Ставка земельного налога в 2018 году для гаражных кооперативов

Земельный налог

Земельный налог – налог уплачиваемый владельцами земельных участков. Обязанность его уплаты может быть законодательно обусловлена самим фактом владения земельным участков или возникать при наличии некоторых дополнительных условий.

Земельным налогом в Республике Беларусь, согласно статье 193 Налогового кодекса, облагаются расположенные на ее территории земли. В том числе:

  • Принадлежащие на правах частной собственности, пожизненного наследуемого владения или временного пользования физическим лицам, а также принятые ими по наследству;
  • Принадлежащие организациям на правах частной собственности, постоянного или временного пользования.
  • Плательщиками земельного налога признаются физические и юридические лица, перечисленные в статье 192 НК РБ. Там же определены условия, исходя из которых, наступает обязанность уплаты земельного налога, основания для освобождения от него.

    Земельный налог собирается с целью регулирования экономическими методами рационального использования земельных ресурсов, накопления средств, для проведения мероприятий по землеустройству, повышению качества и охране земель, территориальному развитию.

    Порядок исчисления и уплаты земельного налога регулируется статьями Налогового кодекса Республики Беларусь. В качестве налогового периода для расчета суммы земельного налога принимается календарный год.

    Земельный налог начисляется на основании:

    • государственного акта на земельный участок;
    • удостоверения, дающего право временного пользования земельным участком;
    • свидетельства о государственной регистрации прав на земельный участок;
    • решений соответствующих государственных органов о возникновении или переходе прав на земельные участки;
    • сведений о наличии в собственности земельных участков, содержащихся в регистре государственного земельного кадастра, в едином государственном регистре недвижимого имущества;
    • сведений, представляемых землеустроительными службами исполкомов;
    • сведений о предоставленных во временное пользование и не возвращенных в срок, самовольно занятых и/или используемых не по целевому назначению земельных участках;
    • сведений о земельных участках, на которых располагаются объекты сверхнормативного незавершенного строительства.
    • О решении, касательно возникновения или изменения прав на земельный участок, соответствующий государственный орган информирует налоговые органы по месту постановки на учет организации или индивидуального предпринимателя, в отношении физического лица – по месту нахождения земельного участка. Сообщение содержит сведения о площади, кадастровой стоимости, целевом назначении и использовании земельного участка. Расчет подлежащей уплате суммы производится умножением налоговой базы на ставку налога.

      Ставки земельного налога в 2017 году для жилой усадебной зоны установлены для физических лиц за год:

      • 20,72 белорусских рублей за гектар – если кадастровая стоимость земельного участка меньше 20 720 бел.руб. за гектар;
      • 0,1% от кадастровой стоимости участка – если кадастровая стоимость земельного участка 20 720 бел.руб. за гектар и больше.

      Расчет земельного налога для юридических лиц сложнее, в нем учитываются многие факторы, в том числе стоимость участка, вид производимой на нем деятельности и пр.

      Местные Советы депутатов вправе увеличивать или уменьшать ставки земельного налога некоторым категориям плательщиков.

      В статье 193 Налогового кодекса перечислены виды земельных участков облагаемых налогом и освобожденных от него. Так обложению земельным налогом не полежат:

      • земли общего пользования на территории населенных пунктов;
      • территории кладбищ;
      • территории лесного фонда, на которых ведется лесное хозяйство;
      • территории водного фонда, кроме земель занятых посторонней деятельностью;
      • земли запаса;
      • земли общего пользования на территории дачных кооперативов садоводческих товариществ;
      • участки зарегистрированных религиозных организаций;
      • заповедники, национальные парки, ботанические сады;
      • земельная полоса, предназначенная для обеспечения Государственной границы;
      • земли сельскохозяйственного назначения занятые древесно-кустарниковой растительностью, но не включенные в лесной фонд;
      • территории болот;
      • участки, занятые историко-культурными ценностями, при соблюдении определенных государственным законодательством условий;
      • используемые для научной деятельности поля;
      • территории, занятые автодорогами и железнодорожными путями общего пользования, а также обслуживающими их сооружениями;
      • прибрежные полосы и природоохранные территории;
      • земельные участки организаций, занимающихся социальной и культурной деятельностью;
      • территории оздоровительных и санаторно-курортных организаций, детско-юношеских спортивных школ, используемые в основной деятельности;
      • земельные участки содержащихся за счет бюджета аэроклубов, аэродромов, аэропортов и объектов системы организации воздушного движения;
      • земли, подвергшиеся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС;
      • земельные участки спортивных баз национальных и сборных команд Республики Беларусь;
      • участки производственных предприятий исправительных учреждений и лечебно-трудовых профилакториев;
      • земельные участки в пользовании учреждений образования, Национального банка Академии управления при Президенте Республики Беларусь;
      • земельные участки, предоставленные для строительства жилых домов организациям, на период их строительства;
      • территории, занятые установками по использованию возобновляемых источников энергии;
      • участки общественных объединений инвалидов;
      • другие земельные участки, принадлежащие лицам, имеющим право на льготу при уплате земельного налога согласно статье 193 НК РБ.
      • Льготы по земельному налогу не распространяются на земельные участки, используемые для предпринимательства или ведения фермерского хозяйства.

