:

    Пункт Инструкции № 183н

    Начисление сумм налогов на основании бухгалтерских справок (ф. 0504833) с приложением расчетов, деклараций, иных документов, подтверждающих суммы принятых налоговых обязательств:

    – налог на прибыль

    * В части НДС по безвозмездным передачам.

    При отражении операций по начислению налогов многие задаются вопросом, как определить момент возникновения налогового обязательства.

    Необходимым условием признания обязательства является установление его стоимостной величины. Величина налогового обязательства рассчитывается по факту завершения финансового года и формирования налогооблагаемой базы на отчетную дату.

    В соответствии со ст. 9 Закона о бухучете и п. 7 Инструкции № 157н основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними являются первичные учетные документы.

    Первичный учетный документ для признания налогового обязательства по итогам года – налоговая декларация. При этом в рамках формирования учетной политики учреждение вправе выбрать и иной документ для признания налоговых обязательств.

    Срок представления налоговых деклараций, как правило, устанавливается не в отчетном году, а в следующем (например, по налогу на имущество организаций декларация должна быть представлена не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, по земельному налогу – не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом).

    Таким образом, сумма налога может быть рассчитана как в конце года, так и в следующем году при составлении налоговых деклараций. Прямых указаний на то, как определять момент признания в бухгалтерском учете налогового обязательства по завершении финансового года в случае, когда установление стоимостного значения обязательства возникает в году, следующем за отчетным, не содержат ни Закон о бухучете, ни Инструкция № 157н.

    Согласно разъяснениям, приведенным в Письме Минфина РФ от 26.12.2016 № 02‑07‑10/77857, при определении периода, в котором будут отражены налоговые обязательства и признаны расходы по ним, необходимо принимать во внимание общий принцип равномерного и пропорционального формирования доходов и расходов, при котором доходы и связанные с ними расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они возникают исходя из условий фактов хозяйственной жизни. Если учреждение в ходе своей деятельности оказывает платные услуги, по которым принимаются к учету доходы, то расходы, связанные с получением таких доходов (в том числе расходы по налоговым обязательствам), следует включать в период, в котором отражены доходы (за которые рассчитываются налоговые обязательства).

    Вместе с тем Минфин отмечает: учреждение вправе установить в учетной политике и иной порядок признания налоговых обязательств. Другими словами, если учреждение в соответствии с утвержденной учетной политикой начислит обязательство по налогам в конце отчетного года, несмотря на то, что налоговая декларация будет подана в следующем году, это не будет противоречить действующему законодательству РФ о бухгалтерском учете.

    Таким образом, налоговое обязательство может быть принято в бухгалтерском учете либо в периоде, в котором оно рассчитано (в году, следующем за отчетным), либо в периоде, по которому оно рассчитано (в отчетном периоде). Конкретный порядок признания этих обязательств устанавливается в рамках формирования учетной политики учреждения. Хотя в указанном письме рассмотрена ситуация в отношении получателей бюджетных средств, по нашему мнению, аналогичный подход может быть применен и при признании налоговых обязательств автономными учреждениями.

    В более раннем Письме Минфина РФ от 08.11.2013 № 02‑06‑010/47818 так подробно порядок признания налоговых обязательств не рассматривается. В нем сообщается, что принятие обязательства по оплате (перечислению) налога (в частности, земельного), в том числе в сумме авансовых платежей по налогу, возникает с даты начисления указанных платежей. Операции по начислению сумм налога отражаются на основании бухгалтерской справки с приложением расчетов, деклараций, иных документов, подтверждающих суммы принятых обязательств.

    Данный вывод не увязывает факт признания налогового обязательства с конкретным финансовым годом (налоговым периодом). А потому, учитывая эти разъяснения Минфина, бухгалтер может составить расчет налога и оформить бухгалтерскую справку как по завершении отчетного года, так и в следующем году до истечения срока ее предоставления, и на основании указанных документов признать налоговое обязательство в учете.

    Далее рассмотрим порядок отражения налоговых обязательств в бухгалтерском учете.

    Величина налога на имущество, рассчитанного за 2016 год, составила 120 000 руб. Затраты автономного учреждения на уплату налога полностью покрываются за счет средств субсидии, предоставленной на выполнение государственного задания. Согласно установленной учетной политике признание расходов на уплату налогов по итогам года осуществляется в конце отчетного года на основании оформленной бухгалтерской справки с приложением расчета. Расходы на уплату налога не включаются в себестоимость услуг.

