Стресс у детей при разводе

Влияние развода на ребенка — информация для родителей по преодолению кризиса у детей в связи с разводом.

Семейная жизнь, к сожалению, не постоянный источник радостей, но развод — тоже не спасение от конфликтов, переживаний и просто бытовых трудностей. Задумайтесь, для чего затевался развод? Что изменилось в жизни вашего ребенка к лучшему? Несмотря на то, что для взрослых развод — это болезненное, малоприятное, драматическое переживание, тем не менее, они идут на него из лучших побуждений и по собственной воле. Для детей расставание родителей — это всегда разрушение привычной среды обитания.

Дети из разведенных семей вступают в юность обеспокоенными, подавленными, неуверенными в своих способностях, а то и попросту озлобленными.

Последствия послеразводового стресса для детей:

1. Нарушение их адаптации в повседневной жизни;

2. Изменения представлений о любви и верности, о том, какой должна быть семья.

Дети разведенных родителей меньше всего дорожат сплоченностью семьи и не имеют навыков позитивного разрешения семейных конфликтов

Выявлены некоторые закономерности между реакцией на послеразводовый стресс полом ребенка и его возрастом.

Стресс у девочки: носят переживания ‘в себе’, и внешнее поведение может у них почти не меняться, но могут появиться другие признаки нарушения адаптации: пониженная работоспособность, чрезмерная утомляемость, депрессия, отказ от общения, слезливость, раздражительность. Ведущие переживания — грусть и обида. Две трети девочек, многие из которых внешне кажутся преодолевшими кризис, достигнув зрелости, неожиданно становятся глубоко обеспокоенными, теряют способность выбора, испытывают страх измен и предательств в интимных отношениях.

Стресс у мальчика: для них характерны более очевидные нарушения поведения, носящие иногда явно провокационный характер. Это может быть воровство, сквернословие, побеги из дома. Ведущие переживания — гнев и агрессивность. Мальчики могут выражать свою агрессивность по-разному, могут демонстративно отказаться говорить с отцом, но если отец вне дома, — пытаться повышать голос на мать. Обычная история — уйти из дома, не предупредив заранее об этом мать. Многие мальчики, достигнув половой зрелости, так и не могут выработать в себе чувство независимости, уверенности, целеустремленности.

Тяжело переживают распад семьи дети дошкольного возраста.

В целом, маленькие дети могут дать понять о своем неблагополучии только одним способом — заболеть, что они и делают. Экземы, гастриты, заикание, навязчивые движения — все это наиболее типичные проявления внутреннего напряжения детей, с помощью которых они предлагают взрослым задуматься о семейном климате.

Дети 2.5-3.5 лет реагируют на распад семьи плачем, расстройством сна, повышенной пугливостью, снижением познавательных процессов, проявлением неопрятности, пристрастием к собственным вещам и игрушкам. Они с большим трудом расстаются с матерью. В игре создают вымышленный мир, населенный голодными, агрессивными животными.

Дети 3.5-4.5 лет отмечаются повышенной гневностью, агрессивностью, переживают чувства утраты, тревожности. Экстраверты обычно становятся замкнутыми и молчаливыми. У некоторых детей наблюдается характерное проявление чувства вины за распад семьи.

Дети 5-6 лет более агрессивны и тревожны. Их отличает раздражительность, неугомонность, гневность. Дети этой возрастной группы достаточно отчетливо представляют, какие изменения в их жизни вызывает развод. Они способны рассказать о своих переживаниях, тоске по отцу, желании восстановить семью.

Наиболее уязвим при распаде семьи единственный ребенок.

Те, у кого есть братья и сестры, намного легче переживают развод: дети в таких ситуациях высказывают друг другу свои переживания, что значительно снижает эмоциональное напряжение и уменьшает вероятность нервных срывов.

Вместе с тем иногда развод может расцениваться как благо, если он изменяет к лучшему условия формирования личности ребенка, кладет конец отрицательному воздействию на его психику супружеских конфликтов.

