Разрешение ум53

СОЛЬФЕДЖИО. Рабочая тетрадь 4-ый курс

Транскрипт

1 СОЛЬФЕДЖИО Рабочая тетрадь 4-ый курс

2 Содержание Урок 1 Повторение интервалов. Повторение трезвучий и обращений 1 Урок 2. Доминантсептаккорд. Тональности с четырьмя диезами. 3 Урок 3. Доминантовый квинтсекстаккорд. Обращение главных трезвучий лада. 5 Урок 4. Доминантовый терцквартаккорд. Тональности с четырьмя диезами. Квинтовый круг тональностей до четырех знаков Урок 5. Доминантовый секундаккорд Урок 6. Тритоны и из разрешения Урок 7. Транспозиция

3 Урок 1. Повторение интервалов. Повторение трезвучий и обращений Повторение интервалов. 1) Построить и петь от ЛЯ: ч.4; м.6; м.3; ч.5; м.2; м.7. 2) Построить и петь цепочкой интервалы, начиная от ФА s: б.3; б.2; б.7; м.3; ч.4; б.6. 3) Слуховой анализ: определять на слух интервалы от примы до октавы. 4) Построить и пропеть их: 5) Подписать и пропеть каждый интервал: Повторение трезвучий и их обращений. 1) Построить трезвучия: а) Б53 от СИ, МИ, ЛЯ f, ДОs б) М53 от ДОs, ФАs, СИ f, СОЛЬs. в) ум53, ув53 от СИ f, МИ, ДОs. 1

4 2) Построить и петь цепочку аккордов, начиная от РЕ: М6; Б53; Б64; М53; Б6; Б53. 3) Построить и петь цепочку аккордов и интервалов, начиная от СОЛЬs: М64; ч.4; Б53; ум53; Б6; м.2; М6; ув53. 4) Петь 568, 322 (III том). 5) Слуховой анализ трезвучий и их обращений. 6) Построить и петь от ДО 8 аккордов: ум53, М53, Б53, ув53, Б6, М6, М64, Б64. 7) Записать мелодию песни «Ближе, Господь, к Тебе» в G dur. 8) Ритмический диктант.(с применением триолей,пунктирного ритма,синкоп.) 2

5 Урок 2. Доминантсептаккорд. Тональности с четырьмя диезами. Септаккорд. Тональности с четырьмя диезами. Септаккордом называется аккорд из четырех звуков, расположенных по терциям. Доминантсептаккорд септаккорд от пятой ступени лада. Обозначается Д?. Интервальный состав Д?: Д? = б.3 + м.3 + м.3 Разрешение Д?: 1) Построить Д? от нот: РЕ, МИ, СИ f; определить тональность и разрешить. 2) Построить и петь Д? с разрешением в тональностях с: а) двумя диезами; б) двумя бемолями. 3) Построить и петь от звука «B» следующие интервалы и аккорды: м.7, ч.4, Б6, М53, ум53 4) К данным интервалам и трезвучиям добавьте нужные интервалы так, чтобы получился Д?. Определить тональность и разрешить 3

6 5) Построить натуральную мажорную гамму от ноты Е. Построить натуральную минорную гамму от ноты cis. Пропеть E dur; а также cis moll 3-х видов. 6) Записать мелодию песни «Брат, напомни мне опять» в E dur. 7) Простучать ритмы: а) таблица 12 размеры 6/4 (1, 2, 4, 9, 11 п); б) таблица 6 размеры 4/4 (1-4 п). 8) Слуховой анализ: определить на слух Д? с разрешением, трезвучия и их обращения. 9) Петь 352, 362 (III том). 10) Построить и петь от РЕ: ум53, М53, Б53, ув53, Б6, М6, М64, Б64, Д?. 11) Ритмический диктант. 4

7 Урок 3. Доминантовый квинтсекстаккорд. Обращение главных трезвучий лада Доминантовый квинтсекстаккорд (Д65) Первое обращение Д? образуется в результате перенесения нижнего звука на октаву вверх. Получаем Д65. Его интервальное строение: Д65 = м.3 + м.3 + б.2 Д65 строится на VII ступени лада. Разрешается в тоническое трезвучие с удвоенной тоникой. 1) Построить Д65 от нот: РЕ, ФАs, МИ. Определить тональность, разрешить и спеть. 2) Построить Д65 с разрешением в тональностях: F dur, cis moll, D dur, g moll. 3) Построить и петь 10 аккордов от МИ: ум53, М53, Б53, ув53, Б6, М6, М64, Б64, Д?, Д65. 4) Записать мелодию песни «Научи меня, Боже, молиться» в d moll. 5

8 В мажоре. C dur Обращение главных трезвучий лада. I III V IV VI I V VII II В миноре a moll 1) Построить главные трезвучия и их обращения в c moll, E dur, d moll. 2) Построить и спеть аккордовую последовательность в A dur, B dur, h moll, g moll а) Т53 S53 S6 Д53 Т53; б) Т53 Д64 Т6 S53 Д53 Д? Т53. 3) Определить на слух Д?,Д65,главные трезвучия в мажоре и миноре. 4) Простучать ритмы: таблица 5 размер 6/4 (1,2,4,6). 5) Петь 328, 130 (III том). 6) Ритмический диктант. 6

