Тормозная жидкость экспертиза

Оглавление:

Экспертиза тормозной системы (экспертиза износа колодок, экспертиза тормозных дисков, экспертиза тормозной жидкости, экспертиза исправности тормозной системы, экспертиза усилителя тормозов, экспертиза антиблокировочной системы Anti Block System (ABS), экспертиза антипробуксовочной системы Traction control system (TCS), экспертиза системы курсовой стабилизации)

Экспертиза тормозной системы легкового (грузового) автомобиля (экспертиза износа колодок, экспертиза тормозных дисков, экспертиза тормозной жидкости, экспертиза исправности тормозной системы, экспертиза усилителя тормозов, экспертиза антиблокировочной системы Anti Block System (ABS), экспертиза антипробуксовочной системы Traction control system (TCS), экспертиза системы курсовой стабилизации).

Современный легковой автомобиль оснащается системой дисковых (барабанных) тормозных механизмов, механизм действия которых следующий.

Гидравлически несжимаемая тормозная жидкость под действием рычага педали тормоза на поршень главного тормозного цилиндра создает давление в рабочих цилиндрах тормозной системы, приводя в движение колодки дискового (барабанного) суппорта. Сжатие колодок дискового (барабанного) тормоза в свою очередь оказывает воздействие на тормозной диск в виде силы трения, растущей пропорционально давлению гидравлической тормозной жидкости в системе гидравлических тормозов. В результате приложенной к тормозному диску силы трения осуществляется замедление его вращения, что влечет за собой замедление вращения колеса автомобиля, неразрывно связанного с данным тормозным диском, что в свою очередь влечет снижение скорости автомобиля.

Тормозная система грузового автомобиля (в отличие от легкового) как правило пневматического типа, то есть работающая на сжатом воздухе. которые приводятся в действие сжатым воздухом.

В тормозных механизмах пневматического типа сжатый воздух давит на поршень тормозного цилиндра, который преобразует давление воздуха в механическое усилие, передающееся через тормозную рычажную передачу на тормозные колодки. Современные пневматические тормоза позволяют регулировать тормозную силу, меняя давление воздуха в тормозных цилиндрах.

Современные автомобили также оснащаются множеством вспомогательных электронных систем, осуществляющих помощь водителю в экстренной ситуации (например экстренное торможение с блокировкой одного или нескольких колес в результате резкой смены дорожной обстановки).

Антиблокировочная система ABS (Anti Block System) осуществляет электронное управление клапанами гидравлической тормозной системы стравливая давление в тормозном суппорте в случае блокировки колеса в результате резкого торможения, осуществляя, таким образом, его разблокировку.

Антипробуксовочная система осуществляет выравнивание скорости вращения ведущих колес в результате резкого ускорения с пробуксовкой методом торможения колес, вращающихся быстрее.

Система курсовой стабилизации выравнивает скорость вращения левого и правого колеса в повороте методом торможения, что позволяет проходить данный “без заноса”.

s-et.ru

НЕ СГУБИ, БУТЫЛОЧКА

В магазинах сегодня – целые россыпи разномастных флаконов с надписью «Тормозная жидкость», один другого краше. Но насколько заявленные качества их содержимого соответствуют реальным требованиям безопасности? Чтобы узнать это, мы купили десять различных образцов тормозной жидкости (ТЖ) и отправились с ними в лабораторию.

Что проверяли?

Требования к тормозным жидкостям вытекают из условий их работы. При экстренном торможении температура ТЖ может повышаться до 200°С. Поэтому стандартами в первую очередь нормируется температура кипения, при которой растворенные в тормозной жидкости газы резко увеличивают свой объем и, естественно, снижают эффективность торможения. Чтобы этого не случилось, контролируют «сухие» жидкости, которые должны обладать высокой (230–270°С) температурой кипения.

Большинство используемых в настоящее время ТЖ гигроскопичны. Установлено, что за год эксплуатации жидкость в тормозной системе автомобиля может накопить 2–3% воды, в результате чего существенно снижается температура ее кипения. Стандартом нормируется температура кипения «мокрой» тормозной жидкости (в 100 граммов жидкости искусственно вводится 3,6 грамма воды). Для DOT4 эта температура находится в пределах 155–170°С.

При эксплуатации автомобилей в холодных климатических зонах ТЖ обеспечивает нормальное функционирование тормозной системы при температуре до -50°С. Для этого нормируется температура застывания.

