Реестр рейтинговых агентств

Рейтинговое агентство Эксперт РА получило аккредитацию Банка России

2016-12-6 17:45

Рейтинговое агентство Эксперт РА (работает под брендом RAEX) включено в реестр рейтинговых агентств, аккредитованных Банком России, сообщается на сайте агентства. Включение сведений об Эксперт РА в реестр аккредитованных рейтинговых агентств означает полное соответствие агентства требованиям закона 222-ФЗ О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, а также других нормативных актов ЦБ РФ, регулирующих деятельность рейтинговых агентств в России, подчеркивается в релизе.

В рамках прохождения аккредитации ЦБ агентством был сформирован акционерный капитал, созданы новые органы корпоративного управления, исключающие конфликты интересов, приведены к требованиям ЦБ РФ рейтинговые методологии и процедуры с целью повышения качества и прозрачности рейтинговых оценок, отмечают в RAEX.

По словам генерального директора агентства Сергея Тищенко, аккредитация Банком России является важнейшей вехой в 20-летней истории агентства. Наша аккредитация означает возвращение конкуренции на рынок рейтинговых услуг. Это хороший знак для всех участников финансовых рынков, использующих или планирующих использовать кредитные рейтинги в своей деятельности. У них появилась возможность выбора, а у рынка рейтинговых услуг появился новый стимул для дальнейшего развития, подчеркнул Тищенко.

Мы и дальше будем совершенствовать нашу экспертизу, методологические подходы и качество предоставляемых нами сервисов, пообещал он.

Наличие аккредитации Банка России, согласно действующему законодательству, является обязательным условием ведения деятельности по присвоению кредитных рейтингов на территории РФ. С 13 января 2017 года рейтинги агентств, не прошедших аккредитацию и не вошедших в реестр аккредитованных агентств, перестанут быть легитимными, напоминают в RAEX.

banki.news

Приказ Минфина РФ от 4 мая 2010 г. N 37н «Об утверждении Порядка аккредитации рейтинговых агентств и ведения реестра аккредитованных рейтинговых агентств»

Подлежит регистрации в МЮ в августе

В соответствии с подпунктом 5.2.28.4. пункта 5.2. Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3258; 2006, N 32, ст. 3569; 2009, N 3, ст. 378; N 8, ст. 973; N 11, ст. 1312; N 26, ст. 3212; N 31, ст. 3954; 2010, N 5, ст. 531; N 9, ст. 967; N 11, ст. 1224), приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок аккредитации рейтинговых агентств и ведения реестра аккредитованных рейтинговых агентств.

Порядок
аккредитации рейтинговых агентств и ведения реестра аккредитованных рейтинговых агентств
(утв. приказом Минфина РФ от 4 мая 2010 г. N 37н)

I. Общие положения

1. Порядок аккредитации рейтинговых агентств и ведения реестра аккредитованных рейтинговых агентств (далее — Порядок) разработан в соответствии с подпунктом 5.2.28.4. пункта 5.2. Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3258; 2006, N 32, ст. 3569; 2009, N 3, ст. 378; N 8, ст. 973; N 11, ст. 1312; N 26, ст. 3212; N 31, ст. 3954; 2010, N 5, ст. 531; N 9, ст. 967; N 11, ст. 1224), и устанавливает порядок добровольной аккредитации рейтинговых агентств и ведения Министерством финансов Российской Федерации реестра аккредитованных рейтинговых агентств.

2. Аккредитованными могут быть российские и иностранные юридические лица — рейтинговые агентства, выражающие с использованием определенной системы ранжирования (далее — рейтинговой шкалы) мнение относительно способности и готовности юридических лиц и публично-правовых образований (далее — объекты рейтингования) своевременно и в полном объеме выполнять свои финансовые обязательства (далее — кредитный рейтинг).

3. Целью аккредитации рейтинговых агентств является обеспечение повышения доверия к деятельности рейтинговых агентств путем подтверждения их компетентности в присвоении кредитных рейтингов.

