Санитарная система на судах

Судовые системы бытового водоснабжения и сточные

Основное назначение систем бытового водоснабжения и сточных — снабжать экипаж и пассажиров водой для бытовых нужд, а также удалять с судна нечистоты и загрязненные (сточные) воды. Эти системы наиболее сложны на пассажирских и туристических судах, где должны быть созданы максимальные удобства для большого числа пассажиров.

Системы водоснабжения и сточные должны проектироваться в соответствии с требованиями Санитарных правил для морских судов СССР и отраслевых стандартов. Особые требования предъявляются к качеству и условиям хранения пресной воды на судах. Норма расхода питьевой воды на одного человека для судов первой категории составляет 50 л/сут, второй категории — 40 л/сут. Расход мытьевой воды на человека для судов первой категории — 100 л/сут, второй категории — 90 л/сут.

Для питья допускается опресненная вода, полученная из морской воды в опреснительных установках. Дистиллированная вода перед использованием в качестве питьевой минерализуется для придания ей необходимых вкусовых качеств. Запасы пресной воды на судне кондиционируются в специальных установках и аппаратах.

Системы бытового водоснабжения. В зависимости от вида используемой воды различают системы бытовой пресной воды и бытовой забортной воды. Система бытовой пресной воды предназначена для приема, хранения и подачи пресной воды к местам потребления для питья, приготовления пищи, мытья посуды, стирки, удовлетворения гигиенических потребностей экипажа и пассажиров и т. п. Система бытовой забортной воды служит для приема и подачи забортной воды к местам потребления для промывки бытовых устройств туалетов, трубопроводов сточных систем, мытья палуб и т. п.

По назначению системы бытовой пресной воды делятся на системы питьевой и мытьевой воды. Существуют и единые системы бытовой пресной воды. В этом случае потребители обеих систем обеспечиваются питьевой водой, что позволяет значительно сократить общую длину трубопроводов, количество арматуры и цистерн.

Система питьевой воды монтируется независимо от систем мытьевой и забортной воды. Питьевая вода хранится в цистернах, изготовленных из нержавеющей стали или имеющих антикоррозионные покрытия, разрешенные Минздравом СССР. На судне должно быть не менее двух цистерн (из-за поочередной периодической чистки). Пресная вода насосами подается из запасных цистерн к местам потребления.

Чтобы предохранить воду от нагревания и порчи, запасные цистерны размещают в удаленных от источников тепла местах. Трубопровод питьевой воды изготовляют из стальных оцинкованных труб. Система питьевой воды должна быть совершенно автономной и использование ее трубопроводов, насосов и цистерн для других целей, а также размещение цистерн питьевой воды в междудонных пространствах категорически запрещаются.

На рис. 5.61 приведена схема системы питьевой воды.


Рис. 5.61. Схема системы питьевой воды


Рис. 5.62. Схема системы мытьевой воды

Пресная вода на автономное плавание принимается от береговых источников через палубную втулку 6 в запасную цистерну 4, оборудованную воздушной трубой б и указательной колонкой 3. Из цистерны вода через приемную сетку 2 забирается ручным насосом 1 и направляется в расходные цистерны 7 и 8, снабженные воздушными трубами 9 и указательными колонками 10. Вода расходуется через самозапорные концевые краны 11 или через водоразборный кран 12.

Система мытьевой воды оборудуется пневмоцистерной, позволяющей автоматически пускать и останавливать насос. Мытьевая вода хранится на судне в запасных цистернах, откуда подается к местам потребления. Вместимость расходных цистерн колеблется от 2 до 3 м 3 .

Схема системы мытьевой воды приведена на рис. 5.62.

Вода в запасную цистерну 1, оборудованную воздушной трубой 2, принимается через палубную втулку 3. Из запасной цистерны вода одним из центробежных насосов 4 закачивается в пневмоцистерну 7. Система оборудована манометром 6, мановакуумметром 5 и нагревателем воды 8.

Система забортной воды отличается от системы мытьевой воды отсутствием запасных цистерн, так как вода к насосу подается непосредственно из-за борта. Забортная вода принимается, как правило, через кингстон и приемную трубу и перекачивается насосом в пневмоцистерну, откуда подается к местам потребления. Система забортной воды обычно выполняется автономной. В качестве резервного средства питания потребителей системы забортной воды помимо пневмоцистерны иногда предусматривается подача воды от напорной трубы пожарного насоса через редукционный клапан, понижающий давление, максимальная величина которого для систем бытового водоснабжения не должна превышать 0,65 МПа.

