Разбор слов по составу правила

интернет проект BeginnerSchool.ru

Сайт для детей и их родителей

Продолжим изучать основные правила русского языка и сегодня вспомним, как разбирать слово по составу.
Разобрать слово по составу – значит сделать его морфемный анализ, или указать, из каких морфем слово состоит. Морфема – минимальная значимая часть слова.
Напомним, на какие части можно разбить слово:

главная значимая часть слова, которую имеют родственные слова.

В русском языке есть слова, которые состоят из одного корня: гриб , метро , пер о , остров , погод а .
Также, есть слова состоящие из двух корней: тепл о ход , вод о пад , сам о вар .
Из трех корней: вод о гряз е леч ебница.
Из четырех корней: электр о свет о вод о леч ение.

значимая часть слова, которая стоит после корня и предназначенная для образования новых слов.

В некоторых словах может быть два суффикса: подберез ов ик – суффиксы — ов — и — ик — .

это значимая часть слова, которая находится перед корнем и предназначена для образования новых слов.

это изменяемая часть слова, она служит для связи слов в предложении.

Итак, чтобы разобрать слово по составу надо найти в слове окончание, для чего надо изменить слово.

Например, в слове поездка .

Изменяя слово: поездк ой , или поездк у , то видно – изменяемая часть – а . Обведем её рамочкой, это окончание.

Далее найдем корень, для этого подберем однокоренное слово – по езд , пере езд . Сравнивая эти слова – видим, что не меняется часть слова езд . Это и есть корень.

Затем найдем приставку, для этого надо опять подобрать однокоренные слова – по езд, под ъезд. Видно, что приставка стоит перед корнем, т.е. в нашем случае – это часть слова по .

И наконец, найдем суффикс, который стоит после корня и предназначен для образования слова, в нашем случае – это часть слова к .

У нас получилось:

Теперь рассмотрим самые распространенные суффиксы имен существительных:

beginnerschool.ru

Разбор слов по составу

Разбор слова по составу, или морфемный разбор – разбор, при котором у слова выделяют все его части: основу, приставку, корень, суффикс, окончания, префиксы, постфиксы. Морфемный разбор слова важен потому, что в русском языке морфемный принцип лежит в основе правописания. Большинство правил строится на определении того, где находится буква, в правильности написания которой возникают трудности.

К примеру, чтобы правильно написать о или ё в слове, надо понять, где она расположена: в корне пишется ё (черный, желудь), кроме слов-исключений, а в суффиксах и окончаниях прилагательных, существительных, наречий – под ударением – о, без ударения – е. Потому так важно грамотно сделать разбор по составу. В этом окажет помощь «словообразовательный словарь Тихонова», печатный или электронный. Привычка делать разбор слова по составу со словарем позволяет проникнуть в тонкости языка.

Для того, чтобы выплонить разбор слова, воспользуйтесь алфавитным указателем по морфемному словарю или формой поиска справа

Краткая шпаргалка по разбору

  1. найти окончание;
  2. найти основу;
  3. найти приставки;
  4. найти суффиксы;
  5. выделить корень;
  6. обозначить все части графически;
  7. найти слова с таким же составом и привести примеры.
  8. Основные правила разбора и исключения

    Чтобы грамотно разобрать слово по составу, нужно придерживаться принципа так называемой матрешки (когда одна матрешка снимается с другой, пока не дойдешь до самой маленькой).

    Слово нужно «раздеть», снимая с него «одежки» по одной, чтобы добраться до сути, корня, общей части всех однокоренных слов: чайник – чайный, чай. Как это делают? Есть определенный порядок, по которому проводится разбор слова:

