Спец по несовершеннолетним

Меры по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних направлены на:
1) реализацию и защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;
2) охрану их жизни и здоровья;
3) обеспечение оптимальных условий формирования личности подростка;
4) устранение причин и условий, отрицательно влияющих на жизнь и воспитание ребенка;
5) защиту общественности от правонарушений несовершеннолетних;
6) содействие в социальной адаптации подростков с девиантным, делинквентным и криминальным поведением.
Выделяют общее и специальное предупреждение преступности несовершеннолетних, подразделяемое на раннюю специальную профилактику, непосредственную специальную профилактику и профилактику рецидива.
Общие меры предупреждения преступности несовершеннолетних направлены на:
— обеспечение благополучного развития и социализацию детей;
— реализацию их прав и законных интересов;
— коррекцию негативных социальных процессов в основных сферах жизнедеятельности несовершеннолетних (в семье, образовательной, трудовой, досуговой сфере и др.).
Общие меры находятся в компетенции федерального и регионального уровня законодательной, исполнительной и судебной власти.
Специальное предупреждение преступности несовершеннолетних — это система воздействия на процессы, порождающие преступность отдельных социальных групп, виды преступности (уличную преступность, семейно­бытовую, экономическую и т.д.) и ее этапы.
Специальное предупреждение преступности несовершеннолетних включает в себя:
— раннюю профилактику, направленную на устранение причин, порождающих преступность несовершеннолетних;
— непосредственную (индивидуальную) профилактику, направленную на оказание помощи дезадаптированным подросткам «группы риска»;
— профилактику рецидива, направленную на социальную помощь несовершеннолетним, совершившим преступления, в целях контроля над ними и предотвращения повторных преступлений.
Индивидуальное предупреждение преступности несовершеннолетних заключается в выборочном воздействии на несовершеннолетних, наиболее подверженных совершению преступлений, оказании им помощи в позитивном изменении социальной микросреды, в которой они находятся, и их самих.
Социальная профилактика — это комплекс социально-педагогических, психологических, медицинских и иных мероприятий, направленных на предотвращение девиантного поведения подростков. Сущность социальной профилактики заключается в адекватном реагировании общества и государства на проблему обеспечения благополучного развития ребенка, его воспитания, образования и социализации.
Социально-правовая профилактика — общественное и юридическое воздействие на личность ребенка в целях формирования у него социального, правопослушного поведения.
Основные черты и задачи социально-правовой профилактики:
— организация условий, благоприятствующих развитию ребенка;
— своевременное выявление причин и условий, вызывающих девиантное поведение;
— развитие профессиональной деятельности в сфере профилактики девиантного поведения детей (психологии, педагогики, социальной работы, правоохранительной деятельности, ювенальной юстиции и т.п.);
— развитие общественных и государственных институтов, осуществляющих профилактическую деятельность.
Нравственная (моральная) профилактика — это предотвращение аморального поведения несовершеннолетних путем их ориентации на нравственные ценности и руководство ими в жизни.
Сущность профилактики всех видов девиантного поведения несовершеннолетних заключается в устранении и нейтрализации причин, порождающих такое поведение.
В зависимости от масштаба профилактических мер их подразделяют:
— на меры общефедерального уровня;
— региональные;
— групповые;
— индивидуальные.
Субъекты предупреждения преступности подразделяют на специализированные и неспециализированные в зависимости от правовых полномочий.
К специализированным субъектам относят: Совет Безопасности РФ; органы суда, прокуратуры, юстиции, внутренних дел; Межведомственную комиссию по социальной профилактике правонарушений Правительства РФ; контрольно­финансовые и другие контролирующие органы; государственные налоговые службы; Антимонопольный комитет; Госстандарт; Госторгинспекцию; Федеральную службу по валютному и экспертному контролю; Санэпидемнадзор; лесную и рыбную охрану; Счетную палату; различные инспекции; различные институты гражданского общества (политические партии, общественные организации, фонды и т.п.) и другие организации и учреждения.
Неспециализированные субъекты — все иные организации, юридические и физические лица, средства массовой информации, которые участвуют в предупреждении преступности в процессе реализации своих общих полномочий, прав и обязанностей.
К специализированным субъектам профилактики правонарушений несовершеннолетних следует отнести Правительственную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, положение о которой утверждено постановлением Правительства РФ от 6 мая 2006 г. № 272, а также перечень субъектов профилактики, приведенный в ст. 4 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:
— комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
— органы управления социальной защитой населения;
— органы управления образованием;
— органы опеки и попечительства;
— органы по делам молодежи;
— органы управления здравоохранением;
— органы службы занятости;
— органы внутренних дел.
Участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних других органов, учреждений и организаций осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством субъектов РФ.
Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:
— предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
— обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
— социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
— выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах:
— законности;
— демократизма;
— гуманного обращения с несовершеннолетними;
— поддержки семьи и взаимодействия с ней;
— индивидуального подхода к исправлению несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации;
— государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
— обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних (ст. 2 Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних).
Основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обусловлены целями и задачами, стоящими перед конкретным субъектом профилактической деятельности, и подробно регламентированы в главе 2 указанного Закона.
Объектами индивидуальной профилактической работы являются:
— безнадзорные или беспризорные;
— занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством;
— содержащиеся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;
— употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющие одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;
— совершившие правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;
— совершившие правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
— освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;
— совершившие общественно опасное деяние и не подлежащие уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
— обвиняемые или подозреваемые в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;
— условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания, освобожденные от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;
— получившие отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;
— освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;
— осужденные за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденные судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
— осужденные условно, осужденные к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
Индивидуальная профилактическая работа проводится также в отношении родителей или законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Индивидуальная профилактическая работа может проводиться и с иными лицами в случае необходимости предупреждения правонарушений либо для оказания социальной помощи и (или) реабилитации несовершеннолетних с согласия руководителя органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (ст. 5 Закона «Об основах системы профилатики. ».
В ст. 1 указанного Закона даны следующие основные понятия:
— несовершеннолетний — лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;
— безнадзорный — несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;
— беспризорный — безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;
— несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении — лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;
— антиобщественные действия — действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;
— семья, находящаяся в социально опасном положении, — семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
— индивидуальная профилактическая работа — деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;
— профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних — система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;
— пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, — пиво с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции и изготавливаемые на основе пива напитки с указанным содержанием этилового спирта.
Профилактическая деятельность в сфере ювеналистики, то есть практическая деятельность судов по профилактике правонарушений несовершеннолетних заключается:
1) в установлении причин и условий, способствовавших совершению несовершеннолетними преступлений (ст. 421 УПК РФ);
2) в обязательном рассмотрении возможности применения принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним при постановлении приговора (п. 15 ч. 1 ст. 299 УПК РФ);
3) в обязательном рассмотрении вопроса об освобождении от наказания несовершеннолетних с применением принудительных мер воспитательного воздействия при исполнении приговора (п. 16 ст. 397 УПК РФ).
Суд вправе вынести частное определение об устранении причин и условий, способствовавших совершению преступления несовершеннолетним.
В соответствии с ч. 2 ст. 43 УК РФ применение судами уголовного наказания осуществляется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.
С созданием в РФ ювенальной юстиции роль ювенального суда в профилактике преступности несовершеннолетних будет значительно повышена, так как использование в судебной практике принципов ювенальной юстиции позволит применять более широкий спектр мер, направленных на предупреждение преступности несовершеннолетних. В основе данных мер должен быть комплекс социально-педагогических воздействий, а не уголовные наказания.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Причины девиантного поведения несовершеннолетних.
2. Типы несовершеннолетних преступников.
3. Виды и формы профилактики правонарушений несовершеннолетних.
4. Субъекты и объекты профилактики правонарушений несовершеннолетних.
5. Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
6. Основные юридические понятия Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
7. Определить особенности профилактики преступлений несовершеннолетних в РФ.

