Структура пособия для педагогов

Что такое методическая разработка и требования, предъявляемые к ней.

Что такое методическая разработка и требования,

Методическая разработка- это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии о бучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом.

Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или мастера производственного обучения или качества подготовки по учебным специальностям.

Методическая разработка может представлять собой:

· Разработку конкретного урока ;

· Разработку серии уроков ;

· Разработку темы программы :

· Разработку частной (авторской) методики преподавания предмета;

· Разработку общей методики преподавания предметов;

· Разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;

· Методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета.

К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо:

  • Тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт.
  • Определить цель методической разработки.
  • Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме.
  • Составить план и определить структуру методической разработки.
  • Определить направления предстоящей работы.
  • Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель. Например, цель может быть следующей: определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения уроков по изучению той или иной темы учебной программы; описание видов деятельности педагога и учащихся; описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; осуществление связи теории с практикой на уроках; использования современных педагогических технологий или их элементов на уроках и т.д.

    Требования, предъявляемые к методической разработке:

    1. Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.

    2. Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.

    3. Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.

    4. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.

    5. Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.

    6. Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.

    7. Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.

    8. Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применении активных форм и методов обучения.

    9. Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить».

    10. Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, образцы УПД, планы уроков, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки схемы, тесты, поуровневые задания и т.д.).

    Структура методической разработки

    4. Основная часть.

    6. Список использованных источников.

    В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.

    Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования.

    Методическая разработка темы программы

    Основная часть может состоять из следующих разделов:

    • Характеристика темы ;
    • Планирование изучение темы ;
    • Рекомендации по организации и методике изучения темы.
    • В характеристике темы указываются :

      · Образовательные цели и задачи темы;

      · Планирование темы и количество часов, отводимое на ее изучение;

      · Знания и умения, которые учащиеся должны получить или совершенствовать;

      · Место и роль темы в курсе;

      · Связь с предшествующим или последующим материалом, а также внутрипредметные и межпредметные связи;

      · Дается дидактический анализ содержания материала;

      · Выделяются уровни изучения и усвоения учебного материала;

      · Возможен сравнительный анализ качества обучения по предлагаемой методике с той методикой, которая применялась педагогом до использования предлагаемой в методической разработке.

      При планировании учебной темы необходимо:

      1. Продумать методику преподавания темы.

      2. Подобрать примеры, иллюстрации, наметить лабораторно-практические занятия, контрольные работы, экскурсии т т.д.

      3. Выделить основные вопросы, которые учащиеся должны прочно усвоить.

      4. Проанализировать воспитательные возможности учебного материала и применяемой методики.

      В заключении (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом, приступая к составлению методической разработки.

      Структура методической разработки урока теоретического обучения.

      В основной части можно выделить следующие разделы:

      1. Методическое обоснование темы.
      2. Методические рекомендации по проведению урока.
      3. План урока ( с технологической картой).
      4. Дидактический материал к уроку (можно не выделять в виде приложений).
      5. Список литературы (источников) для учащихся.
      6. Список литературы для педагогов.
      7. Рекомендуемый план урока :

        1. Тема программы.

        5. Цель методическая.

        6. Цели образования(обучения, воспитания, развития).

        7. Материально-техническое обеспечение урока.

        8. Межпредметные и внутрипредметные связи.

        Рекомендуемая технологическая карта урока :

        21412s08.edusite.ru

        КАК СОСТАВИТЬ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

        Методические рекомендации – это один из видов методической продукции (наряду с методической разработкой, методическим пособием, дидактическим материалом).

        Методические рекомендации представляют собой особым образом структурированную информацию, определяющую порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия.

        Методические рекомендации содержат в себе раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Их задача – рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе к мероприятию).

        В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих методику на практике.

        Методические рекомендации должны иметь точный адрес (указание на то, кому они адресованы: педагогам, родителям, методистам, педагогам-организаторам, классным руководителям и т.д.). Соответственно этому регламентируется терминология, стиль, объем методических рекомендаций.