На рис. 5.63 приведена схема системы бытовой забортной воды.

Вода поступает к электронасосу 5 через приемный кингстон 4 и фильтр 3. Пневмоцистерна 6 оборудована предохранительным клапаном 7. Резервная подача забортной воды от другой системы (например, пожарной) производится по трубопроводу 8 через редукционный клапан Р. Для контроля работы насоса установлены мановакуумметр 2 и манометр 1.


Рис. 5.63. Схема системы бытовой забортной воды


Рис. 5.64. Пневмоцистерна с разъемным фланцем по днищу
1 — клапан слива; 2 — фланец к расходному трубопроводу; 3 — указательная колонка; 4 — обечайка; 5 — манометр; 6 — невозвратно-запорный клапан подвода воздуха; 7 — реле давления; 8 — глухой фланец; 9 — днище

Производительность насосов должна определяться по максимальному расчетному часовому расходу воды, принятому из суточного баланса наиболее загруженного дня недели.

Важным элементом системы водоснабжения является пневмоцистерна (гидрофор), общий вид которой приведен на рис. 5.64.

Глава VIII. Судовые системы и трубопроводы

§ 43. Классификация, назначение и принципиальные схемы судовых систем

Судовые системы классифицируют по двум основным признакам: по назначению и виду рабочего вещества. Так, например, судовые системы классифицируют в основном по назначению, а системы судовых энергетических установок — по назначению и по виду рабочего вещества, перемещаемого по их трубопроводам. В связи с этим судовые системы подразделяют на следующие основные группы: трюмные, противопожарные, санитарные (водоснабжения и канализации), отопления судовых помещений, кондиционирования воздуха и вентиляции, грузовые нефтеналивных судов, разные. Системы судовых энергетических установок разделяют на паровые, топливные, масляные, водяного охлаждения, конденсатно-питательные, специальные и др.

Каждая основная группа систем в свою очередь может быть разделена на подгруппы в зависимости от назначения. Так, например, в состав группы трюмных систем входят: осушительная, водоотливная, перепускная и др.

С учетом общих принципов размещения (см. гл. I, § 7) назначение той или иной системы является одним из факторов, определяющих характер и место расположения на судне. План расположения всех деталей и частей системы I в помещениях судна без указания каких-либо размеров называется принципиальной схемой системы. Принципиальная схема дает только общее представление о том, где и как проходят трассы трубопроводов системы, какая арматура и в каком порядке ставится на этой трассе. Для выяснения конкретного расположения отдельных, наиболее ответственных или сложных участков трубопроводов системы используют рабочие чертежи, в которых даны размеры отстояния труб и арматуры от набора корпуса судна, от некоторых механизмов и их фундаментов.

В монтажных чертежах судовых систем, чертежах арматуры и деталей соединения труб (фланцы, штуцерные соединения и др.) принято указывать не наружный, а условный диаметр труб, а также условное давление, допустимое для системы.

Условный диаметр (Dy) труб, арматуры и соединительных деталей — это средний внутренний диаметр труб, соответствующий одному или нескольким наружным диаметрам. Для арматуры условный и фактический, внутренний диаметры совпадают. По условному диаметру подбирают трубы и рассчитывают трубопроводы.

Условным давлением (ру) называется наибольшее допустимое рабочее давление в трубопроводе, зависящее от материала труб и температуры рабочей среды.

Ряд принципиальных схем механических систем был представлен ранее в гл. II и III при рассмотрении главных судовых котлов и двигателей. Дадим краткое описание принципиальных схем некоторых судовых систем.

Трюмные системы предназначены для обеспечения живучести и непотопляемости судна путем перемещения внутри его малых и больших количеств воды, приема ее из-за борта и удаления за борт.

Осушительная система, принципиальная схема которой показана на рис. 131, обеспечивает периодическое откачивание за борт из льял и сборных колодцев скопившейся там влаги и забортной воды. Эта система оборудована только невозвратно-запорными клапанами, что исключает возможность затоплений отсека «ли трюма. На многих судах осушительная система используется как водоотливная в случае большого поступления воды в машинное или котельное отделение судна.


