Суспенский закон божий

Закон один для всех

Беседа с иеромонахом Иовом (Гумеровым) о новой книге «Закон Божий»

Церковная шутка о том, как в одном храме бабушки принесли поднос, чтобы откладывать по печению, не представляется такой уж абсурдной, если обратить внимание, как на Божественной литургии (практически в любом храме) после возгласа: «Оглашенные, главы ваши Господеви приклоните!» – добрая половина храма с готовностью склоняет головы. Это говорит о том, что либо они крепко задумались (что тоже не похвально) и склонили головы автоматически, либо вовсе не понимают, что происходит в этот момент богослужения. А ведь это люди, большинство из которых постоянно ходит в храм, приступает к Таинствам, читает книги. Знания наши фрагментарны и не глубоки – мы люди поверхностного времени, нам кажется, что все схватывающие на лету, а на самом деле скользящие по поверхности.

«С тех пор как в истории нашего Отечества была уничтожена христианская государственность, прекратилось обучение населения основам Православия», – говорит отец Иов (Гумеров), и последствия этого можно видеть всякий раз, когда чуждые семена с легкостью пускают корни там, где, казалось бы, не должны были приживаться.

Множество людей не знает, во что и как верует, – вот тенденция нашего времени. Они искренне не понимают, чем занятия йогой противоречат Православию, почему по воскресениям работать грех, и теряют детей, уходящих из Церкви: или просто в безбожную современную жизнь, или в ислам, или секты, – во многом потому, что не впитали в себя незыблемую логику Писания и духовную красоту церковных служб.

Именно поэтому объемный труд иеромонаха Иова и его сыновей должен стать своего рода семейной энциклопедией и одной из главных книг домашней Церкви – семьи, тем более что и читается он как самая увлекательная книга.

Особенность этой книги – какая-то космическая перспектива: будто смотришь впервые в телескоп, и оказывается, что космос – это не далекие светящиеся точки на темном небосклоне, а драгоценная, бесконечная, сверкающая глубина, полная сокровищ.

И даже то, что вроде бы давно знал, открывается доселе скрытым смыслом, а то, что еще неизвестно, манит, как в далеком детстве – приключенческая книга.

– Отец Иов, с какой целью писалась новая книга «Закон Божий»?

– Книги по Закону Божию, написанные до 1917 года, были учебниками в самом точном смысле этого слова. Они содержали: катехизис, церковные молитвы, Священную историю, богослужебный устав. Авторы этих книг основное внимание уделяли разработке дидактики и методики. Предполагалось, что все учащиеся – верующие и воцерковленные. И потому в этих учебниках нет апологетической направленности.

Книга протоиерея Серафима Слободского, опубликованная в 1957 году, была написана для русской диаспоры. При кажущейся многочисленности она составляла небольшой остров в западном мире, простиравшемся от Америки до Австралии. Новому поколению, жившему среди инославных, нужно было сохранить традиции православного благочестия. Сам отец Серафим принадлежал ко второй волне эмиграции. Он обладал педагогическими дарованиями. Будучи настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы, создал в Наяке (штат Нью-Йорк, США) образцовую приходскую школу. Написанная им книга была задумана как пособие для православных семей и школ.

Мы находимся совсем в других исторических условиях. Наше общество страдает тяжелым недугом массового неверия. При внешней свободе, но когда в душе нет ничего, что возвышало бы над суетными и преходящими потребностями, человек неизбежно впадает в крайнюю степень внутренней несвободы. Его суждения, оценки, интересы почти полностью определяются содержанием средств массовой информации. Однако потребность в вере, заложенная Творцом, в человеке остается. Она является одним из свойств образа Божия в человеке. Душа любого человека может воскреснуть. В ней может пробудиться интерес к духовному. Работая над «Законом Божиим», мы хотели создать книгу, которую мог читать не только отрок, но и взрослый, человек со скромным образованием и ученый. Мы стремились, не упрощая содержание, писать ясно и доступно.

Работая над книгой, мы удерживали себя от назидательности. Истина должна убеждать сама. Еще Аристотель заметил, что «истина и справедливость по своей природе сильнее своих противоположностей» (Риторика. Кн. 1. Гл. 1). Важно истины излагать ясно и точно.

