Птб-88 правила по технике безопасности

Правила по технике безопасности на топографо-геодезических работах птб-88

Коллегией Главного управления

геодезии и картографии

при Совете Министров СССР

9 февраля 1989 г. N 2/21

с Центральным комитетом профсоюза

рабочих геологоразведочных работ

16 ноября 1988 года

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ НА ТОПОГРАФО-ГЕОДЕЗИЧЕСКИХ РАБОТАХ

Обязательны для всех предприятий, организаций и учреждений ГУГК СССР, выполняющих топографо-геодезические и картографические работы.

Изложены общие требования по технике безопасности на топографо-геодезических работах. Уделено внимание безопасному передвижению и выполнению полевых работ в горах, лавиноопасных районах, заболоченной местности, лесных массивах, песках и пустынях. Подробно описаны требования безопасности при рекогносцировке геодезических сетей, установке вех и мачт, а также при выполнении камеральных работ.

Для инженерно-технических работников, выполняющих топографо-геодезические и картографические работы.

1. ОБЩИЕ ПРАВИЛА

1.1. Область и порядок применения Правил

1.1.1. Настоящие Правила обязательны для всех предприятий, организаций и учреждений Главного управления геодезии и картографии при Совете Министров СССР, выполняющих топографо-геодезические и картографические работы.

1.1.2. Все виды работ, входящие в топографо-геодезическое производство, должны выполняться в соответствии с требованиями настоящих Правил, а также других действующих правил, норм и инструкций по технике безопасности, перечень которых приведен в Сборнике нормативных документов, действующих в Главном управлении геодезии и картографии при Совете Министров СССР, раздел «Охрана труда и техника безопасности», издания 1986 г., и дополнений к ним по вопросам, не предусмотренным настоящими Правилами.

1.1.3. Для выполнения настоящих Правил и других нормативных документов по охране труда, а также в целях проведения работ по технике безопасности организациям системы ГУГК СССР рекомендуется разработать для должностных лиц и инженерно-технических работников индивидуальные нормативные акты, определяющие их права, обязанности и ответственность за состояние охраны труда в соответствии с действующим законодательством и нормативными документами центральных органов управления (Госкомтруд СССР, ГУГК СССР и др.).

1.1.4. Организации системы ГУГК СССР в развитие действующих нормативных документов по охране труда, а также при внедрении новых видов работ, технологических процессов и производстве работ в условиях повышенной опасности обязаны самостоятельно разрабатывать и утверждать типовые инструкции, отраслевые стандарты, стандарты предприятия и другие нормативные документы по безопасности труда по этим видам и процессам работ.

1.1.5. На основании настоящих Правил, нормативных актов по охране труда, других действующих в ГУГК нормативных документов по безопасности труда, в организациях и на предприятиях системы ГУГК СССР для рабочих и служащих должны разрабатываться инструкции по охране труда, устанавливающие требования безопасности на рабочем месте при производстве конкретного вида работ.

1.1.6. Разрабатываемые инструкции, стандарты ССБТ, другие нормативные документы по безопасности труда должны предусматривать меры, направленные на создание здоровых и безопасных условий труда и исключающие возможность травмирования и возникновения профессиональных заболеваний работающих.

1.1.7. Организация работ по обеспечению безопасности труда в топографо-геодезическом производстве должна проводиться в соответствии с требованиями настоящих Правил, стандартов ССБТ и установленными в системе ГУГК СССР требованиями по охране труда и технике безопасности.

1.1.8. Все рабочие, служащие, руководящие и инженерно-технические работники предприятий, организаций и учреждений отрасли обязаны соблюдать требования техники безопасности, изложенные в настоящих Правилах, действующих инструкциях, стандартах и предписаниях по безопасности труда, устанавливающих порядок выполнения работ и поведения на рабочем месте.

1.1.9. Руководящие и контролирующие лица отрасли проверяют соблюдение настоящих Правил, другой действующей в отрасли нормативной документации по безопасности труда и принимают меры по устранению выявленных нарушений.

1.2. Общие положения

1.2.1. Порядок проведения топографо-геодезических, в том числе инженерно-геодезических и других, работ устанавливается законодательством Союза ССР и союзных республик.

1.2.2. До начала работ в городах, населенных пунктах, на территориях промышленных объектов и объектов специального назначения, по линиям железных дорог и автомагистралей, в лесах и т.д. необходимо получить в органах, ведающих данной территорией (Советы народных депутатов, госавтоинспекции, управления железных дорог, лесхозы и др.), разрешение на право производства работ и согласовать требования по безопасности, предъявляемые местными организациями к проведению планируемых топографо-геодезических работ.

1.2.3. Организации системы ГУГК СССР в целях создания безопасных условий труда и исключения производственного травматизма и профессиональных заболеваний должны разрабатывать и внедрять мероприятия по охране труда в соответствии с «Номенклатурой мероприятий по охране труда», утвержденной Постановлением Президиума ВЦСПС от 31.03.80 N 3-11, применительно к местным условиям каждого подразделения.

1.2.4. Все работы должны выполняться с соблюдением действующего законодательства об охране окружающей среды (охрана недр, лесов, водоемов и т.п.). Неблагоприятные последствия воздействия на окружающую среду при производстве топографо-геодезических работ должны ликвидироваться организациями, производящими эти работы.

1.2.5. Руководящие и инженерно-технические работники организаций системы ГУГК СССР должны выполнять установленный порядок контроля за состоянием охраны труда на рабочих местах и в подразделениях организации, за соблюдением правил техники безопасности и выполнением руководителями и исполнителями работ своих обязанностей по охране труда. Результаты проверки (контроля) и выполнения работ по устранению недостатков должны быть занесены соответственно в журнал трехступенчатого контроля бригады, журнал технического состояния оборудования, журнал учета и испытаний такелажного оборудования, акт технического состояния автотранспортных средств, акт технического освидетельствования маломерных судов, а также оформляются протоколом или актом проверки.