4. Аккредитация рейтингового агентства, являющегося иностранным юридическим лицом, и аффилированных с ним иностранных юридических лиц (далее — международное рейтинговое агентство) осуществляется путем регистрации обособленного подразделения (филиала, представительства) международного рейтингового агентства, либо аффилированного с международным рейтинговым агентством российского юридического лица, в реестре аккредитованных рейтинговых агентств.

II. Порядок аккредитации

5. Российское рейтинговое агентство, либо созданное на территории Российской Федерации обособленное подразделение международного рейтингового агентства, или российское юридическое лицо, аффилированное с международным рейтинговым агентством (далее — заявитель), направляет в Министерство финансов Российской Федерации заявление, в котором указывается полное наименование заявителя, юридический и фактический адрес, телефон, факс, адрес электронной почты, банковские реквизиты, подписанное руководителем заявителя, к которому прилагаются:

копии учредительных документов заявителя и копия свидетельства о государственной регистрации его в качестве юридического лица, заверенные печатью и подписанные руководителем заявителя, либо копии документов о регистрации обособленного подразделения международного рейтингового агентства или российского юридического лица, аффилированного с международным рейтинговым агентством, заверенные печатью и подписанные руководителем заявителя, письменная информация о международном рейтинговом агентстве (полное наименование, юридический и фактический адрес, фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя), а также письменное согласие международного рейтингового агентства на его аккредитацию путем регистрации в реестре аккредитованных рейтинговых агентств обособленного подразделения международного рейтингового агентства, либо российского юридического лица, аффилированного с международным рейтинговым агентством;

копия свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе Российской Федерации, заверенная печатью и подписанная руководителем заявителя;

справка налогового органа Российской Федерации, подтверждающая отсутствие у заявителя неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации;

перечень собственников (акционеров) заявителя, владеющих долей капитала 5 процентов и более, заверенный печатью и подписанный руководителем заявителя, либо в случае если заявителем является обособленное подразделение международного рейтингового агентства или юридическое лицо, аффилированное с международным рейтинговым агентством, — перечень собственников (акционеров) международного рейтингового агентства, владеющих долей капитала 5 процентов и более, заверенный печатью и подписанный руководителем заявителя;

организационная схема, отражающая распределение функций и полномочий между структурными подразделениями заявителя, либо в случае если заявителем является обособленное подразделение международного рейтингового агентства или юридическое лицо, аффилированное с международным рейтинговым агентством, — международного рейтингового агентства;

образец используемого договора о проведении рейтинговой оценки между заявителем либо международным рейтинговым агентством и объектом рейтингования;

сведения об используемой рейтинговой шкале и рейтинговой методологии, содержащие определение понятия кредитного рейтинга, а также основные факторы, принимаемые во внимание в процессе присвоения кредитного рейтинга с приложением копий внутренних документов заявителя либо международного рейтингового агентства, утверждающих рейтинговую шкалу и рейтинговую методологию, либо описания внутренних правил утверждения заявителем либо международным рейтинговым агентством рейтинговой шкалы и рейтинговой методологии;

сведения о процедуре рейтингования, включая ее основные этапы и порядок принятия решения о присвоении, изменении, приостановке кредитного рейтинга или ином рейтинговом действии с приложением копий внутренних документов заявителя либо международного рейтингового агентства, утверждающих процедуру рейтингования, либо описания внутренних правил утверждения заявителем либо международным рейтинговым агентством данной процедуры;

список действующих опубликованных кредитных рейтингов, присвоенных российским объектам рейтингования, с разделением на кредитные рейтинги, присвоенные на основании договора с объектом рейтингования, в том числе на основе информации, предоставляемой объектом рейтингования (контактные кредитные рейтинги), и кредитные рейтинги, присвоенные на основе анализа исключительно общедоступной информации без заключения договора между заявителем либо международным рейтинговым агентством и объектом рейтингования о присвоении кредитного рейтинга (дистанционные кредитные рейтинги);