1. Нужно добиться того, чтобы ваша семья так и осталось семьей;

2. Нужно свести к минимуму негативные последствия для детей;

3. Нужно принять развод как неотъемлемую часть бытия.

www.tvoyrebenok.ru

Раздел детей при разводе

При наличии общих несовершеннолетних детей, развестись можно только через суд. Вместе с тем, если спора о дальнейшем проживании у вас нет, то суд пройдет быстро и без особых затруднений. Супругам нужно лишь составить письменное соглашение, в котором будет указано, с кем из родителей будут жить дети после развода. Если достигнутые договоренности вы подтвердите в суде, судья просто повторит их в решении и, тем самым, они вступят в законную силу. Если же между родителями имеется спор о дальнейшем проживании детей, то надо готовиться к долгому и, возможно, сложному процессу.

Раздел детей между супругами

При отсутствии соглашения о проживании несовершеннолетнего ребенка или детей после развода, суд станет выяснять, с кем из родителей будут проживать дети, а также и с кого из родителей и в каких размерах должны взыскиваться алименты. Руководствоваться при этом суд будет положениями Конституции РФ, Семейного кодекса, а также прочих нормативных актов, например, Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 27 мая 1998 г. № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей».

Согласно общераспространенному мнению, дети почти всегда остаются с матерью, а отцу бороться за ребенка практически нет смысла. На самом деле это, конечно же, не так. Если отец действительно хочет «отсудить ребенка у жены», то его шансы на это у него — достаточно высоки. Например, в соответствии с переписью населения, в России в 2010 году матерей одиночек с детьми было около десяти миллионов человек, а отцов — почти полтора миллиона. То есть, согласно статистике, отцов одиночек почти 15%. Если же посмотреть обзор судебной практики, сделанный Верховным судом в 2011 году, то мы увидим, что в ряде регионов России детей с отцами начинают оставлять гораздо чаще, чем раньше. Например, такая тенденция наблюдается Вологодской и в Ярославской области, Коми, Пермском крае. Кроме того, согласно российскому и международному законодательству, право на воспитание детей равным образом имеет и мать и отец.

Например, в соответствии со статьями 61 и 63 Семейного кодекса, родители имеют равные права и обязанности в отношении своих детей; они имеют право и обязаны воспитывать своих детей, заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. А в Конвенции о правах ребенка, вступившей в силу для России 15 сентября 1990 года указано, что во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Ребенок с момента рождения имеет право знать своих родителей и право на их заботу. Государства обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда родители жестоко обращаются с ребенком или не заботятся о нем или когда родители проживают раздельно и необходимо принять решение относительно места проживания ребенка. Соответственно, мать и отец имеет равное право после развода на то, чтобы ребенок (или несколько детей) после развода остался с кем-то из них. Тем не менее, здесь есть нюанс, который невозможно обойти вниманием. Возраст ребенка при определении его места жительства после развода — имеет очень важное значение. Младенца почти наверняка оставят с матерью по вполне понятным физиологическим причинам — только мать может полноценно его воспитать и прокормить, особенно в том случае, если она практикует грудное вскармливание. Данный принцип, в частности, изложен в Декларации прав ребенка от 20 ноября 1959 года. В ней сказано, что ребенок для полного и гармоничного развития личности нуждается в любви и понимании; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучен со своей матерью. Малолетний ребенок, согласно статье 28 Гражданского кодекса, — это несовершеннолетний, не достигший 14 лет.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 57 Семейного кодекса РФ, ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Следовательно, из этого можно сделать вывод, что малолетним ребенком, мнение которого не учитывается, является ребенок, не достигший десяти лет. Его с большой долей вероятности оставят после развода с матерью, и чем младше ребенок, тем шансы на это выше.

Тем не менее, возраст ребенка является важным, но не определяющим критерием при установлении его места проживания после развода родителей. Интересы ребенка первичны, а значит, если с отцом ему безопаснее, удобнее, комфортнее, приятнее чем с матерью, то суд оставит его с отцом. Сложность же тут состоит в том, что в отличие от возраста (указанного в свидетельстве о рождении), понятие «интересов ребенка» является достаточно расплывчатым, и определяться эти интересы будут в индивидуальном порядке, посредством изучения в суде множества обстоятельств дела.

