Штраф за неправильное ведение журнала кассира-операциониста

Кассовая дисциплина с 2017 года

Что такое кассовая дисциплина?
Кассовая дисциплина — это общепринятая формулировка, описывающая учет денежных средств – наличных, безналичных – в рамках порядка ведения кассовых операций. Кассовая дисциплина — это разговорное выражение понятия, которое регулируется в основном следующими законами:

В этой статье мы постараемся максимально подробно и понятно ответить на вопросы, возникающие при ведении кассовой дисциплины. Что представляет из себя кассовая дисциплина и как ее правильно вести? Какие бывают штрафы и как их избежать? Как потратить минимум времени и средств на ведение кассовой отчетности?

Статья написана с учетом изменений законодательства в 2017-2018 годах.

Порядок ведения кассовых операций за день (рабочую смену).

  1. Открытие кассовой смены на кассовом аппарате;
  2. Работа кассира на кассовом аппарате: пробитие чеков, оформление возвратов, товарных чеков;
  3. Снятие вечернего сменного отчета;
  4. Необязательно: заполнение вечерних показаний в журнале кассира-операциониста;
  5. Необязательно: заполнение справки-отчета кассира-операциониста (форма КМ-6)
  6. Заполнение кассовой книги.
  7. Дополнительные действия в течение дня:

  8. сдача наличности в банк при превышении лимита в кассе;
  9. оформление приходных и расходных кассовых ордеров — ведение книги учета ордеров;
  10. аккуратно сохраняйте все финансовые документы;
  11. при отсутствии кассового аппарата вместо чеков выписывайте бланки строгой отчетности — БСО;
  12. соблюдение лимита расчетов НАЛИЧНЫХ денежных средств между организациями или ИП и организацией (не превышать 100000 рублей по ОДНОЙ сделке, не распространяется на сделки с физическими лицами).
  13. Многим нравится вести все четко, то есть заполнять все своевременно и полностью переносить сведения в кассовую книгу, выписывать приходные и расходные ордера и аккуратно сохранять документы, которыми Вы подтверждаете записи. На самом деле это все очень сложно и придется брать профессионала либо нанимать консалтинговую фирму. На практике обычно все происходит иначе:

    Минимально необходимые действия для ведения кассовых операций

    Здесь мы опишем, как ведут кассовую дисциплину предприниматели (не важно ИП или ООО), для которых ведение кассовых операций — это бюрократический груз. Поэтому они соблюдают только минимально необходимые условия для того, чтобы не нести материальную ответственность — не платить штрафы.

    Законодатель Российской Федерации требует от предпринимателей и организаций при проведении кассовых операций выполнять три основных требования:

  14. ведение кассовой книги;
  15. не превышать лимит денежной наличности;
  16. использовать в установленном порядке контрольно-кассовую технику либо выписывать товарные чеки (БСО).
  17. Все остальные документы кассовой отчетности не являются документами, за неведение или за неправильное ведение которых предусмотрена административная или какая-либо другая ответственность.

    Соответственно, все, что нужно сделать, — это:

    1. Купить кассовый аппарат. Если вы не обязаны использовать ККМ, то отдавать покупателям товарные чеки (подробнее здесь).

    2. Установить лимит денежной наличности. Подробнее о лимите здесь.

    3. Ничего не делать(!). Но быть на чеку. Во время проверки кассовых операций налоговой инспекцией вы должны предоставить инспектору кассовую книгу за последние 2 месяца. Проверять кассовую отчетность более чем за два месяца налоговые инспекторы хоть и имеют право, но оштрафовать за административное нарушение не смогут.

    Обычно после налоговой проверки предприниматель может отложить визит в инспекцию на несколько дней, сославшись на уважительный повод: заболел или уехал приходящий бухгалтер и др. За это время спокойно заполняется кассовая книга за последние 2 — 2,5 месяца, которая потом предъявляется налоговой инспекции.

    Если вы будете делать этот минимум, то никаких штрафов не будет, но нарушения будут — нарушения не законов, а всяких подзаконных актов, циркуляров и т.д. А за эти нарушения штрафов не предусмотрено.

