Штрафы как вид административной ответственности

Оглавление:

Виды административной ответственности

Административная ответственность – это наказание за правонарушение, которое обладает меньшей степенью опасности сравнительно с преступлением. В этом случае правовые санкции осуществляют должностные лица или уполномоченные органы. Существуют различные виды административной ответственности, которые преследуют отличные друг от друга цели.

Рассмотрим их все:

  1. Штрафная или репрессивно-карательная система. Предполагает наказание лица, совершившего правонарушение. Предупреждает новые действия, направленные против закона.
  2. Превентивная или воспитательная система. Отвечает за формирование уважения к законам и мотивов к их соблюдению.
  3. Компенсирующая или правовосстановительная система. Отвечает за восстановление нарушенного порядка и устранение вреда, полученного человеком, против которого было совершено правонарушение.
  4. Все виды административной ответственности характеризуются следующими признаками:

  5. Правовые санкции и карательные меры осуществляются через соответствующие органы, то есть административная ответственность представляет собой государственное принуждение.
  6. Правовые санкции подчиняются принципам законности и справедливости. Применяются они на основе установленных юридических норм.
  7. Предполагается ответственность негативного характера, то есть правонарушитель попадает в неблагоприятные условия. Под положительными обязательствами подразумевается, к примеру, ответственность главного бухгалтера, касающаяся выполнения значимой работы.
  8. Административная ответственность влечет за собой неблагоприятные условия и лишения для лиц, совершивших правонарушение. Предполагается не только наказание, но государственное порицание.
  9. Подразумевается итоговая оценка нарушителя закона.
  10. Все виды административной ответственности также характеризуются тем, что имеют определенные основания. В частности, это:

  11. Нормативное основание. Предполагает наличие запретов, установленных в законодательном порядке.
  12. Фактическое основание. Подразумевает наличие нарушения закона. При этом в деле должен присутствовать состав административного противоправного деяния. Также предполагается, что нарушение закона подтверждено доказательствами.
  13. Процессуальное основание. Предполагает издание соответствующим органом правоприменительного акта.

Все виды административной ответственности отвечают следующим принципам:

  • Законность. Он подразумевает, что лицо, совершившее правонарушение, подвергается наказанию в соответствии с установленными юридическими нормами.
  • Целесообразность. Предполагает соответствие целей административной ответственности мерам воздействия, избираемым в отношении нарушителя.
  • Неотвратимость. Подразумевает, что каждый правонарушитель должен быть наказан.
  • Своевременность. Предполагается оперативное реагирование на совершенное правонарушение.
  • Справедливость. Предполагает соответствие наказания и тяжести нарушения закона.
  • Сложение налагаемых взысканий. Если лицо совершило несколько административных нарушений, наказание следует лишь за самое тяжелое из них в том случае, если дело рассматривается одним и тем же органом. В остальных случаях карательные меры за преступление закона назначаются в отдельности.
  • Гуманизм. Учет личностных особенностей и потерпевшего, и правонарушителя.
  • Гласность. Все меры административной ответственности предполагают, что рассмотрение дела и вынесение итогового вердикта будет происходить с участием общественности. Подобный принцип подразумевает определенные воспитательные способы воздействия на правонарушителя.
  • fb.ru

    Примеры административной ответственности и виды административных взысканий

    Административная ответственность физических лиц — достаточно запутанная система, которая регулирует особенности поведения всех категорий населения, частично учитывая некоторые особенности отдельного лица или места его нахождения. Предусматриваются различные типы наказаний, которые зависят от большого числа факторов, включая сюда и частоту подобных нарушений, степень их серьезности, возможный риск для здоровья людей и так далее. Большинству людей вполне достаточно знать основные моменты и особенности этой ответственности, когда она наступает, что собой представляет, как проявляется и что может быть за нарушение.

    Что такое административная ответственность

    Такой вид ответственности практически ничем не отличается от уголовной или любой другой. Основные принципы тут абсолютно те же, различаются только проступки, за которые последует наказание, а также непосредственно само наказание, которое значительно легче, чем за уголовные преступления. То есть за проступок может быть наложен штраф, официальное, письменное порицание, принудительные работы на срок административного ареста и так далее. Вариантов масса, и все они могут применяться по-разному, в зависимости от многочисленных факторов. К примеру, за курение в общественном месте наложат штраф, а вот за вандализм могут послать на принудительные работы на определенное должностным лицом время и место.

    Разновидности наказаний

    Не только примеры административной ответственности представляют собой большое количество возможных вариантов. Также сами виды наказаний сильно отличаются друг от друга. Выделяют семь основных типов воздействий, которые могут быть применены к нарушившему законы лицу.

    Самым простым является обычное предупреждение. Оно не носит неофициальный характер и не высказывается устно. Такие предупреждения выносятся в письменном формате и строго учитываются на будущее. Они могут ужесточить дальнейшие наказания за абсолютно другие проступки.