На что суд обращает внимание при разделе детей после развода

В соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ от 27 мая 1998 г. № 10 решая вопрос о проживании ребенка, суду необходимо иметь в виду, что место жительства определяется исходя из интересов, а также с обязательным учетом мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет.

При этом суд должен учесть:

  • Возраст ребенка или детей.
  • Отношение ребенка к каждому из родителей, братьям, сестрам и другим родственникам, а также степень его привязанности к ним.
  • Моральные и прочие личные качества родителей.
  • Отношения родителей с ребенком.
  • Наличие у каждого из родителей возможности по созданию ребенку условий для его воспитания и развития (обучения, игр, общения с детьми, занятия спортом и т.п.).
  • Прочие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая имеется в месте жительства каждого из родителей.
  • При этом суд обращает внимание на род деятельности и режим работы родителей, их материальное и семейное положение.

    Однако само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не является безусловным основанием для передачи ребенка ему. То есть, богатый отец не имеет однозначного преимущества перед бедной матерью только по этому основанию. Тем более, что он будет обязан платить алименты, а значит, мать получит средства на содержание детей.

    Вместе с тем, материальное положение сбрасывать со счетов нельзя. Если у отца имеется в собственности хорошая квартира, и он может оплачивать качественное образование своему ребенку, возить его на отдых и обеспечивать хорошей одеждой и игрушками, а безработной матери алиментов хватит только на найм жилья и пропитание, в этом случае отец получит преимущество.

    Что нужно сделать родителю, если он хочет оставить ребенка себе

    Если у вас с супругом (супругой) имеется спор о том, с кем останется ребенок или дети после развода, вам нужно собрать доказательства того, что ребенку с вами будет объективно лучше, чем с другим родителем.

  • Сходите в орган опеки и попечительства и закажите заключение об условиях жизни в вашей квартире. Заключение должно официально подтвердить, что ваши условия подходят для проживания ребенка или нескольких детей.
  • Получите на работе справку 2-НДФЛ о вашей заработной плате. Если вы являетесь предпринимателем, вам может подойти выписка с банковских счетов, декларация о доходах и прочая подобная финансовая документация.
  • Получите справку об отсутствии судимостей, об отсутствии штрафов ГИБДД и т.п. Это подтвердит вашу благонадежность.
  • Если вы брали большие кредиты и своевременно гасили их, закажите в банке выписку, подтверждающую вашу финансовую ответственность.
  • Если вы занимаетесь благотворительностью, это тоже имеет смысл как-то подтвердить – данный факт может удостоверить ваши высокие моральные качества. Также поможет хорошая рекомендация с работы, церкви (если вы религиозный человек), из какой-нибудь общественной организации.
  • Получите медицинское заключение о вашем здоровье и об отсутствии опасных для вашей жизни и жизни других людей заболеваний.
  • Заручитесь поддержкой родственников. Они должны подтвердить, что смогут вам помогать в воспитании ребенка или детей.
  • Заручитесь поддержкой ребенка, которому исполнилось более 10 лет (мнение детей младше этого возраста учитывать не будут, однако, могут им поинтересоваться). Он должен засвидетельствовать, что хочет жить с вами.
  • Помимо этого, по возможности, стоит обосновать неблагонадежность другого родителя. Разумеется, в идеальном мире никто этого делать не стал бы, но в случае спора о детях ставка слишком высока. Поэтому, если у вас есть информация о недостойности другого родителя, ее надо обязательно предоставить суду. Тем более, если неблагонадежное поведение родителя может повредить ребенку.