Рис. 131. Принципиальная схема осушительной системы.

1 — приемные сетка; 2 — клапанная коробка; 3 — грязевая коробка: 4 — приемная сетка аварийного осушения; 5 —сепаратор трюмных вод; 6 — отливной клапан; 7, 9 — трубы балластной системы; 8 — осушительный насос; 10 — отливная труба; 11 — ручной поршневой насос. I — отделение гребного электродвигателя; II — машинное отделение; III, IV — вспомогательные отделения; V — цепной ящик.

Водоотливная система предназначена для откачивания воды, поступившей в результате аварии в отсеки и помещения судна. В качестве водоотливных средств используют циркуляционные насосы главных конденсаторов, охлаждающие насосы главных двигателей (дизелей), перекачивающие (нефтяные насосы (на буксирах), а также специальные осушительные и балластные насосы. Кроме того, часто применяют переносные средства удаления воды из отсеков в виде водоструйных эжекторов.

Спускная и перепускная системы необходимы для спуска воды из помещений судна, не имеющих осушительных средств (радиорубки, электростанции, погреба, рефрижераторные трюмы), к сборным колодцам.

Балластная система (рис. 132) служит для заполнения балластом (пресной или забортной водой) отсеков двойного дна, а также крайних концевых (форпиковой и ахтерпиковой) цистерн корпуса с целью регулирования осадки, остойчивости, крена и дифферента судов (кроме ледокольных судов и ледоколов). Эту систему должен обслуживать хотя бы один самостоятельный балластный насос, а в качестве резервных могут быть использованы другие насосы достаточной производительности (осушительные, пожарные, охлаждающие и др.).


Рис. 132. Принципиальная схема балластной и водоотливной систем на сухогрузном судне.

1, 5 — клапанные коробки центральных, носовых и кормовых танков; 2 — приемные сетки системы аварийного осушения; 3 — осушительный и балластный насосы; 4 — отливной кингстон; 6 — быстрозапорный клапан; 7 — распределительная клапанная коробка; 8 — фильтр; 9 — кингстон.

Креновая и дифферентная системы служат для выравнивания крена и дифферента судна, полученных в результате его неправильной загрузки, неравномерного расходования пресной воды и топлива из бортовых отсеков или заполнения водой каких-либо отсеков в случае аварии. На ледоколах и ледокольных судах эти системы служат для преднамеренного создания крена и дифферента, а также для раскачивания судна в поперечной плоскости, для освобождения его корпуса от сжатия льдом и для разламывания ледяных полей. В креповой системе иногда используют специальные так называемые креновые цистерны.

Противопожарные системы предназначены для тушения пожара, возникающего в каком-либо районе судна. Системой водотушения (рис. 133) оборудуются все суда без исключения независимо от их назначения и условий эксплуатации. Эту систему применяют для тушения пожаров почти во всех жилых и служебных помещениях судна, но она совершенно не применима при тушении горючих материалов, топлива и нефти, горящего электрооборудования, а также в некоторых помещениях (аккумуляторных, фонарных, малярных) я малоэффективна при тушении пожара в толще груза. Отростки системы в помещениях, в коридорах и на палубах заканчиваются пожарными рожками, около которых располагаются пожарные шланги с ручными стволами. Пожарные рожки размещают на судне так, чтобы в любую возможную точку пожара можно было подать две струи воды высотою не менее 12 м. Длину пожарных шлангов выбирают не менее 20 м на открытых палубах и не менее 10 м во внутренних помещениях. Пожарные насосы обычно обеспечивают одновременное включение двух пожарных рожков и других потребителей (спринклерная система, система водораспыления и т. п.).


Рис. 133. Принципиальная схема водяной противопожарной системы.

1 — пожарные рожки в помещениях; 2 — палубные пожарные рожки; 3 — напорный трубопровод; 4 — кольцевое орошение форпика; 5 —приемный кингстон; б —фильтр;
7 — пожарный насос.

Спринклерная система предназначена для тушения огня распыленными струями воды. Согласно Правилам Регистра СССР спринклерной системой оборудуют пассажирские, командные и служебные помещения. Установленные на трубах системы специальные распылительные приборы — спринклеры — при повышении температуры в помещении выше допустимой автоматически раскрываются и распиливают воду в виде душа с радиусом действия 2—3 м.