    Вторым, уже более серьезным видом наказания, которое может принять административное взыскание, является штраф. Его размер устанавливается в зависимости от многих факторов, включая сюда и наличие ранее предупреждений.

    Следующие два вида несколько схожи друг с другом. Если некое лицо нарушает закон при помощи определенного объекта, находящегося в его частной собственности, должностные лица имеют право изъять данный объект. Будет ли он возвращен в дальнейшем или конфискован окончательно — зависит от степени вины и тому подобных показателей. Также гражданин может быть лишен определенных прав и возможностей, которые в обычном состоянии гарантируются Конституцией, но после нарушений будет принято решение о возможном пресечении подобных событий в дальнейшем. К примеру, запретить человеку приближаться к какому-либо объекту или другому лицу на расстояние менее 30 метров.

    Помимо всего прочего, нарушитель может быть арестован на срок вплоть до 15 суток или же отправлен на выполнение исправительных работ на несколько месяцев.

    Особенности и признаки

    Выделяют определенные признаки административной ответственности, которые характеризуют абсолютно все нарушения подобного рода.

    Первым из них считается противоправность. То есть личность сознательно нарушает закон в отношении другого человека или объекта, в то время как последний является чьей-то собственностью, имеет определенную ценность, права и так далее.

    Второй признак подразумевает, что вина нарушителя однозначно доказана. Таким образом, если человек действует не по закону, но никто не сможет это доказать, хотя бы косвенно, наказание к нему применяться не будет.

    Третий признак указывает на то, что действия лица относят к антиобщественным, направленным против данного общества и порядка. Более детальный перечень всех вариаций таких действий указан в законодательстве.

    Последний признак указывает на то, что лицо сознательно, понимая, что оно делает, совершило проступок. При этом абсолютно не важно, было ли это бездействием, или действием. Примеры административной ответственности тут представлены двумя видами. Если человек что-то делает специально или специально не делает. Он может не пойти в суд по повестке, хотя получил ее. Это пример нарушения бездействием. Второй вариант — гражданин пересек дорогу на красный свет. Это уже пример нарушения действием.

    Административная ответственность военнослужащих

    В целом для военнослужащих и иных подобных граждан действуют точно такие же законы, как и для всех остальных. Различаются меры наказаний, которые в данном случае могут считаться или излишне строгими, или слишком мелкими. Рассматривает меру наказания военный суд, который и выносит свой вердикт по данному конкретному случаю правонарушения, сразу же вместе с указанием наказания, которое будет наложено на военнослужащего.

    Административная ответственность военнослужащих вместо стандартных штрафов или исправительных работ подразумевает дисциплинарное взыскание в той или иной форме. К примеру, если не служащий на данный момент гражданин может отделаться крупным штрафом, то за то же нарушение военнослужащий получит несколько нарядов вне очереди. Это самый простой пример, так как фантазия в плане наказаний в армии всегда была на высоте.

    Для иностранцев

    В соответствии с действующим законодательством, на данный момент административная ответственность иностранных граждан является аналогичной той, которая применяется касательно жителей данной страны. То есть за один и тот же проступок, при прочих равных условиях, и гражданин, и негражданин получат абсолютно одинаковое наказание, без всяких скидок в ту или иную сторону.

    Единственным исключением из данного правила является возможность применения к иностранному гражданину одной меры, которая не может использоваться по отношению к гражданину, — выдворение из страны. Безусловно, за мелкие нерегулярные проступки настолько жестко никто реагировать не будет, но если они носят систематический характер или являются действительно очень серьезными, то подобный тип наказания можно считать абсолютно оправданным. Нужно помнить, что никаких поблажек по незнанию законодательство в данном случае не делает.

    К примеру, нарушение тишины в обозначенное время суток будет караться одинаково и для иностранца, и для лица без гражданства, и для гражданина страны. Но если при систематическом нарушении на протяжении длительного срока гражданину будет присуждаться более значительный штраф, то негражданина могут просто выгнать из страны.

    Для несовершеннолетних

    Примеры административной ответственности для лиц, которые ещё не достигли возраста 18 лет в целом аналогичны тем, которые применяются к совершеннолетним гражданам. Практически все доступные наказания могут использоваться, кроме ареста, который в данном случае строго запрещен. На практике чаще всего ограничиваются порицанием или же, в особо серьезных случаях, наложением штрафа. Обычно учитывается наличие у несовершеннолетнего гражданина самостоятельного источника дохода, однако если такового нет, выплачивать средства придется родителям нарушителя.

    Признаки административной ответственности в данных случаях являются идентичными, но остальные меры наказаний применяются крайне редко и уже касаются очень значительных случаев или ситуаций, при которых нарушения происходят систематически, и несовершеннолетний сознательно отказывается от следования законодательству. К примеру, если человек в возрасте 17 лет нарушает правила общественного порядка один раз, он может отделаться предупреждением. А вот если через некоторое время он вновь попадается на противоправных действиях того же рода, то, скорее всего, будет назначен штраф. Дальнейшие нарушения уже могут привести к назначению исправительных работ и тому подобным мерам пресечения.