Теория «день – эпоха» сильно искажает библейское учение о сотворении мира. И если брать день как эпоху, то как определить вечер и утро?

– Есть ли в учебнике отца Серафима Слободского места, которые за 70 лет устарели?

– В этом учебнике в разделе, посвященном библейскому рассказу о сотворении мира, шестоднев понимается как шесть продолжительных эпох. Это уступка эволюционизму. Теорию «день – эпоха» выдвинул в 1823 году англиканский священник Джордж Стэнли Фабер (1773–1854). Это мнение не имеет абсолютно никаких оснований. В еврейском языке для выражения слов неопределенный период времени или эпоха существует понятие олам. Слово йом в древнееврейском языке всегда означает день, сутки, но никогда не период времени. Отказ от буквального понимания дня сильно искажает библейское учение о сотворении мира. Если брать день как эпоху, то как определить вечер и утро? Как к эпохе применить благословение седьмого дня и отдых в нем? Ведь Господь заповедал отдых в седьмой день седмицы – субботу, потому что Сам почил в седьмой день: «Благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих» (Быт. 2: 3).

Отец Серафим приводит в качестве аргумента стих из псалма: «Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний» (Пс. 89: 5). Но, по принятому толкованию, в данном стихе говорится о вечности Бога, а не о сотворении мира, которое происходило во времени («В начале…»): «Господь вечен, пред Ним тысяча лет — как вчерашний день, то есть бесследно, а потому незаметно исчезнувший момент, как «стража в ночи» (охрана ночная), делившаяся на три части (смены), которые для спящего проходят совершенно незамеченными. Годы человеческой жизни поэтому ничтожны пред вечностью Бога; жизнь человека можно сравнить с травой, которая утром появляется, а к вечеру высыхает» (Толковая Библия / Под ред. проф. А.П. Лопухина).

Святые отцы понимали день первой главы книги Бытия буквально.

Святой Ириней Лионский: «Восстановляя в Себе этот день, Господь пришел на страдание в день накануне субботы – то есть в шестой день творения, в который и создан человек, чрез Свое страдание даруя ему новое создание, то есть (освобождение) от смерти».

Святой Ефрем Сирин: «Никто не должен думать, что шестодневное творение есть иносказание»

Святой Ефрем Сирин: «Никто не должен думать, что шестодневное творение есть иносказание».

Святой Василий Великий: «И бысть вечер, и бысть утро, день един… определяет сим меру дня и ночи и совокупляет в одно суточное время, потому что 24 часа наполняют продолжение одного дня, если под днем подразумевать и ночь».

Преподобный Иоанн Дамаскин: «От начала дня до начала другого дня – одни сутки, ибо Писание говорит: и был вечер, и было утро: день один».

Как же тогда происходило чередование дня и ночи до сотворения светил, которые появляются в четвертый день? Святитель Василий Великий объясняет: «Тогда не по солнечному движению, но по тому, что первобытный оный свет в определенной Богом мере то разливался, то опять сжимался, происходил день и следовала ночь» (Шестоднев. Беседа 2).

В разделе «О вере и жизни христианской» книги отца Серафима о Ч. Дарвине читаем: «Даже Дарвин, учение которого было потом использовано полуучеными для опровержения веры в Бога, был всю свою жизнь очень верующим человеком и в течение многих лет был церковным старостой в своем приходе. Он никогда не думал, что его учение может противоречить вере в Бога. После того, когда Дарвин изложил свое учение об эволюционном развитии живого мира, его спросили: где начало цепи развития животного мира, где первое звено его? Дарвин ответил: “Оно приковано к Престолу Всевышнего”».

Это утверждение противоречит тому, что известно из первоисточников. Сам Ч. Дарвин так говорит о потере своей веры: «Так понемногу закрадывалось в мою душу неверие, и в конце концов я стал совершенно неверующим. Но происходило это настолько медленно, что я не чувствовал никакого огорчения и никогда с тех пор даже на единую секунду не усомнился в правильности моего заключения. И в самом деле, вряд ли я в состоянии понять, каким образом кто бы то ни было мог бы желать, чтобы христианское учение оказалось истинным» (Воспоминания о развитии моего ума и характера. Часть IV. Религиозные взгляды). В 1871 году Ч. Дарвин издал книгу «Происхождение человека», в которой писал: «Таким образом, мы приходим к выводу, что человек – потомок волосатого, хвостатого, четвероногого существа, по всей видимости жившего на деревьях и безусловно обитателя Старого света».