1.2.6. Каждый работающий, заметивший опасность, угрожающую людям, сооружениям и имуществу, обязан принять неотложные меры для ее устранения и немедленно сообщить об этом своему непосредственному руководителю.

Руководитель работ обязан принять меры к устранению опасности, при невозможности устранения — прекратить работы, вывести работающих в безопасное место и поставить в известность старшего по должности.

1.2.7. Запрещается проведение полевых топографо-геодезических работ в необжитой местности в одиночку или малыми группами менее трех человек.

1.2.8. При выполнении производственного задания группой работников в составе двух и более человек один из них должен быть назначен старшим, ответственным за безопасное ведение работ, распоряжения которого для всех членов группы являются обязательными.

1.2.9. Запрещается допускать к работе лиц в нетрезвом состоянии.

1.2.10. Несчастные случаи должны расследоваться и учитываться в соответствии с «Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве», утвержденным Постановлением Президиума ВЦСПС и Госпроматомнадзора СССР от 17 августа 1989 г. N 8-12 (прил. 8).

1.2.11. Каждый исполнитель работ несет ответственность за нарушение норм и правил по охране труда в соответствии с действующим законодательством и «Положением об ответственности исполнителей работ за соблюдение правил и норм по охране труда и технике безопасности в объединениях, предприятиях и организациях Главного управления геодезии и картографии при Совете Министров СССР», утвержденным ГУГК СССР от 17.08.84.

Руководители организаций и другие должностные лица, виновные в нарушении настоящих Правил, несут ответственность независимо от того, привело или не привело это нарушение к аварии или несчастному случаю. В зависимости от тяжести допущенных нарушений и их последствий они привлекаются к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Союза ССР и союзных республик.

Рабочие, не выполняющие требований по технике безопасности, изложенных в настоящих Правилах, а также в инструкциях по охране труда по их профессиям или видам выполняемых работ, в зависимости от тяжести допущенных нарушений и их последствий привлекаются к дисциплинарной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Союза ССР и союзных республик.

1.3. Требования к персоналу

1.3.1. Прием на работу в топографо-геодезические организации на полевые работы, а также в камеральные цеха с тяжелыми, опасными или вредными для здоровья условиями труда лиц моложе 16 лет запрещается.

1.3.2. При проведении полевых топографо-геодезических работ в таежных, тундровых, пустынных, высокогорных районах, а также при съемке водных акваторий, постройке геодезических знаков и производстве других работ повышенной опасности согласно п. 1.10.1 во всех районах запрещается прием на работу лиц моложе 18 лет.

1.3.3. Рабочие и инженерно-технические работники должны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в порядке, установленном Приказом Министерства здравоохранения СССР от 29.09.89 N 555, с учетом профиля и условий их работы. Для работающих на стереоприборах медицинский осмотр должен проводиться также и в соответствии с «Методическими рекомендациями по офтальмологическому профессиональному отбору перспективных кадров для стереофотограмметрических работ», утвержденными Минздравом СССР от 24.09.83 N 10/11/82.

1.3.4. Работники топографо-геодезических организаций, связанные с работой на морских судах, обязаны проходить медицинские освидетельствования в соответствии с Приказом Минздрава СССР от 06.11.81 N 1145 «О проведении предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров плавающего состава морского, рыбопромыслового флота и рабочих и служащих судов обеспечения Военно-Морского флота, а также лиц, поступающих в учебные заведения по подготовке специалистов для работы на морских, рыбопромысловых судах и судах обеспечения ВМФ», а на речных и озерных судах — в соответствии с Приказом Минздрава СССР от 15.03.71 N 166 «О проведении предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров плавающего состава, работников службы пути и гидросооружений речного флота».

1.3.5. Запрещается принимать на работу или допускать к работе лиц, которым по состоянию здоровья противопоказаны определенные виды работ и профессии.

1.3.6. При приеме на работу все поступающие должны проходить вводный инструктаж по охране труда.

1.3.7. К производству топографо-геодезических работ допускаются лица, прошедшие обучение по безопасности труда и инструктаж на рабочем месте по выполняемым видам работ.

1.3.8. Все виды инструктажа по технике безопасности должны проводиться в соответствии с действующими стандартами ССБТ и нормативными документами согласно п. 1.1.2 настоящих Правил по вопросам обучения и инструктажа безопасности труда.

1.3.9. Порядок обучения и инструктажа работников, обслуживающих объекты повышенной опасности действующих предприятий, производится в соответствии с действующими на этих предприятиях нормативными документами по безопасности труда, а также отраслевым стандартом ССБТ ГУГК СССР «Порядок обучения безопасности труда и допуска к работам повышенной опасности в организациях топографо-геодезического производства» (ОСТ 68 12.0.05-87).

1.3.10. Работники топографо-геодезических организаций до начала полевых работ, кроме профессиональных приемов работы, должны быть обучены приемам, связанным со спецификой полевых работ в данном районе (плавание, гребля, верховая езда, умение седлать и вьючить транспортных животных, ориентирование на местности, безопасное передвижение по участку, пользование альпинистским снаряжением, обращение с огнестрельным оружием, поведение в полевом лагере и т.п.), а также методам и приемам оказания первой помощи при несчастных случаях, заболеваниях и мерам предосторожности от ядовитой флоры и фауны.

1.3.11. Работники морских партий, выполняющие работы по съемке шельфа и водоемов, должны быть дополнительно обучены приемам спасения на воде, правилам поведения при стихийных бедствиях и при оставлении гибнущего судна, а при работе на маломерных судах — управлению ими.

1.3.12. Рабочие и инженерно-технические работники, входящие в состав комплексных бригад, обучаются и сдают экзамены по технике безопасности в полном объеме по их основной и совмещаемой профессии.

1.3.13. Инженерно-технические работники в случае перевода в районы с другими физико-географическими условиями или на другие должности с изменившимися обязанностями должны сдать экзамены по разделам правил безопасности, касающихся новых условий работ.