    Режим тишины

    Многие сталкивались с такой проблемой, что невозможно уснуть из-за громких криков, музыки и подобных действий других лиц. Это все классифицируется как нарушение тишины и также является административным нарушением. В разных регионах действуют разные правила, но в общем и целом, начиная с 23 часов и до 7 утра, каждое лицо, не важно юридическое или физическое, обязано вести себя тихо и не мешать окружающим. В некоторых областях или населенных пунктах этот промежуток времени может несколько отличаться, как и факторы, которые влияют на шум. Где-то есть запрет на автомобильные сигналы, а в другом месте — на громкие звуки, издаваемые домашними животными. Чтобы лучше ориентироваться в этом, следует изучить действующие в текущем регионе пребывания требования к шуму в ночное время.

    Основные виды административных взысканий в таких случаях чаще всего ограничиваются денежными штрафами, а вот их размер может очень значительно варьироваться как в зависимости от региона, так и от источника шума, типа нарушителя и так далее. К примеру, если звук издает магнитофон — можно отделаться выплатой 2,5 тыс. рублей. А вот за ремонтные работы придется заплатить уже 5 тысяч рублей. При этом для юридических лиц эти суммы будут намного выше: 25 и 250 тысяч соответственно.

    Штраф за курение

    Большинство курильщиков уже в той или иной мере столкнулись с проблемой запрета на курение в общественных местах. Некоторые это поддерживают, некоторые нет, но общая суть состоит в том, что штраф за курение налагается как непосредственно на самого нарушителя, так и на лицо, которое в понятном виде не обозначило факт запрета в данной местности. Причем для самого курящего штраф не будет слишком большим, а вот если выясниться что при этом не присутствовали запрещающие знаки, тогда уже наказание для владельца указанной территории будет намного более существенным.

    К примеру, гражданин, который курит не там, где положено, должен будет заплатить от 500 до 3000 рублей, в зависимости от многих факторов, включая сюда и место нарушения, и пример для подрастающего поколения и так далее. А вот юридическое лицо, которое не повесило соответствующие предупреждения будет оштрафовано уже на сумму от 30 и до 90 тысяч рублей, что уже намного серьезней. Курение на детской площадке карается серьезней, чем в другом месте, а попытки приучить курить детей — ещё строже. Особенно если это делают родители. Отдельное наказание продумано для тех, кто реализует табачную продукцию несовершеннолетним, тем самым способствуя детскому курению.

    Несоблюдение правил

    Правила общественного порядка, по своей сути, — это все, что происходит в обществе. Любое действие каждого человека рассматривается с точки зрения соблюдения им соответствующих правил. Из них можно выделить 5 основных групп нарушений, которые встречаются чаще всего.

    Первым из таких противоправных действий является курение. Предаваться пагубной привычке разрешается, по сути, только дома и в специально отведенных зонах. В теории, закон подразумевает возможность курения на отдалении от мест массового скопления людей, входов в места общего пользования и так далее. На практике, придется выехать за город, чтобы найти такое удаленное место.

    Вторым по распространенности нарушением, за которое полагается административное взыскание, считается мелкое хулиганство. Особенно учитывая, что в него же входит использование ненормативной лексики, которая звучит очень часто и абсолютно везде.

    Третий, и уже более серьезный, тип нарушения общественного порядка — распитие алкогольных напитков. И если за сам факт придется заплатить около 1 тысячи рублей штрафа, то вот за нахождение на улице в нетрезвом виде штраф уже несколько больше — около 1,5 тысячи рублей.

    Следующим по тяжести является употребление наркотиков и других сходных веществ. Тут уже штраф около 5 тысяч рублей, а иностранца за такое могут и из страны выгнать.

    Самым серьезным нарушением считается организация без разрешения соответствующих органов массовых мероприятий. Тут уже меньше чем 25 тысячами обойтись не получится, а в некоторых случаях могут применяться и другие виды наказаний типа ареста или исправительных работ.

    Подводя итоги

    В целом примеры административной ответственности интуитивно понятны абсолютно всем более-менее адекватным гражданам. Если вести себя нормально, не шуметь, не мешать окружающим, не пить, не курить и уж тем более не употреблять наркотики, то никаких вопросов правоохранительных органов к отдельно взятому лицу не возникнет. Следует отметить, что из всех нарушений именно курение является самым спорным, и к ответственности за него привлекают реже всего, только тогда, когда можно гарантированно доказать вину. Зато за все остальные виды нарушений можно с очень большой долей вероятности распрощаться с достаточно существенными суммами средств, собственным имуществом или даже отработать на благо государства некоторое время.