Система пенотушения особенно распространена на таких судах, как танкеры, нефтеналивные и сухогрузные суда для перевозки сухих горючих материалов. Кроме того, такая система успешно применяется на обычных судах для тушения пожаров в машинных и котельных отделениях, в топливных и масляных цистернах. Принцип пенотушения основан на том, что углекислая пена, нанесенная на горящий предмет, изолирует его от кислорода воздуха и тем самым прекращает горение. В зависимости от способа получения и состава пена бывает химическая и воздушно-механическая. В последнее время химическое пенотушение ввиду ряда его недостатков уступает место воздушно-механическому пенотушению (рис. 134), основанному на образовании пены при взаимодействии пенообразующей жидкости с водой и воздухом в воздушно-пенных стволах в конце трубопровода.


Рис. 134. Принципиальная схема воздушно-механического пенотушения.

1 — кингстон; 2 —эжектор пенообразователя; 3 — дозирующий кран; 4 — пусковой кран; б — цистерна с пенообразователем: 6 — пенный пожарный кран; 7 — воздушно-пенный ствол; 8 — задвижка; 9 — кран; 10 — пожарный насос.

Система углекислотного тушения согласно Правилам Регистра СССР применяется для тушения пожаров в сухогрузных трюмах, почтовых кладовых, малярных и других сильно загроможденных грузами помещениях, в танках и грузовых отсеках нефтеналивных судов, топливных цистернах и т. д. В последнее время эта система имеет ограниченное применение на судах ввиду ряда ее недостатков.

Противопожарная система ЖС основана на объемном методе тушения пожаров в закрытых помещениях, при котором в помещении создается атмосфера, не способствующая горению. В качестве огнетушительной жидкости в этой системе применяются специальные жидкости. На судах ледокольного типа жидкостной системой оборудуют турбогенераторное отделение, отделение вспомогательных механизмов, помещения гребных электродвигателей и аварийного дизель-генератора, грузовые трюмы, цистерны и др. Управление системой осуществляется со специальной станции жидкостного пожаротушения, где располагаются баллоны для огнегасительной жидкости, баллоны сжатого воздуха и пусковая аппаратура.

Сигнальная противопожарная система (СПС) предназначена для своевременного оповещения команды судна о появлении дыма и о возникновении пожара в малопосещаемых помещениях (грузовые трюмы, кладовые и др.). Наиболее распространенной на судах является система сигнализации с использованием в электросхеме извещателей, реагирующих на температуру окружающей среды.

Системы бытового водоснабжения обеспечивают обслуживание нужд и потребностей команды судна и пассажиров. Каждая из систем имеет независимые один от другого водопроводы.

Система питьевой воды предназначена для подачи пресной воды к самоварам, пищеварным котлам, кипятильникам, в хлебопекарни и питьевые краны. Питьевая вода хранится в особых запасных цистернах, покрытых внутри цементным молоком, полиэтиленовой пленкой или специальной краской. Цистерны располагают в местах, наиболее удаленных от источников тепла.

Судно имеет обычно не менее двух запасных цистерн, учитывая необходимость их периодической очистки. От этих цистерн пресная вода с помощью насосов (ручных или электрических) подается в расходные цистерны, откуда по водопроводам— к местам потребления. Запасы питьевой воды пополняют с помощью опреснительной установки судна.

Система мытьевой воды служит для подачи пресной воды в бани, душевые и камбузы. Мытьевая вода, как и питьевая, хранится в запасных цистернах, из которых подается вначале в расходные цистерны, затем через подогреватель или, минуя его, к местам потребления. В настоящее время систему мытьевой воды на судах оборудуют пневмоцистернами, позволяющими производить автоматический пуск и остановку насоса. Принципиальная схема такой системы с пневмоцистерной приведена на рис. 135.


Рис. 135. Принципиальная схема системы мытьевой воды с пневмоцистерной.

1 — запасная цистерна; 2 — электронасос; 3 —спускной кран; 4 — пневмоцистерна; 5 — монореле.

Система бытовой забортной воды необходима для подачи воды к санитарному оборудованию судна и для мытья санитарно-бытовых помещений и пищеблока. В этой системе отсутствуют запасные цистерны и вода поступает к электронасосу через приемный кингстон из-за борта.

