Психика детей при разводе

Июль 26, 2017

Оглавление:

Коррекция психики детей переживших развод родителей

Это еще раз подчеркивает необходимость «Коррекции психики детей, переживших развод родителей». Цель исследования – изучить психику детей, переживших развод роди­телей и наметить некоторые пути и средства ее нравственной коррекции. Объектом исследования является процесс формирования психики детей в неполной семье, т.е. после развода. Предметом исследования являются психолого-педагогические условия, при которых наиболее эффективно осуществляется нравственная коррекция психики.

Влияние развода родителей на психическое состояние детей

1998. № 2. — С. 14−21. 11. Зайкова С. А. Психологические особенности негативного влияния семьи на психическое развитие детей дошкольного возраста и условия его преодоления.

Авт дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. Н. Новгород, 2006. — 24 с. 12. Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия.

М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 448 с.

13. Изотова Е. И. , Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика. М.: Издательский центр «Академия», 2004.

— 288с. 14. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб: Питер, 2001. — 752 с. 15.

Карабанова О. А. Ненормативные кризисы семьи. М.: Гардарики, 2005 — 320 с. 16.

Дипломная работа: Влияние развода родителей на психическое состояние детей

ВЛИЯНИЕ РАЗВОДА: КАКИМИ БУДУТ ВАШИ ДЕТИ Достижения в области образования.

Дети, выросшие с обоими родителями, в будущем более квалифицированные и высокооплачиваемые работники. Но ученые подчеркивают, что это благодаря тому, что их семьи экономически и социально устойчивы, а не потому, что родителей двое. Женщины, чьи родители развелись, чаще становятся матерями-одиночками или рожают детей, проживая в гражданском браке.

Подобная ситуация у мужчин – у них тоже чаще появляются внебрачные дети. Женщины и мужчины, пережившие в детстве развод своих родителей, больше склонны к разводу в первом браке, чем люди из полных семей.

Влияние ситуации развода родителей на развитие ребёнка

Автор работы: Пользователь скрыл имя Тип работы: курсовая работа В континууме значений эмоционального отношения родителя к ребёнку можно выделить несколько вариантов отношений, от безусловно положительного, до открыто негативного полюса.

Использование ребёнка для разрешения супружеских конфликтов. Это происходит в том случае, если конфликт принял затяжной характер, супруги не разговаривают друг с другом.

Ребёнок начинает выполнять ролю «беспроволочного телеграфа». Манипулирование чувствами ребёнка.

Ребёнка могут использовать и для попыток примириться, вернуть к себе почти утерянного супруга и обратить на себя внимание. Мать в этом случае может, например, просить ребёнка: «Скажи отцу, что я не переживу развода!» [1, с.217].

Переживание детьми ситуации развода родителей

Что это волшебный цветок. У него три лепестка. На лепестке можно написать одно желание. А всего каждый из вас сможет написать три самых заветных своих желания.

Все поняли. Что надо сделать (отвечает на вопросы детей).

Обработка результатов и интерпретации: 3. Определяется степень «протяженности» желаний во времени.

4. Характер высказывания («я хочу», «я хотел бы»), использование сослагательного наклонения, свидетельствующего о неуверенности ребенка в своем «праве на желание» является неблагоприятным симптомом. Результаты методики «Лесенка» При проведении данной методики мы получили следующие результаты, представленные в таблице 1.

где Р — ребенок разведенных родителей, П — ребенок из полной семьи. 1. Результаты исследования методики «Лесенка» 1.

Высокая/высокая/высокая 13-Р 7 10 8 Средняя/высокая/высокая 14-Р 6 6 5 Средняя/средняя/средняя 15-П 9 10 1.

Скачать работу

мотивы воспитания и родительства; степень вовлеченности родителя и ребёнка в детско-родительские отношения; удовлетворение потребностей ребёнка, забота и внимание к нему родителя; стиль общения и взаимодействия с ребёнком, особенности проявления родительского лидерства; способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций; поддержка автономии ребёнка; социальный контроль: требования и запреты, их содержание и количество; санкции (поощрения и подкрепления); родительский мониторинг; степень устойчивости и последовательности (противоречивости) семейного воспитания.