    В бухгалтерском учете учреждения отразятся следующие проводки:

    www.audar-press.ru

    Налоговая база по налогу на имущество

    Похожие публикации

    Имущественный налог обязаны уплачивать все лица, которые владеют какой-либо собственностью. Средства с налога на имущество уходят в бюджет региона, поэтому выплаты производятся по месту регистрации имущества предприятия, филиала либо иного обособленного подразделения. Вопроса, налог на имущество – прямой или косвенный, обычно не возникает. Так как налог рассчитывается непосредственно от стоимости имущества, он является прямым.

    Плательщики налога и объект налогообложения по налогу на имущество

    Рассмотрим, в каких случаях имущество является налогооблагаемым:

  • Собственность организации учтена на балансе.
  • Собственность перечислена на 01 счете – «Основные средства». Иногда применяют 03 счет – доходные вложения в материальные ценности.
  • Налогоплательщиками по налогу на имущество признаются как предприятия, зарегистрированные в нашей стране, так и иностранные фирмы, владеющие имуществом и ведущие бизнес на территории Российской Федерации.

    Таким образом, объектом налогообложения по налогу на имущество являются числящиеся на балансе в категории «Основные средства» ценности. Об этом говорится в ст. 374 НК РФ. Исключения – это первая и вторая амортизационные группы, организаторы Сочинских Олимпийских игр и объекты инфраструктуры Игр, памятники и иное культурное наследие, объекты природопользования: земля, водоемы, ядерные суда, космические объекты.

    Льготная группа, которая освобождена от обязанности оплачивать имущественный налог:

    имущество официально зарегистрированных религиозных конфессий (если оно используется для религиозной деятельности), имущество федеральных структур исполнительной власти, имущество участников ОЭЗ (особых экономических зон), имущество организаций инвалидов;

    имущество адвокатских палат, юридических консультаций, участников исследовательских проектов «Сколково», фармкомпаний-производителей, если помещения используются для производства ветпрепаратов, необходимых для эпидемиологической борьбы и ряд других.

    Движимое имущество, зачисленное на баланс организации в качестве ОС позже 01.01.2013 года, за исключением ряда случаев, в частности, если это произошло при реорганизации или ликвидации юрлица, или между взаимозависимыми лицами.

    Порядок и срок уплаты налога на имущество

    Налоговый период по налогу на имущество организаций берется стандартный – календарный год. Некоторые компании уплачивают налог частями, за каждый квартал с нарастающим итогом от начала года, но лишь при решении местных властей взимать авансы. Если в регионе принято решение не получать авансовые платежи с организаций, то отчитываться по налогу нужно всего раз в год.

    В регионах вправе устанавливать свои сроки уплаты налога на имущество организаций, но с учетом норм НК РФ. Налоговая декларация сдается до 30 марта по итогам года, за отчетные периоды сдаются авансовые расчеты, НК определил срок отчета не позднее 30 дней по истечении квартала. Налоговый период по налогу на имущество, как мы уже писали, равен календарному году.

    Способы расчета налога на имущество

    Произвести расчет можно по следующей схеме:

  • Определяем перечень объектов налогообложения.
  • Проверяем, не попадают ли данные объекты под льготы или исключения по налогу на имущество.
  • Рассчитываем налоговую базу. Налоговая база по налогу на имущество будет складываться из стоимости всех объектов. Расчет производится по остаточной среднегодовой стоимости имущества либо по кадастровой стоимости.
  • Выясняем установленный размер налоговой ставки. Он не един, региональные власти определяют ставки самостоятельно, и они могут быть дифференцированными или твердыми, но не более размера федеральной ставки в 2,2%.
  • Рассчитываем сумму налога. Схемы расчета установлены ст. 382 НК РФ:
    • Ставка налога Х Налоговая база. Авансы равны ¼ ставки и средней стоимости имущества. платежа.
    • Если платились авансы, то налог на год рассчитывается за минусом уже перечисленных платежей.

      Исходя из кадастровой стоимости, рассчитывается налогооблагаемая база по налогу на имущество для следующих объектов:

      • торговые комплексы и административные здания,
      • здания под офисы, общепит, торговлю,
      • имущество иностранных компаний, не ведущих в России бизнес,
      • помещения и здания, не учитываемые в качестве основных средств.
      • В регионах перечень объектов, по которым налоговая база по налогу на имущество рассчитывается по кадастровой стоимости, утверждается органами власти региона и размещается на сайте ФНС региона до 1 января. Для объектов, не включенных в данный перечень, налог на имущество рассчитывается по среднегодовой стоимости.

