Развивается из споры

Как прорастают споры у мхов, папоротников?

Созревший лист папоротника следует сорвать и на несколько дней поместить в целлофановый пакет. Собранные таким образом споры посейте на хорошо прогретый и продезинфицированный субстрат, находящийся в плоских плошках. После посева спор субстрат обязательно поливайте, особенно в жаркую погоду. Через два — три месяца споры прорастут и появятся маленькие заростки. Растения, выросшие из заростков, пикируйте, когда они достигнут высоты 4—5 см.

Папоротники — многолетние травянистые растения. Они растут во влажных тенистых местах, чаще под пологом леса и по сырым оврагам. У папоротников есть не только стебли и листья, как у мхов, но и корни. У папоротников наших лесов имеются корневища. На корневище образуются придаточные корни и листья с длинными черешками. В клетках листьев папоротников имеется хлорофилл; поэтому они, как и все зеленые растения, сами образуют органические вещества из неорганических. Эти вещества используются для питания растения и откладываются в запас в корневище. Корневища некоторых папоротников ядовиты. Если летом приподнять лист папоротника, на его нижней стороне можно увидеть маленькие бурые бугорки. В бугорках находятся кучки мелких мешочков, в которых созревают споры. Мешочки со спорами можно рассмотреть только под микроскопом.

Созревшие споры выпадают, разносятся ветром, попадают в благоприятные условия и прорастают, как споры мха. Но из проросшей споры папоротника развивается маленькая зеленая пластинка диаметром в несколько миллиметров. Это заросток папоротника. Он живет самостоятельно, прикрепляясь к почве ризоидами. На нижней стороне заростка развиваются мужские гаметы — сперматозоиды и женские гаметы — яйцеклетки. Под заростком задерживаются капельки росы или дождевой воды. По воде сперматозоиды подплывают к яйцеклеткам. Происходит оплодотворение. Из зиготы развивается зародыш.

Зародыш сначала получает питательные вещества от зеленого заростка. Он растет, и постепенно развиваются корень и очень короткий стебель с первым листом. Со временем из заростка развивается растение, которое мы обычно называем папоротником.

Споры — обычно одноклеточные образования, служащие для бесполого размножения мхов и их распространения. Размеры спор у листостебельных мхов сильно колеблются. Самые мелкие споры известны у даусонии (5 мкм) и у политрихума (7 —10 мкм) , чаще встречаются виды, у которых диаметр споры 10— 12 мкм. Наиболее крупные споры найдены у некоторых видов бриума (Bryum), энкалипты (Encalypta) (35—50 мкм) , реже споры имеют диаметр до 80 мкм, как у эфемерума (Ephemerum). Изредка диаметр спор достигает 100— 200 мкм. Такие гигантские споры встречаются только у видов рода архидиум, у которых в маленькой клейстокарпной коробочке образуется всего около 30 спор. У некоторых родов, преимущественно тропических мхов, споры многоклеточные, так как начинают прорастать еще в спорангии. Форма спор варьирует незначительно, обычно они шаровидные, реже овальные, иногда слабо округло-угловатые, редко почковидные (у эфемерума) . У сфагнума и андреи споры округло-тетраэдрические. Скульптура оболочки спор чрезвычайно разнообразна. Споры мхов обладают большой жизнеспособностью, они могут выносить как периоды засухи, так и зимние холода. Опыты показали, что при длительном хранении в гербарии споры многих мхов не теряли способности к прорастанию. Особенно поразительна морозостойкость спор. Так, воздушно-сухие споры после замораживания их в течение нескольких часов при температуре ниже —200 °С нормально прорастали на питательных средах. Они достаточно хорошо выносят и кратковременное нагревание до +100 °С. Только длительным сохранением жизнеспособности спор можно объяснить массовое появление мхов на нарушенных местообитаниях: по краям канав, на пожарищах. При оптимальных условиях освещения, температуры, влажности и определенной реакции субстрата (кислой, нейтральной, щелочной) зрелые споры большинства мхов прорастают через несколько дней или через несколько недель после высыпания из коробочки. В результате прорастания спор развивается первичная протонема, на которой затем закладываются почки и из них вырастают молодые облиственные растения. У листостебельных мхов известны числа хромосом от 5 до 66. Полиплоидия у них распространена так же широко, как и у цветковых. Полиплоидные растения возникают из регенеративной протонемы спорофита, нередуцированных спор и при удвоении числа хромосом в вегетативных клетках, особенно в органах вегетативного размножения.

