Ст583 закона 212 фз

Дополнительные тарифы страховых взносов в пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) и специальная оценка условий труда

Специальная оценка условий труда

В продолжение темы предоставления компенсаций за работу во вредных или опасных условиях труда, мы решили более подробно остановиться на системе страховых взносов в ПФР. Опираясь на материал к.т.н. Липина А.В. для книги «Специальная оценка условий труда в системе трудовых отношений», мы постарались охватить процесс реформирования пенсионной системы, начиная с 2013 года.

Причины введения дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР

  • Введение дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР явилось вынужденной мерой, обусловленной необходимостью снижения дефицита ПФР, обусловленной сложившейся демографической ситуацией в Российской Федерации, когда наблюдается рост количества населения пенсионного возраста при одновременном сокращении количества трудоспособного населения, которое в результате трудовой деятельности обеспечивает наполнение ПФР. Следует отметить, что такая ситуация типична для большинства европейских стран, однако их экономическая ситуация является более благоприятной.
  • Причиной введения дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР явилась также потребность поддержания необходимого уровня пенсионного обеспечения, размеры которого должны индексироваться с учетом инфляции и обеспечить необходимую социальную защиту граждан пенсионного возраста, что в условиях дефицита ПФР становится весьма сложной задачей.
  • Дополнительным стимулом решения данной задачи явилось наличие значительного количества работников, профессии, которых включены в соответствующие Списки № 1 и 2 профессий, должностей, производств и работ с вредными условиями труда, занятие которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, а также категорий работников, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение при условии выполнения предусмотренных законодательством видов работ в течение установленного промежутка времени – «льготного» стажа. При этом Списки № 1 и 2 предусматривают наличие у перечисленных в них профессий и должностей работников различных производств и видов работ во вредных условий труда* при полном отсутствии в этих Списках механизма влияния работодателя на эти условия, вследствие чего издержки вредных производств по существу перекладываются с работодателя на Пенсионный фонд Российской Федерации, который обеспечивает оплату досрочного пенсионного обеспечения работникам, профессии и должности которых включены в Списки № 1 и 2. Все это приводило и приводит к дополнительным расходам Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату пенсий таким категориям работников в период дожития с момента их выхода на досрочную пенсию до предусмотренного законодательством официального возраста выхода на пенсию.

Первый этап реформирования пенсионной системы

Преодоление этой негативной тенденции стало первоочередной задачей Стратегии реформирования пенсионной системы. И первым ее этапом стало принятие Федерального закона от 03.12.2012 № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования», в соответствии с которым, начиная с 1 января 2013 г., были установлены для работодателей дополнительные тарифы ежегодных страховых взносов в ПФР. В отношении рабочих мест работников, профессии и должности которых работ включены в Списки № 1 и 2 (Списки № 1 и 2 профессий, должностей, производств и работ с вредными условиями труда, занятие которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение по старости), а также видов работ, выполнение которых в течение «льготного» стажа дает право на досрочное пенсионное обеспечение (ч.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). Указанное требование на другие категории работников не распространяется.

Итак, с 1 января 2013 г. работодатели, у которых имеются рабочие места, на которых заняты работники, профессии которых включены в Списки № 1 и 2, а также перечисленные в ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с Федеральным законом от 03.12.2012. № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» должны были ежегодно выплачивать в отношении указанных работников дополнительные страховые взносы в ПФР в следующих размерах:
в отношении выплат лицам, работающим на работах, предусмотренных п/п 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, на 2013 г. — 4 %, на 2014 г. — 6 %, на 2015 г. и далее — 9 %;
в отношении выплат лицам, работающим на работах, предусмотренных п/п 2 — 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, на 2013 г. — 2 %, на 2014 г. — 4 %, на 2015 г. и далее — 6 %.
Еще одной заслуживающей внимание особенностью поправок, внесенных Федеральным законом от 03.12.2012 № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» в ст. 583 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», явилось законодательное закрепление возможности освобождения работодателей от указанных дополнительных страховых взносов по результатам СОУТ.

Следующий этап реформирования пенсионной системы.