        Налог на имущество: проводки

        Законодательство не дает четких указаний по порядку проведения налоговых платежей по налогу на имущество в бухгалтерском учете. Поэтому целесообразно будет закрепить порядок приказом по организации, с указанием варианта в соответствии с которым будет рассчитан налог на имущество организаций. Налоговая база будет определяться в зависимости от видов имущества предприятия по кадастровой или среднегодовой стоимости.

        Начисление и уплата налога ведется по счету 68 по субсчету «Налог на имущество». Сумму налога можно учесть по двум вариантам:

      • Прочие расходы, счет 91. Рассчитанный налог с дебета счета 91 на кредит счета 68.
      • Расходы по основной деятельности. Для не торговых организаций сумма налога списывается с дебета счетов 20, 23,25,26 на кредит 68. Для торговых компаний применяется счет 44 «Расходы на продажу» и сумма налога переходит с дебета этого счета на кредит 68.
      • Неправильный расчет налога влечет за собой ответственность по ст. 120 НК РФ. Поэтому необходимо внимательно проверять, как начислен налог на имущество. Проводки должны соответствовать принятой учетной политике организации.

        Пени по налогу на имущество

        Просрочка по уплате налога влечет за собой начисление пени. Уплата пени производится в момент уплаты налога или в момент выявления просрочки плательщиком самостоятельно. Рассчитывается сумма путем произведения задолженности по налогу на дни просрочки и на 1/300 ставки рефинансирования.

        Для того чтобы отразить в бухгалтерском учете пени по налогу на имущество, проводки будут такими:

      • дебет сч. 99 «Прибыли и убытки» – кредит сч. 68,
    • дебет 91 «Прочие расходы» – кредит 68.
    • Для простоты лучше открыть субсчет к счету 68 для учета пеней. Пени не учитываются при уменьшении налоговой базы при расчете налога на прибыль, так как издержками на производство не являются. Прямой запрет на это содержится в ст. 280 НК РФ.

      Порядок расчета пеней также нужно закрепить распоряжением или локальным нормативным актом по учетной политике предприятия, так же, как и налог на имущество организаций, и проводки по нему.

      spmag.ru

      Расчет налога на имущество бюджетными учреждениями

      В этой связи возникают вопросы о том, как исчислять остаточную стоимость имущества бюджетных учреждений для определения налоговой базы и по каким нормам следует исчислять износ?

      Как исчислять остаточную стоимость?

      Из ряда ответов Минфина России на частные запросы бюджетных организаций следует, что для целей определения среднегодовой стоимости имущества за налоговый (отчетный) период следует учитывать годовую сумму износа, которая должна быть фактически начислена за налоговый период, равномерно распределенную (как 1/12) по месяцам налогового периода. Чтобы налог уплачивался равномерно, для целей налогообложения годовую сумму износа следует распределить равномерно.

      Это — позиция Департамента налоговой политики Минфина России. Такая же позиция высказывается и налоговыми органами в отношении имущества некоммерческих организаций, по которому начисляется износ: «износ рассчитывается по установленным нормам для целей бухгалтерского учета в конце каждого отчетного (налогового) периода».

      Это значит, что в бухгалтерском учете износ начисляется с 1 января 2004 года как и прежде — в последний день года, а для целей расчета налога на имущество надо в расчете среднегодовой стоимости имущества (за балансом) при определении остаточной стоимости основного средства ежемесячно учитывать износ в размере 1/12 от годовой нормы. Это понятно в отношении основных средств, числящихся в учете на дату начала налогового (отчетного) периода.

    • В месяце поступления износ рассчитывается за период с начала года по месяц поступления (1/12 годовой суммы, умноженная на номер месяца поступления), далее по 1/12 годовой суммы износа за каждый месяц года по ноябрь включительно; в декабре в расчет принимается годовая сумма износа по данным бухгалтерского учета.
    • По каким нормам следует исчислять износ?

      Нормы износа для целей расчета налога на имущество применяются такие же, как в бухгалтерском учете. Это следует из пункта 1 статьи 375 НК РФ.