        Структура методических рекомендаций

        Методические рекомендации как вид методической продукции включают:

        Ø титульный лист;

        Ø сведения об авторе (авторах);

        Ø пояснительную записку;

        Ø список рекомендуемой литературы по данной теме;

        Ø приложения (при необходимости).

        Пояснения к отдельным структурным элементам методических рекомендаций
        1. На титульном листе должны быть обозначены:

        Ø название учреждения (в порядке нисходящей подчиненности);

        Ø фамилия, имя, отчество автора;

        Ø название (с пометкой о виде методической продукции – методические рекомендации);

        Ø название города;

        Ø год разработки.

        2. На втором листе вверху приводится аннотация, включающая лаконичные сведения о:

        Ø сути рассматриваемых вопросов;

        Ø предназначении данных методических рекомендаций (какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа – например, школьным учителям, зам. директоров школ по воспитательной работе, педагогам дополнительного образования);

        Ø источнике практического опыта, положенного в основу рекомендаций (указать, на базе какого опыта разработаны данные методрекомендации );

        Ø возможных сферах приложения предлагаемого вида методической продукции (в каких областях гуманитарного знания могут быть использованы настоящие рекомендации).

        Ø Внизу второго листа помещаются сведения об авторе (авторах): Ф.И.О., должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон.

        3. Пояснительная записка должна содержать следующую информацию:

        Ø обоснование актуальности разработки данных методических рекомендаций (здесь целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются мероприятия (действия, методики и др.), сходные с предлагаемыми, в чем их достоинства и недостатки; охарактеризовать значимость предлагаемой работы с точки зрения реализации соответствующей федеральной или региональной программы; разъяснить, какую помощь и кому могут оказать настоящие методические рекомендации);

        Ø определение цели предлагаемых методических рекомендаций (например: оказать методическую помощь педагогам-практикам, организаторам воспитательной работы с детьми по вопросам … ; составить алгоритм подготовки и проведения … мероприятия и т.п.);

        Ø краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе дополнительного образования детей (например: овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным предметам школьного цикла; может способствовать повышению мотивации школьников и т.п.);

        Ø обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области.

        4. Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, организацией летней кампании, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т.п. Поэтому содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольной форме. Например, его можно структурировать в следующей логике:

        Ø описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов;

        Ø дать советы по решению: организационных вопросов (например, разработать план работы оргкомитета; определить этапы проведения мероприятия и сроки информирования его потенциальных участников, распределить поручения, обеспечить рекламную кампанию и т.д.); материально-техническому обеспечению (Интернет-ресурсы); финансовому обеспечению (источники и фиксированные суммы финансирования данного мероприятия), кадровому обеспечению (требования к экспертам);

        Ø вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта);

        Ø предостеречь от типичных ошибок.

        5. Список рекомендуемой литературы по теме рекомендаций составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления литературных источников.

        6. Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данных методических рекомендаций, но не вошедшие в блок «Содержание». В числе приложений могут быть:

        Ø планы проведения конкретных дел, мероприятий;

        Ø тестовые задания;

        Ø методики создания практических заданий, адресованных обучающимся ;

        Ø примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам;

        Ø методики определения результатов по конкретным видам деятельности;

        Ø схемы, диаграммы, фотографии, карты, ксерокопии архивных материалов;

        Ø примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т.д.

        КАК СОСТАВИТЬ МЕТОДИЧЕСКУЮ РАЗРАБОТКУ

        Методическая разработка – издание, содержащее конкретные материалы в помощь по проведению какого-либо мероприятия (в том числе учебного занятия в системе ДОД), сочетающее описание последовательности действий, отражающих ход его проведения, с методическими советами по его организации.
        Методическая разработка – комплексная форма, которая может включать также сценарии, планы выступлений, описание творческих заданий, схемы, рисунки и т.д.
        Примерная схема методической разработки может включать:
        ■ название разработки;
        ■ сведения об авторе;
        ■ цель мероприятия;
        ■ возраст детей;
        ■ условия осуществления мероприятия;
        ■ перечень используемого оборудования и материалов;
        ■ описание хода проведения мероприятия, отражающего последовательность действий или подачи учебного материала;
        ■ методические советы по его организации и подведению итогов;
        ■ список использованной литературы;
        ■ приложения (схемы, таблицы, рисунки, тестовые задания, карточки для индивидуальной работы, вопросы викторины, сценарий и др.).