Фановая система предназначена для удаления за борт в береговые емкости или грязевые цистерны судна фекальных вод из гальюнов и писсуаров как во время хода судна, так и при его стоянке. На современных судах фановые трубопроводы проводятся к грязевым цистернам, содержимое которых выбрасывается с помощью эжекторов или насосов в специальную баржу или за борт. Сточная система служит для удаления за борт с закрытых палуб, а также отвода грязевых вод из душевых, бань, прачечных и камбузов, а система шпигатов открытых палуб — для удаления воды и атмосферных осадков с открытых палуб.

Системы отопления широко используют на современных судах для обогревания жилых и служебных помещений.

Систему парового отопления применяют на морских и речных судах. Основное ее преимущество — простота и сравнительно малый вес. Для нагрева отопительных приборов (грелок) в этой системе служит сухой насыщенный пар с давлением не более 30 кн/м 2 (0,39 кгс/см 2 ), который до входа в грелки пропускают через специальные влагоуловители (сепараторы), увеличивая его теплоотдачу. В зависимости от способа подвода пара к грелкам и отвода от них конденсата паровое отопление выполняется в виде однопроводной или двухпроводной системы, принципиальная схема которой показана на рис. 136. При однопроводной системе пар и его конденсат проходят по одному трубопроводу. Чтобы исключить возможность образования воздушных пробок, в этой системе применяют эжекторы, расположенные ниже грелок. Двухпроводная система имеет две независимые магистрали — трубопроводы свежего пара и конденсата, соединяющиеся с отопительными приборами параллельно.


Рис. 136. Принципиальная схема двухпроводной системы парового отопления.

1 — теплый ящик; 2 — клапаны подачи пара на цистерны, 3. 9 — редукционные клапаны; 4 — сепаратор; 5, 10 — предохранительные клапаны; 6 — распределительная клапанная коробка; 7 — кингстоны; 8 — запорный клапан; 11 — грелки; 12 — впускные и выпускные клапаны; 13 — котел; 14 — конденсационный горшок; 15 — трехходовой кран.

Система водяного отопления на морских судах не нашла широкого применения ввиду ее большого веса и сложности монтажа в судовых условиях.

Систему воздушного отопления обычно комбинируют с системой вентиляции, что позволяет использовать эту систему в холодное время года для отопления и вентиляции, а в теплое время — только для вентиляции и охлаждения. Система воздушного отопления проще других аналогичных систем, позволяет применять для отопления как наружный, так и рециркуляционный воздух, а также их смесь. Систему выполняют по автономному и групповому принципам в зависимости от количества, назначения и расположения обслуживаемых помещений.

Система электрического отопления применяется только для тех помещений судна, где установлены приборы, чувствительные к влаге и сырости (штурманская и ходовая рубки, радиостанция и др.). Эта система проста по устройству, допускает свободное перемещение электрогрелок с одного места на другое, но ввиду большой стоимости при эксплуатации не нашла широкого применения на судах.

Система вентиляции и кондиционирования воздуха служит для улучшения качества воздуха в судовых помещениях путем замены загрязненного воздуха свежим, регулирования его скорости движения, температуры и влажности.

Система вентиляции может быть естественной и искусственной. В первом случае обмен воздуха в помещениях производится с помощью раструбных дефлекторов и эжекционных головок, размещенных на открытых участках палуб и рубок. Во втором случае воздух подают в помещения и удаляют с помощью вдувных и вытяжных вентиляторов через грибовидные головки, расположенные на открытых палубах.

йСистема кондиционирования воздуха (рис. 137) обеспечивает создание искусственного микроклимата в помещениях независимо от метеорологических условий. Для этой цели в системе имеются приборы (калориферы, фильтры и др.) для подогревания и охлаждения воздуха, для его очистки и увлажнения. На современных судах регулирование качества воздуха в этой системе производится автоматически.


Рис. 137. Принципиальная схема системы кондиционирования воздуха.

1 — приточный фильтр; 2 — фильтр; 3 — осушитель; 4 — трехходовой шибер; 5 — калорифер для подогревания; 6 — калорифер для охлаждения; 7 — увлажнитель; 8 — вентилятор; 9 — вентилируемое помещение; 10 — вытяжной дефлектор.

www.stroitelstvo-new.ru

Моторист-рулевой

В задачу санитарных систем входит обеспечение судна водой для бытовых нужд и в первую очередь питьевой очищенной водой.