информация о наличии собственного общедоступного кодекса профессионального поведения на русском языке, либо о присоединении к существующим общедоступным кодексам поведения рейтинговых агентств, принятым профессиональными объединениями в сфере финансового рынка, с приложением копии соответствующего кодекса;

копии бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках заявителя за последние два календарных года, предшествующие дате направления заявления об аккредитации, заверенные печатью и подписанные руководителем заявителя, либо в случае если законодательством Российской Федерации не предусмотрено ведение бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках — копии полного комплекта документов годовой финансовой отчетности, представляемого в налоговый орган Российской Федерации, заверенные печатью и подписанные руководителем заявителя;

перечень объектов рейтингования и иных лиц, доля денежных поступлений от которых составила 10 и более процентов в годовой выручке заявителя по состоянию на конец последнего истекшего календарного года, заверенный печатью и подписанный руководителем заявителя, либо в случае если заявителем является обособленное подразделение международного рейтингового агентства или российское юридическое лицо, аффилированное с международным рейтинговым агентством, — перечень объектов рейтингования, доля денежных поступлений от которых составила 10 и более процентов в годовой выручке международного рейтингового агентства по состоянию на конец последнего истекшего календарного года, заверенный печатью и подписанный руководителем заявителя;

перечень собственников (акционеров) заявителя или аффилированных с собственниками лиц, которым заявителем был присвоен контактный кредитный рейтинг, заверенный печатью и подписанный руководителем заявителя, а также информация о мерах, принимаемых заявителем для управления возникающими в этой связи конфликтами интересов. В случае если заявителем является обособленное подразделение международного рейтингового агентства или юридическое лицо, аффилированное с международным рейтинговым агентством, — перечень собственников (акционеров) международного рейтингового агентства, или аффилированных с собственниками лиц, которым международным рейтинговым агентством был присвоен контактный кредитный рейтинг, заверенный печатью и подписанный руководителем заявителя, а также информация о мерах, принимаемых международным рейтинговым агентством для управления возникающими в этой связи конфликтами интересов.

6. Заявитель либо международное рейтинговое агентство при представлении документов на аккредитацию подтверждает сведения:

о наличии на момент подачи заявления на аккредитацию не менее 20 действующих контактных кредитных рейтингов, присвоенных российским объектам рейтингования, в том числе не менее 10 рейтингов, присвоенных эмитентам ценных бумаг, имеющих допуск к торгам на организованном рынке ценных бумаг;

об осуществлении непрерывной публичной деятельности по присвоению контактных кредитных рейтингов российским объектам рейтингования не менее 2 лет;

об обеспечении выполнения требований собственного общедоступного кодекса профессионального поведения на русском языке или общедоступного кодекса поведения рейтинговых агентств, принятого профессиональными объединениями в сфере финансового рынка, содержащих, в том числе описание принципов обеспечения качества и объективности рейтингового процесса, независимости рейтинговых агентств и предотвращения конфликтов интересов, ответственности рейтингового агентства перед пользователями кредитных рейтингов и объектами рейтингования;

о наличии утвержденной внутренними документами или правилами заявителя или международного рейтингового агентства методологии и процедуры рейтингования, предусматривающей, в том числе непрерывность процесса рейтингования, принятие решения о кредитном рейтинге на коллегиальной основе;

об обеспечении информационной прозрачности своей деятельности путем ведения общедоступного официального сайта в сети Интернет, содержащего, в том числе утвержденную внутренними документами либо правилами заявителя или международного рейтингового агентства рейтинговую методологию, список действующих опубликованных кредитных рейтингов с указанием дат последнего опубликования;

о разделении дистанционных и контактных кредитных рейтингов при опубликовании информации о кредитных рейтингах в средствах массовой информации и в сети Интернет.

7. Министерство финансов Российской Федерации осуществляет экспертизу документов и сведений, представляемых заявителем в соответствии с пунктами 5 и 6 настоящего Порядка.

