Реестр поставщиков соц услуг это

Инструкция для НКО: Паспорт поставщика социальных услуг

В начале 2015 года в России вступил в действие федеральный закон № 442-ФЗ, который дал гражданам, получателям социальных услуг, возможность выбирать поставщика этих услуг. А организации «третьего сектора», оказывающие социальные услуги, получили возможность работать с населением наравне с государственными учреждениями.

Однако к концу 2016 года очень немногие НКО были включены в реестры поставщиков социальных услуг. Например, в реестре поставщиков социальных услуг города Москвы только два НКО, в реестре Липецкой области — всего четыре. Можно предположить, что не все НКО, работающие в социальной сфере, знают, что могут добиться включения в региональные реестры и получать государственные субсидии, причем на регулярной основе.

Где искать реестр?

Реестр поставщиков социальных услуг и регистр получателей социальных услуг уполномочены формировать и вести органы государственной власти субъектов РФ в сфере социального обслуживания.

В субъектах Федерации эти органы могут называться по-разному. Мы приведём примеры названий органов государственной власти, которые заведуют реестром:

  • департамент труда и социальной защиты населения города Москвы;
  • министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края;
  • министерство социальной политики Красноярского края;
  • министерство социальной защиты населения Республики Бурятия;
  • министерство социального развития Республики Дагестан;
  • управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области;
  • департамент социальной защиты населения Кемеровской области.
  • Реестры поставщиков социальных услуг сформированы сегодня в каждом субъекте РФ. В соответствии с требованиями законодательства РФ, реестр поставщиков должен быть размещен на официальном сайте уполномоченного органа субъекта РФ.

    Эти же органы государственной власти разрабатывают региональные программы социального обслуживания, обеспечивают финансирование этих программ, утверждают перечни социальных услуг и порядок их предоставления поставщиками, определяют размер платы за предоставление социальных услуг и порядок ее взимания.

    Перечни социальных услуг и порядок их предоставления поставщиками могут различаться от региона к региону. Однако органы государственной власти субъектов РФ не могут понижать уровень социального обслуживания населения по сравнению с базовым уровнем, который задан законом № 442-ФЗ; региональный перечень социальных услуг может быть расширен за счет дополнительных услуг населению.

    Каждый регион также может утверждать свои стандарты социальных услуг; они регламентируются региональным законодательством.

    Преимущества включения НКО реестр поставщиков социальных услуг:

    НКО сможет получать субсидии, которые полностью или частично компенсируют ее расходы на оказание социальных услуг.

    Большое преимущество включения НКО в этот реестр в том, что организация сможет получить доступ к государственному финансированию на регулярной основе.

    Добровольность и льготы.

    Организации включаются в реестр поставщиков социальных услуг добровольно. То есть вы имеете право получать бюджетное финансирование и оказывать услуги социального обслуживания и без включения НКО в реестр.

    Однако льготами и возможностями для получения финансирования могут воспользоваться только организации, включенные в реестр поставщиков социальных услуг.

    В частности, включенные в реестр организации могут получать налоговые льготы, а также компенсации за социальные услуги, оказываемые гражданам, в том числе в рамках индивидуальных программ. (Заметим, что представители министерства труда и соцзащиты, являющиеся агрегаторами этого реестра, неохотно идут на выделение субсидий «не своим», а вхождение в реестр даст вам равные права с госучреждениями).

    Какие организации могут быть включены реестр поставщиков социальных услуг:

    Чтобы НКО была включена в реестр, в ее устав должен быть внесен хотя бы один из видов деятельности, которые определены в законе №442-ФЗ (в статьях 20 и 21) или есть в перечне социальных услуг, который утвердил субъект Федерации.

    В уставе некоммерческой организации должны быть определены предмет и цели ее деятельности. Поэтому для подтверждения того, что организация может осуществлять ту или иную деятельность, нужно предъявить устав организации. Если в вашем уставе таких видов деятельности нет, в него нужно вносить изменения.

    Порядок включения НКО в реестр

    Для включения НКО в реестр поставщиков социальных услуг держателю реестра необходимо представить:

  • письменное заявление о включении в реестр по утвержденной форме
  • сведения об организации на бумажном носителе с приложением копий документов.
  • Сведения об организации перечислены в законе №442-ФЗ (в статье 25). Однако — обратите внимание! — органы государственной власти субъектов РФ могут дополнять этот список.

