Спряжение слов правило

Личные окончания глаголов: запоминаем правило

Правописание личных окончаний глаголов – правило, проверяемое в ходе государственной итоговой аттестации в девятом и одиннадцатом классе. Несмотря на большое количество часов, отводимых школьной программой на изучение данной темы, многие обучающиеся продолжают делать досадные ошибки в написании. Объяснить это явление трудно, поскольку тема едва ли может считаться сложной.

Немного теории о глаголах

Слова данной части речи принято делить на две большие группы: спрягаемые и неспрягаемые. Первую группу образуют глаголы, изменяющиеся по временам, лицам и наклонениям. У них есть ещё одно название – личные. Во вторую группу входят инфинитив, причастие, деепричастие, поскольку они не обладают грамматической категорией лица, наклонения.

Личные окончания глаголов, входящих в первую группу, могут быть безударными и ударными. Выбор гласных в окончаниях, которые находятся под ударением, не вызывает затруднений. Правило гласит, что следует писать ту букву, которая слышится. Например, кричат, плетут, говорят, жгут. Безударные личные окончания глаголов следует писать на основании инфинитива.

Чтобы не ошибаться в написании, нужно знать, что такое спряжение глаголов. Личные окончания глаголов зависят именно от этого постоянного морфологического признака.

Алгоритм правильного написания

Чтобы не допустить ошибки, следует действовать по следующему плану:

  1. Поставить слово в начальную форму. Обязательно нужно следить, чтобы слово и его словарная форма принадлежали к одному и тому же виду: совершенному или несовершенному.
  2. Определить спряжение по окончанию инфинитива.
  3. Выбрать окончание в зависимости от лица и числа.

Образец рассуждения

1. В предложении «Человек скрыва..тся за портьерой у дальнего окна» пропущена гласная в окончании сказуемого. Ударным является второй слог -ва-, поэтому выбор пропущенной буквы нужно делать на основании спряжения.

2. Человек (что делает?) скрыва..тся. Это глагол несовершенного вида, который в неопределённой форме будет отвечать на вопрос «что делать?». Начальная форма – скрываться.

3. Слово заканчивается на -ать и не входит в число исключений, следовательно «скрываться» – это глагол первого спряжения.

4. Личные окончания глаголов данной группы пишутся с гласной e. В форме 3 лица единственного числа это слово будет иметь окончание -ет: Человек скрывается за портьерой у дальнего окна.

В русском языке выделяют два спряжения.

К первому спряжению относятся слова, заканчивающиеся на -ать, -еть, -ять, -оть, -уть. Например, тонуть, торговаться, темнеть, колоть, бороться, ковырять, щекотать, виснуть, кинуться, стрелять, полоть, чернеть.

Ко второму спряжению относятся все глаголы на -ить. Например, морить, сносить, ранить, красить, спорить, портить, кроить.

Однако как это часто бывает в русском языке, из правила есть исключения. Таких слов тринадцать, и их нужно запомнить.

www.syl.ru

Спряжение. Правило спряжения глаголов

Как определить спряжение? Правило спряжения изучается в школе несколько часов. Однако далеко не каждый ученик способен запомнить его без хорошей практики. В связи с этим мы решили напомнить вам о том, что такое глагольное спряжение. Правило спряжения также будет представлено вашему вниманию вместе с соответствующими примерами.

Общая информация

Определение того или иного спряжения глагола ставит в ступор довольно большое количество людей. Особенно часто такая проблема возникает во время создания какого-либо письменного текста. И чтобы не прослыть малограмотным человеком, окончания глаголов следует обязательно писать правильно. Но для этого необходимо знать все правила про спряжения.

Что такое спряжение?

Спряжением называют грамматическую категорию глаголов, которая определяет его изменение по числам и лицам, а также диктует, какую именно букву следует писать в сомнительном окончании.

В современном русском языке известны 2 спряжения глаголов, которые именуются соответственно: первое и второе. В зависимости от того, к какому из названных относится то или иное слово, происходит выбор буквы в окончании. Кстати, не стоит забывать и о том, что у глаголов прошедшего времени отсутствует спряжение. Правило спряжения гласит, что в таких словах нет окончаний, в которых можно сомневаться.