        Местные государственные органы вправе предоставлять отдельным плательщикам льготы по земельному налогу, исходя из их имущественного положения.

        Налог на земельные участки, находящиеся в пользовании или долевой собственности нескольких лиц начисляется каждому плательщику отдельно пропорционально площади находящегося в пользовании недвижимого имущества или доле в совместном имуществе.

        Следует заметить, что отсутствие у физических лиц документов на земельные участки не освобождает от уплаты налога. С другой стороны – уплата налога за земельный участок не является подтверждением прав на него.

        Организации уплачивают земельный налог ежеквартально равными частями до 22-го числа второго месяца каждого квартала, в течение налогового периода, а за земли сельскохозяйственного назначения не позднее 15 апреля, 15 июля, 15 сентября, 15 ноября – в размере одной четверти годовой суммы; cадоводческие товарищества – раз в год до 22 августа; налог подлежит уплате физлицами на основании извещения налогового органа, вручаемого или переданного по почте заказным письмом до 1 августа текущего года.

        Физические лица уплачивают налог в срок не позже 15 ноября текущего года. В случае получения извещения от налоговых органов после указанного срока, налог уплачивается не позднее тридцати дней со дня вручения извещения.

        Участники гаражных кооперативов и садоводческих товариществ могут производить оплату земельного налога через управляющие органы этих организаций.

        В сельской местности оплата земельного налога часто происходит через сельсоветы.

        В 2015 году произошли некоторые изменения законодательства, касающиеся начисления земельного налога:

        • организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, вменено в обязанность платить земельный налог вне зависимости от площади земельных участков. В 2014 году за участки площадью менее 0,5 гектара налог не начислялся.
        • местные советы депутатов получили право увеличивать ставки земельного налога и в 2,5 раза (в 2014 — только в 2 раза).
        • Как видно из вышеизложенного, правильное начисление земельного налога процесс довольно трудоемкий, сопряженный с множеством оговорок, ограничений и исключений. Однако большая часть работы в этом направлении ложится на государственные органы, потому риск ошибок и ответственности за них для плательщиков сравнительно не велик.

          m.myfin.by

          Ставка земельного налога в 2017-2018 годах

          Отправить на почту

          Земельный налог в 2017-2018 годах оплачивается всеми владельцами земельных участков в местные бюджеты территорий, на которых земли расположены. Для оплаты земельного налога в 2017-2018 годах физлицам налоговыми ведомствами рассылаются уведомления с расчетами по налогу, а вот юрлица должны рассчитывать размер платежа сами.

          Размер налоговой ставки земельного налога

          Ставка земельного налога устанавливается муниципалитетами, но не может быть больше размера, установленного ст. 394 НК РФ. В частности, максимальный размер на уровне 0,3 % от стоимости земли, указанной в кадастре, определен:

          • для сельскохозяйственных земель;
          • ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! О нецелевом использовании сельхозземель будут сообщать налоговикам. В случае установления данного факта ставка налога увеличится до 1,5%. Подробности см. здесь.

          • земель под жилыми зданиями и жилищно-коммунальной инфраструктурой;
          • земель, выделенных для садов/огородов и подсобного хозяйства;
          • спецземель, ограниченных в обороте.
          • Для всех других земельных участков ставка земельного налога в 2017-2018 годах не может быть выше 1,5% от стоимости земли в соответствии с данными из госкадастра.

            Ставки земельного налога в 2017-2018 годах устанавливаются представительными органами муниципалитетов, а в городах федерального значения (Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе) представительными органами субъектов РФ в соответствующих законах. Так, власти могут предусмотреть пониженные ставки для определенных категорий земельных участков. Например, для участков, занятых технопарками или индустриальными (промышленными) парками Москвы, ставка налога на землю равна 0,7% (п. 1.6 ст. 3.1 закона города Москвы «О земельном налоге» от 24.11.2004 № 74). Если же в муниципальном образовании (или городе федерального значения) специальные ставки налога на землю не установлены, то в соответствии с п. 3 ст. 394 НК РФ действуют определенные федеральным налоговым законодательством максимальные ставки.