    1. полное и (если есть) сокращенное название НКО;
    2. дата государственной регистрации;
    3. организационно-правовая форма (в соответствии с ГК РФ и Законом «О некоммерческих организациях»);
    4. адрес (место нахождения, место предоставления социальных услуг), контактный телефон, адрес электронной почты поставщика социальных услуг;
    5. фамилия, имя, отчество руководителя поставщика социальных услуг;
    6. информация о лицензиях, имеющихся у поставщика социальных услуг (при необходимости);
    7. сведения о формах социального обслуживания;
    8. перечень предоставляемых социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг;
    9. тарифы на предоставляемые социальные услуги по формам социального обслуживания и видам социальных услуг;
    10. информация об общем количестве мест, предназначенных для предоставления социальных услуг, о наличии свободных мест, в том числе по формам социального обслуживания;
    11. информация об условиях предоставления социальных услуг;
    12. информация о результатах проведенных проверок;
    13. информация об опыте работы поставщика социальных услуг за последние пять лет;
    14. иная информация, определенная Правительством РФ.

    Для подтверждения сведений об организации к ним следует приложить копии: учредительных документов; свидетельства о государственной регистрации; свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (выписка из ЕГРЮЛ); документа о назначении руководителя; имеющихся лицензий — если сфера деятельности НКО подлежит лицензированию).

    Обратите внимание, что сведения об организации и копии документов должны быть заверены подписью руководителя НКО и скреплены печатью.

    Во-первых, мы рекомендуем вам внимательно изучить требования для включения в реестр поставщиков социальных услуг в вашем регионе, поскольку органы государственной власти субъектов РФ в сфере социального обслуживания могут запрашивать дополнительные документы или сведения и ужесточать требования к поставщикам. Эти требования перечислены в документе, который, как правило, называется «О формировании и ведении реестра поставщиков социальных услуг».

    Так, например, в Москве поставщик социальных услуг должен иметь недвижимое имущество, необходимое для предоставления соответствующих социальных услуг — в собственности, в аренде, субаренде или в безвозмездном пользовании. Заявитель должен предоставить информацию о кадровом обеспечении, при этом его работники, оказывающие социальные услуги, должны соответствовать требованиям профессиональных стандартов. В Красноярском крае требуют информацию о состоянии зданий и помещений, предназначенных для оказания социальных услуг (при их наличии), а также сведения об их оснащённости всеми видами коммунально-бытового обслуживания и телефонной связью. А вот в Костромской области перечень требуемых документов даже меньше, чем в приведенном списке.

    Во-вторых, тарифы (п. 9) на социальные услуги НКО по формам обслуживания и видам услуг в некоторых регионах не могут превышать утвержденные региональными органами власти (такое требование есть, например в Москве). Сведения о тарифах могут быть представлены в виде приказа руководителя организации об установлении тарифных ставок.

    В третьих, не стесняйтесь рассказать об опыте работы НКО (п. 13). Сведения об опыте работы за последние пять лет можно подавать в свободной форме. Например, кратко опишите социальные проекты и программы: их названия, территориальный охват, срок реализации, цель и задачи, перечень основных мероприятий и акций, ваши достижения и результаты — желательно и количественные, и качественные. Рассказ о проведённых мероприятиях и акциях подтверждайте фотографиями, статьями, отзывами или интервью, ссылками на публикации. Такие подтверждения — всегда большой плюс.

    Кроме того, мы рекомендуем при подаче документов для регистрации всегда составлять опись документов и прикладывать её к пакету документов.

    Отказать заявителю могут в случае, если документы не заполнены или заполнены неправильно, неправильно оформлены; содержат недостоверные или противоречащие сведения; имеют (не оговоренные) исправления, подчистки, приписки. Возможные причины отказа также следует уточнить в региональном документе «О формировании и ведении реестра поставщиков социальных услуг».

    Проверка сведений, представленных потенциальным поставщиком социальных услуг, занимает обычно 10-15 дней (в зависимости от региона). Сроки проверки и порядок взаимодействия с чиновниками также оговариваются в приказах о формировании и ведении реестра поставщиков социальных услуг. В некоторых регионах в течение трех дней вам могут сообщить о том, какие нужны дополнения или уточнения.