Нормируются также высокотемпературная вязкость (при +100°С), характеризующая смазывающую способность жидкости, и низкотемпературная вязкость (при -40°С), оценивающая прокачиваемость жидкости по тормозной системе.

Содержание противокоррозионных и противоокислительных присадок в жидкости оценивается по водородному показателю рН. В среднем он должен укладываться в интервал 7.5–9,0.

Обязательно контролируется плотность тормозной жидкости, которая указывает на принад-лежность жидкости к семейству гликолевых (1,04–1,07) или минеральных (менее 1,02).

В наших исследованиях также определялись коэффициент преломления (на рефрактометре) для оценки состава жидкости и содержание влаги экспресс-методом (с применением прибора с тремя светодиодными индикаторами: зеленый – влаги до 1,5%, желтый – влаги 1,5 – 3,0 и красный – свыше 3%).

Кого проверяли?

Для испытаний были приобретены десять образцов тормозных жидкостей, пять произведенных в России и столько же иностранных. Все образцы – приблизительно одного стандарта DOT4. Почему приблизительно? Некоторые производители на этикетке ставят цифру 4 без обозначения DOT, а кто-то и стандарт DOT4 указывает, хотя на самом деле жидкость этому классу не соответствует.

Наши образцы сначала прошли испытания на температуры кипения «сухой» и «увлажненной» жидкости. В результате выяснилось, что по этим показателям только одна из отечественных жидкостей соответствует классу DOT4 – РосDOT4. Из иностранных высокий класс подтвердили три образца: Mannol, TCL и Neste. Остальные можно отнести только к классу DOT3. Это означает, что тормозная система современного автомобиля не будет иметь заложенную производителем надежность.

Опасная тенденция

Многие СТО имеют приборы для определения влажности ТЖ. Внешне он похож на авторучку, с тремя светодиодами: зеленый, желтый и красный. Зеленый говорит, что все нормально, воды в тормозной жидкости не более 1,5%. Желтый предостерегает – воды от 1,5 до 3,0%. Красный предупреждает о необходимости замены жидкости: воды в ней более 3,0%.

Мы воспользовались подобным прибором для определения влажности и получили неожиданные результаты. На одном образце («Роса 4») сразу загорелся красный светодиод, то есть тормозная жидкость от производителя не пригодна к эксплуатации. Еще два образца, долго работать не готовы («Томь 4» и Sintec). Закономерно, что у этих трех образцов должна быть низкая температура кипения, что и подтвердили исследования. Elf и Castrol подмигивали зеленым, хотя температуру кипения давали низкую.

Можно, конечно, усомниться в точности показаний этого прибора, хотя на заведомо качественных жидкостях прибор не дал повода усомниться в своей компетентности.

Следующее испытание – температура застывания. Очевидно, что жидкость, служащая для передачи давления, должна сохранять приемлемую текучесть даже при сильном морозе. Иначе возрастает ее вязкость и, соответственно, время срабатывания тормозной системы. Наиболее чувствительны к изменению вязкости жидкости тормозные системы с ABS. Вязкость нормируется не только при отрицательной температуре, но и при +100°С. В нашем случае в «положительный» норматив не уложились два образца: «Томь4» и Sintec.

Все тормозные жидкости по химическому составу можно разделить на три типа:

1. На основе касторового масла и бутанола (минеральные)

2. На гликолевой основе (двухатомные спирты)

3. На нефтяной основе (углеводородные)

Первый тип жидкостей используется в старых автомобилях, и в современных скоростных не применяется. В первую очередь — из-за низкой температуры кипения и высокой температуры застывания.

www.38a.ru

Главная | Автомобили | Все для авто | Жидкость для тормозов

Надежность и безотказность тормозной системы напрямую зависит от свойств применяемой тормозной жидкости. Это понимает любой водитель. В тоже время многообразие марок тормозных жидкостей на прилавках магазинов затрудняет выбор потребителя, а иногда и настораживает – все ли продукты качественные, или хотя бы работоспособные.

Специалисты Института потребительских экспертиз решили проверить основные показатели 17 марок тормозных жидкостей, по которым можно судить о надежности жидкости в эксплуатации, и узнать, что же продают в автомагазинах под видом «качественной» тормозной жидкости. Из них восемь оказалось украинского производства (ТСХ – Химреактив, Велвана, Тектрон (Аляска и Ойлрайт), Океан, ВАМП Гост, ВАМП Соболь, ВАМП Рось, ВАМП Полюс, ВАМП Премиум, МФК), два — российского производства (Тосол-Синтез, Дельфин индастри), один белорусский образец (Ваксойл) и три представителя «дальнего» зарубежья (Castrol, Mobil, Liqui Moly). Все они по утверждению производителей, кроме ВАМП Премиум (DOT 5.1), принадлежат к классу DOT 4.