Споры располагаются в спорангиях на нижней стороне листьев (вай) папоротника. Когда спарангии приобретают бурую окраску — значит споры созрели. Нужно срезать лист и поместить его в пакет, пропускающий воздух, хорошо закрыть и подвесить в теплом месте. Через неделю мелкие споры начнут высыпаться.
*В субстрате (торф или земляная смесь) не должно быть никаких семян. Поэтому его нужно промыть через сито крутым кипятком. Дать воде стечь и сразу заполнить субстратом маленькие плошки.
*Когда субстрат охладится, нужно рассыпать по нему споры. По возможности старайтесь не касаться спор руками, чтобы потом не разносить семена.
*Плошки или контейнеры закройте как следует крышкой и поставьте в теплое, светлое место.
Если при работе не соблюдалась чистота, очень скоро образуются грибки плесени. Через два-три месяца на поверхности субстрата покажется моховидный налет. Эти заростки, которые имеют женские и мужские органы. В достаточно теплой и влажной среде произойдет оплодотворение. Но покуда можно будет распознать крохотные вайи, могут пройти и долгие месяцы. И тогда настанет время пикировать папоротники и ухаживать за ними, рассадив по отдельным горшочкам. Маленьким растеньицам нужен всегда один и тот же субстрат, теплое, светлое место и высокая влажность воздуха — под полиэтиленовым пакетом или в мини-оранжерейке. Когда папоротники вырастут примерно до 4 см, их можно подкармливать удобрениями. Как только земляной ком хорошо прорастет корнями, папоротники пересаживают в горшки большего размера с обычным субстратом.

Папоротники можно размножать не только делением корневищ, но и спорами. Находятся они на нижней стороне листьев. При созревании они хорошо видны.

Созревший лист папоротника следует сорвать и на несколько дней поместить в целлофановый пакет. Собранные таким образом споры посейте на хорошо прогретый и продезинфицированный субстрат, находящийся в плоских плошках. После посева спор субстрат обязательно поливайте, особенно в жаркую погоду. Через два — три месяца споры прорастут и появятся маленькие заростки. Растения, выросшие из заростков, пикируйте, когда они достигнут высоты 4—5 см.

otvet.mail.ru

Развивается из споры

1. Наука, изучающая мхи:
А) альгология В) микология С) ботаника Д) лихенология Е) бриология

2. На заростке папоротника образуются:
А) зооспоры В) гаметы С) семена Д) споры Е) корни

3. Заросток папоротника имеет:
А) корень В) ризоиды С) стебель Д) листья Е) корневище

4. Листья полевого хвоща располагаются:
А) очередно В) супротивно С) одиночно Д) мутовчато Е) попарно

5. Из споры папоротника развивается:
А) зародыш В) молодое растение С) заросток Д) цветок Е) зигота

6. Заросток папоротника – это:
А) первичный корень В) стебель С) длинная нить Д) зеленая пластинка Е) корневище

7. Образуется из проросшей споры папоротника:
А) заросток В) предросток С) проросток Д) росток Е) плод

8. Споры мха созревают:
А) в ризоидах В) в корне С) в коробочке Д) в листьях Е) на стебле

9. Орган, которого нет к папоротника, несмотря на легенды:
А) спора В) стебель С) цветок Д) лист Е) корень

10. Тонкие нитевидные многоклеточные выросты наружной оболочки мхов:
А) гифы В) ризоиды С) корни Д) мицелий Е) корневища

11. Где лежат семязачатки у сосны:
А) в хвойниках В) в чешуе сосны С) в стеблях Д) в ветвях Е) в побегах

12. Что развивается из спор у высших споровых растений:
А) заросток В) спора С) зигота Д) гамета Е) водоросль

13. Что развивается из зиготы у высших споровых растений:
А) половое поколение с гаметангиями В) бесполое поколение со спорангиями С) споры Д) гаметы
Е) заросток

14. Что служит ограниченным фактором в цикле развития споровых растений:
А) воздух В) вода С) температура Д) освещенность Е) химический состав почвы

15. Из чего в процессе эволюции образовался семязачаток:
А) зигота В) гамета С) гаметафит Д) спорангий Е) пыльца

16. Что образуется внутри семязачатка у хвойных:
А) споры В) заросток с архегониями С) пыльца Д) микроспора Е) семенные чешуйки

17. Листья сфагнума имеют клетки:
А) хлорофиллоносные с большими межклетниками В) хлорофиллоносные и водоносные
С) хлорофиллоносные, водоносные, и бесцветно покровные Д) бесцветные, заполненные водой
Е) бесцветные с вакуолями

18. Беловатый цвет листьев сфагнума объясняется наличием:
А) особых веществ в пластидах клеток В) большого числа водоносных клеток С) воскового налета на поверхности листьев Д) хлорофиллоносных клеток Е) отсутствием клеток с хлорофиллом

19. Из спор кукушкина льна прорастают зеленые ветвящиеся нити-предростки, из почек которые образуются растения:
А) с почками, из которых вырастают побеги В) с женскими и мужскими половыми клетками С) с коробочками со спорами Д) без спор Е) с женским гаметофитом

20. Ризоиды у кукушкина льна:
А) не развиваются В) развиваются в молодом возрасте С) развиваются, как у молодых, так и у взрослых Д) на втором году Е) на пятом году

Вариант 2.