    Нарушение правил торговли: виды ответственности, штраф и рекомендации

    Во время проверки торговой фирмы различными контролирующими органами (инспекцией, санитарной службой, полицией) могут быть выявлены различные нарушения правил торговли. В этом случае к ответственности может быть привлечен как сам предприниматель, так и продавец или организация в целом. Порой санкции налагаются в виде штрафа, но нередкой становится и уголовная ответственность.

    Рассмотрим все виды ответственности за нарушение правил торговли.

    Административная ответственность

    К административным относятся антиобщественные, противоправные нарушения, которые обладают следующими чертами:

    • фактическое основание (то есть сам административный проступок), недостаточно вредные или злонамеренные для того, чтобы подпадать под определение преступления;
    • специфические виды взыскания, то есть административные меры;
    • ответственность за этот тип правонарушений приводит к возникшим в результате него административным отношениям, где, с одной стороны, есть обвиняемый в правонарушении, а с другой — представитель государства, у которого имеются полномочия привлечь лицо к административной ответственности;
    • порядок рассмотрения дела в этом случае будет внесудебным (согласно статье № 194 КоАП);
    • относительно небольшие затраты времени на производство и на привлечение виновной стороны к административной ответственности;
    • отсутствие судимости у правонарушителя.

    Виды административных мер

    Взыскание в этом случае может налагаться в виде штрафа, исправительных работ, предупреждения, лишения специальных прав, возмездного изъятия или полной конфискации предмета (в том случае, если он был объектом или орудием правонарушения), административного выдворения за пределы страны (если виновник имеет иностранное гражданство).

    КоАП РФ за нарушение правил торговли предусматривает определенные меры ответственности.

    По сравнению с преступлениями, административные проступки имеют менее вредное воздействие на правовое поле, поэтому и взыскания не столь суровые. Часто проступки этого типа не несут материального вреда, а значит, в качестве наказания не будут избраны средства гражданско-правового принуждения. Срок наложения административной меры — не позже 2 месяцев с момента совершения правонарушения. Если оно носит длительный характер — то не позже 2 мес. с момента обнаружения. Кстати, согласно КоАП по 14.34 статье, нарушение правил торговли в сфере розничной торговли предполагает наложение денежного штрафа.

    Какими бывают административные правонарушения в торговле?

    1. Пренебрежение правилами торговли. Они имеют место в торговых предприятиях различных форм собственности или ИП. За правонарушения такого типа виновник облагается штрафом в 3-25 МРОТ (минимальный размер оплаты труда).
    2. Нелегальная торговля товарами (или иными предметами), запрещенными или ограниченными в свободной реализации. Взысканием за это будет штраф в 3-100 МРОТ, с конфискацией или без.
    3. Нарушение санитарных правил торговли или торговля продукцией ненадлежащего качества. Штраф в 3-25 МРОТ.
    4. Торговля товарами без знаков соответствия или сертификатов. За это последует предупреждение или будет наложен штраф в 5-100 МРОТ (возможна также конфискация).
    5. Торговля товарами без документов. Налагается штраф в 50-100 МРОТ.
    6. Нарушение государственного контроля цен. Штраф в 50-100 МРОТ.
    7. Реализация подакцизных товаров без маркировки установленного образца. Штраф в 10-100 МРОТ с конфискацией этого товара.
    8. Реализация спиртных товаров с нарушением правил торговли. Штраф в 100-200 МРОТ.
    9. Обман покупателей в незначительных размерах. Например, заведомая ложь о потребительских свойствах продукции, обвешивание, обсчет и другие. Штраф в 1-30 МРОТ.
    10. За нарушение правил торговли КоАП РФ предусматривает возможность нести ответственность за свои деяния.

      Права потребителя должны быть соблюдены

      Полномочия защиты этих прав есть у различных государственных органов, в том числе, у Министерства по антимонопольной политике и его территориальных подразделений. Оно защищает как права каждого потребителя в отдельности, так и неопределенного их круга. Антимонопольный орган приступает к действиям, рассмотрев заявления потребителей и в том случае, если виновник добровольно не удовлетворил их законные претензии. Ведь главный принцип административной ответственности за нарушение правил торговли — это охрана прав потребителей.

      Что такое гражданско-правовая ответственность?

      Этот тип ответственности налагается в виде санкций, гражданско-правовых обязанностей. Основная функция этой меры — компенсация, восстановление нарушения имущественных прав покупателей. Санкции бывают трех типов: уплата за неустойку, возмещение убытков и компенсация морального вреда. Правонарушителем, как правило, выступает организация, продавец, изготовитель или исполнитель.