        КАК РАЗРАБОТАТЬ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

        Методическое пособие – комплексный вид методической продукции, обобщающий значительный опыт, накопленный в системе дополнительного образования детей и содержащий рекомендации по его использованию и развитию.
        Авторами методических пособий являются, как правило, опытные педагоги и методисты, способные систематизировать практический материал собственной работы и работы коллег по профессии, учесть и использовать в обосновании предлагаемых методик теоретические разработки современной педагогики дополнительного образования детей.
        Задачей методического пособия является оказание практической помощи педагогам и методистам ДОД в приобретении и освоении передовых знаний как теоретического, так и практического характера.
        Методические пособия в системе ДОД могут быть условно разделены на пять основных типов.
        1. Методические пособия, посвященные рассмотрению содержания, форм работы и методик, используемых в системе дополнительного образования детей в целом.
        2. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики по какой-либо отдельной направленности ДОД.
        3. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики по какой-либо отдельной предметной области ДОД.
        4. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики дополнительного образования детей применительно к определенному виду учреждений ДОД.
        5. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики дополнительного образования детей в каком-либо отдельном учреждении ДОД.
        Типовая структура методического пособия включает:
        введение, где формулируются цель и задачи данного пособия, указывается, на какую конкретную группу работников ДОД оно рассчитано, какие конкретные результаты может дать педагогам и методистам использование данного пособия;
        теоретическую часть, где излагается, как правило, в краткой форме (при необходимости с отсылкой к соответствующим работам) научно-педагогическое обоснование содержания пособия, характеризуется собственная методологическая позиция автора применительно к системе дополнительного образования детей как сфере образования, обладающей своими специфическими чертами;
        практическую часть, где систематизируется и классифицируется фактический материал, содержатся практические рекомендации, приводятся характерные примеры тех или иных форм и методик работы в ДОД;
        дидактическую часть, в которой сосредоточены дидактические материалы (схемы, таблицы, рисунки и т. п.), иллюстрирующие практический материал.
        Кроме того, в состав методического пособия могут включаться различные необходимые нормативные документы, в том числе данного УДОД, использование которых позволит педагогу или методисту организовать свою работу в соответствии с имеющимися требованиями.
        Обязательной частью методического пособия является список литературы, который желательно оформить с разделением на тематические рубрики (в соответствии с конкретными задачами, решаемыми в данном пособии) и, по возможности, с краткими аннотациями наиболее полезных педагогам и методистам ДОД рекомендуемых работ.

        alekscdt.narod.ru

        Структура пособия для педагогов

        • Главная
        • Сведения об институте
        • Структура и органы управления
        • Кафедры
        • Кафедра информационных технологий
        • Учебно-методические пособия для учителей

        Учебно-методические пособия для учителей

        1. Головко Т. Г., Коновалова И. С., Левченко А.А. Инновационные подходы обеспечения качественного образования по информатике в условиях введения ФГОС общего образования [Текст]: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2013 . – 196 с.

        Учебное пособие содержит систематизированный учебный материал, предназначенный для освоения моделей инновационной деятельности учителя информатики в условиях введения ФГОС нового поколения.

        Пособие разработано в соответствии с программой дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) учителей информатики для использования в качестве учебно-методического обеспечения образовательного процесса и самообразования.

        2. Головко Т.Г. Обеспечение здоровья и безопасности школьников в условиях современной информационной образовательной среды [Текст]: Методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2013 . – 72 с.