8. В течение тридцати рабочих дней с даты поступления заявления и документов заявителя на аккредитацию Министерство финансов Российской Федерации принимает положительное решение об аккредитации заявителя, либо в случае если заявителем является обособленное подразделение международного рейтингового агентства или юридическое лицо, аффилированное с международным рейтинговым агентством, — об аккредитации международного рейтингового агентства путем издания приказа о его аккредитации в качестве аккредитованного рейтингового агентства, либо не аккредитует заявителя, направляя в его адрес письмо с обоснованием причин отказа.

9. Министерство финансов Российской Федерации не аккредитует заявителя в случае:

непредставления или неполного представления в Министерство финансов Российской Федерации документов и сведений, предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящего Порядка.

10. Заявитель или в случае если заявителем является обособленное подразделение международного рейтингового агентства или юридическое лицо, аффилированное с международным рейтинговым агентством, — международное рейтинговое агентство считается аккредитованным рейтинговым агентством с даты вступления в силу соответствующего приказа Министерства финансов Российской Федерации.

11. В процессе осуществления деятельности аккредитованное рейтинговое агентство либо обособленное подразделение аккредитованного международного рейтингового агентства или юридическое лицо, аффилированное с аккредитованным международным рейтинговым агентством, уведомляет в письменном виде (если в настоящем пункте не указано иное) Министерство финансов Российской Федерации:

о внесении изменений в учредительные документы аккредитованного рейтингового агентства, обособленного подразделения аккредитованного международного рейтингового агентства или российского юридического лица, аффилированного с аккредитованным международным рейтинговым агентством, не позднее 20 рабочих дней с даты внесения изменений;

об изменении долей собственников (акционеров) аккредитованного рейтингового агентства, владеющих долей капитала 5 процентов и более, не позднее 20 рабочих дней с даты изменения;

об объектах рейтингования и иных лицах, доля денежных поступлений от которых составила 10 и более процентов в годовом объеме выручки аккредитованного рейтингового агентства по состоянию на конец последнего истекшего календарного года — ежегодно, не позднее 1 августа;

об объектах рейтингования, являющихся собственниками аккредитованного рейтингового агентства или аффилированными с собственниками лицами, которым аккредитованным рейтинговым агентством был присвоен контактный кредитный рейтинг, а также информацию о мерах, принимаемых аккредитованным рейтинговым агентством для управления возникающими в этой связи конфликтами интересов, не позднее 5 рабочих дней с даты опубликования указанного кредитного рейтинга;

об изменении юридического и (или) фактического адреса аккредитованного рейтингового агентства, обособленного подразделения аккредитованного международного рейтингового агентства или российского юридического лица, аффилированного с аккредитованным международным рейтинговым агентством, не позднее 5 рабочих дней с даты изменения;

о смене руководителя аккредитованного рейтингового агентства, обособленного подразделения аккредитованного международного рейтингового агентства или российского юридического лица, аффилированного с аккредитованным международным рейтинговым агентством, не позднее 5 рабочих дней с даты смены;

о направлении в налоговый орган Российской Федерации годового бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, либо в случае если действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено ведение бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, полного комплекта документов годовой финансовой отчетности, представляемого в налоговый орган Российской Федерации — ежегодно, не позднее пяти дней с даты представления указанной отчетности в налоговый орган Российской Федерации с приложением копий указанной отчетности;

о присвоении, изменении, приостановке кредитного рейтинга или ином рейтинговом действии в отношении российских объектов рейтингования — в электронном виде в день официального опубликования решения о совершении соответствующего действия, либо в случае если указанная информация содержится в сети Интернет на соответствующем сайте аккредитованного рейтингового агентства, уведомление не осуществляется.

III. Ведение реестра аккредитованных рейтинговых агентств

12. Реестр аккредитованных рейтинговых агентств (далее — реестр) ведется Министерством финансов Российской Федерации на бумажном носителе и в электронном виде путем внесения в реестр записей на основании приказов Министерства финансов Российской Федерации. Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми и общедоступными и подлежат обязательному размещению на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в сети Интернет.