Образцы были опечатаны и доставлены сразу в две независимые друг от друга лаборатории, сертифицированные на подобного рода работы. Таким образом, при дальнейшем сравнивании полученных результатов, гарантировался объективный результат.

Тормозная жидкость – это вещество, предназначенное для работы в сложных условиях, поэтому в лабораториях образцы тормозных жидкостей проверялись по шести основным показателям — температуре кипения сухой и увлажнённой жидкости, уровню рН, плотности, содержанию воды, вязкости при разных температурных режимах.

Как известно, в процессе торможения автомобиля выделяется много тепловой энергии, которая частично уводится набегающим потоком воздуха, а частично поглощается гидроприводом, причём роль теплоносителя выполняет и тормозная жидкость. Если жидкость закипит, то образовавшиеся паровые пробки могут привести к отказу тормозов. Поэтому одним из самых главных показателей качества тормозной жидкости является температура кипения.

Различают две температуры кипения тормозной жидкости: температуру кипения «сухой», ненасыщенной влагой жидкости, и «увлажненной», содержащей до 3,5 % влаги (температура кипения «увлажненной» косвенно характеризует температуру, при которой жидкость будет «закипать» через 1,5-2 года ее работы в гидроприводе тормозов автомобиля).

Важны и низкотемпературные свойства жидкости, особенно в условиях наших зим. Эти свойства нормируются кинематической вязкостью жидкости при минус 40 °С. Вязкость должна быть не выше нормируемых значений. Иначе нарушится текучесть жидкости через каналы и отверстия тормозной системы, что приведет к снижению быстродействия или даже отказу тормозов. При этом отказ может произойти при любой отрицательной температуре.

Антикоррозионные свойства жидкостей оценивали косвенно — по водородному показателю рН. В спецификациях изготовителей обычно нормируется диапазон значений 7,0 – 11,5 ед. При значении рН ниже 7,0 возможна коррозия черных металлов, а при рН выше 11,5 – возможна коррозия алюминиевых сплавов. Оба вида коррозии недопустимы в тормозной системе.

Анализ результатов испытаний

По итогам тестирования, эксперты разбили результаты на несколько групп.

Категория «Рекомендуемые» — лидеры по проверенным показателям. В этой категории 5 образцов из 17. Все они соответствуют международным требованиям к тормозным жидкостям класса DOT-4. Это три импортных образца Castrol, Mobil и Liqui Moly, и два «наших» — российский и украинский бренды: РосДот-4 (Тосол-Синтез) и Velvana Дот-4 (СП «Велвана»).

Категория «Условно рекомендуемые». Здесь оказалось три образца Sintec Дот-4 (ТОВ «ТСХ-Химреактив»), VAMP Premium 5.1 и Аляска Дот-4 (ООО «Тектрон»). Образцы не соответствуют требованиям класса DOT-4 по температуре кипения. Но эти же значения с запасом соответствуют классу DOT-3.. Образец Аляска Дот-4 имеет небольшое отклонение по вязкости при – 40 °С, но поскольку это значение не выходит за пределы требований DOT-4, его можно считать приемлемым. Образец VAMP Premium 5.1 стоит особняком. При отличных показателях для класса DOT-4, он не дотягивает до своих заявленных характеристик – жидкости класса 5.1 по классификации ISO – 4925.

Кстати, жидкостей этого класса даже среди импортных пока немного. Новые, более жесткие, требования (класс 5.1 и класс 6) по классификации ISO – 4925 обусловлены применением в тормозах систем ABS, ESP нового поколения.

Категория «Под вопросом». В этой категории оказалось 5 образцов. У двух образцов Ойлрайт Дот-4 (ООО «Тектрон») и Аляска Дот-4 (ЗАО «Делфин Индастри») имеются отклонения по температуре кипения увлажненной жидкости даже для класса DOT-3, не говоря о заявленном для этих марок DOT-4.

То же можно сказать о трех образцах производителя ПП «Люмо» (торговая марка «ВАМП») – Гост, Рось, Соболь, Полюс. У этих образцов имеются отклонения от требований DOT-3 и DOT-4 и по вязкости при – 40 °С: значения на 10 – 15 % выше допустимой нормы.