1.3.14. С рабочими, зачисленными на работу в полевые подразделения по любой из профессий впервые, проводится профессионально-техническое обучение по программам, разработанным предприятиями и экспедициями для каждой специальности, с последующей персональной проверкой этих знаний в объеме требований тарифно-квалификационного справочника.

1.3.15. Продолжительность обучения и инструктажа вместе с практическим показом безопасных методов работы должна быть не менее:

двух дней для бригад, ведущих топографо-геодезические работы в обжитых районах;

трех дней для бригад, ведущих работы в городах, поселках, по съемке подземных коммуникаций, на линиях железных дорог и автомагистралей, магистральных газопроводов и нефтепроводов, в зоне воздушных линий электропередач, на строительных объектах и объектах специального назначения;

пяти дней для бригад, ведущих топографо-геодезические работы в таежных, тундровых, пустынных и малонаселенных районах, а также ведущих постройку геодезических знаков высотой до 11 м;

восьми дней для бригад, ведущих вырубку леса с целью лесозаготовки или маркировки опознаков;

двенадцати дней для бригад, ведущих постройку геодезических знаков высотой более 11 м;

пятнадцати дней для бригад, работающих в высокогорных и труднодоступных местностях.

1.3.16. Результаты обучения на рабочем месте практическим приемам безопасного ведения работ в полевых условиях фиксируются в специальном протоколе и обязательной записью об этом в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте.

1.3.17. Результаты проверки знаний руководящими и инженерно-техническими работниками правил техники безопасности оформляются протоколами установленного образца.

Образцы журналов регистрации инструктажа, личной карточки инструктажа, протоколов проверки знаний у рабочих и ИТР приведены в приложениях к настоящим Правилам .

Приложения не приводятся.

1.3.18. К техническому руководству топографо-геодезическими работами допускаются лица, имеющие специальное техническое образование и прошедшие аттестацию по профилю выполняемых работ.

Разрешается студентам топографо-геодезической специальности высших учебных заведений, закончившим четыре курса, занимать на время прохождения производственной практики инженерно-технические должности при условии сдачи ими в учебных заведениях экзаменов по профилирующим дисциплинам и технике безопасности.

1.3.19. При проведении работ в малонаселенных районах или в зимний период запрещается назначать руководителями бригад студентов-практикантов и выпускников высших и средних специальных учебных заведений, имеющих стаж работы в поле менее одного года.

1.3.20. К работе на механизмах допускаются только лица, прошедшие специальную подготовку и получившие удостоверение на право управления ими.

1.3.21. К руководству топографо-геодезическими работами в должности начальника партии, технического руководителя, а также в других руководящих должностях подразделений и предприятия назначаются ИТР из числа активных, дисциплинированных работников экспедиций, цехов, служб, хорошо знающих процессы и технологию работ и имеющих достаточный опыт практической работы по соответствующему профилю.

1.4. Обеспечение средствами защиты

и лагерным снаряжением

1.4.1. Все рабочие и инженерно-технические работники системы ГУГК СССР обеспечиваются специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты согласно «Типовым отраслевым нормам бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты рабочим и служащим, занятым на геологических, топографо-геодезических, изыскательских, землеустроительных работах и в картографическом производстве», утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 24.06.80 N 180/П-7 (дополненным и измененным Постановлениями этих органов от 21.08.85 N 289/П-8 и от 06.11.86 N 476/П-12). Рабочим и служащим сквозных и смежных профессий и должностей специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты выдаются в соответствии с «Типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты рабочим и служащим сквозных профессий и должностей всех отраслей народного хозяйства и отдельных производств», а также Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты других различных отраслей промышленности.

1.4.2. Все подразделения при выезде на полевые работы должны обеспечиваться лагерным снаряжением, различным оборудованием и средствами коллективной защиты, необходимыми для безопасного производства работ в различных физико-географических районах и климатических условиях согласно примерной табельной положенности.

1.4.3. Выдача спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, порядок их применения, хранения и ухода за ними должны производиться согласно «Инструкции о порядке обеспечения рабочих и служащих специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты», утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 24.05.83 N 100/П-9 (дополненной и измененной Постановлениями этих органов от 21.08.85 N 289/П-8 и от 24.03.87 N 177/П-4).

1.4.4. Спецодежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты, выдаваемые работникам, а также средства коллективной защиты и предметы лагерного снаряжения и оборудования должны соответствовать характеру и условиям выполняемой работы, отвечать требованиям действующих стандартов и обеспечивать безопасность труда. Для полевых подразделений, работающих в горных, лесных районах, а также при производстве работ в населенных пунктах, на аэродромах, строительно-монтажных объектах, автомобильных и железных дорогах и других объектах специального назначения спецодежда должна быть демаскирующей расцветки оранжевого или ярко-красного цветов.

1.4.5. Выдаваемые в полевые бригады оборудование, инструменты и механизмы должны быть в исправном состоянии и иметь соответствующий сертификат или паспорт, подтверждающие их техническое состояние и соответствие выполняемому виду работ. Выдача транспортных средств, а также буровых установок и самоходных механизмов производится по акту готовности к эксплуатации в полевых условиях.

1.4.6. Руководитель бригады обязан бережно обращаться с выданным ему инструментом, оборудованием и снаряжением, требовать того же от всех лиц, работающих с ним, и принимать экстренные меры к устранению неисправностей или полной замены неисправного инструмента и оборудования на исправные.

1.4.7. Каждый работник, заметивший неисправность инструментов и оборудования, обязан принять меры к устранению неисправности, а при невозможности устранения немедленно сообщить об этом руководителю бригады, партии.

1.5. Требования к организации

безопасного ведения полевых работ

1.5.1. Все виды полевых топографо-геодезических работ должны производиться в строгом соответствии с требованиями по технике безопасности, содержащимися в технических инструкциях, технических проектах и настоящих Правилах.