9 Урок 4. Доминантовый терцквартаккорд. Тональности с четырьмя диезами. Квинтовый круг тональностей до четырех знаков Доминантовый терцквартаккорд. Тональности с четырьмя бемолями. Терцквартаккорд второе обращение септаккорда. Обозначается Д43. Его интервальное строение: Д43 = м.3 + б.2 + б.3 Д43 строится на II ступени лада. 1) Построить Д43 с разрешением в тональностях G dur, B dur, e moll. 2) Построить и петь Д?, Д65, Д43 от нот: СИ, ДО, МИ.Определить тональности и разрешить. 4) Построить: а) натуральную мажорную гамму от ЛЯ б) натуральную минорную гамму от ФА и петь As dur и f moll трех видов 7

10 Квинтовый круг тональностей до четырёх знаков: 1) Петь следующую аккордовую последовательность в гармоническом а) f moll: t53 Д64 t6 s53 Д43 t53; б) в As dur: Т53 S64 Д65 Т53 S6 Д? Т53. 2) Напишите к данному разрешению соответственный вид Д?. 3. Определить на слух Д43 с разрешением. 4) Простучать ритм табл.11 размер 4/4 (1, 2, 3, 4, 6 п). 5) Записать мелодию песни «О, наш Отец на небесах» в e moll. 8

11 6) Петь 292, 478 (III том). 7) Построить и петь от ФА 11 аккордов: ум53, М53, Б53, ув53, Б6, М6, М64, Б64, Д?, Д65, Д43. Урок 5. Доминантовый секундаккорд. Секундаккорд образуется при третьем обращении септаккорда. Обозначается Д2. Его интервальное строение: Д2 = б.2 + б.3 + м.3 + = б.2 + Б53 Д2 строиться на IV ступени лада 1) построить и петь Д2 с разрешением в тональностях: с 4 диезами, с 4 бемолями. Построить и петь Д43, Д2 от: d, e, fis. Определить тональность и разрешить. 2) Задания для развития творческих способностей. Сочинить мелодию в C dur (или c moll) на данные слова: Любовью вечной дышит Спасителя призыв Кто может, тот да слышит, Кто верит, будет жив. 9

12 3) Петь следующую аккордовую последовательность: а) в As dur: T53 T6 S53 Д2 T6; б) в f moll: t53 Д6 t53 s6 Д? t53; в) в G gur: T53 Д64 T6 S53 Д53 Д2 T6. 5) Определить на слух: а) Д2 с разрешением; б) аккордовые последовательности. 6) Простучать ритм: таблица 6 размер 4/4 (5-12 п). 7) Петь 224, 311 (III том). 8) Построить и петь от СОЛЬ 12 аккордов: ум53, М53, Б53, ув53, Б6, М6, М64, Б64, Д?, Д65, Д43, Д2. 9) Записать мелодию песни «О, имя Иисуса» в a moll. 10) 10

13 Урок 6. Тритоны и из разрешения. Тритон интервал, имеющий три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта и уменьшенная квинта. Пример : C dur в мажоре ув4 строится на IV ум5 строится на VII Пример: a moll в миноре ув4 строится на VI ум5 строится на II 1) Построить тритоны с разрешением в тональностях: B dur, A dur, Es dur, cis moll. 2) Построить и спеть интервалы и трезвучия от ФА: м.3 ув4 б.2 Б6 ум5 М64. 3) Построить и спеть цепочку, начиная от МИ (каждый последний звук интервала или аккорда будет являться первым звуком следующего интервала или аккорда): б.3 ум53 Д2 ч.5 М64 ум5 м.2 4) Петь аккордовую последовательность а) t53 s64 t53 Д64 Д43 t53 в cis moll; б) Т53 Д6 Т53 S6 Д? Т53 в F dur. 11

14 5) Определить на слух: а) тритоны с разрешением; б) аккордовую последовательность. 6) Простучать ритм: таблица 5 размер 6/4 (7, 8, 11, 14 п). 7) Петь 499, 45, 193 (III том). 8) Построить и петь от ЛЯ 12 аккордов: ум53; М53; Б53; ув53; Б6; М6; М64; Б64; Д?; Д65; Д43; Д2. 9)Записать мелодию песни «Утром, когда встает рассвет» в C dur найти в ней и обозначить тритоны. 10) Диктанты. Урок 7. Транспозиция Транспозицией называется перенесение мелодии из одной тональности в другую. Один из способов транспозиции перенесение всех нот на определенный интервал. Пример Транспозиция на б.2 : 12

15 Транспозиция на м.3 (от оригинала): Используя транспозицию, исполнители находят наиболее удобную тональность для своего голоса или инструмента. 1) Транспонировать мелодию: 125 (II том) а) на секунду ; б) на терцию. 2) определить и транспонировать интервалы и аккорды 3) Петь аккордовую последовательность а) в B dur T6 S53 Т64 Д53 Т6 б) в c moll t53 s64 t53 t6 Д43 t53. 4) Построить и петь от СИ 12 аккордов: ум53; М53; Б53; ув53; Б6; М6; М64; Б64; Д?; Д65; Д43; Д2 5) Определить на слух: а) Д7 и его обращения, б) тритоны с разрешением, 13