      Уголовная ответственность за правонарушения в сфере торговли

      Уголовная ответственность — самый суровый тип ответственности, касающийся нарушений правил торговли. В УК РФ есть несколько статей, посвященных защите прав покупателей. В частности, они касаются следующих случаев:

    11. Ложная реклама (статья 182 УК). За это налагаются следующие виды ответственности: штраф (200-500 МРОТ или в размере дохода осужденного за период от двух до 5 лет), обязательные работы (от 180 до 240 часов), арест (срок: 3-6 мес.) или лишение свободы на срок до двух лет.
    12. Приведшее к массовому отравлению или заболеванию людей по неосторожности, нарушение санэпид правил. Наказание за это будет следующим: штраф (100-200 МРОТ или в размере зарплаты осужденного в период от одного до двух мес.), лишение прав числиться на определенных должностях, вести деятельность (до 3 лет), либо ограничение свободы (до 3 лет), либо лишение свободы (до двух лет). Если это нарушение привело к летальному исходу, то лишение свободы — до пяти лет.
    13. Сбыт товаров, их производство, хранение или производство с целью сбыта (а также предоставление услуг, работ), которые не соответствуют требованиям безопасности для жизни или здоровья покупателей. Сюда же относится применение или выдача документа, ложно удостоверяющего соответствие этих товаров требованиям безопасности. В качестве наказания за это правонарушение будет штраф (500-700 МРОТ, доход осужденного лица в период от 5 до 7 мес.) или лишение, ограничение свободы сроком до двух лет. Если же это деяние было совершено не впервые, организованной группой лиц или коснулись интересов и безопасности детей, возраст которых младше шести лет, или привели к летальному исходу, тяжкому вреду для здоровья — последует штраф (700-1000 МРОТ), лишение свободы (до шести лет с конфискацией имущества) или ограничение свободы (до трех лет). Если все указанное привело по неосторожности к летальному исходу двух и более людей — последует лишение свободы сроком от четырех до десяти лет.
    14. Преднамеренный обман потребителей: ложь о потребительских свойствах, обвешивание, обсчет. Если размер данного злодеяния значительный, это наказывается штрафом (100-200 МРОТ), обязательные работы (от 180 до 240 часов); исправительные работы (1-2 года). Если же имел место особо крупный размер преступления или сговор группы лиц, либо виновный ранее был судим за подобное правонарушение, то наказанием будет лишение свободы до двух лет (с лишением права числиться на каких-либо должностях сроком до трех лет).
    15. Нарушение правил в сфере международной торговли

      Комиссией ООН, а именно ее подразделением ЮНСИТРАЛ (отвечает за права в сфере международной торговли) были сформированы правила, контролирующие данную сферу. Так, конвенция ООН, в которой содержится информация о порядке ведения договоров международных торговых отношений, признана документом, имеющим силу в отношении 56 стран мира. В нем описаны порядки заключений договоров, основные их положения, прописаны обязательства, которые принимают на себя покупатель и продавец, перечислены объекты реализации и продажи, в отношении которых конвенция не действует.

      В сфере международных торговых отношений проводится объемная работа по гармонизации торговых обычаев и приведения их к единым для всех стандартам. Основная роль здесь отведена Международной торговой палате. Согласно ее определению, торговым обычаем называется общепризнанное правило, сформировавшееся в практике торговли между странами на основании унифицированных отношений между контрагентами. Если вы действуете в сфере международных отношений торговли, нужно обратить внимание на документ МТП («Международные правила по толкованию терминов 2010»). Иначе он называется «Инкотермс». Его изучение позволит соблюдать правила, по которым совершаются процедуры договоров в международном экономическом пространстве.

      Основные рекомендации

      Чтобы не происходило нарушения правил торговли, необходимо соблюдать законность и требования различных контролирующих служб — пожарных, потребительских, санитарно-эпидемиологических и других. Главный принцип торговых отношений — это договор, в который вступают продавец и потребитель. Основным документом, подтверждающим сделку, здесь является товарно-кассовый чек (либо иная бумага с аналогичными функциями). Выдача чека покупателю — это прямая обязанность реализатора. Чек должен содержать информацию о данных юрлица, его ИНН, номере кассового аппарата, транзакции, дате и времени приобретения, цене товара. Также на нем должен фигурировать фирменный оттиск. Чек погашается в момент продажи товара, а значит, продавец должен его проштамповать или сделать надрыв. Как упоминалось, ответственность за нарушение правил розничной торговли регулируется ст. 14.34 КоАП.

      В заключение

      Важно придавать значение контролю качества товара, оформлению на него всей надлежащей документации, правильному установлению цен. И, конечно же, ни в коем случае нельзя вводить потребителя в заблуждение касательно качества, долговечности, срока годности и иных характеристик продукции.

      businessman.ru

      Административный штраф как мера административной ответственности: особенности назначения и исполнения

      Назначение административного штрафа

      Область применения административного законодательства очень широка. Административная ответственность присутствует практически во всех сферах жизни, о чем говорят названия глав особенной части второго раздела КоАП РФ. На сегодняшний день, Кодекс — единственный федеральный законодательный акт, в котором кодифицирована вся административная ответственность физических и юридических лиц. Административный штраф предусмотрен КоАП РФ в качестве наказания за подавляющее большинство административных правонарушений. Данный вид наказания по своей сущности является денежным взысканием.