О том, как определить спряжение

Чтобы правильно написать глагол, следует постоянно вспоминать правила по спряжениям.

Итак, давайте рассмотрим их более подробно. Для того чтобы узнать, какое спряжение у того или иного глагола, определить, какую именно гласную букву в его окончании следует писать, необходимо посмотреть, куда в проверяемом слове падает ударение. В том случае, если под ударным положением оказывается само окончание, то с его правописанием сразу становится все понятно. Это связано с тем, что гласная буква стоит в сильной позиции, а потому никаких сомнений возникнуть не должно.

Но что же делать, если вам все-таки необходимо выяснить, какое у того или иного слова спряжение? Правило спряжения гласит, что оно определяется по самой гласной. Таким образом, если под ударением стоят буквы «е», «ю» или «у», то можно смело указывать, что проверяемый глагол относится к первому спряжению. Если же сильную позицию занимают «я» или «а», то это второе спряжение.

Примеры определения спряжений по ударным окончаниям

Приведем конкретные примеры, которые помогут вам запомнить правила на спряжения:

  • СпЯт – это глагол несовершенного вида. Ударение в нем падает на окончание -ят. Соответственно, данное слово относится ко второму спряжению.
  • НесУт – это глагол несовершенного вида. Ударение в нем падает на окончание -ут. Соответственно, данное слово относится к первому спряжению.
  • Глаголы с приставкой вы-

    Правило определения спряжения, описанное выше, касается практически всех глаголов. Однако у учеников нередко возникают сложности с теми словами, которые начинаются с приставки вы-. Это связано с тем, что в большинстве случаев ударение падает именно на нее. Приведем пример: вЫгорит. Если вы столкнулись с такой ситуацией, то специалисты рекомендуют просто отбросить данную морфему и рассмотреть слово без применения приставки. Например, вЫгорит – горИт. Полученный глагол имеет несовершенный вид и второе спряжение. Соответственно, и начальное слово, от которого оно было образовано, относится к нему же.

    Как быть, если ударение не падает на глагольное окончание?

    Теперь вам известно, что для грамотного написания следует обязательно применять вышеописанное правило. Спряжение глаголов определяется довольно легко. Но если для вас это сделать проблематично, то рекомендуется создать на отдельном листке таблицу, которая будет содержать в себе все особенности правила.

    Итак, с теми случаями, когда на окончание падает ударение, а также с приставкой вы- мы разобрались. Но как же определить спряжение глагола, если его окончание стоит в безударном положении? В этом случае его следует определять по инфинитиву. Что это такое? Для тех, кто забыл, под данным термином понимают неопределенную (или начальную) форму глагола, которая отвечает на такие вопросы, как «что сделать?» и «что делать?».

    Примеры определения 1-ого спряжения по безударным окончаниям

    Если перед вами слово, ударение которого не падает на окончание, то какое следует применять правило? Спряжение глаголов включает в себя множество нюансов. И для того чтобы грамотно написать необходимый текст, следует знать их все.

    Рассмотрим, как определяется спряжение глаголов, окончание которых занимает безударное положение:

  • Рисует (что делает?) – это глагол несовершенного вида. Довольно много учеников пишут его с ошибкой, вместо окончания -ет ставя -ит (рисуит). Но это неверно. Для того чтобы правильно написать данное слово, следует поставить его в неопределенную форму: рисует — (что делать?) рисовать.
  • Скажет (что сделает?) – это глагол совершенного вида. При его написании также легко совершить ошибку, вместо окончания -ет поставив -ит (скажит). Чтобы определить, какую гласную следует использовать в последнем слоге, данное слово необходимо аналогичным образом преобразовать в инфинитив: скажет — (что сделать?) сказать.
  • Итак, что дает нам такое правило русского языка? Спряжение глаголов в данном случае зависит от их начальной формы. Таким образом, если инфинитив оканчивается на -ять, -еть, -уть, -ать, -оть или -ыть, то проверяемое слово относится к первому спряжению. Соответственно, личные окончание у данных слов будут следующими: -ет, -ешь, -ете, -ем, -ют, -ут. Также возможны -ю и -у.