Ошибка в оценке взглядов Дарвина могла возникнуть по той причине, что протоиерей Серафим при составлении книги пользовался разными источниками. В 1966 году в «Предисловии ко второму изданию» в конце он написал: «При составлении этой книги мы пользовались следующими трудами: 1) “Первая книга по Закону Божию”, составленная группой московских законоучителей и переизданная под редакцией прот. Колчева… 23) “Уроки и примеры христианской веры” прот. Григория Дьяченко и другие. Некоторые источники указаны в самом тексте учебника». В конце раздела «О вере и жизни христианской», в котором говорится о Дарвине, указано: «Составлено по кн. “Религия и наука” Франка, “Есть ли Бог?” прот. Г. Шорец и др.».

– С тех пор, как в истории нашего Отечества была уничтожена христианская государственность, прекратилось обучение населения основам Православия. Насколько значим был этот предмет, можем судить по тому, что некоторые выдающиеся пастыри Церкви, несмотря на свою колоссальную занятость, преподавали в гимназиях. Святой праведный Иоанн Кронштадтский с 1857 года был законоучителем Кронштадтского городского училища, а с 1862 года в течение последующих 25 лет преподавал Закон Божий в местной классической гимназии. Священномученик Фаддей (Успенский), будучи преподавателем Уфимской духовной семинарии, составил специальное методическое пособие «Записки по дидактике», где был раздел «О преподавании Закона Божия». Он писал: «Закон Божий есть главный предмет в школе и средоточие всего школьного обучения». Святой праведный Алексий Мечёв в течение 13 лет был законоучителем в женской гимназии Е.В. Винклер. Можно привести и другие примеры.

Сейчас издается множество православных книг. Многие верующие регулярно читают духовные книги. Круг чтения разный. Одни любят читать жития святых, книги о старцах. Других увлекают книги по аскетике. Из огромного святоотеческого наследия каждый находит то, что ему особенно близко. Кто-то подробно изучает книги богослужебного содержания. И хотя прочитано немало, знания у подавляющего большинства верующих остаются фрагментарными. В некоторых областях духовно-богословских знаний у них имеются существенные пробелы.

Важно раскрыть духовно-прообразовательный смысл событий библейской истории

Мы стремились сделать наше пособие систематическим и универсальным. В книге большой раздел посвящен Священному Писанию Ветхого Завета (168 страниц). Ветхий Завет – наше духовное детство. «Если же вы Христовы, – говорит святой апостол Павел, – то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал. 3: 29). Поэтому в нашей книге мы не просто пересказываем основные события библейской истории, но стремимся раскрыть их духовно-прообразовательный смысл.

Приведу пример. После ропота народа на Моисея и Аарона, Господь, чтобы укрепить в народе веру в богоизбранность первосвященника, сотворил чудо с сухим жезлом Аарона. Он повелел Моисею взять ото всех начальников колен жезлы и написать имя каждого на своем жезле. Моисей положил их в скинии собрания перед ковчегом завета. На другой день вошел Моисей в скинию. Жезл Аарона «пустил почки, дал цвет и принес миндали» (Чис. 17: 8). Он был положен пред ковчегом откровения на сохранение в знамение для непокорных. Процветший (по-славянски – прозябший) жезл Аарона был символом:

  • бессемянного рождения Иисуса Христа по плоти от Девы Марии;
  • нетленной плоти Богочеловека;
  • обилия возрождающей и укрепляющей благодати Божией в Церкви Христовой.
  • – В притче о мытаре и фарисее последний ставит себе в заслугу два постных дня в неделю. В какие дни постился фарисей? Что говорит ваш учебник: постились люди в библейские времена?

    – Фарисей из притчи Господней постился два раза в седмицу добровольно, что и ставил себе в заслугу. У фарисеев было в обычае поститься в пятый день недели, когда пророк Моисей взошел на гору Синай, и во второй день, когда он спустился с горы.

    По Закону Моисея для всех евреев был установлен только один день поста в году – в день Очищения. В вавилонском плену для евреев были установлены еще однодневные посты: в девятый день четвертого месяца – в знак скорби (в 587/6 г. до Р.Х. халдеи взяли Иерусалим), а также в десятый день пятого месяца, в который был разрушен город и сожжен Храм.