1.5.2. Полевые топографо-геодезические работы в необжитых и труднодоступных районах в зимнее время могут производиться только с разрешения ГУГК СССР, в других случаях — с разрешения руководства предприятия при соблюдении соответствующих безопасных условий труда. Производство работ на открытом воздухе при температуре ниже минус 25 град. C, наверху геодезических знаков и различных монтажных конструкций при температуре ниже минус 10 град. C допускается только по особому регламенту труда, устанавливаемому администрацией и профкомом предприятия.

1.5.3. Перед началом полевых топографо-геодезических работ на объекте руководители экспедиций, полевых партий и бригад должны информировать об этом местные органы власти, а при выполнении работ на объектах автомобильных и железных дорог, трубопроводов, объектах специального назначения и других, кроме того, — соответствующие организации и предприятия, в чьем ведении находятся эти объекты.

1.5.4. При производстве работ в лесных районах руководители топографо-геодезических подразделений обязаны поставить в известность местные лесхозы, передать им в установленном порядке схемы маршрутов передвижения бригад с указанием средств передвижения, планируемых сроков производства работ на маршрутах и расположения мест базирования бригад и партий, а также уточнить наиболее пожароопасные зоны на участке работ, наличие ручьев, водоемов, болот, больших полян и т.д., где можно укрыться на случай пожара, согласовать порядок поведения, действий и связи в аварийных ситуациях.

1.5.5. Руководителям экспедиций и полевых партий в пожароопасный период установить деловые контакты с лесхозами с целью получения от них оперативной информации об очагах пожаров.

1.5.6. При наличии в районе работ пожароопасной обстановки необходимо пересмотреть проект организации полевых работ, конкретизировать места нахождения бригад и маршруты их движения, оповестить всех работников о возможных опасностях и принятии соответствующих мер на случай пожара.

1.5.7. В период лесных пожаров, угрожающих жизни людей, запретить производство полевых работ и обеспечить срочную эвакуацию бригад из опасных зон очагов пожаров в безопасные места.

1.5.8. В период подготовки к полевым работам уделить особое внимание правилам безопасного ведения работ в пожароопасных районах, а также поведению персонала при тушении лесных пожаров в экстремальных условиях.

1.5.9. В целях оперативного руководства полевые партии и бригады, выполняющие топографо-геодезические работы в лесных, тундровых, горных районах, в пустынях, на водных акваториях, в других труднодоступных местностях, а также в обжитых районах вне населенных пунктов на расстоянии 5 км и более от пунктов государственной телефонной связи, должны обеспечиваться радиостанциями определенной мощности для установления надежной двухсторонней связи с базой экспедиции и между собой.

1.5.10. Для регулирования трудовых взаимоотношений между работниками и руководителями полевых партий и экспедиций на полевой сезон должны устанавливаться временные правила внутреннего трудового распорядка баз, партий и экспедиции. Правила внутреннего трудового распорядка утверждаются руководством экспедиции по согласованию с профсоюзным комитетом.

1.5.11. Для исключения излишних водных переправ участки работ исполнителей (бригад) должны проходить преимущественно по направлению рек и границ различных водоемов.

1.5.12. В малонаселенных и труднодоступных районах все полевые бригады, помимо обычного запаса продовольствия, должны обеспечиваться аварийным запасом продуктов, а в пустынных районах и водой, нормы которой устанавливаются руководством предприятий по согласованию с профкомом в зависимости от конкретных условий и места работы.

1.5.13. В период подготовки к полевым работам руководители предприятий и экспедиций обязаны установить через местные органы санитарно-эпидемиологического надзора очаги эпидемических заболеваний и районы распространения клещевого энцефалита. Все рабочие, инженерно-технические работники и студенты-практиканты, командируемые на полевые работы в указанные районы, подлежат обязательным противоэпидемическим и предохранительным прививкам в установленном Министерством здравоохранения СССР порядке и должны быть обучены мерам проведения личной профилактики от поражения клещевым энцефалитом.

1.5.14. До начала полевых работ на предприятиях, в экспедициях и полевых партиях должны быть полностью решены вопросы организационно-технического порядка:

обеспечение полевых подразделений транспортными средствами, материалами, инструментами, снаряжением, СИЗ и продовольствием на весь полевой сезон, а также их доставка на места работ;

организация и обустройство полевых баз и подбаз на объектах работ с учетом природно-климатических условий района работ;

разработка календарных планов и составление схем передвижения бригад по участкам работ с учетом времени производства работ и местных природно-климатических условий, с указанием мест переправ через реки, другие водные препятствия, труднопроходимые участки и участки повышенной опасности и т.п.;

определение и утверждение состава полевых подразделений, назначение руководителей работ (бригад), а также ответственных лиц за эксплуатацию транспортных средств, буровых установок, механизмов и др.;

разработка планов мероприятий по охране труда и пожарной безопасности на период организации и проведения полевых работ;

определение сроков завершения полевых работ и порядка возвращения работников на базы партий и экспедиций.

1.5.15. При подготовке к полевым работам предусмотреть разработку оптимальных маршрутов передвижения бригад по участку с учетом всех имеющихся на местах сведений о наличии дорог, мостов, паромных переправ, пристаней, лесоучастков, лесных кордонов, избушек и т.д., используя материалы аэрофотосъемки, сведения лесхозов, других организаций и местных Советов.

1.5.16. При производстве работ в районах, где возможно нападение диких зверей, полевые бригады обеспечиваются огнестрельным оружием. Оружие закрепляется за руководителем бригады при условии получения от местных органов милиции персонального разрешения на право его ношения. Выдача оружия производится и оформляется согласно требованиям МВД СССР. Лица, получившие оружие, должны быть обучены правилам обращения с ним. Запрещается передача оружия другим лицам.

1.5.17. При работе в заповедниках обеспеченность бригад огнестрельным оружием должна согласовываться с местными органами охраны заповедника.