      «Административный штраф — это материальная санкция, налагаемая государственными органами и их представителями на граждан, должностных и юридических лиц, совершивших правонарушения в сфере государственного управления, выражающаяся в принудительном взыскании в доход государства денежных средств, в сумме и порядке установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях».Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов / Д.Н. Бахрах и др. 2-е изд. изм. и доп. М.: Норма, 2012. С. 37.

      Известно, что в уголовном праве тоже существует наказание в форме штрафа. По этой причине законодатель пользуется термином «административный штраф», подчеркивая тем самым принципиальное отличие штрафа, назначаемого в качестве уголовного наказания, от штрафа, назначаемого за совершение административного правонарушения.

      Юридическое содержание административного штрафа проявляется в следующем: «административный штраф является основным наказанием (ст.3.3 КоАП РФ); особенностью данного наказания является возможность его установления не только КоАП РФ, другим федеральным законодательством, но и законами субъектов РФ об административной ответственности (ст.3.2 КоАП РФ); штраф, представляя собой административное наказание имущественного характера, в отличие от гражданско-правового, не выполняет компенсационной функции».Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов / Д.Н. Бахрах и др. 2-е изд. изм. и доп. М.: Норма, 2012. С. 153.

      Как правило, штрафы носят относительно-определенный характер. Это означает, что размер штрафа устанавливается с указанием минимального и максимального пределов. Величина административного штрафа — это основной показатель правоограничений, составляющих содержание рассматриваемого вида наказания. Статья 3.5 КоАП РФ определяет минимальный и максимальный размеры административного штрафа, которые могут устанавливаться за совершение административных правонарушений, и определяет величину кратную для определения размера административного штрафа.

      Согласно ст. 3.5. КоАП РФ административный штраф может выражаться в величине, кратной:

      · стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

      · сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин;

      · сумме незаконной валютной операции;

      · сумме валютной выручки, не проданной в установленном порядке;

      · сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках;

      · сумме денежных средств, кратной размеру ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением срока;

      · сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию;

      · сумме денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, незаконно переданных или оказанных от имени юридического лица;

      · сумме неуплаченного административного штрафа;

      · сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение;

      · сумме выручки правонарушителя, полученной от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен за весь период правонарушения (но не более 1 года);

      · начальной цене государственного или муниципального контракта при размещении заказа на поставки товаров, оказание работ, услуг;

      · сумме излишнего дохода либо сумме убытков, которых лицо избежало в результате неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком;

      · незадекларированной сумме наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов;

      · сумме средств, полученных из бюджета Российской Федерации, использованных не по целевому назначению;

      · суммам средств, не перечисленных в установленный срок в бюджет Российской Федерации;

      · сумме средств незаконно произведенных операций.

      Таким образом, данной статьей предусматриваются различные варианты определения размеров административного штрафа. При этом штраф является величиной переменной и зависящей от условий развития экономической жизни. Назначаемый размер административного штрафа не может быть менее 100 (ста) рублей, а за совершение административного правонарушения в области дорожного движения менее 500 (пятисот) рублей. Максимальный размер штрафа зависит как от порядка его исчисления, так и от субъекта, привлекаемого к административной ответственности. В качестве субъекта привлекаются к административной ответственности, как физические лица, так и организации, нарушившие нормы административного законодательства.

      В КоАП РФ значительно возросло количество норм, которыми установлены повышенные размеры административных штрафов. Установление повышенных размеров штрафа в целом увязывается с характером правонарушения, размером причиненного вреда, степенью вины правонарушителя, его имущественным положением и иными существенными обстоятельствами деяния.

      Данная ситуация вполне объяснима. Правонарушители просто перестали реагировать на штрафы, размеры которых минимальны. Такая ситуация обусловлена повышением уровня жизни граждан: средний размер заработной платы растет. Соответственно, должны увеличиваться и санкции, дабы правонарушители смогли ощутить все негативные последствие от неправомерного поведения, и это служило бы им уроком. Особенно необходимо развивать тенденцию увеличения размеров административных штрафов за правонарушения в области дорожного движения, на долю которых выпадает большая часть всех административных правонарушений. В этом случае было бы целесообразно ограничить должников в праве управлять транспортными средствами. Это могло бы стать действенным методом для повышения собираемости штрафов. Если за правонарушения применяется наказание в виде минимального размера административного штрафа, то правонарушители просто игнорируют свою обязанность оплатить административный штраф.