Курсовая работа: Проблемы коррекции психики детей, переживших развод родителей

1.1. Влияние психологического климата семьи на формирование психики детей (до развода, в про­цессе развода и после него.) Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции, структура и динамика. Жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворе­нием определенных потребностей ее членов, называется функцией семьи.

Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом.

Воспитательная функция семьи состоит в том, что удовлетворяются ин­дивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут «реализоваться» в детях. Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи, содействует сохранению их здо­ровья: в ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановле­ние затраченных в труде физических сил.

Психология детей при разводе родителей курсовая

ПРОФИЛАКТИКА И ПРЕОДОЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ ПОДРОСТКА ПОСЛЕ РАЗВОДА 2.1 Внимание родителей к подростку как сдерживающий фактор возникновения депрессии ?

оказывает положительное влияние на взаимодействие, общение, обмен информацией между родителями в интересах своих детей; ?

помогает сохранить и поддерживать контакты ребенка с обоими родителями, что является благом для всех; ? снижает уровень конфликтности между родителями и помогает избежать многих юридических разногласий; ? смягчает травму, причиняемую ребенку в результате развода родителей.

подросток семья развод переживание 2.2 Работа социального педагога и семейная психотерапия Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога помощь в обучении и воспитании. Застревающий тип подростка.

Психологические аспекты переживания развода родителей детьми

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЬМИ…………………………………………………………. 5

    1. Ребенок в момент развода родителей………………………………. 6
    2. Типичные психологические проблемы детей в ситуации развода родителей……………………………………………………… ……….9
    3. Методы психологической помощи детям в ситуации развода родителей……………………………………………………… ……. 20
    4. Выводы……………………………………………………………… . 26

    Объект исследования: семья, находящаяся в стадии развода.

    Предмет исследования: диагностическая технология, направленная на выявление проблем организации воспитания ребенка в ситуации развода. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЬМИ Объясняя причины развода ребенку, следите за тем, чтобы язык был понятен и доходчив. Исследования свидетельствуют, что очень многим детям причины развода не объяснялись вообще, или объяснение давалось на языке, недоступном для их понимания [5].

    Чрезвычайно важно также, чтобы объяснения, которые нужно дать детям, соответствовали их возрасту.

    Не следует, например, перегружать восьмилетнюю девочку подробностями о похождениях ее папочки.

  1. Типичные психологические проблемы детей в ситуации развода родителей
  2. Особенности непосредственных реакций ребенка на развод родителей специфичны для каждого возраста [6].

    yurist-profi-spb.ru

    Дети и развод

    Дети развода: психология переживания

    Более половины заключаемых сегодня браков заканчивается разводами, если говорить в цифрах, то примерно около 56,6% браков из 100% заключённых – распадаются. Что же это значит?

    Для нас – это в первую очередь факт, что ежегодно более 1 миллиона детей сталкивается с тем, что их семья распадается. Учитывая, что есть и другие негативные факторы, вроде рождения вне брака и смерти родителей, лишь около 40% рождающихся детей достигают совершеннолетия (18 лет) в полной и здоровой семье.

    И, несмотря на ужесточение законов относительно опекунства, лишь малая часть детей разведённых семей имеют более менее удовлетворительный контакт с обоими родителями. Как правило, ребёнок ограничен общением с отцом (в России чаще).

    Содержание статьи:

    Суть проблемы

    Сталкиваясь с разводом супружеские пары, как правило, волей-неволей забывают о настоящем благополучии детей. Обоих родителей интересует формальная часть вопроса: «Я хочу, чтобы мой ребёнок жил со мной» — именно так формируется большинство судебных запросов касательно разводов. Получается незавидная ситуация: ребёнок буквально становится тряпкой, которую каждый родитель усердно пытается перетянуть на себя, забывая, что ткань – не самый прочный материал.

    Что хуже, большинство родителей начинают манипулировать решениями детей, в особенности малолетних. Но сами супруги, к сожалению, этого не понимают. Спросить ребёнка, с кем он хочет жить – самая безумная вещь, до которой может дойти расстроенная супружеская пара.