    Оснащение рабочего места кассира

    Положение Центрального банка «О порядке ведения кассовых операций в Российской Федерации» описывает требования к оборудованию кассы, в том числе в эти требования входят охранные сигнализации, отдельные зарешеченные помещения и наличие несгораемого ящика – сейфа. Умелые инспекторы под нарушение кассовой дисциплины подводят и отсутствие такого рабочего места. Это аналогично тому, как под неприменение ККМ подводят отсутствие голограммы. На самом деле закон напрямую не предусматривает наказание за это. Такие штрафы легко оспариваются в Арбитражном суде.

    Нарушение кассовой дисциплины

    Контроль за ведением кассовой дисциплины осуществляют инспекторы «Отдела оперативного контроля» соответствующих межрайонных налоговых инспекций.

    К основным нарушениям кассовой дисциплины, а точнее говоря, к нарушениям порядка ведения кассовых операций относятся:

  18. Неоприходование или недооприходование наличных денежных средств, то есть неучет или неполный учет выручки в кассовой книге.
  19. Неиспользование контрольно-кассовой техники или использование не в установленном порядке. Подробнее смотрите в штрафы ККМ.
    Некоторые организации либо ИП не обязаны использовать контрольно-кассовую технику, но обязаны выписывать БСО и товарные чеки по требованию покупателя. Тут тоже часто возникают ситуации, когда налоговый инспектор имеет право наложить штраф. Подробнее о спорных ситуациях смотрите здесь.
  20. Превышение установленного лимита остатка наличных денежных средств в кассе.
  21. Размеры штрафов

    Юридические лица:

    Если организация будет признана виновной в нарушении кассовой дисциплины, статьи 15.1 КоАП РФ или ст. 14.5 КоАП, то штраф от 30.000 рублей. Если привлекается должностное лицо, то от 10.000, при этом должностное лицо привлекается одновременно с юридическим лицом. Обычно штрафуют руководителя либо в редких случаях лицо ответственное за ведение кассовых операций — старшего кассира, бухгалтера и т.д. Общая сумма штрафа в итоге — от 40.000 до 55.000 рублей.

    Индивидуальные предприниматели:

    ИП привлекаются как должностные лица, штраф от 10.000 руб. В кодексе об административных правонарушениях предприниматели приравнены к должностным лицам.

    Предупреждение вместо штрафа:

    Предупреждения вместо штрафа предусмотрены за нарушения ст.14.5 КоАП:

    • неприменение или использование не в установленном порядке контрольно-кассовой техники

    При наложении штрафов, связанных с применением ККТ – предупреждения возможны, если руководитель налоговой инспекции ( именно он и только он принимает решение о наложении штрафа либо предупреждения) сочтет достаточно мотивированным ходатайство, которое к нему будет обращено.

    Предупреждение вместо штрафа может быть применено, если у вас за последний год не было других нарушений. То есть, если в течение года было подобное нарушение (любое нарушение), то вас точно оштрафуют. Если нарушений не было — смело пишите ходатайство.

    Предупреждения не предусмотрены за нарушения ст.15.1 КоАП:

  22. превышение допустимого лимита наличности
  23. неоприходование, недооприходование денежной выручки
  24. Как это бывает на практике?
    Что касается дополнительного штрафа для руководителя — 10000 руб.
    Если нарушение очевидно и вина руководителя легко доказуема, нарушения допущены либо при грубом его попустительстве, либо по его прямому указанию, то руководителя оштрафуют. Это обычно происходит, если имеются письменные объяснения или показания руководителя или сотрудника. Поэтому не стоит говорить ничего лишнего или отвечать на какие-либо вопросы, а также нужно внимательно читать акт проверки перед тем, как ставить подпись.
    В случае, если нарушение допущено одним из сотрудников (работников) вопреки должностной инструкции ( или приказам руководителя), к ответственности привлекают сотрудника. Но надо помнить, что по умолчанию руководитель ответственен за все. Даже главного бухгалтера не привлекут к ответственности, если он допустил ошибку. Привлечен будет руководитель, потому что главный бухгалтер не «очевидное лицо».

    Ходатайство

    Для избежания штрафных санкций необходимо написать ходатайство на имя начальника межрайонной налоговой инспекции. Начальник МИФНС может наложить предупреждение, если за последний год у вас не было подобных нарушений.