13. Реестровая запись содержит следующие сведения:

номер реестровой записи, дата включения в реестр сведений об аккредитованном рейтинговом агентстве (обособленном подразделении международного рейтингового агентства или российском юридическом лице, аффилированном с международным рейтинговым агентством), дата и номер приказа Министерства финансов Российской Федерации, на основании которого внесена реестровая запись;

наименование аккредитованного рейтингового агентства (обособленного подразделения международного рейтингового агентства или российского юридического лица, аффилированного с международным рейтинговым агентством) и его организационно-правовая форма;

юридический и фактический адрес аккредитованного рейтингового агентства (обособленного подразделения

международного рейтингового агентства или российского юридического лица, аффилированного с международным рейтинговым агентством);

фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя аккредитованного рейтингового агентства (обособленного подразделения международного рейтингового агентства или российского юридического лица, аффилированного с международным рейтинговым агентством);

информация о лишении аккредитованного рейтингового агентства аккредитации;

информация о переоформлении аккредитации аккредитованного рейтингового агентства.

14. Внесение и изменение сведений об аккредитованном рейтинговом агентстве (обособленном подразделении международного рейтингового агентства или российском юридическом лице, аффилированном с международным рейтинговым агентством) в реестр, а также исключение сведений из реестра осуществляется на основании приказов Министерства финансов Российской Федерации.

15. Сведения из реестра предоставляются любым заинтересованным лицам безвозмездно. Предоставление сведений, содержащихся в реестре, по запросам заинтересованных лиц осуществляется в виде выписок из реестра в 5-дневный срок с даты поступления запроса.

16. Исключение аккредитованного рейтингового агентства из реестра аккредитованных рейтинговых агентств осуществляется в следующих случаях:

внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица (аккредитованного рейтингового агентства, либо аффилированного с международным рейтинговым агентством) или прекращении его деятельности в результате реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника у каждого участвующего в слиянии юридического лица аккредитации в качестве аккредитованного рейтингового агентства), прекращение деятельности обособленного подразделения международного рейтингового агентства на территории Российской Федерации;

по инициативе аккредитованного рейтингового агентства;

по решению Министерства финансов Российской Федерации в следующих случаях:

— не подтверждения аккредитованным рейтинговым агентством (обособленным подразделением аккредитованного международного рейтингового агентства или российским юридическим лицом, аффилированным с аккредитованным международным рейтинговым агентством) сведений, предусмотренных пунктом 6 настоящего Порядка, за исключением абзаца второго;

— снижения количества действующих контактных кредитных рейтингов ниже пятнадцати (включительно), а также количества контактных кредитных рейтингов, присвоенных эмитентам ценных бумаг, имеющих допуск к торгам на организованном рынке ценных бумаг, ниже семи (включительно);

— неоднократного непредставления аккредитованным рейтинговым агентством (обособленным подразделением аккредитованного международного рейтингового агентства или российским юридическим лицом, аффилированным с аккредитованным международным рейтинговым агентством) уведомлений, предусмотренных пунктом 11 настоящего Порядка.

17. Исключение аккредитованного рейтингового агентства из реестра аккредитованных рейтинговых агентств осуществляется на основании приказа Министерства финансов Российской Федерации в течение месяца с даты выявления факта, являющегося основанием для исключения, в соответствии с пунктом 16 настоящего Порядка.

IV. Переоформление аккредитации рейтингового агентства

18. В случае принятия уполномоченными в соответствии с учредительными документами органами управления аккредитованного рейтингового агентства решения о реорганизации в форме преобразования или слияния аккредитованное рейтинговое агентство письменно уведомляет Министерство финансов Российской Федерации о таком решении в течение семи рабочих дней с даты принятия указанного решения.