    Примеры определения 2-ого спряжения по безударным окончаниям

    Правило 2 спряжения аналогично 1-му. Для начала приведем несколько примеров:

  • Ходите (что делаете?) – это глагол несовершенного вида. Очень часто вместо безударного окончания -ите ученики пишут -ете. Для того чтобы правильно написать это слово, его требуется поставить в начальную форму: ходите — (что делать?) ходить.
  • Тратите (что делаете?) – это глагол несовершенного вида. Вместо его окончания -ите ученики ошибочно ставят -ете. Для его правильного написания глагол также следует поставить в неопределенную форму: тратите — (что делать?) тратить.
  • Опираясь на данные примеры, можно смело сделать вывод о том, что глаголами 2-го спряжения называются те глаголы, начальная форма которых оканчивается на -ить. В этом случае личные окончания таких слов будут следующими: -ит, -ишь, -ите, -им, -ят, -ат. Также возможны -ю и -у.

    Исключения из правил

    У всех правил есть свои исключения. Так, слова «зыбиться», «брить», «зиждиться» и «стелить» необходимо относить к первому спряжению, даже несмотря на то, что в начальной форме они оканчиваются на «-ить». Таким образом, их личные окончания будут следующими: брить – бреют, бреются; зиждиться – зиждется; стелить – стелет, стелют и пр.

    Помимо всего прочего, данное правило включает в себя и такие слова-исключения, как «обидеть», «смотреть», «ненавидеть», «терпеть», «держать», «видеть», «слышать», «вертеть», «зависеть», «дышать», «гнать». Все перечисленные выражения относятся ко второму спряжению, даже несмотря на то, что их инфинитив оканчивается на -еть и -ать. Таким образом, их личные окончания будут следующими: гнать – гонят, ненавидеть – ненавидят, обидеть – обидят, держать – держат, видеть – видят, терпеть – терпят, смотреть – смотрят, дышать – дышат, зависеть – зависят и пр.

    Особенности спряжения глаголов

    Помимо глаголов первого и второго спряжения, в нашем языке встречаются и разноспрягаемые слова. К ним относятся следующие: «бежать», «хотеть», «брезжить», «дать» и «чтить». Почему они называются разноспрягаемыми? Дело в том, что в одних формах таких глаголов используются окончания первого спряжения (чаще в единственном числе), а в других – второго (чаще во множественном числе). Приведем примеры:

    Как видно из примера, разноспрягаемое слово включает себя окончания как первого спряжения, так и второго.

    Способы запоминания правил и исключений

    В нашем родном языке существует невероятное количество правил, которые имеют не меньшее число всевозможных исключений. Следует отметить, что спряжение глаголов представляет собой одну из сложнозапоминаемых тем в средней школе. Ведь совсем не зря ей посвящается большое количество теоретических и практических часов. Более того, чтобы значительно облегчить изучение данного правила, учителя литературы и русского языка ежегодно придумывают все новые и новые способы того, как запомнить правила спряжения глаголов. Для этого создаются разные песни, шуточные стишки, алгоритмы, таблицы и схемы. Однако суть в них одна: крайне важно понять зависимость той или иной буквы в личном окончании глагола, которое находится в безударном положении, от буквы в неопределенной форме. Также следует оставить в памяти и место для 15 слов-исключений.

    Если раз и навсегда запомнить эти зависимости, то вы сможете определять спряжение глаголов еще до того, как начнете его записывать.

    Итак, рассмотрим несколько алгоритмов для запоминания:

  • 1-ое спряжение. К нему относятся все те глаголы, начальная форма которых оканчивается не на -ить (разумеется, кроме следующих исключений: «зыбиться», «брить», «зиждиться» и «стелить»).
  • 2-ое спряжение. К нему относятся все те глаголы, начальная форма которых оканчивается на -ить (разумеется, кроме следующих исключений: «обидеть», «смотреть», «ненавидеть», «терпеть», «держать», «видеть», «слышать», «вертеть», «зависеть», «дышать», «гнать»).
  • Чтобы облегчить процесс запоминания таких слов-исключений, был специально придуман следующий стишок, содержащий в себе все необходимые сведения:

    fb.ru

    I и II спряжение глаголов. 4-й класс

    Цель: провести первоначальное ознакомление с I и II спряжением глаголов.