Категория «Не рекомендуемые». Здесь из исследованных 17 оказалось 4 образца. У образцов Океан Дот-4 и МФК Дот-4 вязкость при – 40 °С выше нормы на 60 – 90 %, но по крайней мере соответствуют температуре кипения. У образцов Super DOT – 4 (ТОВ «Экспохим»), и Vaxoil Дот – 4 (ООО «Ваксойл») полностью неприемлемая картина: вязкость при – 40 °С выше нормы на 400 – 600 % (!!) и не соответствует температура кипения увлажнённой жидкости. Образец Super DOT – 4 (ТОВ «Экспохим») может также вызвать коррозию стали и чугуна деталей системе торможения.

К сожалению, из исследованных 17 образцов тормозных жидкостей заявленному классу DOT-4 полностью соответствуют только 6. Это три импортных образца (Castrol, Liqui Moly, Mobil), один российский: РосДот-4 (Тосол-Синтез); и два украинских образца: Velvana Дот-4 (СП «Велвана») и VAMP Premium 5.1 (ТОВ «Вамп»). Классу DOT-3 (но при заявленном DOT – 4) соответствует Sintec Дот – 4 (ТОВ «ТСХ-Химреактив») и с небольшим допущением Аляска Дот – 4 (ООО «Тектрон»).

Из 17 марок тормозных жидкостей 9 имеют отклонения от требований DOT-3 и DOT-4 в первую очередь по низкотемпературной вязкости (у двух образцов отклонения совершенно неприемлемые). В ряде случаев имеются отклонения и по температуре кипения.

Изготовителям жидкостей с отклонениями можно порекомендовать в первую очередь доработать низкотемпературные свойства жидкостей. Здесь можно отметить, что тормозная жидкость является материалом, отвечающим за безопасность жизни участников дорожного движения. Исходя из этого, невыполнение технических требований является уже юридическим нарушением с серьезной ответственностью.

Потребителям же эксперты рекомендуют покупать жидкости крупных производителей, которые не только показали лучшие результаты в тесте, но и имеют одобрения, допуски автопроизводителей. Если говорить о соотношении «цена – качество», то победителями теста можно считать образцы: РосДот-4 (Тосол-Синтез); Velvana Дот-4 (СП «Велвана»).VAMP Premium 5.1 (ТОВ «Вамп») тоже мог бы войти в группу лидеров, если бы на его упаковке чётко значилось значение DOT – 4. При технических показателях, мало отличающихся от дорогих импортных образцов, эти жидкости имеют намного меньшую цену.

Менять тормозную жидкость рекомендуется как минимум раз в два года, ведь от этого зависит зачастую не только безопасность, но и жизнь.

kachestvo.ru

Тормозные жидкости: что под педалью?

И з двух десятков тормозных жидкостей (ТЖ), приобретенных зарулевцами для очередной экспертизы, только 11 оказались «неподсудными».

Честно говоря, немного страшно, что такая проблема существует. Это уже не тот случай, когда можно верить байкам продавца, что он сам пользуется тем, что продает.

Как мы обычно покупаем «тормозуху»? Да никак: нам ее заменяют или доливают на сервисе. Что они там зальют – дело темное, но зато мы как бы снимаем с себя ответственность за неправильный выбор тормозной жидкости. Будем рассчитывать на то, что грамотный сервисмен откроет прилагаемое к машине описание, выяснит, какая тормозуха ей нужна (скажем, DOT 4), и купит…

А что он купит-то? Выбор – огромный, но чем один флакон хуже другого? Давайте взглянем на итоги экспертизы.

Что у нас под педалью?

Кроме физико-химических свойств тормозных жидкостей, проверяли и доливы/недоливы. Это, конечно, не так уж важно при оценке качества товара, но все же характеризует порядочность изготовителя. Оказалось, не зря: кое-где пожадничали, недолив до 10%! Но это все ерунда в сравнении с основным показателями: две «тормозухи» на морозе загустели почти вдесятеро больше допустимого! Продавите вы такую педаль или нет – трудно сказать. Мы уже не говорим, к чему может привести проваленная на 15°С температура кипения! При нагреве дела не лучше: шесть жидкостей закипели раньше положенного. Пользоваться этим нельзя.

LTHS100 позволяет определять температуры кипения сухой и увлажненной жидкости.

Любопытно, что далеко не все флаконы имеют запайку фольгой под пробкой. Это, во-первых, улучшает герметичность (очень важно для гигроскопичных тормозных жидкостей), а, во-вторых, затрудняет то самое разбодяживание «на местах». Но без фольги оказались такие мэтры как CASTROL или, скажем, Mobil! Надо полагать, у «великих» свой взгляд на впитывание воды…

Metler Toledo – это рН-метр для определения показателя активности ионов водорода.