1.5.18. При работе в малообжитых и труднодоступных районах каждый работник должен иметь индивидуальный пакет первой помощи, карандаш, бумагу, компас и индивидуальный неприкосновенный запас продовольствия, включающий пищевые концентраты, спички в непромокаемой оболочке, нож, крючки и лески для ловли рыбы, а в пустынных районах — шнур для подъема воды из колодцев. Индивидуальная обеспеченность нужными средствами проверяется руководителем бригады.

1.5.19. Перед выездом на полевые работы с базы партии начальник партии совместно с общественным инспектором по охране труда обязаны проверить обеспеченность их снаряжением, продовольствием, средствами индивидуальной и коллективной защиты, средствами связи и подачи сигналов, дать все необходимые указания руководителям бригад и установить контрольные сроки и места встречи.

1.5.20. Продолжительность полевых работ должна планироваться исходя из конкретных условий и специфики работы.

Продление сроков полевых работ на осенне-зимний период допускается в исключительных случаях согласно п. 1.5.2 настоящих Правил.

СООТВЕТСТВИЕ ЛОДОЧНЫХ МОТОРОВ

ПО МОЩНОСТИ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ ЛОДКИ

Мощность мотора,
л.с., не более

6.1.6. На моторных лодках должны иметься в запасе исправные гребные весла.

6.1.7. Для заделки возможных пробоин и трещин на лодках должны быть необходимые материалы.

6.1.8. Плоты должны быть прочно увязаны и иметь необходимое оборудование (руль, греби, причальный канат и др.).

6.1.9. Все плавсредства должны быть обеспечены индивидуальными спасательными жилетами, поясами или нагрудниками по числу посадочных мест.

Во всех случаях транспортировки бригад по воде, особенно при преодолении опасных участков, спасательные средства (жилеты, нагрудники, пояса) должны быть надеты на людей, а спасательные круги и другие средства при их наличии на плавсредстве должны быть расположены на видном и легко доступном месте.

6.1.10. К управлению катерами и моторными лодками допускаются лица, имеющие удостоверение на право вождения соответствующего плавсредства.

6.1.11. При загрузке плавсредства должны строго соблюдаться установленные для них нормы грузоподъемности. Во избежание опрокидывания или затопления плавсредства люди и груз на них должны быть равномерно размещены, причем тяжелые грузы уложены на дно плавсредства в средней его части.

Запрещается загружать нос лодки. Высота груза над бортом лодки не должна превышать 20 — 25 см.

6.1.12. Высота бортов загруженной лодки над водой в тихую погоду должна быть не менее 20 см, в ветреную — не менее 30 см.

6.1.13. Поднимать человека из воды допускается только с кормы или носа лодки.

6.1.14. При посадке и высадке людей лодки и другие плавсредства должны ставиться вдоль берега или причала (если позволяет глубина реки, озера и т.п.).

6.1.15. Во время передвижения по рекам в особо опасных местах (перекаты, быстротоки и т.п.) лодки и плоты должны спускаться на веревках без пассажиров и груза.

Небольшие лодки в районе лесных заломов и порогов надлежит перетаскивать по берегу.

6.1.16. Передвижение на резиновых (секционных) надувных лодках допускается по незасоренным водоемам и рекам со спокойным течением.

Резиновые лодки должны быть снабжены веслами, уключинами, банками-сиденьями, леером или бортовым канатом, причальными штропами, спасательным линем и другими принадлежностями в зависимости от типа лодки, а также материалами для ремонта лодки и принадлежностями к ней.

6.1.17. При передвижении на моторных лодках запрещается делать резкие повороты. При появлении волн лодку рекомендуется направлять носом к волне, сбавить скорость.

На реках с опасными препятствиями (пороги, водопады и т.п.) к управлению лодками и плотами должны допускаться только опытные рулевые, хорошо знающие особенности местных рек.

6.1.18. При работе на маломерных судах запрещается:

передвижение по водным путям во время тумана, снегопада, ледохода, при ветре свыше 6 баллов, молевом сплаве леса, а на моторных лодках — и в темное время суток;

курение на плавсредствах при наличии на них горючих и взрывчатых веществ — материалов;

купание с бортов лодок и катеров во время их движения;

нахождение в аварийной лодке, причаленной к катеру во время его движения;

во время движения лодки, плота стоять (за исключением случаев передвижения с помощью шестов), перемещаться без необходимости, делать резкие движения, сидеть, свесив ноги за борт, пересаживаться из одной лодки в другую;

ночевка на всех видах маломерных судов и плотах;

плавание в непосредственной близости от берегов с нависающими козырьками;

при передвижении по судоходным рекам проходить в непосредственной близости от судов;

подплывать на лодках, плотах и других плавсредствах к бакенам, баржам, перетянутым через реку тросам по течению;

передвижение на лодках, катерах и других плавсредствах с неисправными или неустойчиво работающими моторами (двигателями).

6.1.19. При швартовке катера следует остерегаться затягивания швартовыми рук и ног.

6.1.20. Причаливание лодки к борту катера должно проводиться при неработающем винте катера и против течения. В темное время суток лодка должна иметь световой сигнал, а катер должен быть освещен.

Отталкивать лодку от катера следует шестом с рогатиной, упирая ее в нос от лодки.

6.2. Гидрометрические и топографические работы

на реках, озерах, водохранилищах и шельфах,

выполняемые с применением плавсредств

6.2.1. Гидрометрические работы и топографическая съемка водных акваторий выполняются с плавсредств (морские и речные пароходы, катера, шлюпки, моторные лодки, весельные лодки, плавучие сооружения и плоты) и относятся к работам с повышенной опасностью.

6.2.2. Плавание судов и сплав плотов по судоходным рекам, озерам, водохранилищам и каналам на территории РСФСР и союзных республик регламентируются соответствующими правилами плавания по внутренним водным путям союзной республики.

На сплавные несудоходные, так называемые малые, реки, не подведомственные Минречфлоту РСФСР или другой союзной республике, указанные правила не распространяются. На эти реки действуют правила, устанавливаемые эксплуатирующими их организациями.