    Однако любой из сынов Израиля мог добровольно наложить на себя пост. О таких постах часто говорится в книгах Ветхого Завета. Пост мог быть однодневным, а иногда продолжался много дней: пророк Моисей на горе Синай в присутствии Бога провел без еды и воды 40 дней. Столько же дней постился и пророк Илия.

    – А еще в вашей книге мы читаем: «Пост у евреев предполагал полное воздержание от пищи».

    – В библейские времена и в ранний христианский период не было понятия «постной пищи», которая по вкусу и калорийности иногда не отличается от скоромной. Постящийся человек полностью отказывался от еды, одевал вретище, прекращал ежедневные омовения, посыпал голову пеплом. Давид ничего не ел семь дней (см.: 2 Цар. 12: 16–21).

    Евреи добровольно прибегали к посту: 1) перед решающими событиями, исход которых зависел от Божией милости; 2) во время искреннего покаяния и смирения пред Богом и 3) для достижения полноценного общения с Богом.

    – Приходящего к вере при чтении Ветхого Завета может смущать обилие жертвоприношений. Известно, что со двора Храма, где находился жертвенник, кровь животных стекала в поток Кедрон.

    – Всесовершенный Бог ни в чем не нуждается. Жертвоприношения нужны были самим людям. Господь давал возможность сынам избранного народа выразить таким образом свою преданность Богу, любовь к Нему и поклонение. Но самое главное – это прообразовательное значение ветхозаветных жертв: они ежедневно, из года в год, из столетия в столетие готовили людей к восприятию величайшей Искупительной Жертвы, которую Иисус Христос принес на Голгофе ради спасения людей.

    – Ваша книга заканчивается специальным разделом «Духовный мир», большая часть которого посвящена знаменитым христианским чудесам. Насколько действенны рассказы о них в миссионерской практике? Помогали эти свидетельства в вашей многолетней пастырской деятельности?

    – Апостольская проповедь была основана как раз на том, что возвещала людям о величайшем чуде – Воскресении Иисуса Христа. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что книга Деяний Апостольских содержит «именно доказательства воскресения, так как уверовавшему в последнее уже легко было принять и все остальное».

    Как не похожи люди по устроению души, по складу ума, по воспитанию, по жизненному опыту, так разнообразны их пути к истинной вере. У одних нравственно чуткая душа. Когда такой человек знакомится с христианством, узнаёт о христианском учении о любви, он обращается к православной вере и находит то, чего долго искал.

    Препятствием к вере часто бывает рационализм, скептическая настроенность. Если в жизни человека случится событие, которое будет доказательством существования иной реальности, которая не укладывается в его сознание, скорлупа материализма и неверия может лопнуть, и он со временем приходит к духовной жизни. Свидетельства о чудесах могут этому помочь.

    Мы подробно рассказываем о тех впечатляющих чудесах, которые вошли в сокровищницу Православия: схождение Благодатного огня, облако на горе Фавор, мироточивые иконы и святые мощи. В главе, посвященной Туринской плащанице, мы рассказываем о последнем масштабном изучении этой святыни, которое продолжалось пять лет и закончилось в 2011 году. Ученые Итальянского национального агентства по новым технологиям, энергии и устойчивому экономическому развитию во главе с Паоло ди Лаццаро решительно опровергли утверждение, что Туринская плащаница является средневековой подделкой: «Двойное изображение, фронтальное и заднее, человека, подвергавшегося истязаниям и распятию, которое просматривается на льняной ткани Туринской плащаницы, обладает многочисленными необычными характеристиками, химическими и физическими, которые в настоящее время невозможно воспроизвести в лабораторных условиях». Исследователи установили важный факт: под каплями крови нет изображения. Это означает только то, что кровь появилась раньше, чем рисунок. Самым важным фактом является то, что Плащаница свидетельствует не только о распятии Спасителя, но и о Его воскресении. Это великое чудо ставит предел возможностям науки: проникнуть в тайну она не может, но может косвенно подтвердить Евангелие.