    Если все документы заполнены правильно, вам выдадут регистрационный номер учетной записи в реестре.

    Помните, что с момента включения НКО в реестр поставщиков социальных услуг, ваша организация несет ответственность за достоверность и актуальность информации, содержащейся в реестре. Заранее уточните сроки, когда вы должны сообщать об изменениях.

    Какие услуги называются социальными? «Социальная услуга — это действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. (№442-ФЗ)

    В статье использованы фотографии с официального сайта губернатора Челябинской области.

    Если вам понравилась статья — порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
    При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.

    gosvopros.ru


    Некоммерческая организация — поставщик социальных услуг — юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание.

    С 1 января 2015 года в качестве субъектов, предоставляющих социальные услуги и осуществляющих социальное обслуживание, помимо традиционных субъектов организаций социального обслуживания, федерального и регионального подчинения под действие федерального законодательства о социальном обслуживании попадают новые субъекты негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания.

    К государственным и негосударственным поставщикам социальных услуг предъявляются единые требования, они уравниваются в правах и обязанностях. Это предполагает изменение практики финансирования предоставления социальных услуг, переход от традиционного сметного финансирования, когда бюджетные средства закреплялись за конкретным учреждением социального обслуживания, к рыночным механизмам, предполагающим возможность конкуренции поставщиков.

    Механизмы бюджетного финансирования социальных услуг

    На текущий момент законодательство предусматривает следующие возможности финансирования предоставления услуг социального обслуживания государственными и негосударственными поставщиками:

    сметное финансирование государственных казенных организаций, осуществляющих социальное обслуживание;

    предоставление субсидий бюджетным и автономным государственным организациям, осуществляющим социальное обслуживание в рамках выполнения государственного задания;

    предоставление субсидий государственным и негосударственным организациям на выполнение проектной деятельности;

    предоставление целевых потребительских субсидий, т.е. предоставление сертификатов на оплату услуг социального обслуживания поставщику;

    заключение государственных контрактов в рамках законодательства РФ о контрактной системе с государственными и негосударственными организациями и индивидуальными предпринимателями, предоставляющими услуги социального обслуживания для обеспечения государственных и муниципальных;

    предоставление компенсации расходов на предоставление социальных услуг государственным и негосударственным поставщикам, включенным в реестр поставщиков социальных услуг субъекта РФ.

    Для государственных поставщиков изменения законодательства означают окончательный выход на рынок. Новые условия конкуренции влекут за собой ужесточение требований к качеству управления, эффективностью распоряжения ресурсами, качеству услуг, квалификации персонала. С усилением конкуренции для традиционных государственных поставщиков социальных услуг удовлетворенность получателей услуг должна перейти в категорию приоритетных целей.

    Порядок утверждается для каждого вида социальных услуг и включает:

    • стандарт социальной услуги;
    • правила предоставления социальной услуги бесплатно либо за плату или частичную плату;
    • требования к деятельности поставщика социальной услуги в сфере социального обслуживания;
    • перечень документов, необходимых для предоставления социальной услуги, с указанием документов и информации, которые должен представить получатель социальной услуги, и документов, которые подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия или представляются получателем социальной услуги по собственной инициативе;
    • иные положения — в зависимости от формы социального обслуживания, видов социальных услуг.

    Что такое реестр поставщиков социальных услуг и обязательно ли в него входить?

    Основная цель создания Реестра — формирование единого официального источника полной и достоверной информации о поставщиках социальных услуг, осуществляющих деятельность по оказанию социальных услуг в регионе. Реестр формируется в каждом субъекте Российской Федерации. Включение поставщиков в реестр — это право, а не обязанность. Организации социального обслуживания включаются в реестр поставщиков социальных услуг на добровольной основе. Организации имеют право получать бюджетное финансирование и оказывать услуги социального обслуживания и без включения в реестр. Однако, некоторыми правами, льготами и возможностями для получения финансирования могут воспользоваться только организации, включенные в реестр поставщиков социальных услуг. Так, без включения в реестр организация не сможет получать налоговые льготы, компенсации за социальные услуги, оказываемые гражданам в рамках индивидуальных программ.

    Кто и каким образом может войти в реестр поставщиков социальных услуг

    Формирование и ведение реестра поставщиков социальных услуг осуществляют органы государственной власти субъектов РФ в сфере социального обслуживания.