На судах, где потребление воды незначительно, используется единая санитарная система, предусматривающая снабжение питьевой водой душевых, прачечных, туалетов и т. п. Такая система проста по устройству и не требует дополнительных насосов и трубопроводов. Очищенная вода принимается на судно с берега из городского водопровода.

Крупные (обычно пассажирские) суда оборудуются отдельными системами — питьевой, мытьевой и забортной воды. В системе забортной воды происходит очистка от ила и песка, в системе мытьевой воды— дополнительная фильтрация и подогрев, в системе питьевой воды — фильтрация, очистка и обеззараживание. Суда, выходящие в море, дополнительно могут оборудоваться водоопреснительными установками.

На речных судах предъявляются серьезные требования к системам снабжения питьевой и мытьевой водой. Предпочтительным считается пользование питьевой водой, принимаемой из берегового водопровода, так как она соответствует требованиям ГОСТа к питьевой воде. Использование забортной воды допускается только после ее тщательной очистки и обеззараживания.

Сеть питьевой воды выполняется из металлических, оцинкованных изнутри труб или специально разрешенных труб из синтетического материала. Системы и устройства питьевой воды не должны иметь каких-либо соединений с системами мытьевой и технической воды. Питьевая вода хранится во вкладных цистернах вне машинного отделения. Изнутри стенки цистерн и других емкостей для предотвращения коррозии покрываются специальными лаками или красками, разрешенными для этих целей органами санэпидслужбы. Внутренние покрытия цементными растворами допускаются только в крайних случаях. Для кипячения воды на судах разрешено устанавливать только кипятильники непрерывного действия типа «Титан». Разнос кипяченой воды разрешается в специально предназначенных эмалированных ведрах с плотно закрывающимися крышками.

Все цистерны и другие емкости для хранения питьевой воды, а также трубопроводы перед сдачей судна в эксплуатацию должны быть тщательно очищены, промыты и продезинфицированы раствором хлорной извести. Такому же обеззараживанию подвергаются шланги для приема воды с берега или судна-водолея. Ремонтные работы и осмотры внутри емкостей питьевой воды разрешается проводить только в соответствующей санодежде (чистых комбинезонах, резиновых обеззараженных сапогах).

Цистерны и емкости для питьевой и мытьевой воды должны очищаться не реже двух раз в навигацию. Фильтрующий материал очистных установок забортной воды должен промываться и обеззараживаться хлорной известью или заменяться не реже одного раза в месяц. Посуда для хранения кипяченой воды моется и ополаскивается кипятком не реже одного раза в сутки, а в необходимых случаях дезинфицируется.

Контроль за исправным состоянием и безотказной работой установок для очистки и обеззараживания питьевой воды и очистки мытьевой воды осуществляется специально выделенными ответственными лицами, работой которых руководит механик судна.

Обеззараживание питьевой воды достигается хлорированием, иодированием, ультрафиолетовым облучением, озонированием. Наиболее эффективным средством в последнее время является озонирование.

Газ озон получается на судне в специальной, относительно простой по устройству установке за счет разряда электрического тока. Озон обладает более высокими окислительными свойствами, чем хлор, и, убивая болезнетворные бактерии, почти не изменяет вкусовых качеств воды. Бактерицидные лампы, обеззараживающие воду ультрафиолетовым излучением, менее эффективны и часто выходят из строя.

Вода к местам потребления поступает из гидрофоров — стальных баллонов, заполненных водой примерно на две трети. Давление в гидрофоре поддерживается автоматически санитарным насосом, который подает воду до тех пор, пока давление за счет сжатия воздуха в пространстве над поверхностью воды не достигнет 2,5—3,5 кгс/см2 (0,25-0,35 МН/м2). При расходовании воды давление падает и насос снова включается в работу, поддерживая постоянное давление (а следовательно, и уровень) воды в гидрофоре.

rulewoy.ru

Санитарная система на судах

Судовыми системами называют комплексы трубопроводов, насосов, емкостей (например, цистерн, баллонов), запорно-переключающей арматуры, контрольно-измерительных приборов и др., предназначенных для перемещения и хранения жидкостей или газов с целью обеспечения производственной деятельности, создания условий обитаемости, для борьбы за живучесть судна. Число судовых систем может быть различным и зависит от размеров судна, его типа и назначения.

