Стаж государственной службы российской федерации

Стаж государственной службы

Правовое значение стажа для государственного служащего определяется государственной необходимостью стимулировать стабильную и длительную работу квалифицированного должностного лица. Выслуга лет является квалифицирующим признаком государственной службы, основанием для служебного продвижения, исчисления размера пенсии после окончания службы.

Стаж учитывается также при возможности занять определенные должности в государственном аппарате. Указ Президента РФ от 27 сентября 2005 г. № 1131 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих» содержит следующие квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для замещения:

а) высших должностей федеральной государственной гражданской службы — не менее шести лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее семи лет стажа работы по специальности;

б) главных должностей федеральной государственной гражданской службы — не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее пяти лет стажа работы по специальности;

в) ведущих должностей федеральной государственной гражданской службы — не менее двух лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее четырех лет стажа работы по специальности;

г) старших должностей федеральной государственной гражданской службы — не менее трех лет стажа работы по специальности;

д) младших должностей федеральной государственной гражданской службы — без предъявления требований к стажу.

Поскольку ч. 1 ст. 14 Закона № 58-ФЗ определяет, что стаж (общая продолжительность) государственной службы определяется в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей и законами субъектов РФ, этот вопрос урегулирован в ст. 54 Закона № 79-ФЗ. Однако эта статья включена в гл. 11 о государственных гарантиях на государственной службе, что вряд ли верно.

Часть 1 ст. 54 Закона № 79-ФЗ предусматривает, что в стаж (общую продолжительность) гражданской службы для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную гражданскую службу включаются периоды замещения:

1) должностей гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы;

2) государственных должностей;

3) должностей муниципальной службы;

4) выборных должностей в органах местного самоуправления;

5) иных должностей в соответствии с федеральными законами. Симптоматично, что в стаж гражданской службы включается срок работы как на государственных должностях (на которые законодательство о государственной службе якобы не распространяется), так и на не признаваемых государственными должностях муниципальной службы и местного самоуправления. Но в данном случае важно, что данный Закон отсылает к специальному закону: «Стаж государственной гражданской службы Российской Федерации для назначения пенсии за выслугу лет гражданским служащим устанавливается в соответствии с федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей» (ч. 3 ст. 54 Закона № 79-ФЗ). Тем самым Закон ставит государственных служащих по статусу в один ряд с остальными трудящимися. Эта вполне коммунистическая концепция отражает общий уровень понимания сущности государственной службы, является трудовой концепцией государственной службы.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» стаж государственной службы понимается как суммарная продолжительность периодов осуществления государственной службы и иной деятельности, учитываемая при определении права на пенсию федеральных государственных служащих и при исчислении размера этой пенсии. Там же проводится определение и трудового стажа: трудовой стаж — учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В настоящее время постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. № 555 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий. Они распространяются, в частности, на военнослужащих, а также на лиц, проходивших иную, приравненную к военной, службу, предусмотренную Законом РФ от 12 февраля 1993 г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

В стаж (общую продолжительность) государственной службы одного вида в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей и законами субъектов РФ включаются продолжительность государственной службы других видов, а также периоды замещения государственных должностей РФ, государственных должностей субъектов РФ, выборных муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе, и муниципальных должностей муниципальной службы (ч. 2 ст. 14 Закона № 58-ФЗ).

Пункт 9 ст. 71 Закона № 79-ФЗ специально определяет, что в стаж гражданской службы для назначения ежемесячных надбавок к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, для предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, для поощрения за гражданскую службу в соответствии с данным Законом и законами субъектов РФ засчитываются периоды работы (службы), которые были ранее включены (засчитаны) в установленном порядке в указанный стаж. Такую же норму содержит и ст. 61 Закона города Москвы «О государственной гражданской службе города Москвы» (п. 5).