    Новая книга «Закон Божий»

    В издательстве Сретенского монастыря в ближайшее время выйдет новая книга «Закон Божий». Ее авторы — иеромонах Иов (Гумеров) и его сыновья-священники Павел и Александр — опирались, с одной стороны, на творческий опыт своих предшественников, с другой — стремились ответить и на вызовы современной жизни, учтя те глубокие изменения, которые произошли в нашем обществе за последние полвека.

    Жизнь человека должна строиться по законам, установленным Богом. Чтобы по ним жить, их надо изучать и знать. Новая книга «Закон Божий» призвана познакомить своего читателя с христианским благовестием о Боге и спасении, со Священной историей и духовным опытом Церкви.

    В последние десятилетия в нашей стране вышло несколько изданий под одним и тем же названием «Закон Божий». Тем не менее, необходимость в новой книге давно назрела. В отличие от известного труда отца Серафима Слободского, вышедшего более полувека назад, и других изданий, выпущенных как в дореволюционной России, так и за рубежом, книга, опубликованная издательством Сретенского монастыря, написана современными авторами-священниками и обращена к нынешнему отечественному читателю.

    Словосочетание «Закон Божий» часто ассоциируется в нашем сознании, прежде всего, с уроками в воскресных школах или гимназиях, однако данная книга ориентирована не на одних только детей. Ее авторы находят общий язык как с подростками, так и с вполне зрелыми читателями. Если в изложении для детей Библия обычно представляется как набор сюжетов, то в новой книге авторы, помимо изложения библейских событий, знакомят своего читателя также и с общим смыслом Священной истории: и ветхозаветной, и евангельской. Подобное изложение может послужить хорошим руководством к будущему, более углубленному изучению Священного Писания. Особый интерес вызывает глава «Религия в жизни избранного народа». Ветхозаветные праздники, обряды и традиции, о которых многие из нас только слышали, в этой главе находят свое духовно-символическое и прообразовательное объяснение.

    В разделе, посвященном истории Церкви (подобный раздел отсутствовал и в известном труде протоиерея Серафима Слободского, и в других менее известных изданиях), даны жизнеописания святых, подвизавшихся в различные эпохи от апостольского века до нашего времени. Данный подход показывает духовную преемственность в истории нашей Церкви.

    Значительная часть книги посвящена духовной жизни человека. Учение о Боге, Едином в трех Ипостасях, о Боговоплощении и о Церкви Христовой излагается на основании Символа веры и в согласии с многовековой христианской традицией. В разделе «Вера христианская» авторы предлагают содержательную беседу о вере в Бога и смысле человеческой жизни. Отдельная часть новой книги отведена вопросам духовной жизни современного христианина, что может быть чрезвычайно полезно в наше время — время всеобщей утраты смыслов и подмены нравственных понятий.

    Мы надеемся, что новая книга «Закон Божий», подготовленная в издательстве Сретенского монастыря в год двадцатилетия возрождения монашеской жизни обители, послужит как делу духовного просвещения всех желающих знать о христианской вере и Церкви, так и поможет научиться строить свою жизнь согласно с Божественным Законом.

    Примеры разворотов книги

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ. Человек и его вера

    ЧАСТЬ 1. Начальные понятия о Боге и духовной жизни

  • Бог — Отец наш Небесный
  • Без Бога ни до порога
  • Откуда мы знаем о Боге
  • Свойства Божии
  • Где и как общаться с Богом. Крестное знамение
  • Храм — дом Божий
  • О Божией Матери
  • Человек — образ Божий
  • Семья — малая Церковь
  • Православные — право славящие Бога
  • ЧАСТЬ 2. Молитва — дыхание души

  • Молитвенное правило
  • Детская молитва
  • Первые молитвы и объяснение их
    • Молитва Господня
    • Молитва Святому Духу
    • Молитва Пресвятой Богородице («Богородице Дево»)
    • Хвалебная песнь Богородице («Достойно есть»)
    • Архангельская песнь
    • Молитва Ангелу Хранителю
    • Молитва за живых
    • Молитва за усопших
    • Молитва перед учебой
    • Молитва после вкушения пищи
    • Молитва Иисусова
    • ЧАСТЬ 3. Священная и церковная история

    • Божественное Откровение
    • Священное Писание
      • Богодухновенность Священного Писания
      • Кто написал Библию
      • Канон Священного Писания
      • Библейские рукописи
      • Священная история Ветхого Завета