19. В случае реорганизации аккредитованного рейтингового агентства в форме преобразования, при условии направления в Министерство финансов Российской Федерации уведомления, предусмотренного пунктом 18 настоящего Порядка, его правопреемник имеет статус аккредитованного рейтингового агентства в течение тридцати дней с даты завершения процедуры преобразования.

20. В случае реорганизации аккредитованного рейтингового агентства, являющегося юридическим лицом, в форме слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника у одного или у каждого участвующего в слиянии юридического лица (рейтингового агентства) аккредитации, а также при условии направления в Министерство финансов Российской Федерации уведомления, предусмотренного пунктом 18 настоящего Порядка, такой правопреемник имеет статус аккредитованного рейтингового агентства в течение тридцати дней с даты завершения процедуры слияния.

21. В течение двадцати дней с даты завершения процедуры реорганизации в форме преобразования или слияния при условии направления в Министерство финансов Российской Федерации уведомления, предусмотренного пунктом 18 настоящего Порядка, правопреемник аккредитованного рейтингового агентства имеет право подать в Министерство финансов Российской Федерации заявление о переоформлении аккредитации. Вместе с заявлением реорганизуемое рейтинговое агентство предоставляет документы и сведения, предусмотренные пунктами 5 и 6 настоящего Порядка.

22. Начиная с даты представления заявления, а также документов и сведений в соответствии с пунктом 21 настоящего Порядка, правопреемник аккредитованного рейтингового агентства сохраняет статус аккредитованного рейтингового агентства в течение всего срока проведения Министерством финансов Российской Федерации экспертизы указанных документов и сведений.

23. Министерство финансов Российской Федерации принимает решение о переоформлении аккредитации в течение десяти дней с даты поступления указанных в пункте 21 настоящего Порядка документов на переоформление аккредитации в форме соответствующего приказа Министерства финансов Российской Федерации и вносит соответствующие изменения в реестр аккредитованных рейтинговых агентств, либо не переоформляет аккредитацию и направляет правопреемнику аккредитованного рейтингового агентства письмо с обоснованием причин отказа.

24. Министерство финансов Российской Федерации не переоформляет аккредитацию в случае непредставления или неполного представления в Министерство финансов Российской Федерации документов и сведений в соответствии с пунктом 21 настоящего Порядка.

Приказ Минфина РФ от 4 мая 2010 г. N 37н «Об утверждении Порядка аккредитации рейтинговых агентств и ведения реестра аккредитованных рейтинговых агентств»

Текст приказа размещен на сайте Министерства финансов РФ в Internet (http://www.minfin.ru)

Обзор документа

Регламентирован порядок аккредитации Минфином России рейтинговых агентств.

Цель аккредитации — подтвердить компетентность в присвоении кредитных рейтингов. Она носит добровольный характер. Аккредитованными могут быть российские и иностранные организации, выражающие с использованием определенной системы ранжирования мнение о способности и готовности юридических лиц и публично-правовых образований своевременно и в полном объеме выполнять свои финансовые обязательства.

Приведен перечень необходимых для аккредитации документов. Кроме того, агентство должно соответствовать определенным требованиям (заниматься присвоением контактных рейтингов российским организациям не менее 2 лет и иметь как минимум 20 таких действующих рейтингов; соблюдать кодекс профессионального поведения; вести общедоступный официальный сайт в сети Интернет и др.).

Решение об аккредитации принимается в течение 30 дней после подачи документов. Аккредитованные агентства обязаны уведомлять Минфин России об изменении учредительных документов, долей собственников, смене руководства, представлении годовой финансовой отчетности, заключении крупных сделок по присвоению рейтингов и др.

Минфин России ведет реестр аккредитованных агентств. Его сведения размещаются на официальном Интернет-сайте Министерства и предоставляются бесплатно.

Исключение агентства из реестра возможно при сокращении числа действующих контактных рейтингов до 15 и менее, неоднократном непредставлении обязательных уведомлений и по ряду иных причин.