        Содержание методического пособия отражает актуальные проблемы обеспечения физического и психического здоровья и безопасности щкольников в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды с учетом требований ФГОС нового поколения. Соответствует новым санитарно-эпидемиологическим требованиям у условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях.

        Пособие адресовано руководителям образовательных учреждений, специалистам муниципальных методических служб,т учителям и другим педагогическим работникам, включает нормативные, информационные и методические материалы, которые могут быть использованы при разработке и реализации программ формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у школьников.

        3. Головко Т.Г., Коновалова И.С. Образовательный блог как пространство эффективной педагогической деятельности [Текст]: Методическое пособие. – Ростов-на-Дону.: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2013. – 70 с.

        Цель данного пособия — оказание помощи педагогам в освоении веб-инсрументов и сред создания образовательного блога, формирование представлений о возможностях его применения для эффективного решения образовательных задач.

        Пособие предназначено для слушателей курсов повышения квалификации учителей. Может быть использовано в качестве учебно-методического обеспечения образовательного процесса, а также для самообразования широкого круга педагогических работников: руководителей образовательных учреждений, специалистов отделов образования, студентов педагогических вузов.

        4. Коновалова И.С. Бахмет Ю.П.. Моделирование эффективного учебного процесса средствами сетевых информационных технологий [Текст]: Методические рекомендации. – Ростов-на-Дону.: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2013 . – 84 с.

        Методические рекомендации содержат учебный материал, предназначенный для освоения приемов работы в информационно-насыщенной среде. Рекомендации рассматривают возможности применения технологий Веб 2.0 для моделирования информационно-образовательной среды, удовлетворяющей запросам современной системы образования; дидактические возможности использования современных технологий Веб 2.0 для достижения требований ФГОС нового поколения, включены практические работы по освоению приемов работы с сервисами Веб 2.0.

        Методические рекомендации разработаны в помощь слушателям курсов полвышения квалификации, учителям ОУ, руководителям и методистам. Могут быть использованы в качестве учебно-методического обеспечения образовательного процесса и самообразования.

        5. Коновалова И.С., Эртель А.Б. Ресурсы и сервисы Интернет как инструмент достижения новых образовательных результатов ФГОС [Текст]: Методическое пособие.– Ростов на-Дону: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2013. – 100 с.

        Методическое пособие отражает современные подходы к организации педагогической коммуникации средствами сетевых информационных технологий. Охватывает спектр основных проблем их адаптации в образовании: способы и инструменты планирования учебной деятельности, приемы организации взаимодействия и особенности организации обратной связи и оценивания результатов обучения на основе использования обракзовательных сетевых ресурсов и сервисов.

        Пособие разработано в помощь руководителям ОУ, учителям и специалистам муниципальных методических служб.

        6. Киселева О.Ф., Левченко А.А. Организация информационно-образовательного пространства школы средствами единой образовательной сети «Дневник.ру» [Текст]: Методические рекомендации. – Ростов на-Дону: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2013. – 68 с.

        Методические рекомендации по внедрению системы электронных дневников и журналов на базе Единой образовательной сети «Дневник.ру» предназначены для участников апробации системы учета учебных достижений учащихся на основе современных информационно-коммуникационных технологий. Рекомендации будут интересны для различных категорий педагогических работников, занимающихся проблемами совершенствования системы оценивания учебных достижений учащихся в рамках организации информационно-образовательной среды образовательного учреждения.

        Данные рекомендации могут быть использованы в качестве методического обеспечения к программе повышения квалификации по направлению «Информационные технологии в образовании».

        7. Коновалова И.С. Приемы разработки дидактического обеспечения урока средствами интерактивной доски [Текст]: Учебно- методическое пособие.– Ростов на-Дону: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2013. – 92 с.

        Учебно-методическое пособие «Разработка электронных образовательных ресурсов – дидактических материалов к уроку средствами интерактивной доски» знакомит с приемами работы по созданию дидактических материалов с использованием программного обеспечения интерактивной доски Smart как элемента информационно-технического обеспечения урока.