В дальнейшем указанный механизм стимулирования был в полной мере реализован в Федеральном законе от 28.12.2013 г. № 421-ФЗ путем внесения поправок в статью 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и статью 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», предусматривающих введение дифференцированных размеров тарифов дополнительных страховых взносов в ПФР в зависимости от класса (подкласса) условий труда, определенного по результатам СОУТ на рабочих местах, на которых заняты работники в профессиях (должностях) и на производствах, занятие которых дает в соответствии с законодательством право на досрочное пенсионное обеспечение.
Согласно этим поправкам ежегодный дополнительный страховой взнос в ПФР не начисляется, если на указанных выше рабочих местах по результатам СОУТ установлены оптимальные или допустимые условия труда. Тем самым реализована возможность освобождения работодателя от уплаты дополнительных страховых взносов, ранее прописанная Федеральным законом от 03.12.2012 № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» в ст. 583 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Для остальных рабочих мест, дающих право занятым на них работникам на досрочное пенсионное обеспечение, на которых класс (подкласс) условий труда по результатам оценки условий труда определен как вредный или опасный, установлен тариф дополнительных страховых взносов в ПФР в следующем размере: для класса (подкласса) условий труда 3.1 (вредный 1-й степени) – 2%, для класса (подкласса) условий труда 3.2 (вредный 2-й степени) – 4%, для класса (подкласса) условий труда 3.3 (вредный 3-й степени) – 6%, для класса (подкласса) условий труда 3.4 (вредный 4-й степени) – 7%, для класса (подкласса) условий труда 4 (опасный) – 8%.
При этом данная норма распространяется на всех работников, занятых на таких рабочих местах. При исчислении страхового стажа должны учитываться требования постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Указанные поправки, внесенные Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ обеспечили законодательное оформление механизма экономического стимулирования работодателя к улучшению условий труда на рабочих местах. С учетом этого, переходные положения, установленные ч. 5 ст.15 Федерального закона, разрешают применение дифференцированных размеров тарифов дополнительных страховых взносов в ПФР в зависимости от класса (подкласса) условий труда на рабочих местах, дающих право занятым на них работникам на досрочное пенсионное обеспечение, определенного как по результатам СОУТ, так и по результатам проведенной до 31 декабря 2013 г. аттестации рабочих мест по условиям труда, но только при условии установления на таких рабочих местах вредных или опасных условий труда.
Для рассматриваемых рабочих мест, на которых условия труда признаны оптимальными или допустимыми по результатам проведенной до 31 декабря 2013 г. аттестации рабочих мест по условиям труда, освобождение от уплаты ежегодного дополнительного страхового взноса в ПФР законодательством не предусмотрено, в связи с чем до проведения на этих рабочих местах СОУТ работодатель продолжает выплачивать дополнительные страховые взносы в ПФР в размерах, установленных с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 03.12.2012 № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования»:
в отношении выплат лицам, работающим на работах, предусмотренных п/п 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ .на 2015 г. и далее – 9 %;
в отношении выплат лицам, работающим на работах, предусмотренных п/п 2 — 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ на 2015 г. и далее – 6%.
Для рабочих мест, на которых условия труда признаны оптимальными или допустимыми по результатам проведения СОУТ, дополнительный страховой взнос в ПФР не устанавливается. Таким образом, для работодателя сформирован дополнительный экономический стимул к проведению СОУТ и улучшению условий труда на находящихся в его ведении рабочих местах.

Страховые взносы в ПФР и переход от аттестации рабочих мест к специальной оценке условий труда

Согласно ч. 3 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ периоды работы, предусмотренные п/п 1 — 18 п. 1 данной статьи и имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ. При этом условия назначения трудовой пенсии по старости, установленные п/п 1 — 18 п. 1 данной статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в п/п 1 — 18 п. 1 данной статьи, соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Из этого следует, что работникам, имеющим право на досрочное пенсионное обеспечение, в стаж, выработка которого обеспечивает реализацию данного права, с 1 января 2013 г. включаются периоды работы, за которые работодатель уплатил ежегодный дополнительный страховой взнос в ПФР, размер которого определяется в зависимости от класса (подкласса) условий труда на рабочих местах указанной категории работников.