1. Быстрое заселение сфагнумом территории и образования в этих местах болота связано:
А) с высокой гигроскопичностью листьев В) быстрым ростом и ветвлением С) с увеличением числа особей вегетативным путем Д) отсутствием гигроскопичности листьев Е) наличием проводящей ткани

2. Споры образуются у:
А) ламинарии В) фукуса С) хлореллы Д) хламидомонады Е) кукушкина льна

3. папоротники имееют:
А) листья, корневище и ризоиды В) листья, корневище и стебель С) надземный побег, корневище, корни Д) стебель, ризоиды Е) листья, ризоиды

4. появление хвощей на лугах и полях свидетельствует о том, что:
А) почва кислая, и внее нужно вносить известь В) почва щелочная и в нее нужно вносить кислоту
С) почва нейтральная Д) в почву нужно вносить удобрения Е) нет верного ответа

5. Избавление от хвощей на огородах затруднительно потому что:
А) на корневищах развиваются клубеньки В) корневище находится глубоко в почве С) корневище образует много побегов Д) много придаточных корней Е) нет верного ответа

6.какие растения были первыми наземными растениями:
А) грибы В) лишайники С) псилофиты Д) мхи Е) водоросли

7. Воду и менеральные вещества мхи поглощают:
А) корнями В) ризоидами, стеблем, листьями С) корневищем Д) воздушными корнями Е) сосудами

8. Листья у кукушкина льна остаются зелеными в течении
А) 1 года В) 5 лет С) 2-3 лет Д) более 10 лет Е) 50 лет

9. Побеги кукушкина льна живут:
А) 5 лет В) до 10 лет С) 6-8 лет Д) более 10 лет Е) более 20 лет

10. Коробочка на ножке у моховидных – это:
А) гаметофит В) спорангионосец С) спорофилл Д) спорофит Е) спорангий

11. Из споры кукушкина льна во влажной почве образуется:
А) тонкая зеленая нить В) заросток С) спороносный колосок Д) зигота Е) спорофит

12. Взрослые растения сфагнума лишены:
А) листьев В) ветвистых стебельков С) водоносных клеток Д) хролофиллоносных клеток Е) ризоидов

13. В образовании торфа участвует:
А) улотрикс В) фукус С) кукушкин лен Д) сфагнум Е) олений мох

14. Основные отличия внешнего строения папоротникообразных от мхов и водорослей:
А) наличие стеблей, листьев, корней В) наличие ризоидов и корней С) наличие таллома Д) наличие гиф Е) отличий нет

15. Листья папоротников в отличие от листьев цветковых растений растут:
А) основанием В) верхушкой С) серединой листовой пластинки Д) всей поверхностью листовой пластинки Е) не растут вообще

16. В жизненном цикле папоротникообразных преобладает:
А) спорофит В) гаметофит С) зигота Д) зародыш Е) споры

17. Мужские половые органы папоротников называются:
А) ооцитами В) заростками С) архегониями Д) антегидиями Е) спорангиями

18. Споры у хвощей:
А) отсутствуют В) созревают на заростках С) созревают в колосках на верхушках побегов
Д) созревают на поверхности листьев Е) созревают на гаметофите

19. После оплодотворения из зиготы у папоротников образуется:
А) зародыш спорофита В) гаметофит С) семя Д) спора Е) яйцеклетка

20. Стебель плауна:
А) разветвленный, прямостоячий В) неразветвленный, стелющийся по земле С) разветвленный, стелющийся по земле, с вертикально поднимающимися вильчатыми ответвлениями
Д) неразветвленный, прямостоячий Е) цепляющийся

Вариант 3.

1. У плаунов вветвление:
А) боковое В) дихотомическое С) верхушечное Д) симподиальное Е) моноподиальное

2. Побеги хвоща состоят:
А) из цельного листа В) членистый стебля со спороносными колосками С) таллома Д) переплетенных гиф с водорослями Е) мицелия

3. Листья хвощей:
А) сложные, крупные В) чешуевидные, зеленые имеющие хлорофилл С) чешуевидные, бурые и часто лишены хлорофилла Д) зеленые, широкие Е) зеленые, длинные и тонкие

4. Наибольший расцвет папоротникообразных на Земле приходится на:
А) девонскоий период В) юрский период С) каменноугольный период Д) ордовикский период Е) архейский период

5. В металлургии, пиротехнике и медицине раньше применяли споры:
А) папоротников В) мхов С) хвощей Д) плаунов Е) водорослей

6. К группе листостебельных мхов относится зеленый мох:
А) маршанция В) кукушкин лен С) буксбаумия Д) рогатый печеночник Е) нет верного ответа

7. В отличие от зеленых и других мхов у торфяных мхов:
А) нет корней В) нет ризоидов С) есть ризоиды Д) нет ни корней ни ризоидов Е) нет верного ответа

8. Среди высших споровых растений появились раньше других:
А) папоротниковидные В) голосеменные С) хвощевидные Д) плауновидные Е) нет верного ответа

9. Сначала образуются споры, из которых развиваются заростки. На нижней стороне заростков образуются женские и мужские гаметы , после их слияния образуется зигота, из которой развивается зародыш, это жизненный цикл:
А) плауновидных В) хвощевидных С) папоротниковидных Д) моховидных Е) нет верного ответа

10. По какому из указанных признаков мхи относят к высшим растениям:
А) есть ризоиды В) есть хлорофилл С) есть органы растения Д) по всем указанным признакам

11. Что развивается у кукушкина льна после оплодотворения:
А) споры В) коробочка со спорами С) зеленая нить (предросток) Д) листостебельное растение

12. кукушкин лен – это:
А) многолетнее растение В) двулетнее растение С) однолетнее растение