      К факторам, влияющим на назначение административного штрафа, также относятся обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность (ст. ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ). «Данные обстоятельства являются критериями индивидуализации наказания. Это тот инструментарий, которым правоприменитель должен пользоваться при решении вопроса об ответственности конкретного правонарушителя».Попова Л.Л. Административное право: Учебник. М.: Юристъ, 2009. С. 212.

      Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: раскаяние виновного; предотвращение виновным вредных последствий правонарушения; добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда; совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка. При этом орган или должностное лицо, решающее дело об административном правонарушении, может признать смягчающими и обстоятельства, не указанные в законе, например преклонный возраст нарушителя, его болезнь, безупречное поведение на производстве и в быту до совершения правонарушения и т.д. Так, можно привести пример из судебной практики Арбитражного суда Вологодской области. «Государственным инспектором отдела СЗМТУ в период с 30.06.2012 по 02.07.2012 проведена проверка в отделе детской одежды магазина «Березка». Выявлены нарушения обязательных требований пунктов 1.3, 1.3.4, 1.14 ГОСТ 10581-91 «Изделия швейные». В силу статьи 4.2 КоАП РФ при назначении наказания суд учитывает в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность, совершение административного правонарушения впервые. С учетом части 2 статьи 4.1 КоАП РФ суд назначает наказание в виде административного штрафа в минимальном размере административного штрафа». Постановление Арбитражного суда Вологодской области от 23.08.2012 по делу № А13-4613/2012 // СПС «КонсультантПлюс».

      С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена на срок до трех месяцев судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление.

      Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются: продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному наказанию; вовлечение несовершеннолетних в совершение правонарушения; совершение правонарушения группой лиц; совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; совершение правонарушения в состоянии опьянения (орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера административного правонарушения могут не признать это обстоятельство отягчающим). Так, постановлением Арбитражного суда Республики Коми «Сыктывкарский ликеро-водочный завод привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 КоАП РФ. Общество ранее неоднократно привлекалось к административной ответственности по статье 14.3 КоАП РФ. Повторность совершения однородного административного правонарушения обоснованно учтена в качестве отягчающего ответственность обстоятельства. Назначено административное наказание в виде штрафа в размере 400 000 рублей». Постановление Арбитражного суда Республики Коми от 12.10.2009 по делу № А29-1325/2009 // СПС «КонсультантПлюс».

      С учетом данных обстоятельств определяется размер административного штрафа. При назначении данного наказания учитывается также давность привлечения к административной ответственности, подробно об этом указано в ст. 4.5 КоАП РФ. Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      В свою очередь есть лица, к которым данный вид административного наказания применяться не может в силу особенностей, указанных в законе. Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

      Административный штраф назначается как в судебном, так и во внесудебном порядке. Административная ответственность в большинстве случаев является внесудебной ответственностью. Административные наказания назначаются должностными лицами большого числа государственных органов (в основном системы исполнительной власти) во внесудебном порядке, хотя и суды рассматривают определенное количество таких правонарушений. Все эти органы относятся к субъектам административной юрисдикции. «В данный момент, рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с федеральным законодательством, и назначать административный штраф, уполномочены более 60 субъектов административной юрисдикции общей, отраслевой, внутриотраслевой, межотраслевой и смешанной компетенции».Михалева Н.В. Судебная практика по делам об административных правонарушениях / Под. ред. П.П. Серкова. М.: Норма, 2008. С. 278. В частности, судьи (мировые судьи); комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделениями и территориальные органы. А также иные государственные органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента или Правительства РФ. Так, например многообразие общественных отношений в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности обуславливает отнесение к подведомственности органов внутренних дел (полиции) широкого круга дел об административных правонарушениях.

      Важно отметить, что правильное определение подведомственности — необходимое условие законного, а также квалифицированного и своевременного разрешения дел об административных правонарушениях, так как здесь принимает участие огромное число различных органов, которые наделены властными полномочиями, и которые вправе совершать действия, определяющие движение дел. Это объясняется большим количеством отраслей административной деятельности. И чтобы квалифицированно заниматься делами об административных нарушениях, нужно обладать специальными знаниями, быть компетентным в данной области. Постановление о назначении административного наказания, вынесенное органом либо должностным лицом, к подведомственности которого оно не относилось, не имеет юридической силы и не подлежит исполнению.

      По факту совершения административного правонарушения составляется протокол, который в течение суток с момента составления направляется судье либо должностному лицу контролирующего ведомства, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении. По результатам рассмотрения дела может быть вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа или о прекращении производства по делу (п. 1 ст. 29.9 КоАП).