    В каждом регионе должен быть утвержден свой Порядок формирования и ведения реестра поставщиков социальных услуг и обеспечена возможность для размещения реестра в сети Интернет в свободном доступе. Порядок устанавливает перечень сведений, которые должен предоставить поставщик для включения в реестр и порядок принятия решения о включении организации в такой реестр.

    Войти в реестр поставщиков социальных услуг может фактически любая организация или индивидуальный предприниматель, осуществляющий виды деятельности по социальному обслуживанию, которые предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», а также региональным Перечнем социальных услуг.

    Перечень видов деятельности, осуществление которых является основанием для включения в реестр поставщиков социальных услуг:

    социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;

    социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;

    социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;

    социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;

    социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;

    социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;

    услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;

    срочные социальные услуги.

    Требования к поставщикам социальных услуг, включенным в реестр

    С момента включения поставщика социальных услуг реестр на него возлагается ответственность за достоверность и актуальность информации, содержащейся в этом реестре.

    Поставщик социальных услуг может быть включен в перечень рекомендуемых для конкретного гражданина поставщиков, который является составной частью индивидуальной программы предоставления социальных услуг. Индивидуальная программа также включает форму социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг. Для гражданина программа имеет рекомендательный характер, а для поставщика социальных услуг является обязательной для исполнения.

    Поставщик социальных услуг обязан предоставлять уполномоченному органу субъекта Российской Федерации информацию для формирования регистра получателей социальных услуг, а также выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством о социальном обслуживании.

    Требования к информационной открытости поставщиков социальных услуг

    Каждый поставщик социальных услуг обязан иметь официальный сайт, а также информационный стенд в местах предоставления услуг. Закон «Об основах социального обслуживания в РФ» обязывает размещать на официальном сайте и на информационных стендах информацию, перечень которой утвержден Законом.

    Также поставщики обязаны по запросам получателей социальных услуг или их законных представителей предоставлять бесплатно в доступной форме информацию об их правах и обязанностях, о видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг либо о возможности получать их бесплатно.

    Налоговые льготы, как преимущество включения в реестр поставщиков социальных услуг

    С 1 января 2015 года организации, осуществляющие социальное обслуживание граждан, вправе временно применять нулевую ставку по налогу на прибыль организаций, если в течение налогового периода они удовлетворяют следующим условиям:

    организация включена в реестр поставщиков социальных услуг субъекта РФ;

    доходы организации за налоговый период от деятельности по предоставлению гражданам социальных услуг составляют не менее 90% ее доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с главой 25 НК РФ, либо организация за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с главой 25 НК РФ;

    в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников;

    организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями и ФИСС.

    Перечень социальных услуг по видам социальных услуг для применения налоговой ставки 0% организациями, осуществляющими социальное обслуживание граждан, утверждается Правительством РФ.

    Организации, изъявившие желание применять налоговую ставку 0%, не позднее чем за один месяц до начала налогового периода, начиная с которого применяется налоговая ставка 0%, обязаны подать в налоговый орган по месту своего нахождения заявление в письменной форме, а также сведения, подтверждающие выполнение вышеуказанных условий.

    Применять нулевую налоговую ставку с 1 января 2015 года могут организации, осуществляющие социальное обслуживание граждан в течение двух месяцев со дня официального опубликования перечня социальных услуг по видам социальных услуг для применения налоговой ставки 0%, при представлении в налоговые органы письменного заявления и необходимых сведений не позднее 31 декабря 2015 год. Данные положения применяются по 1 января 2020 года.

    www.hrrcenter.ru

    Попавшие в реестры — как НКО себя чувствуют в роли поставщиков социальных услуг

    В июле 2015 года появились данные Минтруда – результаты мониторинга реализации закона об основах социального обслуживания граждан в регионах России. В реестрах поставщиков, которые, как сообщил Минтруд, уже сформированы во всех субъектах РФ, насчитали 313 НКО. Специально для АСИ Лидия Тихонович нашла некоммерческие организации, вошедшие в реестры поставщиков, — чтобы выяснить, легко ли это было и как повлияло на их жизнь.