16 в)аккордовую последовательность 6) Петь 587, 23 (III том). 7) Простучать ритм: таблица 11 размер 4/4 (9-12 п). 8) Записать мелодию песни «Как овечку, Пастырь сильный» в d moll; найти в ней и обозначить тритоны. Транспонировать мелодию на м.3 и на б.2. 9) Построить и петь от СИ 12 аккордов: ум53; М53; Б53; ув53; Б6; М6; М64; Б64; Д?; Д65; Д43; Д2. 9) Другие задания. 14

docplayer.ru

Аккорд.
Аккорд — созвучие из трех и более звуков.
В классической музыке основополагающим является терцовый принцип строения аккордов, т.е. строение по терциям.
Звуки аккорда имеют свои названия: основной тон (прима), терцовый тон, квинтовый тон, септимовый тон и т.д.

Трезвучие — аккорд, состоящий из трех звуков, которые расположены (или могут быть расположены) по терциям. Трезвучия могут быть четырех видов:
1) мажорное трезвучие (Б5/3) — трезвучие, состоящее из большой терции и малой терции (Тема 4. Интервалы), т.е. Б5/3 = б3 + м3. См. рис. 1;

2) минорное трезвучие (М5/3) — трезвучие, состоящее из малой терции и большой терции, т.е.
М5/3 = м3 + б3;
3) увеличенное трезвучие (Ув.5/3) = б3 + б3;
4) уменьшенное трезвучие (Ум.5/3) = м3 + м3.

Любое трезвучие имеет два обращения — секстаккорд (6/3 или 6) и квартсекстаккорд (6/4). Обращения получаются путем перенесения нижнего звука на ч8 вверх или верхнего звука на ч8 вниз. Получаем следующее строение трезвучий и их обращений:

Б5/3 = б3 + м3
Б6/3 = м3 + ч4
Б6/4 = ч4 + б3

М5/3 = м3 + б3
М6/3 = б3 + ч4
М6/4 = ч4 + м3

Трезвучия в тональности.
Фактически, мы можем построить трезвучия от любой ступени тональности, однако из всего количества аккордов, которые встречаются в тональности, главными считаются трезвучия, построенные от I, IV и V ступеней:
— трезвучие, построенное от I ступени — тоническое трезвучие, тоника (Т5/3, T) и ее обращения -тонический секстаккорд (T6) и тонический квартсекстаккорд (Т6/4);
— трезвучие, построенное от IV ступени — субдоминантовое трезвучие, субдоминанта (S5/3, S) и ее обращения — субдоминантовый секстаккорд (S6) и субдоминантовый квартсекстаккорд (S6/4);
— трезвучие, построенное от V ступени — доминантовое трезвучие, доминанта (D5/3, D) и ее обращения — доминантовый секстаккорд (D6) и доминантовый квартсекстаккорд (D6/4).

Мы уже знаем, что Ум.5/3 состоит из двух малых терций (м 3), т.е. интервальный состав уменьшенного трезвучия и его обращений выглядят следующим образом:

Ум.5/3 = м3 + м3
Ум.6/3 = м3 + ув4
Ум.6/4 = ув4 + м3

Ум.5/3 — диссонирующий аккорд, поэтому требует разрешения. Разрешается Ум.5/3 в терцию с удвоенным основанием.

Т.е., грубо говоря, мы строим тритон ум. 5, между крайними звуками интервала ставим терцовый тон так, чтобы у нас получилось трезвучие, составленное из двух малых терций. Разрешаем в малую или большую терцию (как и интервал ум. 5), удваиваем основание терции.

Пример: строим Ум.5/3 в ля-мажоре (A-dur). Ум.5/3 от II ступени гармонического мажора — си, ре, фа-бекар, разрешаем — до-диез, до-диез, ми. Ум.5/3 от VII ступени натурального мажора — соль-диез, си, ре, разрешаем — ля, ля, до-диез.

Увеличенное трезвучие (Ув.5/3) — строится только в гармоническом виде мажора и минора (там же, где и ув.5, см. Тему 6. Тритоны и характерные интервалы): на VI пониженной ступени гармонического мажора и на III ступени гармонического минора.

Интервальный состав Ув.5/3 и его обращений:

Ув.5/3 = б3 + б3
Ув.6/3 = б3 + ум4
Ув.6/4 = ум4 + б3

Ув.5/3 состоит из устойчивых и неустойчивых ступеней (Тема 5. Лад и тональность), поэтому увеличенное трезвучие в гармоническом мажоре разрешается в T6/4, а в гармоническом миноре — в t6/3. Это связано с тем, что устойчивые ступени при разрешении остаются на своих местах, а неустойчивые разрешаются в устойчивые. См. рис. 4 и 5

Т.е., грубо говоря, мы строим характерный интервал ув. 5, между крайними звуками интервала ставим терцовый тон так, чтобы у нас получилось трезвучие, составленное из двух больших терций. Разрешаем только неустойчивые ступени, а устойчивые дублируем.

  • прим. В басовом ключе мы видим гармонический способ воспроизведения Ув.5/3, в скрипичном ключе — мелодический способ воспроизведения.