    Задачи:

    • Познавательные:
      • дать представление о I и II спряжении глаголов;
      • познакомить с окончаниями I и II спряжения глаголов;
      • сформулировать алгоритм и схему для определения спряжения глаголов;
      • формировать умения различать окончания глаголов I и II спряжения;
      • Развивающие:
        • развивать умение спрягать глаголы с ударными окончаниями;
        • развивать связную речь учащихся при устных ответах, работе с предложением, фразеологическими оборотами, пословицами; логическое мышление, память;
        • Воспитательные (мировоззренческие):
          • воспитывать аккуратность, гигиенические правила письма, чувство взаимопомощи, нравственные качества, эмоциональную и эстетическую культуру учащихся.
          • 1. Оргмомент (под музыку П.И. Чайковского «Времена года»)

            Учитель:

            Весна, весна! И все ей радо
            Как в забытьи, каком стоишь
            И слышишь свежий запах сада
            И тёплый запах талых крыш.

            У.: Радует сердце яркие краски весенней земли, яркое солнце так и манит, так и зовет на прогулку. Вот сегодня мы и совершим познавательную прогулку в королевство Грамматики, где правит королева Морфология и каждая часть речи живет в своей стране.

            2. Актуализация знаний

            Есть необычная страна,
            Которой не найдёшь на карте,
            Для нас доступна будет лишь она
            Вот здесь на нашей парте.
            И путешествовать в неё
            Отправимся мы снова,
            А называется она
            Спряжение глагола.

            3. Минутка чистописания.

            У.: Перед тем, как начать работу, давайте вспомним правила посадки.

            Д.:

            Я тетрадь свою открою
            И с наклоном положу.
            Я, друзья, от вас не скрою
            Ручку правильно держу.
            Сяду прямо, не согнусь,
            За работу я возьмусь.

            У.: Записываем сегодняшнее число, классная работа.

            На доске написаны слова:

            С…диш…, св…тлееш…, кр…чиш…, вл…заеш…, зам…чаеш…, ч…рнееш… .

            У.: Прочитайте данные слова, найдите в них общее. (Это глаголы 2-го лица единственного числа настоящего времени. Все они пишутся с мягким знаком на конце).

            У.: Разделите эти глаголы на две группы по двум признакам одновременно. Какие группы у вас получились? (В первую группу вошли глаголы светлеешь, влезешь, замечаешь, чернеешь с безударной гласной е в корне и окончанием -ешь. Вторую группу составили глаголы сидишь, кричишь с безударной и в корне и окончанием -ишь).

            У.: Какую цепочку букв вы бы составили к минутке чистописания? (Сегодня на минутке чистописания можно написать цепочку, состоящую из окончаний глаголов -ешь и -ишь:
            ешьишь).

            У.: Напишите эту цепочку до конца строки, при каждом повторе меняя их местами. (ешьишь ишьешь ешьишь…)

            У.: Как вы думаете, на какой вопрос мы должны сегодня ответить во время изучения новой темы? («Почему в одних окончаниях глаголов пишется е, а в других – гласная и?»)

            4. Словарно-орфографическая работа (задание раздается каждому на карточке)

            У.: Ребята, в каждой строке найдите лишнее слово и выделите в нём орфограмму. Соединив буквы-орфограммы между собой в порядке их нахождения, вы получите новое слово из словаря.

            Шка(в,ф), гра(в,ф), клю (в,ф);
            Ч(е,и)сло, п(е,и)вец, л(е,и)ства, с(е,и)няк;
            Грус(т,-)ный, со(л,-)нце, чес(т,-)ный, ус(т,-)ный;
            О вещ(и,е), о мыш(и,е), о дружб(и,е), о реч(и,е);
            вес(т,-)ник, сер(д,-)це, звёз(д,-)ный, праз(д,-)ничный;
            лещ(ь,-), грач(ь,-), плащ(ь,-), рож(ь,-).