Немножко о терминологии

Температура кипения сухой жидкости. Определяет работоспособность исходной жидкости без образования воздушных пробок в тормозных системах с высокими температурами эксплуатации. Более высокая температура кипения сухой жидкости косвенно говорит о более длительном допустимом периоде эксплуатации ТЖ.

Температура кипения увлажненной жидкости. Показывает, какая температура кипения будет в конце периода эксплуатации ТЖ (примерно через 1,5 – 2 года). Это минимальная температура, при которой тормозная система работает исправно. При дальнейшем увлажнении (или несоответствии этого показателя требуемому) вас ждет образование воздушных пробок, проваливание педали тормоза в пол и… попадание в сводку о ДТП…

Кинематическая вязкость при 100° С. Ограничивает использование более жидких компонентов для гарантии определенного гидравлического сопротивления и исключения возможных протечек в местах уплотнений и стыков деталей тормозной системы.

Кинематическая вязкость при – 40° С. Это тот максимум вязкости, при котором система обеспечивает безопасность авто. За ним ТЖ становится очень вязкой, не позволяя быстро продавить педаль тормоза из-за высокого гидравлического сопротивления.

рН (показатель активности ионов водорода). Показывает вид среды: она бывает кислая, нейтральная или щелочная. Кислая среда не допускается: это чревато коррозией металла, щелочная же среда вредна для резины. Производитель подбирает рН продукта от нейтрального до слабощелочного, чтобы обеспечить максимальную совместимость жидкости с материалами тормозной системы.

Электропроводность. Параметр не нормируется, но часто используется при экспресс-анализах ТЖ. Принцип прост: электропроводность сухой жидкости при добавлении воды увеличивается. Внимание: исходная электропроводность у всех ТЖ разная! Стало быть, чтобы использовать специальный тестер для проверки ТЖ, нужно либо иметь в запасе запечатанный флакончик с точно таким же содержимым, либо, залив свежую в бачок, тут же измерить и записать на память значение ее электропроводности! А просто «ткнуться» подобным прибором в незнакомый автомобиль нельзя: эти показатели ни о чем вам не расскажут.

Разгоняясь, всегда нужно быть уверенным, что тормозной путь не приведет в больницу.

Вопросы и ответы

Что является причиной изменения цвета послужившей тормозной жидкости?

В процессе работы происходит сильный нагрев и окисление жидкости. Это приводит к потемнению продукта. Второе – взаимодействие с резиновыми деталями при высокой температуре. И третье – продукты коррозии и износа.

Взаимозаменяемы ли современные ТЖ?

Лучше никогда не смешивать их. О древних жидкостях типа БСК речь вообще не идет (это смесь бутилового спирта и касторового масла). Но и современные ТЖ отличаются друг от друга: скажем, DOT 5 – на силиконовой основе (SBBF), а DOT 3, DOT 4, DOT 5.1 – на гликолевой (NSBF), точнее, на смеси гликолей и их эфиров. А она не смешивается с силиконовой. Гликолевые жидкости DOT 3, 4, 5.1 между собой смешивать можно, но никто не проводил эксплуатационных испытаний таких смесей!
Если производитель на этикетке указывает, что данная жидкость смешивается с другими качественными жидкостями той же классификации, то, тем самым, он принимает на себя гарантийные обязательства.

Можно ли в современное авто заливать, скажем, DOT 3?

Известны случаи, когда даже спортсмены вынуждены были заливать в тормозной бачок воду! Но это – крайний вариант в безвыходной ситуации, когда требуется просто доехать любой ценой, пусть и медленно. Так и здесь: подобная замена оправдана разве что в критической ситуации – если забыть при этом про агрессивную езду. Температура кипения DOT 3 ниже, чем у DOT 4, а конструкторы авто в стремлении минимизировать размеры тормозных механизмов закладывают все большие допустимые температуры. Совет – применять только ту ТЖ, которая указана производителем автотранспорта.

О чем говорят надписи DOT на упаковках?