    А что же происходит с ребёнком? Каковы его переживания и эмоции, его состояния и желания? К сожалению, об этом «принято» забывать на время судебных тяжб. Сегодня мы рассмотрим три аспекта бракоразводного процесса с точки зрения детей. Итак, вот они:

  3. психологическая составляющая развода;
  4. разрушение социальных стереотипов и сценариев у детей;
  5. феномен смешанного брака или «замещение» родственника.
  6. Начнём мы с близкой для автора проблемы – психологической стороны развода.

    Психология развода: последствия для детей

    Разрушение семьи действует на детей со многих сторон. Как мы указывали в статьях о ролях матери и отца в становлении личности ребёнка, влияние на развитие малыша оказывают оба родителя и каждый вносит свою уникальную роль. Развод же для ребёнка означает, что прерывается равномерный контакт между ним и родителями. Более того, ситуация напряжённости, которая предшествует разводу, может способствовать угнетению эмоционального состояния ребёнка. Вполне вероятно, что дети уже не раз слышали безумные крики взрослых и слово «развод», которое у детей ассоциируется с чем-то крайне негативным, даже если они пока не понимают его сути.

    Дети оказываются в подвешенном состоянии: они понимают, что отношения их родителей испорчены, но они хотят знать свою дальнейшую судьбу в этой семье: но из-за нестабильности ситуации нет никакой возможности предугадать, что же ждёт его (ребёнка) в дальнейшем. Дети видят, что кто-то из родителей покидает семью и это пугает их – они крайне тяжело могут переживать страх, что и второй родитель оставит их.

    Что происходит с такими детьми? Самый различный спектр эмоциональных проблем: дети могут переживать тревогу, гнев, смятение или печаль, они становятся подавленными, ухудшается их ситуация учения (если речь о школьниках). Часть детей начинает считать, что причина развода лежит в них. Они свято верят в то, что их поведение послужило толчком к разводу родителей, однако они могли бы это предотвратить. Некоторые дети пытаются примирить незадачливых супругов-родителей, иногда реально, иногда – в своих фантазиях. Второй вариант, как вы понимаете, приводит к отрешению ребёнка от реальности и возникновению различных эмоциональных проблем.

    Сам процесс развода глобально изменяет отношения между обеими родителями с ребёнком. Дети, особенно в возрасте до 11-12 лет могут замыкаться в себе, становиться угрюмыми и несговорчивыми, проявлять капризность и чрезмерную избирательность во всем, да и просто стать непослушными. Для старших возрастов характерна эмоциональная самоизоляция от семьи. Ввиду этого, многие дети подвергаются нападкам со стороны родителей за такое поведение.

    Главная проблема здесь, это превращение ребёнка в вещь. Дети оказываются в самом сердце битвы за право «владения» им одним из родителей после развода. К сожалению, во многих супружеских парах разводящиеся родители стараются всеми правдами и неправдами переманить и без того потерявшегося ребёнка на свою сторону. Ввиду того, что ребёнок принципиально не понимает ситуации, мы можем наблюдать такие феномены, как демонизация одного из родителей – как правило, это просто результат «агитработы» со стороны второго родителя. Кто-то старается «купить» ребёнка подарками и увеселениями, кто-то действует от противного: разрешают то, что не даёт делать другая сторона конфликта.

    В тоже время уже после самого развода родители оказываются настолько психологически обескровлены, что у них попросту нет сил дарить детям позитивный эмоциональный фон и тепло и нормально контролировать жизнедеятельность ребёнка. Многие матери-одиночки непосредственно после развода становятся холодны к своим чадам, эксплозивны, непоследовательны в требованиях, малообщительны и бесчувственны по отношению к проблемам детей.

    Более того, многие дети крайне болезненно относятся к попыткам родителя найти нового партнёра. Например, в хрестоматийном исследовании (Мэвис Хезерингтон, 1989) было показано, что многие мальчики после развода оставаясь с матерями, принимают на себя роль «главы семьи», а нарисовавшийся на горизонте «соперник» воспринимается как угроза для целостности новой патологической семьи.