        Пособие предназначено для учителей всех предметных областей, работников общеобразовательных учреждений. Может быть использовано в качестве методического обеспечения к программе повышения квалификации по направлению «Информационные технологии в образовании». Способствует формированию компетентности в области практического применения информационных технологий в образовании.

        8. Левченко А.А. Инновационные формы педагогической комуникации на основе «облачных» сервисов Google [Текст]: Учебно- методическое пособие.– Ростов на-Дону: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2013. – 68 с.

        Учебно – методическое пособие предназначено для освоения педагогических возможностей «облачных» сервисов Google, методики организации инновационных форм взаимодействия участников образовательного процесса на их основе.

        В пособии содержаться теоретические сведения и практические рекомендации по применению «облачных» технологий в работе с сетевыми документами, графикой, созданию образовательных сайтов и блогов.

        Построенное по модульному принципу, пособие включает проектные задания для самостоятельной работы, позволяющие сформировать практические навыки использования документов и сервисов Google для организации сетевого взаимодействия и дистанционного обучения.

        9. Петров Д.В. Оценка эффективности педагогической деятельности средствами Microsoft Office Excel 2010 [Текст]: Методическое пособие.– Ростов на-Дону: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2013. – 88 с.

        Методическое пособие позволит легко освоить приемы использования в педагогической деятельности новейшей версии программы — Microsoft Excel 2010.

        В пособии на доступныъх примерах рассматриваются основы работы с интерфейсом программы, использования ее основных возможностей.

        Материал методического пособия предназначен для формирования базы данных, анализа успеваемости, расчета показателей качества образовательной деятельности, создания кроссвордов и других возможностей ограммы Microsoft Excel.

        10. Сухлоев М. П. Формирование среды мониторинга уровня готовности выпускников к итоговой аттестации в форме ЕГЭ на базе тестовой олочки MyTest. [Текст]: Методическое пособие.– Ростов на-Дону: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2013. – 54 с.

        Методическое пособие предназначено для учителей и учащихся общеобразовательных учреждений.

        Методическое пособие ориентировано на использование в процессе обучения на курсах повышения квалификации по данной тематике и может быть использовано учителями-предметниками для самостоятельной подготовки к проведению сетевого компьютерного тестирования в качестве пробного экзамена по ГИА и ЕГЭ, а так же проведения текущего мониторинга уровня обученности учащихся.

        11. Коновалова И. С. Организация системы педагогического мониторинга качества обучения средствами сетевых информационных технологий [Текст]: Методические рекомендации. – Ростов-на-Дону: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2013 . – 99 с.

        В методических рекомендациях излагаются основные норамтивно-праввовые требования, теоретические и практические подходы к организации системы педагогического мониторинга качества обучения средствами современных информационных сетевых технологий. Содержание рекомендаций включает анализ возможности современных информационных образовательных систем для организации тестирования, приемов составления тестовых заданий для оценки знаний учащихся, использования готовых контрольно-оценочных средств, предоставленных сетью Интернет.

        Данные рекомендации предназначены для административных и педагогических работников системы основного общего образования, ответственных за разработку контрольно-измерительных материалов, организацию и проведение мониторинга качества образовательных результатов.

        12. Авторский коллектив. Научный редактор С. Ф. Хлебунова. Создание основанной на ИКТ системы управления качеством основного общего образования, обеспечивающей доступ образовательным ресурсам и сервисам [Текст]: Сборник статей.– Ростов на-Дону: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2013. Часть 1.– 124 с.

        В сборнике изложен опыт деятельности ЦМТП по направлению «Создание основанной на ИКТ системы управления качеством основного общего образования, обеспечивающей доступ образовательным ресурсам и сервисам», который был накоплен в процессе работы стажировочной площадки ФЦПРО по направлению «Достижение во всех субьектах РФ стратегических ориентиров национальной образовательнойь инициативы «Наша новая школа» в рамках деятельности по направлению «Распространение на всей территории РФ моделей образовательных истем, обеспечивающих современное качество образования».

        ripkro.ru