К сожалению, надписи DOT, как правило, ни о чем не говорят. Производители заявляют, что их жидкости соответствуют стандарту американского департамента транспорта FMVSS 116 DOT4, но ни на одной упаковке нет ссылок на одобрение, к примеру, «Фольксвагеном» или «Шкодой». Все производители автомобилей указывают лишь требование соответствия стандартам DOT, SAE, ISO или JIS. Чтобы подтвердить реальное соответствие жидкостей этим стандартам, необходимо провести полный комплекс испытаний в сертифицированной лаборатории (например, ABIC, США). Но, в отличие от тех же масел, это экономически невыгодно, поскольку объемы потребления ТЖ гораздо скромнее «масляных».

Обычно сервисная книжка предписывает замену ТЖ каждые 60 тыс. км – насколько это критично?

Тормозные жидкости гигроскопичны, а потому со временем температура их кипения падает. Через 2 – 3 года она снижается примерно до 150 – 170 °С, что может вызвать появление воздушных пробок и, в итоге, отказ тормозной системы. У увлажненной жидкости в зимнее время также резко увеличится низкотемпературная вязкость. Повысится в присутствии влаги и коррозионная активность. На худой конец следует хотя бы подливать свежую ТЖ: температура кипения при этом несколько вырастет, но не намного. Замена, конечно, предпочтительнее.

Тормозам доверяй, но проверяй

Что же выбрать? Ну, допустим, обнинский SINTEC: представители этой фирмы отработали без проколов. Из ненашенских отметим Hi-Gear. Все цифры – в таблицах ниже. Заявленные продукты пронумерованы от N1 до N20.

automps.ru

Экспертиза тормозных жидкостей DOT 4, DOT 5.1, DOT 6 (Автомир)

Редакция журнала «Авто Мир» организовала тест автомобильных тормозных жидкостей, представленных несколькими популярными торговыми марками. О полученных результатах рассказывает Юрий ВАСИЛЕНКО.

На тест были приобретены 12 образцов наиболее ходовых тормозных жидкостей. Их отправили на исследование в 25-й ГосНИИ МО РФ. Здесь в ходе испытаний, которые проводились совместно с порталом autoparad.ru, оценивались несколько параметров. Один из наиболее важных — температура кипения тормозной жидкости. Как известно, в процессе работы тормозной системы ее исполнительные механизмы сильно нагреваются. Часть тепла от разогретых колодок, дисков и барабанов поглощается гидроприводом и, соответственно, тормозной жидкостью. Если ее перегрев приведет к закипанию, то образовавшиеся паровые пробки в полости рабочего цилиндра заметно понизят давление в контуре и, как следствие, резко уменьшат эффективность всей тормозной системы.

Во время теста температуру кипения жидкости измеряют дважды. Первый раз — сразу после вскрытия флакона, второй — после добавления в тормозную жидкость определенного количества влаги. Таким образом имитируются условия, при которых от длительного контакта с воздухом полигликолевый состав (основа «тормозухи») адсорбирует из него водяные пары.

Еще один важный этап теста тормозных жидкостей — контроль их низкотемпературных показателей. В числе этих параметров проверялась кинематическая вязкость, которая характеризует прокачиваемость гидропривода зимой. Согласно стандарту FMVSS 116 кинематическая вязкость жидкостей DOT 4 на сорокаградусном морозе не должна превышать 1800 мм2/с.

Эксперты исследовали у образцов и активность ионов водорода (индекс рН), который определяет антикоррозионные качества жидкостей. Этот параметр должен находиться в пределах от 7 до 11,5 единицы. Чем ближе к нижней границе данного диапазона, тем лучше.

Прежде чем мы обратимся к результатам теста, несколько слов о спецификации DOT, которые представлены различными классами. Напомним, что требования к составу и параметрам тормозных жидкостей сформулированы в национальных технических стандартах, большинство из которых разработано на основе американских отраслевых норм SAE J-1703 и требований федерального стандарта США по безопасности автомобилей (FMVSS 116). Американцы классифицируют все тормозные жидкости по классам DOT (Department of Transportation). Начальный уровень, ниже которого они не могут быть допущены к производству, — DOT 3. Российский аналог этой группыжидкость старого поколения «Нева».

К спецификации DOT 4 относят жидкости с улучшенными характеристиками, которые рассчитаны на работу в автомобилях с дисковыми тормозами. В настоящее время на рынке преобладают продукты именно этого класса, и в нашем тесте присутствуют восемь образцов отечественного и зарубежного производства (см. табл. 1). Их температурные и вязкостные характеристики уже изложены выше.