    Итак, мы видим, что восприятие детьми развода зависит от множества критериев. Ниже выделим три основных на наш взгляд:

    • — враждебность в ситуации развода;
    • — разрушение привычной жизненной ситуации ребёнка;
    • — характер отношений между детьми и родителями.

    Ситуация вражды в разводе

    При высокой напряжённости, взаимной враждебности и озлобленности, которая предвосхищает развод или проявляется после него, дети с трудом адаптируются к новой ситуации развития. Конфликтная ситуация между супругами служит основой для развития у ребёнка чувства собственного неблагополучия и уязвимости.

    Ссоры родителей приводят к тому, что дети начинают проявлять агрессивность и раздражительность, могут развиваться тики, различные неврозы и тяжелейшие фобии, иногда – даже истерические припадки. Часто дети попадают в ситуацию жертвы – когда один из взрослых буквально принуждает занять его позицию. Очевидно, что судебные прения ухудшают ситуацию не только для ребёнка, но и для родителей: но наихудший эффект оказывается на психику малыша.

    Разрушение жизненных стереотипов. Перемены в образе жизни

    После развода жизнь ребёнка может остаться более менее прежней, но может и существенно смениться. Если ребёнок не покидает привычного места жительства, посещает то же учебное заведение и сохраняет свой круг общения, то последствия расставания родителей сглаживаются – ситуация имеет психотерапевтическое влияние.

    В другой ситуации, когда ребёнок вынужден передвигаться из дома в дом, сменить свою школу и потерять друзей – влияние оказывается негативное и лишь усугубляет переживания ребёнка. Такой ребёнок ощущает неподвластность ситуации, утерю контроля, что влечёт к падению уверенности в своих силах и нервной устойчивости.

    Здесь действует простое правило: чем серьёзнее изменения в жизни ребёнка после развода, тем сложнее ему адаптироваться к новым условиям.

    Детско-родительские отношения

    Даже по завершению бракоразводного процесса ребёнок должен чувствовать любовь со стороны обоих родителей, что даёт ему больший запас сил на принятие новой ситуации. Эмоции ребёнка не должны игнорироваться или критиковаться, хотя бы один родитель должен поддерживать проявление чувств ребёнка – ведь это помогает совладать с негативной стороной расставания родителей.

    Здесь мы отметим, что постоянный эмоциональный контакт между ребёнком и родителем куда важнее, чем реальное наличие взрослого в том жизненном пространстве, где прибывает ребёнок.

    Упадок социальных сценариев ребенка

    Что происходит с детьми сразу после развода? Они кажутся потерянными, сбитыми с толку – это особенно справедливо для промежутка от 5 до 7 лет. Нарушается их поведение, их эмоции становятся лабильными (подвижными), поведение носит неустойчивый характер во всех ситуациях: дома, на улице, в школе. И в этом нет ничего странного: когда в жизни детей происходят столь резкие и серьёзные подвижки, они просто утрачивают то небольшое понимание происходящего, которым они уже овладели.

    У детей может создаваться впечатление, что их привычная жизнь и действия стали невозможными, неправильными и неприменимыми в новой ситуации. Допустим, раньше мир в глазах ребёнка был понятен: вечером отец приходил с работы, семья ужинала, после смотрели фильм, а в 21 час ребёнка укладывали спать – то теперь совсем другая ситуация. Именно поэтому возникают поведенческие нарушения: дети сомневаются в старых правилах и проверяют их на «работоспособность». В таких ситуациях ребёнок может услышать от матери: «Я знаю, что ты переживаешь, что папа не приходит домой, но тебе всё равно надо ложиться спать, ведь завтра в школу». Существенную поддержку могут оказать и учителя, понемногу переопределяя для ребёнка требования школы и класса, оказывая ему всяческую поддержку.

    Дети, которые получили от развода родителей столь серьёзный ущерб, скорее всего, будут заново усваивать социальные требования и правила. Такие дети часто остаются на второй год, либо попадают в специальные школы или психиатрические лечебницы для коррекции возникших эмоциональных расстройств. Случается ли такое по чисто психологическим причинам в полных семьях? – крайне редко.