13. Где образуются сперматозоизы у кукушкина льна:
А) в архегониях В) в антеридиях С) в спорангиях Д) во всех указанных местах

14. Что вырастает из споры мха:
А) коробочка со спорами В) зеленое растение с листьями и стеблем С) предросток (зеленая нить) Д) заросток

15. Мхи отличаются от многоклеточных водорослей тем, что у них есть:
А) ризоиды В) органы С) хлорофилл Д) половое поколение

16. Сфагнум отличается от кукушкина льна:
А) отсутствием листьев В) отсутствием спорангия С) отсутствием стебля Д) отсутствием ризоидов

17. Благодаря мертвым клеткам сфагнум:
А) фотосинтезирует В) проводит питательные вещества С) впитывает воду Д) вегетативно размножается

18. Хвощи живут:
А) во влажных условиях В) в условиях недостатка влаги С) в засушливых условиях Д) в любой среде обитания

19. Подземная часть хвощей и плаунов образована:
А) корнями В) корневищами С) ризоидами Д) луковицами

20. Папоротники – это:
А) только травянистые растения В) только кустарники С) травянистые и древовидные растения
Д) кустарники и травы

tak-to-ent.net

Выберите один правильный ответ.

1. К моховидным относится

2. У мохообразных отсутствуют

3. Споры у мхов созревают в

1) сорусах на нижней стороне листа

4) спороносных колосках

4. Яйцеклетка у кукушкина льна созревает

1) на нижней стороне листьев женского растения

2) на верхушке женского растения

3) у основания ризоидов женского растения

5. Из споры кукушкина льна во влажной почве образуется

3) спороносный колосс

6. Из зиготы у мхов развивается

1) коробочка на ножке

3) мужское растение

4) женское растение

7. В образовании торфа принимает участие

8. Листья папоротников называются

9. Папоротник-орляк цветет

3) один раз в жизни

10. Скопления спорангиев у папоротников имеются на

1) верхней стороне листьев

2) нижней стороне листьев

3) верхушках побегов

4) основаниях корневищ

11. Из споры папоротника развивается

12. Листья у хвощей расположены

4) листья отсутствуют

13. Споры у хвощей созревают

2) в колосках на верхушках побегов

3) на поверхности листьев

4) споры отсутствуют

14. Листья совмещают функции спороношения и фотосинтеза у

15. Гаметофит преобладает у

Выберите три правильных ответа.

16. Заросток представляет собой

1) образование, развивающееся из споры

2) место, где созревают сперматозоиды

3) место, где созревают яйцеклетки

4) бесполое поколение (спорофит)

5) тонкую зеленую нить с почками

6) нефотосинтезирующую коробочку на ножке

17. К папоротниковидным относятся

2) щитовник мужской

3) кочедыжник женский

18. Сфагнум не имеет

6) вегетативных органов

19. Торф используют для получения

1) альгиновой кислоты

2) карболовой кислоты

5) метилового спирта

6) этилового спирта

20. Торф используют как

5) фильтр для очистки сточных вод

6) сырье для химической промышленности

21. Установите соответствие между названием растения и отделом, к которому оно относится.

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по биологии (11 класс) на тему:
Презентация Папоротникообразные

Подготовка к ЕГЭ по биологии. Теория и тестовые вопросы по разделу Папоротникообразные

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Характеристика хвощей, плаунов и папоротников Папоротники, хвощи и плауны имеют общие черты строения и размножения, большинство из них растет в тенистых влажных местах. Все вместе их называют папоротникообразные. Древесные формы среди этих растений встречаются редко, те, что есть, растут в тропических лесах.

Папоротники , хвощи и плауны — древние растения. 350 млн лет назад среди них было много больших деревьев, именно они формировали леса на планете. В то время на Земле был теплый влажный климат, в том числе и там, где сегодня находится Антарктида. Когда деревья падали в воду, они пропитывались там минеральными солями и окаменевали. В последствие из них образовывался каменный уголь. Сегодня он служит нам источником энергии. Таким образом, можно сказать, энергия солнца была преобразована растениями и запасена на Земле.

Папоротники , хвощи и плауны относят к высшим растениям. Они устроены сложнее, чем мхи, но проще, чем семенные растения. Все они образуют споры, поэтому их относят к споровым растениям. У папоротников, хвощей и плаунов есть не только основная ткань, но и покровная, проводящая и механическая. Проводящая ткань образует цилиндр в центре корня и побега — стелу, состоящую из древесины и луба. По древесине идет восходящий ток воды с минеральными веществами, по лубу — нисходящий ток органических веществ. Развитие специализированных тканей позволило этим растениям иметь большие размеры и более широко расселиться по суше Земли, чем это могли сделать мхи . Половое и бесполое размножение чередуются. Из спор развивается маленький заросток, который живет не долго. На заростке формируются гаметы (половые клетки). С помощью воды сперматозоиды достигают яйцеклеток. Из образовавшейся зиготы уже развивается большое зеленое растение, которое живет много лет и образует споры.