      • Сотворение мира
        • Первый день творения
        • Второй день творения
        • Третий день творения
        • Четвертый день творения
        • Пятый день творения
        • Шестой день творения
        • Седьмой день
        • Сотворение мира и наука
        • Земной рай и грехопадение
        • Первое обетование о Мессии
        • Падшие прародители изгоняются из рая
        • Дети Адама
        • Всемирный потоп
        • Возобновление Завета. Божественное благословение
        • Вавилонское столпотворение
        • Появление идолопоклонства
        • Призвание патриарха Авраама
        • Патриарх Исаак
        • Патриарх Иаков (Израиль)
        • Патриарх Иосиф
        • Праведный Иов: тайна страдания праведника
        • Пророк Моисей
        • Исход из Египта. Первая Пасха
        • Бог дал народу закон
        • Скиния — походный храм
        • Ветхозаветное священство
        • Сорок лет странствия в пустыне
        • На Моавитских равнинах
        • Перепись народа
        • Смерть пророка Моисея
        • Иисус Навин ввел народ в землю обетованную
        • Господь посылает судей
        • Пророк Самуил
        • Царь Саул — первый царь Израиля
        • Давид избирается на царство
        • Гонимый помазанник
        • Давид — царь над всем Израилем
        • Моровая язва — последняя скорбь царя
        • 90-й псалом
        • «Вот, я отхожу в путь всей земли»
        • Псалмы царя Давида
        • Царствование Соломона
        • Иерусалимский храм
        • Книга Екклесиаст
        • Два царства
        • «И делал Иуда неугодное пред очами Господа»
        • Новая столица Израильского царства
        • Ахав вводит культ Ваала
        • «И восстал Илия пророк, как огонь…»
        • Наказание за нечестие — засуха
        • Благочестивая вдовица
        • Испытание веры
        • Пророк Божий Елисей
        • Пророк Иона
        • Конец Израильского царства
        • Иудейское царство
        • Царь Иосафат
        • Царь Езекия
        • «Ветхозаветный евангелист» — пророк Исаия
        • Царь Манассия: нечестие и покаяние
        • Благочестивый царь Иосия
        • Последние иудейские цари
        • Пророк Иеремия
        • Вавилонский плен
        • Пророк Иезекииль
        • Пророк Даниил
        • Конец плена
        • Второй Иерусалимский храм
        • Неемия: восстановление стен Иерусалима
        • Малахия — последний пророк
        • Религия в жизни избранного народа
        • Между двумя Заветами: ожидание Мессии
        • Языческий мир в ожидании Спасителя
        • Евангельская история