      Если бюджетное учреждение, ранее применявшее План счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и начислявшее амортизацию, переведенное на бюджетный план счетов, начисляет износ в соответствии с ЕНАОФ (как и прежде, когда начисляло амортизацию), то и для целей расчета налога на имущество применяются эти нормы.

      Расчет среднегодовой стоимости имущества бюджетных учреждений

      Статья 381 НК РФ содержит ряд налоговых льгот для бюджетных организаций. Однако в большинстве случаев эти льготы касаются только определенных категорий имущества. Таким образом, остальное имущество «льготников» и имущество остальных бюджетных организаций подлежит обложению налогом на имущество на общих основаниях.

      В соответствии со статьей 375 НК РФ при определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. В случае, если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

      Согласно пункту 4 статьи 376 НК РФ среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу.

      В соответствии с пунктом 54 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях износ объектов основных средств определяется за полный календарный год (независимо от того, в каком месяце отчетного года они приобретены или построены), в соответствии с установленными нормами. Отражение общей суммы износа, начисленного за отчетный год, в бухгалтерском учете производится в последний день декабря.

      Вопрос возникает по тем основным средствам, которые поступили в течение отчетного (налогового) периода. В конце года на такое основное средство износ будет начислен в размере годовой суммы независимо от даты поступления. Какую сумму износа брать в расчет остаточной стоимости в течение отчетного (налогового) периода?

      Здесь возможны несколько вариантов.

      1. Начиная с месяца поступления по ноябрь включительно исчисляется 1/12 годовой суммы износа; в декабре в расчет принимается годовая сумма износа по данным бухгалтерского учета.
      2. Износ рассчитывается, начиная с месяца поступления по ноябрь включительно исходя из годовой суммы износа, равномерно распределенной на период с месяца поступления по конец года; в декабре в расчет принимается годовая сумма износа по данным бухгалтерского учета.
      3. Однако ни МНС, ни Минфин России пока не обозначили своей позиции по данному вопросу.

        Поэтому каждое учреждение должно самостоятельно определить способ расчета (распределения) годового износа по основным средствам, которые поступили в течение отчетного (налогового) периода, и согласовать его с распорядителем средств (вышестоящим учреждением) и налоговыми органами.

        Если для целей бухгалтерского учета учреждение применяет нормы износа согласно Годовым нормам износа по основным фондам учреждений и организаций, состоящих на государственном бюджете СССР, утвержденным Госпланом СССР, Минфином СССР, Госстроем СССР и ЦСУ СССР от 28.06.1974, то и для целей расчета налога на имущество применяются эти нормы. Пересчитывать износ по нормам ЕНАОФ не нужно.

        Учет налога на имущество в конфигурации «Бухгалтерия для бюджетных организаций»

        Ставка налога

        Поскольку ставка налога на имущество в разных субъектах федерации или для разных видов имущества может отличаться, ее необходимо указать для каждого инвентарного объекта основных средств.

        Начиная с релиза 424 (выпущен в феврале 2004 года) конфигурации «Бухгалтерия для бюджетных организаций», в справочник «Основные средства и нематериальные активы» введен новый реквизит — «Ставка налога на имущество» (закладка «Основные сведения»). Этот реквизит — периодический, устанавливается на дату, начиная с которой должна применяться ставка. Налог на имущество является годовым, поэтому в качестве даты начала применения ставки налога следует указать начало года, например — 01.01.2004.

        В список настраиваемых колонок списка справочника добавлена колонка «Ставка налога на имущество».

        Для всех инвентарных объектов основных средств, подлежащих обложению налогом на имущество, необходимо указать ставку налога. Это — довольно трудоемкая работа при большом количестве основных средств, состоящих на балансе учреждения. Поэтому для группового задания ставок можно воспользоваться обработкой «Установка ставки налога на имущество», которую можно вызвать в меню «Сервис — Дополнительные возможности».

        Для использования обработки предварительно необходимо скопировать в каталог ExtForms рабочей информационной базы (обычно это каталог \1SBUD4) из каталога, в который был установлен новый релиз (начиная с 424) (обычно это каталог . UPDATE\1SBUD4\ExtForms\), файлы settaxos.ert и settaxos.efd.

        Реквизиты диалога заполняются в следующем порядке.

        В поле «Установить ставку налога на имущество» следует установить ставку налога и дату, начиная с которой она должна использоваться. По умолчанию в качестве даты предлагается «1.01.2004».