Составим таблицу Ув.5/3 и Ум.5/3:

Предлагаю вам сравнить эту таблицу с таблицами тритонов и характерных интервалов (Тема 6. Тритоны и характерные интервалы).

1. Что такое аккорд? По какому принципу строятся аккорды? Какие названия имеют звуки аккорда?
2. Что такое трезвучие? Перечислите известные вам трезвучия.
3. Какие обращения имеет любое трезвучие? Расскажите о принципе обращения трезвучия.
4. Расскажите о мажорном и минорном трезвучиях.
5. Назовите основные трезвучия в тональности и их обращения.
6. От каких ступеней они строятся?
7. Расскажите о строении и разрешении Ум.5/3.
8. Расскажите о строении и разрешении Ув.5/3.
9. Какова связь между Ум.5/3 и ум.5? Какова связь между Ув.5/3 и ув.5?

1. Постройте T(t), S(s), D и их обращения в следующих тональностях: Es-dur (ми-бемоль мажор), c-moll (до-минор), Fis-dur (фа-диез мажор), dis-moll (ре-диез минор).

Обратите внимание! Когда вы пишете знаки при ключе, это значит, что они будут использоваться на протяжении всего произведения или упражнения по умолчанию. Поэтому, мы не ставим эти знаки возле каждой ноты. Мы ставим знак возле ноты только в том случае, если он не соответствует знакам при ключе.

Подписывайте аккорды как на рис. 3. Обратите ваше внимание на то, что в мажоре мы используем обозначения T, S, D, а в миноре — t, s, D.

2. Сыграйте построенное.
3. Спойте последовательность аккордов, подыгрывая себе на инструменте.
4. Постарайтесь пропеть ту же последовательность без игры на инструменте.

1. Постройте Б5/3 и его обращения от каждой ступени тональностей: G-dur (соль-мажор), e-moll (ми-минор), B-dur (си-бемоль мажор), g-moll (соль-минор).
2. Постройте М5/3 и его обращения от каждой ступени следующих тональностей: As-dur (ля-бемоль мажор), f-moll (фа-минор), A-dur (ля-мажор), fis-moll (фа-диез минор).
3. Сыграйте эти последовательности.
4. Спойте последовательности аккордов, подыгрывая себе на инструменте.
5. Постарайтесь пропеть эти же последовательности без игры на инструменте.

1. Постройте Ум.5/3 и Ув.5/3 с разрешениями в следующих тональностях: С-dur (до-мажор), a-moll (ля-минор), Cis-dur (до-диез мажор), ais-moll (ля-диез минор), Сes-dur (до-бемоль мажор), as-moll (ля-бемоль минор), A-dur (ля-мажор), fis-moll (фа-диез минор), As-dur (ля-бемоль мажор), f-moll (фа-минор).
2. Сыграйте построенную вами последовательность уменьшенных и увеличенных трезвучий с разрешениями. Играете: аккорд — разрешение, аккорд — разрешение и т.д.
3. Спойте, подыгрывая себе на инструменте.
4. Пробуйте петь эту последовательность без игры на инструменте.

Стройте аккордовые последовательности из всех трех упражнений во всех тональностях! Обязательно пойте, так вы будете быстрее запоминать звучание аккорда.

Постройте следующую цепочку аккордов: от «ре» вверх — Б5/3, от «си-бемоль» вниз — Ум.5/3 с разрешением (определите тональность), от «ми-диез» вверх — М6/4, от «фа» вниз — Ув.5/3 с разрешением (определите тональность), от «до-бемоль» вверх — Б6/3, от «ми» вниз — М5/3.

Сыграйте её на инструменте, пропойте.

Аналогичное упражнение с примечаниями есть в Теме 4. Интервалы, упр. 2.

vk.com

Разрешение увеличенных и уменьшённых трезвучий

Не каждое трезвучие требует разрешения. Например, если мы имеем дело с аккордами тонического трезвучия, то куда ж ему разрешаться? Оно и так есть тоника. Если взять субдоминантовое трезвучие, то оно само по себе к разрешению не стремится, а скорее наоборот, охотно удаляется от тоники на возможно большее расстояние.

Доминантовое трезвучие – да, оно желает разрешения, но не всегда. Оно обладает такой выразительной и движущей силой, что нередко его, напротив, стараются обособить от тоники, выделить остановкой на нём музыкальной фразы, которые от этого звучат с вопросительной интонацией.

Так в каких же случаях требуется разрешение трезвучий? А требуется оно тогда, когда в составе аккорда (трезвучие – это ведь у нас аккорд?) появляются крайне неустойчивые диссонирующие созвучия – или какие-нибудь тритоны, или характерные интервалы. Такие созвучия есть в уменьшённых и увеличенных трезвучиях, следовательно, их мы и будем учиться разрешать.

Разрешение уменьшённых трезвучий

Уменьшённые трезвучия строятся, как в натуральном, так и в гармоническом виде мажора и минора. Не будем сейчас разбирать подробности: как, и на каких ступенях построить. В помощь вам – небольшая табличка и статья на тему «Как построить трезвучие?», из которой вы получите ответы на эти вопросы – разбирайтесь! А мы попробуем на конкретных примерах посмотреть, как разрешаются уменьшённые трезвучия и почему именно так, а не иначе.