        • Ангел возвещает о рождении Иоанна Предтечи
        • Архангел Гавриил возвещает о рождении Христа
        • Богородица спешит к Елисавете
        • Ангел извещает Иосифа о рождении Христа
        • Рождение Иоанна Предтечи
        • Рождество Христово. Поклонение пастухов
        • Обрезание Христово. Сретение Господне
        • Поклонение волхвов и бегство в Египет
        • Отрок Иисус в Иерусалимском храме
        • Проповедь Иоанна Крестителя
        • Крещение Господа Иисуса Христа
        • Сорокадневный пост и искушения Господа
        • Первые ученики Христовы. Чудо в Кане
        • Изгнание торгующих. Беседа с Никодимом
        • Беседа с самарянкой
        • Взятие под стражу Иоанна Крестителя
        • Нагорная проповедь
          • Блаженства евангельские
          • Ветхий закон и закон любви
          • Как творить милостыню, молитву и пост
          • О богатстве и земных попечениях
          • Отношения с ближними
          • О слушании и исполнении слов Христа
          • Чудеса Христовы
            • Исцеления бесноватых
            • Чудеса и вера
            • Милосердие Божие в чудесах
            • Чудеса и субботний покой
            • Убиение Иоанна Крестителя
            • Послание на проповедь двенадцати апостолов
            • Учение о Царствии Небесном в притчах
              • Притча о сеятеле
              • Притча о плевелах
              • Притчи о горчичном зерне и о закваске
              • Притчи о сокровище, скрытом на поле, и о драгоценной жемчужине
              • Чудо насыщения пятью хлебами
              • Христос идет по водам за Своими учениками
              • Христос беседует о хлебе жизни
              • Апостол Петр исповедует Иисуса Христом
              • Исцеление бесноватого отрока
              • Господь покидает Галилею и идет в Иудею
              • Притча о добром самарянине
              • Исцеление десяти прокаженных
              • Притча и поучения о молитве
                • Неотступность в молитве
                • Притча о мытаре и фарисее
                • Обращение мытаря Закхея
                • Притчи и поучения о покаянии
                  • Чтобы спасти погибших
                  • О блудном сыне
                  • Притча о бесплодной смоковнице
                  • Беседа с богатым юношей
                  • Господь благословляет детей
                  • Притча о богаче и Лазаре
                  • Воскрешение Лазаря
                  • Вифанское помазание
                  • Господь обличает иудеев
                  • Иудеи задают Господу искусительные вопросы
                    • Вопрос о подати кесарю
                    • Вопрос о воскресении мертвых
                    • О наибольшей заповеди в законе Моисеевом
                    • Беседа Господа на горе Елеонской
                      • Признаки конца мира и Второго Пришествия Христова
                      • Призывы к бодрствованию. Притча о десяти девах
                      • Притча о талантах
                      • Притча о Страшном Суде
                      • Иуда решается предать Господа
                      • Тайная Вечеря
                      • Предсказание отречения Петра
                      • Гефсиманская молитва. Взятие Господа под стражу
                      • Суд над Иисусом Христом
                        • Допрос у Анны
                        • Суд у первосвященника Каиафы
                        • Отречение Петра
                        • Гибель Иуды
                        • Суд Пилата и Ирода
                        • Распятие. Смерть и погребение Господа
                        • Погребение. Стража у гроба
                        • Жены-мироносицы у гроба. Явление Ангелов
                        • Явления воскресшего Господа
                          • Явление Марии Магдалине
                          • Явление женам-мироносицам
                          • Явление двум ученикам по дороге в Эммаус
                          • Явление апостолам в тот же день вечером
                          • Явление апостолам на восьмой день с Фомой
                          • Явление на Тивериадском озере. Чудесный улов. Возвращение Петру апостольского достоинства
                          • Явление на горе в Галилее и повеление апостолам идти на всемирную проповедь
                          • История Церкви

                          • Рождение Церкви Христовой
                          • Церковь Христова в апостольское время
                            • Преследование апостолов иудейскими начальниками
                            • Об обобществлении имущества и избрании семи диаконов
                            • Смерть первомученика Стефана. Начало гонений на Иерусалимскую Церковь
                            • Обращение Савла
                            • Крещение сотника Корнилия. Приход в Церковь первых язычников
                            • Миссионерское путешествие Павла и Варнавы
                            • Апостольский Собор
                            • Апостольские труды Павла
                            • Иаков, брат Божий, и его мученическая кончина
                            • Гонения Нерона. Мученическая смерть апостолов Петра и Павла
                            • Распространение Церкви Христовой
                              • Распространение Церкви Христовой в Римской империи
                              • Просвещение Грузии. Равноапостольная Нина
                              • Просвещение славянских народов. Святые Кирилл и Мефодий
                              • Крещение Руси
                              • Герман Аляскинский и Православие в Америке
                              • Рождение Японской Православной Церкви. Равноапостольный Николай Японский
                              • Вселенская Православная Церковь в наши дни
                              • Мученики и исповедники Христовы
                                • Гонения на Церковь в Римской империи
                                • Церковь мучеников
                                • Новомученики и исповедники Российские
                                • Святители — домостроители тайн Божиих
                                  • Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских
                                  • Три святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст
                                  • Московские святители: Петр, Алексий, Иона, Макарий, Филипп, Иов, Ермоген, Филарет и Тихон
                                  • Монашество. Преподобные и подвижники
                                    • История древнего монашества
                                    • Монашество в России
                                    • Преподобные и подвижники в России в XX веке
                                    • Спасение в миру. Святые праведники
                                      • Праведная Иулиания Лазаревская
                                      • Праведный Симеон Верхотурский
                                      • Блаженная Ксения Петербургская
                                      • Праведный воин Феодор Ушаков
                                      • Блаженная Матрона Московская
                                      • ЧАСТЬ 4. Вера христианская