6.2.3. Судна, предназначенные для гидрометрических и топографических работ на озерах и водохранилищах, должны иметь мореходные качества: плавучесть, остойчивость, непотопляемость, ходкость, поворотливость, плавучесть качки. Согласно «Правилам технической эксплуатации судов морского флота» судно при недостаточной остойчивости и крене более 8 град. в плавание не выпускается.

6.2.4. Маломерные суда, применяемые при гидрометрических и топографических работах, должны быть оснащены согласно табелю снабжения маломерных судов.

Число допущенных к посадке людей четко и крупно должно быть указано на бортах лодки (шлюпки, бота) или катера несмываемой краской или выжиганием у носа с каждой стороны плавсредства.

6.2.5. Выполнять работы со шлюпки при силе ветра более 3 баллов по шкале Бофорта не разрешается. Во время ледохода не выше трех баллов производство гидрологических работ допускается только с судов со стальным корпусом.

6.2.6. В качестве становой якорной снасти должны применяться растительные канаты (пеньковые, манильские, кокосовые или же из синтетических материалов).

Якорные тросы должны иметь не менее 6-кратного запаса прочности и испытываются до начала работ.

Применяемые при гидрогеологических работах металлические тросы должны удовлетворять требованиям ГОСТ 3241-80 «Канаты стальные. Технические условия».

Безопасность производства работ с применением блоков должна обеспечиваться правильным их подбором и эксплуатацией.

Диаметр металлических блоков при работе с ручным приводом должен быть не менее 16, а при работе с машинным приводом — не менее 20 диаметров троса.

6.2.7. При гидрогеологических работах должны применяться лебедки с электрическим и ручным приводом.

Во время работы с лебедками запрещается:

выполнять ремонтные работы, регулировать тормоза, смазывать и чистить механизмы;

надевать соскочивший канат на барабан или ролик блока;

поправлять на барабане неправильно наматываемый канат;

резко тормозить при подъеме или спускании груза;

оставлять канат после работы в натянутом положении;

стоять вблизи натянутого каната;

нагружать лебедку грузом, превышающим ее грузоподъемность;

вставлять металлические прокладки в отверстие рукоятки ручной лебедки для уплотнения ее на квадрате вала;

работать на электролебедке с неисправным заземлением.

6.2.8. При постановке визуальных геодезических ориентиров должны соблюдаться следующие условия:

буи, вехи и буйрепы должны быть изготовлены на берегу;

в местах палубы, откуда будет проводиться постановка буев и вех, не должны находиться посторонние предметы;

буйреп укладывается на палубе так, чтобы во время выброски не образовывать петель;

при ручной постановке вех или буев необходимо выбросить в первую очередь буйреп, затем буй или веху и якорь-груз, размещенные вначале на фальшборту.

6.2.9. Постановка, снятие вех и буев должны производиться только в штилевую погоду при остановке судна.

6.2.10. При постановке вех со шлюпок или малых катеров вехи должны буксироваться по воде. Буйреп должен крепиться к шпиртбакену перед буксировкой, а к якорю — в месте постановки, после измерения глубины.

6.2.11. На акватории работа должна проводиться только в спасательных жилетах, а исполнитель промеров должен страховать себя концом фала к банке шлюпки или корпусу катера.

6.2.12. При производстве топографо-геодезических работ на акваториях с катеров (шлюпок) и моторных лодок на береговой базе или в районе работ, но не далее 3 км от работающей шлюпки (катера), должна находиться вторая моторная шлюпка (катер), проводящая непрерывное наблюдение за работающими судами. Между работающими шлюпками, страхующими катерами и береговой базой должна быть установлена постоянная радиосвязь или световая условная сигнализация с помощью ракет.

6.2.13. Во время работы должно быть организовано непрерывное наблюдение за изменением погодных условий с учетом местных признаков ухудшения погоды.

При получении сигнала штормового предупреждения в районе работ должны быть приняты меры по возвращению работающих на берег.

6.2.14. В случае начавшегося обледенения маломерного судна следует принять следующие меры:

работы немедленно прекратить;

постоянно проводить околку льда с бортов судна;

судно увести в безопасный район.

6.2.15. При появлении крупных морских животных в непосредственной близости от зоны работ работы должны быть приостановлены.

6.2.16. При выявлении на плаву или на дне взрывоопасных предметов необходимо:

все работы прекратить;

руководителю работ сообщить в ближайший морской порт об обнаружении взрывоопасных предметов.

6.2.17. Доставка экипажа маломерных судов на берег в аварийных ситуациях может проводиться на многосекционных надувных лодках.

6.2.18. Промерные работы разрешается проводить: на реках со скоростью течения 1,5 м/с с гребных лодок и катеров; на реках со скоростью течения 1,5 — 2,5 м/с с лодок и понтонов, передвигаемых по тросу и на реках со скоростью течения более 2,5 м/с с катеров соответствующей мощности; на небольших реках со скоростью течения более 2,5 м/с с люлек, передвигаемых по тросу или с гидрометрических мостков. Грузоподъемность лодки, применяемой на промерных работах, должна быть не менее 0,5 т.

6.2.19. Промер глубин до 3 м делается наметкой, до 20 м — ручным лотом, а глубины более 20 м измеряют эхолотами ПЭЛ-3, ПЭЛ-4.

6.2.20. Промерные работы с самоходных плавсредств должны проводиться на тихом ходу.

6.2.21. При проведении работ лотом запрещается стоять на борту и сидениях, перегибаться через борт лодки. Подъем и опускание лота массой более 10 кг необходимо выполнять с помощью лебедки или ворота.

6.2.22. Работающий с наметкой или лотом размещается на носу катера или лодки.

6.2.23. Лотлинь не должен иметь повреждений. Запрещается наматывать на руку свободный конец лотлиня и использовать стальные тросы в качестве лотлиня ручного лота.

6.2.24. Запрещается тормозить руками барабан вьюшки, применяемой для сматывания и наматывания лотлиня. При вибрации лотлиня предохранительная собачка должна быть положена на храповик для предупреждения обратного вращения барабана.