Международные рейтинговые агентства аккредитуются путем регистрации в реестре их российского филиала (представительства, аффилированной организации).

www.garant.ru

НРА: до конца года реестр рейтинговых агентств расширится

13 января заканчивается срок рейтингов агентств, не вошедших до конца года в реестр ЦБ. До вхождения в реестр поддерживать нынешние кредитные рейтинги нельзя. «Это не означает, что агентства прекращают работу,— пояснил порталу Банкир.Ру управляющий директор Национального рейтингового агентства (НРА) Павел Самиев.— Можно переподать заявку, и НРА планирует это сделать — с подкорректированными документами».

«При этом любое агентство, не планирующее подавать такую заявку, может дальше поддерживать рейтинги некредитные — рейтинги качества услуг, рейтинги корпоративного управления, качества управления активами, различные социальные рейтинги и т.д. Таким образом, закрываться совершенно не обязательно,— подчеркивает Павел Самиев.— Мы получили от ЦБ список замечаний к методикам и документам. И в ближайшей перспективе планируем выслать новый пакет документов и попасть в реестр. Если банк использовал рейтинг агентства, где наличия рейтинга требует сам регулятор (выход на биржу, задачи получения доступа к бюджетным средствам и т.д.), то им до расширения реестра надо будет на время получить рейтинг от двух вошедших в него агентств. Но до конца года, по моему мнению, реестр расширится, и не на одно агентство, а больше. Если у банка нет срочных задач, требующих наличия „реестрового” рейтинга, вполне можно подождать, пока в реестр войдем мы или наши коллеги».

Напомним, как уже сообщал портал Банкир.Ру , всего в России работает восемь рейтинговых агентств, среди которых российские «Эксперт РА», НРА, «Рус-Рейтинг», AK&M и АКРА, а также иностранные Standard & Poor’s, Fitch и Moody’s. Аккредитацию ЦБ в настоящий момент получили только АКРА и «Эксперт РА».

www.bankodrom.ru

ЦБ запланировал отсев рейтинговых агентств

Вслед за требованием к обязательной аккредитации рейтинговых агентств ЦБ вводит для них дополнительный отбор. Расчищая рейтинговый рынок, Банк России повышает прозрачность всего финансового рынка, полагают эксперты.

Как выясняется, попасть в реестр рейтинговых агентств при Банке России еще не означает сохранить свой рейтинговый бизнес в его текущем виде. После завершения процесса аккредитации агентств (для российских игроков — 13 января, для зарубежных — 13 июля 2017 года. — РБК) ЦБ может провести дополнительный отбор среди национальных рейтинговых агентств, рассказала директор департамента развития финансовых рынков ЦБ Елена Чайковская.

Это решение для многих в отрасли оказалось неприятным сюрпризом. Предполагалось, что на аккредитации в ЦБ отбор закончится. Однако регулятор считает по-другому. «Есть принципиальная разница между формальными требованиями включения агентства в реестр аккредитованных компаний и использованием его методологии в регулировании ЦБ. Закон не обязывает нас использовать рейтинги того или иного агентства», — пояснила Елена Чайковская. По ее словам, решение о повторном отборе рейтинговых агентств будет принимать совет директоров ЦБ. Конкретная дата по второму этапу отбора рейтинговых агентств еще не определена. Формально ЦБ может установить любые требования для этого отбора.

В России работает пять российских («Эксперт РА», НРА, «Рус-Рейтинг», AK&M и недавно созданная группой крупных акционеров при поддержке ЦБ АКРА) и три иностранных рейтинговых агентства: Standard & Poor’s, Fitch Ratings, Moody’s. Финансовые данные по АКРА не раскрываются ввиду ее недолгого пока существования. Из данных базы СПАРК следует, что в 2015 году самая высокая выручка была у «Эксперт РА» — она составила 156,3 млн руб. (в 2014 году — 146,4 млн руб.). Выручка агентства НРА в 2015 году составила 34 млн руб., по сравнению с 2014 годом агентство увеличило ее более чем вдвое, с 15,7 млн руб. Выручка агентства «Рус-Рейтинг» в 2015 году достигла 64,8 млн руб., в 2014 году — 34,8 млн руб. Данных по AK&M в СПАРК за указанные периоды нет. Данные иностранных агентств по России не раскрываются.