        В группе реквизитов «Условия отбора основных средств» можно указать конкретное ОС, группу ОС (выбором из справочника «Основные средства»), а также обособленное подразделение (выбором из справочника «Подразделения»), для которых будет устанавливаться ставка налога, или задать установку «По всем».

        Здесь же можно указать дату, на которую будет проверяться наличие ОС в выбранном подразделении (см. рис. 1).

        Рис. 1. Установка ставки налога на имущество группе основных средств

        Установив условия отбора и ставку налога, следует нажать кнопку «Выполнить».

        В результате в справочнике «Основные средства» для каждого ОС, удовлетворяющего условиям отбора, будет задана установленная ставка налога на имущество.

        Расчет среднегодовой стоимости имущества

        Для расчета среднегодовой стоимости имущества в целях исчисления налога на имущество в комплект регламентированных отчетов включена обработка «Расчет среднегодовой стоимости имущества» (раздел «Бухгалтерская отчетность — Дополнительные бухгалтерские отчеты»).

        После подключения нового комплекта не забудьте обновить список отчетов (пиктограмма с 2 стрелками в форме обращения к регламентированным отчетам).

        Для определения среднегодовой стоимости имущества (налоговой базы) предусмотрено 2 метода расчета.

        1. При определении остаточной стоимости учитывается только сумма износа, отраженная на счетах бухгалтерского учета, поскольку изложенное выше мнение о необходимости равномерного распределения годового износа пока не закреплено в нормативных документах, а приводится лишь в комментариях ответственных лиц.

        Следует учитывать, что в этом случае происходит завышение среднегодовой стоимости имущества (налоговой базы) и, следовательно, суммы налога, подлежащего перечислению в бюджет.

        2. При определении остаточной стоимости годовая сумма износа равномерно распределяется в течение отчетного (налогового) периода (согласно изложенной выше позиции Департамента налоговой политики Минфина России).

        В этом случае распределение годового износа по основным средствам, поступившим в течение отчетного (налогового) периода, может выполняться тремя способами:

        Способ 1. В месяце поступления исчисляется износ за период с начала года по месяц поступления, далее по 1/12 годовой суммы износа за каждый месяц года по ноябрь включительно.

        Способ 2. Начиная с месяца поступления по ноябрь включительно исчисляется 1/12 годовой суммы износа.

        Способ 3. Исчисляется начиная с месяца поступления по ноябрь включительно, исходя из годовой суммы износа, равномерно распределенной на период с месяца поступления по конец года.

        Обратите внимание, что независимо от метода и способа расчета износ на начало и конец года определяется по данным бухгалтерского учета как кредитовый остаток по счету 020 «Износ основных средств».

        Перед проведением расчета за полный год (по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным) необходимо произвести начисление износа в бухгалтерском учете с помощью документа «Начисление износа» (меню «Документы — Учет основных средств и НМА»).

        Выбор метода и способа расчета задается установкой переключателя в соответствующем поле на закладке «Настройка» (см. рис. 2).

        Рис. 2. Выбор метода и способа расчета среднегодовой стоимости

        Исчисление налога и заполнение декларации

        В соответствии с НК РФ налоговая база определяется отдельно:

      4. в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации,
      5. в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации,
      6. в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.
      7. Кроме требований Налогового кодекса, бюджетные учреждения должны обеспечить учет сумм начисленного налога на имущество в разрезе источников финансирования:

      8. бюджетные средства,
      9. средства от предпринимательской деятельности,
      10. целевые средства и безвозмездные поступления.
      11. Таким образом, учреждению необходимо отдельно определять налоговую базу по перечисленным категориям имущества.

        Для расчета среднегодовой стоимости по категориям имущества в отчет включена возможность отбора и группировки инвентарных объектов ОС. Критерии отбора и группировки указываются на закладке «Отбор» (см. рис. 3). По результатам расчета формируется отчет.

        Рис. 3. Установка отбора, группировки и детализации данных

        Инвентарные объекты ОС могут быть отобраны и сгруппированы в отчете по следующим реквизитам (критериям):

      12. подразделение (значение реквизита «Подразделение» справочника «Основные средства» по состоянию на отчетную дату);
      13. ставка налога (значение реквизита «Ставка налога на имущество» справочника «Основные средства» по состоянию на отчетную дату);
      14. источник финансирования (источник финансирования — бюджет, ПД, ЦС и БП, установленный для счета бухгалтерского учета, на котором учитывается объект ОС);
      15. материально ответственное лицо (МОЛ) (значение реквизита «Материально ответственное лицо» справочника «Основные средства» по состоянию на отчетную дату);
      16. счет учета ОС (счет бухгалтерского учета, по которому числится объект ОС на конец отчетного периода).
      17. Внимание! Корректный расчет среднегодовой стоимости в разрезе счетов бухгалтерского учета и источников финансирования возможен только в случае, если объект основных средств учитывается в полной сумме на одном субсчете бухгалтерского учета.