    Реестры в движении

    Похоже, что ситуация меняется весьма динамично: в реестрах многих регионов сейчас число и состав поставщиков значительно отличаются от данных мониторинга. Ханты-Мансийский автономный округ, например, в мониторинге Минтруда представлен восемью поставщиками, а в начале сентября в реестре, опубликованном на региональном сайте соцуслуг, их было уже 60, причем НКО среди них всего одна — вместо шести, обозначенных в мониторинге. В Волгоградской области список поставщиков, напротив, сильно сократился: в нем сейчас 89 организаций и ни одной НКО, в то время как, по сведениям Минтруда, было 153 и три соответственно.

    Данные мониторинга Минтруда РФ, июль 2015 года. Количество НКО в региональных реестрах, включающих более 100 организаций

    Закон об основах социального обслуживания граждан требует размещать реестры поставщиков на официальных сайтах уполномоченных органов субъектов РФ. Тем не менее обнаружить реестры поставщиков не всегда легко, по крайней мере для рядового интернет-пользователя. Например, на сайте Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области реестр помещен в подразделе «Закон 442-ФЗ» в виде архива, поисковики его не находят.

    Такие разные регионы и совсем особенный Башкортостан

    По данным Минтруда, некоммерческие организации включены в реестры 36 регионов. Распределение НКО-поставщиков социальных услуг по регионам очень неравномерное. Довольно много НКО, например, в Ленинградской области – 20 из 72 организаций в реестре. В реестрах Москвы и Московской области — ни одной. В среднем же количество НКО в региональных реестрах сравнительно невелико. Там, где они встречаются, их, как правило, от одной до пяти. Исключение составляет реестр Башкортостана, где НКО — больше половины: 120 из 211 организаций. При этом подавляющее большинство из этих организаций созданы в 2015 году, удалось найти лишь одну НКО, работающую с 2014 года, — Центр социального обслуживания населения «Твори добро».

    Ольга Панчихина, исполнительный директор Общественного фонда развития города Уфы, председатель Общественной палаты Республики Башкортостан, поясняет: «Центр «Твори добро» и еще одна организация в 2014 году были пилотными проектами: на примере этих организаций мы смотрели, могут ли учреждения, которые были государственными, переквалифицироваться в автономные некоммерческие организации. Опыт был очень успешным, мы по многим критериям оценили эту работу». В 2015 году подведомственные Министерству труда и социальной защиты населения РБ учреждения начали массово преобразовываться в автономные некоммерческие организации. «Во всех этих центрах социального обслуживания уже есть сильные команды, — говорит Панчихина, — и теперь они будут между собой соревноваться за получателей услуг». Причиной того, что в реестр не попала ни одна из давно работающих региональных НКО, Панчихина считает несоответствие их документации требованиям, предъявляемым к поставщикам соцуслуг. «Не все могли участвовать, потому что в уставе обязательно должно быть прописано, что они могут предоставлять услуги. Я думаю, что сейчас те НКО, которые хотели войти в реестр, доделают необходимые документы и войдут в реестр», — считает эксперт.

    Данные мониторинга Минтруда РФ, июль 2015 года. Доля НКО в региональных реестрах

    Чем занимаются поставщики

    НКО-поставщики соцуслуг занимаются разными направлениями социальной помощи.

    Все новообразованные НКО в Башкортостане занимаются оказанием помощи на дому: кто-то пожилым людям, кто-то инвалидам, тяжелобольным или детям с особенностями развития. Они оказывают социально-медицинские, коммуникативные, социально-правовые, социально-педагогические, социально-психологические услуги и т.д. В других регионах, кроме обслуживания на дому, среди услуг НКО-поставщиков встречается стационарное и полустационарное обслуживание.

    Тюменская областная общественная организация «Будущее начинается сейчас» работает с бездомными. «Мы зарегистрированы с 2006 года, в 2007 году начали кормить бездомных – открыли благотворительную столовую в вагончике. Работали с одиннадцати до трех часов каждый день без выходных», — рассказывает Галина Паршуткина, председатель правления ТООО «Будущее начинается сейчас». Очень быстро в организации осознали необходимость расширять спектр деятельности: в столовую начали приходить люди, остро нуждающиеся в медицинской помощи — покалеченные, обмороженные, с гангреной. «Было страшно: ткани от кости у человека после обморожения отваливаются, температура 40, а мы его просто кормим… Тут нужно было либо закрываться, либо искать выход, как дальше работать, чтобы людям реально помогать и дифференцировано: кого кормить, кому медицинскую помощь оказывать. И вот два года назад мы получили медицинскую лицензию. Мы в России вторая организация, получившая медицинскую лицензию для работы с бездомными, первая – в Санкт-Петербурге. Оказываем медицинские услуги, паллиативный уход за бездомными. Так называемое полустационарное обслуживание — именно это вошло в реестр. Сейчас у нас 20 койкомест», — говорит Паршуткина.