            У.: Какое слово вы составили? (Велеть).

            У.: Что вы можете сказать об этом слове? (Это глагол, который стоит в неопределенной форме).

            У.: Как вы понимаете значение этого слова? (Велеть – значит приказывать, принуждать).

            У.: Напишите слово велеть, пользуясь орфографическим словарем. Поставьте ударение. Отметьте особенности его написания. (В слове велеть непроверяемая безударная гласная е в корне. На конце – -ть, так как это неопределенная форма глагола).

            У.: Устно измените, этот глагол по временам так, чтобы он стоял в первом лице. (П.в.: Велел, н.в.: велю).

            У.: Ребята, у каждого правила есть исключения. Это слово так же относится к исключениям: временной формы будущего времени у него не существует.

            У.: Как вы думаете, а какая из этих временных форм больше нравится царю Глаголу? (Глагол настоящего времени: велю).

            У.: Давайте составим распространенные предложения, используя это новое словарное слово, по схеме:

            У.: Запишите ваши предложения, над каждым словом укажите часть речи, сделайте разбор по членам. (Производится проверка по группам, по одному человеку от группы получают отметку)

            У.: Прочитайте написанные на доске пословицы и поговорки.

            • Азбука – к мудрости ступенька.
            • Для учения нет старости.
            • У.: Что общего в данных пословицах и поговорках? (Общий смысл: в них говорится о пользе учения).

              У.: Выделите те из них, в которых нам велят что-то сделать.

              • Век живи – век учись.
              • Учи показом, а не рассказом.
              • Учись смолоду, под старость не будешь знать голоду.

              У.: Какую из данных пословиц надо написать, чтобы она соответствовала новой теме урока? Докажите. («Учись смолоду, под старость не будешь знать голоду». Так как в ней есть глагол будешь с гласной е в окончании, правило о написании которой мы должны узнать).

              У.: В каком лице употреблены глаголы в этой пословице? (Глаголы «учись», «будешь» употреблены во 2-м лице единственного числа).

              У.: В каком ещё лице могут употребляться глаголы? (Глаголы могут также стоять в 3-м лице).

              У.: Напишите эту пословицу по памяти, подчеркните орфограммы.

              5. Изучение нового материала

              У.: Ребята, отгадайте загадку (она записана на доске, читаем все вместе, хором):

              Мы его не замечаем,
              Мы о нём не говорим,
              Просто мы его вдыхаем,
              Он ведь нам необходим!

              Д.: Это воздух.

              У.: Да, как, наверное, приятно сейчас побродить по лесу, какой там чудесный воздух – густой, целительный настой.
              Смолистые запахи ели и сосны, аромат берёзы, дуба очень полезны для человека. Давайте попробуем вдохнуть этот лечебный настой глубоко-глубоко, с закрытыми глазами. Представили себя в лесу? Давайте глубоко подышим, расслабимся. Сдуем бабочку с мать-и-мачехи, посмотрим по сторонам, кто притаился в кустах?

              У.: Немного отдохнули, пора дальше работать. Выпишите в тетрадь глаголы из 1 и 2 строчки. Сравните их по плану:

              1. Время.
              2. Лицо.
              3. Число.
              4. Окончание.

              Производится проверка с места: глагол замечаем – настоящего времени, 1 лица, множественного числа, окончание – ем. Глагол говорим – настоящего времени, 1 лица, множественного числа, окончание – им.

              У.: Как видите, глаголы в одном и том же лице и числе могут иметь разные окончания. Почему? Подобно тому, как существительные в зависимости от склонения делятся на группы, на группы делятся и глаголы, в зависимости от того, как они спрягаются. Какие это группы, как они называются? Хотите узнать? Тогда за работу? Давайте понаблюдаем над некоторыми другими глаголами.