                                      • Вера в Бога и смысл человеческой жизни
                                      • Символ веры
                                        • Первый член Символа веры
                                        • Второй член Символа веры
                                        • Третий член Символа веры
                                        • Четвертый член Символа веры
                                        • Пятый член Символа веры
                                        • Шестой член Символа веры
                                        • Седьмой член Символа веры
                                        • Восьмой член Символа веры
                                        • Девятый член Символа веры
                                        • Десятый член Символа веры
                                        • Одиннадцатый член Символа веры
                                        • Двенадцатый член Символа веры
                                        • Кратко о церковных Соборах
                                          • I Вселенский Cобор
                                          • II Вселенский Собор
                                          • III Вселенский Собор
                                          • IV Вселенский Собор
                                          • V Вселенский Собор
                                          • VI Вселенский Собор
                                          • VII Вселенский Собор
                                          • Иноверие и инославие
                                          • Мысли святителя Феофана Затворника
                                          • Вера и наука
                                          • ЧАСТЬ 5. Духовная жизнь

                                          • Грех и борьба с ним
                                          • Почему добрые дела творить сложнее
                                          • Что такое страсти
                                          • Посты и их духовный смысл
                                            • Многодневные посты
                                            • Однодневные посты
                                            • Заповеди Божии
                                              • Первая заповедь
                                              • Пятая заповедь
                                              • Шестая заповедь
                                              • Седьмая заповедь
                                              • Девятая заповедь
                                              • Десятая заповедь
                                              • Евангельские заповеди блаженства
                                                • Вторая заповедь
                                                • Третья заповедь
                                                • Четвертая заповедь
                                                • Восьмая заповедь

                                                ЧАСТЬ 6. О храме и богослужении

                                              • Почему мы молимся в храме?
                                              • Храм и его устройство
                                              • Внутреннее устройство храма
                                              • Колокольный звон
                                              • Степени священства
                                              • Монашество и монастыри
                                              • Богослужения суточного круга
                                              • Всенощное бдение
                                              • Божественная литургия
                                                • Происхождение литургии
                                                • Какие бывают литургии
                                                • Последовательность и символическое значение литургии
                                                • Проскомидия
                                                • Значение поминовения на проскомидии
                                                • Литургия оглашенных
                                                • Литургия верных
                                                • Семь Таинств Церкви
                                                  • Таинство крещения
                                                  • Таинство миропомазания
                                                  • Исповедь, или Таинство покаяния
                                                    • Как готовиться ребенку к первой исповеди
                                                    • Таинство причащения
                                                    • Таинство елеосвящения (соборование)
                                                    • Таинство венчания
                                                    • Таинство священства
                                                    • Молебен
                                                    • Освящение жилища
                                                    • Загробная участь души и поминовение усопших
                                                      • Как молиться за усопших
                                                      • Дни особого поминовения усопших
                                                      • ЧАСТЬ 7. Церковные праздники

                                                      • Праздник в жизни православного христианина
                                                      • Пасха Христова и подвижный богослужебный круг
                                                        • Великий пост
                                                        • Вход Господень в Иерусалим
                                                        • Страстная седмица
                                                        • Пасха Христова и Светлая седмица
                                                        • Вознесение Господне
                                                        • Пятидесятница. День Святой Троицы
                                                        • Праздники месяцеслова (непереходящие)
                                                          • Рождество Пресвятой Богородицы
                                                          • Воздвижение Креста Господня
                                                          • Введение во храм Пресвятой Богородицы
                                                          • Рождество Христово
                                                          • Крещение Господне
                                                          • Сретение Господне
                                                          • Благовещение Пресвятой Богородицы
                                                          • Преображение Господне
                                                          • Успение Пресвятой Богородицы
                                                          • Дни памяти святых. Чины святости
                                                          • Икона — образ невидимого горнего мира
                                                          • ЧАСТЬ 8. Духовный мир

                                                            • Мир ангельский
                                                            • Духовность истинная и темная
                                                              • Православная молитва против оккультизма
                                                              • Православные чудеса
                                                                • Схождение Благодатного огня
                                                                • Облако на горе Фавор
                                                                • Чудо крещенской воды
                                                                • Мироточивые иконы и святые мощи
                                                                • Туринская плащаница
                                                                • www.pravoslavie.ru