    Палаточный лагерь для подростков-подопечных организации «Врачи детям», vk.com/vdspb

    Санкт-Петербургская общественная организация «Врачи детям» помогает детям и семьям в трудной жизненной ситуации, в том числе поддерживает ВИЧ-инфицированных детей и взрослых. «С 2001 года мы занимаемся устройством детей-сирот в замещающие семьи, подготовкой приемных родителей и сопровождением семей. За годы работы специалисты приобрели уникальный опыт, и мы уверены, что можем оказывать качественные услуги в этой области наравне с государственными учреждениями, — уверена Елена Карасева, руководитель проекта СПбОО «Врачи детям». — В реестре мы заявлены как поставщики услуг по подготовке приемных родителей и социально-психологическому сопровождению семей, взявших ребенка на воспитание, хотя, безусловно, спектр услуг, которые мы могли бы оказывать, гораздо шире. Решили начать с этого».

    Благотворительный фонд «Независимость» в Лысьве (Пермский край) помогает людям с наркотической и алкогольной зависимостью. «Мы работаем пять лет, в этом году вошли в реестр, — рассказывает Олег Стариков, директор БФ «Независимость». — Пока у нас небольшой перечень услуг: временный приют для людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, полустационар. И материальная помощь: мы выдаем продуктовые и гигиенические наборы».

    независим.рф

    В Брянске Специальный центр развития детей «Гармония» работает с детьми с особенностями развития. «В соответствии с названиями услуг в реестре, мы реализуем следующие услуги: обеспечение кратковременного присмотра за детьми, проведение занятий по адаптивной физкультуре, социально-психологическое консультирование, в том числе по вопросам внутрисемейных отношений, организация помощи родителям и иным законным представителям детей-инвалидов, воспитывающихся дома, в обучении таких детей навыкам самообслуживания и общения», — говорит Евгения Орачевская, замдиректора СЦРД «Гармония». Кроме того, в спектр услуг центра «Гармония» входит социально-педагогическая коррекция, включая диагностику и консультирование, формирование позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организация досуга (праздники, экскурсии и другие культурные мероприятия), а также обеспечение книгами, журналами, газетами, обучение навыкам поведения в быту и общественных местах. «Эти услуги непосредственно связаны с деятельностью нашего центра с 2007 года. За это время накопился богатый опыт работы, сложилась команда педагогов, а большинство воспитанников непрерывно посещают наши занятия уже более пяти лет», — поясняет Орачевская.

    facebook.com/evreiryazan

    Региональная общественная организация «Еврейский общинный культурный центр Рязанской области «Хесед-Тшува» работает с 2001 года. Это единственная некоммерческая организация, вошедшая в реестр поставщиков социальных услуг Рязанской области. Среди разносторонних проектов организации – уход на дому за пожилыми людьми. «Мы оказываем услуги по уходу на дому, работаем в этом направлении уже 15 лет, считаем себя профессионалами, — говорит Людмила Захарова, директор РОО «Хесед-Тшува». — У нас есть услуга, которая не включена в реестр, но она идет у нас в комплексе услуг по уходу на дому — преодоление одиночества пожилыми людьми. Мы готовы применить свой опыт борьбы с одиночеством и депрессиями пожилого возраста». «Хесед-Тшува» начинает использовать социальные сети для продвижения своих продуктов. Пока это услуги по уходу на дому во всем их разнообразии. В будущем организация планирует работать с детьми от года до трех лет.