    Пример ходатайства:

    Начальнику МИФНС №____

    По факту проверки ООО «НЕВИННОСТЬ» были выявлены нарушения моими работниками, выразилось это в том-то ___________________ (описать нарушение).

    Прошу вынести предупреждение, так как нарушение было допущено первый раз, а также мною были приняты все зависящие от меня предупредительные меры:

  25. оснастил рабочее место моего работника зарегистрированной в налоговой инспекции контрольно-кассовой техникой
  26. кассовый аппарат находится на техническом обслуживании в ЦТО ( копия договора с ЦТО в приложении)
  27. своевременно оплачен договор на техническое обслуживание ( копия документов на оплату в приложении)
  28. кассовый аппарат опломбирован в установленном порядке
  29. кассовый аппарат был своевременно оклеен голограммой сервисного обслуживания (копия паспорта с отметкой ЦТО о наклеивании в приложении)
  30. кассовый аппарат был оклеен голограммой государственного реестра ( отменена в 2013 г.)
  31. оснастил работника товарными чеками и печатью организации
  32. приказ об ответственности работника имеется, где он расписался, что обязуется каждому покупателю пробивать контрольно-кассовый чек, выдавать его на руки вместе с покупкой, сумму пробивать не менее оплаченной и т.д. ( копия приказа в приложении )
  33. Работник допустил нарушение самостоятельно, неумышленно, случайно. Ввиду его неопытности, плохого самочувствия, усталости в конце трудного рабочего дня, отвлекшись.
    Прошу не применять к работнику и предприятию штрафных санкций.

    Если вас штрафуют за голограмму, можно написать, что голограмма была наклеена, но случайно отклеилась от нагрева. В паспорте ККМ есть об этом отметка ( если нет — поставят в ЦТО, так как это и их вина от части). Наклеить новую голограмму нужно срочно.

    Все равно окончательное решение принимает руководитель межрайонной налоговой инспекции. Его решение можно обжаловать в арбитражном суде. При наличии вышеперечисленных обстоятельств суд легко примет вашу сторону.

    Кассовая дисциплина для ИП и организаций разная?

    Кассовая дисциплина одна для всех. Независимо от того, ИП у вас или ООО, независимо от вида выбранного налогообложения ЕНВД, УСН и т.д.

    Но есть некоторые нюансы.

    Не все должны использовать кассовый аппарат и отчетность, связанную с ним : журнал кассира-операциониста — КМ-4, справку кассира-операциониста КМ-6 и другие, связанные с кассовым аппаратом документы. Подробнее здесь.
    У организаций, в отличие от ИП, всегда есть расчетный счет в банке, это тоже накладывает некоторые обязанности.

    На практике у ООО выше требования к заполнению кассовой книги, потому что нужно знать план счетов, ту самую колонку в кассовой книге, где указан номер корреспондирующего счета, вы должны знать, как называются эти операции в цифровом выражении. Кассовую книгу в ООО нужно вести действительно тщательно, расписывая полностью весь приход, указывая источники и весь расход, указывая контрагентов.
    Соответственно, и приходно-расходные кассовые ордера нужно вести тщательней.

    Для ООО хороший бухгалтер – залог здоровья его кассовой дисциплины.

    Приказ о кассовой дисциплине (приказ о бюджетной политике).

    Приказ о бюджетной политике. Зачем он нужен? Режим работы некоторых предприятий, допустим АЗС, круглосуточный. В конце кассовой смены кассир снимает Z-отчет с кассового аппарата, инкассирует наличность, фиксирует денежные счетчики. Деньги после этого часто сдаются в банк. Если режим работы круглосуточный, то какую точку считать отчетом начала смены, как фиксировать суммы за конкретную календарную дату, если смена заканчивается, например, в 8 часов утра? Вот для таких моментов и служит приказ о бюджетной политике.

    Смысл примерно такой: приказ может предохранить от претензий со стороны налоговой инспекции. Эти претензии неуместны — деньги никуда не пропали, но налоговая инспекция может посчитать нарушением то, что показания кассового аппарата не совпадают с записями в кассовой книге.

    Также в этом приказе можно учесть другие моменты деятельности вашего предприятия:

  34. как осуществляются расчеты
  35. как работники уходят в отпуск
  36. какие дни считать рабочими
  37. Проверка банком кассовой дисциплины

    Банк, в котором находится Ваш расчетный счет, должен каждые два года проверять вашу кассовую отчетность.