При этом данным категориям работников в стаж засчитываются только периоды работы во вредных (опасных) условиях труда, определенных по результатам специальной оценки условий труда или проведенной
до 31 декабря 2013 г. аттестации рабочих мест по условиям труда. В этом случае работодатель выплачивает дополнительный страховой взнос в ПФР в размере, установленном Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ и соответствующему определенному по результатам специальной оценки условий труда или по результатам проведенной до 31 декабря 2013 г. аттестации рабочих мест по условиям труда классу (подклассу) условий труда на рабочих местах таких работников.
Если по результатам проведения до 31 декабря 2013 г. аттестации рабочих мест по условиям труда условия труда на рабочих местах работников, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение, признаны оптимальными или допустимыми, то в этом случае до определения по результатам специальной оценки условий труда класса (подкласса) условий труда на этих рабочих местах, занятым на них работникам период работы с 1 января 2013 г. до вступления в силу результатов специальной оценки условий труда засчитывается в стаж, обеспечивающий реализацию права на досрочное пенсионное обеспечение, при условии уплаты работодателем ежегодного дополнительного страхового взноса в ПФР в размере, установленном статьей 583 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

Если по результатам проведения специальной оценки условий труда условия труда на рабочих местах работников, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение, признаны оптимальными или допустимыми, то в этом случае периоды работы в таких условиях в стаж работы, обеспечивающий реализацию права на досрочное пенсионное обеспечение, не включаются. Однако это не препятствует реализации работником самого права на досрочное пенсионное обеспечение, если в дальнейшем он продолжит свою работу на рабочих местах, условия труда на которых признаны вредными или опасными.
Таким образом, реализация положений ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ не только обеспечивает сохранение гарантий досрочного пенсионного обеспечения имеющим на это право работникам, но и обеспечивает дополнительное стимулирование работодателя к проведению специальной оценки условий труда и улучшению условий труда на рабочих местах.

www.unitalm.ru

Umoc / Разъяснения Минтруда России по порядку исчисления страховых взносов по дополнительным тарифам в Пенсионный фонд Российской Федерации с выплат физлицам, занятым на вредных работах.

Минтруд России письмом от 14 августа 2014 года № 17-3/13-385 разъяснил вопрос по порядку исчисления страховых взносов по дополнительным тарифам в Пенсионный фонд Российской Федерации с выплат физлицам, занятым на вредных работах.

Согласно разъяснению Минтруда России, с выплат физлицам, занятым на вредных работах, взносы в ПФР уплачиваются по дополнительным тарифам.

В письме сообщается, что «. согласно ч. 1, 2 ст. 583 Федерального закона N 212-ФЗ дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации применяются для плательщиков страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых в видах работ, указанных в пп. 1, 2 — 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 173-ФЗ).

Упомянутые дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации начисляются в общеустановленном порядке со всех начисленных в пользу работника выплат и вознаграждений, признаваемых в соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения и включаемых в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 212-ФЗ в базу для начисления страховых взносов, за исключением сумм, поименованных в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ.

Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 212-ФЗ, а именно лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями), определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.

Таким образом, исчисление страховых взносов по дополнительным тарифам в Пенсионный фонд Российской Федерации, предусмотренным ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ, производится отдельно в отношении выплат каждому физическому лицу, занятому на работах, поименованных в пп. 1 — 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ, исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой в отношении указанных выплат с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.»

www.umocpartner.ru

Short Description

Description

Ежемесячный научно-практический журнал

Финансовые и бухгалтерские консультации № 4, АПРЕЛЬ 2013 г.

УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ Д.А. Климанова, советник государственной гражданской службы 3-го класса

Об изменениях в отдельных законодательных актах по обязательному пенсионному страхованию С 1 января 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования». Рассмотрим, какие именно были утверждены изменения и к чему нужно быть готовым бухгалтеру при уплате страховых взносов. Новая статья — новые обязанности В Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ) была введена новая статья — 583 — о дополнительных тарифах страховых взносов. Обязанность по уплате новых тарифов возложена на работодателей, производящих выплаты в пользу физических лиц, занятых на определенных видах работ. Данные виды работ указаны в ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон № 173-ФЗ), устанавливающей перечень лиц, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения определенного для всех остальных категорий работников возраста. В связи с этим при обращении к ст. 27 Закона № 173-ФЗ с целью установления обязанности по уплате дополнительных страховых тарифов необходимо исходить только из названных в ней видов работ, игнорируя дополнительные условия, в ней указанные. Так, в подп. 1 п. 1 данной статьи указано, что «ранняя» пенсия назначается «мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на Финансовые и бухгалтерские консультации, № 4, 2013 http://www.fbk.ru/

работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет». В этом случае условия о сроках работы имеют значение только для назначения пенсии. Для уплаты дополнительных страховых тарифов необходимо выделить только виды работ: подземные, работа с вредными условиями труда и в горячих цехах. Минимизация взносов с указанием на то, что стаж работников, например, не соответствует требованиям ст. 27 Закона № 173-ФЗ, а следовательно, нет обязанности по исчислению взносов по дополнительным тарифам с выплат в пользу этих сотрудников, не рекомендуется, так как оспорить претензии Пенсионного фонда РФ практически не будет шансов. Перечисленные виды входят в первую группу работ, по которым назначаются следующие тарифы страховых взносов: ƒ 4% в 2013 г.; ƒ 6% в 2014 г.; ƒ 9% в 2015 г. и последующих годах. Вторая группа содержит больший перечень видов работ, облагаемых по пониженным страховым дополнительным тарифам (подп. 2—18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ), и включает в себя следующие позиции: ƒ тяжелые условия труда; ƒ работа в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочноразгрузочных машин; ƒ работа в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью; ƒ рабочие локомотивных бригад и работники отдельных категорий, непосредственно осуществляющие организацию перевозок и обеспечивающие безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы; ƒ работа в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых

гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах; Финансовые и бухгалтерские консультации, № 4, 2013 http://www.fbk.ru/

Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»

ƒ рабочие, мастера (в том числе старшие) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования; ƒ работа в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах; ƒ работа в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения); ƒ работа в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах; ƒ подземные и открытые горные работы (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, работники ведущих профессий — горнорабочие очистного забоя, проходчики, забойщики на отбойных молотках, машинисты горных выемочных машин; ƒ работа на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности; ƒ работа в летном составе гражданской авиации; ƒ работа по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации; ƒ работа в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации; ƒ работа в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях МЧС России и участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций; ƒ работа с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы; ƒ работа на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) МЧС России. В отношении выплат в пользу сотрудников, занятых на указанных видах работ, применяются следующие тарифы дополнительных страховых взносов: Финансовые и бухгалтерские консультации, № 4, 2013 http://www.fbk.ru/

ƒ 2% в 2013 г.; ƒ 4% в 2014 г.; ƒ 6% в 2015 г. и последующих годах. Отмена предела: варианты действий Еще одним новым требованием для плательщиков взносов являются положения п. 3 ст. 583 Закона № 212-ФЗ, согласно которому при исчислении страховых взносов по дополнительным тарифам не применяются положения данного Закона об ограничении суммы взносов в зависимости от размера базы. Спасательным кругом в море этих дополнительных взносов является указание на возможность избежать обязанности по их уплате. Так, в п. 4 ст. 583 Закона № 212-ФЗ указано, что плательщики освобождаются от уплаты страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом. Однако на настоящий момент такой федеральный закон не принят, что, казалось бы, препятствует применению льготы. Вместе с тем полагаем, что в случае длительного (более года) непринятия соответствующего нормативного акта можно рассмотреть вариант подачи уточненных

последующего рассмотрения данного вопроса в судебном порядке. Немалые шансы на успех в судебном споре обеспечиваются позициями Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ и Конституционного Суда РФ по сходным вопросам. Так, Президиумом ВАС РФ был рассмотрен следующий спор. В прошлых редакциях Налогового кодекса РФ было указано, что согласно подп. 4 п. 2 ст. 164 НК РФ налог на добавленную стоимость по ставке 10% исчисляется при реализации следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства: ƒ лекарственных

внутриаптечного изготовления; ƒ изделий медицинского назначения. В статье было указано, что коды видов продукции, перечисленных в упомянутом пункте, в соответствии с Общероссийским классификатором, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством РФ.