    Фонд социальной и правовой поддержки населения «Светлица» в городе Подпорожье (Ленинградская область) основан при муниципальном автономном учреждении «Комплексный центр социального обслуживания населения «Отрада». «Фонд зарегистрирован в конце 2013 года, а работать начал с 2014 года. В селе Винницы, в 75 километрах от районного центра, закрылась больница, оставили только амбулаторию, и было принято решение отдать половину помещения под стационар, поэтому в фонд перешел стационар на 27 койко-мест и еще пять платных мест. Потребность на данный момент больше, но нет помещений», — рассказывает Елена Гусева, директор ФСППН «Светлица». Сейчас в стационаре находятся в основном люди с ограниченными возможностями и пожилые. Бездомные получают временный приют. Все при необходимости получают уход, санитарно-гигиенические услуги, доврачебную помощь, содействие в получении медицинской помощи. Кроме того, есть консультационно-психологические, реабилитационные и досуговые услуги. «Мы помогаем оформлять документы в дом-интернат, получать группу по инвалидности и т.д. На 2016 год, совместно с управлением социальной защиты населения, мы запланировали еще взять услуги на дому и услуги срочной социальной помощи для бездомных», — продолжает Гусева.

    Как попасть в реестр

    Большинство НКО вошли в региональный реестр поставщиков социальных услуг без каких-либо проблем. О том, что потребовались какие-то изменения в документах, говорили всего в двух организациях.

    Во многих случаях инициатива включения НКО в реестр исходила от местной власти: представители администрации, департаментов соцзащиты сами предлагали НКО вступить в реестр и помогали, в случае необходимости, менять документацию.

    «Да, документацию необходимо было привести в соответствие с регламентами минсоцзащиты, названия поменять, внутренние регламенты принять. Но было не трудно, все помогали», — подчеркивает Людмила Захарова.

    Тюменской областной общественной организации «Будущее начинается сейчас» на изменение устава потребовалось время. «Когда в декабре нам предложили вступить в реестр, юристы посмотрели наши бумаги, и оказалось, что в нашем уставе не хватает одной строчки: «Предоставление услуг с проживанием». Нужно было ее добавить. На это у нас ушло месяца два, — объясняет Паршуткина. — Это новое в работе – департамент социального развития идет навстречу. Они с нами, как с первоклассниками возятся, очень стараются помочь».

    srcnekl.ru

    Что получили НКО и на что рассчитывают

    «Никаких изменений в статусе организации вхождение в реестр не повлекло, но надеемся, что мы сможем участвовать в конкурсах по предоставлению социальных услуг наравне с государственными учреждениями», — говорит Елена Карасева.

    «Изменений пока нет, никто не знает, что должно измениться… По крайней мере, мне не предлагали каких-то привилегий, дополнительных финансов, поэтому ничего особенного, — делится Олег Стариков. — Возможно, если кто-то понимает и заходит на сайты поставщиков государственных услуг, это для них может что-то значить. Мы у себя на странице тоже выложили информацию о том, что мы входим в реестр. Может быть для людей, которые хотят воспользоваться нашими услугами, это будет еще один факт, подтверждающий, что государство нас знает, вплоть до того, что мы находимся на определенных позициях и занимаем какую-то нишу».

    «Ожидания пока не оправдались. Ждем утверждения новых тарифов, чтобы включиться в рынок поставщиков услуг, но уверены, что все получится так, как планировали, — рассказывает Захарова. — Мы понимаем, что государство большая бюрократическая машина, и ему нужно время, чтобы сделать разворот в нашу сторону».

    Представители организаций-поставщиков говорят о несовершенстве механизма денежных компенсаций стоимости оказываемых услуг. Например, организациям, занимающимся реабилитационной работой с детьми с особенностями развития, довольно сложно встроиться в эту систему.

    «Требуется большое количество документов, которые должны предоставить в органы соцзащиты родители, к тому же в отношении работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, пока нет четкого механизма «признания их нуждаемости» в определенных услугах, — говорит Орачевская. — Хочется, чтобы был окончательно доработан в сторону облегчения механизм компенсации стоимости занятий. Тогда родители с наименьшими финансовыми затратами смогут получать необходимый объем времени оказания помощи их особому ребенку, а специалисты смогут обеспечивать устойчивую положительную динамику в развитии».