    Банк может проверить выборочно любые три месяца вашей работы с ним. Банк проверяет правильность финансового, математического счета, его не интересуют товарные накладные.

    Банк проверяет в основном два пункта:

    1. Не был ли превышен лимит наличности.
    2. Кассовая книга и документы, подтверждающие записи в ней: платежные поручения, кассовые чеки, X и Z-отчеты, приходные и расходные кассовые ордера и т.д.

    Банк после проверки составляет справку, которую часто требует налоговый орган при своей проверке. Если инспектор видит, что вы не исправили замечания банка, он может наложить на вас штраф. Если все исправлено, штрафа не будет.

    Многие воспринимают банк как государство. Банк не является государством, это такой же хозяйствующий субъект, как и ваша фирма. Точнее говоря, он ваш партнер. Но у партнера есть право проверить правильность ведения кассовых операций. Это не прямой надзор — у банка нет полномочий по привлечению к ответственности. Банк может как бы рекомендовать, обучать, но указывать или, тем более, штрафовать права не имеет.

    Выбирая банк, вы выбираете себе партнера. У кого дешевле открыть расчетный счет, где дешевле обслуживание, какой-то банк расположен ближе к офису или дому, кто не сольет о тебе информацию мошенникам. Это партнер, поэтому на него нужно смотреть так: если тебе не понравится этот партнер, ты его всегда сменишь. И у банка тоже прямая заинтересованность в Вас, как в клиенте. По большому счету, вы зарабатываете друг на друге деньги.

    Акт проверки кассовый дисциплины

    Сначала составляется первый акт на месте проверки. В нем фиксируется все, что касается обследования рабочего места: снятие отчета с контрольно-кассовой техники, наличие пломбы, выдан ли чек, все ли реквизиты на чеке и т.д.

    После составления первого акта налоговый инспектор приглашает предпринимателя к себе с документами, которые ему интересны. Это могут быть:

  38. справка банка о проверке
  39. кассовая книга
  40. журнал кассира-операциониста
  41. справка-отчет кассира-операциониста
  42. Z-отчеты
  43. фискальные отчеты (которые снимает сотрудник ЦТО)
  44. В налоговой инспекции составляется второй акт (протокол). После этого акта вам могут выписать штраф или предупреждение либо отпустить с миром.

    Несколько советов:

    Решение о наложении штрафа принимает только руководитель МИФНС. Но рядовой инспектор принимает более важные решение о возбуждении дела об административном правонарушении или о прекращении административного производства. Это решение принимает инспектор на стадии, пока идет производство. С момента проверки до оформления протокола, а после оформления протокола только руководитель инспекции может принимать решения по делу.
    После передачи дела начальнику инспекции бороться либо сотрудничать нужно будет с юридической службой инспекции.

    А если полтора года назад было нарушение, а на меня все равно наложили штраф, даже после моего ходатайства, это правомерно?
    У нас, кроме закона, есть еще право на внутренние убеждения. Руководитель инспекции, если вынесет штраф даже через полтора года после прошлого нарушения, все равно будет прав. Но его действия можно оспорить в суде. Но потенциально налоговый орган ничего не нарушает. В суде нужно будет упирать именно на незначительность нарушения. То есть допустим, если кассир не пробил чек на маленькую сумму, например. жевательная резинка 20 рублей ( а именно такие контрольные закупки обычно совершают налоговики), то нужно в суде делать упор на то, что данного рода нарушение незначительно и его последствия минимальны.

    А суд может изменить решение руководителя налоговой инспекции?

    Арбитражный суд может изменить наложение штрафа на предупреждение. Суду нужны убедительные доказательства. Самое немаловажное при обращении в Арбитражный суд — по таким делам нужно апеллировать к суду о том, что само нарушение настолько малозначительно, что неадекватно применение такой штрафной санкции. Допустим, купили жвачку за 25 рублей, кассир не пробил чек и ему выписан штраф в 30 тысяч рублей. Арбитраж может принять во внимание малозначительность нарушения: не диван покупали все-таки, если уж на то пошло.
    Так же с отсутствием голограммы или марки-пломбы. Инспекция оштрафовала за отсутствие голограммы — принесите в суд доказательства того, что она была, но отклеилась.