    Такой информацией может стать:

  • Сведения о болезни родителя (наркомании, алкоголизме, игромании, проблемах с психикой и т.п.).
  • Сведения об образе жизни родителя, препятствующему полноценному воспитанию ребенка (ненормированный рабочий день, отсутствие выходных, увлечение экстремальными видами спора, несущими опасность жизни родителя и ребенка, и т.п.).
  • Сведения о безответственности и незаконопослушности родителя — наличии непогашенных долгов, административных штрафах и т.п.
  • Сведения об отсутствии социальной адоптации — постоянная безработица или частая смена работы, частые конфликты с людьми, отсутствие постоянных социальных связей.
  • Сведения о высокой внушаемости родителя во вред себе — частая потеря денег из-за действий мошенников и нечистых на руку людей, частые и бессмысленные денежные траты, вступление в религиозные секты и сомнительные организации.
  • Прочая информация, подтверждающая инфантильность, агрессивность, безответственность, неблагонадежность и прочие негативные качества, препятствующие полноценному воспитанию детей.

Чем больше «плюсов» будет у вас и «минусов» у другого родителя, тем больше получите шансов на победу. При этом надо учесть, что судьи при принятии решений руководствуются не только законом и обстоятельствами дела, но и личным опытом, а также своими индивидуальными предпочтениями. Настрой судьи также важен.

Поэтому, судье даже на эмоционально уровне надо будет доказать, что вы действительно, всеми силами хотите оставить ребенка у себя, что вам это действительно нужно и без ребенка вы не сможете. Матери это доказать проще, поэтому отцу придется показать максимум открытости и эмоций в суде, чтобы судья поверил в его искренность.

Тем не менее, одних эмоций недостаточно, поэтому без опытного юриста при разделе ребенка, двух и более детей между супругами — не обойтись. Юрист сможет собирать доказательства, опрашивать свидетелей, выступать от вашего имени в суде, и другими способами помогать вам в достижении нужного результата.

Данная статья подготовлена специалистами МЦПИ «Планета закона». Если Вы или Ваши близкие попали в сложную жизненную ситуацию, то неоценимую помощь Вам окажут опытные адвокаты. В случае обращения за правовой поддержкой или за юридической консультацией в МЦПИ «Планета закона» Вам гарантирована помощь профессиональных адвокатов, даже в сложных случаях. Звоните круглосуточно (495) 722-99-33.

© Юридическая консультация «Планета Закона», 2015

www.lexpages.ru

Стресс у детей при разводе

Стресс – неотъемлемая часть современной жизни. Стресс в своё время переживает каждый человек. Но если этот человек взрослый, то есть надежда, что он справится со стрессом быстро и без последствий. Намного сложнее обстоит дело со стрессом у детей.

У детей стресс возникает при столкновении с чем-то новым, а потому из-за отсутствия опыта они не в состоянии с ним бороться. Сам механизм детского стресса состоит в том, что что-то внешнее, неизвестное, нехорошее, насильно вторгается в жизнь ребёнка, начинает в виде воспоминаний или страхов преследовать его. Без помощи родителей, а зачастую и профессионального психолога ребёнку не справиться со стрессом.

Симптомы стресса у детей

Симптомы стресса у грудных детей и малышей до 2-х лет:

  • чрезмерная раздражительность;
  • демонстративный отказ от кормления или потеря аппетита;
  • ухудшение сна.
  • Симптомы стресса у детей дошкольного возраста

    • возросшая требовательность и частое проявление негодования;
    • «возвращение в детство» (ребёнок 3 – 5 лет снова берёт в рот пустышку, мочится в штаны и т.д.);
    • чрезмерно усиленные детские страхи – не может уснуть из-за боязни смерти и т.п.;
    • частые вспышки агрессии, постоянная нервозность или понижение настроения без видимой на то причины;
    • появление дефектов речи;
    • гиперактивность или, наоборот, снижение активности;
    • слёзная реакция на новых людей или новые обстоятельства.