Осушительная система. Назначение этой системы — удаление из нижней части корпуса, из льял накопившейся там влаги через неплотности различных соединений (фланцев, дейдвуда и т. п.), в результате отпотевания, разливов воды во время уборки и по другим причинам. Поступление забортной воды может быть обусловлено возникновением неплотностей в обшивке судна, поэтому контроль за уровнем воды в льялах является важной обязанностью вахтенной службы.

При аварийной водотечности (пробоины, трещины обшивки корпуса) приводят в действие более мощные водоотливные средства. Имеется также система перепуска воды из помещений или отсеков, где отсутствуют осушительные или водоотливные средства, в другие помещения, где такие средства имеются.

Балластная система. Эта система предназначена для приема, откачки или перекачки забортной воды с целью изменения крена или дифферента судна, для улучшения его остойчивости, изменения осадки. В нее входят балластные цистерны (танки, отсеки), трубопроводы, насосы и др., которые в ряде конструкций выполняют те же функции в осушительной или водоотливной системе. Балластные емкости обычно заполняют полностью (запрессовывают), так как частично заполненная емкость отрицательно влияет на остойчивость судна из-за переливания жидкости с борта на борт.

Противопожарная система. Цель создания противопожарной системы — предупреждение о загорании, задымлении или значительном повышении температуры в помещениях судна, а также подача огнега- сящих веществ к очагу пожара и предупреждение распространения огня.

Пожарная сигнализация бывает различных типов. Чаще всего в нее входят теплочувствительные датчики, установленные на подволоках помещений (кают, коридоров и т. п.). Электрически они соединены с общим табло, размещенным в посту управления судном. Существуют и другие виды устройств для оповещения о пожаре (типа «разбей стекло и нажми кнопку»), часто применяемые в зданиях на берегу.

Водяная пожарная система для тушения огня водой состоит из трубопроводов, пожарных рожков, при которых размещены пожарные шланги с наконечниками, позволяющими создать сильную струю или рассеянное орошение. В помещениях, предназначенных для хранения огнеопасных веществ, может быть предусмотрено водяное орошение, включающееся автоматически при повышении температуры с одновременной подачей сигнала тревоги на посты управления судном. В отдельных местах устанавливают устройства для создания водяных завес, препятствующих распространению огня или охлаждающих какие- либо конструкции при пожаре.

Существуют также системы паротушения, с помощью которых горящее помещение может быть заполнено паром, что препятствует поступлению воздуха к очагу пожара.

Горящие нефтепродукты тушат с помощью системы пенотушения, подающей пенообразующую жидкость сжатым воздухом либо жидкость, образующую огнегасящую пену в результате химической реакции.

Для тушения пожара может также применяться система углекис- лотного тушения: горящее помещение заполняется углекислым газом (реже инертным газом) из баллонов, где он хранится под высоким давлением.

Паротушение и углекислотное тушение применяются в помещениях, которые можно герметизировать, предварительно эвакуировав людей. Эти системы, как правило, имеют дистанционное управление (чаще механическое) с постов, вынесенных на верхнюю палубу.

На судне во множестве на видных и доступных местах размещены портативные огнетушители (пенные и углекислотные) обычных типов.

Системы вентиляции и кондиционирования воздуха. Вентиляция судовых помещений оборудуется для следующих целей: создания 40 комфортных условий по температуре, влажности и составу воздуха в жилых и других помещениях; удаления вредных продуктов (дыма, газа и др.) из производственных помещений, например машинньгх и котельных отделений, цехов; создания оптимальных условий хранения грузов, материалов снабжения (например, вентиляция трюмов).

Вентиляция бывает естественная и искусственная. Естественная вентиляция обеспечивается за счет ветра и разности температур через вентиляционные грибки и раструбы, открытые иллюминаторы, двери и т.д.

Искусственная вентиляция (вдувная и вытяжная) обеспечивается через систему вентиляционных воздухопроводов с помощью воздуходувных устройств, приводимых в действие от электродвигателей. Искусственная вентиляция на судах, плавающих в тропических районах, может сочетаться с системой кондиционирования воздуха, которая обеспечивает заданную температуру и влажность независимо от внешних условий.