    Арбитраж не может отменить штраф, наложенный в течение года после аналогичного правонарушения.

    А за журнал кассира-операциониста штрафуют?
    Кассовый аппарат, журнал кассира-операциониста, карточка регистрации ККМ, паспорт кассового аппарата, формы КМ-1, КМ-2 и т.д., над всем этим лежат положения по применению контрольно-кассовой техники и методические рекомендации, за нарушения которых штрафы не предусмотрены.

    spb-kassa.ru

    Исправления в журнале кассира-операциониста — образец

    Отправить на почту

    Исправление в журнале кассира-операциониста — образец такой корректировки доступен на нашем сайте. О том, нужна ли книга кассира-операциониста после 01.07.2017 и нужно ли вносить в нее исправлениия, узнайте из материала далее.

    Нужно ли вносить исправления ошибок в журнал кассира-операциониста

    С 01.07.2017 согласно обновленной редакции закона «О ККТ» от 22.05.2003 № 54-ФЗ все хозсубъекты, работающие с наличкой, обязаны использовать обновленную кассовую технику с функцией передачи фискальной информации налоговикам в онлайн-режиме. В связи с чем необходимость ведения журнала кассира-операциониста для налогового контроля отпала, что подтверждает и Минфин в своем письме от 04.04.2017 № 03-01-15/19821.

    Но компания или ИП вправе заполнять регистр для собственных нужд. Поскольку документ ведется для себя, то и исправления могут вноситься без каких-либо правил. Но чтобы исполнители на местах заполняли журнал корректно, фирма может установить алгоритм оформления и внесения исправлений внутренним локальным актом.

    Где найти образец исправлений в книге кассира-операциониста

    Поскольку визуальный пример внесения исправлений нагляднее его описания, мы подготовили заполненный фрагмент – образец исправления в книге кассира-операциониста. Этот образец вы сможете скачать на нашем сайте.

    О том, как заполнить журнал кассира-операциониста, читайте в статье «Унифицированная форма № КM-4 — бланк и образец».

    Узнавайте первыми о важных налоговых изменениях

    Есть вопросы? Получите быстрые ответы на нашем форуме!

    nalog-nalog.ru

    За что и какой возможен штраф

    1. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон о ККТ) организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику (ККТ), обязаны в том числе обеспечивать ведение и хранение документации, связанной с применением контрольно-кассовой техники, а также предоставлять указанную документацию должностным лицам налоговых органов, осуществляющих в установленном порядке проверку.

    На основании Указаний по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин (далее — Указания), утвержденных Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 № 132, кассир-операционист ежедневно составляет Справку-отчет кассира-операциониста по форме № КМ-6 и вместе с дневной выручкой сдает ее в кассу предприятия или инкассатору банка.

    Согласно тем же Указаниям форма № КМ-7 «Сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации» применяется для составления сводного отчета о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации за текущий рабочий день и является приложением к Справке-отчету кассира-операциониста за текущую дату.

    Таким образом, формы № КМ-6 и № КМ-7 относятся к документации, связанной с применением контрольно-кассовой техники в соответствии с Законом о ККТ.

    За непредставление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, ст. 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) установлена ответственность в виде наложения административного штрафа.

    С учетом изложенного непредставление организацией в налоговый орган (должностному лицу) Справки-отчета кассира-операциониста по форме № КМ-6 и/или № КМ-7 может повлечь административную ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере:

    — на должностных лиц — от 300 до 500 руб.;

    — на юридических лиц — от 3000 до 5000 руб.

    При этом применение штрафа за ошибки, допущенные в перечисленных документах, ст. 19.7 КоАП РФ не предусматривает.

    Таким образом, если документы по формам № КМ-6 и № КМ-7 налоговому органу были представлены, то это, по мнению автора, независимо от наличия в них ошибок является основанием для освобождения от ответственности, предусмотренной ст. 19.7 КоАП РФ.

    При налоговой проверке за отсутствие первичных документов, которыми оформляются кассовые операции, может быть наложен штраф по ст. 120 НК РФ.