Финансовые и бухгалтерские консультации, № 4, 2013 http://www.fbk.ru/

Вместе с тем в течение длительного периода коды изделий медицинского назначения, при реализации которых НДС исчисляется по ставке 10%, Правительством РФ определены не были. Налогоплательщик, получив от Минздрава России письмо, подтверждающее отнесение реализуемого им товара к изделиям медицинского назначения, применил ставку 10%. Налоговый орган, не согласившись с позицией организации, доначислил НДС, указав, что до утверждения Правительством РФ кодов видов изделий медицинского назначения, реализация которых подлежит обложению НДС по ставке 10%, в целях налогообложения таких изделий следует руководствоваться письмами и официальными разъяснениями налоговых органов, в соответствии с которыми производимые обществом изделия относятся к классу «тара и упаковка», а не «продукция медицинского назначения». Судами трех инстанций налогоплательщику было отказано в удовлетворении требований о признании незаконным решения инспекции. Президиум ВАС РФ, отменяя судебные акты нижестоящих инстанций, указал, что «органы исполнительной власти, устанавливая порядок применения нормы закона, не вправе ее отменить или отсрочить введение в действие, лишая налогоплательщика права на пользование законно установленным режимом налогообложения». Решение было принято в пользу организации, вместе с тем при рассмотрении данного спора немаловажную роль сыграло и письмо-подтверждение Минздрава России. Подобная правовая позиция также отражена в Определении КС РФ от 9 апреля 2002 г. № 68-О, в котором указано, что «пробел в законодательном регулировании, сохраняющийся в результате бездействия законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления в течение длительного времени, достаточного для его устранения, не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан». Другими словами, признается, что спорный вопрос подлежит решению с учетом конкретных обстоятельств. В связи с этим, на наш взгляд, положительный исход дела в суде по такому вопросу возможен при условии представления в суд экспертных заключений, подтверждающих обеспечение нормальных условий труда сотрудникам предприятий. Для минимизации рисков

данные действия допустимы только в виде уточнения (заявления к уменьшению) уплаченных в предыдущих периодах платежей.

updoc.site

Личное страхование

контрольная ГП 2-флеш — копия.docx

3.2. Существенные условия договора личного страхования.

Существенные условия договора личного страхования закреплены в п. 2 ст. 942 ГК РФ. При заключении договора личного страхования между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение: о застрахованном лице, характере страхового случая, размере страховой суммы и о сроке действия договора.13 Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. В соответствии с подпунктом 1 п. 2 ст. 942 ГК РФ одно из существенных условий договоров личного страхования — условие о застрахованном лице. Вопрос о согласовании этого существенного условия актуален в случаях страхования организациями своих работников. Лишь к небольшому числу таких договоров приложены согласованные сторонами списки застрахованных. Как правило, упоминание о приложении такого списка имеется, а самого списка нет. Это и понятно — из-за текучести кадров список чуть ли не ежедневно должен меняться. Однако, поскольку наличие такого списка является существенным условием, его отсутствие позволяет считать договор незаключенным. Платность страховой услуги является обязательным условием и для имущественного, и для личного страхования. Страховую премию по договору личного страхования платит страхователь. В отличие от страхового возмещения, страховое обеспечение не обязательно должно выплачиваться единовременно при наступлении страхового случая, но может выплачиваться в форме регулярных платежей – аннуитетов. При личном страховании единовременная страховая выплата или очередной аннуитет в точности равны страховой сумме. Исключение составляет пенсионное страхование, которое производится по иным правилам и при котором выплаты производятся по пенсионным схемам. Для некоторых видов личного страхования с выплатой аннуитетов страховщики и орган страхового надзора используют термин «страхование ренты» или «страхование с выплатой ренты». В личном страховании часто страховую выплату производят не единовременно, а в форме регулярных платежей (аннуитетов) и по договору ренты плательщик ренты также производит регулярные платежи (ст. 583 ГК). В отношениях по договору ренты платежи производятся в обмен на переданное имущество, и в страховых отношениях выплата аннуитетов производится в обмен на имущество — страховую премию. Однако в страховых отношениях выплата аннуитетов обусловлена наступлением в жизни застрахованного лица определенного в договоре события, а в договоре ренты такого условия нет. Договор страхования должен быть заключен в письменной форме (ст. 940 ГК РФ). Также, Закон содержит указание на недействительность сделки вследствие несоблюдения простой письменной формы. Государственное страхование вообще может производиться без заключения договора (ст. 927 ГК), однако, если договор заключается, то и в этом случае должна быть соблюдена письменная форма. В обычном случае, когда по закону требуется письменная форма договора, принимаются только письменные доказательства его заключения (п. 1 ст. 162 ГК). Важно отметить, что полис (страховой сертификат, страховое свидетельство, квитанция), подписанный страховщиком, не является договором страхования, а лишь одним из документов, подтверждающих факт его заключения. Для признания факта заключения договора страхования при наличии полиса необходимо кроме того доказать, что сторонами в надлежащей форме были согласованы все существенные условия договора. В период действия договора, как страхователь, так и страховщик обладают комплексом прав и обязанностей, которые и составляют содержание договора личного страхования. Исполнение страхового обязательства по договору личного страхования называется выплатой страхового обеспечения.