      «Назначением административного наказания выражается официальное осуждение действий правонарушителя, и создаются различные неблагоприятные для него последствия — морального характера, денежного и имущественного порядка, обращенные на личность нарушителя или его имущество».Серков П.П. Административная ответственность в российском праве: современное осмысление и новые подходы. Монография. М.: Норма; ИНФРА-М, 2012. С. 122. Примером тому может служить постановление мирового судьи города — Югры от 29 августа 2012 г., где «Степанов И.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения — игровых автоматов в количестве 19 штук». Постановление мирового судьи судебного участка № 4 города окружного значения Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 29.08.12 г. по делу № А45-1235/2012 // СПС «КонсультантПлюс»

      Административные наказания являются основной и наиболее многочисленной группой мер воздействия на правонарушителей. Административное наказание, выражая негативную оценку государством правонарушения, причиняя вред (моральный, физический, имущественный) виновному, не носит репрессивного характера и лишено такого назначения как кара, поэтому функции наказания не карательные, а предупредительные, задачами которых является воспитание.

      Будучи наказанием имущественного характера, административный штраф достаточно эффективен, наиболее распространен. Штраф предусматривается практически всеми статьями Особенной части КоАП Российской Федерации и соответствующими статьями законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Можно отметить, что штраф является универсальным административным наказанием по многим показателям. Зачастую именно назначение данного наказания способно обеспечить наибольшую дисциплину и правопорядок, целенаправленно воздействуя на сознание и поведение людей, наказанных рублем. Назначение административного штрафа оказывает воспитательное действие на лицо, совершившее административное правонарушение, а также обеспечивает предупреждение новых правонарушений.

      Административный штраф может налагаться на граждан, должностных и юридических лиц. В этом также прослеживается его универсальность в отличие от других видов административных наказаний, тем более что административный штраф для юридических лиц зачастую применяется в достаточно солидных размерах, что однозначно негативно отражается на имущественном положении организации, которая подвергнута данному виду наказания. На граждан оно оказывает как моральное, так и материальное воздействие. Административный штраф как административное наказание значительно чаще других используется в санкциях правовых норм КоАП РФ.

      «Судебная статистика судов общей юрисдикции свидетельствует о том, что административный штраф — наиболее применяемое административное наказание. Так, в 2010 г. было рассмотрено 5560427 дел об административных правонарушениях, по 2315699 делам (42,7%) в качестве административного наказания назначен штраф. В 2011 г. было рассмотрено 5420815 дел об административных правонарушениях, административный штраф применен по 1890429 делам (35,8%). В 2012 г. рассмотрено 5653811 дел об административных правонарушениях, по 2135770 делам назначено наказание в виде штрафа (36,4%). В 2013 г. рассмотрено 5346901 дел об административных правонарушениях, по 2249101 делам назначено наказание в виде штрафа (40,8%)».Гараев А.А. Анализ взыскиваемости административного штрафа // Административное право и процесс. 2013. № 2. С. 39-45.

      Приведенные цифры, тем не менее, не означают, что все лица претерпели соответствующие правоограничения, понесли данное административное наказание и оплатили административный штраф. Об этом свидетельствует статистика, показывая, что взыскание административных штрафов за отдельные правонарушения осуществляется не всегда удовлетворительно.

      Возможно, для того, чтобы лицо все-таки понесло ответственность за административное правонарушение, чтобы оно не осталось безнаказанным законодателю необходимо рассмотреть такие варианты борьбы с этой проблемой как: установление «гибкой дифференциации» размера штрафных санкций. В некоторых случаях назначения более мягких наказаний за определенные виды административных правонарушений. В том числе необходимо серьезно рассмотреть вопрос о возможности назначения административного штрафа ниже низшего предела, но обязательно с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, его финансового положения и обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.

      Ежегодно число лиц, привлекаемых к административной ответственности, растет. Не может на это не влиять и цель декриминализации преступлений в уголовном праве. Дабы снизить показатели по числу привлекаемых к уголовной ответственности лиц, законодатель может прийти к усилению ответственности со стороны административного права. Главное, чтобы в этом стремлении не произошла подмена одного вида ответственности другим. Необходимо соблюдение баланса между этими понятиями.

      Хотелось бы отметить, что административный штраф, как вид административного наказания, на сегодняшний день не утратил своего правоохранительного значения. В первую очередь данный вид наказания «бьет по карману правонарушителя», что особенно позволяет говорить о его действенности. Административный штраф носит предупредительный, воспитательный характер. В КоАП РФ значительно возросло количество норм, которыми установлены повышенные размеры административных штрафов, что обусловлено повышением уровня жизни граждан, так как средний размер заработной платы растет. И правонарушители должны почувствовать существенные негативные последствие от неправомерного поведения. Также в области правонарушений дорожного движения следовало бы наряду с назначение штрафа ограничить должников в праве управлять транспортными средствами. А в связи с намеченной целью на законодательном уровне к декриминализации преступлений, административный штраф, как один из наиболее распространенных видов административного наказания, приобретает все большую актуальность и значимость.

      Административную ответственность в России без всякого преувеличения можно назвать «штрафной», так как почти 90% виновных в совершении таких деяний подвергаются штрафу.

      studbooks.net