    Более того, у таких детей резко увеличивается вероятность получить психосоматическое заболевание ввиду серьёзных стрессов.

    Обратим внимание, что независимо от причины развода, мягкости протекания бракоразводного процесса ребёнок всегда (абсолютно и без исключений) оказывается в позиции жертвы!

    Проблема новых родителей: смешанные семьи

    Исчезают ли возникшие после развода проблемы у детей после повторного возобновления отношений с новым партнёром у родителей? Очевидно, что нет. Конечно, многие дети лояльно относятся к появлению в их жизни новых взрослых, которые берут на себя родительскую роль, однако некоторые дети переживают такой поворот событий очень болезненно. Новый брак для детей означает провал их надежд на восстановление отношений между родителями (генетическими – в данном случае). Именно поэтому они часто саботируют все попытки нового родителя установить контакт с ребёнком, требования дисциплины и проявления любви.

    Буквально – дети могут переживать себя как виноватых перед «старым» родителем за то, что он тепло относится к новому. В кой-то мере они могут ощущать это как предательство. Более того, дети могут ревновать оставшегося родителя к новому партнёру, так как они могут ощущать нестабильность ситуации и боятся потерять последнего родственника. Также многие дети испытывают трудности при сближении со сводными братьями или сёстрами. Особенно проблематично это в подростковом возрасте, поскольку может развиваться вполне объяснимое половое влечение к сводному родственнику противоположного пола: ведь генетически это абсолютно разные люди. Здесь встаёт щекотливый вопрос о том, считаются ли такие отношения инцестуозными.

    В нормальной ситуации адаптация к новой ситуации проходит примерно в два года. Если трудности есть и позже, то это повод обратиться к психологу. По истечению этого периода и родитель, и ребёнок адаптируются к новой ситуации и начинают вести нормальную жизнь. Однако травма развода может снова проявиться в пубертате и ранней взрослости.

    Итак, закончим мы тем, что пока существуют актуальные и касающиеся развода проблемы, они могут стать серьёзным препятствием на пути здорового развития ребёнка.

    love-mother.ru

    Психика ребенка

    Психикой называется свойство нашего мозга воспринимать и давать оценку окружающему; создавать свой внутренний образ мира; формировать свое мировоззрение; определять на основе этого свое поведение. Развитие детской психики происходит под влиянием социальных и наследственно-биологических факторов. Психика ребенка непрерывно развивается. Но происходит это скачкообразно, неравномерно, с периодами медленного созревания и новообразованиями в определенном возрасте. Узнаем об этом подробно.

    Психические особенности детей до года

    Врожденные рефлексы проявившегося на свет малыша регулируются нервными центрами. Кора его больших полушарий не сформирована полностью, нервные волокна не покрыты оболочками. Следствием этого является быстрое возбуждение новорожденных.

    Особенность психического развития новорожденных состоит в том, что их анализаторы формируются быстрее, нежели движения тела. В частности, очень быстро развивается и зрение , и слух малыша, на основе чего формируется его ориентировочный рефлекс, условно-рефлекторные связи.

    В первые две недели у грудничка формируется первый условный рефлекс. Это положение при кормлении, вызывающее сосательный рефлекс.

    В 2-3 месяца появляются эмоционально-двигательные реакции. Дитя концентрирует взгляд на близких, которые к нему склоняются. Оно радостно машет ногами и руками. Это так называемый комплекс оживления. Его появление является переходом из периода новорожденности к младенчеству.

    В младенчестве формируются преднамеренные действия ребенка. Он тянется к игрушкам. У него формируются подражательные способности. Это и есть первые этапы развития интеллекта малыша. Так, в 10 дней дитя удерживает движущийся предмет в поле своего зрения; в месяц может проследить за предметом, который движется; в 6 месяцев рассматривает интересные ему предметы; в год знакомое лицо может узнать на фотографии.