Правовая позиция Конституционного Суда РФ в отношении исчисления стажа выражена в определении Конституционного Суда РФ от 4 марта 2004 г. № 138-0 «По жалобе гражданина Каленова Андрея Федоровича на нарушение его конституционных прав положением подпункта «и» пункта 7 Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию и абзаца второго пункта 16 постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 13 декабря 1979 г. № 1117 «О дальнейшем укреплении трудовой дисциплины и сокращении текучести кадров в народном хозяйстве»». Заявитель считал, что предусмотренное указанными нормами правило о том, что непрерывный трудовой стаж, учитываемый при назначении пособий по временной нетрудоспособности, не сохраняется при повторном увольнении по собственному желанию без уважительных причин, если со дня предшествующего увольнения по такому же основанию не прошло 12 месяцев, противоречит Конституции РФ, так как препятствует свободному выбору места работы и существенно, почти в два раза, уменьшает размер указанного пособия, полагающегося к выплате в случае временной нетрудоспособности. Конституционный Суд согласился с таким подходом и признал не подлежащими применению судами, другими органами и должностными лицами оспариваемых положений как противоречащих Конституции РФ.

В стаж государственной службы федеральных государственных служащих, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, включаются периоды работы (службы) на должностях, в том числе выборных, в государственных органах, на государственных должностях Российской Федерации, на государственных должностях субъектов РФ, на должностях в органах местного самоуправления, на государственных должностях государственной службы (Указ Президента РФ от 3 сентября 1997 г. № 982 «О периодах работы (службы), включаемых в стаж государственной службы федеральных государственных служащих, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет». Эти же периоды включаются в стаж и в соответствии с п. 2 Указа Президента РФ от 19 ноября 2007 г. № 1532.

Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2003 г. № 570 «О порядке включения в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих периодов службы (работы) в государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации» предусматривает, что такое включение в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих периодов службы (работы) в государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом РФ, осуществляется по заявлению федерального государственного служащего при его обращении за назначением пенсии за выслугу лет федеральным государственным органом, в котором этот служащий замещал государственную должность федеральной государственной службы непосредственно перед увольнением (п. 1). Получается, что подсчет соответствующих периодов начинается только после подачи служащим заявления, и до самого увольнения на пенсию служащие остаются в неведении, будут ли включены в стаж его работы те или иные периоды его работы или службы.

Персональные данные государственных служащих, сведения об их профессиональной служебной деятельности и о стаже (о его общей продолжительности) государственной службы вносятся в личные дела и документы учета государственных служащих. Персональные данные, внесенные в личные дела, и документы учета государственных служащих являются персонифицированными и в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, относятся к сведениям, составляющим государственную тайну, а в иных случаях — к сведениям конфиденциального характера (ч. 5 ст. 14 Закона № 58-ФЗ).

По вопросам стажа, так же как в отношении иных областей института государственной службы, имеет место ведомственное регулирование вместо установления единства требований по всему государственному аппарату. В качестве примера приведем Порядок установления доплат за выслугу лет работникам государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации, утв. приказом Минюста России от 19 мая 2006 г. № 201, Порядок подсчета и подтверждения стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих и определения соответствия должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 9 декабря 2004 г. № 312.

studme.org

Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации от 12 января 2004 г. N 1/1н г. Москва Об утверждении Порядка подсчета и подтверждения стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих и определения соответствия должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы

Зарегистрирован в Минюсте РФ 13 февраля 2004 г.

Регистрационный N 5549

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2003 г. N 570 «О порядке включения в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих периодов службы (работы) в государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 38, ст. 3661) Министерство труда и социального развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации постановляют:

Утвердить прилагаемый Порядок подсчета и подтверждения стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих и определения соответствия должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы.

Министр труда и социального развития Российской Федерации
А. Починок

Министр финансов
Российской Федерации А. Кудрин

Порядок подсчета и подтверждения стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих и определения соответствия должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы

Настоящий Порядок регулирует вопросы, связанные с подсчетом стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, подтверждением этого стажа, определением соответствия должностей, включением в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих периодов работы в должностях, предусмотренных пунктами 10-15 перечня должностей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 1413 «Об утверждении перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих»* (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 51, ст. 5063), включая условия их замещения.

1. В стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих засчитываются периоды службы (работы) в должностях, предусмотренных Перечнем должностей.