              Ребята 1 варианта – подберите синоним к слову «существовать» (глагол жить).
              Ребята 2 варианта – подберите антоним к слову «молчать» (глагол говорить).

              У.: Проспрягайте эти глаголы в настоящем времени. (Все дети делают в тетрадях, а по одному человеку от каждого варианта на обратной стороне доски, на оценку).

              Я живу говорю
              Ты живёшь говоришь
              Он живёт говорит
              Мы живём говорим
              Вы живёте говорите
              Они живут говорят

              У.: Что необычного вы заметили в написании личных окончаний этих глаголов? (Личные окончания глаголов первого столбика имеют гласную е, а в форме 3-го лица множественного числа окончание – -ут. Личные окончания глаголов второго столбика имеют гласную и, а в форме 3-го лица множественного числа окончание – -ят).

              У.: Глаголы в зависимости от окончания можно поделить на 2 группы. А вот какие группы, об этом мы узнаем из сказки про жителей страны Глаголии:

              Давным-давно, когда нас с тобой ещё не было на свете, в королевстве Грамматики жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: всё время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался.
              Было у царя два сына: I спряжение и II спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и стал говорить им:
              – Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю я вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать. – И после этих слов отпустил царь своих сыновей.
              Думали они три дня и три ночи и решили: II спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределённой форме заканчиваются на –ить, а I спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своём решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети, и издал указ о разделении царства. (По В. Волиной).

              Учитель вместе с детьми составляет схему на доске.

              I спряжение II спряжение

              Ед.ч. мн.ч. Ед.ч. мн.ч
              1 л. -у, -ю -ем 1 л. —у, -ю -им
              2 л. —ешь -ете 2 л. —ишь -ите
              3 л. —ет -ут, -ют 3 л. —ит -ат, -ят

              У.: Теперь подумайте, к какому спряжению мы отнесём глагол жить, а к какому глагол говорить? (Глагол жить – I спряжения, а глагол говорить – II спряжения).

              У.: Запишите это в тетрадь. Ребята, какой можно сделать вывод? (Глаголы, имеющие в окончании гласную е, а в форме 3-го лица множественного числа окончания —ут, -ют, I спряжения. А глаголы, имеющие в окончании гласную и, а в форме 3-го лица множественного числа окончания —ат, -ят, – II спряжения).

              У.: У глаголов одного и того же спряжения ударные и безударные окончания пишутся одинаково. Спряжение глаголов определяют по окончанию.

              6. Первичное закрепление

              У.: Давайте откроем учебник на странице189 и посмотрим на упражнение 436 (устная работа). Нам предлагается понаблюдать за окончаниями глаголов. Прочитаем и постараемся запомнить правило и схему.

              7. Физкультминутка.

              У.: Я буду называть глаголы I и II спряжения. Если назову глагол I спряжения, приседают ученики первого ряда. Если произнесу глагол II спряжения, приседают ученики второго ряда. При определении спряжения глаголов пользуйтесь составленной нами схемой.

              Идёшь, шумишь, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёшь, горишь, кричишь, серебрит.

              8. Работа по дальнейшему углублению знаний

              У.: Сейчас мы будем работать над упражнением 437. Работать будем одновременно и на доске, и в тетрадях. Каждый из вас выйдет к доске и напишет по одному слову из упражнения, а мы все вместе проверим. Писать глаголы будем в два столбика – по спряжениям и выделять окончания. Те из ребят кто затрудняется, может смотреть на составленную нами схему.

              На доске появляется запись:

              I II
              бегаешь чистим
              пишем верить
              думает светит
              прыгаешь сидите
              летаешь спешат
              знаете стоишь
              шагают гремят
              ищешь
              играем
              плывём
              считают

              У.: Допишите в каждый столбик ещё по два своих глагола.

              9. Дифференцированная работа по объёму и степени сложности

              У.: Прочитайте фразеологические обороты на ваших карточках. Сейчас мы будем выполнять дифференцированное задание по группам.

              Ромашки (слабые): списываете фразеологические обороты в тетрадь, вставляете пропущенные буквы, определяете спряжение глаголов.