    facebook.com/pages/Будущее-начинается-сейчас/

    Пока самый удачный опыт — у НКО, помогающих бездомным и инвалидам в стационарах и полустационарах. «Нам очень долго предлагали войти в реестр, а мы еще кочевряжились, взвешивали все «за» и «против», — рассказала Галина Паршуткина. — У нас 20 койкомест. Один пациент стоит 1200 рублей в месяц: это проживание, кормление, памперсы (практически все лежачие). На 10 человек по документам мы можем получать государственные деньги, на 10 – нет: это бабушки, у которых есть жилье. На 10 человек получается 12 тыс. рублей в месяц, — такая математика была в декабре у нас. Вот мы подумали: стоит ли из-за этого?» Но все-таки решили, что стоит. «Работы с грантами, возни тоже много – отчеты и т.п. , — продолжает Паршуткина. — Взялись за это дело. А в этом месяце было существенное увеличение тарифов, и мы получили 79 тыс. рублей. В первый раз. И очень-очень рады. Все эти деньги мы направляем на налоги, потому как это самая слабая статья расходов. Стабильный приток средств для нас очень важен, потому что если его не будет, нашу организацию закроют. Что касается памперсов, препаратов, перчаток, даже продуктов питания – мы собираем пожертвования, люди откликаются. Но вот налоги – эта статья расходов всегда проблемная».

    Социальные услуги помогают некоторым НКО закрывать проблемные статьи расходов.

    «У нас намного увеличилось количество людей, получающих услуги бесплатно: почти в три раза, — говорит Елена Гусева. — Во-первых, когда мы рассчитывали, сколько нам надо получить средств из бюджета (компенсации так называемой), мы рассчитывали доходы с учетом средств, полученных от клиентов. В январе вступило в силу Постановление № 578 от 19.12.2014 Правительства Ленинградской области, где прописано, что денежные средства (компенсация) выплачивается за минусом сумм, полученных от клиентов. Во-вторых, изменился расчет с клиентов. С вступлением в силу 442 ФЗ «О социальном обслуживании населения», например, участники ВОВ бесплатно стали обслуживаться. Изменился порядок взимания платы за предоставление социальных услуг (№ 577 от 09.12.2014)».

    Отношения с властями

    У всех организаций достаточно хорошие контакты с местными госструктурами. Кроме администрации и департаментов соцзащиты, взаимодействие в ходе работы складывается со структурами, имеющими отношение к профилю НКО: медицинскими, правоохранительными, образовательными и т.д.

    В некоторых случаях НКО получают помещение без арендной платы. Фонд «Независимость» смог получить помещение под офис. ФСППН «Светлица» — дочерней организации муниципального центра соцобслуживания – без проблем была выделена половина больничного здания под стационар.

    Некоторые НКО-поставщики социальных услуг получают бесплатные помещения.

    Организации «Будущее начинается сейчас» удалось получить отдельное здание. Но это потребовало больших усилий. «Когда мы только начинали кормить бездомных, первая задача была познакомиться со всеми государственными структурами, с которыми только можно: с департаментом соцзащиты, администрацией города, депутатами и т.д., — говорит Галина Паршуткина. — Я везде ходила и везде получала ответ: в городе все в порядке, есть социальные центры, необходимости в нашей организации нет. Не хотели открывать двери… А потом нас стали замечать».

    Муниципальное здание организация получила в 2008 году: двухэтажное, 360 квадратных метров каждый этаж. Оно представляло собой заброшенный дом, который нуждался в серьезном ремонте: не было окон, дверей, вентиляции, света, отопления, протекала крыша.

    «Условия были такие: если мы проведем капитальный ремонт за свой счет, с нас не будут взиматься платежи за аренду помещения. Мы выполнили свои обязательства, администрация – свои. Чтобы поднять это помещение не один миллион потребовался. Я объехала весь северный регион от Сургута до Салехарда, к нефтегазовым предприятиям обращалась. Многие шли навстречу и не отказывали. Хотя было достаточно сложно – разворачивался кризис… Когда мы получили медицинскую лицензию, первая встреча состоялась, чтобы выработать алгоритм действий между социальными и медицинскими учреждениями города. Сейчас со всеми медицинскими учреждениями области мы раз в год встречаемся», — говорит Галина.

    «По роду своей деятельности мы взаимодействуем со всеми структурами. У нас подписанные соглашения и с МВД, и соцслужбами, и с отдельными больницами, и со здравоохранением в целом, — подчеркивает Олег Стариков. — Анализы, например, больницы у нас принимают, — мы направляем тех, кто хочет узнать свой статус. С МВД вместе участвуем в розыскных мероприятиях, когда кто-то потерялся… Если точки соприкосновения есть, есть и взаимодействие».

    www.asi.org.ru