txtb.ru

ohrana77rus

В соответствии с статьей 17 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», на частную охранную деятельность распространяются правила применения специальных средств, установленные Правительством Российской Федерации для органов внутренних дел Российской Федерации. Частные охранники имеют право применять специальные средства в следующих случаях:

1) для отражения нападения, непосредственно угрожающего их жизни и здоровью, а охранники и для отражения нападения, непосредственно угрожающего жизни и здоровью охраняемых граждан;

2) для пресечения преступления против охраняемого ими имущества, когда правонарушитель оказывает физическое сопротивление.

Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен частному охраннику, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью частного охранника или охраняемому имуществу.

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ РАБОТНИКОМ ОХРАНЫ, УСТАНОВЛЕННЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ № 587 от 14 августа 1992 г.

Резиновые пачки

Запрещается нанесение ударов по голове, шее и ключичной области, животу, половым органам.

Требуется периодическая (не реже чем один раз в два часа) проверка состояния фиксации замков.

Правила применения частными охранниками специальных средств, установленные постановлением Правительства РФ № 587 от 14 августа 1992 г., представляют собой по существу дополнительные требования по применению специальных средств к тем требованиям, которые содержатся в статье 16 и 17 Закона «О частной детективной и охранной деятельности».

Правило 1. Специальные средства применяются охранниками в случаях, когда использованы и не дали желаемых результатов ненасильственные способы предупредительного воздействия на правонарушителей.

Правило 2. В ситуациях, когда применение специальных средств неизбежно, охранник обязан проявлять сдержанность, действовать исходя из складывающейся обстановки и той цели, которая должна быть достигнута, сводя к минимуму возможность причинения ущерба и нанесения телесных повреждений.

Специальные средства применяются:

  • Резиновая палка: для отражения нападения, непосредственно угрожающего жизни и здоровью охранника.
  • Резиновая палка, наручники: для отражения нападения при защите жизни и здоровья охраняемых граждан и для пресечения преступления против охраняемой собственности, когда правонарушитель оказывает физическое сопротивление.
  • Кроме того, в указанном Постановлении Правительства РФ дан перечень видов специальных средств, используемых в негосударственной (частной) охранной деятельности:

  • шлем защитный 1-3 классов защиты отечественного производства;
  • жилет защитный 1—5 классов защиты отечественного производства;
  • наручники отечественного производства «БР-С», «БР-С2», «БКС-1», «БОС»;
  • палка резиновая отечественного производства «ПР-73М», «ГТР-К», «ПР-Т», «ПУС-1», ПУС-2», «ПУС-3».

ohrana77rus.ru

Спец по несовершеннолетним

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» для детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода, на территории Каширского района функционирует образовательное учреждение – государственное бюджетное специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа «Каширская специальная общеобразовательная школа закрытого типа Московской области». Следует отметить, что такое учреждение является единственным закрытым образовательным учреждением для мальчиков в Московской области.

От других образовательных учреждений оно отличается тем, что здесь создана режимная служба, обеспечивающая специальные условия содержания воспитанников и предусматривающая охрану территории учреждения и материальных ценностей, организацию безопасных условий содержания воспитанников, их временную изоляцию, исключающую возможность ухода с территории учреждения по собственному желанию, круглосуточное наблюдение и контроль за воспитанниками, в том числе во время сна, проведение выборочного досмотра вещей воспитанников, поступающих им посылок, бандеролей и передач.

Основания и порядок производства по материалам о помещении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также условия содержания и воспитания в них регламентируются Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а также Типовым положением о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25.04.1995 № 420 (с изменениями).

Согласно ст. 15 указанного закона в образовательные учреждения закрытого типа могут быть помещены на основании постановлении судьи или приговора суда несовершеннолетние в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода, в случаях совершения ими общественно опасного деяния до достижения возраста привлечения к уголовной ответственности; освобождения от уголовной ответственности в связи с тем, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими; а также в случаях осуждения их за совершение преступления средней тяжести или тяжкого преступления и освобождения судом от наказания в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 92 Уголовного кодекса РФ.

Срок пребывания несовершеннолетнего в спецшколе закрытого типа устанавливается судом, не должен превышать 3 лет и может быть продлен только по желанию воспитанника для завершения общеобразовательной подготовки.

Соблюдение законодательства при помещении каширских подростков в спецшколу закрытого типа и в его деятельности находится на постоянном контроле Каширской городской прокуратуры. Каждое постановление суда изучается на законность. Регулярно с привлечением специалистов контролирующих органов проводятся проверки условий содержания, воспитания и образования детей.

Проводимые проверки показывают, что в данном учебном заведении в целом требования законодательства соблюдаются. Созданы соответствующие условия для получения детьми начального общего и основного общего образования, обеспечивается их психологическая, медицинская и социальная реабилитация, а также коррекция их поведения и адаптация в обществе. Организован оптимальный распорядок дня, включающий в себя систему оздоровительно-воспитательных мероприятий, занятие общественно полезной деятельностью, личное время воспитанников.

Самым распространенным видом общественно опасного деяния, за совершение которого несовершеннолетние помещаются в Каширскую спецшколу, является кража. Вместе с тем, ряд подростков помещены в спецшколу в связи с совершением общественно-опасных деяний, связанных с причинением телесных повреждений. Такие подростки часто не ходят в школу, демонстративно игнорируют замечания учителей и родителей, среди них большой процент алкоголиков и токсикоманов, а также правонарушителей.