Давайте сначала построим уменьшённые трезвучия в натуральном до мажоре и до миноре: на седьмой и на второй ступеньке соответственно рисуем по «снеговику» без лишних знаков. Вот что получилось:

В этих «аккордах-снеговиках», то есть трезвучиях, между нижними и верхними звуками образуется тот самый интервал, который и делает звучание аккорда неустойчивым. В данном случае это уменьшённая квинта.

Поэтому для того, чтобы разрешение трезвучий было логически и музыкально правильным, хорошо звучало, то в первую очередь нужно сделать верное разрешение этой уменьшённой квинты, которая, как вы помните, при разрешении должна ещё более уменьшаться и переходить в терцию.

А куда же девать оставшийся средний звук? Тут можно было бы много размышлять о различных вариантах его разрешения, но мы вместо этого предлагаем запомнить одно простое правило: средний звук трезвучия ведётся в нижний звук терции.

Теперь давайте посмотрим, как ведут себя уменьшённые трезвучия в гармоническом мажоре и миноре. Построим их в ре мажоре и ре миноре.

Гармонический вид лада сразу даёт о себе знать – появляются знак бемоля перед нотой си в ре мажоре (понижение шестой) и знак диеза перед нотой до в ре миноре (повышение седьмой). Но, самое главное, что снова между крайними звуками «снеговиков» образуются уменьшённые квинты, которые мы точно также должны разрешить в терцию. Со средним звуком всё аналогично.

Таким образом, можно сделать вывод такой: уменьшённое трезвучие разрешается в тоническую терцию с удвоением нижнего звука в ней (ведь в самом трезвучии три звука, значит, и в разрешении должно быть три).

Разрешение увеличенных трезвучий

Увеличенных трезвучий в натуральных ладах нет, они строятся только в гармоническом мажоре и гармоническом миноре (вернитесь ещё раз к табличке и посмотрите, на каких ступенях). Давайте посмотрим на них в тональности ми мажор и ми минор:

Мы видим, что здесь между крайними звуками (нижним и верхним) образуется интервал – увеличенная квинта, и поэтому, для того чтобы получить правильное разрешение трезвучий, нам нужно верно разрешить эту самую квинту. Увеличенная квинта относится к разряду характерных интервалов, возникающих только в гармонических ладах, и поэтому в ней всегда есть та ступень, которая в этих гармонических ладах изменяется (понижается или повышается).

Увеличенная квинта при разрешении увеличивается, в итоге переходя в большую сексту, и в данном случае, для того чтобы разрешение произошло, нам нужно изменить всего лишь одну ноту – именно ту самую «характерную» ступеньку, которая чаще всего отмечена каким-нибудь случайным знаком альтерации.

Если у нас мажор и «характерная» ступень понижена (шестая низкая), то нам нужно ей ещё понизить и перевести в пяту ступень. А если мы имеем дело с минором, где «характерная» ступень – это высокая седьмая, то тут, наоборот, мы её ещё больше повышаем и переводим непосредственно в тонику, то есть первую ступень.

Всё! После этого больше ничего делать уже не нужно, все остальные звуки просто переписываем, так как они входят в состав тонического трезвучия. Получается, чтобы разрешить увеличенное трезвучие, нужно изменить всего одну ноту – или понизить уже пониженную, или повысить повышенную.

Что получилось в результате? Увеличенное трезвучие в мажоре разрешилось в тонический квартсекстаккорд, а увеличенное трезвучие в миноре – в тонический секстаккорд. Тоника, хотя бы даже и несовершенная, достигнута, а, значит, задача решена!

Разрешение трезвучий – подведём итоги

Итак, подоспело время подвести итоги. Во-первых, мы выяснили, что в разрешении нуждаются в основном только увеличенные и уменьшённые трезвучия. Во-вторых, мы вывели закономерности разрешения, которые можно кратко сформулировать в следующих правилах:

На этом всё! Приходите к нам ещё. Успехов вас в ваших музыкальных занятиях!

music-education.ru

тесты по сольфеджио конкурс-олимпиада.doc

ТЕСТЫ 4 КЛАСС ( 1 вариант)
1. В какой тональности d – fis – a является доминантовым
трезвучием?
А) Es – dur
Б) a – moll
В) G – dur
2. На каких ступенях строятся б6 в натуральном мажоре?
А) II , IV, VI,VII
Б) I, II, IV, V
В) III, IV, VI, VII
3. Тональность – это:
А) два звука
Б) высота лада
В) семь ступеней лада
4. В каком интервале 3 ½ тона?
А) м6
Б) ч4
В) ч5
5. Какие главные ступени лада?
А) II, VI, VII
Б) I, IV, V
В) I, III, VI
6. Какая ступень изменяется в гармоническом миноре?
А) VI повышается
Б) VII повышается
В) VII понижается
7. Какая длительность делится на ритмическую группу ?
А) В)

Б)
8. Сколько знаков в Ля – мажоре (Аdur) ?
А) 5 диезов
Б) 4 бемоля
В) 3 диеза
9.Определить созвучие: d – as
А) ув4
Б) ум5
В) м7
10.Какие мажорная и минорная тональности имеют 3 бемоля
при ключе?
А) Фа­мажор и ре­ минор
Б) Ми ь­ мажор и до­минор
В) Ре­мажор и си­минор
11. Какой аккорд состоит из м3 и ч4?
А) Б6
Б) М64
В) Б53
12. Параллельная гамма к до­минору:
А) Фа ­ мажор
Б) Ре ­ мажор
В) Ми ь – мажор
13. Параллельные тональности – это
А) Одинаковые ключевые знаки, но разные тоники
Б) Разные ключевые знаки, но одинаковые тоники
В) Одинаковые тоники и одинаковые ключевые знаки
14. Сколько тонов в увеличенной кварте?