    2. В соответствии с п. 11 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (далее — Положение по применению ККМ), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.1993 № 745, на всех контрольно-кассовых машинах в обязательном порядке применяется контрольная лента (Z-отчет).

    Z-отчеты, снятые с ККТ, являются основанием для совершения в Журнале кассира-операциониста соответствующих учетных записей.

    Согласно Положению по применению ККМ контрольные ленты (Z-отчеты) должны храниться в течение сроков, установленных для первичных учетных документов, но не менее пяти лет.

    Ответственность за обеспечение хранения указанных документов несет руководитель организации.

    Таким образом, отсутствие у организации отдельных Z-отчетов является правонарушением, предусмотренным ст. 19.7 КоАП РФ за непредставление (несвоевременное представление) в государственный орган (должностному лицу) сведений, представление которых предусмотрено законом.

    Данное правонарушение влечет наложение административного штрафа в следующих размерах:

    Впрочем, возможные неприятности налогоплательщиков этим не исчерпываются, так как налоговые органы убеждены, что за отсутствие Z-отчетов ответственность наступает не по ст. 19.7 КоАП РФ, а по ст. ст. 15.6 и 19.4 КоАП РФ (см. Письмо УФНС России по г. Москве от 12.01.2006 № 22-12/1144).

    — ст. 15.6 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, и влечет наложение штрафа на должностных лиц от 300 до 500 руб.;

    — ст. 19.4 КоАП РФ предусматривает ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), либо воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц от 1000 до 2000 руб.

    Более того, в указанном Письме налоговики предлагают в случае отсутствия Z-отчетов применять помимо норм КоАП РФ также и ст. 126 НК РФ.

    Однако с этим мнением налоговых органов можно поспорить.

    Так, в соответствии с п. 4 ст. 93 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленные сроки запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную п. 1 ст. 126 НК РФ.

    При этом п. 1 ст. 126 НК РФ устанавливает ответственность за непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах.

    Между тем Положение по применению ККМ, которым предусмотрены применение контрольных лент и их хранение (п. 11), не относится к законодательству о налогах и сборах.

    Таким образом, обязанность налогоплательщика представлять Z-отчеты законодательством о налогах и сборах не установлена. И значит, для применения мер ответственности, предусмотренных п. 1 ст. 126 НК РФ, правовых оснований не усматривается.

    Данный вывод справедлив и для применения ст. 15.6 КоАП РФ.

    Однако если вы решили отстаивать именно эту позицию, то высока вероятность перенесения спора с налоговыми органами в судебные инстанции.

    3. Кассир-операционист должен вести Журнал кассира-операциониста по форме № КМ-4, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 № 132 в составе Унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций с применением ККМ, по каждой контрольно-кассовой машине.

    Наказание за нарушение порядка ведения кассовых операций предусмотрено ст. 15.1 КоАП РФ.

    Налагать штрафы за нарушения порядка ведения кассовых операций имеют право органы внутренних дел (ст. 23.3 КоАП РФ) и налоговые органы (ст. 23.5 КоАП РФ).

    Однако применение штрафа за ошибки, допущенные в Журнале кассира-операциониста (форма № КМ-4), ст. 15.1 КоАП РФ не предусматривает.

    Таким образом, наличие ошибок в Журнале кассира-операциониста не является основанием для применения ответственности, предусмотренной ст. 15.1 КоАП РФ.

    Данная позиция подтверждается и арбитражной практикой (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.07.2005 № А56-9691/2005).