1. Па­по­рот­ни­ко­вид­ные, в от­ли­чие от по­кры­то­се­мен­ных, не имеют 1) про­во­дя­щей си­сте­мы 2) цвет­ков и пло­дов 3) хло­ро­пла­стов в клет­ках 4) эпи­дер­ми­са с устьи­ца­ми 2. Услож­не­ние в стро­е­нии па­по­рот­ни­ков по срав­не­нию с мхами со­сто­ит в по­яв­ле­нии у них 1) стеб­лей 2) ли­стьев 3) кор­ней 4) ри­зо­и­дов 3. У па­по­рот­ни­ков, в от­ли­чие от мхов, 1) из про­рос­шей споры раз­ви­ва­ет­ся за­ро­сток 2) про­ис­хо­дит че­ре­до­ва­ние по­ло­во­го и бес­по­ло­го по­ко­ле­ний 3) бес­по­лое раз­мно­же­ние про­ис­хо­дит с по­мо­щью спор 4) опло­до­тво­ре­ние не­воз­мож­но без воды 4. Выс­шие рас­те­ния от­ли­ча­ют­ся от низ­ших 1) рас­чле­не­ни­ем тела на ор­га­ны 2) на­ли­чи­ем тал­ло­ма 3) ве­ге­та­тив­ным раз­мно­же­ни­ем 4) раз­мно­же­ни­ем спо­ра­ми

5 . Что раз­ви­ва­ет­ся из споры па­по­рот­ни­ка 1) сло­е­ви­ще 2) кор­не­ви­ще 3) сте­бель 4) за­ро­сток 6. Для опло­до­тво­ре­ния па­по­рот­ни­кам, хво­щам и пла­у­нам не­об­хо­ди­мо: 1) уча­стие на­се­ко­мых-опы­ли­те­лей 2) на­ли­чие ветра 3) при­сут­ствие воды 4) об­ра­зо­ва­ние пыль­це­вой труб­ки 7. О воз­ник­но­ве­нии па­по­рот­ни­ков в ис­то­рии при­ро­ды Земли сви­де­тель­ству­ет 1) су­ще­ство­ва­ние тра­вя­ни­стых и дре­вес­ных форм 2) на­ли­чие их от­пе­чат­ков и ока­ме­не­ло­стей 3) их спо­со­бы раз­мно­же­ния 4) их со­вре­мен­ное мно­го­об­ра­зие 8. По­че­му па­по­рот­ни­ки от­но­сят к выс­шим рас­те­ни­ям? 1) они оби­та­ют в на­зем­но-воз­душ­ной среде 2) их ор­га­низм со­сто­ит из тка­ней и ор­га­нов 3) их ор­га­низм — скоп­ле­ние кле­ток — сло­е­ви­ще 4) в их цикле раз­ви­тия бес­по­лое по­ко­ле­ние сме­ня­ет­ся по­ло­вым

9. К спо­ро­вым рас­те­ни­ям от­но­сит­ся 1) плаун бу­ла­во­вид­ный 2) сосна крым­ская 3) клен ост­ро­лист­ный 4) мак са­мо­сей­ка 10. Га­ме­то­фи­том па­по­рот­ни­ка яв­ля­ет­ся 1) сорус (спо­ран­гии) 2) спора 3) зелёное рас­те­ние 4) за­ро­сток 11 . В цикле раз­ви­тия па­по­рот­ни­ка ор­ля­ка пре­об­ла­да­ет 1) спо­ро­фит 2) га­ме­то­фит 3) зелёная нить 4) спо­ран­гии 12. Га­ме­то­фи­том па­по­рот­ни­ка яв­ля­ет­ся 1) за­ро­сток 2) спора 3) зелёное рас­те­ние 4) зи­го­та

13. Об услож­не­нии па­по­рот­ни­ков по срав­не­нию со мхами сви­де­тель­ству­ет раз­ви­тие у па­по­рот­ни­ков 1) га­ме­то­фи­та 2) ли­стьев 3) спор 4) кор­ней 14. На­ли­чие у па­по­рот­ни­ков корня сви­де­тель­ству­ет об их услож­не­нии по срав­не­нию с 1) го­ло­се­мен­ны­ми 2) мхами 3) пла­у­на­ми 4) хво­ща­ми 15. В чём про­яв­ля­ет­ся за­ви­си­мость па­по­рот­ни­ков от вод­ной среды? 1) от­сут­ствие устьиц в ли­стьях 2) со­зре­ва­ние спор в воде 3) не­об­хо­ди­мость воды для опло­до­тво­ре­ния 4) от­сут­ствие корня

16. Что сви­де­тель­ству­ет о более вы­со­кой ор­га­ни­за­ции па­по­рот­ни­ков по срав­не­нию с мхами? 1) кле­точ­ное стро­е­ние 2) раз­мно­же­ние спо­ра­ми 3) на­ли­чие у них кор­ней 4) че­ре­до­ва­ние по­ло­во­го и бес­по­ло­го по­ко­ле­ний 17. Древ­ние дре­во­вид­ные па­по­рот­ни­ки спо­соб­ство­ва­ли 1) об­ра­зо­ва­нию болот 2) со­зда­нию пер­вич­ной ат­мо­сфе­ры 3) фор­ми­ро­ва­нию со­вре­мен­но­го ланд­шаф­та 4) об­ра­зо­ва­нию за­ле­жей ка­мен­но­го угля 18. В жиз­нен­ном цикле па­по­рот­ни­ка пре­об­ла­да­ет 1) га­п­ло­ид­ная спора 2) га­ме­то­фит 3) ди­пло­ид­ное рас­те­ние 4) спо­ран­гий