              Васильки (средние): сгруппируйте фразеологические обороты по четырём признакам одновременно, признаки группировки определите самостоятельно, устно подберите значение каждой полученной группы. Напишите, вставьте пропущенные буквы, определите спряжения глаголов.

              Колокольчики (сильные): сгруппируйте фразеологические обороты по четырём признакам одновременно, признаки группировки определите самостоятельно, устно подберите значение каждой полученной группы. Напишите, вставьте пропущенные буквы, определите спряжения глаголов. С одним из фразеологических оборотов каждой группы составьте распространённое предложение. (При группировке учитываются значения фразеологических оборотов, лицо, число и спряжение глаголов).

              Карточки.

              Пал…чики …ближешь; точим лясы; за уши не …тянешь; травим баланду; складывает оружие; спускает фла…; п…днимает руки вверх; ум от…ешь.

              Осуществлять проверку начнём с группы Ромашек. Один ребёнок из этой группы читает фразеологические обороты, называя при этом спряжения каждого встреченного глагола.
              Остальные дети сигнализируют при помощи сигнальных карточек о правильности или неправильности выполнения задания. Данный ребёнок получает отметку.

              Продолжает проверку группа Васильки. Один ребёнок из этой группы называет признаки группировки данных фразеологических оборотов, называет полученные группировки и устно объясняет значение каждой группы. Данный ребёнок получает отметку.

              Заканчивает проверку группа Колокольчики. Один ребёнок из этой группы называет полученные три предложения с фразеологическими оборотами и получает отметку.

              9.Итоговая рефлексия

              У: Вот и подошло к концу наше путешествие в королевство Грамматики. А сейчас я посмотрю, понравилось ли оно вам и что нового, интересного вы узнали. Для этого вы
              должны заполнить перфокарты.

              xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

              Спряжение глаголов в русском языке

              Спряжение глаголов в русском языке – это изменение глаголов по лицам и числам (например: я сплю – они спят). В современном русском языке глаголы имеют два спряжения: первое и второе. Знание спряжения необходимо для того, чтобы правильно определять буквы Е или И в безударных окончаниях.

              Правило гласит, что к І спряжению относятся глаголы с окончаниями: -у (-ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт), -ем (-ём), -ете (-ёте), -ут (-ют). Ко ІІ спряжению относятся глаголы с окончаниями: -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).

              Число

              Лицо

              І спряжение

              ІІ спряжение

              окончания

              примеры

              Единственное

              Множественное

              Ко ІІ спряжению относятся глаголы с безударными личными окончаниями на:

            • ить (за исключением: брить, стелить, зиждиться);
            • 7 глаголов на -еть (обидеть, терпеть, зависеть, вертеть, видеть, смотреть, ненавидеть);
            • 4 глагола на -ать (слышать, гнать, дышать, держать).
            • А легко запомнить глаголы ІІ спряжения и исключения поможет стих про спряжения глаголов:

              Ко второму же спряженью

              Отнесем мы без сомненья

              Все глаголы, что на –ить,

              Исключая брить, стелить,

              А еще: смотреть, обидеть,

              слышать, видеть, ненавидеть,

              гнать, дышать, держать, терпеть,

              и зависеть, и вертеть.

              К I спряжению относятся все остальные глаголы с безударными личными окончаниями -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть (таять, копать, мокнуть. Личное окончание указанных примеров в безударном положении имеет букву «е» — тает, копает, мокнет). Стоит обратить внимание на то, что глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и бесприставочные, от которых они образованы.

              Итак, для того, чтобы выяснить, к какому спряжению относится глагол, и какую гласную букву следует писать в его окончании, необходимо выяснить, куда в слове падает ударение. Если под ударением находится гласная буква, значит, она в сильной позиции, и сомнений тут никаких нет. Однако, если окончание глагола находится в безударном положении, глагол необходимо поставить в неопределенную (начальную) форму.

              Чтобы определить спряжение глагола с безударным личным окончанием, следует:

              • поставить глагол в неопределённую форму (гуляет — гулять);
              • определить, какая гласная стоит перед -ть.
              • www.fio.ru