2. Исчисление стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих производится в календарном порядке, за исключением периодов, которые включаются в стаж государственной службы в порядке, установленном Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 22, ст. 2331).

При подсчете стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих периоды службы (работы) суммируются.

3. Основным документом, подтверждающим стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, является трудовая книжка установленного образца.

Записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, должны быть оформлены в соответствии с действующим законодательством.

В случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные или неточные сведения, которые являются основанием для подтверждения периодов службы (работы), включаемых в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим, в трудовую книжку вносятся изменения в порядке, предусмотренном Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 г. N 225 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 16, ст. 1539).

В случаях, когда в трудовой книжке отсутствуют записи, подтверждающие стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, данный стаж подтверждается на основании представленных архивных справок с приложением копий документов о назначении и освобождении от должности, подтверждающих периоды службы (работы) в должностях, которые включаются в этот стаж.

4. Периоды прохождения военной службы, другой приравненной к ней службы, а также периоды прохождения службы работников федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов могут подтверждаться военными билетами, справками военных комиссариатов, воинских подразделений, архивных учреждений, записями в трудовой книжке, послужными списками.

5. В необходимых случаях для подтверждения периодов службы (работы) в должностях, предусмотренных Перечнем должностей, могут представляться копии нормативных правовых актов либо выписки из них о назначении на должность или освобождении от должности.

6. Должности, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, в упраздненных государственных учреждениях, функции государственного управления которых переданы федеральным государственным органам, либо в государственных учреждениях, преобразованных в федеральные государственные органы, а также в государственных учреждениях, должности в которых были включены в перечни государственных должностей федеральной государственной службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации, в органах управления министерств и ведомств СССР, союзных и автономных республик на территории СССР, в аппаратах управления государственных объединений союзного, союзно-республиканского и республиканского подчинения, государственных концернов, ассоциаций, иных государственных организаций, созданных решениями Совета Министров СССР или Советами Министров (правительствами) союзных республик, образованных и осуществляющих в соответствии с законодательством СССР и союзных республик отдельные функции государственного управления, в международных организациях за рубежом до 31 декабря 1991 года определяются в необходимых случаях на основании заключений Министерства труда и социального развития Российской Федерации по запросам Пенсионного фонда Российской Федерации.

7. В стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих включаются периоды работы в министерствах и ведомствах СССР после 31 декабря 1991 г. до увольнения работника, но не позднее завершения мероприятий, связанных с ликвидацией этих министерств и ведомств.

8. В стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих могут быть включены иные периоды службы (работы) на отдельных должностях руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций, в совокупности не превышающие 5 лет, на основании решения Министерства труда и социального развития Российской Федерации, согласованного с Министерством финансов Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации, по представлению руководителя федерального государственного органа, осуществляющего подготовку документов для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, которое оформляется одновременно с увольнением с федеральной государственной службы.

Представление руководителя федерального государственного органа о включении в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих иных периодов службы (работы) оформляется на основании заявления федерального государственного служащего.

Письменное уведомление о принятом решении (включении в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих иных периодов службы (работы) либо об отказе в их включении) направляется Министерством труда и социального развития Российской Федерации обратившемуся с представлением руководителю федерального государственного органа.

9. При определении соответствия должностей, замещаемых федеральными государственными служащими, должностям, предусмотренным Перечнем должностей, необходимо учитывать следующее:

а) государственные должности Российской Федерации устанавливаются сводным перечнем государственных должностей Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. N 32 «О государственных должностях Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 3, ст. 173; 1996, N 52, ст. 5912; 1998, N 43, ст. 5337);