    В младенчестве жизнь малыша полностью зависит от взрослых. Именно их задача состоит в том, чтобы удовлетворять потребности ребенка. Младенец, являясь социальным существом, полностью копирует взрослых, и для этого необходимо постоянное общение, эмоциональные контакты родителей и малыша. Взрослые стимулируют активность ребенка, развивают его речь посредством личного примера, повторений и стимуляции первых успехов.

    К 12 месяцам дитя обычно произносит с десяток простых слов, а если родители уделяют общению много внимания, то значительно больше. При этом не все слова понятны чужим людям, а вот мама прекрасно понимает, о чем говорит ребенок. То есть речь его пока своеобразная. У него формируются связи между предметом и его названием, что проявляется в возможностях показать, где находится кошка, сказать, кто пришел. Это и есть начальный этап понимания речи..

    Психика ребенка в 2, 3, 4 года

    В возрасте до четырех лет психика формируется очень активно. По этой причине родителям необходимо серьезно и ответственно отнестись к малышу, помнить, что каждый ребенок — индивидуален, а его личность формируют взрослые.

    Необходимо относиться к ребенку, как взрослому человеку, и не забывать, что ведущим видом деятельности у него в это время является игра, а важной основой развития психики служит подражание. Малыши перенимают и копируют поведение взрослых людей. У них проявляется интерес к окружающему, большая любознательность, которая зачастую прерывается отговорками или запретами нерадивых родителей. Не надо бесконечно повторять ребенку, что он маленький, думать, что он еще глупый. Ведь некоторые дети бывают смышленее своих родителей. И если дитя постоянно останавливать, не отвечать на его вопросы, ругать, то связи между родителями и детьми, а главное доверие легко утрачиваются. От дефицита внимания родителей у ребенка развивается замкнутость. Такому ребенку будет сложно адаптироваться в среде одногодок, будет „хромать” его социальное развитие.

    Следует отметить важность периода трех лет в развитии психики ребенка. Это так называемый психологический кризис „я сам”. Проявляется он в том, что ребенок стремится даже непосильные ему действия выполнять самостоятельно, проявлять себя как личность, действуя наперекор взрослым или просто игнорируя их требования, обычные правила поведения. В этот период родителям важно не пресекать самостоятельность малыша постоянными табу, руганью, а постараться быть спокойными и проявить уважение к его личности. Ведь кризис трехлетнего ребенка как раз и является важным этапом становления психики маленькой личности. Ребенок в этом возрасте самоутверждается и доказывает, что и он личность со своими взглядами, возможностями, характером. Результатом успешного преодоления кризиса должно быть то, что дитя воспринимают равноценно. Это придает ребенку уверенность, делает отношения с взрослыми более доверительными и помогает далее правильно формироваться его психике.

    Психика ребенка в 5, 6, 7 лет

    Дети старшего дошкольного возраста уже более самостоятельны. У них сформирован определенный тип поведения и интересы. В 7 лет уже точно можно определить тип темперамента малыша. По его поведению видно, холерик он или меланхолик, флегматик или сангвиник. Главенствующую роль в поведении старших детей играет любознательность. Дети этого возраста отличаются откровенностью, могут задавать взрослым (и не только родителям) любые вопросы.

    Важным фактором развития психики, формирования норм поведения является общение со сверстниками. И родители должны обеспечить своему малышу достаточную возможность совместного времяпровождения с его одногодками. Дети, посещающие дошкольное учреждение, и те, которые воспитываются дома, совершенно разные. А к школе легче адаптируются первые. Чтобы избежать коммуникативных проблем в школе, ребенок должен владеть навыками поведения в детском коллективе.

    До 7-летнего возраста родители должны определиться с наклонностями своего ребенка. Спорт, художественная школа, танцы, конструирование — это источники положительных эмоций, уверенности в себе, занятости малыша. А еще это та же возможность общения со сверстниками и накопление личного опыта. В старшем дошкольном возрасте мальчики и девочки учатся мыслить независимо от взрослых, у них формируются моральные представления и нормы поведения, база ценностей.