Так, в мае 2013 года Каширским городским судом рассмотрено ходатайство Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Главе Каширского района о направлении 14-летнего Ф. в специальную общеобразовательную школу закрытого типа. Постановлением городского суда за неоднократное совершение общественно-опасных деяний до достижения возраста уголовной ответственности (избиение несовершеннолетних с причинением телесных повреждений) и административных правонарушений (нахождение на улице в состоянии алкогольного опьянения) ходатайство Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Главе Каширского района удовлетворено, и несовершеннолетний Ф. направлен в специальную общеобразовательную школу закрытого типа на срок 3 года.

При вынесении указанного решения судом учитывались крайне негативные характеристики подростка (грубость, хамство по отношению к учителям, родителям, сверстникам и более слабым детям, склонность к бродяжничеству и употреблению алкоголя) со стороны образовательного учреждения, в котором он обучался, и учреждений системы профилактики – Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Главе Каширского района и ОДН ОМВД России по Каширскому району, которые более 2-х лет проводили с Ф. индивидуальную профилактическую работу, однако, суд пришел к выводу, что перевоспитание несовершеннолетнего правонарушителя возможно только в условиях специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа.

www.kashira-plus.ru

Отряд по розыску несовершеннолетних «Первый»

Информация

Описание: Поисковый отряд ОРН «Первый» на территории Кировской области начал свою деятельность с 01 апреля 2018 года. ОРН — отряд по розыску несовершеннолетних, самовольно покинувших спец.учреждение (приют, общежитие при учебном заведении, мед.учреждение и так далее) или ушедших из дома. Показать полностью…

Отряд по розыску несовершеннолетних «Первый» — это добровольное объединение граждан, который существует на добровольных началах без привлечения средств участников отряда.
ОРН «Первый» является некоммерческой организацией, не имеет расчетных счетов, не принимает денежную помощь.
Так же отряд не организует сбор денежных средств ни на какие нужды.

Все поиски производятся исключительно совместно с полицией. Все заявки на без вести пропавших поступают от полиции.
Так же мы плотно сотрудничаем с ПДН.
Отряд не берет на себя функции МВД, и других спецслужб, а оказывает посильную помощь и содействие в поиске пропавших несовершеннолетних.

Почему мы их ищем?
Дети и подростки сами не подозревают, какой опасности себя подвергают. Ночью они не должны находиться без сопровождения взрослых на улице, в подъездах, игровых клубах, в вокзалах. Даже если ребенок сам убежал из дома и не хочет возвращаться домой, его необходимо вернуть. Дети не должны жить на улице. Они должны находиться под опекой взрослого. Того, кто несет ответственность за ребенка.

Дети убегают. Одни вырастают, становятся совершеннолетними, их сменяют другие. Некоторые уходят постоянно. Бывает, что по несколько раз в год или месяц. Но, не смотря на это, искать их все равно нужно.

«Бегунок» принципиально отличается от «потеряшки». Подросток намеренно прячется, не желая, чтобы его нашли. Концепция каждого поиска разрабатывается индивидуально, с учетом психологии пропавшего. Некоторые планируют побег заранее, за несколько дней, недель и месяцев. Вынашивая план. Или ребенок может быть склонен к бродяжничеству. Такие дети, как правило, состоят на учете в ПДН.
Если родители не смогли создать в доме атмосферу ценности семейных отношений, то ценностью отношений для ребенка становится группа подростков. Или неблагополучные семьи, которые сами выталкивают деток на улицу — у таких детей нет привязанности к дому, им привычна уличная среда, потому что на улице подростки находят себе подобных. Возраст данной категории обычно колеблется от 11 до 18 лет. Но «бегунки» заметно помолодели и стали убегать восьмилетние дети.

ОРН «Первый» ищет тех, кто самовольно покинул спец.учреждение (приют, общежитие при учебном заведении, мед.учреждение и так далее) или ушедших из дома.
Таких детей/подростков мы называем «Бегунки». Место: Россия

vk.com

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания

в Рос. Федерации предназначены для лиц, совершивших аморальные проступки, общественно опасные деяния или преступления, но освобождённых по возрасту от уголовной ответственности. Спец. школы и спец. ПТУ созданы в 1964 после реорганизации дет. воспитат. колоний Мин-ва внутр. дел как уч. заведения полузакрытого типа (раздельно для мальчиков и девочек); находятся в ведении Мин-ва образования Рос. Федерации. Руководящий и пед. персонал подбирается и назначается органами управления образованием.