Требования ЦБ по аккредитации касаются наиболее существенной для агентств регулятивной части бизнеса рейтинговых агентств. Она состоит в выдаче участникам финрынка рейтингов, принимаемых ЦБ для регулятивных целей — например, при инвестировании средств пенсионных накоплений в те или иные бумаги, расчете собственных средств управляющих компаний, инвестировании средств страховщиков, размещении госсредств или получении банками рефинансирования в ЦБ.

Вторая важная составляющая — выдача рейтингов для рыночных целей: заимствований на долговом рынке. Но здесь лидирующую роль играет большая тройка международных рейтинговых агентств. Есть еще производные рейтинги: корпоративного управления, риск-менеджмента, экологической устойчивости и т.д., добавляет президент Национального рейтингового агентства (НРА) Виктор Четвериков. Впрочем, по его словам, такие услуги не столь доходны.

Поскольку для российских агентств регулятивный бизнес основной, новые требования ЦБ затронут в основном их, причем чем меньше агентство, тем больше будет разрушительный эффект. АКРА, пользующуюся поддержкой ЦБ и претендующую на статус главного российского конкурента международных агентств на фоне санкций, ужесточение отбора, очевидно, не затронет.

Для остальных четырех российских агентств второй фильтр — существенно более серьезное испытание, нежели аккредитация в реестре при ЦБ, с которой на текущий момент тоже справились не все игроки. Сейчас в списке аккредитованных ЦБ национальных агентств находятся только АКРА и «Эксперт РА». Сколько участников рейтингового рынка в России пройдут второй фильтр — большой вопрос. Сами рейтинговые агентства, узнавшие о решении ЦБ от корреспондента РБК, прогнозировать это не берутся. По мнению Виктора Четверикова, прежде чем оценивать результаты дополнительного отсева, стоит дождаться хотя бы результатов аккредитации агентств.

«Слишком резкие изменения в регулировании могут подорвать доверие к институту аккредитации рейтинговых агентств», — предупреждает первый замгендиректора «Эксперт РА» Марина Чекурова. В агентствах Moody’s и Fitch не комментируют планы ЦБ. S&P, AK&M и «Рус-Рейтинг» не ответили на вопросы РБК. Получить комментарии АКРА не удалось.

У ЦБ много оснований для расчистки рынка рейтинговых агентств. Вопросы к их деятельности появились еще в кризис 2008–2009 годов, когда ряд банков, имевших формально достаточные рейтинги для получения беззалоговых кредитов, средства ЦБ так и не вернули: Межпромбанк (около 40 млрд руб.), АМТ-Банк (порядка 10 млрд руб.), Петрофф-Банк — более 3 млрд руб.

Прозрачность рынка рейтингов — а это основная цель его расчистки — невозможна в отсутствие прозрачности их получателей. А последнее требует времени. «Ряд не слишком прозрачных услуг, которые оказывали те или иные агентства игрокам финансового рынка не так просто разом взять и запретить», — рассуждает один из собеседников РБК в одном из рейтинговых агентств. В качестве примера он приводит услуги по рейтингованию SPV (зарубежные компании спецназначения), с помощью которых банки, в том числе крупные, могут, создавая видимость передачи им активов, избегать доначисления резервов. Исправить ситуацию, разом отстранив агентства от выдачи таких рейтингов, означает создать проблемы на банковском рынке.

Поэтому решать свои задачи ЦБ будет постепенно, уверены эксперты. Это даст возможность при желании стать прозрачнее как участникам рейтингового, так и игрокам финансового рынков. Клиентам же, которых интересуют серые рейтинговые схемы, придется платить за них дороже, а со временем отказаться от них или найти им замещение.