    Симптомы стресса у детей младшего школьного возраста

    • частые жалобы на головные боли, боли в области сердца, тошноту;
    • ночные кошмары;
    • быстрая утомляемость;
    • постоянное стремление попасть в какую-нибудь переделку, причинить себе вред;
    • постоянные капризы и вызывающее поведение в течение целой недели и дольше;
    • ложь;
    • возвращение на предыдущую возрастную ступень: довольно взрослый ребёнок начинает вести себя как маленький («впадает в детство»);
    • расстройства без видимой на то причины;
    • озабоченность сверх меры своим здоровьем;
    • нежелание посещать школу и гулять с друзьями – замкнутость, отрешённость от мира;
    • агрессивное отношение к окружающим;
    • педантизм и максимализм в работе по дому и в учёбе: ребёнок слишком старается, чтобы его постоянно хвалили;
    • заниженная самооценка;
    • беспричинные тревоги, волнения и страхи;
    • падение успеваемости вследствие ухудшения памяти и внимания;
    • дефекты речи или нервные тики: моргание, глотание, наматывание локонов на пальцы и т.д.;
    • ухудшение сна и аппетита или, наоборот, постоянная сонливость и повышенный аппетит.
    • Причины стресса у детей

      Причины стресса у детей условно можно разделить на возрастные и связанные с семейной обстановкой.

      Правда, эти категории причин постоянно переплетаются, и их следует рассматривать в совокупности.

      Общими причинами стресса для детей всех возрастов могут быть:

      • развод родителей;
      • расставание с дорогими людьми;
      • смерть близкого человека;
      • катастрофы, травмы;
      • детские страхи (оставаться одному, боязнь чудовищ и т.д.);
      • применение насилия;
      • появление нового ребёнка в семье;
      • переезд;
      • гибель домашнего животного.
      • Причины стресса у грудных детей и малышей до 2-х лет

        Самой частотной причиной стресса у грудных детей является расставание с родными. Особенно тяжело ребёнок переживает долгое отсутствие мамы. Другими распространёнными причинами стресса у малышей являются: какое-либо заболевание, изменение режима дня, эмоциональное расстройство родителей.

        Причины стресса у дошкольников

        Стрессом для дошкольников может стать первое столкновение с социальной средой. До этого возраста ребёнок обычно пребывает в атмосфере всеобщей любви и восхищения. Он окружён только своими родными и близкими, которые души в нём не чают. А вот в возрасте 2 – 3 лет ему приходится выйти за рамки семьи – начать общаться со сверстниками или в детском саду, или во дворе.

        Конечно, самой частотной причиной стресса у детей дошкольного возраста является поступление в детский сад. Здесь ребёнок находится в стрессовом состоянии, во-первых, потому, что рядом впервые нет родителей, во-вторых, потому, что он, не имея опыта общения со сверстниками, вынужден часами пребывать в их окружении, в-третьих, потому, что ребёнок находится в новой, непривычной обстановке. Кроме того, причиной стресса у детей от 2 до 5 лет могут стать конфликты с другими детьми или воспитателями детского сада.

        Другими причинами стресса у детей дошкольного возраста могут быть: посещение больницы; просмотр телевизионной программы, содержащей какую-либо негативную информацию; боязнь голода; боязнь одиночества; принуждение соблюдать режим в детском саду.

        Причины стресса у детей младшего школьного возраста

        Причинами стресса у детей в возрасте от 5 до 10 лет обычно бывают напряжённые отношения с одноклассниками или учителями в школе, неудачи в учёбе и конкуренция внутри класса.

        В этом возрасте ребёнок уже осознаёт, что он в чём-то уступает другим: кому-то в талантливости, кому-то в красоте, кому-то в успешности в учёбе, кому-то в популярности в классе. Но он ещё не достаточно взрослый, чтобы понять, что такое положение вещей является нормой, что невозможно сразу во всём быть лучшим. Вследствие этого, большинство детей младшего школьного возраста переживают серьёзные стрессы, причём каждый из них в стрессовом состоянии ведёт себя по-разному: кто-то пытается стать самым умным, с головой погружаясь в книги и забывая друзей, кто-то не хочет тратить силы на изменение себя, избирая тактику унижения других и т.д. Вот почему среди причин стресса у детей младшего школьного возраста на первых позициях находятся издевательства и оскорбления в школе.