Целью данной работы является исследование и анализ личного страхования, его видов, изучение особенностей договора личного страхования. Мы убедились, что личное страхование является крупной отраслью страховой деятельности, которая обеспечивает страховую защиту граждан или укрепление достигнутого ими семейного благосостояния. Человек не может быть уверен в том, что завтра с ним ничего не случится. Но он может застраховать себя от несчастного случая и этим обеспечить себе определенную защиту. Личное страхование служит дополнением к государственному социальному страхованию, и это действенный способ страховой защиты населения в случаях, когда жизненные обстоятельства складываются неблагоприятным образом. Личное страхование выполняет важную социальную функцию, поскольку затрагивают интересы каждого человека. Поэтому в нашей стране развитию и поддержанию личного страхования необходимо уделить особое внимание. Необходимо учитывать и то, что в развитых странах личное страхование занимает первое место среди других отраслей страхования по объемам собираемой премии. За последние годы в России существенно изменилась и в определенной мере сформировалась законодательная база регулирования отношений в области страхования. Личное страхование можно производить на случай наступления практически любого события в жизни застрахованного лица. И если в нашей стране виды страхования, как правило, ограничены, страхованием жизни, страхованием от несчастных случаев и болезней, медицинским страхованием и некоторыми другими видами, то в мировой практике этот список значительно шире.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

от 24 мая 2013 г. по делу N А53-19088/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2013 года

Постановление в полном объеме изготовлено 24 мая 2013 года

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Трифоновой Л.А. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя — общества с ограниченной ответственностью «Чистый родник» (ИНН 6143061517, ОГРН 1066143007215) и заинтересованного лица — государственного учреждения — Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Волгодонске Ростовской области (ИНН 6143048386, ОГРН 1026101928380), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет», и направивших ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы в их отсутствие, рассмотрев кассационную жалобу государственного учреждения — Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Волгодонске Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.10.2012 (судья Сурмалян Г.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2013 (судьи Смотрова Н.Н., Соловьева М.В., Филимонова С.С.) по делу N А53-19088/2012, установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Чистый родник» (далее — общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений государственного учреждения — Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Волгодонске Ростовской области (далее — управление) от 18.04.2012 N 07104312 РК 0005248, 07104312 РК 0005249, 07104312 РК 0005250 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Решением суда от 08.10.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.02.2013, требования удовлетворены на том основании, управление незаконно привлекло общество к ответственности при отсутствии вины общества во вмененном правонарушении.