Направление несовершеннолетних в спец. уч.-воспитат. учреждения определением суда является наиболее строгой и принудит, мерой воспитат. характера, применяемой к детям и подросткам.

Специальные школы предназначены для детей и подростков 11—14 лет. В нек-рых случаях воспитанники находятся в школе и старше 15, но только до окончания уч. года. Подростки выпускаются из школы по представлению пед. совета решением комиссии по делам несовершеннолетних (по месту нахождения школы). Они направляются к родителям, в дет. дома, школы-интернаты, уч. заведения или трудоустраиваются. Неисправившиеся подростки по достижении 15 лет могут быть переведены в спец. проф.-тех. уч-ща.

Спец. школы финансируются за счёт госбюджета и доходов, получаемых за работу воспитанников. За содержание детей в школе с родителей взимается ежемесячная плата. Сироты, а в отд. случаях и дети из многодетных семей зачисляются на полное гос. обеспечение. Все воспитанники обеспечиваются питанием, одеждой и др. необходимыми бытовыми предметами. В состав спец. школ входят общеобразоват. школы с 3-го по 9-й класс; уч.-производств. мастерские; жилые здания; физкультурно-оздорови-тельный и спорт.-культурный комплексы; медико-санитарная часть; карантинное помещение для внове поступающих; штрафная комната; подсобное х-во и др.

Осн. задачи спец. школ: исправление и социальная реабилитация детей и подростков, продолжение их общеобразоват. и трудового обучения. Осн. проблема организации воспитат. системы спец. школы — сочетание пед. принципов образоват. учреждений и режима исправит, учреждения. В спец. учреждениях обеспечивается круглосуточный надзор и контроль за поведением воспитанников, исключающий возможность их свободного выхода за пределы учреждения, строгий распорядок дня. Воспитывающий характер пед. режима заключается в целесообразно продуманной организации жизни подростков, призван способствовать развитию социально полезных интересов и склонностей личности; гуманное отношение к каждому воспитаннику сочетается с высокой требовательностью и дисциплиной, наряду с убеждением (добровольность). могут использоваться меры принуждения (обязательность), соблюдения принятого распорядка, применяются методы поощрения инициативы воспитанников в учёбе, труде и примерном поведении, в т. ч. предоставление краткосрочного отпуска сроком от 3 сут до 1 мес к родителям во время каникул. С целью пресечения аморальных поступков применяются меры взыскания; устное предупреждение, запрещение развлечений; наиб. строгая — помещение в штрафную комнату сроком до 2 сут.н. др. Воспитанникам разрешается получение и отправление писем, посылок. Служба охраны и режима имеет право производить личный осмотр воспитанников с целью изъятия запрещённых к хранению предметов.

Уч.-воспитат. работа строится на принципах соединения общеобразоват. подготовки с общественно полезным производит, трудом по уч. планам и программам, утверждённым Мин-вом образования Рос. Федерации. Осн. форма обучения — урок. Широко используются методы обучения, способствующие выработке навыков самостоят. работы и умения применять полученные знания на практике, разл. формы внеуч. работы. К уч.-производит, труду воспитанники привлекаются в зависимости от возраста и физич. развития от 2 до 4 часов в день в уч.-производств, мастерских, уч. подсобном х-ве.

Процессу перевоспитания способствует создание пед. персоналом воспитат. коллектива с активно действующими органами ученич. (»управления. Над спец. школами, как правило, шефствуют пром. и с.-х. предприятия, гос. и обществ, орг-ции; создаются обществ, попечительские советы.

Администрация и пед. коллектив обязаны поддерживать связь с родителями (переписка, личные беседы, родит, собрания и др.). Родители имеют право на краткосрочные свидания с детьми, переписку, телефонные разговоры, посылки, передачи.

Специальные профессионально-технические училища (спец. ПТУ). предназначены для несовершеннолетних правонарушителей 14—18 лет. Воспитанники содержатся в уч-ще от одного до 3 лет. Переведённым из спец. школ время пребывания в школе засчитывается в 3-летний срок содержания в спец. ПТУ. После 18 лет воспитанники могут оставаться в ПТУ в порядке исключения для завершения обучения и закрепления результатов исправления, но не более чем на один уч. год. Ученики, доказавшие своё исправление примерным поведением и хорошей учёбой, до окончания срока пребывания могут переводиться в ПТУ общего типа или трудоустраиваться. Неисправившиеся подростки, а также поступившие в ПТУ с достаточной проф. подготовкой, направляются на работу в уч. производств, мастерские и продолжают обучение в общеобразоват. школе.