б) государственные должности федеральных государственных служащих устанавливаются Реестром государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. N 33 «О Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 3, ст. 174, N 25, ст. 2378, N 33, ст. 3358; 1996, N 16, ст. 1833, 1834 и 1844, N 26, ст. 3064, N 34, ст. 4080; 1997, N 20, ст. 2244, N 36, ст. 4129; 2000, N 4, ст. 369; 2001, N 49, ст. 4611), а государственные должности федеральной государственной службы — на основании перечней государственных должностей федеральной государственной службы, утвержденных указами Президента Российской Федерации от 12 апреля 1996 г. N 529 «О перечнях государственных должностей федеральной государственной службы категорий «Б» и «В» в Администрации Президента Российской Федерации и аппарате Совета Безопасности Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 16, ст. 1833, N 26, ст. 3064, N 34, ст. 4080; 1997, N 44, ст. 5058, N 45, ст. 5165; 1998, N 14, ст. 1536, N 49, ст. 6012; 1999, N 5, ст. 652, N 39, ст. 4591, N 51, ст. 6328, N 52, ст. 6368; 2000, N 5, ст. 474, N 22, ст. 2288, N 26, ст. 2748, N 34, ст. 3438, N 36, ст. 3636, N 44, ст. 4351; 2001, N 49, ст. 4612; 2002, N 45, ст. 4505; 2003, N 30, ст. 3045), от 12 апреля 1996 г. N 530 «О перечнях государственных должностей федеральной государственной службы категорий «Б» и «В» в Управлении делами Президента Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 16, ст. 1834; 2001, N 3, ст. 218, N 17, ст. 1692), от 15 апреля 1996 г. N 551 «О Перечне государственных должностей федеральной государственной службы категории «В», учреждаемых в Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации для обеспечения его деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 16, ст. 1844), от 4 ноября 1996 г. N 1533 «О перечне государственных должностей федеральной государственной службы категорий «В» в Медицинском центре Управления делами Президента Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 47, ст. 5309), от 20 декабря 1996 года N 1748 «О внесении дополнений в сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. N 32, и об утверждении перечня государственных должностей федеральной государственной службы категорий «В» в Министерстве иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 52, ст. 5912), от 16 мая 1997 г. N 493 «О перечнях государственных должностей категории «Б» и «В» федеральной государственной службы в Аппарате Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 20, ст. 2244; 2002, N 5, ст. 500), от 23 октября 1998 г. N 1298 «О внесении дополнения в сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. N 32, и об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы в Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации и управлениях (отделах) Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 43, ст. 5337; 2001, N 16, ст. 1569), от 3 сентября 1997 г. N 981 «Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 36, ст. 4129; 1998, N 5, ст. 571, N 10, ст. 1163, N 18, ст. 2019; 1999, N 10, ст. 1179; 2000, N 15, ст. 1575, N 31, ст. 3252, N 46, ст. 4544; 2001, N 16, ст. 1569; 2002, N 37, ст. 3515, N 39, ст. 3710, N 40, ст. 3905, N 48, ст. 4782; 2003, N 42, ст. 4053), являющихся соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации;

в) государственные должности субъектов Российской Федерации устанавливаются конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации;

г) государственные должности государственной службы субъектов Российской Федерации устанавливаются законодательством о государственной службе субъектов Российской Федерации;

д) выборные муниципальные должности устанавливаются законами либо иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований;

е) муниципальные должности муниципальной службы устанавливаются законами либо иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований;

ж) предусмотренные пунктом 10 Перечня должностей должности руководителей, специалистов и служащих, выборные должности, занимаемые на постоянной основе в период с 1 января 1992 г. до введения в действие сводного перечня государственных должностей Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. N 32, Реестра государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. N 33, перечней государственных должностей федеральной государственной службы, являющихся соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации, реестров (перечней) государственных должностей государственной службы соответствующего субъекта Российской Федерации, определяются на основании соответствующих федеральных законов, законов Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации, Верховного Совета Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, других нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации или нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

з) должности, занимаемые гражданами Российской Федерации в межгосударственных (межправительственных) органах, созданных государствами-участниками Содружества Независимых Государств с участием Российской Федерации, в аппарате Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России, в Секретариате Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, а также должности, занимаемые на постоянной профессиональной основе в органах Союзного государства и их аппаратах, определяются на основании перечней таких должностей и таблиц их соответствия государственным должностям федеральной государственной службы, государственным должностям федеральных государственных служащих, определенных Соглашениями между Российской Федерацией и государствами-участниками Содружества Независимых Государств, между Правительством Российской Федерации и межправительственными органами государств-участников Содружества Независимых Государств, которые ратифицированы в установленном порядке;