19. У па­по­рот­ни­ко­вид­ных рас­те­ний, в от­ли­чие от по­кры­то­се­мен­ных, от­сут­ству­ют 1) корни 2) ли­стья 3) стеб­ли 4) плоды 20. Спо­ро­фит па­по­рот­ни­ка ор­ля­ка пред­став­лен 1) за­рост­ком 2) зи­го­той 3) спо­ран­ги­ем 4) ли­сто­сте­бель­ным рас­те­ни­ем 21. Вайя — это 1) га­ме­то­фит мха 2) часть га­ме­то­фи­та па­по­рот­ни­ка 3) лист па­по­рот­ни­ка 4) часть спо­ро­фи­та мха

22. Какой циф­рой обо­зна­чен га­ме­то­фит па­по­рот­ни­ка?

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое «Заросток» в других словарях:

ЗАРОСТОК — проталлий (prothallium), половое поколение (гаметофит) у высших споровых растений (плаунов, хвощей, папоротниковидных). Развивается из споры и образует мужские (антеридии) и женские (архегонии) половые органы. Размеры 3. от неск. мм до 5 см,… … Биологический энциклопедический словарь

ЗАРОСТОК — (проталлий) половое поколение (гаметофит) у хвощей, плаунов, папоротников и селагинелл. На заростке развиваются мужские (антеридии) и женские (архегонии) половые органы. У семенных растений сильно редуцирован … Большой Энциклопедический словарь

ЗАРОСТОК — ЗАРОСТОК, заростка, муж. (бот.). Половое поколение у споровых растений. У папоротников, мхов и других растений заростки чередуются с бесполыми поколениями. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

заросток — заросток. См. проталлий. (Источник: «Англо русский толковый словарь генетических терминов». Арефьев В.А., Лисовенко Л.А., Москва: Изд во ВНИРО, 1995 г.) … Молекулярная биология и генетика. Толковый словарь.

ЗАРОСТОК — гаметофит (см. Спорофит) папоротникообразных, представляющий по своей морфологии слоевище, иа котором развиваются половые органы антеридии и архегонии. Син. проталлий. Геологический словарь: в 2 х томах. М.: Недра. Под редакцией К. Н.… … Геологическая энциклопедия

заросток — проталлий Гаметофит (половое поколение) высших споровых растений (плаунов, хвощей, папоротников), обычно развивающийся из споры и образующий половые органы (антеридии и архегонии). [Арефьев В.А., Лисовенко Л.А. Англо русский толковый словарь… … Справочник технического переводчика

Заросток — (proembryo, prothallium). Под этим именем подразумевают первый и притом половой побег высших споровых растений: плаунов, папоротников, хвощей и пр. Самый термин, предложенный автором этой статьи еще в 1860 г. и вошедший во всеобщее употребление,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

заросток — (проталлий), половое поколение (гаметофит) у хвощей, плаунов, папоротников и селагинелл. На заростке развиваются мужские (антеридии) и женские (архегонии) половые органы. У семенных растений сильно редуцирован. * * * ЗАРОСТОК ЗАРОСТОК (проталлий) … Энциклопедический словарь

заросток — развивающееся из споры половое поколение (гаметофит) плаунов, хвощей и папоротников. На З. образуются мужские и женские гаметангии соответственно антеридии и архегонии. З. могут быть мужскими, женскими или обоеполыми (см. рис. Обоеполый заросток… … Анатомия и морфология растений

заросток — ЭМБРИОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ ЗАРОСТОК – половое поколение (гаметофит) в жизненном цикле папоротников, хвощей и плакунов в виде маленькой (несколько миллиметров в диаметре) зеленой пластинки … Общая эмбриология: Терминологический словарь

Из споры развивается заросток мхи

Часть вторая. РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Раздел IV. НАД ЦАРСТВО ЯДЕРНЫЕ ОРГАНИЗМЫ

СИСТЕМАТИКА ВЫСШИХ РАСТЕНИЙ

I. Высшие споровые растения (архегониальные)

ТЕМА. Мхи и папоротникообразные

Зеленые мхи. Строение и размножение кукушкина льна. Мох сфагнум, особенности его строения. Образование торфа, его значение. Папоротник. Строение и размножение. Хвощ. Плаун.

Общие указания . Тело высших растений дифференцировано на ткани и органы, которые появились у них как одно из приспособлений к жизни на суше. Спорангии и гаметангии у них многоклеточные. Систематическое положение всех отделов высших растений отражает последовательность их появления на Земле и усложнение строения тела, связанное с изменениями условий жизни в процессе исторического развития органического мира (см. рис. 15, 16).