Санитарные системы. Отопление на судах бывает водяное, электрическое (электрогрелки), воздушное (подача подогретого воздуха через вдувную искусственную вентиляцию) или паровое (на современных судах уже не применяется).

Система бытового водоснабжения обеспечивает подачу воды для различных нужд. Питьевая вода подается на камбуз, в питьевые фонтанчики, сатураторные установки и др. Она хранится в специальных цистернах, за ее качеством осуществляется санитарный контроль, проводятся бактерицидные мероприятия.

Мытьевая вода подается на умывальники, в душевые, к ваннам, баням и т. п. как в холодном, так и в подогретом виде по отдельным трубопроводам.

Забортная вода для санитарных нужд поступает в гальюны, для приборки на верхней палубе, а также может подаваться в душевые.

В необходимых случаях для обеспечения больших расходов пресной воды на судах могут быть установлены опреснительные устройства.

Фановая система оборудуется для сбора и последующего удаления с судна загрязненных и фекальных вод.

Специальные судовые системы производственно-технологического назначения. В зависимости от типа и назначения судна к этому виду систем могут относиться также топливная и холодильная системы, производственные системы пресной и забортной воды и канализации, система рыбьего жира и др.

Топливная система предназначена для приемки, хранения, подачи в расходные цистерны, перемещения (перекачки) жидкого топлива из одних цистерн в другие, а также для передачи его на другие суда.

Холодильная система служит для обеспечения низкой температуры в трюмах, где хранится рыбная или другая скоропортящаяся продукция, для замораживания морепродукции, производства льда, а также охлаждения провизионных кладовых, в которых хранятся запасы провизии для экипажа судна.

Трубопроводы и арматура судовых систем имеют присвоенную им маркировку (цветные полосы, надписи), нарушение которой, например при покрасочных работах, недопустимо. О каждой замеченной неисправности судовых систем следует немедленно доложить вахтенному начальнику. Особенно недопустимы разливы нефтепродуктов, приводящие к загрязнению моря.

Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. предусматривает весьма строгие санкции к лицам, виновным в загрязнении моря и особенно нефтепродуктами. Так, в Средиземном, Балтийском, Красном морях и в Персидском заливе сброс нефти с судов запрещен полностью.

Сброс сточных вод с судов запрещен на расстоянии менее 4 миль от берега. В пределах 4—12 миль отбросы должны быть предварительно продезинфицированы и тонко измельчены, не разрешается сбрасывать в море все виды пластмасс (пластиков).

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите типы рулей и их основные различия.

2. Нарисуйте принципиалшую схему авторулевого и объясните его работу.

3. Назовите основные элементы якорного устройства.

4. Назовите основные типы судовых якорей.

5. Перечислите элементы швартовного устройства.

6. Нарисуйте схему грузовых стрел, работающих «на телефон», и объясните ее работу.

7. Назовите марки спасательных шлюпок, примерные размеры и массу.

8. Что входит в снабжение спасательных шлюпок?

9. Опишите кратко устройство надувного спасательного плота (ПСН).

10. Что относится к индивидуальным спасательным средствам?

11. Каковы нормы снабжения судна спасателшыми средствами?

12. Назовите судовые системы и укажите их назначение.

. передвижения Корабль пользуется силой ветра; с этой целью К. снабжается системой парусов
вещи судового хозяйства — предметы, необходимые для производства судовых работ.

Постройка моделей судов. Постройка самоходной модели корабля слагается из ряда работ
В этой главе описывается изготовление наиболее характерных надстроек, судовых устройств и.

Такие установки появились сначала на военных кораблях. Первое гражданское судно на
электроэнергией судовые системы и устройства, приборы связи и управления судном.

Некоторые из обнаруженных здесь археологических судовых деталей: заклепки, стойка корабельного навеса, граффити на бересте с изображением большого морского корабля.

§ 11. Правовое положение военных кораблей. Военный корабль — это судно, принадлежащее к
Международное право представляет собой систему юридических принципов и норм.

выдается портовой таможней после внесения корабля в корабельный список данного порта.
ставят известные ограничения в отношении судовладельцев и личного состава судовых команд.

1980 г . Группой французских ныряльщиков найдены остатки корабля легендарного пирата Генри
При обследовании судового якоря выяснилось, что он отлит из сплава золота и серебра.

www.bibliotekar.ru