  9. Поиск окончания. Нужно найти окончание у изменяемых слов, для этого слово нужно изменить: чайник — чайника, окончание – а, основа – чайник; многие школьники пробуют разобрать по составу слово, выделяя сразу корень. Это ошибочный путь, потому что есть слова, у которых корень найти сложно (снять, съем, подъем) или где его нет (вы-ну-ть – есть только приставка, суффикс, окончание). Если смотреть глубже, в слове вынуть корень –н- спрятался под суффикс – ну, наложился на него и слился с ним, ведь есть же однокоренное слово – вы- ним-а-ть, где корень -ним. Чтобы не ошибиться, можно в сложных случаях проводить разбор по составу слова онлайн на нашем ресурсе, а также заглянуть в морфемный словарь, его еще иногда называют словарь морфем.
  10. Выделение основы. Все, что у слова осталось после того, как выделили окончание, называется основой: чайник – основа чайник (чайник-а, чайник-у, о чайник-е); если слово не изменяется (наречие, деепричастие), то все слово составит его основу: тихо, издали, делая. Если есть проблема в выделении окончания и основы, можно сделать разбор слова по составу онлайн бесплатно. Нужно учитывать, что есть разные школы русского языка, и разные авторы учебников и программ придерживаются той или иной школы. По одной точке зрения, к примеру, в слове плы-ть выделяют окончание глагола -ть, а по другой теории это суффикс. На морфемный словарь русского языка можно ориентироваться, учитывая эти тонкости. Существенно и то, на каком уровне обучения находится пользователь: ученик начальной школы он или студент университета. Для студента важна этимология. Морфемный разбор слова онлайн позволит провести разбор с учетом этимологии (происхождения) слова. К примеру, существительного с учетом его этимологии покажет, что у слов червь, червленый, червонный, червонец один и тот же корень – червь-червл, где есть чередование в//вл.
  11. Поиск суффиксов. Сначала выделяют формообразующие суффиксы, для этого данное слово сравнивают с другими его формами – суффикс -л- прошедшего времени глагола (сдела-л, сдела-ю). Потом находят словообразовательные суффиксы, ищут цепочку, чтобы увидеть, от какого слова и с помощью какого суффикса образовалось данное слово и убедиться, что такой суффикс есть в других словах: учи – тель – от слова учить с помощью суффикса -тель, еще такой же суффикс можно найти в слове воспита – тель. Словарь морфем русского языка позволит не ошибиться в поиске суффиксов, увидеть их смысл, понять законы словообразования в русском языке.
  12. Выделение приставки. Для этого нужно попытаться поменять одну приставку на другую, привести слова с такой же точно приставкой, можно разобрать слово по составу онлайн, чтобы избежать ошибок.
  13. Нахождение корня. Чтобы выделить корень слова, подобрать однокоренные слова и убедиться в правильности найденной морфемы (грибной – гриб, грибок).
  14. Все найденные части слова обозначают графически условными обозначениями. Убедиться в правильности разбора поможет морфемный словарь. Стоит подобрать еще одно слово с точно таким же составом.
  15. При затруднении в выделении частей слова поможет морфемно-орфографический словарь. Удобнее всего пользоваться электронной версией.

    На нашем ресурсе дан большой морфемный словарь русского языка, он поможет учащимся любого уровня обучения провести разбор слова онлайн.

    sostavslova.ru

    Морфемный разбор слов

    Разобрать слово по составу или сделать его морфемный анализ означает указать, из каких морфем оно состоит. Под морфемой понимается минимально значимая часть слова.

    В русском языке существуют следующие морфемы:

  16. корень — самая главная часть слова, несущая его значение. У однокоренных слов — общий корень. Например, слова «лист», «листочек» и «листва» имеют общий корень —«лист». Бывают слова, которые состоят только из корня — «гриб», «метро», «остров». Бывает, что корня два — «теплоход», «водопад». Бывает, что корней три — не стоит пугаться — «водогрязелечебница». Повтори правило, которое касается соединительных гласных, чтобы не делать ошибки при их написании;
  17. суффикс — значимая часть слова. Расположена обычно после корня. Используется для образования новых слов. Например, в слове «чайник» «чай» — это корень, «ник» — это суффикс. Суффиксов в слове может не быть. Иногда суффиксов бывает два — например, в слове «подберезовик»;
  18. приставка — еще одна значимая часть слова. Расположена перед корнем. Назначение такое же, как и у суффикса — с ее помощью образовываются новые слова. В слове «подходит» «ход» — это корень, «под» — это приставка;
  19. Окончание — изменяемая часть слова. Для чего она нужна? Чтобы связывать слова в предложении;
  20. Основа — часть слова без окончания.
  21. Каждая часть слова имеет графическое обозначение. Посмотреть, как обозначаются части слова, можно в учебнике по русскому языку, в морфемном словаре или в Интернете.