О спецификациях

Отдельной группой в нашем тесте выступают две жидкости последнего поколения, созданные в соответствии с новым стандартом 150-4925, разработанным Международной организацией стандартизации для электронноуправляемых тормозных систем. В нем тормозные жидкости, качество которых отвечает требованиям систем ABS, вынесены в отдель¬ный класс — DOT 4 класса 6. Эти продукты представлены отечественными жидкостями ROSDOT 6 Advanced ABS Formula и Sintec Euro DOT 6 (см. табл. 2). По стандарту их температурные и вязкостные характеристики должны быть заметно лучше, чем у обычных продуктов DOT 4. В частности, температура «сухой» жидкости не должна опускаться ниже 250°С, температура увлажненной — не ниже 165°С, а кинематическая вязкость не должна превышать 750 мм2/с! Еще одна группа продуктов — это жидкости спецификации DOT 5 класса 1. Согласно стандарту ISO- 4925 их температурные показатели еще жестче, чем у DOT 4 класса 6. Температура «сухой» жидкости не должна опускаться ниже 265°С, температура увлажненной — не ниже 180°С. А вот по вязкости требования послабее — она не должна быть ниже 900 мм2/с. Жидкости DOT 5.1 не так широко распространены на рынке, как DOT 4, тем не менее в тесте они тоже присутствуют (табл. 2). Это AWM DOT 5.1 (CILIA) и Liqui Moly DOT 5.1 (Германия).

Изучаем результаты

Результаты испытаний показали, что в группе из восьми обычных жидкостей DOT 4 есть два некондиционных образца — Unix DOT 4 и Vitex DOT 4, которые не удовлетво¬ряют требованиям стандарта по вязкости и температурным показателям. Использовать их просто опасно.

Все проверенные тормозные жидкости зарубежного производства с запасом укладываются в требования стандартов.

Все остальные образцы с запасом уложились в требования нормативов. Применяя любой из этих продуктов, можно быть уверенными, что тормоза уже никогда не подведут. Если сравнивать температуру кипения сухой жидкости, то здесь лучшие абсолютные результаты у Liqui Moly DOT 4, Sintec Euro DOT 4, и NGN Brake Fluid DOT 4. В свою очередь, по температуре кипения увлажненной жидкости лучшие абсолютные результаты показывают Sintec Euro DOT 4, Mannol DOT 4 и ROSDOT 4. Что касается абсолютных значений вязкости при —40°С, то здесь лучшие показатели демонстрируют Sintec Euro DOT 4, NGN Brake Fluid DOT 4 и Mannol DOT 4.

Порадовали нас результаты теста жидкостей DOT 4 класса 6. И ROSDOT 6 Advanced ABS Formula, и Sintec Euro DOT 6 с большим запасом уложились в требования стандарта. Достаточно сказать, что температура кипения «сухой» и увлажненной жидкости у обоих образцов более чем на 6% превышает нормативный показатель.

Наконец, третья группа — жидкости DOT 5 класса 1.

Здесь оба образца — и немецкий Liqui Moly DOT 5.1, и американский AWM DOT 5.1 — также показали отличные результаты, которые намного превышают требования стандарта ISO-4925.

Краткие выводы

В заключение порекомендуем читателям ответственно подходить к выбору тормозной жидкости. Результаты теста и описания конкретных образцов позволят автолюбителям лучше сориентироваться в многообразии тормозных жидкостей и избежать приобретения некачественных продухитов. А таковые, к сожалению, встречаются.

Sintec Euro DOT 4 (Россия)

Продукт марки Sintec, производство которого налажено на крупном химическом предприятии «Обнинскоргсинтез», уже успел приобрести популярность у автолюбителей. Что неудивительно, поскольку в нашем тесте по двум параметрамтемпературе кипения сухой, а также увлажненной жидкости — этот образец продемонстрировал самые высокие показатели среди прочих участников, имеющих стандартную спецификацию DOT 4.

Liqui Moly DOT 4 (Германия)

Отменное немецкое качество, так можно охарактеризовать данный образец исходя из результатов теста. Такое мнение об автохимии Liqui Moly у наших экспертов сложилось уже давно, после многократных испытаний других технических жидкостей этого бренда (например, антифризов и омывателей), в ходе которых последние не раз занимали лидирующие позиции. В числе достоинств продукта — стабильность температурных показателей и информативная этикетка на русском языке, хотя он производится и фасуется в Германии.

ROSDOT 4 (Россия)

Состав ИОБООТ 4 от компании «Тосол-Синтез» по-своему уникален. Это единственная из отечественных тормозных жидкостей, которая официально прошла в США полный цикл испытаний на соответствие современным международным стандартам. ROSDOT 4 соответствует спецификациям многих автопроизводителей и в настоящее время используется при первой заливке на конвейерах нескольких крупных автозаводов.