6.2.25. Измерение глубины наметкой должно проводиться по команде руководителя работ. Наметка опускается вперед и в сторону от курса катера с тем, чтобы при движении она не могла быть затянута под днище катера.

6.2.26. Производя промерные работы с лодок, паромов на створах, где скорость течения более 1,5 м/с, носовая часть лодки (понтона) должна заделываться наглухо (тонкими досками или брезентом) на уровне бортов во избежание зачерпывания воды носовой частью.

6.2.27. Натягивание троса через судоходную реку для производства гидрометрических работ допускается с ведома судоходного надзора, с которым этот вопрос согласовывается в письменном виде.

6.2.28. Прочность троса на разрыв должна соответствовать расчету и должна иметь шестикратный запас.

6.2.29. Прочность крепления опор, исправность троса и механизмов проверяются: перед началом работ — начальником партии, ежемесячно — исполнителем работ. Трос обозначается: днем — флажками, ночью — фонарями.

6.2.30. На судоходных реках, когда работа на створе не производится, трос спускается на дно реки. Строго запрещается оставлять трос на ночь, а также натягивать его во время густого тумана или сильного дождя.

6.2.31. Люлечные переправы устраиваются по типовым или специальным проектам.

Перед началом работ все конструкции (тросы, блоки, лебедки, опоры, крепления троса, корпус люльки и т.п.) переправы осматриваются и проверяются комиссией с участием начальника партии (экспедиции). Результаты осмотра фиксируются актом.

6.2.32. Люлечные переправы всех систем после постройки испытываются на прочность. Испытание люлечной переправы проводится начальником партии с представителем сельсовета и одного свидетеля или в присутствии трех свидетелей при отсутствии представителя сельсовета. Результаты испытаний должны фиксироваться актом. Величина грузоподъемности люльки указывается краской.

6.2.33. Передвижение люльки по тросу должно проводиться при помощи спецлебедок.

6.2.34. Низ люльки, в которой находится наблюдатель и груз, должен возвышаться над горизонтом воды не менее 2 м. На люльке должен находиться спасательный круг или пояс.

6.2.35. Скорость перемещения люльки не должна превышать 0,5 м/с.

6.2.36. Лебедки, используемые при люлечной переправе, должны быть исправными и иметь автоматические тормоза.

6.2.37. Люлечная переправа должна быть оборудована дополнительным аварийным тросом в случаях, когда:

большое расстояние между опорами;

большая высота над уровнем моря;

высокие обрывистые малодоступные берега;

каменистое русло и большая скорость течения.

6.2.38. При производстве работ с гидрометрических мостков должны выполняться все основные правила безопасного ведения работ применительно к люлечным переправам.

6.2.39. На гидрометрических мостиках должны быть устроены прочные перила с двух сторон высотой не менее 0,8 м, а подвесной мостик должен быть укреплен металлическими тросами.

6.2.40. При глубине воды в створе мостика или ниже его более 1,5 м во время производства работ, а на горных реках более 0,5 м должны иметься на мостике спасательные средства (круги, веревки и т.п.) по числу работников, находящихся на мостике, но не менее одного круга на каждые 10 м длины мостика.

6.2.41. Пользование гидрометрическим мостиком постоянными лицами (передвижение через реку) категорически запрещается, а поэтому вход на гидрометрический мостик ограждается.

6.2.42. При работе с эхолотом должны соблюдаться следующие правила:

монтаж приемно-передаточных аппаратов (рыбин) должен выполняться при положении судна «в дрейфе», при волнении моря (водохранилища) не более 4 баллов — после подвески их на тросе или веревке за бортом судна;

крышки эхолота во время работы должны постоянно закрываться;

при регулировке и осмотре эхолота, а также при смене эхограмм и отработанных перьев электропитание от аккумуляторов должно отключаться, так как напряжение тока (до 600 В) опасно для жизни;

монтаж и демонтаж эхолота должны проводить три человека, располагая равномерно части его на катере во избежание крена или дифферента;

рукоятка барабана должна складываться перед вытравливанием троса с тарировочной доской, при подъеме тарировочной доски предохранительная собачка должна накладываться на храповик.

6.2.43. При изменении скорости течения вертушки с лодки в условиях, опасных для ее устойчивости, можно оборудовать катамаран из двух лодок, снабженный подвесным мотором.

6.2.44. При производстве гидрометрических работ со льда соблюдаются правила обследования, передвижения пешком и на транспорте, которые изложены в разделе 2.9.

6.2.45. Все участники работ на акваториях обязаны твердо усвоить нижеследующие правила:

не плыть от опрокинувшейся лодки к берегу, а держаться за лодку и вместе с ней подплывать к берегу;

постараться освободиться от всех лишних предметов, одежды, какие можно сбросить с себя;

если с берега организуется действенная помощь, то не торопиться доплыть до берега, а беречь силы, стараться поддерживаться на плаву;

при подошедшей на помощь лодке не пытаться влезть в нее с борта, чтобы не опрокинуть ее;

в случае проваливания под лед, если в руках нет доски, рейки, жерди и т.п., нужно раскинуть руки, чтобы не уйти под лед с головой. Вылезать на лед нужно упираясь ногами в противоположный край льда.

6.2.46. Для защиты зрения при работе на льду в дневное время участники работ должны носить темные очки.

6.2.47. Нельзя производить гидрометрические работы во время бурана и при ветре свыше 5 баллов.

6.3. Грунтовая съемка

6.3.1. Образцы донного грунта должны подниматься с помощью грунтоотборников, подъем и спуск которых должен проводиться лебедками и брашпилями, когда судно находится в дрейфе.

6.3.2. Грунтовая съемка должна выполняться бригадой в составе двух человек: один работник должен работать с пробоотборником и подавать в нужное время команды, а второй обслуживает лебедки, исполняя все команды первого.