    www.eg-online.ru

    Неверное заполнение журнала кассира-операциониста

    Цитата:
    Статьей 5 Федерального закона N 54-ФЗ установлено, что организации и индивидуальные предприниматели обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении расчетов с использованием платежных карт отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
    Это правило общее и должно применяться во всех случаях, за исключением тех, которые указаны в п. п. 2, 2.1 и 3 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ, согласно которым организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случаях: оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности; при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации; в силу специфики осуществляемой деятельности либо особенностей местонахождения.
    Если организация и индивидуальный предприниматель не соответствуют вышеуказанным положениям, то они обязаны применять контрольно-кассовую технику, что предусмотрено Федеральным законом N 54-ФЗ.
    В соответствии с п. 2 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 470, кассовый чек является первичным учетным документом, отпечатанным контрольно-кассовой техникой на бумажном носителе, подтверждающим факт осуществления между пользователем и покупателем (клиентом), в частности, расчета с использованием платежных карт, содержащим сведения об этих расчетах, зарегистрированных программно-аппаратными средствами контрольно-кассовой техники, обеспечивающими надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов.
    Покупателю, расплатившемуся платежной картой, должен быть в общем порядке выдан кассовый чек, а также слип, который содержит обязательные реквизиты, а также подпись держателя платежной карты и подпись кассира. Данное требование установлено гл. 3 Положения об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт, утвержденного Центральным банком Российской Федерации от 24.12.2004 N 266-П.
    Также согласно положениям Федерального закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника в составе платежного терминала и банкомата должна «иметь фискальную память с накопителями фискальной памяти, контрольную ленту и часы реального времени», «эксплуатироваться в фискальном режиме, а в иных режимах исключать возможность печати кассового чека платежным терминалом или банкоматом», а организации и индивидуальные предприниматели, применяющие платежный терминал или банкомат, обязаны «выдавать кассовый чек, отпечатанный платежным терминалом или банкоматом».
    Предложение об исключении обязательности применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов с использованием платежных карт может быть рассмотрено при подготовке изменений в Федеральный закон N 54-ФЗ.

    Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.Разгулин 10.12.2010

    Из письма Минфина России от 10.12.2010 № 03-01-15/9-255

    Цитата:
    Письмо Минфина РФ от 11 июня 2009 г. N 03-01-15/6-311

    Вопрос: ООО просит Вас дать разъяснение по следующему вопросу: наша организация занимается мелкооптовой торговлей одеждой, в организации имеется кассовый аппарат, но используем мы его редко, так как выручка в основном поступает от покупателей на наш расчетный счет, нужно ли нам ежедневно снимать нулевые Z-отчеты и на их основании проставлять в журнале кассира-операциониста нули?

    Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов за товары в порядке безналичных расчетов через банковские учреждения, либо с помощью кредитных карт, и сообщает.

    Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Федеральный закон) все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг обязаны применять контрольно-кассовую технику.

    В соответствии со статьей 5 Федерального закона организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки, обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке документации, связанной с применением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку, беспрепятственный доступ к соответствующей контрольно-кассовой технике, предоставлять им указанную документацию.

    Таким образом, вся выручка за товары, оплаченные покупателями платежными картами, должна пробиваться через контрольно-кассовую технику.

    Согласно статье 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

    На основании статьи 3 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Центрального Банка Российской Федерации от 22.09.93 N 40, для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.

    В соответствии с Указаниями по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин, утвержденными постановлением Госкомстата России от 25.12.98 N 132, все записи в журнале кассира-операциониста ведутся ежедневно в хронологическом порядке. Основанием для записи являются Z-отчеты, снятые с контрольно-кассовой техники.

    Заполнение журнала кассира-операциониста производится в соответствии с Типовыми правилами эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденными Минфином России 30.08.93 N 104.

    В кассовой книге выручка отражается согласно внутреннему распоряжению руководителя или целиком на день снятия Z-отчета, или целиком за предыдущий день.

    При осуществлении денежных расчетов с использованием банковских карт безналичные денежные средства должны пробиваться на иную по отношению к наличным денежным средствам секцию. Соответственно в Z- отчете контрольно-кассовой машины будет отдельно фиксироваться информация об осуществлении денежных операций по полученным наличным денежным средствам и по банковским картам.

    Данные из полученных Z-отчетов должны быть занесены в первичную учетную документацию (журнал кассира-операциониста), причем сумма наличных денежных средств отражается по графе «Сдано наличными», а суммы, поступившие (учтенные) по банковским картам (или другим документам) и количество соответствующих документов, — по графе «Оплачено по документам». Если таких операций не было, то необходимо поставить прочерки.

    Полученные наличные денежные средства, отраженные по журналу кассира-операциониста, должны быть занесены в кассовую книгу организации.

    В случаях, когда расчеты за товары (услуги) осуществляются безналичным путем через банковские учреждения, применение контрольно-кассовой техники действующим законодательством не предусмотрено.

    Заместитель директора Департамента С.В. Разгулин

    www.buhonline.ru