Юридич. права выпускников спец. ПТУ сохраняются полностью. По окончании обучения они сдают экзамены, им присваивается производств, квалификация и выдаётся аттестат (свидетельство). В документах не указывается, что они получены в спец. ПТУ. При назначении пенсий и пособий по гос. социальному страхованию время обучения в спец. ПТУ засчитывается в общий, а также непрерывный стаж (если перерыв между окончанием уч-ща и поступлением на работу не превышает 3 мес). На воспитанников спец. ПТУ полностью распространяется действие законодательства об условиях и охране труда подростков.

Деньги, заработанные воспитанниками, перечисляются на их лицевые счета. Шефствующие орг-ции оказывают безвозмездную помощь в обеспечении оборудованием, инструментами, технол. документацией, производственными заказами и др.

По типу воспитат. систем спец. ПТУ находятся между обычными ПТУ и воспитательно-трудовыми колониями. Задачи и принципы организации уч.-воспитат. работы, особенности пед. режима в спец. ПТУ и спец. школах в основном совпадают. Проф. обучение в спец. ПТУ осуществляется в уч.-производств, мастерских, уч. х-вах, лабораториях, полигонах и т. п. или в отд. случаях на предприятиях и стройках. Уч. планы и программы утверждаются органами проф.-тех. образования.

Основа проф. подготовки учащихся — производств, обучение. Уч. группы по теоретич. обучению включают до 20 чел., по практическому — до 10 чел. Осн. форма теоретич. обучения — урок, производственного — практич. занятия и работа в уч. мастерских. Продолжительность занятий — 5—6 ч. Для воспитанников спец. ПТУ устанавливается сокращённая рабочая неделя: от 15 до 16 лет — 24 ч, от 16 до 18 лет — 36 ч и оплата труда в таком же размере, как и взрослым рабочим при полной продолжительности рабочей недели. За качество производств, обучения и воспитания, за выполнение уч. программ отвечают мастера производств, обучения и преподаватели.

Ученич. группы включают 25 чел. Наиболее целесообразен сквозной принцип комплектования групп, когда все ученики учатся в одном классе, живут в одной комнате и осваивают одну профессию. Возможны школьно-бытовой и производств.-бытовой принципы. В каждой группе избирается совет из 5—7 воспитанников, работающих под руководством воспитателя. В ПТУ организуются обществ, комиссии и совет воспитанников уч-ща (под руководством директора). Высш. орган ученич. соуправления — общее собрание воспитанников.

Осн. проблемы, стоящие перед С. у.-в. у.: укрепление материально-техн. базы; более полное обеспечение воспитанников пищевым и вещевым довольствием; выработка методов воспитания, соответствующих социально-экон. условиям развития общества; организация психол. службы и создание при каждом спец. уч.-воспитат. учреждении реабили-тац. центров, обеспечивающих трудоустройство выпускников, а также подготовка кадров воспитателей, учителей, мастеров (в нач. 90-х гг. в Рос. Федерации учителей и воспитателей для спец. школ, спец. ИГУ и воспитат. трудовых колоний готовили лишь в Коломенском пед. ин-те, где в 1980 создана кафедра соответствующего профиля).

Лит.: Пед. проблемы воспитания подростков в условиях спец. школы, М., 1973; Семернева Н. К., Спец. воспитат. учреждения для несовершеннолетних как одна из форм предупреждения преступности. Уч. пособие, Свердловск, 1977; Акишин В. П., Организация работы по предупреждению правонарушений уч-ся уч. заведений системы проф.-тех. образования, М., 1984; Башка-тов И. П., Фицула M. H., Основы исправления и перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей, М., 1984; Баш-катов И. П., Социально-психол. методы изучения личности и групп несовершеннолетних правонарушителей, М., 1986; Пирожков В. Ф., Профилактика и преодоление социально-негативных явлений среди уч-ся спец. ПТУ, М., 1988; его же, Профилактика отклоняющегося поведения уч-ся спец. ПТУ, М., 1988; Андриенко В. К., Гер-беев Ю. В., Невский И. А., Система перевоспитания подростков в условиях спец. школы, М., 1990. И. П. Башкатов.

Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия» . Под ред. В. Г. Панова . 1993 .

pedagogicheskaya.academic.ru