Рис. 16. Редукция гаметофита и преобладание спорофита в цикле развития растений в процессе эволюции:

А — зеленые водоросли, Б — мхи, В — папоротники, Г — голосеменные, Д — покрытосеменные

Важный момент в изучении высших растений — понимание цикла развития, который заключается в прохождении каждой особью в ее онтогенезе половой и бесполой фаз (поколений). Половое поколение — заросток, или гаметофит, — образуется из спор, имеет гаплоидный набор хромосом. Оно выполняет функцию образования гамет в специальных органах полового размножения — архегониях и антеридиях. Яйцеклетки развиваются в архегониях, сперматозоиды — в антеридиях. Следовательно, само название поколения «гаметофит» и обозначает растение, образующее гаметы. Бесполое поколение — спорофит формируется из зиготы, несет диплоидный набор хромосом. Оно выполняет функцию образования спор в специальных органах — спорангиях. Ткань спорангиев также имеет диплоидный набор хромосом.

Она делится путем мейоза (как и в животном организме при образовании половых клеток в зоне созревания), в результате чего развиваются гаплоидные клетки — споры. Здесь название поколения «спорофит» и означает растение, образующее споры. У мхов преобладает гаметофит (половое поколение), у папоротников, хвощей, плаунов — спорофит (бесполое поколение).

• Повторить учебный материал.

• Ответить на вопросы для самоконтроля.

• Выполнить контрольную работу № 27.

• Проанализировать таблицы 63, 64.

• Проанализировать схему 36, рисунок 17.

Рис. 17. Цикл развития папоротника:

1 — заросток (гаметофит), 2 — архегоний, 3 — антеридий, 4 — зигота (образуется внутри архегония), 5 — развивающийся на заростке молодой спорофит,

6 — спорофит, 7 — сорусы на обратной стороне листа (вайи), 8 — спорангий, 9 — споры, 10 — прорастание споры

Вопросы для самоконтроля

• Какие признаки характерны для высших растений?

• Какие отделы растений относят к высшим растениям?

• Чем отличается цикл развития растения от цикла развития животного?

• Какое поколение называют бесполым и почему?

• Какое поколение называют половым и почему?

• Из чего развивается спорофит и какой он имеет набор хромосом?

• Что развивается из спор?

• Какую функцию выполняет заросток?

• Какой из факторов окружающей среды является главным для размножения мхов?

• Чем представлен у мхов гаметофит и чем — спорофит?

• В чем отличие цикла развития мхов от цикла развития других высших растений?

• В чем преимущество диплоидного растения по сравнению с гаплоидным?

• Почему мхи представляют собой тупиковую ветвь эволюции?

• Чем отличается сфагновый мох от кукушкина льна?

• Какие растения можно считать более достоверными предками папоротникообразных?

• В какой геологической эре и в каких периодах появились и господствовали папоротникообразные?

• При каких условиях древние папоротникообразные могли законсервироваться в виде каменного угля?

• Где развиваются споры у папоротника, хвоща, плауна?

• Что развивается из спор у папоротника, хвоща, плауна?

• Какова функция заростков у высших споровых растений?

• Что является заростком у мха, папоротника, хвоща, плауна?

• Чем различаются заросток и предросток?

• Какова роль различных представителей высших растений в природе и хозяйстве?

Контрольная работа № 27

1. Каково строение тела высших растений (одноклеточное, слоевище, колониальное, листостебельное)?

2. Чем отличается листостебельное тело от слоевища (наличие тканей, отсутствие тканей, наличие органов, отсутствие органов)?

3. Каков способ питания высших споровых растений (фототрофный, хемотрофный, сапротрофный, паразитический)?

4. Какие органеллы характерны для клеток высших растений (ядро, цитоплазма, хроматофор, хлоропласты, митохондрии)?

5. Что развивается из спор у высших споровых растений (гаметофит, спорофит)?

6. Что развивается из зиготы у высших споровых растений (половое поколение с гаметангиями, бесполое поколение со спорангиями)?

7. Где находятся половое и бесполое поколение у мхов (на одном растении, на разных растениях)?

8. Из чего вырастает растение мха (из споры, из зиготы)?

9. Из чего вырастает коробочка у мха (из споры, из зиготы)?

10. Почему процесс образования торфа связан со сфагновым мхом (мох поселяется на болоте, задерживает влагу, не гниет в толще отложений)?

11. Где расположены спорангии: у папоротника (лист, колосок); у хвоща (лист, колосок); у плауна (лист, колосок)?

12. Что служит ограничивающим фактором в цикле развития споровых растений (воздух, вода, температура)?

13. Споры какого из названных растений применяют в металлургии, пиротехнике, медицине (папоротник, мох, плаун, хвощ)?