    Правила и исключения при разборе по составу

    Разбор слова по составу онлайн несложен, если знать правила, по которым он делается. На начальном этапе можно пользоваться морфемно-орфографическим словарем — он поможет не делать ошибок.

    Обязательно в слове должен присутствовать только корень — один или несколько. Слов без корня не бывает. Не бывает слов и без основы. А вот слова без суффиксов, приставок или окончаний очень даже бывают. Этому не стоит удивляться.

    Часто бывает, что все слово представляет собой основу. Так бывает, например, у наречий. Они относятся к неизменяемым частям речи. Слово «быстро» не имеет окончания («о» в слове — это суффикс), а потому все слово будет основой.

    В проведении морфемного анализа ученику поможет словообразовательный словарь Тихонова. Этот учебник содержит информацию о составе 100 тыс. слов русского языка. Словарем удобно пользоваться, и в период обучения в начальной школе он должен стать твоей настольной книгой.

    Тем же, кто обладает навыками работы в сети Интернет, будут полезными ресурсы, на которых можно сделать морфемный разбор слова онлайн. Тренируйся, если занятий в школе на уроках русского языка тебе недостаточно.

    Краткая шпаргалка (план) по морфемному разбору слов

    Морфемный разбор состоит из следующих этапов:

  22. Определяем к какой части речи относится слово. Для этого надо задать к нему вопрос. Возьмем для примера слово «поездка». Оно отвечает на вопрос «что?».
  23. Прежде всего надо найти в слове окончание. Для этого его нужно изменить несколько раз. Изменим его несколько раз — «перед поездкой», «в поездке». Видим, что изменяющаяся часть — «а». Это окончание.
  24. Разбор слова по составу продолжается определением корня. Подберем однокоренные слова — «поезд», «переезд». Сравним эти слова — не меняется часть «езд». Это и есть корень.
  25. Выясняем, какая в слове приставка. Для этого анализируем еще раз однокоренные слова — «поезд», «подъезд». Соответственно, в слове «поездка» приставка «по».
  26. Заключительный этап — это выяснение, где же в слове суффикс. Остается буква «к», которая стоит после корня и служит для образования слова. Это и есть суффикс.
  27. Обозначаем все части слова соответствующими символами.
  28. Примеры морфемного разбора

    Для примера ниже подобраны слова с наиболее интересными вариантами разбора по составу: кляузничать, срываться, поозорничать, умыкаться, срядиться, скопиться, интернационализироваться, стираться, сдаваться, сравниваться, для выполнения разбора других слов воспользуйтесь формой поиска.

    wikislovo.ru

    Как разобрать слово по составу

    Существует чёткое правило, которое надо выполнять, чтобы сделать разбор слова по составу без ошибок. Для этого надо строго следовать порядку разбора, не пропуская ни одного шага, и помнить об указанных ниже особых и трудных случаях.

    Алгоритм разбора слова по составу

    Алгоритм разбора слова по составу — пошаговая последовательность. Она помогает правильно выполнить работу. Используемый приём сравнения развивает логическое мышление.

    Обязательная поэтапность разбора любого слова по составу:

    1. Выделение окончания
    2. Определение основы
    3. Подбор однокоренных слов, выделение корня.
    4. В последнюю очередь выделение приставок и суффиксов
    5. Особенности определения окончания на примере разных частей речи

      Разбор по составу существительного

      Например, слово «пеналом». Образуя форму слова, изменяем падеж: «пеналу». Изменилась часть –ом. Значит, это окончание.