А) 5 тонов
Б) 2 ½ тона
В) 3 тона
ТЕСТЫ 4 КЛАСС (2вариант)
1. Какой аккорд состоит из: б3 + м3 + м3?
А) Б53
Б) М64
В) D7
2. Чистые кварты строятся на ступенях натурального
мажора:
А) на всех ступенях, кроме V
Б) на всех ступенях, кроме IV
В) на всех ступенях, кроме II
3. Тритон – это
А) увеличенная кварта и уменьшенная квинта
Б) уменьшенная кварта и увеличенная квинта
В) уменьшенная секста и увеличенная секунда
4. Тритоны в гармоническом миноре:
А) ув4 ­ на III ступени и ум5 ­ на V ступени
Б) ув4 – на IV ступени и ум5 ­ на VII ступени
В) ув 5 ­ на III ступени и ум4 ­ на VII ступени
5. Какой аккорд состоит из ч4 и м3?
А) М6
Б) Б64
В) М64
6. Определить вид лада: f – g – as – b – c – d – e – f
А) натуральный мажор

Б) натуральный минор
В) мелодический минор
7. Разрешение увеличенной кварты:
А) встречным движением
Б) противоположным движением
В) параллельным движением
8. Разрешение уменьшенной квинты:
А) противоположным движением
Б) параллельным движением
В) встречным движением
9. Мажорный секстаккорд состоит из:
А) б3+ч4
Б) м3+ч4
В) б3+м3
10. S53 строится на:
А) III ступени лада
Б) IV ступени лада
В) V ступени лада
11. Пунктирный ритм – это:
А) В)
Б)
12. Синкопа ­ это:
А) В)
Б)
13. D7 состоит из:
А) б3+б3+м3

Б) б3+м3+б3
В) б3+м3+м3
14. Сколько знаков в E – dur?
А) 4 ь
Б) 3 #
В) 4 #
ТЕСТЫ 5 КЛАСС ( 1вариант )
1. Какой аккорд состоит из м3+м3?
А) Б53
Б) Б6
В) М53
Г) ум53
2. Какая ступень изменяется в гармоническом мажоре?
А) понижается VI ступень
Б) повышается V ступень
В) повышается VII ступень
Г) понижается II ступень
3. Строение гармонического минора:
А) тон – полутон ­ тон ­ тон ­ полутон ­ тон ­ тон
Б) тон ­ полутон ­ тон ­ тон ­ полутон ­ полтора тона ­ полутон
В) тон – тон – полутон ­ тон ­ тон ­ тон ­ полутон
Г) тон – тон ­ полутон – тон ­ полтора тона ­ полутон
4.Тритоны ­ это:
А) ум7 и ув2
Б) ув4 и ум5
В) ум 4 и ув5
Г) ум4 и ум 5

5. Синкопа – это:
А) сильная доля
Б) слабая доля
В) перенесение мелодии из одной тональности в другую
Г) перенесение акцента с сильной доли на слабую
6. Какой аккорд состоит из м3 + б2 + б3?
А) D43
Б) S64
В) D2
Г) T53
7. Определить значение и тональности аккорда dis­fis­a­h:
А) D43 в Cis,cis
Б) D65 в E,e
В) D65 в F,f
Г) D7 в Gis, g
8. Тональности с шестью диезами при ключе:
А) Н ­ dur, gis ­ moll
Б) E ­ dur, cis ­ moll
В) Fis ­ dur, dis ­ moll
Г) Es – dur, c – moll
9. Энгармонически равные тональности – это:
А) Одинаковые ключевые знаки, но разные тоники
Б) Разные ключевые знаки, но одинаковые тоники
В) Тональности, одинаковые по высоте и одинаковые по
названию
Г) Тональности, одинаковые по высоте, но различные по
названию
10. Какой аккорд есть в H – dur?
А) g – c ­ e
Б) fis – a ­ cis
В) e – gis – h ­ d
Г) fis – ais – cis – e

11. размер 6/8 – это:
А) сложный
Б) переменный
В) простой
Г) смешанный
12. Б 64 состоит из:
А) м3 + ч4
Б) б3 + ч4
В) ч4 + м3
Г) ч4 + б3
ТЕСТЫ 5 КЛАСС ( 2 вариант )
1. D64 строится на:
А) III ступени
Б) V ступени
В) II ступени
Г) VII ступени
2. D2 строится на :
А) II ступени
Б) III ступени
В) IV ступени
Г) V ступени
3. Определить значение и тональности аккорда: a – c – d –
fis
А) D7 в F –dur, f ­ moll
Б) S6 в C – dur, c ­ moll
В) D43 в G – dur, g ­ moll
Г) D65 в B – dur, b – moll
4. Строение гармонического мажора:

А) тон – тон – полутон – тон – тон – тон ­ полутон
Б) тон – тон – полутон – тон – полутон – полтора тона ­ полутон
В) тон – полутон – тон – полутон – тон – тон ­ тон
Г) тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон
5. Определить аккорд cis – e – g
А) Б6
Б) ув53
В) М53
Г) ум53
6. Какой аккорд есть в тональности Fis – dur?
А) eis – gis ­ h
Б) gis – his ­ dis
В) d – f ­ a
Г) c – e – g
7. Тритоны в гармоническом мажоре:
А) ув4 на II ступени и ум 5 VII на ступени
Б) ув4 на VI ступени и ум 5 II на ступени
В) ув4 на III ступени и ум 5 VI на ступени
Г) ув 4 на IV ступени и ум 5 VII на ступени
8. Увеличенное трезвучие:
А) Между крайними звуками – уменьшенная квинта
Б) Между крайними звуками – большая секста
В) Между крайними звуками – увеличенная квинта
Г) Между крайними звуками – уменьшенная кварта
9. Сколько знаков в b – moll?
А) 5 ь
Б) 6 #
В) 7 ь
Г) 4 ь
10. Какой тритон есть в тональности g – moll?
А) es ­ a

Б) b ­ e
В) gis ­ d
Г) f – h
11. Увеличенное трезвучие в гармоническом миноре
сроится на:
А) на V ступени
Б) на VI ступени
В) на III ступени
Г) на VII ступени
12. В каких тональностях разрешается D 43 от звука e ?
А) H – dur, h ­ moll
Б) B – dur, d ­ moll
В) F – dur, a ­ moll
Г) D – dur, d ­ moll
ТЕСТЫ 6 КЛАСС ( 1 вариант )
1. Синкопы бывают:
А) малые и большие
Б) натуральные и гармонические
В) внутритактовые и междутактовые
Г) диатонические и хроматические
2. Тональности Fis – dur и fis – moll между собой:
А) однотональные
Б) одноименные
В) параллельные
Г) родственные
3. Определить интервал и его тональности cis ­ b:

А) ув 7 C – dur, a ­ moll
Б) ум 7 D – dur, d ­ moll
В) б 6 B – dur, D ­ dur
Г) ум 7 E – dur, c – moll
4. Сколько знаков в Des – dur?
А) 6 #
Б) 7 ь
В) 4 #
Г) 5 ь
5. Какие интервалы относятся к характерным?
А) ум 4, ув 5, ув 4, ум 5
Б) ум4, ув5, ум7, ув 2
В) ум4, ум5, ум7, ув2
Г) ув5, ум5, ув2, ум5
6. Какой аккорд cостоит из м3+м3+б3?
А) D65
Б) м VII7
В) D2
Г) ум VII7
7. В каких ладах строится ум VII7?
А) натуральных
Б) хроматических
В) гармонических
Г) диатонических
8.Определить тональность и вид лада: d ­ e – fis ­ g – a – b–
cis – d
А) натуральный D ­ dur
Б) мелодический d ­ moll
В) гармонический d ­ moll
Г) гармонический D – dur

9. Определить интервал и его тональности: b – cis
А) м3 в B – dur, b ­ moll
Б) б2 в B – dur, g ­ moll
В) ув 2 в Es – dur, c ­ moll
Г) ув 2 в D – dur, d ­ moll

10. Разрешение уменьшенного трезвучия от звука «ais» в
тональности:
А) H­dur, h­moll, Gis­dur, gis­moll
Б) E­dur, e­moll, Cis­dur, cis­moll
В) D­dur, d­moll, Dis­dur, dis­moll
Г) Fis­dur, fis­moll, B­dur, b­moll
11. Модуляция – это:
А) переход в новую тональность с закреплением в ней
Б) перемещение мелодии на другую ступень
В) главные ступени
Г) транспозиция
12. Как называется ритм:
А) триоль
Б) пунктирный
В) синкопа внутритактовая
Г) синкопа междутактовая
Тесты 6 КЛАСС ( 2 вариант )
1. На каких ступенях строятся уменьшенные квинты?
А) на неустойчивых
Б) на устойчивых
В) на главных
Г) на побочных
2. В гармоническом мажоре:

А) повышается IV ступень
Б) понижается VI ступень
В) понижается VII ступень
Г) повышается VII ступень
3. Определить тональности для ув 4 c – fis:
А) A – dur, fis – moll, c – dur, c ­ moll
Б) G – dur, g – moll, E – dur, e ­ moll
В) H – dur, gis – moll, D – dur, h ­ moll
Г) C – dur, ges – moll, C – dur, es – moll
4. Характерные интервалы встречаются:
А) в мелодических видах мажора и минора
Б) в натуральных видах мажора и минора
В) в гармонических видах мажора и минора
Г) в параллельных видах мажора и минора
5. D 64 строится на:
А) на ступени I лада
Б) на ступени II лада
В) на ступени VI лада
Г) на ступени VII лада
6. Тональности Fis – dur и dis – moll какие между собой?
А) параллельные
Б) одноименные
В) альтерированные
Г) увеличенные
7. Определить аккорд и в какой он тональности : As – c –
es
ges:
А) D7
в AS – dur,
Б) S53 в dis – moll
В) ум 53 в a ­ moll
Г) D7 в Des – dur