    В это время дефицит внимания со стороны родителей способствует формированию у ребенка духа соперничества, причем нездорового. Это проявляется в привлечении к себе внимания любым образом, особенно негативным. Возможно и обратное — замкнутость и формирование закомплексованности, чувства собственной ущербности. Недолюбленный в детстве ребенок будет в дальнейшем, как минимум, не уметь сочувствовать и проявлять искренность в отношении к другим людям.

    Психика ребенка после развода родителей

    Семейные разрывы неизбежно влияют на психику детей. Для них это эмоциональная травма, стресс. И чем взрослее ребенок, тем сильнее переживания, связанные с разводом родителей. Проявляется это приступами агрессии в общении со сверстниками и учителями. Дитя, что называется, отбивается от рук. А некоторым приходится испытывать чувство стыда за семью. Главная проблема заключается в том, что развод воспринимается как нечто личное, как собственное чувство вины за это. Ребенок может проявлять озлобленность на маму. Ведь чаще всего дети остаются после развода именно с ней. Надломленная психика — это и ухудшение общего здоровья ребенка. Проявляется это в том, что он чаще болеет.

    Нередко дети чувствуют себя никому не нужными, убегают из дома. Именно поэтому очень важно поговорить с ребенком о разводе по-взрослому. Объяснить, что папа, который ушел из семьи (а чаще всего случается именно так), продолжает его любить и будет дальше общаться с ним, навещать, проводить выходные. Приведите ребенку пример (если такой имеется) семьи, где папа не живет с семьей, но, тем не менее, не забывает о своих детях и тепло к ним относится.

    Психика ребенка без отца

    Самым лучшим вариантом после ухода отца из семьи для ребенка является регулярное общение с ним. Особенно это важно для мальчиков. В этом случае говорить об отклонениях в психике малыша не придется. Когда же отец совсем прекращает общение с детьми, то компенсировать это помогает наличие нескольких детей в неполной семье. Если же ребенок один, ему гораздо тяжелее пережить уход из семьи папы. Неоценимой в этом плане будет помощь бабушек и дедушек. Но главное в процессе компенсации госпитальной роли папы — не перегибать палку со вниманием к ребенку, не баловать и основное — не формировать у малыша образ плохого папы. Не нужно делать переоценку детских ценностей и вешать ярлыки на ушедшего из семьи отца.

    Другая крайность заключается в том, что мама начинает брать на себя роль строгого отца. Но дети по-разному воспринимают авторитарность родителей. И материнская критика ребенком подсознательно воспринимается как отказ в любви. Ребенок может бороться за эту любовь и при этом использовать арсенал своего упрямства и капризов. А может быть и наоборот: дитя растет инфантильным, доминирование женщины для него становиться нормой, что в перспективе чревато деформацией половой идентификации. Если же после ухода из семьи папы все проникаются жалостью к сиротинке, то это создает условия для проявления эгоизма и нарушений психики ребенка в виде агрессивности, жестокости и чрезмерной самоуверенности.

    Нарушенная психика у ребенка

    Во всех дошкольных учреждениях есть дети, психика которых значительно отклоняется от нормы. Это могут быть агрессивные и неуправляемые дети (холерики), вялые и плаксивые. Коррекцией поведения таких детей занимается психолог.

    Следует отметить, что к 3 годам у детей может быть выражена конфликтность, заикание, онанизм, нервные тики, энурез.

    В 4 года это пугливость, медлительность, тики. В 5 лет мальчики склонны к реакциям торможения, а девочки, наоборот, к возбудимости.

    Психологи отмечают, что самым трудным в воспитательном плане и в плане формирования отклонений в психике является и для мальчиков, и для девочек возраст 3 лет. Далее мальчики становятся в психическом плане более уязвимыми в 6 лет, девочки — в 5. Поэтому родителям не надо стесняться, бояться обращаться за помощью к психологам, психиатрам, семейным врачам, если замечаются первые звоночки в отклонении психики, например, тот же энурез. Важно помнить, что главный источник формирования здоровой психики ребенка — семья, отношения в ней и атмосфера взаимопонимания и взаимоуважения.

    nashidetki.net