      Образовывать форму слова необходимо, чтобы не ошибиться в трудных случаях: сравним слова «коров» и «столов». В первом слове окончание нулевое, а –ов — часть корня («корова»), во втором — -ов окончание.

      Важно помнить о наречии «домой», где — ой — суффикс: у существительных 2 склонения («дом — 2 склонение») нет окончания –ой. Наречия не изменяются, значит, у него вообще нет окончания. Всё слово — основа.

      Имя прилагательное

      Слово «волшебными» поставим в форму женского рода единственного числа: «волшебная». Сравниваем формы слова, изменяется часть –ыми. Это окончание.

      Примеры

      Бесполезный — то, в чём нет никакой пользы

      Общая часть — корень — польз- . Приставка бес- стоит перед корнем, после него — суффикс –н.

      Парашютист — человек, спускающийся с парашютом

      Состав слова: корень, суффикс -ист и нулевое окончание.

      Глагол «повторяете» настоящего времени. Попробуем изменить лицо: «повторяют». Вывод: окончание –ете.

      «Заставили» — «заставила»: в первом глаголе окончание –и.

      Примеры разбора слов по составу

      Разбор слова Настенный

    6. Изменяем форму слова: настенная. Окончание –ый.
    7. Основа настенн-.
    8. Подбираем однокоренные слова: стена, пристенок. Находим корень: -стен-
    9. Сопоставляем все родственные слова: видим приставку на-, суффикс –н-.
    10. Доказываем наличие этих морфем в других словах: на-поль-н-ый, на-столь-н-ый.
    11. Разбор слова Сползает

    12. Изменяем форму слова: сползают. Окончание –ет.
    13. Основа сполза-.
    14. Подбираем однокоренные слова: ползёт, заползал, ползание. Находим корень: -полз-
    15. Сопоставляем все однокоренные слова: видим приставку с-, суффикс –а-.
    16. Доказываем наличие этих морфем в других словах: с-бивают, с-пис-а-ть, прочит-а-ть.
    17. Разбор слова Запевает

    18. Изменяем форму слова: запеваю. Окончание –ет.
    19. Основа запева-.
    20. Подбираем однокоренные слова: петь, пение, запевала. Находим корень: -пе-
    21. Сопоставляем все родственные слова: видим приставку за-, суффикс –ва-.
    22. Разбор слова Повторяла

    23. Изменяем форму слова: повторяли. Окончание –а.
    24. Основа повторя-.
    25. Подбираем однокоренные слова: вторить, второй. Находим корень: -втор-
    26. Сопоставляем все однокоренные слова: видим приставку по-, суффикс –я-.
    27. Разбор слова Преподаватель

    28. Изменяем форму слова: преподавателю. Окончание нулевое.
    29. Основа преподаватель.
    30. Подбираем однокоренные слова: преподавать, подавать, давать (знания), дать. Находим корень: -да-.
    31. Сопоставляем все родственные слова: видим приставки пре-, по-, суффикс –ва-.
    32. Разбор слова Вверху

    33. Это наречие. Неизменяемое слово. У неизменяемых слов вообще нет окончания.
    34. Основа всё слово вверху.
    35. Подбираем однокоренные слова: наверху, верховный, верх. Находим корень: -верх-.
    36. Сопоставляем все однокоренные слова: видим приставку в-, суффикс –у.
    37. Разбор слова Разноцветный

    38. Изменяем форму слова: разноцветное. Окончание -ый.
    39. Основа разноцветн-.
    40. Подбираем однокоренные слова: разный, разница, различие, цветной, цвет. Находим два корня: разн-, -цвет-. Это сложное прилагательное.
    41. Сопоставляем все однокоренные слова: видим соединительную гласную –о-, суффикс –н-.
    42. Изучение состава слова играет значительную роль при формировании орфографической зоркости.
      Дети начинают понимать и запоминают: все части слова неизменны в написании и не зависят от произношения.

      Трудные случаи при разборе слова по составу

      Проводя анализ слов, школьники не всегда обращают внимание на лексическое значение разбираемого слова. Это часто приводит к ошибкам, особенно при выделении суффиксов.