        Причиной стресса может быть и внутренний конфликт. Он возникает, когда ребёнок раскаивается в совершении плохого поступка, начинает винить себя, решает, что он сам плохой, злой и безнадёжный.

        Также причиной стресса у детей на данном возрастном этапе может стать просмотр шокирующей телевизионной программы или волнующего ролика в Интернете. Дети младшего школьного возраста очень впечатлительны, а потому, услышав новости о военных действиях, о природных катаклизмах, о террористических актах, они начинают бояться за свою жизнь и жизни близких людей.

        Другими причинами стресса у детей в этом возрасте являются: контрольные работы и переводные экзамены в школе; постоянные упрёки со стороны родителей и учителей за плохую успеваемость; знакомства с новыми людьми; возрастные физиологические изменения и т.д.

        Профилактика стресса у детей

        Общие методы профилактики стресса:

        • родители должны стараться как можно дольше оберегать ребёнка от первого столкновения со стрессовой ситуацией;
        • родителям следует постоянно демонстрировать любовь к ребёнку, поддерживать доверительные отношения с ним;
        • не смотреть по телевизору ужасающие новости или волнующие программы вместе с ребёнком и не давать ему это делать самому;
        • родители должны быть внимательными к собственному чаду, научиться его понимать;
        • если ребёнок всё же увидел шокирующее событие по телевизору или на улице, родителям следует поговорить с ним об этом;
        • необходимо морально подготовить ребёнка к возможным стрессовым ситуациям – нельзя полностью ограждать его от всякого негатива и ответственности. При этом не стоит знакомить его и с тёмной стороной жизни. Выберите «золотую середину»: пусть он знает о возможных негативных событиях, но не в ужасающих подробностях;
        • родителям следует помогать ребёнку в освоении любых новых видов деятельности, нельзя оставлять его один на один с трудностями;
        • убедите своего ребёнка давать выход отрицательным эмоциям: делиться с родителями, вести дневник, рисовать и т.д.
        • Профилактика стресса у грудных детей и малышей до 2-х лет

          Для того чтобы избежать стресса у малышей, родители должны стараться как можно меньше оставлять их в одиночестве. Мама малыша должна целый день находиться рядом. Близкие малышу люди не должны нервничать сами, так как ребёнок в таком возрасте способен заражаться настроением окружающих. Кроме того, надо внимательно следить за их настроением и поведением. Будьте ласковыми и заботливыми родителями, и тогда Вашему грудному ребёнку стресс грозить не будет.

          Профилактика стресса у детей дошкольного возраста

          Для того чтобы предупредить стресс у детей дошкольного возраста, необходимо каждый день по несколько часов позволять им сидеть в тишине. Следует выключать радио, компьютер и телевизор.

          Также хорошей мерой профилактики стресса является общение. Старайтесь как можно больше разговаривать со своим малышом, чтобы он высказывал всё, что его беспокоит, рассказывал, что его интересует, делился впечатлениями и мыслями. При этом нелишним будет почаще обнимать своего ребёнка, брать на колени.

          Если Вашего ребёнка мучают какие-то страхи или ночные кошмары, поговорите с ним об этом (ни в коем случае не смейтесь над его детскими страхами!), постарайтесь объяснить ему, что он находится в полной безопасности.

          Профилактика стресса у детей младшего школьного возраста

          Главным методом профилактики стресса у детей младшего школьного возраста является демонстрация любви к нему со стороны родителей. Надо показывать свою готовность в любой ситуации помочь ребёнку, поддержать его.

          Помимо этого, родителям следует быть в достаточной степени откровенными и честными с детьми.

          Не стоит им врать, что близкий человек куда-то уехал в том случае, если этого человека больше нет в живых. Надо мягкими путями объяснить ребёнку, что его близкий человек теперь живёт в другом мире, что, к сожалению, они не могут больше видеться. Надо чтобы, дитя осознало, что такое случается и с другими, что ничего поделать нельзя, надо жить дальше, храня в своём сердце и памяти образ дорогого человека.

          Родителям стоит быть искренними с детьми и при разводе. Ни в коем случае нельзя ставить малыша перед выбором, с кем ему жить: с папой или с мамой – решать это должны взрослые.