            Налоговая ставка земельного налога в 2017-2018 годах для юридических лиц такая же, как и для налогоплательщиков-физлиц. Точно так же юрлица-арендаторы либо те, кому земля передана безвозмездно в пользование на определенный срок, не считаются налогоплательщиками земельного налога.

            Плательщиками земельного налога по участкам, входящим в паевой инвестфонд, признаются управляющие компании. В этой ситуации уплата налога осуществляется за счет средств из этого инвестфонда.

            Налог на земельные участки в 2017-2018 годах

            Земельный налог, устанавливаемый местными нормативными актами, уплачивается по месту нахождения земельного участка. Налогооблагаемой базой при исчислении величины земельного налога является стоимостная оценка участка, установленная Роскадастром. Уплату налога производит собственник земли либо ее пользователь на основании права постоянного использования земельного участка или пожизненного наследуемого владения.

            Физические лица должны уплатить налог на позднее 1 декабря (п. 1 ст. 397 НК РФ).

            Прочитать, как узнать задолженность по земельному налогу, можно здесь.

            Срок уплаты налога и авансовых платежей для юридических лиц определяется местными органами власти. Уплата налога для юридических лиц по итогам налоговых периодов не может быть ранее 1 февраля года, следующего за истекшим.

            О сроках уплаты земельного налога для юридических лиц можно прочитать здесь.

            Льготы по земельному налогу

            Земельный налог 2017-2018 годов для отдельных категорий налогоплательщиков может быть существенно снижен (вплоть до полного освобождения от его уплаты) на основании ст. 395 НК РФ. Среди льготников, которые освобождены от оплаты земельного налога:

          • религиозные учреждения;
          • исправительные колонии;
          • автодоры;
          • общественные организации инвалидов;
          • организации, занятые художественным промыслом;
          • коренные малочисленные народности;
          • резиденты ОЭЗ или СЭЗ;
          • управляющие компании в «Сколково»;
          • строители судов, имеющие статус резидента ОЭЗ промышленно-производственного характера.
          • О том, кто освобождается от уплаты земельного налога, читайте здесь.

            Бланк декларации по земельному налогу с 2017 года можно скачать в публикации «Встречайте — новая декларация по земельному налогу».

            А нюансы заполнения декларации читайте в статье «Заполняем декларацию по земельному налогу за 2017 год».

            Ставка земельного налога в 2017-2018 годах устанавливается властями муниципалитетов, но не может превышать 0,3% для земель сельхозназначения и 1,5% для остальных категорий земельных участков. Налогооблагаемой базой при исчислении земельного налога является кадастровая стоимость участка, установленная Роскадастром на 1 января налогового периода.

            Узнавайте первыми о важных налоговых изменениях

            Есть вопросы? Получите быстрые ответы на нашем форуме!

            nalog-nalog.ru

            Вопрос: Гаражный кооператив организован в 1980 г. как общественная организация при Всесоюзном добровольном обществе автомобилистов без права заниматься коммерческой деятельностью. Для строительства индивидуальных гаражей был выделен участок лесхоза области на праве постоянного бессрочного пользования.

            В 1996 г. при территориальном делении границ муниципального образования участок гаражного кооператива стал частью территории муниципального образования, категория земель — земли городских поселений. Гаражный кооператив встал на учет в налоговом органе в качестве юридического лица, существующего за счет членских взносов, без права заниматься коммерческой деятельностью.

            До вступления в силу Федерального закона от 29.11.2004 № 141-ФЗ члены гаражного кооператива льготных категорий (ветераны труда, пенсионеры, инвалиды, ветераны боевых действий) были освобождены от уплаты земельного налога, и налоговые органы исключали из общей суммы земельного налога суммы, приходящиеся на данную категорию лиц.

            Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного владения.

            Налогоплательщиком является юридическое лицо, а члены гаражного кооператива несут субсидиарную ответственность за уплату земельного налога.

            Освобождаются ли в указанной ситуации от уплаты земельного налога ветераны труда, пенсионеры, инвалиды, ветераны боевых действий, являющиеся членами гаражного кооператива?

            Возможно ли внести изменения в НК РФ, предусматривающие применение ставки земельного налога, установленной пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ, в отношении земель гаражных потребительских кооперативов и общественных автостоянок?

            Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу уплаты земельного налога членами гаражного кооператива и сообщает следующее.

            В соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено п. 1 ст. 388 Налогового кодекса.

            Согласно п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

            При этом п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 № 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» установлено, что в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.

            В этой связи основанием для взимания земельного налога является наличие у налогоплательщика правоустанавливающего документа на земельный участок.

            На основании п. 1 ст. 389 Налогового кодекса объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

            Таким образом, уплата земельного налога производится налогоплательщиком в отношении конкретного земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

            Поэтому если правообладателем земельного участка является организация (гаражный кооператив), то налогоплательщиком земельного налога в отношении принадлежащего ей земельного участка признается организация (гаражный кооператив), а не члены гаражного кооператива.

            При этом обращаем внимание, что вопросы, связанные с возмещением членами гаражного кооператива сумм земельного налога, уплаченного гаражным кооперативом, не регулируются законодательством о налогах и сборах.

            Одновременно отмечаем, что согласно ст. 15 Налогового кодекса земельный налог относится к местным налогам.

            На основании ст. 387 гл. 31 «Земельный налог» Налогового кодекса земельный налог устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

            В соответствии со ст. 394 Налогового кодекса налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в размерах, определенных данной статьей Налогового кодекса.

            При этом представительным органам муниципальных образований (законодательным (представительным) органам государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) предоставлено право дифференцировать налоговые ставки в зависимости от категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

            Также следует иметь в виду, что при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

            Таким образом, решение вопросов, связанных с установлением конкретных налоговых ставок в отношении земельных участков, занятых гаражными кооперативами, а также предоставлением налоговых льгот по уплате земельного налога для гаражных кооперативов, относится к компетенции представительных органов муниципальных образований, на территории которых располагаются гаражные кооперативы.

            www.eg-online.ru

            Ставка земельного налога в 2018 году для гаражных кооперативов

            Сегодня депутаты Петросовета приняли ставки налога на землю на территории Петрозаводского городского округа на 2017-2019 годы. Название документа звучит так: «О внесении изменения в Решение Петрозаводского городского Совета от 10 ноября 2005 года № XXV/XXI-196 «Об установлении и введении в действие на территории Петрозаводского городского округа земельного налога»». В частности, в нем речь шла о ставке для гаражных кооперативов, которая, по предварительной информации, должна была вырасти в разы.

            Напомним, сейчас действует ставка в 0,3% от кадастровой стоимости. Глава города Ирина Мирошник предложила соответственно увеличить ставки налога до 0,6% в 2017, 1% в 2018 и 1,5% в 2019 году. Депутаты Петросовета снизили налоговые ставки, предложенные Мирошник. В итоге в 2017-м установлена ставка земельного налога для гаражно-строительных кооперативов в 0,5%, в 2018 — 0,7 %, в 2019-м — 1%.

            Как удалось выяснить порталу «Петрозаводск говорит», сейчас за один гараж в виде земельного налога жители Петрозаводска платят примерно 500 рублей в год. Повышение этой суммы до 1 тысячи рублей владельцев гаражей не особенно пугает. А вот увеличение налога до 2,5 тысячи рублей за гараж кажется гражданам чрезмерным. Депутаты, как мы видим, постарались учесть этот момент, подняв ставку всего в три раза к 2019 году.

            Отметим, что, в отличие от физических лиц, которые платят налог на имущество фактически годом позже, юридические лица такой отсрочки не имеют. Так что повышение ставки налога коснется гаражных кооперативов уже в 2017 году.

            Также в принятом депутатами документе прописаны ставки земельного налога для приусадебных хозяйств, земли, выданной под жилищное строительство и занятой жилищным фондом.

            ptzgovorit.ru

            Налоги для членов гаражно-строительных кооперативов

            Этот материал был опубликован в электронном еженедельнике «Правовед». Оформив подписку, Вы сможете получать свежие выпуски по электронной почте в день выхода.
            Присоединяйтесь!

            Вопрос: Гаражно-строительный кооператив просит дать разъяснения о действующих налогах, уплата которых имеет значение для гаражно-строительных кооперативов, о порядке исчисления и уплаты налогов на землю и строения, принадлежащие членам гаражно-строительного кооператива. Признаются ли уплаченными суммы налогов, перечисленные наличными через сберкассу или почту председателем кооператива как полномочным представителем последнего?

            ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВF ФИНАНСОВ Российской Федерации от 16 ноября 2006 г. № 03-02-07/1-326

            В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо о порядке уплаты налогов и сообщается следующее.

            Обязанность по уплате налога возникает при наличии объекта налогообложения, определяемого в соответствии с частью второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).

            Виды налогов и сборов, специальные налоговые режимы предусмотрены ст. ст. 13 — 15 и 18 Кодекса.

            Порядок исчисления и уплаты федеральных налогов и сборов установлен Кодексом. Региональные и местные налоги исчисляются и уплачиваются в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, принятыми в соответствии с Кодексом.

            Статьей 388 Кодекса определено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

            Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица — собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

            Следовательно, члены ГСК, являющиеся собственниками имущества, признаваемого объектом налогообложения согласно Закону Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1, должны исполнять обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в соответствии с указанным Законом Российской Федерации.

            Члены ГСК, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, должны исполнять обязанность по уплате земельного налога в соответствии с гл. 31 Кодекса и нормативными правовыми актами соответствующего муниципального образования.

            В соответствии с п. 4 ст. 85 Кодекса органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации.

            Согласно ст. 52 Кодекса в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган. В этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.

            Если на балансе гаражно-строительного кооператива имеется имущество, а также ему принадлежит на праве собственности земельный участок, то обязанность по уплате налога на имущество организаций и земельного налога организации возникает у гаражно-строительного кооператива.

            В этом случае гаражно-строительный кооператив должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов (п. 1 ст. 45 Кодекса).

            Как следует из абз. 1 п. 2 ст. 45 Кодекса, находящегося в системной связи с абз. 2 п. 3 ст. 58 Кодекса, а также банковским законодательством Российской Федерации, налогоплательщики или налоговые агенты, являющиеся организациями, уплату налогов обязаны производить в безналичном порядке. Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика.

            По смыслу п. 1 ст. 8, п. 3 ст. 44 и п. 1 ст. 45 Кодекса исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога осуществляется за счет его собственных денежных средств.

            Согласно ст. 26 Кодекса налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично и (или) через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Кодексом. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами. Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации (п. п. 1 и 3 ст. 29 Кодекса).

            Доверенность уполномоченного представителя налогоплательщика должна быть оформлена надлежащим образом, в ней должны быть четко указаны объем и содержание полномочий представителя налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

            В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной им в его Определении от 22.01.2004 № 41-О, представительство в налоговых правоотношениях означает совершение представителем действий от имени и за счет собственных средств налогоплательщика — представляемого лица. Важно, чтобы из представленных платежных документов можно было четко установить, что соответствующая сумма налога уплачена именно этим налогоплательщиком и именно за счет его собственных денежных средств.

            При этом надлежит учитывать следующее.

            Статьей 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» предусмотрено, что в рамках проведения банковских операций допускается осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов только по поручению физических лиц. При этом согласно указанной статье осуществление расчетов по поручению юридических лиц производится по их банковским счетам.

            В соответствии с Положением Банка России от 01.04.2003 № 222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации» наличные денежные средства в уплату налоговых платежей принимаются кредитными организациями только от физических лиц.

            Совместным Письмом Банка России и МНС России от 12.11.2002 № 151-Т/ФС-18-10/2 «Об отдельных вопросах, связанных с уплатой организациями налогов и сборов» предусмотрено, что налогоплательщики-организации при уплате налогов и сборов не вправе вносить в банки наличные денежные средства для перечисления их на счета по учету доходов соответствующих бюджетов, минуя свои банковские счета.

            В соответствии с п. 11 разд. 1 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением Совета директоров Центрального банка РФ 22.09.1993 № 40, предприятия выдают наличные деньги под отчет на хозяйственно-операционные расходы, а также на расходы экспедиций, геолого-разведочных партий, уполномоченных предприятий и организаций, отдельных подразделений хозяйственных организаций, в том числе филиалов, не состоящих на самостоятельном балансе и находящихся вне района деятельности организаций, в размерах и на сроки, определяемые руководителями предприятий. Данный перечень не содержит такого основания для выдачи наличных денег физическому лицу, как уплата налога за предприятия.

            Согласно п. 2.5 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, утвержденного Советом директоров Банка России от 19.12.1997 № 47, в кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий.

            Пунктом 2.6 данного Положения установлено, что предприятия обязаны сдавать в учреждения банков все наличные деньги сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе. Предприятия могут хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии не свыше 3 рабочих дней, включая день получения денег в учреждении банка.

            www.pravowed.ru