      • слова оканчиваются на -чик-, –щик-, -ист, -ушк.

      В словах с такими суффиксами подбор однокоренных слов обязателен. (Мяч-ик — мяч, ключ-ик— ключ, рез-чик — резать, ящик, хрящ-ик — хрящ, камен-щик — камень; аист, лист; ушко, нес-ушк-а).

      Анализируя состав слова «каменщик», находим существительное, от которого оно образовано: камень; «плащик» — это небольшой плащ. Соответственно видим в словах суффиксы –щик, -ик.

      Необходимо обучить детей разграничению понятий «оканчивается на…» и «окончание». Слово «автобус» оканчивается на –бус (-ус, -с), но окончание нулевое.

      Непонимание разницы в значениях приводит к частым ошибкам при морфемном анализе глаголов в неопределённой форме.

      в учебных пособиях разных авторов рассматриваются или как суффикс, или как окончание. В любом случае предшествующий гласный в эту часть слова не входит.

      Рассмотрим –ть как окончание неопределённой формы. Слово «ускорять» оканчивается на –ять (это важно при определении спряжения глагола), здесь –я- — суффикс и окончание –ть. «Побороть» оканчивается на –оть: -о- — суффикс, окончание –ть.

      Умение разбирать последовательно слово по составу приобретается при постоянной работе по алгоритму. Нарушение последовательности или игнорирование приводит к ошибкам. Внимание к слову — основа успеха.

      razvitiedetei.info

      Разбор предложения по составу самостоятельно и онлайн

      Разбор предложения по составу самостоятельно и онлайн

      Разбор предложения по составу называют синтаксическим. Он один из первых, который изучают в школе. Сначала процесс может вызывать трудности, однако, уже после двух разборов многие люди быстро находят все составляющие. Поможет в разборе знание частей речи, правила об основе и второстепенных членах предложения, понимание связи слов в словосочетании. Это проходят к концу начальной школы, поэтому ученики 5 класса выполняют разбор без труда.

      Следование простому плану

      Придерживаясь определённой последовательности, можно быстро сделать разбор. Для этого понадобится обратить внимание на такие этапы:

    43. Определить, к какому типу относится фраза: повествовательному, вопросительному или побудительному.
    44. По эмоциональному окрасу отличают восклицательное и невосклицательное предложение.
    45. Затем переходят к грамматической основе. Её нужно найти, обозначить способ выражения, указать, является предложение простым или сложным.
    46. Определить односоставность и двусоставность написанного.
    47. Найти дополнительные члены предложения. Они покажут, является оно распространённым или нет.
    48. С помощью определённых видов линий выделить каждый второстепенный член предложения. При этом над словом указывают, каким оно является членом предложения.
    49. Обозначить, имеются ли пропущенные члены предложения в предлагаемой фразе, что позволит определить, полным или неполным является высказывание.
    50. Имеются ли осложнения.
    51. Дать характеристику написанному.
    52. Составить схему.

    Чтобы правильно и быстро провести синтаксический разбор, нужно знать, что представляет собой основа и второстепенные члены.

    В любой основе имеется подлежащее и сказуемое. При разборе первое слово подчёркивается одной линией, второе – двумя. Например, «Наступила ночь». Здесь грамматической основой выступает полная фраза. В ней подлежащее слово «ночь». Подлежащее не может находиться ни в каком другом падеже, кроме именительного.

    По соседству находится сказуемое «наступила», которое описывает действие, совершённое с подлежащим. (Пришёл рассвет. Наступила осень.) В зависимости от того, простым или сложным является предложение, выделяют одну или две основы. В высказывании «Жёлтые листья опадают с деревьев» одна грамматическая основа. А здесь две основы: «Луна спряталась – наступило утро».