          Если у Вашего ребёнка сложности в школе, не перекладывайте ответственность за их нейтрализацию на себя. Подтолкните его к самостоятельному решению данных проблем, обсудив с ним возможные причины и пути преодоления сложностей.

          Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими и не оказывайте на него психологического давления. Не заставляйте его учиться только на «5» и во всём быть первым.

          Старайтесь повышать самооценку собственного дитя. Отыщите занятие, в котором Ваше чадо будет действительно успешным. Уверенный в своих силах ребёнок меньше подвержен стрессам.

          Борьба со стрессом у детей

          Общие методы борьбы со стрессом у детей:

          • обязательные ежедневные прогулки;
          • хорошее питание;
          • соблюдение режима дня;
          • общение с родственниками и друзьями;
          • физические нагрузки;
          • обращение к психологу;
          • расслабление с помощью прогулки в парке, просмотра мультфильмов, посещения развлекательных центров или кафе, массажа и т.д.
          • Борьба со стрессом у грудных детей и малышей до 2-х лет

            Эффективным методом борьбы со стрессом у малышей является игра. Так как самой частотной причиной стресса в этом возрасте является расставание с близкими, то наиболее полезной игрой являются прятки. Данная игра позволяет ребёнку поверить в то, что после каждого исчезновения близкий человек обязательно вернётся.

            Если родителям всё же приходится отлучаться ненадолго, необходимо создать условия, чтобы ребёнок не оставался в одиночестве. Если нет возможности пригласить бабушку побыть с ним пару минут, оставьте рядом игрушки.

            Борьба со стрессом у детей дошкольного возраста

            Прежде всего, родителям следует узнать точную причину стресса. Ребёнок в таком возрасте, скорее всего, ещё не способен к разговорам по душам. Поэтому действенным методом выяснения обстоятельств его внутренней жизни является подслушивание бесед с игрушками.

            Сгладить стрессовое состояние или даже полностью нейтрализовать его способны помочь такие методы как крик (ребёнку надо вытеснить из себя все негативные эмоции с помощью громкого крика на улице) или «динамичное» рисование яркими красками.

            Родители должны сохранять спокойствие и самообладание даже тогда, когда ребёнок капризничает на протяжении нескольких недель. Нельзя повышать на него голос, ругать, угрожать. Вы должны продолжать демонстрировать свою безграничную любовь и заботу.

            Борьба со стрессом у детей младшего школьного возраста

            Экстренной мерой борьбы со стрессом у детей младшего школьного возраста является откровенная беседа. При этом родителям не стоит давить на ребёнка, надо, во что бы то ни стало, сделать так, чтобы он сам, по своей воле, всё Вам рассказал.

            В процессе беседы по душам Вы должны постараться убедить дитя в том, что то плохое, что с ним произошло, осталось в прошлом, что оно скоро забудется, и жизнь станет ещё лучше, чем была прежде; что в жизни человека всегда бывают и плохие, и хорошие события, и они регулярно сменяют друг друга. Так что, если с ним сейчас случилось что-то очень плохое, то скоро непременно произойдёт что-то удивительно хорошее.

            Так как Ваш ребёнок впервые столкнулся со стрессовой ситуацией, у него нет представлений о путях выхода из стрессового состояния, он беспомощен перед стрессом. Чтобы помочь ему справиться, Вы должны вспомнить свои детские переживания и поделиться с ним личными способами и мерами борьбы со стрессом. Если даже Ваш опыт окажется непригодным в его ситуации, всё равно ребёнок немного успокоится, узнав, что не только у него бывают проблемы.

            Эффективными методами борьбы со стрессом у детей дошкольного возраста являются также: рисование, игры, занятие спортом.

            Последствия стресса у детей

            К сожалению, стрессовые ситуации неизбежны в жизни ребёнка. Но можно сгладить отрицательное влияние стресса, правильно воспитав ребёнка и помогая ему справиться с жизненными трудностями.

            sites.google.com