        Реквизиты «Ставка налога» и «Источник финансирования» используются для формирования среднегодовой стоимости (налоговой базы) в разрезе ставок налога на имущество (НК РФ) и источников финансирования (бюджетный кодекс, инструкция № 107н). Кроме этого, необходимо формировать налоговую базу в разрезе местонахождения объектов основных средств. Явного указания местонахождения объекта ОС в конфигурации нет. Для группировки объектов основных средств по местонахождению, можно использовать «косвенные» признаки — подразделение, счет учета, материально-ответственное лицо.

        Формируя отчеты с различными вариантами отбора и группировки с использованием различных типов фильтра, можно получить как исходные данные, необходимые для расчета суммы налога на имущество, который следует отразить в бухгалтерском учете, так и данные, необходимые для составления налоговой декларации.

        Возможны следующие типы фильтра для значений реквизитов:

      18. Не учитывать — значения реквизита не будут влиять на выборку инвентарных объектов для расчета. Если для всех критериев указать «не учитывать», в расчет среднегодовой стоимости попадут все основные средства, числящиеся на балансе учреждения и в отчет будет выведена одна строка — «Всего».
      19. Разворачивать — по всем значениям реквизита будет сделана выборка и группировка инвентарных объектов. Для каждого значения реквизита в отчете выводится строка с расчетом среднегодовой стоимости.
      20. Отбирать — определить конкретные значения реквизита, по которым будет осуществлен отбор инвентарных объектов. Этот тип фильтра следует применять, когда нужно произвести расчет по одному или нескольким конкретным значениям реквизита.
      21. Исключить — определить конкретные значения реквизита, по которым будет осуществлено исключение инвентарных объектов из отбора. Этот тип фильтра применяется, когда необходимо произвести расчет для всех значений реквизита, кроме одного или нескольких конкретных значений.
      22. При задании критерия «Отбирать» или «Исключить» следует обязательно указать значения реквизитов для отбора или исключения из расчета.

        Возможна ситуация, когда для определения налоговой базы недостаточно обобщенных данных, например, если объект расположен на территории нескольких субъектов федерации и требуется разделение суммы налога пропорционально стоимости объекта, фактически находящегося на территории соответствующего субъекта РФ. Для этого случая предусмотрено получение данных о среднегодовой стоимости отдельно по каждому инвентарному объекту. Для этого следует отметить флажок «Данные по инвентарным объектам». Будет сформирована дополнительная таблица, содержащая данные по всем инвентарным объектам, вошедшим в общий расчет (см. рис. 4).

        Рис. 4. Расчет среднегодовой стоимости по инвентарным объектам

        Отражение в бухгалтерском учете

        Определив среднегодовую стоимость имущества, следует рассчитать сумму налога на имущество и отразить начисление налога (авансового платежа) в бухгалтерском учете проводкой по кредиту счета 173.19 «Расчеты по налогу на имущество» и дебету соответствующего счета учета фактических расходов (200, 225, 220).

        В конфигурации «Бухгалтерия для бюджетных организаций» счет 173.19 — группа. К нему открыт субсчет 173.19.2 «Расчеты по налогу на имущество, ПД». Для отражения расчетов по налогу по другим источникам финансирования имущества к счету 173.19 следует открыть субсчета с соответствующими источниками финансирования.

        Следует отметить, что в комплект регламентированных отчетов конфигурации «Бухгалтерия для бюджетных организаций» включена также декларация по налогу на имущество, утвержденная приказом МНС России от 23.03.2004 № САЭ-3-21/224. Однако автоматическое заполнение декларации не предусмотрено, поскольку в конфигурации нет всех необходимых данных для ее заполнения. Например, нельзя автоматически рассчитать остаточную стоимость объектов недвижимого имущества, имеющего место фактического нахождения на территориях разных субъектов Российской Федерации либо на территории субъекта Российской Федерации и в территориальном море (на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне РФ).

        buh.ru