Схема 36. Цикл развития спорового растения

Экология высших споровых растений

Это первые наземные растения, обитающие во влажных, часто под пологом леса местах, или на болотах, или на полях с кислыми почвами. Господствовавшие в палеозое древовидные папоротники, хвощи и плауны в наше время представлены травами, за исключением тропических древовидных папоротников. Мхи же за этот период изменились мало, так как они занимают только свойственные им влажные места обитания. Этим растениям для размножения необходима вода, поскольку их гаметы — сперматозоиды — переносятся к яйцеклеткам только в капельножидкой среде, а заростки могут расти только на влажной почве. Жизнь в трудных условиях суши вела отбор на такие приспособительные признаки, как формирование вегетативных органов (корень, стебель, лист), органов размножения (архегонии, антеридии, спорангии), а также тканей. В цепях питания прошлых геологических эпох высшие споровые растения занимали ведущее место: они служили пищей для травоядных земноводных, пресмыкающихся. В настоящее время их роль как кормовых растений заметно уменьшилась, но значение в природе осталось: они удерживают воду в почве, создают условия для сохранения и прорастания семян голосеменных и покрытосеменных растений, являются средой обитания для животных. В хозяйстве человека велика роль древних древовидных форм, давших залежи каменного угля, который, как и торф, служит не только топливом, но и ценным химическим сырьем. Среди этой группы растений лишь хвощ полевой является трудноискоренимым сорняком полей с повышенной кислотностью почв. Высшие споровые — живые ископаемые, дошедшие до наших дней, поэтому их надо беречь и охранять. В Красную книгу занесено 22 вида мхов, 10 — папоротников и 4 — плаунов.

Таблица 63. Сравнительная характеристика отделов высших споровых растений

При половом размножении постоянно создаются новые комбинации генов, что увеличивает генетическое разнообразие потомства и, соответственно, шансы приспособиться к меняющимся условиям среды. Создание новых комбинаций генов происходит в процессе мейоза. Мейоз имеет место в ходе образования гаплоидных клеток — спор или гамет. При этом хромосомы, доставшиеся организму от матери и отца, перестают существовать как целое — в результате кроссинговера образуются новые варианты хромосом, скомбинированные из отцовских и материнских. Таким образом, хромосомы детей, как правило, не идентичны хромосомам родителей — они содержат другие комбинации аллелей (вариантов генов).

В ходе мейоза происходит редукция хромосомного набора — образование из диплоидной клетки 4 гаплоидных клеток (n), у которых каждая хромосома представлена уже не парой гомологов, а 1 хромосомой. У человека путем мейоза образуются половые клетки (гаметы), каждая из них несет 23 хромосомы.

Диплоидность клеток в жизненном цикле восстанавливается при оплодотворении — слиянии гамет. При этом объединяются два разных хромосомных набора из двух разных геномов (генома матери и генома отца).

У других организмов соотношение диплоидной и гаплоидной фаз цикла может быть разным. Разные организмы демонстрируют большое разнообразие жизненных циклов, однако во всех них можно выделить диплоидную фазу, или диплофазу — от оплодотворения до мейоза — и гаплоидную фазу, или гаплофазу — от мейоза до следующего оплодотворения.

Например, у животных (слева) гаплоидны только гаметы, у растений (посередине) есть диплоидное поколение (спорофит) и гаплоидное поколение (гаметофит), а у многих одноклеточных преобладает гаплоидная фаза, а зигота после оплодотворения делится мейозом, в результате чего снова получаются гаплоидные клетки.

Соотношение гаплоидной и диплоидной стадии в жизненном цикле разных организмов может быть разным. Как мы уже видели, у животных единственной стадией является диплоидная, а гаплоидны только гаметы. У некоторых организмов, наоборот, единственной стадией является гаплоидная, а диплоидна только зигота, которая сразу после полового процесса вступает в мейоз. Такую ситуацию мы можем наблюдать, например, у хламидомонады. У большинства растений обе фазы представлены. У мхов привычные нам зеленые растения являются гаплоидными. На них формируются органы полового размножения: антеридии, в которых образуются сперматозоиды, и архегонии, в каждом из которых имеется одна яйцеклетка. Образующиеся гаметы после оплодотворения дают диплоидную стадию, которая развивается непосредственно на гаплоидной. Она представляет собой тонкую длинную нить с расширением на конце. Она коричневого цвета, т. к. не содержит хлорофилла, неспособна к фотосинтезу и живет за счет гаплоидной части растения. Внутри расширения, называемого коробочкой, множество клеток делится мейозом, образуя гаплоидные споры. Споры дают начало зеленым гаплоидным растениям. Таким образом, основной стадией у мхов является гаплоидная.

Основная жизненная стадия у папоротникообразных — диплоидная. На листьях папоротников или в специальных структурах у хвощей и плаунов образуются спорангии, в которых в результате мейоза формируются мелкие одноклеточные споры. Разлетаясь и попадая в подходящие условия, они дают начало гаплоидной стадии — заростку. На заростках образуются антеридии и архегонии, формируются гаметы, происходит оплодотворение, и из зиготы развивается диплоидное растение. У семенных растений самостоятельной гаплоидной стадии не существует, она представлена группами клеток, развивающихся в специальных органах диплоидных родительских организмов. Некоторое время отдельно существует только мужской гаметофит в виде пыльцевого зерна, но в нем в это время не происходит заметных процессов жизнедеятельности. После оплодотворения из зиготы новый диплоидный организм первые этапы развития также проходит внутри материнского организма.

Систематическое положение

Высшие споровые растения

Отдел: моховидные, или настоящие мхи

Класс: листостебельные, или настоящие, мхи

Класс: сфагновые мхи

Отдел: печеночные мхи

Отдел: антоцеротовые мхи

Бриология — наука о моховидных.

minjustbryansk.ru