NGN Brake Fluid DOT 4

Высококачественная синтетическая тормозная жидкость производства компании Еиго! (Нидерланды) для современных тормозных систем и сцеплений. Продукт обеспечивает повышенную надежность благодаря экстремально высокой точке кипения — по этому показателю голландская тормозная жидкость числится в лидерах. В ходе теста данный образец продемонстрировал лучший абсолютный результат по кинематической вязкости.

Mannol DOT 4 (Германия)

Синтетическая тормозная жидкость Mannol DOT 4, производство которой налажено в Германии, хоро¬о знакома автомобилистам. Она уже не первый год поставляется в нашу страну и неоднократно тестировалась авторитетными экспертными организациями России. Высокое качество продукта подтверждено и результатами нынешних испытаний. По абсолютным значениям таких показателей, как температура кипения увлажненной жидкости и кинематическая вязкость при -40°С, тормозная жидкость от Mannol фигурирует в числе лучших.

Luxe DOT 4 (Россия)

Продукт попадает в наш тест не первый раз. В свое время к нему были серьезные претензии по температуре кипения увлажненной жидкости—она не соответствовала нормам стандарта FMVSS 116. В ходе нынешних испытаний Luxe DOT 4 уложился в нормативы, но у экспертов есть претензии к этикетке. Там не указаны номер партии и дата производства, а значит, потребителю неизвестен гарантийный срок использования тормозной жидкости.

Unix DOT 4 (Россия)

Этот отечественный продукт не уложился в требования стандарта по двум показателям — температуре кипения увлажнённой жидкости. а также кинематической вязкости, измеренной при -40С. Последний параметр оказался беспрецендентно высоким — 18036 мм/с. Иначе говоря. его значение более чем на порядок пивысило разрешённый для DOT 4 пороговый уровень в 1800 мм/с. Использовать эту тормозную жидкость, особенно зимой, крайне опасно.

Vitex DOT 4 (Россия)

Еще одна «тормозуха» спецификации DOT 4, характеристики которой не соответствуют стандарту FMVSS 116 В первую очередь по температуре кипения «мокрой» тормозной жидкости — во время теста она стала «булькать» уже при +147°С, тогда как норматив — не менее +155РС. Vitex DOT 4 не удовлетворяет требованиям FMVSS 116 по кинематической вязкости, которая более чем в два раза превышает допустимое значение (4380 мм2/с при нормативе 1800 мм2/с).

ROSDOT 6 Advanced ABS Formula

Новая тормозная жидкость от фирмы «Тосол-Синтез», предназначенная для современных тормозных систем, оснащенных ABS и другими электронными системами. Продукт с большим запасом укладывается в требования стандарта ISO-4925. Его применив намного сокращает время срабатывания тормозов в сравнении с обычными тормозными жидкостями, что значительно повышает пассивную и активную безопасность при экстренном торможении.

Sintec Euro DOT 6 (Россия)

Новый продукт в производственной программе компании «Обнинскорг-синтез», разработанный в соответствии с требованиями стандарта ISO-4925 по спецификации РОТ 4 класса 6. Жидкость рекомендована для современных автомобильных тормозных систем с электронным управлением. В числе главных особенностей продукта — низкая кинематическая вязкость при минусовых температурах и стабильность высокотемпературных показателей.

Liqui Moly DOT 5.1 (Германия)

Продукт DOT 5 класса 1 от Liqui Moly производится в Германии, что в значительной мере гарантирует его качество. Это синтетическая жидкость нового поколения для автомобилей, оснащенных системами ABS. Ее отличают низкая кинематическая вязкость при отрицательных температурах, а также отменные температурные характеристики. Так, температура кипения увлажненной жидкости Liqui Moly DOT 5.1 не опускается ниже +189°С. Это самое высокое значение по результатам теста.

AWM DOT 5.1 (США)

Тормозная жидкость американской корпорации AWM Group LLC предназначена для использования в гидравлических барабанных и дисковых тормозных системах и системах сцепления, комбинированных с ABS и ASC. AWM DOT 5.1 имеет повышенную температуру кипения увлажненной жидкости (+188°С против нормативных +180°С), что существенно увеличивает температурный резерв состава в условиях повышенной влажности. Измеренная температура кипения сухой жидкости +275°С, что также намного больше нормативного значения +260°С.

Наименование тормозных жидкостей и их основные параметры

autolubricants.info