и) должности в профсоюзных органах, занимаемые работниками, освобожденными от должностей в государственных органах вследствие избрания (делегирования) в профсоюзные органы, включая должности, занимаемые освобожденными профсоюзными работниками, избранными (делегированными) в орган первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе, в соответствии с Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 148; 2002, N 12, ст. 1093, N 30, ст. 3029 и ст. 3033; 2003, N 27, ст. 2700) определяются на основании решений профсоюзных органов;

к) предусмотренные пунктом 13 Перечня должностей должности руководителей, специалистов и служащих, выборные должности, занимаемые на постоянной основе в период до 31 декабря 1991 г., определяются на основании решений Верховного Совета СССР, Верховных Советов союзных и автономных республик, Совета Министров СССР, Кабинета Министров СССР, Советов Министров (правительств) союзных и автономных республик, а также других нормативных правовых актов Союза ССР и союзных республик.

Основным условием для включения в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих по должностям, предусмотренным подпунктами «ж», «з» и «к» настоящего пункта, является замещение указанных должностей на постоянной основе.

rg.ru

Стаж государственной гражданской службы применяется для решения многих вопросов, связанных с трудовой занятостью госслужащего. Что такое стаж госслужбы, как он исчисляется и для чего необходим, рассмотрим в этой статье.

Понятие стажа в госслужбе

Стаж государственной службы, в том числе гражданской, – это суммарная продолжительность времени, в течение которого госслужащий занимал определенные должности в системе госслужбы РФ.

Применяется данная категория для урегулирования многих организационных и денежных аспектов, относящихся к работе госслужащего. Исходя из стажа государственной гражданской службы исчисляется ежемесячная надбавка к окладу и определяется количество дополнительных дней к основному отпуску; рассчитывается объем поощрений за выслугу лет и безупречную и эффективную службу. Кроме того, стаж госслужбы входит в перечень отборочных требований, предъявляемых к человеку при поступлении на государственную должность. Также на стаж ориентируются при назначении пенсии и расчете ее размера.

На законодательном уровне эти вопросы урегулированы:

  • Федеральными законами «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 года № 58-ФЗ, «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 года № 79-ФЗ, «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 года № 166-ФЗ;
  • Указами Президента РФ «Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации…» от 19.11.2007 года № 1532 и «О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих» от 20.09.2010 года № 1141 (далее Перечень).

Как исчисляется стаж государственной гражданской службы?

Указом Президента РФ утверждены должности, период работы на которых засчитывается в стаж государственной гражданской службы. Это довольно внушительный список, состоящий из 20 пунктов. Если обобщить, то получится, что в стаже государственной гражданской службы учитываются сроки занятости на государственных (к примеру, Президент РФ) и муниципальных должностях (депутат региональной думы от района), на должностях гражданской службы (например, премьер-министр республики в составе РФ), военных должностях и должностях в правоохранительных органах, а также на некоторых других (органов налоговой полиции, таможни, уголовно-исполнительной системы и т. д.).

Правила расчета стажа госслужбы, утвержденные Указом Президента РФ, разъясняют, что при исчислении стажа государственной гражданской службы госслужащего суммируются все периоды работы на должностях, перечень которых определен законодательно и замещение которых засчитывается в стаж государственной гражданской службы.

Документально подтвердить стаж государственной гражданской службы можно записями в трудовой книжке, в некоторых случаях – военным билетом. Если данные в трудовой книжке ошибочны или отсутствуют, то доказательством будет справка из архива, содержащая сведения о периодах гражданской службы. Расчет ведется в календарных месяцах и годах, при этом каждые 30 дней переводятся в 1 календарный месяц, а каждые 12 месяцев в 1 календарный год.

Гражданин проработал в правоохранительных органах на должности, включенной в Перечень, 6 лет 4 месяца и 21 день. Затем он 8 лет 7 месяцев и 9 дней работал в прокуратуре – также на должности, включенной в Перечень. Путем математического сложения получим общий стаж гражданина на государственной службе — 15 лет.

nsovetnik.ru