8. Какой аккорд состоит из б2 + б3 + м3?
А) ув 53
Б) D2
В) Б6
Г) D43
9. Определить интервал и его тональность fis – es:
А) б6 в Fis – dur, fis ­ moll
Б) ум7 в F – dur, f ­ moll
В) ув7 в D – dur, d ­ moll
Г) ум7 в G – dur, d – moll
10. Крайние звуки увеличенное трезвучия составляют:
А) ум 5
Б) ч 5
В) ув 5
Г) ув 4
11. разрешение уменьшенного трезвучия от звука h:
А) C – dur, c – moll, A – dur, a ­ moll
Б) H – dur, h – moll, D – dur, d ­ moll
В) F ­ dur, d – moll, G – dur, e ­ moll
Г) E – dur, e – moll, Cis – dur, cis – moll
12. Триоль, равная , это:
А) Б)
Б) В)
ТЕСТЫ 7 КЛАСС (1 вариант)
1. Сколько родственных тональностей?

А) 2 Г) 6
Б) 4 Д) 7
В) 5
2. На какой ступени минора строится ув53?
А) I Г) VI Ь
Б) VII # Д) V
В) III
3. Отклонение – это:
А) Временный переход в новую тональность
Б) Переход в новую тональность и закрепление в ней
В) Повышение или понижение неустойчивых ступеней лада
4. Сколько триольных восьмых в половинной?
А) 3 Г) 6
Б) 4 Д) 7
В) 5
5. В какой тональности ре бекар VI пониженная ступень?
А) Fis ­ dur Г) fis ­ moll
Б) g ­ moll Д) F ­ dur
В) D – dur
6. Как называется мажор с IV# ступенью
А) миксолидийский Г) фригийский
Б) дорийский Д) лидийский
В) ионийский
7. Какие ступени участвуют в характерных интервалах?
А) I – IV – V Г) I – II ­ III
Б) II – VI – VII Д) VII – V ­ II
В) VI – VII ­ III

8. Какой аккорд состоит из б2+б3+м3?
А) D65 Г) ув 53
Б) Б64 Д) D2
В) ум VII
9. Определить созвучие и его тональности: b – d – fis
А) ув53 в d – moll, G – dur Г) ум53 в A – dur, a ­ moll
Б) Б53 в B – dur, b – moll Д) ув53 в d – moll, D ­ dur
В) ув53 в D – dur, g – moll
10. Уменьшенный вводный септаккорд состоит из:
А) б3+м3+м3 Г) м3+м3+м3
Б) м3+б3+б3 Д) б3+б3+м3
В) б3+м3+б3
11. Ум 4 в мажоре строится на:
А) VII# ступени Г) IV ступени
Б) II ступени Д) VI Ь ступени
В) III ступени
12. D6 в B – dur:
А) В)
Б) Г)
13. Разрешение S64 в F – dur:
А) В)
Б) Г)
14. На каких ступенях строится ум 53?

А) на вводных В) на главных
Б) на устойчивых Г) на побочных

ТЕСТЫ 7 КЛАСС (2 вариант)
1. На какой ступени мажора строится ув53?
А) на I В) на VI Ь
Б) на IV Г) на II
В) на VII #
2. Родственные тональности к d – moll:
А) F – dur, g – moll, B – dur, a – moll, C – dur, A ­ dur
Б) e – moll, F – dur, g – moll, a – moll, B – dur, C ­ dur
В) F – dur, G – dur, A – dur, a – moll, b – moll, C ­ dur
Г) g – moll, H – dur, a – moll, c – moll, F ­ dur
Д) E – dur, F – dur, g – moll, G – dur, f – moll
3. Переход в новую тональность – это:
А) альтерация Г) хроматизм
Б) модуляция Д) интервал
В) аккорд
4. Увеличенное трезвучие состоит:
А) м3+б3 Г) ув3+б3
Б) б3+м3 Д) м3+ум3
В) б3+б3
5. Определить созвучие и его тональность: ges – d бекар
А) ч 5 в B – dur Г) ув 5 в es ­ moll
Б) ум 5 в F ­ dur Д) м 6 в f ­ moll
В) ув 4 в b – moll
6. Минор с VI # ступенью называется?
А) фригийский

Б) дорийский
В) лидийский
Г) миксолидийский
Д) пентатоника
7. Разрешение уменьшенных трезвучий в H – dur:
А) В)
Б) Г)
8. Как разрешается умVII7 в E – dur?
А) В)
Б) Г)
9. В каком ладу строится мVII7?
А) в dur гармоническом Г) в dur мелодическом
Б) в moll гармоническом Д) в dur натуральном
В) в лидийском
10. Сколько шестнадцатых в ?
А) 12 Г) 16
Б) 8 Д) 10
В) 14
11. В каких ладах строятся характерные интервалы?
А) в натуральных Г) в уменьшенных
Б) в гармонических Д) в увеличенных
В) в мелодических

12. Перенесение мелодии в другую тональность – это:
А) альтерация Г) пентатоника
Б) хроматизм Д) транспозиция
В) модуляция

znanio.ru