6.3.3. Используя катер и шлюпки при проведении грунтовой съемки, грунт должен браться с помощью наметок, а также ручных грунтовых кранов и с помощью гирь с углублениями. Запрещается взятие проб грунта со шлюпок и моторных лодок тяжеловесными и громоздкими приборами: трубками ТНХ-Т, ТНХ-Л и др. Взятие образцов грунта со шлюпки должно проводиться только с кормы, для предотвращения опрокидывания шлюпки.

6.3.4. При взятии образцов донного грунта с помощью гирь с углублениями и ручных кранов запрещается наматывать конец троса на руку или делать на конце троса петлю.

6.3.5. Между производящими отбор грунта и вахтенным на мостике должна быть налажена громкоговорящая связь для выполнения необходимых маневров судна.

6.3.6. Работающему с трубкой не разрешается перегибаться через борт.

Трубка должна подниматься плавно без рывков, особенно при подходе к поверхности воды и подъеме выше, ход подъема трубки при этом устанавливается в зависимости от условий производства работ, регулируя скорость вращения барабана лебедки.

6.4. Закладка водомерных постов

6.4.1. При закладке репера для водомерного поста соблюдаются требования безопасности труда подраздела «Закладка центров».

6.4.2. Забивка свай должна проводиться с помощью копра и молота (бабы) при соблюдении мер безопасности:

рабочие площадки копра и лестницы для подъема на него должны ограждаться перилами высотой не менее 1 м;

работать на копрах разрешается только аттестованным рабочим;

закрепление копра на рельсах должно проводиться противоугонными средствами;

во время перерыва в работе свайный молоток (баба) копра должен опускаться вниз;

копры высотой более 10 м при передвижении должны укрепляться растяжками, а молот должен находиться в нижнем положении;

канаты должны пропускаться через канифас-блок, укрепленный у основания копра, при подтягивании свай канатами от лебедок;

во время работы копра при подъеме и установке свай посторонним лицам находиться у копра запрещается;

при каждом плавучем копре должна находиться спасательная лодка;

при подтягивании сваи лебедками копра блок надо крепить у основания копра, а не перекидывать канат через блок, укрепленный в верхней части копра;

запрещается перемещать и поворачивать сваи непосредственно руками, а обязательно применять для этой цели ломы;

закреплять канат на деревянных сваях при их подтягивании следует с помощью скобы.

6.4.3. При ручной забивке свай работники должны пользоваться деревянной бабой, снабженной достаточным числом (не менее четырех) гладких ручек.

6.4.4. При забивке сваи с подмостков сваю необходимо прочно укреплять веревками и ни в коем случае нельзя поддерживать сваю руками.

6.4.5. Усилия рабочих, забивающих сваю вручную, должны координироваться командами.

6.5. Работа с обзорно-поисковым гидролокатором

и радиогеодезическими системами (РГС)

6.5.1. Сборка забортного устройства должна производиться непосредственно на палубе.

6.5.2. Опускание забортного устройства должно проводиться при помощи лебедки или капронового фала. В работах по установке забортного устройства должны участвовать не менее 3-х человек: два из них опускают за борт устройство, а третий крепит его к установочным винтам, закрепленным на палубе, а также при помощи специальных растяжек.

6.5.3. Обтекатели системы должны устанавливаться и подниматься при отключенном электропитании гидролокатора при положении судна в дрейфе.

6.5.4. При подключении кабелей пункта управления, обтекателей антенны и сетевого кабеля штепсельные разъемы должны соединяться в соответствии с их функциональными назначениями. Экраны кабелей заземляют, а кабели привязывают к выступам на переборках.

6.5.5. Категорически запрещается во время работы с гидролокатором ОПГ:

работать без страховки за бортом;

проводить установку или снятие электрических блоков ОПГ, смену предохранителей при включенной аппаратуре и на ходу судна;

включать блоки в сеть при открытых крышках.

6.5.6. Блоки станций радиогеодезической системы должны надежно закрепляться на специально изготовленных стеллажах или кронштейнах, которые тоже крепятся к переборкам или на палубе судна.

6.5.7. Размещение кабеля на палубе должно согласовываться с капитаном судна.

6.5.8. В целях избежания электротравматизма все силовые кабели напряжением более 36 В должны заключаться в резиновые или хлорвиниловые трубки, защищающие кабель от воздействия воды.

6.5.9. В качестве силовых кабелей запрещается использование кабелей, не рассчитанных на передаваемое напряжение.

6.5.10. Кабель электропитания, идущий от агрегата к РГС, должен быть в металлической оплетке и надежно защищен от ударов.

6.5.11. Запрещается проведение электрических кабелей через переборки судна. В любом случае подведение проводов и кабелей не должно нарушать герметичность переборки и отсеков судна, в этих целях используют отверстия с уплотнительными прокладками или иллюминаторы.

6.5.12. При подключении проводов погрузки к выходным зажимам во время работы агрегата выключатель нагрузки должен находиться в положении «отключено».

6.5.13. При эксплуатации бензоэлектрических агрегатов следует руководствоваться требованиями раздела 3.8 настоящих Правил.

6.5.14. Бензо-электроагрегаты должны надежно закрепляться на деревянных или металлических основаниях, прибитых или приваренных к палубе судна. Канистры с бензином должны храниться на палубе отдельно от бензоагрегатов укрытыми брезентом с учетом правил пожарной безопасности.

6.5.15. Регулировочные работы, которые необходимо осуществлять с включенной аппаратурой, разрешается выполнять только с помощью изолированного инструмента, используя при этом индивидуальные средства защиты (диэлектрические перчатки, коврики и т.п.).

6.5.16. Над установленной станцией РГС на палубе должно сооружаться укрытие из фанеры, брезента, натянутого на прочный каркас. Операторский участок палубы покрывается диэлектрическим ковриком.

6.5.17. Производство ремонтных работ: замена ламп, транзисторов, деталей, снятие и соединение блоков и т.д., должно выполняться при включенной и обесточенной аппаратуре. Запрещается производить ремонт на мокрых стендах или палубе.

textarchive.ru