    Перед синтаксическим разбором фразы необходимо найти дополнительные члены предложения:

  29. Чаще всего дополнение — это существительное или местоимение. Ко второму члену предложения могут добавляться предлоги. Оно отвечает на все вопросы падежей. Сюда не входит именительный падеж, так как он может быть только у подлежащего. Посмотри (куда?) на небо. Обсудим (что?) вопрос. В семантическом значении они стоят в одном ряду с существительным.
  30. Определение выполняет описательную функцию, отвечая на вопрос «Какой? Чей?». Часто сложно выявить член предложения из-за того, что оно бывает двух видов. Согласованное, когда два слова находятся в одном лице, роде, числе и падеже. Несогласованное выступает словосочетанием с управлением и примыканием. Например: «На стене висит книжная полка. На стене висит полка для книг». В обоих случаях можно задать вопрос: какая? Однако отличием является согласованность и несогласованность определения.
  31. Обстоятельство описывает образ действия, время. Считается самым обширным членом предложения. Мы встретились (где?) в магазине. (Когда?) Вчера мы ходили в кино. Я (как?) легко сделаю упражнение. Это приводит к тому, что обстоятельство часто путают с дополнением. Здесь важно правильно поставить вопрос от главного слова к зависимому.
  32. Взаимосвязь при написании

    Важно сказать, что все второстепенные члены обязательно связаны с одним из главных слов. Определение находится в составе подлежащего, поэтому вопросы задают именно от этого члена предложения. А вот дополнение и обстоятельство связано со сказуемым.

    На письме при разборе следует обозначить второстепенные члены. Если подлежащее и сказуемое подчёркивают одной и двумя линиями соответственно, то дополнение выделяют пунктирной линией, определение – волнистой, обстоятельство – точкой и тире. При синтаксическом разборе следует обязательно указывать в графическом варианте, чем является каждое слово.

    Практическое занятие

    Рассмотрим простое предложение:

    Зимой туристы отправляются на горнолыжный курорт.

    Начинают с основы. Здесь она представлена словосочетанием «туристы отправляются». То есть подлежащее — туристы, сказуемое – отправляются. Это единственная основа, значит, написанное является простым высказыванием. Так как имеются дополнительные члены, то оно является распространённым.

    Теперь можно заняться поиском дополнений. Здесь при написании его не использовали. За ним следует определение: на (какой?) горнолыжный курорт. И можно выделить обстоятельства. Отправляются (куда?) на курорт, отправляются (когда?) зимой.

    Вот так выглядит предложение при разборе по составу: Зимой (обст.) туристы (подл.) отправляются (сказ.) на горнолыжный (опр.) курорт (доп.).

    Пример сложного предложения:

    Солнце зашло за тучу, с неба пошёл мелкий дождь.

    Сначала ищем основу. В предложении речь идёт о солнце и дожде. Значит, основы в предложении две: солнце зашло, и дождь пошёл. Теперь нужно найти дополнительные члены предложения в каждой основе. Зашло (куда?) за тучу; пошёл (какой?) мелкий, пошёл (откуда?) с неба.

    Вот так нужно разбирать распространённые предложения по составу:

    Мальчик сидел на крыше дома и смотрел на звёздное небо, притягивающее взгляд.

    (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, осложнено однородными сказуемыми и обособленным определением, выраженным причастным оборотом).

    Здесь основа – мальчик сидел и смотрел, поэтому сказуемых два. Находим второстепенные члены предложения. Сидел (где?) на крыше (чего?) дома. Смотрел (куда?) на небо, (какое?) звёздное. Небо (какое?), притягивающее взгляд.

    То есть после нахождения всех составляющих высказывания, оно будет выглядеть так:

    Мальчик (подл.) сидел (сказ.) на крыше (обст.) дома (доп.) и смотрел (сказ.) на звёздное (опред.) небо (обст.), притягивающее взгляд (опред.).

    Синтаксический разбор предложения делать несложно. Главное, придерживаться шагов, начиная с поиска главных членов предложения. Они являются основой. Затем переходят к второстепенным. В конце разбора каждый из них подчёркивают определённой линией.

    Из видео вы узнаете, как правильно сделать синтаксический разбор предложения.

    Не получили ответ на свой вопрос? Предложите авторам тему:

    liveposts.ru