В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось управление с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты. Управление указывает, что в материалах дела отсутствует доказательство, положенное в основу выводов судов о том, что о снижении объема производства и реализации продукции общество узнало лишь по итогам 2011 года, а также документ, подтверждающий отсутствие возможности у общества (при достаточной степени заботливости и осмотрительности) представить управлению точную информацию о снижении объема производства и реализации продукции. Недостающую сумму страховых взносов и самостоятельно начисленные пени общество уплатило после предоставления уточненных расчетов по страховым взносам.

В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество не представило в суд отзыв на кассационную жалобу.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, управление провело камеральные проверки общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2011 по 31.03.2011, с 01.04.2011 по 30.06.2011, с 01.07.2011 по 30.09.3011, по результатам которых составило акты от 12.03.2012 и приняло решения от 18.04.2012 N 07104312 РК 0005248, 07104312 РК 0005249, 07104312 РК 0005250 о привлечении общества к ответственности в виде 14 670 рублей штрафа по пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ).

Общество оспорило решения управления в арбитражный суд.

Судебные инстанции установили все фактические обстоятельства по делу, в совокупности оценили представленные в дело доказательства, доводы участвующих в деле лиц и сделали обоснованный вывод об отсутствии вины общества во вменяемом правонарушении, исходя из следующего.

Подпунктом 3 пункта 2 статьи 28 Закона N 212-ФЗ установлена обязанность страхователя представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона N 212-ФЗ при обнаружении плательщиком страховых взносов в поданном им в орган контроля за уплатой страховых взносов расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик страховых взносов обязан внести необходимые изменения в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в порядке, установленном статьей 17 Закона N 212-ФЗ.

Подпунктом 1 пункта 4 статьи 17 Закона N 212-ФЗ установлено, что, если уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам представляется в орган контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока подачи расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам и срока уплаты страховых взносов, то плательщик страховых взносов освобождается от ответственности в случае представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам до момента, когда он узнал об обнаружении органом контроля за уплатой страховых взносов неотражения или неполноты отражения сведений в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов, либо о назначении выездной проверки за данный период, при условии, что до представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам он уплатил недостающую сумму страховых взносов и соответствующие ей пени.

Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов (пункт 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ).

В соответствии со статьей 40 Закона N 212-ФЗ основанием для привлечения плательщика страховых взносов на обязательное страхование к ответственности является совершение им нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, под которым названной нормой понимается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие), за которое Законом N 212-ФЗ установлена ответственность.

Ответственность за совершение правонарушений, предусмотренных Законом N 212-ФЗ, несут организации, индивидуальные предприниматели и физические лица в случаях неисполнения ими обязанностей, предусмотренных Законом N 212-ФЗ (статья 41 Закона N 212-ФЗ).

Статьей 42 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении правонарушения, признаются, в том числе, иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении правонарушения (статья 43 Закона N 212-ФЗ).

Как видно из материалов дела, 20.01.2012 общество направило в управление корректирующие расчеты по начисленным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальный фонд обязательного медицинского страхования за I квартал 2011 года, I полугодие 2011 года и 9 месяцев 2011 года.

Суды установили, что общество самостоятельно установило факт неправильного начисления и уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за I квартал 2011 года, I полугодие 2011 года и 9 месяцев 2011 года. Корректировка расчета сдана в управление в связи с тем, что по итогам деятельности за 2011 год общество утратило право на применение льготной ставки взносов, так как объем производства и реализации продукции собственного производства составил менее 70%.

Суды указали, что в сроки, предусмотренные законодательством о страховых взносах, общество объективно не имело возможности (при всей степени заботливости и осмотрительности) предоставить точную информацию в уполномоченный орган. Документально данный вывод судов не опровергнут.

Суды учли, что в добровольном порядке, до составления уполномоченным органом актов камеральной проверки (12.03.2012) общество в полном объеме уплатило начисленные страховые взносы и самостоятельно начисленные пени.

В результате совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств и правильного применения норм права к установленным по делу обстоятельствам суды обоснованно признали недействительными оспариваемые обществом решения управления.

Доводы кассационной жалобы управления повторяют доводы апелляционной жалобы, не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.

referat911.ru